На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История развития гигиены как науки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История развития гигиены
На состояние  гигиены в старину влияли цена воды, господствующая в то время философия, манера одеваться и традиции. Трудно поверить, что в дела гигиены подданных вмешивались короли и папы римские, издавая запреты или, наоборот, принуждая к купанию с определенной частотой.
Наиболее  «гигиеничной» эпохой была древность. В Египте была законно урегулирована обязанность следовать определенным правилам гигиены. Египтяне ежедневно мылись, регулярно стирали одежду, защищали продовольствие от мух. Для греков ванная, которую имели у себя дома все более-менее богатые жители, была местом приема гостей. Именно тогда там проводят время в купаниях, дополненных вином, лакомствами и даже оплаченными государством служебных врачами. Их заданием было заботиться о здоровье населения и привлекать к соблюдению принципов гигиены. Они лечили бесплатно более бедную часть общества, которой не по карману была оплату «частных» услуг. В Древней Греции также заботились о здоровой питьевой воде. Ее проводили с гор при помощи трубопроводов. Некоторые дома были оснащены трубопроводом. Нечистоты удалялись за город по специальным подземным каналам. Греки были очень чувствительны к запахам и любили наслаждаться всевозможными приятными ароматами.
До  наших времен дошла  слава римских  акведуков. По ним текла вода, подававшаяся прямо из источников, находившихся в ближних горах. В некоторых городах вода фильтровалась – ее пропускали через пористые камни или слой песка. Каждый новый император строил все более красивые и удобные термы. Достаточно сказать, что те, которые построил император Диоклетиан, занимали 13 гектаров территории. Они предлагали своим завсегдатаям полную гамму услуг отдыха и ухода, в чем-то даже превосходя наши кабинеты биологического обновления. Там можно было купаться в холодной и теплой воде, пользоваться душем, парилками, называемыми сегодня римскими банями, массажем, натираниями душистыми маслами. А после такого «биологического обновления» отдыхать в приятном обществе наслаждаясь журчанием фонтанов в лучах южного солнца. Кого разговор надоедал, можно было играть в мяч, фехтовать и даже пользоваться услугами местной библиотеки. Термам трудно найти сегодняшнее соответствие, возможно, их отдаленно напоминает аквапарк. Они могли вместить несколько тысяч людей. К сожалению, упадок Римской Империи повлек за собой ухудшение гигиенических условий на этих территориях.
Славяне охотно пользовались баней, потому что господствовало всеобщее убеждение, что мытье изгоняет из тела болезни и продлевает жизнь. Общественные бани существовали еще в дохристианские времена в городах, небольших городках и даже в некоторых селах. Что интересно, купание не было индивидуальным делом каждого жителя. Цеховые правила предписывали пользоваться баней через определенное время, обычно раз в неделю, за счет городской казны. Своей любовью к гигиене славился Болеслав Храбрый, который ходил в баню вместе с сыновьями, Владислав Ягайло, его сын Казимир Ягеллон и Великий Князь Витольд. Особенно охотно славяне пользовались парилками, считая, что те «очищают и бодрят тело».
