На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право и его роль в системе регулирования общественных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ
    УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА» 

    Факультет экономики и права 

    Кафедра правоведения 
 

    КУРСОВАЯ    РАБОТА
    по  общей теории права 

    Право и его роль в системе регулирования  общественных отношений 
 

                  Выполнила студентка 1 курса
                     дневного  отделения 

                     Научный руководитель 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Могилев 2011 

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….......3
    Общее положение о праве…………………………………………………..6
    1.1. Понятие права………………………………………………………...........6
    1.2. Сущность права…………………………………………………………...8
    1.3. Ценность и функции права………………………………………………11
    1.4. Принципы права……………………………………………………........14
    2.  Роль права в системе регулирования общественных отношений……...20
    Заключение……………………………………………………………………27
    Список  исльзованных источников………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    
    Введение 

    Право как особая система юридических  норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех  же причин и условий, которыми объясняется  происхождение государства, и процесс  этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и  в разные эпохи возникновение  права связано с "национальными", то есть индивидуальными, особенностями  каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в  истории большинства народов  мира.
    Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности  организации деятельности людей, участвующих  в производстве, обмене и потреблении  материальных благ, брачно-семейных и  трудовых отношений, а также в  управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных  отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.
    В первобытном обществе эти нормы  выражались в обычаях, тесно переплетенных  с религиозными и нравственными  устоями. С расслоением общества на касты и классы, обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя, не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех прежде всего потому, что единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. В силу этого экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регулирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, то есть особым аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью производственные, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества.
    Наиболее  распространенный взгляд на право состоит  в том, что оно представляет собой  норму свободы.Такое понимание  права исходит из утверждения, что  для общества в такой же степени  характерна свобода, в какой для  природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях»,— писал Трубецкой.
    Кант  определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу  свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как  нормы свободы применительно  к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические  нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые  связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право  тем самым устанавливает пределы  их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу  человека.
    Гегель  писал, что почвой права, его необходимым  пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
    Моя курсовая работа посвящена рассмотрению такой актуальной темы, как «Право и его роль в системе регулирования общественных отношений».
    Целью курсовой работы является углубление знаний по основным положениям права, его ценностей, признаков, сущности и реализации в обществе.
    Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
    - дать характеристику основным понятиям права;
    - определить его основную роль в системе регулирования общественных отношений.
 

    
    1. Общее положение о праве 

    1.1.  Понятие права 

    С момента возникновения права  и до наших дней в науке идет спор о его определении. В этом споре участвуют не только правоведы, но и философы, социологи, экономисты. Спор вполне объясним, ибо, как утверждал  Б. Спиноза, «правильное определение  какой-либо вещи не заключает в себе и не выражает ничего, кроме природы определяемой вещи»[21, с.13].
    В современной научной литературе предпринимаются попытки «свести» многочисленные дефиниции права  к нескольким направлениям. В частности, О.Э. Лейст выделяет нормативную, нравственную (естественно-правовую) и социологическую  концепции права.
    Значительно большое число направлений в  правопонимании усматривает А.А. Соколов, приобщая к нравственному, нормативному, социологическому ещё генетическое, интегративное и другие[22, c.9].
    Многие  правовые школы признают, в частности, нормативность права, и, тем не менее, их нельзя отнести к нормативистскому направлению. Современная американская «реалистическая» школа отрицает нормативность права. Все остальные школы в той или иной мере признают его. Вот почему в обобщении современного правопонимания целесообразнее вести речь не столько о направлениях, сколько об акцентах в определяемых сторонах и признаках права. В частности, Р.З. Лившиц делает акцент на закрепленной в праве справедливости: «Право есть нормативно закрепленная справедливость».
    В.С. Нерсесянц видит в праве, прежде всего, свободу: «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, фактическая свобода». Ряд авторов главным в праве считают волю; одни из них – общую (всего общества), другие – классовую, третьи – государственную, четвертые – борьбу и согласование свободных воль.
    Имеются и такие определения права, в  которых подчеркивается выражение  в нем интересов общих и  индивидуальных: «…право есть система  общеобязательных правил поведения, которые  устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений»[21, с.19].
    Существуют  и иные представления о праве. В частности, С.П. Емельянов полагает, что право – это «претендующий  на всеобщность и обязательность социальный институт нормативного регулирования  общественных отношений в целях  разумного регулирования общественных отношений, в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумах, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды». Известный американский правовед Л. Фридмен утверждает, что понятие права «имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как время», он определяет право как «институт принуждения поведения человека», как «правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством»[18, c.5].
    Итак, определений права много. В частности, Л.М. Ковалев утверждает, что ни одно определение не может претендовать на всесторонность и полноту, и «в то же время любое определение, будучи результатом и отправным пунктом  дальнейшего исследования, обладает научной ценностью».
    На  современное правопонимание непосредственно  влияет уровень правовой, политической и общей культуры, особенно процесс  становления и упрочнения правового  государства как воплощение идеального в праве на основе достижений мировой  цивилизации. 
    Право должно олицетворять справедливость в  силу его предназначения – регулятора наиболее значимого, общесоциального, универсального, обязательного для  всех без исключения и потому интегративного. Право обладает социальным содержанием, которое меняется вместе с обществом  по мере развития его экономики, культуры, политических институтов, нравственных, в том числе общечеловеческих, ценностных ориентиров, многообразных  потребностей и интересов индивидов, коллективов, социальных слоев, классов, наций, регионов, социальной психологии, религии, волевых устремлений и эмоциональных переживаний[20, c.25]. 
 

