На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безналичный денежный оборот организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......3
     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО                                                                                                                                         
     ОБОРОТА……………………………………………………………...…...5
       1.1. Понятие и значение безналичного денежного оборота………....5
       1.2. Принципы организации безналичного оборота…………….........9
       1.3. Классификация безналичных расчетов……………………..….…11
       2. ПРАКТИКА БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В СОВРЕМЕННЫХ
       УСЛОВИЯХ………………………………………………………………13
       2.1. Формы и инструменты, используемые в расчётах в РФ..…........13
       2.1.1. Расчеты платежными поручениями………………….……...…..16
           2.1.2. Расчеты по инкассо……………....……………………..….….....19
        2.1.3. Расчеты по аккредитивам……………………………………......23
       2.1.4. Чековая форма расчетов…………………………............…...….27
       2.2. Динамика безналичного денежного оборота в РФ……….……..32
          3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ
         РАСЧЁТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………..……....36
           3.1. Проблемы развития безналичного оборота в России…...………36
             3.2. Перспективы развития безналичного  денежного оборота в
             условиях развития современных платёжных систем……….……..…42
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…...44
       Список используемой литературы…………………………………..…47
       Приложения…………………………………………………………...…48 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     При товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий  и обязательств, а также распределения  и перераспределения денежных средств  возникают денежные расчеты. Совокупность всех денежных расчетов, совершенных  как наличными деньгами, так и  в безналичном порядке, образует денежный оборот.
     Основную  часть денежного оборота составляет безналичный денежный оборот. На его  долю приходится около 80% всех платежей в экономике нашей страны. Он возникает  тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования  наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований.
     Безналичный денежный оборот – это движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.
     Преимущественное  развитие безналичного денежного оборота  по сравнению с налично-денежным обращением объясняется как объективными причинами, так и сознательно  проводимыми государством мероприятиями  с целью создания рациональной системы  денежных расчетов и экономии общественных издержек обращения, поскольку скорость движения денег в безналичном  денежном обороте значительно выше скорости движения денег в налично-денежном обращении.[5]
     Расширение  безналичного денежного оборота  в условиях перехода к рынку обусловлено  развитием экономики, последствиями  технологической;: революции в банковском деле, специализацией и кооперированием производства, ростом технической и энергетической вооруженности, развитием организованных форм сбережений и безналичных расчетов населения, повышением уровня цен, развитием новых форм хозяйствования и другими факторами.
     Система безналичных расчетов удобна и выгодна  для всех ее участников: плательщика  и получателя средств, заинтересованных в надлежащем и своевременном  исполнении условий основного заключенного между ними договора и кредитных  организаций, обслуживающих указанных  субъектов и получающих определенное вознаграждение за оказание соответствующих  услуг.
     Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной в наше время, так как развитие безналичных расчетов и их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами.
     Объектом  исследования данной работы является система безналичных денежных расчетов.
     Предметом исследования будут формы, инструменты и принципы организации безналичного денежного оборота, а также проблемы, задачи и перспективы его развития.
     Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
     Задачи  курсовой работы:
    раскрыть сущность безналичного денежного оборота и определить его значению в денежном обороте страны;
    рассмотреть основные принципы и формы организации безналичного оборота;
    описать современные формы безналичных расчетов;
    коснуться основных проблем организации безналичных расчетов;
    рассказать о задачах и перспективах дальнейшего развития безналичного оборота в нашей стране;
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО  ОБОРОТА 