Средневековье традиционно считается временем невежества, грязи и эпидемий. Историческим фактом является то, что христианские мученики с презрением относились к заботе о гигиене. Интерес к гигиеническому состоянию тела считался грехом, и даже беспокоящие его вши считались одним из элементов страдания, предназначенных человеческому роду. Купания производились только от случая к случаю, обычно перед наибольшими церковными праздниками, то есть 3-4 раза в году. Даже в монастырях существовали правила совершения омовения. Ноги мыли раз в неделю, а ванны были обязательны 4 раза в году. Некоторые монашеские ордена, правда, имели в своем распоряжении текущую воду, обязаны были мыть руки перед едой и часто мыться. Несмотря на неблагоприятную атмосферу, сложившуюся вокруг всевозможных гигиенических процедур, имелись также имелись общественные бани, некоторые использовались даже для совместного обучения. Нравы, господствующие в них, иногда препятствовали пользователям. Гуманист эпохи Ренессанса Лукаш Гурницки сетовал на господствующие в общественных банях неудобства и дискомфорт. А когда они из гигиенических заведений и вовсе превратились в бордели, Триденсткий Собор запретил пользоваться банями. С того времени воцарилось всеобщее убеждение, что вода ослабляет организм и вредит здоровью.
Возрождение несомненно внесло свежесть в мысли, но, к сожалению, она не шла в паре со свежестью тела. К счастью, не все рассматривали купание как необходимое зло. Своей любовью к долговременным и частым купаниям славилась польская королева Барбара Радзивилловна.
Барокко и Просвещение не внесли особенного вклада в поднятие уровня гигиены. Дорогие туалеты и любовь к роскоши заменяли мытье в то время. Туалет заключался в погружении пальцев в розовую воду и протирании ими век. Не скупились на румяна, пудру и ароматы. Ремесленники специализировались на изготовлении дорогих и украшенных драгоценностями чесалок для спины и прекрасных молоточков для… вколачивания вшей, которые хозяйничали во всех, даже самых состоятельных домах. Время от времени прибегали к купанию в молоке, розовой воде, отварах из некоторых трав, а даже в отваре из… телятины. Все это, правда, делалось не для устранения грязи, а для о снабжения нацеживании кожи теми субстанциями, которые должны были благоприятно повлиять на красоту.
XIX век вернулся к давно забытой гигиене тела. А привела к этому тогдашняя… мода. Сильно декольтированные платья из воздушных материй вынуждали к достаточно строгой заботе о чистоте. Попадались, однако, и сторонники запущенного тела. Наполеон, возвращаясь после долгого отсутствия к Жозефине, слал нарочного с письмом, прося в нем любимую, чтобы та не перед его прибытием… не мылась и не лишила его наслаждения своим «натуральным запахом». Нехватку частых купаний Жозефина компенсировала частой сменой белья – до трех раз ежедневно. Зато сестра Наполеона, Паулина, купалась ежедневно. Мода на принятие ванны добралась также и до России. В XIX возраста ванны в квартирах перестали быть прихотью власть имущих, но ими все еще пользуются с определенными предостережениями, считая, что после купания организм подвержен простуде. Действительно, плохо обогреваемые квартиры не приносили удовольствия от купания. Обладательницы длинных волос предпочитали не мыть их зимой, боясь заболеть. Без фенов, в холодных помещениях, локоны сохли исключительно долго. Неудивительно, что на переломе XIX и XX веков английская королева Виктория ежедневно совершала только воздушные купания, приказывала слугам регулярно проветривать дворцовые комнаты и старательно избегала контакта с водой. 

