На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления совершенствования хозяйственных связей с поставщиками товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   СОДЕРЖАНИЕ
   ВВЕДЕНИЕ 4
   Глава 1.    Роль и система хозяйственных  связей торговли с 
промышленностью 6

   Глава 2.   Анализ состояния коммерческой деятельности по 
организации хозяйственных связей с поставщиками товаров 27

    Краткая экономико-организационная характеристика 
    Чечерского райпо и района его деятельности 27

    Информационное обеспечение коммерческой деятельности и 
    определение потребности в товарах 40

    Поставщики товаров и их характеристика 52
    Организация договорной работы и ее эффективность 55
   Глава 3. Основные направления совершенствования 
хозяйственных связей с поставщиками товаров 64

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  78
   ПРИЛОЖЕНИЯ 80
 

   
   ВВЕДЕНИЕ
   Организация хозяйственных связей является один из первых этапов розничной торговой деятельности любого предприятия торговли. Чтобы сформировать представительный ассортимент обеспечить торговлю продукцией в необходимом объеме и ассортименте, нужно определить круг поставщиков, выбор которых связан с учетом влияния множества факторов, таких как концентрация производства, территориальное размещение, производственный ассортимент и т.п.
   Формирование  оптимальных и взаимовыгодных отношений  с поставщиками предполагает хорошее знание нормативно-правовой базы в области хозяйственных связей, изучение проблем как производства, так и сбыта продукции, владение информацией о тенденциях развития района деятельности предприятия.
   Следует отметить, что в современных условиях лишь немногие торговые предприятия комплексно оценивают все факторы коммерческой деятельности и часто находятся в подчиненном положении по отношению к предприятиям-поставщикам, будучи не в состоянии повлиять на условия договоров. В связи с этим тема исследования актуальна и своевременна.
   Цель  курсовой работы - изучение состояния коммерческой деятельности Чечерского райпо по организации хозяйственных связей с поставщиками спиртных напитков и разработка направлений по ее совершенствованию.
   Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
   • изучить теоретические аспекты, раскрывающие сущность и 
содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью и выявить основные проблемы их взаимоотношений в современных условиях;

    дать   характеристику   района  деятельности   Чечерского 
    райпо, изучить тенденции его развития;

    изучить результаты хозяйственной деятельности райпо, дать их экономическую оценку;
    провести   анализ   состояния   коммерческой   деятельности   по организации       хозяйственных       связей       с       поставщиками спиртных напитков
    определить       основные       направления совершенствования хозяйственных связей с поставщиками кондитерских изделий.
   Объектом  исследования дипломной работы является организация хозяйственной деятельности Чечерского райпо, предметом - состояние коммерческой деятельности по установлению хозяйственных связей с поставщиками спиртных напитков.
   При написании дипломной работы использовались материалы научной, учебной литературы, периодической печати таких авторов, как Виноградова С.Н., Гурская С.П. Панкратов Ф.Г. и другие, материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности предприятия за три последних года, договора на поставку товаров, материалы статистических сборников.
   Дипломная работа состоит из введения, четырех  глав, 
заключения, списка используемой литературы, содержит 23 таблицы,2 рисунка, приложений.

 

