На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности ценообразования в общественном питание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
 

Введение
    Ценообразование на потребительском рынке
      Роль и значение цены в рыночной экономике
      Система цен, их классификация и характеристика
      Формирование цены, ее состав. Особенности ценообразования в общественном питание.
 
    Особенности ценообразования в общественном питание
      Калькуляция блюд
      Экономическое обоснование торговых надбавок и наценок питания, формирование продажной цены
      Анализ средней продажной цены блюда
 
    Вывод 

     Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка  требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Далеко не все  знают, что в экономике применяются  десятки миллионов цен, что под  единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному.
В ценовом  механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего Ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Изучению данных вопросов и посвящена данная работа. 
 
 
 

I. Ценообразование на потребительском рынке. 

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей.
Политика ценообразования  предопределяет как краткосрочные, так и долгосрочные показатели прибыльности деятельности компании. В краткосрочном периоде ценообразование оказывает самое большое влияние на показатели прибылей и убытков. Например, для средней компании, валовая норма прибыли которой равна 40%, а норма чистой прибыли - 10, повышение цены на товар на 10% означает удвоение прибыли, а снижение цен на 10% -нулевую рентабельность. Увеличение же объема продаж на 10% приведет к повышению прибыли только на 40%, а аналогичное снижение накладных расходов - на 30%. Даже если повышение цены на товар на 10% обусловит сокращение спроса на ту же величину, валовая прибыль компании увеличится приблизительно на 50%. Таким образом, политика ценообразования оказывает огромное влияние на эффективность деятельности компании. Обычно эффективное ценообразование - единственный способ, с помощью которого руководство имеет возможность практически мгновенно добиться увеличения получаемой компанией прибыли.
На решение  о первоначальной цене товара оказывают  влияние основные маркетинговые  и финансовые цели компании. Поскольку  фирмы выпускают разнообразные  товары, появляется необходимость применения портфельного подхода. Обычно выделяют четыре цели стратегического ценообразования. 

· Уборка урожая. Если товар завоевал определенное количество приверженцев, но при этом он должен выдерживать растущую конкуренцию  с продуктами более высокого качества или предлагаемыми по низким ценам, целесообразным представляется сохранение его высокой цены, в результате чего доля рынка компании значительно сократится. Полученные средства вкладываются в разработку и продвижение новых товаров. 

· Сохранение доли рынка. В том случае, когда товар  обладает долгосрочной стратегической ценностью, цель компании состоит в  сохранении своей доли рынка. Чтобы  оставаться конкурентоспособной, она  назначает цены, ориентируясь на цены конкурентов. 

· Рост. Если компания стремится к тому, чтобы ее обладающий отличительным преимуществом товар занял место на привлекательном рынке, в качестве основного оружия для завоевания рыночного «плацдарма» или его расширения она использует цены (например, производитель застежек-молний компания YКК завоевала доминирующее положение на мировом рынке, используя как раз такую стратегию). 

· Лидерство  по качеству. Некоторые компании стремятся  стать лидером в рыночной нише престижных дорогих товаров. Такие  компании, как Rolex, Roll-Royce, игнорируют массовый рынок и предназначают свои товары для покупателей, имеющих возможность заплатить большие деньги за первоклассный товар. 

Данные стратегии  ценообразования отличаются тем, что  часть из них направлена на проникновение  на рынок, а другие - на «снятие сливок». В первом случае компания устанавливает максимально низкие цены для того, чтобы расширить рынок и увеличить свою долю на нем. Стратегия «снятия сливок» заключается в достижении высокой нормы прибыли на единицу продукции путем установления высоких цен, т.е. привлечения небольшого слоя не чувствительных к цене покупателей.
ценовая политика фирмы заключается в том, чтобы  устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости  от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи.  

В условиях рынка  все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им. В условиях постоянного усиления конкуренции фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки. 

В мировой практике существуют 2 принципа ценообразования:
централизованный - существует в условиях плановой экономики;
децентрализованный - существует в условиях рыночной экономики. 