Гигиена (от греч. hygieinos— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. 
 
Гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи Гигиена входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности — разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Практическая область применения Гигиена составляет особый раздел —
санитарию
 
В гигиенических исследованиях применяют методы физико-
химического изучения внешней среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, предметов одежды и обуви), бактериологические, биохимические и клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики. 
 
Гигиена — одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних рабовладельческих государств. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии; в них указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зуба рекомендовалась растительная пища и запрещались излишества в еде. В Древнем Египте за 1500 лет до н. э. осуществлялись санитарные мероприятия по оздоровлению населенных мест. В иудейском Моисеевом законодательстве были регламентированы гигиенические правила всех сторон частного и общественного быта древних евреев, На территории др. Хорезма имелись крупные, благоустроенные в санитарном отношении города. В Древнем Риме существовали водопровод, канализация, знаменитые римские термы (бани-купальни). В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода (11 в.), построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой лавре (16 в.), Киево-Печерской лавре (17 в.). В Москве самотёчный водопровод из
свинцовых труб был построен в 1631. Торговые бани (т. е. бани для общего пользования) устраивались во многих русских городах. В «Домострое» (16 в.) говорилось о хранении готовой пищи, мытье посуды, стирке и смене белья. 
 
В 16—17 вв. появились лечебники, содержащие гигиенические советы. В 1700 вышел трактат итальянского учёного Б. Рамаццини «Рассуждение о болезнях ремесленников» — первый научный труд по Гигиена труда. В классическом произведении немецкого учёного И. П. Франка «Система медицинской полиции» (1779—1827) говорилось о социальном значении здоровья. В 1797 появилась «Макробиотика» (искусство продления жизни) немецкого врача К. В. Гуфеланда. 
 
В России в 18—19 вв. вопросы Гигиена нашли отражение в трудах М. В. Ломоносова, а также врачей С. Гигиена Зыбелина, Д. С. Самойловича, М. Я. Мудрова. В сочинении М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763) дано много указаний, направленных на сохранение здоровья рудокопов, сформулирована теория движения воздуха в шахтах, которая легла в основу расчёта естественной вентиляции. 
 
К середине 19 в. главное внимание гигиенистов было направлено на общественное здравоохранение. Со 2-й половины 19 в., в связи с успехами естествознания и медицины, значительное развитие получили в Гигиена экспериментальные методы исследования. Экспериментальное направление в Гигиена связано с трудами немецкого гигиениста М. Петтенкофера. Он создал немецкую школу гигиенистов, из которой вышли такие учёные, как М. Рубнер, К. Флюгге, В. Праусниц и др. В Англии новое направление в развитии Гигиена нашло отражение в трудах Э. Паркса, во
Франции — З. Флёри, А. Пруста, А. Бушарда. Развитие экспериментальной Гигиена в России связано с именами А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана, заложивших основы развития в России общей, жилищной и школьной Гигиена, гигиены труда и питания. Развиваясь столь же интенсивно, как и в западно-европейских странах, гигиеническая наука в России имела свои особенности. Русские гигиенисты 19 в. широко применяли санитарно-статистические методы исследования. Эрисман и московские земские санитарные врачи Е. А. Осипов, П. И. Куркин, С. М. Богословский создали русскую школу изучения физического состояния и заболеваемости на основе учёта и гигиенической оценки демографических данных (рождаемость, смертность и естественный прирост населения, заболеваемость и физическое развитие, данные санитарно-топографического характера). В 19 в. выдвинулась плеяда видных санитарных деятелей: И. И. Моллесон, Е. М. Дементьев, Д. Н. Жбанков, А. В. Погожев, П. А. Песков, Н. И. Тезяков и др. Важную роль в развитии Гигиена сыграли Гигиена В. Хлопин, уделявший много внимания методике гигиенических исследований, и А. Н. Сысин, разрабатывавший многие вопросы общей и коммунальной гигиены. В 18—20 вв. большинство городов Европы и Азии находилось в антисанитарном состоянии. В России положение изменилось коренным образом только после Великой Октябрьской социалистической революции. 
 
В СССР Гигиена развивалась в соответствии с требованиями Программы РКП (б), принятой в 1919 на 8-м съезде партии, где были особо подчёркнуты профилактические задачи сов. здравоохранения, определено содержание и направление деятельности санитарных органов страны и работы научно-исследовательских гигиенических учреждений. Основным в научно-практической деятельности сов. гигиенистов является научное обоснование биологического оптимума, которому должна соответствовать внешняя среда, чтобы обеспечить человеку нормальное развитие, хорошее здоровье, высокую работоспособность и долголетие. Для решения этих задач проводятся экспериментальные исследования в лабораториях и натурных условиях, в производственных условиях и бытовой обстановке. В СССР гигиенические мероприятия включаются в планы промышленного, с.-х., жилищного и культурного строительства. 
 