    1.2.Сущность права 

    Сущность  – это совокупность основополагающих свойств и качеств объекта, без  которых он теряет свою самобытность, не может выполнять своих функций. Сущность права заключается в  его социальном назначении – в  регулировании общественных отношений. Право призвано на основе социальных ценностей сглаживать социальные конфликты, разрешать противоречия путем определения  дозволенного варианта поведения, обеспечения  социального порядка. Так же оно позволяет существовать индивидам в безопасности, устанавливает формально равные возможности для реализации интересов каждым, дает гарантии наименее защищенным и ограничивает произвол сильных[18, c.11].
    Сущность  права, как воплощенная в нем  социальная воля, исторически изменчива  в силу изменения обусловливающих  ее объективных факторов. В современных  условиях неизменно укрепляется, приобретая все более широкую социальную базу, закрепляемая в праве воля народа, различных его слоев.
    С сущностью права не следует смешивать  его социальное назначение, социальную ценность. Право придает действиям  людей, государственных органов, учреждений, объединений граждан необходимую  организованность и устойчивость. Тем самым право упорядочивает регулируемые им отношения, направляет их в определенное русло. В этих целях юридически закрепляются определенные формы собственности, хозяйствования, распределения материальных благ, государственного управления экономикой и другими сферами общественной деятельности[22, c.13-15].
    В современной научной и учебной  литературе по общей теории права  и государства отношение к  проблеме сущности права неоднозначное. Отдельные авторы (например, В.Д. Перевалов, В.В. Лазарев, С.В. Липень и другие) сущность права и его социальное назначение (ценность) нередко отождествляют, точнее, сущность права трактуется как его социальная ценность, которая заключается в регулировании общественных отношений, организации управления обществом. Другие ученые, например, С.А. Комаров и А.В. Малько, считают, что при рассмотрении сущности права «важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона)».
    Легко заметить, что С.А. Комаров и А.В. Малько с формальной стороны согласны с В.Д. Переваловым, В.В. Лазаревым  и другими, с содержательной же делают попытку найти социальную природу, в сущности права. Полагаем, что социальное назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения порядка в общественных отношениях, а сущность права, как это мы видели при характеристике сущности государства, выражает его социальную природу, политические  (властные) истоки. Иными словами, речь должна идти о социальной обусловленности права, о том, чью волю и интересы оно выражает.
    Исходя  из этого, можно выделить следующие  подходы к сущности права:
    а) классовый, в рамках которого право  определяется как система гарантированных  государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную  волю экономически господствующего  класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса);
    б) общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека, экономической свободы, демократии и так далее). Это не означает, что в данном подходе отрицается связь права с принуждением, однако на первый план в правовом разрешении проблем выдвигается не принуждение, а достижение согласия и компромисса.
    Таким образом, сущность права исторически  изменчива в силу изменения обусловливающих  ее объективных факторов: экономических, социальных и политических. В правовом государстве действующее право  выражает в себе общую волю, строится на взаимных уступках, компромиссах, ставя  своей главной задачей достижение общественного согласия и обеспечение  социального порядка[19, c.17-21]. 
 

