На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия и антимонопольная политика в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО  Дальневосточный Государственный  Университет Путей Сообщения 
 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 

Курсовая  работа
«Монополия и антимонопольная политика в Российской Федерации» 
 
 
 

Проверил: Пономарёв С. В. 

Выполнила: Вакалова Я.В.
студентка группы № 323 
 
 
 
 

Хабаровск
2011 

     Содержание
     Введение                                                                                                    3                                                                                                
     Монополии                                                                                                5
     Развитие  монополий в России                                                                 9
     Монополизм  в России                                                                             12
     Связь монополий с банками                                                                   16
     Стратегия государства                                                                            20
     Антимонопольная политика                                                                   22
     Заключение                                                                                              25
     Список  использованной литературы                                                    28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Тема  монополии — одна из основных в экономической теории и практике.
     Монополия – (от моно- один и греч. рoleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
     Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
     Однако  проблемы монополизации хозяйственной  жизни привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения.
     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
     Цель  и задачи курсовой работы: проанализировать монополию как явление, рассмотреть основные причины возникновения монополий; охарактеризовать деятельность естественных монополий, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.
     Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам и вопросам, касающихся развития и функционирования конкуренции и монополии. Исследования по этой теме можно найти в журналах «ЭКО», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика» и др.
     Методологической  основой курсовой работы стали методы: наблюдения, сравнения и анализа основных экономических явлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Монополии   

     На  совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как  заданную, решая, сколько производить  и продавать, а потребители принимают  ее как заданную, решая, сколько купить.
     Предмет данной работы - монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции.
     Монополия – это рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем. Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
     Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным  с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У  таких фирм есть монопольная власть.
     Современная теория выделяет три типа монополий:
     1) монополия отдельного  предприятия;
     2) монополия как  соглашение;
     3) монополия, основывающаяся  на дифференциации  продукта.
     Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
     Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке " единым фронтом ", когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных  условиях.
     Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и другие), находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
     Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф  Шум Петер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
     Вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу. Это дает возможность монополистам регулировать общий объем предложений, ограничивать количество выпускаемой продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а поэтому и устойчивую экономическую прибыль. Цены, зачастую превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителя, интересам общества, которое не в состоянии воздействовать на монополиста так, как оно может влиять на частного продавца. В итоге монополия заменяет конкуренцию, цены на продаваемые товары и услуги полностью зависят от интересов монополистов, от их экономической выгоды. Поэтому все ресурсы распределяются в интересах монополистических производителей, добивающихся высоких прибылей, а не в интересах всего общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
     Монополии являются составной частью любого развитого  государства. От их деятельности зависят  все сферы жизнедеятельности  общества: политическая, экономическая, социальная. От них зависит положение в обществе, так как настроение людей напрямую связано с их материальным обеспечением – зарплатой, выплатой пособий, предоставлением услуг, а все это может быть только при хорошо работающей экономике, составной частью которой являются крупные монополии, дающие основную часть доходов. Бюджет любой страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной частью экономики, ее стержнем. Основные монополии объединяются в корпорации, в которых форма бизнеса исключает участие в нем конкретных лиц, им владеющих. Это " юридические" лица, которые могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и передавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, выполнять другие функции, как всякое другое предприятие. Корпорации привлекают денежный капитал через продажу своих акций и облигаций через рынок ценных бумаг, они объединяют в общий фонд все финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.
     Значение  таких корпораций в экономике  трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнение бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  монополий в России 

     Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии  образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к  раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. В 80-90 годах действовало  не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации  оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в  виде картелей и синдикатов, в которых  был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и  финансовой самостоятельности. Возникали  и объединения трестовского типа (Товарищество " Бр. Нобель ", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможнымиспользование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению  официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала  с согласия и при прямой поддержке  правительства (" Продпаравоз ", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – " Продамет ", " Продуголь ", " Продвагон ", " Кровля ", " Медь ", " Проволока ", РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, " Треугольник ", " Коломна-Сормово ", " Россуд-Новаль ", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
     В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных  монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Ба Толина, бр.Рябушинских. Особенно развивались  монополии связанные с военным  производством. Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме " принудительных объединений " по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей  проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
     Наши  крупнейшие корпорации не имеют таких  вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая " Трех горка, " ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей.
     И вот два века спустя, к августу 1998 года, в экономике России в  среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных  обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий  появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются  интегрированные структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Монополизм  в России 

     В 90-е годы после развала СССР многие предприятия, не получая государственных  дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей неконкурентно  способной продукции начали разваливаться  и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной  экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали  трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане. Произошло  акционирование большинства предприятий, заводов, фабрик, предприятий услуг. Но чтобы нормально вести производство нужны были большие капиталовложения, т.к. технологические линии почти  везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не стали подлинными хозяевами  на своих предприятиях, нужны были средства на развитие производства, акции  были скуплены у народа за бесценок, появились новые хозяева. Сейчас некоторые из них, где есть настоящие  умные руководители, поднимаются  и уже дают прибыли. Многие предприятия  еще не работают по-настоящему, влача  жалкое существование и требуется  еще много времени и средств, чтобы они заработали. Ключевые отрасли  народного хозяйства избежали этого  всеобщего обвала и продолжают успешно  работать. 