Расширение задач, стоящих перед Гигиена, усложнение методов гигиенических исследований привели к дифференциации гигиенической науки. Сначала выделились и оформились в самостоятельные научные дисциплины военная и военно-морская гигиена (см.
Гигиена военная). Первые труды по военная Гигиена в России были опубликованы в конце 17 в. Крупный вклад в развитие военно-морской Гигиена внесли Д. П. Синопсус и А. Гигиена Бахерахт. Гигиена труда, или профессиональная Гигиена, оформилась в самостоятельная отрасль гигиенической науки во 2-й половине 19 в. Её развитие в России связано с именами Эрисмана, Погожева, Дементьева и др. деятелей фабричной и земской медицины. Большой вклад в развитие Гигиена труда в СССР внесли С. И. Каплун, В. А. Левицкий, А. А. Летавет, З. И. Израэльсон, Л. К. Хоцянов и др. В послереволюционные годы в научную дисциплину оформилась школьная Гигиена, в процессе дальнейшего развития ставшая гигиеной детей и подростков. Большой вклад в развитие этой дисциплины внёс сов. гигиенист и санитарный деятель А. В. Мольков. Первым научно-исследовательским центром по школьной гигиене был организованный в 1919 институт социальной гигиены. В 1926 создана кафедра школьной гигиены при медицинском факультете 1-го МГУ, а в 1934 при Центральном институте усовершенствования врачей. Гигиена коммунальная развилась благодаря трудам А. Н. Сысина и А. Н. Марзеева: она оформилась в самостоятельную дисциплину в 1933, когда была создана кафедра коммунальной Гигиена в 1-м Московском медицинском институте (И. Р. Хецров, С. Н. Черкинский). Гигиена питания как предмет научного исследования оформилась в 1922 с созданием первого в СССР Института питания под руководством М. Н. Шатерникова. Первая кафедра Гигиена питания на санитарном факультете 1-го Московского медицинского института была организована в 1932. Социальная гигиена в СССР оформилась после Великой Октябрьской социалистической революции. Создателем и многолетним руководителем первой кафедры социальной Гигиена в СССР был Н. А. Семашко. В 1944 в составе АМН СССР был создан Институт организации здравоохранения и социальной гигиены (ныне Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко). В связи с расширяющимся из года в год использованием источников ионизирующей радиации в промышленности, сельском хозяйстве и медицине возникла новая проблема — радиационная защита трудящихся и радиационная безопасность населения. Разработкой этих вопросов занимается гигиена радиационная
 
Научную разработку различных гигиенических проблем в СССР вели институты Гигиена труда, институты коммунальной Гигиена и институты питания. Старейшее научно-исследовательское учреждение страны — Московское НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, созданный в 1927. Научно-исследовательская работа в области Гигиена ведётся также на кафедрах Гигиена медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей. 
 
Большую роль в развитии Гигиена играет Всесоюзное научное общество гигиенистов, предшественником которого было Русское общество охранения народного здоровья (1877—1917). Московское общество гигиенистов было создано Ф. Ф. Эрисманом в 1892. В 1925 создано Всесоюзное общество социальной и экспериментальной Гигиена В 1967 общество гигиенистов насчитывало 11 тыс. членов. Национальные общества по Гигиена есть во
Франции, Англии, ГДР и др. 
 
В СССР вопросы Гигиена освещаются в журналах «Гигиена и санитария» (1936—), «Гигиена труда и профессиональные заболевания» (1957—), «Вопросы питания» (1932—), «Советское здравоохранение» (1942—) и др. 
 
 
 
Лит.: Доброславин А. П., Гигиена, Курс общественного здравоохранения, т. 1—2, СПБ., 1882—84; Эрисман Ф. Ф., Курс гигиены, т. 1—3, М., 1877—88; Хлопин Гигиена В., Основы гигиены, т. 1—2, М., 1921—23; 50 лет советского здравоохранения, [Сб. статей], М., 1967; Handbuch der Hygiene, Bd 1—5, Lpz., 1911—23; Horn К., Allgemeine und kommunale Hygiene,
B., [1966]. 