1.1. Понятие и значение безналичного денежного оборота 

      Деньги являются непременным атрибутом хозяйственной жизни. Все операции, связанные с поставкой товаров и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
       В современных условиях большая часть денежного оборота совершается в безналичной форме. Безналичные расчеты – денежные расчеты, проводимые путем записей на счетах в банках. При этом деньги списываются на счетах плательщика и зачисляются на счет покупателя.
      Часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем перечисления платежей по банковским счетам, образует безналичный денежный оборот. Он представляет собой часть денежного оборота, в которой движение денежных средств осуществляется в безналично-денежной форме в порядке перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика в банке на счёт получателя, путём зачёта взаимных требований, а также с использованием других банковских операций. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему. Движение денежных средств в безналичной форме опосредует смену товарной формы стоимости на денежную, денежной – на товарную, а также процессы распределения и перераспределения средств финансовым и кредитным методами. [5]
       Безналичный платёжный оборот в России составляет более 60%, в экономически развитых странах – до 90%. Он преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками, жироприказами, платёжными поручениями, электронными средствами платежа и иными расчётными документами (казначейскими векселями, сертификатами и др.).
      Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Основная часть его платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он производится как в наличной, так и в безналичной формах. Весь безналичный оборот - платежный, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег  в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.п.). Соответственно, экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.
     Безналичный оборот является результатом экономических отношений между предприятиями, организациями и учреждениями, а также между ними и населением.
    Безналичный денежный оборот делится на два вида:
    товарный оборот;
    нетоварный оборот.
    Основным является товарный оборот. Он отражает процесс производства и реализации совокупного продукта. В состав товарного безналичного оборота входят:
    - платежи предприятий, организаций и учреждений за товары и оказанные услуги;
       - платежи населения за товары и услуги, осуществляемые путем перечисления денег, хранящихся в банках, на счетах торговых организаций и предприятий, оказывающих услуги бытового характера.
    В нетоварном безналичном  обороте находят отражение платежи предприятий, организаций и учреждений, а также платежи населения. В нетоварном безналичном обороте первое место по удельному весу занимает оборот, связанный с формированием, распределением и перераспределением национального дохода, второе место – оборот, отражающий операции кредитной системы.
       Сущность безналичного денежного оборота в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.
        Таким образом, особенности безналичных расчетов заключаются в том, что в безналичных денежных расчетах принимают участие трое участников (плательщик, получатель и банк), перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций, участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком.
       Кроме того, между налично-денежным  и безналичным оборотами имеется  тесная взаимосвязь и взаимозависимость,  поскольку деньги постоянно переходят  из одной сферы обращения в  другую. При этом форма наличных  денежных знаков меняется на  депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств  на счета в банке является  необходимым условием для выдачи  денег. В связи с этим налично-денежный  и безналичный обороты и образуют  единый денежный оборот страны.
      Безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного, т.к. безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении. 

     Налично-денежный и безналичный обороты имеют как общие черты, так и отличия: (Рисунок 1)
     

     


     

     

     

     


           
     
     

Рисунок 1. Сходства и отличия налично-денежного и безналичного оборота 

       Взаимосвязь безналичного и налично-денежного оборотов является двусторонней, движение денег должно происходить  постоянно в двух направлениях: из сферы безналичного оборота в сферу налично-денежного оборота, и наоборот. Однако, если нет обратного движения наличных денег, то двусторонняя связь обеих сфер денежного оборота нарушается и в обращении появляются излишние деньги. Возникающие в процессе этого превращения диспропорции должны устраняться  путем приведения в действие системы экономических мероприятий, создающих возможность восстановления нормального взаимодействия двух сфер денежного оборота.[2]
1.2. Принципы организации безналичного оборота 