   
   Глава 1. Роль и система  хозяйственных связей торговли с 
промышленностью

   В общем смысле хозяйственные связи  рассматриваются как способ взаимодействия между субъектами и выражают экономические  отношения между ними по поводу обмена ценностями в общем процессе их создания в условиях определенной правовой среды.
   Обмен ценностями предполагает наличие двух сторон: субъекта - поставщика (продавца) и субъекта-получателя (покупателя).
   Основная  функция поставщика заключается в реализации своей (имеющейся, созданной) ценности (товара) на условиях возмещения и тем самым окупаемости собственных затрат.
   Основная  функция получателя заключается в том, чтобы приобрести такую ценность (товар), которая превосходит отданную в обмен, тем самым, не только возместить и возвратить связанные с ней траты, но и обеспечить себе выгоду (прибыль).
   Именно  такое содержание обмена делает его  результативным, т. е. выгодным, прибыльным для обеих сторон.
   Хозяйственные связи торговли и промышленности - экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.
   Следовательно, хозяйственные связи представляют отношения между хозяйственными органами сферы производства и сферы товарного обращения по поводу организации выпуска и реализации товаров народного потребления для обеспечения населения.
   Объективной причиной таких связей является общественное разделение труда, что, в свою очередь, вызывает необходимость обмена между различными сферами общественного производства. При этом обмен не создает различия между сферами производства, а устанавливает связь между различными сферами и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного продукта. Кроме того, хозяйственные связи имеют и территориальный аспект, поскольку определенные отрасли производства закрепляются за определенными регионами, а потребление товара происходит повсеместно.
   Таким образом, хозяйственные связи торговли и промышленности являются одной из форм экономических отношений, с помощью которых обеспечивается конечная реализация общественного продукта, направляемого на личное потребление. Кроме того, они выполняют и важнейшую социально-экономическую функцию, способствуя повышению объемной и структурно-ассортиментной сбалансированности спроса и предложения на товарных и региональных рынках. Выполняя указанную функцию, хозяйственные связи обеспечивают поступление на рынок товаров, пользующихся спросом населения.
   Содержание  хозяйственных связей торговли и  промышленности, включает следующие элементы (функции):
    изучение и прогнозирование спроса на товары;
    планирование объема и ассортимента товарного предложения;
    поиск и выбор партнеров;
    заключение различных видов хозяйственных договоров;
    участие в рассмотрении и решении вопросов организации, размещения и специализации производства, объемов выпуска, ассортимента, качества товаров, по таре и упаковке;
    организация дополнительных услуг, выбор форм продвижения товаров на рынок и каналов продажи;
    участие в работе оптовых ярмарок, товарных бирж и других рыночных структур;
    рекламно-информационная деятельность;
    установление оптимальных условий по обеспечению актов купли-продажи;
    применение административно-правовых норм и экономических санкций между субъектами хозяйственных связей.
   Исходя  из определения хозяйственных связей при их установлении торговые организации и промышленные предприятия могут осуществлять и выполнять и другие функции.
   Субъектами  хозяйственных связей являются хозяйственные органы управления, предприятия и организации торговли и промышленности, в чью компетенцию входит выполнение экономических, организационных и коммерческих задач по налаживанию производства и реализации товаров народного потребления.
   На  современном этапе развития экономики  наиболее насущной проблемой является задача создания и налаживания эффективно функционирующего механизма хозяйственных  связей торговли и промышленности.
   Механизм  хозяйственных связей торговли с  промышленностью - это совокупность форм и методов взаимодействия субъектов хозяйствования промышленности и торговли между собой и с другими заинтересованными органами в процессе планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления, а так же обеспечения надлежащего уровня их деятельности в целях достижения высоких конечных результатов.
   Механизм  хозяйственных связей торговли с промышленностью имеет весьма сложную структуру. Он состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной, договорной и экономической. Они образуют органическое единство, целостную систему, каждый элемент которой, выполняя свои специфические функции, дополняет другие и обеспечивает эффективное функционирование всего механизма хозяйственных связей торговли с промышленностью.
   Организационно-правовой механизм направлен на регламентацию  совместной деятельности торговых и  промышленных предприятий и организаций  по планированию и организации производства и реализации товаров. Основная его  задача — это обеспечение регулирования  и планомерного развития хозяйственных связей торговли с производством. Он включает порядок и формы установления и осуществления взаимоотношений между партнерами и составляет организационную основу всей системы рассматриваемых отношений.
   В свою очередь, организационно-правовой механизм складывается из следующих элементов:
   - системы информационного обеспечения,  в том числе системы изучения  и прогнозирования спроса;
   - структуры управления и системы  координации производства и реализации  товаров народного потребления;
   - форм совместной деятельности  в процессе взаимодействия на  каждом этапе  осуществления  хозяйственных связей;
   - правового регулирования хозяйственных  взаимоотношений торговых и промышленных  предприятий.
   Договорный  механизм регулирует отношения между  изготовителями и оптовыми покупателями товаров в процессе совместной деятельности по формированию и выполнению объемов производства и поставки этих товаров для продажи населению. Он позволяет достичь максимально возможного соответствия объемов производства, ассортимента и качества товаров потребностям рынка и спросу населения. [Коммерческий договор: от заключения до исполнения/ Сост. Л.П. Дашков, А.В. Брызгалин. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.5, c.34]
   Договорный  механизм включает:
   - порядок определения и учета  в планировании потребностей рынка и спроса населения на конкретные товары;
   - формы и методы согласования  развернутого ассортимента товаров;
   - порядок и формы оптовой продажи  и закупки товаров народного  потребления;
   - регламентированные условия заключения  и выполнения договоров на поставку, порядок и условия осуществления самих поставок;
   - систему мер по обеспечению  надлежащего выполнения торговлей  и промышленностью своих обязательств.
   Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию  от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров.
   Договор выполняет следующие функции:
   - закрепляет юридически отношения  между партнерами;
   - устанавливает порядок и способы  выполнения обязательств;
   - предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
   Экономический механизм системы хозяйственных  связей торговли с производством  складывается из экономических рычагов  и стимулов повышения эффективности  и качества работы всех звеньев торговли и промышленности. Функционирование экономического механизма призвано обеспечить решение двуединой задачи: во-первых, усилить заинтересованность торговых и промышленных организаций, предприятий в более полном удовлетворении потребностей рынка и спроса населения на разнообразные товары; во-вторых, повысить их экономическую ответственность за обоснованность экономических и коммерческих решений, а также за выполнение заданий и договорных обязательств. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: учебник для высших и средних спец. учебных заведений. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. - 328 с.
   Для эффективного управления, хозяйственными связями и их планирования, необходимо знать их классификацию.
   Хозяйственные связи торговли с промышленностью  различают по следующим признакам: структуре (месту и роли торговых посредников в процессе товародвижения), продолжительности действия, ведомственной (отраслевой) принадлежности, объекту и субъектам управления, региональному признаку.
   Основополагающим  признаком классификации является место и роль торговых посредников в процессе товародвижения. Согласно этому признаку следует различать прямые и опосредованные хозяйственные связи.
   Под прямыми хозяйственными связями следует понимать такие, при которых экономические, правовые и организационные взаимоотношения устанавливаются непосредственно между промышленными и розничными организациями.
   К опосредованным относятся такие связи, при которых между продавцом и потребителем продукции и при осуществлении поставок принимают участие различные торгово-посреднические организации. Они не только организуют хозяйственные связи между производством и потреблением, но и выступают в качестве участника в них.
   По  продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочными следует считать такие связи, которые установлены и действуют без изменений, как правило, в течение более чем двухлетнего периода или выходят за рамки этого периода.
   В современных условиях преобладают  краткосрочные хозяйственные связи, устанавливаемые сроком на один год, менее одного года, а также характеризующиеся разовыми поставками.
   По  ведомственной (отраслевой) принадлежности выделяют межсистемные (межотраслевые) и внутрисистемные (внутриотраслевые) хозяйственные связи. По межсистемным связям поставка товаров производится торговым предприятиям с промышленных предприятий, принадлежащим разным системам, министерствам и ведомствам. А по внутрисистемным хозяйственным связям поставка товаров производится одними предприятиями другим, принадлежащим одной системе.
   По  региональному признаку хозяйственные связи делятся на республиканские и межгосударственные. К республиканским относятся хозяйственные связи, устанавливаемые между субъектами хозяйствования (в торговле и промышленности) - резидентами Республики Беларусь, находящимися или в одном и том же регионе (городе, области), или в разных регионах. Межгосударственными являются хозяйственные связи, устанавливаемые между белорусскими субъектам рыночного оборота и их зарубежными партнерами.