История развития гигиенической  науки
Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460—377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.
До сих пор  не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной Абу Али ибн Сина (980—1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.
Однако гигиеническая  наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.
Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также  приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.
Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п.
На особое значение профилактических мероприятий в  предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.
Н. И. Пирогов  писал: «Я верю в гигиену. Вот где  заключается истинный прогресс нашей  науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г., другой известный русский клиницист, профессор Г. Н. Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Мы считаем гигиену одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача».
В России гигиена  как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.
Московская школа  гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.
В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.
Краткая история развития общей и военной гигиены.
  Зачатки гигиенических знаний, основанные на эмпирических наблюдениях, существовали уже в глубокой древности. Эти  наблюдения, обобщенные народным опытом, принимали форму обычаев, законов  или религиозных правил.
  У древних греков гигиенические наблюдения суммировались в научные труды, к числу которых принадлежат первые дошедшие до нас письменные гигиенические трактаты знаменитого врача древности Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) "О здоровом образе жизни" и "О воде, воздухе и местностях". Он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы исполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.
  В Римском государстве осуществлялись такие крупные общественные санитарно-технические мероприятия, как строительство городских водопроводов и канализации. Например, в самом Риме было 14 больших и около 20 мелких водопроводов, доставлявших в город за десятки километров до 1,5 млн. м3 горной ключевой воды в год.
  В средние века (VI-XIV) вместе с упадком  древних государств и древней  античной культуры были забыты и многие положения гигиены. Феодализм с  его раздробленностью государств, постоянными  междоусобицами, войнами и грабежами  тормозил развитие науки вообще и гигиенических знаний в частности. Христианская религия, распространившаяся к тому времени в Европе, также не способствовала прогрессу гигиены, так как проповедовала аскетизм и самоотречение, объявляла заботу о теле и здоровье делом второстепенным и даже греховным.
  Населенные  пункты, и в первую очередь города, содержались в антисанитарном состоянии. Канализация и водопровод отсутствовали; все нечистоты, в том числе  хозяйственно-бытовые воды, выбрасывались  и выливались на улицы. Личная гигиена находилась на крайне низком уровне, бань почти не было, нательным и постельным бельем не пользовались даже в высших слоях общества; насекомые-паразиты имели массовое распространение. Смерть детей от вшивости случалась даже в королевских семьях.
  Суеверие, грязь и нечистоплотность, отсутствие у населения элементарных гигиенических  навыков способствовали возникновению  и распространению инфекционных заболеваний - чумы, оспы, проказы, венерических болезней и т.д.
  Лишь  отдельные очаги науки и культуры продолжали хранить и развивать наследие ученых древности. С IX века в Италии (Салерно) существовал университет, в котором идеи Гиппократа и Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (980 - 1037). Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, указал на возможность распространения болезней через почву и воду.
  XV и XVI века ознаменовались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусств, в том числе и современного естествознания. Медицина, преодолевая религиозные, схоластические представления о болезни и ее причинах, о функции и строении организма, становится на научный путь развития. Врач и химик Парацельс (1493-1541) изучает болезни обмена веществ, профессиональные заболевания горнорабочих, ранения и вопросы медицинской химии. Врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478 - 1553) обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Бернардино Раммацини (1633 - 1714) - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700). Прусский пастор Зюссмильх в 1742 г. выпустил свой "Божественный порядок в изменениях человеческого рода", положивший начало медико-санитарной статистике и демографии.