    Безналичный платёжный оборот в стране организуется на основе определённых принципов.
    Принципы организации расчётов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности  позволяет обеспечить соответствие расчётов предъявляемым требованиям:
    своевременности;
    надёжности;
    эффективности.
   Первый принцип – правовой режим осуществления расчётов и платежей.
Главным регулирующим органом платёжной  системы является – Банк России, который должен обеспечивать эффективное  и бесперебойное  функционирование системы расчётов. Банк России устанавливает  правила, сроки и стандарты осуществления  расчётов и применяемые при этом документы, координирует, регулирует и  лицензирует организацию расчётных  систем.
   Второй принцип – осуществление расчётов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчётного обслуживания  заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчётов между собой.
    Третий принцип – обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчётных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.
    Четвёртый принцип – наличие согласия (акцепта) плательщика на платёж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платёжного документа – чека, векселя, платёжного поручения или специального акцепта документов – платёжных требований-поручений, платёжных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
    Пятый принцип – срочность платежа. Значение этого принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платёжных обязательств. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары  и услуги, но и ко времени выполнения расчётных операций банками.
    Шестой принцип – контроль субъектов расчётных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчётов. Имеются определённые особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдения установленных правил расчётов.
    Седьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчётов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.[7]
    Все вышеуказанные принципы безналичного  расчёта взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Следовательно, нарушение одного  из них приводит к нарушению  всех остальных. 
 
 
 
 
 
 

                    1.3. Классификация безналичных расчетов
    
       Основу классификации безналичных расчетов составляют вид расчетного документа, способ организации платежей, характер экономических связей и состав участников (Рисунок 2). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Классификация безналичных расчётов 

       Как видно из приведенной схемы, в зависимости от вида расчетного документа различают: расчеты платежными требованиями, расчеты инкассовыми поручениями, расчеты платежными поручениями, расчеты чеками, расчеты аккредитивами.[6]
     Расчетные документы на бумажных носителях  оформляются на бланках определенного  формата, изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
     В зависимости от способа организации платежа, различают следующие безналичные расчеты:
      -  расчет путем зачета взаимных требований;
      -  плановые расчеты, то есть перечисление денег со счета покупателя на счет продавца исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;
      - факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств предприятий факторинговым учреждениям;
      -  лизинговые операции, т.е. услуги по аренде с правом последующего выкупа;
      -  расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный платеж), и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
      -  расчеты с гарантированным платежом, т.е. с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счет покупателя, и расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика.
     В зависимости от характера экономических связей безналичные расчеты подразделяются на:
      - иногородние, т.е. расчеты между предприятиями, счета которых открыты в учреждениях банка, находящихся в различных городах;
      -   одногородние, т.е. счета предприятий открыты в банках одного города или разных, но обслуживаемых одним вычислительным центром;
      - расчеты по товарным операциям, т.е. за товары, услуги, выполненные работы, и расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты, связанные с распределением денежных накоплений по кредитным операциям, и т.д.
        2. ПРАКТИКА БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

2.1. Формы и инструменты, используемые в расчетах в РФ 

    Безналичные платежи на территории РФ осуществляются в формах, установленных Гражданским кодексом РФ, к которым относятся расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо, расчеты чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (рисунок 3). Стороны по договору вправе избрать любую из форм расчетов.
 

Рисунок 3. Формы и инструменты безналичных  расчётов 

        К формам безналичных расчетов, предусмотренных для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков, относятся расчеты платежными поручениями, аккредитивами и чеками.
        К формам безналичных расчетов, используемым для получения платежа посредством списания денежных средств со счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся расчеты по инкассо с применением платежных требований и инкассовых поручений. 

        К платежным инструментам безналичных расчетов относятся платежные   карты и векселя.
        Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
    Порядок расчетов по счетам в указанных формах между юридическими лицами, а также предпринимателями, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, регулируется «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации»,[11] а расчеты с участием физических лиц – Положением ЦБ РФ от 01.04.2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ»[7]. Причём в отношении физических лиц действующим законодательством предусмотрены такие же формы безналичных расчетов, как и для юридических лиц. Граждане могут осуществлять безналичные расчёты как между собой, так и с юридическими лицами.
    В рамках форм безналичных расчетов в  качестве участников расчетов рассматриваются  плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие  их банки и банки-корреспонденты.
    В соответствии с принципами организации  безналичных расчётов, формы безналичных  расчетов избираются клиентами банков  самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами. При выборе той или иной формы расчетов учитывается множество факторов:
     - характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов;
     - место нахождения сторон;
     - издержки обращения;
     - источники средств для платежа;
     - гарантия оплаты;
     - возможность взаимного контроля;
     - финансовое положение сторон. 