   По  субъектам управления различают хозяйственные связи, устанавливаемые на уровне низовых предприятий промышленности и торговли, которые направлены на производство, закупку и реализацию конкретных видов товаров. Они более многочисленны.
   Другую  группу участников хозяйственных связей составляют органы отраслевого управления и их органы на местах. Со стороны торговли - это Министерство торговли Республики Беларусь, Белкоопсоюз, со стороны промышленности - министерства и ведомства, занимающиеся производством товаров народного потребления: концерны «Беллегпром», «Белместпром», «Белгоспищепром», Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство промышленности Республики Беларусь и т. п.
   По  объекту управления различают хозяйственные связи по поставкам централизованно распределяемых товаров (государственный заказ) и хозяйственные связи, устанавливаемые по поставкам на основе свободной купли-продажи.
   Таким образом, хозяйственные связи торговли с промышленностью - это межотраслевые отношения. Они возникают именно на основе существующей объективной необходимости обмена продуктами труда между имущественно обособленными предприятиями и организациями.
   Отличительной чертой и сущностью хозяйственных  связей является то, что они должны формироваться строго на коммерческой основе исходя из принципа взаимной выгодности в их реализации всех контрагентов. Соблюдение этого принципа способствует созданию экономической заинтересованности сторон в установлении наиболее эффективных хозяйственных связей с целью снижения издержек производства и обращения, получения на этой основе наибольшей прибыли каждым участником.
   Правовое  регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров. При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики.
   Однако  в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки нормативных документов, регулирующих хозяйственные взаимоотношения между предприятиями внутри республики и на уровне других государств, и в первую очередь СНГ. При разработке нормативных актов были учтены следующие требования: отказ от жесткой регламентации хозяйственных связей, дальнейшее расширение самостоятельности и усиление экономической ответственности предприятий, ограничение влияния государственных органов управления.
   В настоящее время хозяйственные  взаимоотношения торговых организаций и промышленных предприятий и организаций регулируются нормативными документами.
   Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) является в настоящее время основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров. В нем излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, разрешения преддоговорных споров, изменения и расторжения договора и другие нормы договорного права.
   Необходимость регулирования экономики на государственном  уровне признана практически всеми. Спор ведется только о границах государственного регулирования. Одним из его инструментов является заказ на поставку товаров для государственных нужд, который широко применяется и в других государствах. Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд». Прежде всего, в нем дано определение государственных нужд как необходимых республике товаров, предназначенных для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач. Состав государственных нужд на очередной год формируется Министерством экономики при содействии Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.
   Закон вносит экономическую и правовую определенность в отношения между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями товаров. Предусматривается добровольность заказов, их взаимовыгодность, ответственность сторон за исполнение взятых обязательств.
   В постановлении Пленума Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О хозяйственном договоре поставки» определены основные положения, касающиеся порядка заключения хозяйственных договоров на поставку товаров, и в первую очередь поставок для государственных нужд; ответственности потребителей (покупателей) за несвоевременную оплату поставленных товаров по договорам; разрешения споров по договорам.
   Положение о поставках товаров в Республике Беларусь принципиально отличается от прежних положений своей ориентацией на рыночные условия хозяйствования. Положение о поставках призвано выполнить двойную функцию. Во-первых, оно дает образец структуры и содержания договора, учит стороны регулировать отношения по поставкам товаров. Во-вторых - исходит из принципа диспозитивности, т. е. устанавливая те или иные правила, дает сторонам право иным образом урегулировать в договоре многие вопросы.
   Положение определяет перечень существенных условий  договора. Стороны должны согласовать  наименование товара, его количество, цену, либо, что также является нововведением, им достаточно установить порядок их определения.
   Далее перечень существенных условий был  дополнен. Так, Указе Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже  товаров» установлены важные нормы, определяющие понятие торговой посреднической деятельности, состав обязательных документов, прилагаемых к дог ворам. Данным указом установлено, что в качестве существенно условия договора купли-продажи (кроме розничной) должна указываться цель (цели) приобретения товара.
   Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах по внедрению  товарной нумерации и штрихового кодирования и внесения изменений  и дополнений в постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» определено, что наличие товарного номера, нанесенного в вид штрихового идентификационного кода на товары, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, деятельность в сфере общественного питания и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции).
   В соответствии с Указом президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств по территории Республики Беларусь» введен запрет на применение договора мены при осуществлении предпринимательской деятельности с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г.
   При организации договорной работы кооперативные организаций руководствуются ведомственными актами, которые были разработаны с целью оказания правовой помощи руководителям и специалистам при заключении, изменении, исполнении договоров, защите законных интересов и прав.
   Таким образом, правовое регулирование хозяйственных связей осуществляется на основании законодательных актов.
   1.2.   Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговли и промышленных предприятий в современных условиях
   В настоящее время сложилась во многом нелогичная ситуация, когда на торговлю и потребителя возлагается функция защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей. Ее парадоксальность в том, что мировая практика не знает случаев, когда бремя экономических, организационных и других ошибок перекладывается с товаропроизводителя на других участников рынка, товаропроизводители, торговля и потребители имеют свои интересы. Но в данном случае происходит дискриминация торговли и потребителей.        Государственная       защита       товаропроизводителей возведена сегодня в ранг государственной политики.
   Явным нонсенсом является практика так  называемого самовывоза, когда торгующие предприятия самостоятельно за свой счет забирают товар у товаропроизводителя и доставляют его в розничную сеть. Такой подход приводит к значительным издержкам, так как производственный ассортимент не идентичен торговому ассортименту. Магазины вынуждены брать у предприятия тот ассортимент, который сейчас идет у него на потоке: одна модель, один артикул, одна расцветка, один размер и т.д. Б результате в магазинах образуются излишки товаров, происходит затоваривание. Эти факты являются массовыми.
   Остро стоит вопрос о качестве поставляемой продукции, которая часто не соответствует требованиям существующих стандартов. По мнению специалистов Министерства торговли, качество отдельных товаров, особенно продуктов питания, сегодня требует незамедлительного государственного вмешательства и регулирования еще на стадии производства.
   Протоколы разногласий, предложенные торговлей, промышленность не принимает. Многие изготовители срывают сроки отгрузки в оговоренных объемах, нарушают поставку товаров в развернутом ассортименте. Предприятия торговли соглашаются на заключение договоров без согласования спецификаций на поставку товаров.
   В настоящее время не решены проблемы нормализации кредитно-денежного обращения, ощущается хронический недостаток у торговли собственных оборотных средств. Появляется кредиторская задолженность, за ней - невыполнение сроков оплаты, штрафы и снижение количества или отсутствие товаров данного поставщика на прилавках магазинов.
   Заключение  договоров часто носит формальный характер, ответственности за их нарушение практически никто не несет, спецификации к договорам, т.е. развернутый ассортимент по сумме, по количеству, моделям и другим показателям, не составляются. Ситуация такова, что предприятия торговли не несут практически никакой ответственности за необоснованность потребности в товарах, а промышленность не отвечает за нарушение формальных соглашений о поставке товаров в торговлю.
   Каждая  коммерческая операция, как отмечалось, осуществляется на основе хозяйственной связи, совершаемой поэтапно. Эта структуризация действий коммерсанта воспроизводит все его управленческие функции, представленные в информационной модели, в масштабах одной конкретной операции. Б силу сложившегося разделения труда в сфере коммерции практически на каждом из этапов хозяйственной связи возможно подключение специализированных посредников, которые становятся такими же участниками движения информационных потоков, какими являются сами коммерсанты.
   Важнейшим элементом построения системы информирования является обеспечение границ доступа к информации. И здесь принципиально новые возможности открывает глобальная информационная сеть Интернет. На ее базе все более широкое развитие получает электронная коммерция, которая позволяет, не выходя из дома или офиса, закупать товары у производственных и торговых предприятий. Развитие электронной коммерции и создание Интернет-магазинов ставит, вопрос о подготовке нового типа коммерсантов, способных работать в новой информационной среде.
   Это всего лишь небольшой перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия торговли при формировании товарных ресурсов.
   Таким образом, анализ ситуации на потребительском  рынке свидетельствует о том, что предложение товаров по-прежнему определяется не столько запросами потребителей, сколько возможностями производителя. Сегодня промышленность диктует условия поставок, а торговля вынуждена с ними соглашаться.
 