  В 1788 году выходит первое капитальное  шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745 - 1821) "Полная система медицинской  полиции", а в 1796 ггоду - "Макробиотика" Х.В.Гуфеланда - - по всем вопросам личной гигиены. В этих двух книгах подводится итог эмпирическому, созерцательному периоду развития гигиены, основанному на житейском опыте.
  Дальнейший  прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях и эксперименте.
  Первыми крупными сочинениями, отвечающими  этим требованиям, было руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 году в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Э.Паркса (1819 - 1876), опубликованное в 1854 году в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого Макса Петтенкофера (1818-1901) и созданной им школы гигиенистов. Его многочисленные методические работы по исследованию отдельных элементов внешней среды (воды, воздуха, пищи, почвы) превратили гигиену в точную науку и отвечающую насущным потребностям жизни людей санитарную практику. В 1865 г. на медицинском факультете Мюнхенского университета Петтенкофер организует первую в истории медицины кафедру гигиены.
  К этому времени относится деятельность таких крупных ученых микробиологов, физиологов и гигиенистов, как Луи Пастер (1822-1895), Роберт Кох (1843-1910), Карл Фойт (1831-1908), Уилбур Этуотер (1844-1907), Макс Рубнер (1854-1932) и других. Их открытия в области микробиологии (Л.Пастер, Р.Кох), исследования качественной и количественной стороны питания, нормирования калорийности пищи (К.Фойт), энергетического обмена и преобразования питательных веществ (У.Этуотер, М.Рубнер) заложили научную основу гигиены как профилактической медицинской дисциплины.
  В дальнейшем гигиена на Западе развивалась в основном в эпидемиологическом и санитарно-техническом направлениях и во многом потеряла свою общественную значимость.
  В России зачатки эмпирических знаний гигиены возникли очень давно - еще  в Киевской и Новгородской Руси. В трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое" много внимания уделяется чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами.
  Позже, с началом формирования Московского  государства, возникла потребность  в научных медицинских знаниях  и врачебных кадрах. Аптекарский приказ, основанный в начале XVII столетия для медицинского обслуживания московского царя, его семьи и приближенных, начинает распространять свою деятельность на все государство и прежде всего на войско. В 1615 г. вводится должность полкового врача.
  При Петре I Аптекарский приказ переименован в Медицинскую канцелярию и во главе ее поставлен врач.
  Издается  ряд указов об охране здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в случае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).
  Много внимания уделяется медицинскому обеспечению  армии. По уставу Петра I (1716) в штат каждой дивизии вводится один доктор штаб-лекарь, полка - лекарь, роты - цирюльник. В дальнейшем количество врачей в армии постепенно увеличивается, однако вплоть до 1779 года они занимались исключительно лечебным делом. Попечение о быте солдат возлагалось на командиров.
  В 1786 году появляется первое русское руководство по военной гигиене военно-морского врача А.Бахерахта (1724 - 1806). В этом руководстве сформулированы основные требования к условиям жизни военнослужащих: "... добрый покой, добрая пища, свежий и сухой воздух, достаточная одежда, телесным силам соразмерное движение и работа, довольное отдохновение ночью, удаление от пьянства. Поддержание такого порядка должно быть неотлагательное в начатии, усердное и беспрерывное".
  В 1797 году на врачей был возложен медико-полицейский надзор за доброкачественностью съестных припасов, состоянием казарменных помещений и общим санитарным состоянием войск. Большое внимание гигиеническим вопросам в армии уделял великий русский полководец А.В.Суворов. Из 7 условий победы, перечисленных в "Науке побеждать", три относятся к состоянию здоровья солдата (чистота, здоровье, опрятность). "Иметь ежевременное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых" - приказывал он своим подчиненным.