1.3. Ценность права 

    Та  роль, которую играет право в жизни  общества и которая проявляется  в его функциях, свидетельствует  о том, что оно представляет собой  особую, ничем не заменимую социальную ценность. В широком смысле слова  социальная ценность означает способность  какого-либо явления удовлетворять  потребности общества, быть полезным для его существования, нормального  функционирования и развития[6, c.180]
    Рассмотрим  основные проявления социальной ценности права:
    - это средство организации управления обществом; придающее действиям людей согласованность; реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений;
    - это действенное средство защиты существующего общественного строя, правовые нормы устанавливают меры ответственности за общественно опасные и вредные для общества деяния;
    - это средство обновления общества, фактор процесса; оно развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано; неоценимо его значение как инструмента перехода к новым экономическим и политическим отношениям, решения глобальных проблем современности;
    - это выразитель справедливости, по своему назначению оно противостоит несправедливости, что подчеркивают многие правовые понятия (право – правовое дело, юстиция в переводе с латинского означает справедливость);
    - право определяет меру свободы личности в обществе; право и свобода личности неотделимы друг от друга, поскольку право, определяя масштаб, границы свободы, помогает осознать их индивиду[1, c.129].
    Таким образом, социальная ценность права, выраженная в самой общей форме, заключается  в регулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан[6, c.181]. 

    Функции права 

    Термин  «функция» (лат. function – отправление, деятельность) означает исполнение, осуществление, деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств, выполняемая роль.
    В юридической литературе функции  права трактуются как социальное назначение права; как направление  его воздействия или основные направления правового воздействия; как основные направления прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые его сущностью, целью  и назначением в обществе; как  основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни  общества; как основные виды правового  воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.
    Функции права – это основные направления  и методы его воздействия на поведение  людей как носителей общественных отношений[3, c.71].
    Исследователи выделяют две группы критериев классификации  функций права – внешние и  внутренние. По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции  права – политическую, направленную на регулирование политических отношений; экономическую, направленную на регулирование  экономических отношений; экологическую, направленную на охрану окружающей среды; социальную выражающуюся в правовом обеспечении социальной защиты населения  и так далее[1, c.127]. По внутреннему критерию выделяют регулятивную и охранительную функции права, которые вытекают из самой природы права.
    В самой общей форме под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное  закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление. Некоторые ученые отмечают, что регулятивная функция неоднородна и выделяют две ее разновидности – регулятивно-статическую  и регулятивно-динамическую. 
    Регулятивно-статическая  функция права заключается в  воздействии права на общественные отношения путем их закрепления  в различных нормативно-правовых актах. В праве закрепляются в  первую очередь те общественные отношения, которые представляют собой основу существования стабильного общества, соответствуют целям социального  прогресса, служат обеспечению законности и правопорядка. Решающая роль в  осуществлении статической функции  принадлежит институтам права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения властей, организации и деятельности различных ветвей власти.
    Регулятивно-динамическая функция права предполагает постоянное, прогрессивное совершенствование  и развитие тех социальных отношений, урегулированных нормами права, которые соответствуют интересам общества, различных его слоев и отдельных граждан: например, расширение и гарантирование прав и свобод граждан; усиление мер по борьбе с правонарушениями, изменения в правовых статусах субъектов права[6, c.177-178].
    Охранительная функция – это направление  правового воздействия, нацеленное на охрану общественных отношений, в  которых заинтересовано государство, то есть на охрану положительных и  вытеснение вредных для общества отношений. Охранительное воздействие  выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций  за совершение указанных деяний; в  непосредственном применении юридических  санкций к лицам, совершившим правонарушения[1, c.128]. Следует отметить, что охранительная функция также имеет регулятивное значение, поскольку защита определенных общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация.
    Регулятивно-охранительная  функция права – это такой  вид правового воздействия, который  направлен на защиту предусмотренных  и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение  и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общественному строю. Осуществление регулятивно-охранительной  функции проявляется, во-первых, в  информировании участников общественных отношений о том, какие деяния запрещены как противоречащие интересам  общества, государства, личности; во-вторых, в особых способах воздействия на правонарушителей, охватываемых таким  понятием, как юридическая ответственность, и реализуемых путем применения к правонарушителям правовых санкций[6, c.178-179].
    Материальной  гарантией реализации охранительной  функции является правоохранительная деятельность государства и в  первую очередь специальных его  учреждений – Министерства Внутренних Дел, прокуратуры, суды[1, c.128].
    Помимо  этих функций, выделяют еще одну –  воспитательная функция права. Она  содержит в себе двуединое начало. Во-первых, она направлена на убеждение  населения в справедливости закрепленных в нормативно-правовых актах основ  существующего строя, необходимости  его укрепления и развития. Во-вторых, воспитательное воздействие права  заключается в утверждении в  обществе посредством правовых предписаний  и их реализации высоких нравственных начал.
    В целом воспитательная функция права  направлена на формирование правовой культуры всего общества и каждого  его члена в отдельности, без  чего невозможно создание и эффективное  функционирование правового государства[6, c.179-180].
    Окончательным результатом реализации функций  права является «состояние упорядоченности  общественных отношений в полном соответствии с замыслом законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм. Функцию права можно считать  реализованной лишь тогда, когда  полностью решены все задачи и  достигнуты конечные цели правового регулирования»[1, c.129]. 

