Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы бухгалтерского учёта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, РАЗВИТИЕ ФОРМ УЧЕТА, МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ, ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ, АТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФОРМА УЧЕТА, БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ.  
Объектом и предметом исследования являются формы бухгалтерского учета и их развитие. Цель работы изучить основные формы учета. При выполнении работы использованы методы сравнительного анализа, дедукции, индукции, синтеза, анализа, абстрактно-логические методы. В работе проведены исследования по направлениям: историческое развитие форм учета, характеристика немецкой, американской и русской форм учета, изучение форм учета, применяющихся на предприятиях Республики Беларусь. Областью возможного практического применения является бухгалтерский учет, анализ и аудит. При выполнении курсовой работы прошли апробацию такие выводы, как то, что основными формами учета являются упрощенная, мемориально ? ордерная, журнально ? ордерная и автоматизированная; наиболее распространенными бухгалтерскими программами в нашей республике являются «1С: Бухгалтерия 7.7», «Инфо-Бухгалтер», «Abacus» и «Бэст». Автор работы подтверждает, что приведенный в ней учетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой темы, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  
_______________ СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ 5 
1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИХ СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 8 
1.1.Понятие о формах бухгалтерского учета 8 
1.2.Историческое развитие форм бухгалтерского учета. 8 
1.3. Современные формы учета в зарубежной практике 14 
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 20 
2.1. Мемориально-ордерная форма 20 
2.2.Журнально-ордерная форма 23 
2.3. Достоинства и недостатки журнально-ордерной формы учета 30 
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМ УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЭВМ 33 
3.1. Технологические аспекты обработки информации при использовании компьютеров 33 
3.2. Классификация и характеристика бухгалтерских программ 35 
3.3. Реализация методов бухгалтерского учета в системах автоматизации бухгалтерского учета 37 
4. Анализ формы бухгалтерского учета применяемого в ТЧУП “Якорь”………………………………………………………………………………….42 
4.1. Характеристика предприятия…………………………………………………….42 
4.2. Характеристика формы бухгалтерского учета в ЧТУП «Якорь»……………....44 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54 
ПРИЛОЖЕНИЯ 55 
ВВЕДЕНИЕ 
Становление и развитие рыночных отношений предполагают широкое использование в хозяйствующих субъектах экономических методов управления деятельностью организаций и их сегментов. В этой связи возрастают роль и значение бухгалтерского учета как функции управления и одной из основных баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации. Поэтому в бухгалтерском учете возникает необходимость применения единых методологических основ процедур учета и отчетности, построенных на научных принципах, требованиях отечественных и международных стандартов. Это способствует повышению уровня учетно-аналитической работы, решению конкретных задач учета в организациях различных отраслей на единой методологической основе для формирования требуемой информации о хозяйственно-финансовой деятельности с целью принятия соответствующих управленческих решений. Все это требует выбора наиболее оптимальных для данной организации методических, организационных и технических аспектов бухгалтерского учета, т. е. его составляющих.

Особую важность для учета хозяйственных операций представляют формы бухгалтерского учета. Развитие и рационализация учета  характеризуется совершенствованием применяемых форм. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обусловливается развитием организации. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет имеет своей целью систематизировать принятые к бухгалтерскому учету данные в виде, приемлемом для составления финансовой отчетности, необходимой для удовлетворения информационной потребности различных групп пользователей информации. Формируя информацию о состоянии организации, бухгалтер фиксирует все операции, проходящие в финансовой, экономико-хозяйственной сферах деятельности, на основании первичных документов. Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета. Состав этих регистров зависит от применяемой организацией формы бухгалтерского учета. Мы считаем, что тема: «формы бухгалтерского учета, их содержание, развитие и состояние» была и остается актуальной и по сегодняшний день, осмелимся даже сказать, что выбор формы учета для предприятия является, может быть, одним из самых важнейших элементов ведения бухгалтерского учета в целом. Актуальность темы заключается в неспособности ответственного лица, порой, правильно выбрать форму учета для предприятия. При невладении достаточными знаниями о различных типах бухгалтерского учета можно легко допустить ошибку и выбрать для предприятия не совсем подходящую форму учета, ошибку, которая в дальнейшем не позволит экономическим отделам предприятия полностью прослеживать изменения цифровых данных, например таких важнейших, как: доходы и расходы предприятия; дебиторская и кредиторская задолженности на различных этапах становления и развития вообще. Более того, установив ту или иную форму учета на предприятии, необходимо полностью владеть информацией о выбранной форме учета, уметь использовать ее согласно всем нормам бухгалтерского учета, установленным Законодательством РБ — это также учитывается, говоря об актуальности данной темы. Таким образом, целью написания работы является более детальное изучение существующих форм учета и их развитие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть историческое развитие форм бухгалтерского учета. 2. Более детально изучить формы бухгалтерского учета, применяемые организациями республики. 3. Охарактеризовать основные направления развития форм бухгалтерского учета в условиях использования ПЭВМ. Для написания работы были использованы следующие литературные источники: нормативные документы: Закон Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, Гражданский кодекс и учебные пособия. 