Виды ценообразования
установление  цен на новые товары:
установление  цен на новые оригинальные товары: 

продажа товаров  по более высокой цене;
продажа товаров  по более низкой цене;
установление  цен на товары имитаторы
установление  цен на товарную номенклатуру
на основные товары;
на дополнительные товары;
на товары, являющиеся обязательной принадлежностью;
на побочные товары;
установление  цен по географическому принципу:
зональные цены;
базисные цены;
франкостанция отправления и франкостанция  назначения;
установление  цен со скидками и зачетами:
скидки за форму  расчета: наличные, безналичные, в свободно-конвертируемой валюте;
скидки за количество проданного товара;
функциональные  скидки: предприятие-изготовитель предоставляет  скидку торговым предприятиям;
сезонные скидки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Роль  и значение цены в  рыночной экономике.
 
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара (продукции, изделия  и т.п.), или, другими словами, денежное выражение стоимости товара (продукции, изделия и т.п.).
Цена выступает  главным ориентиром поведения предприятия  на рынке, от нее непосредственно  зависит, какие издержки будут возмещены  в процессе реализации товаров, какие  нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:
    -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);
     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов и т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы. 

Функции цены
Еще один способ проникновения в суть цен состоит  в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.
1.Учетная  функция
Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
2.Cтимулирующая  функция
Роль этой функции  состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый  в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
3.Распределительная  функция
Эта функция  связана с колебаниями цены под  воздействием рыночных факторов. С  помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
4.Функция  балансирования спроса и предложения
Посредством цен  в экономике осуществляется связь  между спросом и предложением и следовательно между производством  и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
5.Функция  цены как инструмента  рационального размещения  производства
Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений  в экономике. Складывающийся уровень  цен по отраслям и сферам экономики  способствует переливу капитала из одной  сферы в другую. При этом решение  об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
6.Социальная  функция 
С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
7. Внешнеэкономическая  функция 
выступая в  роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Цены играют важную роль не только в экономике  в целом, но и в предпринимательской  деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль  и рентабельность. Цены выступают  основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций. 

1.2 Система цен, их  классификация и  характеристика
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются:
оптовые цены;
закупочные цены;
розничные цены;
тарифы на услуги транспорта.
Основные блоки  цен в свою очередь включают в  себя ряд подблоков. В основе взаимосвязи  всех цен, образующих единую систему, лежит  принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен.
 Ведущую и  определяющую роль во всей  системе цен играют цены на  продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без ис­ключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.
Чем вызвана  столь тесная взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему?
Она обусловлена  в основном двумя важными обстоятельствами.
1. Все цены  формируются на единой методологической  основе. Этой основой являются  законы стоимости, спроса и  предложения.
2. Все предприятия  (фирмы), производства и отрасли,  хозяйственная деятельность которых  обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др. 

Вместе с тем  взаимосвязь и взаимозависимость  цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение. 

Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в  которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики. 

Система цен  характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам  товарного обслуживания:
- оптовые цены,  по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу  отражения транспортных расходов:
-  цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
 По формам  продаж:
- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;
 - цены ярмарок и выставок (часто льготные);
-  аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
 Аукционы (публичные торги) бывают трех   типов:
   1.С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
   2.Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
  3.С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует  возможность сравнения с запросами других покупателей.
  По стадиям  продажи:
- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени  регулирования:
- жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
- свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
 По степени  устойчивости во времени: 
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1.Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного заказа с  учетом его технических и коммерческих условий;
2.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).
Базовый, или  установленный, уровень цены может  быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
  -  скидки  за оплату наличными; 
  -  сезонные  скидки за покупку вне сезона;
- скидка за  количество или серийность при  покупке количества товара, увеличивающегося  по      сравнению с заранее  определенным;
- скидка за  оборот (бонусная) по определенной  шкале в зависимости от оборота,  достигнутого в течение согласованного  сторонами срока;
  -  дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;
  -   постоянным  клиентам за «верность»;
  -  сконто - за предварительную оплату;
  -  специальные  скидки на пробные партии и  заказы;
  -  скидки  за возврат ранее купленной  у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на  модернизированную модель);
  -  скидки  при продаже подержанных товаров; 
  -  экспортные  скидки   иностранным   покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем     рынке;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.