      При осуществлении расчетных операций по счетам, в рамках рассматриваемых ниже форм, используются соответствующие расчетные документы:
    платежные поручения;
    аккредитивы;
    чеки;
    платежные требования;
    инкассовые поручения.
    Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа – распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя (взыскателя) или получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет получателя (взыскателя).
    Расчётные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:
    наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
    наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
    наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
    назначение платежа (не указывается в чеке); сумма платежа (цифрами и прописью).
    Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
    Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом  для всех участников расчетов. Списание банком денежных средств со счета  производится на основании первого  экземпляра расчетного документа.[2]
    В случае недостаточности средств  на счете клиента для оплаты расчетных  документов они помещаются в картотеку  «Расчетные документы, не оплаченные в  срок». Неисполненные расчетные  документы могут быть отозваны из  картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка. 

2.1.1. Расчеты платежными поручениями 

    Основной  формой безналичных расчетов является расчёт платежными поручениями. В 2009 году в этой форме совершилось 98,5% платежей от общего объёма платежей и расчётов в хозяйстве, на общую сумму 469,1 трлн. руб.
    Платежное поручение – это письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. Платежными поручениями могут производиться:
    перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
    перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
    перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
      Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке законодательно установленной формы (Приложение 1), содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представляется в банк.
    Платежные поручения принимаются банком к  исполнению независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При  отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика  платежное поручение помещается в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. [4]
    При недостаточности денежных средств  на счете допускается частичная оплата платежных поручений. В этом случае используется платежный ордер.
    Банк  обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платежного поручения не позднее следующего рабочего дня после обращения  плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского  счета. Порядок информирования плательщика  определяется договором банковского  счета. Последовательность операций и документооборот с использованием платежных поручений представлены на рисунке 4. 

 

                       Рисунок 4. Расчёты платёжными поручениями 
 
 

    Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:
    относительно простой документооборот;
    ускорение движения денежных средств;
    возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг;
    возможность использовать данную форму не только в расчетах по хозяйственным сделкам, но и по операциям нетоварного характера.
        Недостаток данного документа заключается в том, что у поставщика нет гарантии получения платежа из-за отсутствия средств на счете плательщика. Поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты или плановых платежей. Последовательность операций при предварительной оплате товаров (услуг) с использованием платежных поручений представлены на рисунке 5. 

    

    Рисунок 5. Расчёты платёжными поручениями при
    предварительной оплате товаров (услуг) 

        При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платёжными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.
    На  каждый плановый платеж банку представляется отдельное платежное поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указывает плановый платеж по сроку (число, месяц).
    Плательщик  может заблаговременно передавать банку платежные поручения на плановые платежи за предстоящий  месяц. В этом случае платежные поручения регистрируются в специальном журнале и оплачиваются в день наступления срока платежа. [3]
         Расчеты плановыми платежами — прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот. 

2.1.2. Расчеты по инкассо 

      Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).
        В отличие от широко распространенной формы расчетов платежными поручениями, когда банку дается поручение перечислить средства, здесь происходит обратная операция – лицо, являющееся кредитором по договору, дает поручение банку получить денежные средства с должника.
      При расчетах по инкассо могут использоваться различные виды акцептов (от лат. acceptus – принятый) и расчетных документов. Допустимые к применению в расчетах по инкассо виды акцептов представлены на рисунке 6.
        