   
   Глава 2.   Анализ состояния  коммерческой деятельности по 
организации хозяйственных связей с поставщиками товаров

      Краткая экономико-организационная характеристика Чечерского райпо и района его деятельности
   Территория Чечерского района расположена в северо-восточной части Гомельской области, граничит с Ветковским, Кормянским, Буда-Кошелевским, Рогачевским районами, Краснопольским районом Могилевской области и Брянской областью (Россия). Районный центр — город Чечерск, размещается в 60 км от города Гомеля. Площадь района 1,23 тыс. кв. км.
   По  состоянию на 01.01.08 год в районе проживает 16,4 тыс. человек, в том числе в городе Чечерск — 7,8 тыс. человек. Средняя плотность на кв. км — 13,7 чел.; 7 сельсоветов; 125 сельских населенных пунктов, в них 8,6 тыс. жителей. По национальному составу преобладают белорусы (91,8 %), русские составляют 6 %, украинцы — 1,2 %, другие — 1,1 %. Данные о количественном и качественном составе населения необходимы коммерческой службе райпо для определения потребностей населения в товарах и определение наиболее оптимального ассортимента для удовлетворения всех групп населения. Учет изменения количества населения позволяет также корректировать прогнозируемые показатели в большую или меньшую сторону.
   Чечерское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием и штамп.
   Райпо на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ с сохранением своей хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.
   Организационная структура Чечерского райпо представлена на рисунке 1.
   В состав Чечерского райпо входят 2 розничных  торговых предприятия (Красно-Бережское  и Чечерское), частное торговое унитарное предприятие «Чечерский Продторг», нехозрасчетные участки «Автобаза», «Коопзаготпром», «Общепит».
   Розничная торговая сеть Чечерского райпо по состоянию на 01.01.2008 года насчитывает 44 магазина. Данные по структуре розничной торговой сети представлены в таблице 2.
   Таблица 2. Структура розничной торговой сети Чечерского райпо 
   за 2008г.
   Тип торгового объекта    Количество  действующих организаций
   Всего    В том числе в сельских населенных пунктах
   единиц    торговая  площадь, м2    единиц    торговая  площадь, м2
   Магазины     всего:
   продовольственные
   непродовольственные
   смешанные
   Мелкорозничная  торговая сеть
   Передвижная торговая сеть
 
   44    8
   3
   31
   - 

   3
 
   4418    780
   1154
   2484
   - 

   -
 
   32    1
   -
   31
   - 

   3
 
   2530    46
   -
   2484
   - 

   -
 
   Большая часть розничной торговой сети расположена в сельской местности. Средняя торговая площадь составляет 100 м2. В расчете на 1000 человек обслуживаемого населения района приходится 269 м2 торговой площади.  Большая часть магазинов расположена в деревнях района, что подтверждает социальную направленность деятельности райпо. В 2008 году провели реконструкцию нескольких магазинов и ресторана в районном центре, было обновлено оборудование и изменен интерьер. Типизация розничной торговой сети представлена в таблице 3.
   Типизация розничной торговой сети представлена в таблице 3.
   Таблица 3
   Типы  магазинов Шарковщинского райпо  на 01.01.2004 года
Тип магазина Количество, ед. Торговая площадь, м2
Универсам Магазин «Продукты»
ТПС
1 7
27
231 825
3472
 
     Розничная торговая сеть Чечерского  райпо также располагает 6 складами, из них 1 склад тарный, 1 непродовольственный и 4 продовольственных склада.
   Сеть  предприятий общественного питания  насчитывает 25 предприятий на 1622 посадочных места. Из них 1 ресторан на 114 посадочных места, кулинария, 15 столовых на 1344 места, 2 кафе и кафетерий на 72 места, 3 закусочных и 3 буфета. Кроме этого имеется 1 магазин по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.
   Промышленность  Чечерского райпо представлена колбасным  цехом, суточной мощностью 0,5 т. и кондитерским цехом суточной мощностью 0,2т.
   Кроме этого Чечерское райпо располагает  холодильной станцией, емкостью 100 тонн., овоще- и фруктохранилищем, имеет 7 приемозаготовительных пунктов и квасильно-засолочный пункт.
                   Кроме потребительской кооперации население района обслуживает: фирменный магазин Чечерского винзавода, магазин «Хозяйственные товары» Гомельского КОРУП, 2 магазина рабочего снабжения и 35 магазинов коммерческих структур.
     Среднесписочная численность работающих в системе райпо на 01.01.2008 г. составила 306 человек.
         Структура аппарата управления  Чечерского райпо отражена на  рисунке 1.
        
       
         

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


   Как отмечалось выше, основным видом деятельности Бешенковичского райпо является розничная торговля, для организации которой райпо располагает достаточным количеством розничной торговой сети. Структура розничной торговой сети представлена в таблице 2.3.
   Таблица 2.3
   Структура розничной торговой сети Бешепковичского  райпо
   в 2000-2002 гг.
   Показатели    Количество,  ед.    Торговая  площадь, кв.м    Отклонение (+,-)
 
    
   2000    2001    2002    2000    2001    2002    2001от 2000    2002 от 2001
 
    
 
    
 
    
 
    
 
    
 
    
 
    
   По  количеству, ед    По  торговой площади, кв.м     По количеству, ед     По торговой площади, кв.м
   1.Всего розничных торговых    точек
   80    68    66    6920    6299    5531    -12    -621    -2    -768
   В том числе    -магазинов
   70    64    63    6920    6299    5531    -6    -621    -1    -768
   -лавок на дому, киосков, ларьков    10    4    3  
   -    
 
   -    
 
   -    
   -6  
   -    
   -1  
   -    
   2 Удельный вес магазинов, %    87,5    94,1    95,5    100    100    100    +6,6  
   -     
   +1,4  
   - 
   
   Из  данных таблицы 2.3 следует, что происходит уменьшение числа и магазинов, и торговой площади в райпо. По сравнению с 2000 годом торговая
 

   
   34
   площадь уменьшилась на 621 кв.м. в 2001 году и  еще на 768 кв.м. в 2002 году, численность магазинов при этом сократилась на 7 единиц, а численность розничных торговых единиц в целом - на 14 единиц за три года.
   Типизация   розничной  торговой  сети   Бешенковичского   района представлена в таблице 2.4.
 
