На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рецензия как жанр журналистики: теория, структура, особенности использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Зарегистрировано  «____» _________ 20____ г.
     ____________   ______________________________ 
 

     федеральное Государственное  автономное образовательное  учреждение
     высшего профессионального  образования 
 

     «белгородский государственный  национальный исследовательский университет» 
 

     факультет ЖУРНАЛИСТИКИ
     Кафедра ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 
 
 
 
 
 
 
 

     Рецензия  как жанр журналистики: теория, структура, особенности использования
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение…………………………………………………………….….…...3
     Часть 1. Жанр рецензии в современной журналистике………………….4
     1.1. Особенности жанра …………….…………………………………......4
     1.2. Виды рецензии………………………………….……………………...7
     1.3. Структура рецензии………………….………………………………..9
     Часть 2. Рецензия на страницах современной печати и в электронных СМИ…………………..……..……………………………………………………13
     2.1 Рецензия в печатных СМИ…………………………………………...13
     2.2. Рецензия в электронных СМИ……………………………………....15
     Заключение……………….……………………..…………….…………..19
     Список  использованной литературы…………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы. В настоящее время жанр рецензия находит широкое распространение, как в печатных, так и в электронных СМИ.
     Степень разработанности темы. При работе над курсовой работой были использованы труды российских авторов – исследователей, занимающихся жанровыми особенностями журналистки: А.А. Тертычный, З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова, Л.Е. Кройчик, С.М. Гуревич и другие.
     Так же были использованы словари – Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушаковой и Энциклопедический словарь СМИ А.А. Князева.
     Объектом курсовой работы является рецензия как журналистский жанр.
     Предметом исследования являются структурные особенности рецензии в различных видах средств массовой информации.
     Цель курсовой работы – изучить специфику жанра рецензия, раскрыть особенности бытования жанра, функционирование рецензии в различных видах СМИ.
     Задачи курсовой работы:
    Изучить технику написания рецензии;
    Рассмотреть разновидности рецензии;
    Проанализировать печатные и электронные СМИ на примере изданий: (печатные) журнал «Афиша», (электронные) сайт www.kinopoisk.ru
     В курсовой работе были использованы методы:
    анализа;
    описания.
 
 
 

      Часть 1. Жанр рецензии в современной журналистике
      Особенности жанра
 
     Рецензия  – анализ и оценка  художественного (информационного) явления, которое может быть представлено литературным произведением или другим творческим явлением в зависимости от вида искусства.
     Рецензия  сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров. Соотношение аналитического и информационного, объективного и субъективного может быть разным, в зависимости от намерения автора. Таким образом, можно сказать что рецензия – жанр синтетический (Тертычный А.А. 2000, 56).
     Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что предметом рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях – искусства, науки, публицистики. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении.
     Главные задачи рецензента:
    ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна;
    формирование у читателя эстетических представлений о действительности;
    объяснение сути творческого процесса;
    содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. (Кройчик Л.Е. 2000, 125).
     Таким образом, можно заключить: основная задача рецензента – рассмотреть отдельное произведение всесторонне, в совокупных частях и в целом. Никакой другой жанр критики не ставит перед собой подобной цели.
     Главным мотивом для написания рецензии может послужить стремление критика  выразить свое отношение к миру через  анализ художественного произведения.
     Основу  рецензии составляет анализ, поэтому  необходимо, чтобы он был всесторонним и объективным. Искусственное сужение рамок анализа в ряде случаев резко снижает общественный вес рецензии. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что, несомненно, сделает его выступление более актуальным и весомым. (Тертычный А.А. 2000, 60).
     Называя в ряду жанровых признаков рецензии анализ и оценку, учёные расходятся во мнениях о соотношении объёмов этих компонентов. Важно, чтобы оценка произведения подтверждалась анализом, аргументацией, а элементы анализа носили ясно выраженный оценочный характер. В противном случае не будут оправданы коммуникативные ожидания адресатов (и читателей, желающих узнать, как оценивают данное произведение критики, и автора, которому, прежде всего, хочется знать основания, причины той или иной оценки своего произведения), и диалог безрезультативным.
     Так же следует заметить, что особенностью данного жанра является стремление к объективности оценки. (Смелкова З.С. 2003, 58)
     Как уже говорилось выше, рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории читателей, слушателей, зрителей. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.
     Каждый  вид критики (литературная, театральная  и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные  спецификой того вида искусства, которое находится в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность в данной теме.  
     Использование в рецензии специальной терминологии обусловлено предназначением текста – для специалистов или для  массового читателя. Перегруженный узкоспециальной терминологией или профессиональным жаргоном текст демонстрирует осведомленность автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого языка. Если рецензент употребляет подобные слова, он должен стараться их пояснять. (Барнёва Е.В. 2008, 48)
       Умение писать просто о сложном,  интересно и для широкой аудитории, и для критиков, и для авторов анализируемых произведений приобретается только на базе глубоких специальных знаний и опыта критико-популяризаторской работы рецензента. (Тертычный А. 2000, 85)
     Чем фундаментальнее знания критика, тем  содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка. Следовательно:  чем большим запасом специальных знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию. 
 