  В 1813 г. издается вторая русская книга  по гигиене "Карманная книга по военной гигиене, или замечания о сохранении здоровья русских солдат", написанная доктором медицины и хирургом Медико-хирургической академии И.Энегольмом (1764 - 1838). В ней даны подробные указания о сбережении здоровья солдат в мирное и военное время, в том числе и рациональные меры профилактики цинги.
  К этому же времени относится деятельность М.Я.Мудрова (1776-1831), профессора терапии  медицинского факультета Московского  университета, читавшего курс военной  гигиены. В 1809 г. вышла в свет в виде отдельной книги его знаменитая актовая речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки о сохранении здоровья военнослужащих". "Военная гигиена - говорится в этой книге - полезна каждому, начиная от унтер-офицера до генерала, чтобы беречь свое и своих подчиненных здоровье и учить их сохранять оное". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы и, следовательно, непобедимы". Матвей Мудров считается одним из первых ученых-медиков России, серьезно занимавшихся вопросами гигиены и преподаванием ее в виде отдельного курса в высшей школе.
  Большой вклад в практическую часть военной гигиены внес видный организатор медицинской службы русской армии генерал-штаб-доктор Роман Четыркин (1797 - 1865). Им и под его руководством написан ряд наставлений о профилактическом и лечебном обеспечении войск, в том числе "Наставление по части практической военно-медицинской полиции", "Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе". При нем вводятся систематические медицинские осмотры нижних чинов, контроль за размещением войск в казармах, контроль врачей за питанием и водоснабжением.
  Однако  эти устремления передовых деятелей русской военной медицины и военных  начальников не могли дать должного эффекта в условиях царского самодержавия и при существовавшем уровне материальной обеспеченности населения и войск. Заболеваемость цингой, инфекционными и неинфекционными болезнями была очень высока. Потери от болезней во время войн намного превосходили потери от оружия. Так, в Крымскую войну русская армия от оружия потеряла 30 000, а от болезней - 60 000 человек; в русско-турецкую войну соответственно 36 455 и 83 446 человек.
  Основоположники отечественной клинической медицины прогрессивно мыслящие врачи того времени  Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов  и другие указывали, что наиболее успешным методом борьбы с такой высокой заболеваемостью является профилактика, базирующаяся на научных гигиенических знаниях. В этот период в Медико-хирургической академии начал обсуждаться вопрос об улучшении профилактической подготовки врачей и об организации в связи с этим самостоятельной кафедры гигиены.
  Гигиена в виде самостоятельного курса преподавалась  с момента организации академии, то есть с 1798 года Этот курс под названием "Медицинская полиция", а с 1835 года - "Медицинская полиция и  гигиена" входил в состав так называемой судной науки, впоследствии - судебной медицины.
  Необходимость учреждения самостоятельной кафедры  в академии сознавали многие ее прогрессивные  деятели. Еще в 1805 году Петер Франк (в то время начальник академии) в проекте реорганизации академии предусмотрел выделение гигиены  в самостоятельную кафедру. Однако это предложение тогда не было реализовано. Вновь вопрос о создании самостоятельной кафедры гигиены был поднят в 1862 году профессорами Я.А.Чистовичем, С.П.Боткиным и Н.Ф.Здекауером. В 1864 году конференция академии поддержала это предложение, а в 1865 году после его утверждения был объявлен конкурс на замещение должности профессора кафедры гигиены. Однако из-за трудности условий конкурса лишь в 1871 году на эту должность был избран приват-доцент академии Алексей Петрович Доброславин (1842-1889), который в том же году прочитал вступительную лекцию первого самостоятельного курса на кафедре общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены. С этого момента начала существовать кафедра гигиены в академии, первая в России.  