   Таблица 2.4
   Типизация магазинов розничной  торговой сети Бешепковичского раипо
   в 2002 году
   Тип магазина    Количество    Торимая    ПГЮ1ВДЩ>
   Товарооборот  за 2002 г.
 
   ед
   %    М2    %    млируб.    %
   1. Всего магазинов    63    100    5531    100    70341    100
   1.1. Универмаг    1    1,6    650    1X8    302,5    43
   12. Минимаркет    42    66,7    2687    48,6    2729,2    383
   13. Промтовары    3    48    288    5,2    1034,0    147
   1.4 Специализированный магазин по  продаже отдельных групп непроррвопьсЕвенных товаров    5    7,9    767    13,9    12873    18^
   1.5. Продтовары    9    143    984    17,8    1582,7    223
   1.6. Спепиалрвированный магазин по пропаже содельных групп прсрркшьспвенных товаров    2    зд    92    1,7    844    1,2
   1.7. Дискаунтный магазин    1    1,6    63    хо    140    0,2
   Б общей численности торговых единиц преобладают магазины типа «минимаркет» - 66,7% по количеству. Для них характерен наименьший размер торговой площади (в среднем на один магазин 64,кв.м.), их вклад в формирование розничного товарооборота еще меньше - всего 38,8% от общего объема товарооборота. Это объясняется тем, что они располагаются в небольших сельских населенных пунктах, где численность обслуживаемого населения невелика и емкость рынка ограничена.
   В системе Бешенковичского райпо  достаточно высокий уровень специализации торговой сети - 11,1% по количеству магазинов, 15,6% -по торговой площади. Это объясняется тем, что значительная доля
 

   
   35
   обслуживаемого  населения (около 40%) проживает в  поселках городского типа, где создаются магазины типа «Хозтовары», «Галантерея», «Гаспадар». Вклад специализированных магазинов в товарооборот составляет 19,5%.
   Структура   розничного   товарооборота   Бешенковичского   райпо представлена в таблице 2.5.
   Таблица 2.5 Структура товарооборота Бегиенковичского райпо за 2000-2002 гг.
                  Год                   ОтК1Ю
   Показатели    20С    0    20С    11    20    02    пение
        сумм^,    мпар.
   у)*вес, %    сумда, миар.    уцяк,    %
   сумма,    мппр.
   удвес.    %
   (±)
   Товарооборот, всего    3167,9    100Д)    5436,6    1000    7034,1    100,0    
   Втомчиок: По прсдовстсгвенным товарам    2430,9    76,7    41203    75,8    5348,1    76,0    -0,7
   ГТЬж1рдажяк1Ей«м тсварм    737,0    233    13163    24Д    1686    24,0    +0,7
   В целом за три года в структуре  розничного товарооборота Бешековичского райпо произошли положительные изменения. Удельный вес непродовольственных товаров вырос на 0,7% и составил 24% в товарообороте, что очень близко к плановому заданию (25%). Однако по сравнению с 2001 годом в 2002 году структура товарооборота ухудшилась - доля непродовольственных товаров снизилась на 0,2%.
   Рассмотрим  основные показатели розничной торговли райпо, представленные в таблице 2.6.
   Из  таблицы 2.6 следует, что розничный товарооборот Бешенковтгчского райпо в 2001 году рос как в действующих, так и сопоставимых ценах, при чем темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах увеличились в 2001 году по сравнению с 2000 годом и составили 113,7%, В 2002 году рост в действующих ценах сохранился, но в сопоставимых ценах произошло снижение на 1,2%.
 

   
   36
   Таблица 2.6
   Динамика  основных экономических  показателей Бешенковичского  райпо
   за 2000-2002 гг.
   Показатели    Цдизм.    2000    2001    2002    2ГО1к  2000в%    ИПИ01Ю1.
   2002к  2001 в %    ИГ1ИОГКП
   Розничный товарооборот - вдейсгвукяцихцзнах    млнр.    3167,9    5436,6    7034,1    222,1    1293
   - в схяюсгавимых ценах         3167,9    3600,4    3556/)    113,7    98^
   Товарньк  запасы -всуммг    млар.    270,0    429,7    651^    159,1    15X6
   -ВДНЯХ         29,0    38Д)    31Д)    +9    -7,0
   Тошрооборачивааюсгъ    дни    30,7    28^    33,4    -2^    -Ц9
   Батювьк доходаг -всуммве    мпар.    489,0    898,1    12023    183,7    170,9
   - в % ктоварсюборгау         15,4    16,52    17,09    +1,12    +037
   Издержки  обращязияс -всумме    мпар.    468,4    906^    11633    и    1933    1283
   -в  % к товарообороту         1^28    15^3    16,54    +Х55    +0,71
   Прибыль от реализации: -всумме    млар.    1X5    -39,7    -33^    -Я2    +65
   - в % к товарообороту         036    -0,73    -0,47    -1,09    +026
   Численность работников    ЧЕЛ.    312    303    301    97,1    993
   Произвсрщелыюстъ труда в деист ценах    мпар.    10,14    11,88    11,81    1172    99,4
   Ивдексцш    -    -    Х51    131    -    -
   За  последние три года товарные запасы увеличились на 2 дня/ в том чпсле в 2001 году рост среднегодовых запасов составил 9 дней, а в 2002 году - снижение на 7 дней. Товарные запасы составили 31 день оборота. Товарооборачиваемость в 2001 году имела тенденцию к ускорению - на 2,2 дня, но в 2002 году замедлилась почти на 5 дней. Такое замедление товарооборачпмваемости связано, в том числе, и с неэффективной работой коммерческой службы райпо по изучению и учету потребительского спроса при формировании ассортимента.
   Товарооборачиваемость в 2002 году составила 33,4 дня, что хуже, чем в целом по БКС - 29 дней.
 