     Крупные корпорации.
     Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным  уровнем, затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту перераспределять в  свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять " дешевый " рынок от " дорогого ".
     Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Вообще любая  монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой, (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого  вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий. Олигополия второго  вида – положение, когда есть несколько  продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок  монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар  определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество  производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
     Есть  несколько причин существования  монополий. Первая: " естественная монополия ". Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия " Де Бирс " опирается на контроль над сырьем; фирма " Ксерокс " контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
     В России таковыми являются предприятия  нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия  машиностроения, авиа – " железнодорожный  транспорт " и некоторые другие.
     Существуют  так называемые " естественные монополии " – это те отрасли, где технологические  и экономические условия исключают  возможность существования конкурентных рынков. Такими в России являются " Газпром ", " Рос нефть ", РАО " ЕЭС России ", " Рос вооружение ", " Аэрофлот ", " МПС " и  некоторые другие. От их работы зависит  экономическое положение России. государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, чтобы как – то влиять на поставку и расценки их продукции, чтобы контролировать их. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках  государства, представители государства  введены в правление этих компаний, ставится вопрос об увеличении доли государства  в этих компаниях. Все это делается для того, чтобы избежать монополистского влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение. В первую очередь, чтобы избежать необоснованного повышения цен на нефть и газ, на товары и услуги, на транспортные грузовые и пассажирские перевозки. Повышение цен на продукцию монополий неизбежно влечет за собой повышение цен на все другие виды товаров и услуг. Здесь все очень тесно взаимосвязано.
     Как же в этом вопросе обстоят дела в развитых капиталистических странах, в которых рыночная экономика  уже устоялась, и имеет давние традиции. В США, например, образованы комиссии для регулирования цен  и установления стандартов на предоставляемые  услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией  и другие предприятия общественного  пользования подвергаются такому регулированию. Принято несколько законов по антимонопольной и антитрестовской  политике, начиная с закона Шермана 1890 года с усиления конкуренции, для  защиты эффективного бизнеса. У нас  же все эти процессы находятся  еще в стадии становления и  развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Связь монополий с банками 

     История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности, новая  роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как  способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.
     Преодоление негативных явлений невозможно без  сильной государственной политики, продуманного включения крупных  корпораций в глобальную экономическую  систему. Можно даже сказать, что  сложное экономическое положение  в стране напрямую связано с отсутствием  прагматизма на государственном  уровне в области корпоративного развития, несмотря на то, что оно  имеет главное значение для обеспечения  национальных интересов государства  на перспективу.
     Газета " Экономика и жизнь " в III – IVкв.2009г. провела опрос на тему " Эффективность взаимодействия центральных (управленческих) компаний с предприятиями производственного и финансового блока крупных корпораций ". Экспертами были руководители ряда центральных компаний корпораций и предприятий, входящих в объединения. Это взаимодействие не оценивается как достаточно рациональное, хорошо действующее.
     Диаграмма №1.
     Диаграмма 1      Насколько рациональна сложившаяся  практика взаимодействий Центральной компании с производственными  предприятиями Корпорации?

     Руководители  стремятся к более тесным контактам  с предприятиями, чтобы лучше  реализовать решения управленческих органов. Такие вопросы как разработка и доведение до участников целевых  нормативов деятельности, налаживание  работы по поставкам сырья, материалов, комплектующих, участие в проведении внутренней ценовой, научно – технической  и кадровой политики остаются пока вне сферы влияния центральных  компаний. Как показал опрос, общая  оценка дел в центральных компаниях  не является оптимистической. Основная часть руководителей (55%). заботится  только о " выживании ", рассматривая ситуации как тяжелую. Сами же предприятия  высказываются за более тесные и эффективные связи с центром. (57%). Уровень качества взаимодействия центра и финансовым блоком корпораций можно оценить по степени преодоления дефицита производственных предприятий в денежных ресурсах. (Диаграмма №2- газета " Э и Ж ", №16. 2009 г. стр. 28 - 29).
Диаграмма 2
Насколько взаимодействие предприятий  с банком
способствовало преодолению в корпорации дефицита Финансовых ресурсов?
   