Гигиена возникла в далеком  прошлом, когда люди использовали определенные навыки и обычаи для  сохранения здоровья и жизни в неблагоприятных  условиях окружающей среды.  
 
Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в Древней Греции и Древнеримской империи. Обобщая знания и опыт в области медицины, Гиппократ создал трактат «О воздухе, водах и мест остях», в котором описал влияние факторов среды на здоровье. В средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своем знаменитом труде «Канон медицины» отразил вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др. 
В славянских юродах в средневековье много внимания уделялось вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках, личной гигиене. В развитии санитарной культуры В России неоценима роль Петра I, который создал Медицинскую канцелярию, пиал указы по охране здоровья населения, следил и санитарным состоянием и питанием войск. Значительное место занимала санитарная культура в Великом Княжестве Литовском. 
 
Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в конце XVIII в. С появления медицинских трудов П. Франка. X. Гуфеланда, М.В. Ломоносова, М.Я. Мудрова, Ж.Э. Жилибера и др. Экспериментальный и санитарно-статистический методы исследования в гигиене появились в середине XIX в. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внесли М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, превратившие гигиену в точную пауку.

 


 
 
А.П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, создавший первую гигиеническую школу. Работал в области гигиены питания, школьной и военной гигиены.


 
 
Ф.Ф. Эрисман изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих, занимался вопросами гигиены труда. 
 
Развитие гигиены после революции связано с работами Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, Г.В. Хлопина, которые много внимания уделяли вопросам организации здравоохранения, гигиене воды, методам гигиенических исследований. Не остались без внимания и
гигиена труда, гигиена питания. 
 
С 30-х годов XX в. гигиена как наука и предмет преподавания становится дифференцированной и направлена преимущественно на санитарно-технические вопросы охраны и оздоровления окружающей среды. Успехи ее в этот период связаны с плодотворной деятельностью А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, А.В. Молькова, Н.Ф. Галанина, А.А. Летавета и др. 
 
В послевоенные годы перед гигиеной возникла задача изучения и гигиенического регламентирования влияния отдельных факторов среды и их комплекса в условиях научно-технического прогресса на здоровье населения. Большое внимание обращалось на лечебно-профилактические учреждения, воздушную среду производственных и жилых зданий, благоустройство объектов, состав воды, почвы, продукты питания, проблемы села, внедрение новой техники, освоение космического пространства. Науч-ной разработкой этих вопросов занимались В.А. Рязанов, С.Н. Черкинский, А.А. Минх. Н.Ф. Иэмсров. Р.Д. Габович, Г.И. Румянцев, белорусские ученые-гигиенисты З.К. Могилевчик, П.В. Остапеня и др. 
 
На современном этапе гигиена глубоко и всесторонне изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций поличной гигиене и здоровому образу жизни, эффективной первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных болезней, детских инфекций, СПИДа. 
В настоящее время важная роль отводится проблемам гигиенического нормирования совместного воздействия факторов среды различной природы и разработке максимально допустимых нагрузок, которые гарантируют сохранение здоровья людей. 
 
Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.  
 
Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора. 
 
На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 - в атмосферном воздухе, более 100 - в пищевых продуктах, более 100 - в почве, более 1500 - в воздухе производственных помещений. 
При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности. 
 
На современном этапе интенсивно развивается гигиеническая диагностика, направленная на установление причинно-следственных связей между влиянием факторов окружающей среды и состоянием здоровья. В отличие от клинической диагностики, гигиеническая диагностика начинается с изучения и оценки окружающей среды, а оценка состояния здоровья чаще всего производится на популяционном уровне. Наиболее успешно гигиеническая диагностика осуществляется в отношении отдельных профессиональных групп, у которых труд сопровождается использованием резервных возможностей организма. 
 
Одним из важнейших моментов в гигиенической диагностике является оценка риска неблагоприятного влияния факторов среды на здоровье. Риск для здоровья - это вероятность появления заболевания у человека за определенный интервал времени. Величина риска находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. 
 
Для успешного осуществления гигиенической диагностики на территории Беларуси введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих непрерывное наблюдение, оценку и прогноз состояния здоровья и окружающей среды, а также предупреждение, выявление и устранение вредного влияния факторов на здоровье населения.
 
 

История развития гигиены насчитывает несколько тысяч лет, и она является древнейшей медицинской наукой.
Всю многовековую .историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:
- эмпирическая гигиена (опытная гигиена) – постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний – Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В труде Гиппократа «О воздухах, почвах и местностях» обобщены накопленные к тому времени эмпирические гигиенические знания. Выдающийся врач Древнего Рима Гален (2 век н.э.), считал, что гигиена должна составлять отдельный раздел медицины. Интересно, что в Древнем Китае семейный врач получал плату при отсутствии болезней в семье, в случае болезни он лишался гонорара.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.