   
   37
   Положительно  можно оценить на протяжении всего  анализируемого периода рост уровня валового дохода. В 2001 году уровень валовых доходов вырос на 1,12%, а в 2002 году еще на 0,57%.
   В то же время рост уровня валового дохода сопровождается ростом уровня издержек обращения. Так, в 2001 году при росте уровня издержек обращения на 1,55% к товарообороту вырос только на 1,12%, в связи с чем рентабельность продаж снизилась и составила -0,73 %. Аналогичная тенденция сохранилась в 2002 году - приросте уровня доходов на 0,57% рост уровня издержек составил 0,71% к обороту.
   Данные  таблицы показали, что положительный  результат от торговой деятельности Бешенковичское райпо получило только в 2000 году, на протяжении 2001-2002 гг. торговая деятельность является убыточной, хотя уровень убыточности несколько снизился в 2002 году.
   Рассмотрим  также структуру валовых доходов  и товарооборота Бешенковичского райпо с учетом применямой торговой надбавки {таблица 2.7).
 
   Таблица 2.7
   Структура товарооборота и  валового дохода Бешенковичского  райпо с учетом применяемой торговой надбавки в 2002 году
   Средаий размер торговой надбавки    Удельный  вес в товарообороте, %    Удельный  вес в валовых доходах,    %
   30% -всего    61,3    68,0
   Втам  числе - ишрсрцшпьственные товары    240    26,6
   - прсррвольспвенныЕ товар)!    37,3    43,4 |
   26%    ОД    ОД|
   25%    10,7    103
   20%    22,9    183
   16%    2,4    1,6
   15%    яз    1,4
   Товары,    по    которым    применяется    торговая    надбавка    30%, преобладают в структуре розничного товарооборота - их удельный вес
 

   
   38
   составляет 61,3%. К числу таких товаров относятся  такие товарные группы, как рыба, сыр, соль, консервы, яйца, кондитерские изделия, яйца, мука, алкогольные напитки, мороженое и другие. Продажа этих товарных групп обеспечивает 68% валового дохода Бешенковичского райпо по торговой деятельности.
   Товары  с минимальной торговой надбавкой (15-16%) занимают в совокупности 4,7% в товарообороте и обеспечивают поступление 3,0% валового дохода. Минимальные надбавки применяются по молоку и молочным товарам, мясу и птице.
   Проанализируем  далее динамику уровня издержек обращения  по основным статьям затрат, оказывающим влияние на результаты торговой деятельности (таблица 2.8).
 
   Таблица 2.8.
   Динамика  уровня издержек обращения  торговли Бешенковичского  райпо
   в 2000-2002 гг. 

             2000    20    01    Откл-е    20    02    Откл-е 
   Наименование статей    Сумма, млн.р    Уровень,          %    сумма, мпн.р    Уровень,    %
   По  уровню (+/-)    Сумма    Млн.р.
   Уровень, %    По  уровню (+/-)
   Издержки  обращение всего    468,4    14,28    906,5    15,83    +1,55    1163,3    16,54    +0,71
   в том числе    транспортные  расходы
   81,9    2,6    144,1    2,7    +0,1    165,9    2,4    -0,3
   Проценты за пользование кредитами банка    57,1    1,8    77,8    1,4    -0,4    103,4    1,5    +0,1
   Расходы на рекламу    0,03        0,1        _    0,3    0,004    +0,004
   Потери  товаров в    пределах  норм
   2,3    0,07    4,0    0,07  
 
   -
   6,7    0,1    +0,03
   Расходы на хранение товаров           007    яо    004    -ош        ооз    -001
   Расходы на оплату труда    129,6        2755        +1Д)    37^6        -КПЗ
   Отчисления на социальные нужда    4&7    15    97,6    13    403    131^    1,9    -К11
   Амортизационные    отчисления
   Щ8    06    53,9    Ю    -кн    48,1    0,7    -03
   Розничный товарооборот    3167,9         5С§6              7Щ\          
 

   
   39
   На  протяжении 2000-2002 гг. наблюдается рост общего уровня издержек обращения. Б то же время можно отметить некоторые положительные моменты б управлении издержками:
    снижение уровня транспортных расходов в целом за период на 
    0,2%   к   товарообороту   за   счет   повышения   эффективности 
    управления собственным автотранспортом райпо;

    снижение расходов по статье «проценты за кредит» на 0,3% к 
    обороту, что свидетельствует о более эффективном управлении 
    на предприятии собственными оборотными средствами;

    снижение    расходов    на    хранение    товаров    -    в    целом   за 
    анализируемый период на 0,04% к товарообороту,

   К негативным моментам в управлении издержками можно отнести:
    рост расходов по статье «потери товаров при транспортировке» 
    -  за  анализируемый период на  0,03%   к товарообороту,  что 
    является         признаком         ненадлежащего         оборудования 
    транспортных средств, в первую очередь автомагазинов;

    рост    уровня    расходов    на    оплату    труда    -    на    1,3 %    к 
    товарообороту,   что   при   замедлении  товарооборота  является 
    признаком   низкой    эффективности    управления    трудовыми 
    ресурсами предприятия.

   Ухудшение экономических показателей, характеризующих  результаты торговой деятельности, не могло не сказаться на финансовых показателях предприятия, которые характеризуют его конкурентоспособность. Практическая значимость указанных коэффициентов заключается в их использовании для глубокой и оперативной оценки финансового положения предприятия на рынке товаров и услуг, в том числе и с учетом инфляционных процессов. В
 

   
   40
   таблице      2.9      приводятся     данные      о      финансовом     положении  Бешенковичского райпо.
 
   Таблица 2.9 Показатели ликвидности Бешенковичского райпо за 2002 г.
   Показатели    Значение    Нормагги  вное значение    Отклонение 2001 г.
 
   на 1ИЧЭ1Ю
   ШНОНеЦ  
   эаган
   ОТ    гюрмэтмга
   Коэфф1Щ№т1абсалкл!^    0,07    0,07    0,2-0,25        -одз
   Коэфф1Щ»«нтпрсалэ*дтх?чвои ликвидности    031    025    0,7-0,8    -0,06    -0,45
   Коэфф1Щ^«!НТОб[IЩЙЛIЖВ^^I1рОСТИ    1,12    1,12    IX)    _    +0,12
   23.Коэфф|щиентаБ1снэмии    0,70    0,68    0,5    -ОД2    +0,18
   Данные  таблицы свидетельствуют о том7 что в пределах норматива находится только коэффициент общей ликвидности и коэффициент автономии/ при последней коэффициент имеет тенденцию к незначительному снижению. Коэффициенты абсолютной и промежуточной ликвидности также имеют тенденцию к снижению, при этом на протяжении всего 2002 года они находятся ниже нормативного значения. Это свидетельствует о снижении финансовой устойчивости райпо/ падении его конкурентоспособности на протяжении последнего года деятельности.
   2.2.   Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности в товарах
   Информационное  обеспечение является одним из основных элементов организации коммерческой деятельности. Все коммерческие операции эффективны/ в первую очередь/ тогда/ когда в основе предпринятых действий лежит достоверная, своевременная и грамотно интерпретированная информация.
 