     Опрос показал также, что лишь малая  часть (36%) огромных экспертов считает, что отношения с банком, участником корпорации способствовали улучшению  финансового положения. Из этого  можно сделать вывод, что степень  интеграции с банком пока недостаточна, а методы работы еще далеки от современных  требований.
     Главные причины, снижающие эффективность  взаимодействия с банком, состоят  в отсутствии у него экономических  стимулов, необоснованности долгосрочных программ сотрудничества, в нехватке банковского капитала, невозможности гарантировать возврат средств, а также в слабой координирующей роли центральных компаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стратегия государства 

     Для успешного развития страны нужна  серьезная долгосрочная политика в  экономике и промышленности. Среднесрочная  перспектива – приход на путь устойчивого  развития эффективного хозяйственного порядка, создание базиса его экономики. Таким базисом могут быть около 50 – 600 конкурентно способных российских корпораций, которые, которые будут  производить до 60% ВВП. Остальные 40% придутся на предприятия малого и  среднего бизнеса, которые не влияют на устойчивость и самостоятельность  российской экономики, т.к. легко создаются  и так же легко исчезают. Но сотни  мощных корпораций – перспектива 2010 года. Их самостоятельность, без чрезмерной государственной опеки, может стать  движущей силой, способной вывести  нашу экономику из тупика, поможет  формированию в России либеральной  экономической системы + подобно  развитым странам ОЭСР. Среднесрочная перспектива подразумевает начало работы по формированию и развитию эффективности российских корпораций. Ориентиром для этого может стать создание нескольких десятков корпораций – " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции. (таблица №4 на стр.18 и №1 на стр.20).
     Это даст России шанс за 3 – 5 лет перейти  с последних мест в пятой десятке  стран на одно из мест в первой двадцатке, что было бы большим достижением. Наши товары и услуги стали бы более  конкурентно способными и значительно  расширился бы рынок сбыта. Это привело  бы к росту производительности труда  и общему подъему экономики. Очень  важно решить при этом, какими должны быть эти крупные интегрированные  структуры и как их создавать. У каждой корпорации есть свой внутренний потенциал, свое название развития и  адаптации в рыночных условиях. Одни быстро и успешно смогли приспособиться и устойчиво работают, другие –  медленно и тяжело. При условии  общего экономического подъема в  стране многие корпорации получают возможность  на успешное развитие своих предприятий, эти шансы у всех разные. лучшие возможности получают олигополии (ведущие отрасли), либо экспортеры, зависящие от генеральной линии правительства, от его политического курса. Госпромкомом России еще в 1993 году была разработана концепция рыночной политики, в которой предлагалось создать несколько форм организации групп, в том числе и ФПГ. Но как это сделать ничего не говорилось, все эти предложения так и остались на бумаге. В 1995 году был принят закон " О ФПГ ", который не получив поддержки государства и не имея связи с экономической политикой и законодательством, повис в воздухе. Теперь его положения во многом устарели, они не отвечают требованиям времени. Итоги этого оказались плачевными, но все же ряд зарегистрированных ФПГ имеют некоторые шансы на успех. Все зависит от того, сумеют ли они использовать новые возможности, которые существуют в настоящее время. В том виде, как они создаются, ФПГ не могут выполнить роль " локомотивов " российской экономики, поскольку они не нацелены на конкурентную борьбу за товарные рынки ни в России, ни в СНГ, ни в мире. Они ориентированы на краткосрочные результаты, на выживание любой ценой. Главным же должно быть опережающий рост рыночной капитализации по сравнению с оборотом и прибылью. Увеличение рыночной стоимости корпораций становится стратегической целью бизнеса. Объединяя промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, различные фонды (страховой, пенсионный и др.) ФПГ становится " каркасом " экономики в целом. В России насчитывается 75 финансово промышленных групп. Число входящих в них предприятий перевалило уже за 1500, банков - за 90, количество работающих приближается к 6 млн. человек. Они осуществляют производство примерно по 100 направлениям. Предполагается, что в ближайшее время ФПГ будут создаваться в авиастроении, судостроении, отраслях связи, оптической техники, биотехнологии и в других высокотехнологичных сферах российской экономики. 

Антимонопольная политика 

     Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может  базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого  производства (концентрация и централизация  производства и капитала), тайные или  явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных  дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света  и тепла в домах – зависят  от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии  взвинтили их, как только могли. И  чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное  законодательство. Антитрестовская  политика представляет собой попытки  защитить и усилить конкуренцию  путем создания препятствий для  возникновения, использования или  защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования  необходимо для:
    обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.