 
 
 

      Виды рецензии
 
     Разновидности рецензии многочисленны – они соответствуют всем основным видам искусства (кинорецензия, рецензия литературная, театральная, музыкальная и т.д.). Своеобразие каждой из них обусловлено предметом анализа, особенностями рассматриваемой формы. В театральной рецензии, например, критик имеет дело с постоянно возобновляемым зрелищем, в кинорецензии – с особой организацией динамически организованного зрительного ряда (кадр, ракурс, монтаж), в литературной рецензии – с линейными (словесными) образами, «перетекающими» в пластические, создаваемые фантазией читателя.
     А. Тертычный разделяет рецензии по следующим типологическим признакам:
     1) По объему: большие (гранд-рецензии) и маленькие (мини-рецензии).
     2) По числу анализируемых произведений: монорецензии и полирецензии.
     3) По теме (объекту): в зависимости от того какое художественное (информационное) явление рецензируется - литературное произведение, театральная постановка, кинофильм, музыкальное произведение, произведение живописи или же  научная работа.
       В последнее время наряду с уже хорошо известными публике типами рецензии публикуются рецензии нового типа – рецензии на телерецензии, рецензии на рекламные и музыкальные клипы и рецензии на компьютерные игры. Это объясняется тем, что значительно вырос объем анимационных и документальных фильмов, телепередач, насыщенных драматическими конфликтами, жизненным содержанием, а также резким ростом рекламной продукции и развитием компьютерных технологий.
     Подготовка  рецензии того или иного типа предполагает преодоление трудностей разной степени. Одним из самых сложных видов рецензии является кино- и театральная рецензия. Так, если в рецензии на литературное или изобразительное произведение критик имеет дело только с самим этим произведением, мастерством его автора, то в театре, в кино, на телевидении, в концертной деятельности, кроме автора, участвуют режиссеры, актеры, музыканты, оформители и так далее. Работу исполнительского коллектива в целом и каждого автора отдельно и должна оценивать в этом случае рецензия. В подобных работах перед критиком стоит трудная задача – совместить целенаправленный анализ авторского и режиссерского замысла с характеристикой творческого воплощения. Дело усложняется еще больше, когда автор рецензии ставит своей задачей сравнить литературный первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой. Согласовать все три или даже четыре «слоя» такой рецензии (первоисточник, пьесу по нему, режиссерскую интерпретацию пьесы, воплощенную в спектакле, авторское исполнение) бывает очень непросто. Создание хорошей рецензии на произведения синтетических жанров (театра, кино, исполнительского искусства) всегда определяется профессиональным умением критика оценить все стороны работы. Часто успех предопределяется правильным выбором какого-то одного аспекта. (Тертычный А. 2000, 87) 
 
 
 
 
 

1.3. Структура рецензии 

     Житкова подразумевая под “факт” – “анализом” организующие элементы композиционной структуры литературно-критической работы считает, что в рецензии наблюдается тенденция к доминированию факта, анализ же сводится к свёрнутой оценке общего, гипотетического свойства, выражающей восприятие критика, нередко субъективное, и не претендует на исчерпывающе развёрнутую аргументацию. (Житкова Л.Н. 1985, 95)
     В связи с этим можно отметить обязательные структурные элементы рецензии:
     -     сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
     -     общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и др. приёмов);
     -     анализ содержания и формы произведения;
     -      определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
     -     привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению. (Пельт В.Д. 1986, 44.)
     Компоненты рецензии можно разделить на 2 группы:
     -     коммуникативные;
     -     содержательные.
     Коммуникативный аспект рецензии определяется, прежде всего, адресатом и коммуникативным  намерением (целью) журналиста. От этого  зависят жанровые разновидности  рецензии и её речевая форма. Содержательный аспект жанра включает в себя информационно-аналитические параметры. Эта часть рецензии более объективна и устойчива в речевом выражении.
     Выражая оценочное отношение к тем  или иным характерам, писатель тем  самым даёт нам представление о своём идейно-эстетическом идеале. Выделяют несколько основных приёмов, с помощью которых создаётся образ персонажа и одновременно выражается авторское отношение к нему:
      характеристика героя через его действия и поступки;
      прямая авторская характеристика;
      портрет героя;
      описание «среды обитания» героя, вещей, которые его окружают, комнат, в которых он живёт, и тому подобное;
      психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и тому подобное;
      характеристика героя другими действующими лицами произведения;
      фантастика, то есть нечто заведомо неправдоподобное, невозможное в реальной жизни;
      пейзаж;
      художественная деталь.
     Привлечение названных компонентов литературоведческого анализа позволит рецензенту лучше понять авторский замысел, а значит, дать более объективную оценку произведению.
     Аналитическая часть рецензии, занимая большую  площадь, строится, как правило, как  текст-рассуждение.
     Средства  выражения оценки
     Предмет (объект) оценки в нашем случае – художественное явление, представленное литературным произведением (или другим творческим явлением в зависимости от вида искусства).
     Таким образом, уже сейчас встаёт вопрос о  соотношении объективного и субъективного в жанре рецензии. Можно ли, опираясь на исследования философов-логиков, ответить на этот вопрос? Сначала рассмотрим все «части» оценки.
     Характер  оценки может быть абсолютный, если речь идёт об одном объекте, и сравнительный, если объектов несколько или они сопоставляются в разных состояниях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.