   
   41
   Бешенковичское  райпо в процессе осуществления  коммерческой деятельности использует следующие виды информации: 1. Источники внутренней информации:
    бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, приложение 
    к  нему,   отчет   о  прибылях  и  убытках,   отчет  об  издержках 
    обращения и т.п.) - эти документы используются для оценки 
    эффективности   хозяйственной   (в   том   числе   коммерческой) 
    деятельности   предприятия,   для   изучения   его   финансовых 
    ресурсов   и   возможностей,       экономического   потенциала   и 
    конкурентоспособности;

    статистическая отчетность (отчет по розничной торговле, отчет 
    о   продаже   и   запасах   товаров)    -   здесь   содержатся   такие 
    сведения, как данные об объемах реализации отдельных групп 
    товаров в сумме и натуральном выражении (краткая форма), 
    данные о товарных запасах, сведения о составе торговой сети, 
    торговой площади,  информация  о  структуре  товарооборота, 
    которая    используется    для    анализа    товарных    запасов    и 
    товарооборачиваемости, динамики и структуры товарооборота;

    договорные материалы (договоры купли-продажи и поставки 
    товаров,      претензионные      акты,      рекламации,      различная 
    преддоговорная документация)   -  они содержат сведения  об 
    используемых  формах  и  методах  закупки товаров,  условиях 
    поставки товаров, условиях расчетов и т.п.  Используется длл 
    оценки  эффективности  хозяйственных  связей  и поставками, 
    для организации учета исполнения обязательств по договору, 
    для изучения качества договорной работы;

    нормативно-справочные     документы     (Норматив     товарных 
    запасов, ассортиментные перечни) - они представляют собой 
    либо        обязательные        нормативы,        которым        должны 
    соответствовать       результаты      деятельности       предприятия

     

   42
   (например, норматив товарных запасов) или справочные данные ияи примерные требования, которых должно придерживаться предприятие для обеспечения эффективности организации коммерческой деятельности;
    законодательная      документация      (различные      инструкции 
    (ведомственные     и     прочие),     постановления     вышестоящих 
    организаций,      правила     торговли)      -     используются     как 
    обязательные,     за     их     неисполнение     предприятие     несет 
    экономические и санкции;

    различная     оперативная     информация     (книга     жалоб     и 
    предложений, книга учета поступления товаров и т.п.) - это 
    сведения о текущем состоянии дел, например, об отсутствии 
    какого-то товара в продаже. Такие данные используются для 
    оперативного     управления     хозяйственной     деятельностью, 
    например,      для     организации     дополнительной     поставки 
    продукции в магазин.

   2. Внешние  источники информации:
   - публикации в статистических сборниках - в них отражается 
динамика продаж в разрезе товарных групп по республике и по 
областям,   средний  уровень  цен,  индекс  цен  в целом и  на 
отдельные    товарные    группы,    численность    населения,    его 
структура,  количество  торговых  предприятий  в  республике. 
Такая   информация   нужна,   в   первую   очередь,   для   расчета 
емкости    рынка,     для     сопоставления    результатов     работы 
предприятия      со      среднереспубликанскими      показателями 
(оценка конкурентоспособности предприятия по коммерческой 
деятельности).   Она   также   дает   возможность   анализировать 
конкурентную среду и выявлять наиболее общие, характерные 
для всей республики тенденции развития розничного рынка;

 

   
   43
    деловая     переписка     -     она     содержит     предложения     от 
    поставщиков, цены на предлагаемую к поставке продукцию и 
    используется для выбора поставщика/ оценки среднего уровня цен;

    участие     в     областных,     республиканских/     международных 
    выставках/     ярмарках     -    позволяет     оценить     ассортимент 
    выпускаемой    продукции/    тенденции    в    производственном 
    ассортименте     отечественных     кондитерских     предприятий/ 
    сравнить широту производственного ассортимента сразу всех 
    или большинства отечественных предприятий, собрать устную 
    информацию     о    предприятиях-производителях/     заключить 
    договоры на поставку или соглашения о намерениях;

    различного     рода     устная     информация,     полученная     от 
    покупателей/   партнеров   предприятия   -   это,   как   правило/ 
    отрывочные сведения/  которые часто  не представлены ни в 
    каких других источниках. Такого рода информация позволяет 
    оценить   неудовлетворенный   спрос/   выявить   предпочтения 
    покупателей, получить информацию о конкурентах/ которая 
    является коммерческой тайной и открыто не распространяется;

    рекламные  объявления в  средствах  массовой информации  - 
    они    позволяют    получить    информацию    о    потенциальных 
    поставщиках/       дают       информацию/       необходимую       для 
    налаживания    первоначального    контакта/    но    используется 
    очень ограниченно/ так как не дает реального представления о 
    рекламируемом объекте;

    публикации    в    средствах    массовой    информации    (статьи/ 
    обзоры) - они также дают информацию о тенденциях развития 
    экономической/     политической,     социально-демографической 
    среды    деятельности    предприятия.    Кроме    того/    статьи    о 
    деятельности отдельных предприятий формируют их имидж/

     

   44
   позволяют   судить   об   устойчивости,   структуре   выпускаемой продукции, интересе со стороны покупателей.
   Следует отметить, что в практике Бешенковичского райпо наибольшее распространение имеет внутренняя информация - она используется в процессе анализа и планирования в первую очередь. Практически все перечисленные выше и используемые на предприятии внешние источники информации являются вторичными, т.е. уже кем-то собранной и обработанной информацией. К первичной информации можно отнести только устную и письменную информацию, полученную от покупателей в магазинах (через продавцов, книгу жалоб и предложений) и поставщиков райпо. Б то же время не проводятся мероприятия по комплексному и целенаправленному сбору первичной информации о состоянии рынков сбыта, о характере спроса, степени его удовлетворенности и т.п. Все исследования в этой области, как правило, спонтанны, не систематизированы.
   Основной  целью изучения структуры, динамики и особенностей спроса в Бешенковичском райпо является своевременный завоз и правильное формирование ассортимента в магазинах. Определение потребности на завоз товара в магазины производится на основе наблюдений за ходом реализации, объемом продажи товаров за день, месяц и в конечном итоге потребность определяется опытно-статистическим путем.
   Наличие товаров в магазинах Бешенковичского  райпо по 
групповому ассортименту определено обязательными

   ассортиментными перечнями. По ним работники магазинов и устанавливают ассортиментную структуру завоза кондитерских товаров, определяют, на какие товары следует рассчитать потребность в завозе, изучить реализованный и неудовлетворенный спрос населения.
 