Рисунок 6. Допустимые к применению в расчетах по инкассо виды акцептов 

      Положительный акцепт предполагает получение кредитной   организацией письменного согласия или отказа плательщика на оплату расчетного документа. При отрицательном акцепте согласием клиента на оплату расчетного документа считается непредставление плательщиком в кредитную организацию в установленный срок отказа от акцепта.
    Предварительный акцепт предполагает списание денежных средств со счета плательщика после получения согласия (в виде представления документов или по молчанию) на оплату поступившего документа. Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов с сохранением за плательщиком права в течение установленного срока на последующий отказ от платежа.
    При полном акцепте плательщик дает согласие на списание всей суммы с банковского счета, при частичном – лишь на определенную часть.
    Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований (Приложение 3), оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений (Приложение 4), оплата которых производится в бесспорном порядке. 

    Расчеты по инкассо с использованием платежных требований. Платежное требование содержит требование получателя средств к плательщику об уплате определенной денежной суммы путем списания с банковского счета плательщика. Платежные требования применяются при платежах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных договором между плательщиком и получателем средств.[8]
    При платежах платежными требованиями с  акцептом плательщик вправе в письменной форме акцептовать платежное  требование полностью или частично либо отказаться от акцепта платежных  требований по основаниям, предусмотренным  в договоре.
    На  рисунке 7 представлена схема документооборота при расчетах платежными требованиями с акцептом.
    
Рисунок 7. Расчёты платёжными требованиями с акцептом 

    Срок  для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней. Схема, отражающая последовательность операций и документооборот при расчетах платежными требованиями без акцепта, приведена на рисунке 8.
    

    Рисунок 8. Расчёты платёжными требованиями без акцепта 

    Платежи платёжными требованиями без акцепта плательщика используются в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком.
    Безакцептное  списание денежных средств со счета  клиента возможно также по требованиям  других кредиторов, если такой порядок  расчетов включен в основной договор  кредитора с плательщиком, а условие  о безакцептном списании одновременно отражено в договоре банковского  счета. Например, по договору с клиентом в безакцептном порядке могут  взыскиваться платежи клиента самому банку (погашение кредита при  наступлении срока, уплата процентов  за кредит, плата за расчетно-кассовое обслуживание).[8]
    Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
    
    Рисунок 9. Расчёты инкассовыми поручениями
    Инкассовые  поручения применяются:
    в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции. При этом в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание.
    для взыскания по исполнительным документам. На основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. Банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Не допускается принятие к исполнению инкассового поручения к которому приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности.
    в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
 
2.1.3. Расчёты по аккредитивам 

    Сфера применения аккредитивной формы  расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных  расчетов относительно невелик, но достаточно стабилен.
    Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств при предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.
    Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:
    покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
    отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
    Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте.
    Непокрытый  аккредитив – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке.
    При оформлении документов на открытие аккредитива  должен быть указан вид аккредитива  – отзывный или безотзывный. При  отсутствии такого указания документ считается отзывным.
    Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
    Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
    В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком  и не может быть переадресован. Выплата  с аккредитива наличными деньгами не допускается.[6]
    Для открытия аккредитива  плательщик должен представить в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в которых, кроме реквизитов, обязательных для всех расчетных документов, должны быть указаны следующие сведения:
    – наименование банка-эмитента;
    – наименование исполняющего банка;
    – вид аккредитива (отзывный или безотзывный);
    – условие оплаты аккредитива;
    – перечень и характеристика документов, предоставляемых получателем     средств, и требования к оформлению указанных документов;
    – дата закрытия аккредитива, период представления  документов;
    – наименование товаров (работ, услуг), для  оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.

    Рисунок 10. Аккредитив с предварительным депонированием средств. 

    На  основании заявления на открытие аккредитива, при наличии всех обязательных реквизитов,  банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы 0401063 (Приложение 2).
    Последовательность  операций и документооборот при  использовании покрытого (депонированного) аккредитива представлены на рисунке 10, а при использовании аккредитивной формы расчетов с использованием банковской гарантии на рисунке 11.

       Рисунок 11. Аккредитив с использованием банковской гарантии 

    Закрытие  аккредитива в  исполняющем банке  производится:
    - по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
    - по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка). В этом случае банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.