    1.4. Принципы права 

    Принципы  права – это основополагающие начала, отправные положения, руководящие  идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в  обществе[1, c.129].
    В новейшей учебной литературе принципы права определяются неодинаково. Согласно В. К. Бабаеву «Принципы права  – основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы». В. Н. Хропанюк считает, что «принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни»[3, c.55].
    Принципы  права вытекают из справедливости, поскольку она воплощается в  праве, образуя его сущность. Они  связаны и с закономерностями общества потому, что при упорядочении общественных отношений в соответствующих сферах право юридически закрепляет их устои в соответствии с объективными законами, действующими в них. Следовательно, принципы права непосредственно связаны с принципами регулируемых сфер общественных отношений и косвенно, то есть посредством принципов, - с соответствующими закономерностями. Непосредственно же принципы права связаны с его собственными объективными законами.
    Согласно  академику А. Бергу: «Без принципов  человек похож на корабль без руля и компаса»[19, c.30-31].
    В учебной юридической литературе принципы права рассматриваются  и в самой общей постановке, и в более конкретной. В зависимости  от авторского понимания сущности права  зависит и количество принципов, и их названия.
    Как считает В. К. Бабаев, принципов права  шесть: демократизм в формировании и реализации права, законность, национальное равноправие, гуманизм, равенство граждан  перед законом, взаимная ответственность  государства и личности.
    В. Н. Хропанюк выделяет восемь принципов: социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, единство юридических прав и обязанностей, ответственность за вину, законность.
    В. Д. Перевалов и В. И. Леушин рассматривают  шесть принципов, однако в один из них включают четыре правовые аксиомы, что и образует в итоге девять принципов: справедливость, уважение прав человека, равноправие, законность, правосудие, правовые аксиомы (закон обратной силы не имеет; дозволено всё, что не запрещено  законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение)[3, c.56-57].
    Познание  правовых принципов в предмете общей  теории права требует классификационного подхода и исследования наиболее общих из них. Как отмечал известный  русский публицист Н. П. Огарев, классификация  – необходимая потребность ума, потому что ум не может ничего понять не в порядке. Поскольку существует множество критериев классификации  вообще в зависимости от авторского подхода, поскольку и принципы права, в частности, группируются по-разному.
    В пределах социалистической правовой системы  различали принципы общие, их ещё  называли основными (свойственными  всем отраслям), межотраслевые (характерные  для двух и более отраслей), отраслевые (присущие только одной правовой отрасли, например, только отрасли гражданского права или отрасли уголовного процесса). Выделяли правовые принципы, закрепляющие устои экономические,  социальные, политические, нравственные, идеологические и специально-юридические[19, c.35].
    В новейшей учебной литературе наметилась тенденция к выделению общеправовых принципов.
    М. Н. Марченко классифицирует принципы права  в зависимости от их характера (социально-экономические, политические, идеологические, этические, нравственные, религиозные, специально-юридические); типа правовой системы (рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические); сферы распространения (на всю систему  права, несколько ее отраслей, на отдельную  отрасль). К специально-юридическим он относит принципы:
    общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми социальными нормами;
    непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами;
    подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;
    соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
    социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;
    законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;
    справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
    юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке – презумпция невиновности;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.