   
   45
   Спрос по кондитерским изделиям изучается только балансовым методом. Суть его заключается в том, что на момент инвентаризации определяется количество товарных запасов в магазине по каждому товарному наименованию данной товарной группе (кондитерские изделия), затем в течение определенного периода ведется учет поступления товаров в разрезе данных наименований и товарных групп, а на момент следующей инвентаризации снова определяется остаток товарных запасов по наименованиям. На основе полученной информации рассчитывается среднемесячная и среднедневная реализация товаров, которая отражает реализованный спрос.
   Неудовлетворенный спрос в системе магазинов  Бешенковичского райпо изучается на основе книг жалоб и предложений, где может содержаться информация о том, каких товаров и в какой период времени не было в том или ином магазине.
   Помимо  изучения состояния реализации кондитерских товаров в самом райпо, для организации хозяйственных связей с поставщиками необходимо получить информацию о рыночной конъюнктуре в целом, а также собрать внешнюю информацию о потенциальных поставщиках.
   Для того чтобы оценить конъюнктуру  рынка кондитерских изделий, его динамику и определить тенденции развития, необходимо изучить:
    динамику реализации кондитерских товаров по райпо;
    проанализировать    аналогичные   показатели    по    области   и 
    республике     и     сравнить     с     показателями     деятельности 
    Бешенковичского райпо;

    изучить    тенденции    развития    социально-демографической 
    среды     в     зоне    деятельности    предприятия     (численность 
    населения,    его    половозрастной   состав,    уровень   денежных 
    доходов населения, структуру расходов и т.п.);

     

   46
   4) определить величину емкости  рынка на основе одного из  методов прогнозирования потребности  в товарах (с учетом платежеспособного спроса, методом экстраполяции или любым другим).
   Затем на основе полученных результатов рассчитать потребность в кондитерских товарах и начать преддоговорную работу по поиску потетшалъных поставщиков (или по развитию или сокращению хозяйственных связей с поставщиками уже существующими).
   Динамика  реализации и товарных запасов кондитерских товаров по предприятию представлена в таблице 2.10.
 
   Таблица 2.10
   Динамика  продаж и поступления  кондитерских товаров  в Бешенковичском раипо в 2000-2002 гг., млн. руб.
   Показатели    2000    2001    Темп  роста    2002    Темп  роста
   Товарные  запасы на начала года    125    ад    168,8    30,0    142Д
   ПостугоЕние товаров    210,9    315,9    149,8    389,5    1233
   Реализация    2ЩЗ    307,0    1517    387Д)    126,1
   Товарные  затисына конец года    ад    30,0    1422    325    1083
   Коэффициент обеспеченности    1,04    1ДБ    -001    1,01    -0,02
   Данные  таблицы позволяют сделать вывод  о том, что темпы роста реализации кондитерских изделий на предприятии замедляются, несмотря на рост реализации в 2002 году, скапливаются товарные запасы. Коэффициент обеспеченности товарооборота снижается, его значение показывает, что в 2002 году поступление на 1% превысило реализацию кондитерских товаров.
   Можно также оценить динамику реализации кондитерских товаров, изучив их долю в структуре розничного товарооборота (таблица 2.11).
 

   
   47
   Таблица 2.И
   Розничный товарооборот и реализация кондитерских товаров  в Бешеиковичском райпо в 2000-2002 гг.
   Показатели    2000    2001    Тонны росга,%    2002    Темпы рссга,%
   Розничный товарооборот, всего    3167,9    5436,6    171,6    7034,1    129,4
   Оборотгю  продаже прсррвольсгеенных товаров    2430,9    41203    169,5    5348Д    129,8
   Объемпрсдажкондщерских  товаров    2023    307,0    151$    387,0    126,1
   Удельный  вес в общем товарообороте, %    6,4    5,6    -08    5,5    -ОД
   Удельный  вес в обороте по продаже прсррвольовшньк товаров, %    832    7,45    -0,87    7Д4    I    -021 !
   Данные  таблицы позволяют сделать вывод  об ухудшении состояния продаж кондитерских изделий в Бешенковичском райпо. Так, на протяжении всего анализируемого периода темпы роста продаж кондитерских изделий отстают от темпов реализации продовольственных товаров и темпов развития розничного товарооборота предприятия в целом. Б результате снижается удельный вес анализируемой товарной группе как в общем обороте (на 0/9% за три года), так и обороте по продаже продовольственных товаров (на 1,09%).
   Можно сравнить также долю товарной группы «кондитерские изделия» в товарообороте Белкоопсоюза, Витебского ОПС и Бешенковичского райпо (таблица 2.12).
   Можно отметить, что тенденция снижения удельного веса кондитерских изделий в товарообороте характерна для потребительской кооперации в целом по республике. По системе Белкоопсоюза на долю кондитерских изделий приходится в 2002 году 5,6% товарооборота (снижение по сравнению с 2001 годом на 0,3%).
 

   
   48
   Таблица 2.12
   Удельный  вес реализации кондитерских изделий в обороте  Белкоопсоюза, Витебского ОПС и Бешенковичского райпо в 2001-2002 гг., млн.р. 

   Псжазашпи    2001    2002    Темп  роста, %(откп-е)
   Белкоопсоюза               
   Товарооборот  вдейлвующих ценах    993443,7    1313857,7    1323
   Оборотпо  продаже кондитерских изданий    58620,9    74230,6    126,6
   Удельньм  вес коцощерских щпелий в обороте, %    5,9    5^    -оз
   Витебский ОПС               
   Товарооборот  вдовствующих ценах    175959,2    226866,4    128,9
   Оборот  по продаже кпвдигерских изделий    9358,0    11894Д    127Д
   Удельный  вес ковдшероих издэчий в оборопе, %
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.