1. М. И. Кутер “Теория и принципы бухгалтерского учета”. В пособии дан принципиально новый подход в рассмотрении элементов бухгалтерского учета, составляющих его метод как целостной, взаимосвязанной и логически обоснованной процедуры. Предложены классификации элементов бухгалтерской информационной системы:балансов, счетов, проводок, регистров, форм бухгалтерского учета. 2. В. П. Астахов “Теория бухгалтерского учета”. Учебное пособие подготовлено известным специалистом в области теории и практики бухгалтерского учета. Автор подробно излагает и анализирует базовые принципы бухгалтерского учета, его возрастающую роль в условиях рыночной экономики, останавливается на значении учета и содержащихся в нем данных для различных категорий пользователей. В сфере современных подходов рассматриваются особенности синтетического и аналитического учета, техника и формы учета, сущность бухгалтерской отчетности. 3. Р. А. Алборов “Основы бухгалтерского учета” Книга состоит из 11 глав, в которых раскрываются теоретические основы, методические, технические организационные аспекты бухгалтерского учета. 1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИХ СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 
1.1.Понятие о формах бухгалтерского учета 
Бухгалтерский учет в организациях требует разнообразных учетных регистров. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, ведомости, записи в которых могут производиться в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и записи при помощи технических устройств Возможность различного сочетания технических средств для учетной регистрации приводит к образованию разных форм бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимают комплекс взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых на предприятии для ведения учета. Несмотря на то, что сами по себе отдельные регистры различаются по форме, содержанию и другим признакам, тем не менее, они должны составлять единую систему, позволяющую не только отражать, но и обобщать, синтезировать данные учета, представлять их в готовом виде для заполнения отчетности. Объединяет их в систему и единая методика ведения учета, основанная на принципе двойной записи на счетах, единая техника и даже исторически сложившиеся условия и место зарождения системы. Развитие и рационализация бухгалтерского учета характеризуются совершенствованием применяемых форм учета. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обусловливается развитием организации. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета.  
1.2.Историческое развитие форм бухгалтерского учета.  
Одной из наиболее древних и общепризнанных форм бухгалтерского учета, описание которой сделано Л. Пачоли в 1494 году в своем ''Трактате о счетах и записях'', является староитальянская форма. В Италии ее называли венецианской. Регистрами данной формы были Памятная книга, Журнал и Главная книга. В дальнейшем Франческо Гаратти (1688) усовершенствовал эту форму, разделив счета на синтетические и аналитические. Последние, в сущности, были выведены в особые вспомогательные книги, а формы счетоводства получила название новой итальянской. В этой усовершенствованной форме предусматривался следующий порядок записей. Данные о фактах хозяйственной жизни из первичных документов переносились в Памятную книгу, иногда от этой записи отказывались, и данные о фактах регистрировались прямо в Журнале хронологической записи в порядке их возникновения. Затем зарегистрированные факты разносились по счетам Главной книги. Они обобщались в оборотной ведомости, на основании которой составлялся баланс. Это классическая форма дожила до наших времен и, как правило, служит основой для изучения бухгалтерского учета. Компьютерная техника дала ей новое рождение, и итальянская форма вновь обрела практическое применение, особенно в малых предприятиях. Но в XVII – XVIII веках в условиях ручного труда при появлении крупных предприятий один Журнал не допускал разделения труда счетных работников. Для его внедрения были предложены новые формы счетоводства: немецкая, описанная Фридрихом Гельвигом (1774), и французская, пропагандируемая французским автором Матье де ла Портом (1685). Методы их создания различны. Гельвиг соединил кассовую книгу, типичную для немецкого камерального варианта, с журналом итальянской формы. Так появились две книги: Мемориал, в котором фиксировались все записи кроме кассовых, и Кассовая, в которой отражали движение денежных средств. Де ла Порт пошел по пути дифференциации хронологической записи, что привело к разделению единого журнала итальянской формы на несколько, открываемых на определенные группы счетов. Каждый журнал представлял таблицу многоколончатой формы. Периодически, чаще всего один раз в месяц, на основе записей в этих частных журналах составлялись проводки в сборном журнале [13]. Именно во французской форме, как многие тогда полагали, двойная бухгалтерия достигла совершенства. Но подлинное признание она обрела после 1796 года, когда англичанин Эдуард Томас Джонс (1766-1838) подверг ее критике ибо только критические разборы подчеркивают важность открытия, в данном случае работы Пачоли и де ла Порта. Джонс думал, что двойная запись только запутывает учет, а название «двойная бухгалтерия» звучит загадочно и непонятно. Джонс выдвинул три обвинения против двойной записи: 1)требование соответствия каждому дебету адекватного кредита носит искусственный характер, и в реальной жизни его нет; 2)итоги оборотов по дебету и кредиту могут быть равны, и постулат Пачоли, предполагающий их тождество, как будто бы окажется выполненным, однако запись, сделанная умышленно или случайно не на том счете, тем не менее приведет к ошибке и исказит отчетность; 3)терминология двойной бухгалтерии, все ее дебеты и кредиты не что иное, как мистическая галиматья, в практике есть приход и расход, но нет дебетов и кредитов. ’’Двойной способ бухгалтерии, – писал Джонс, – спутаннее и неявственнее (чем простой) и удобнее служить может покровом постыднейших балансов или капитальных счетов, какие только коварный ум произвесть может. С помощью его всякий, производящий торговлю вместе с каким-нибудь товарищем, может, если захочет, обмануть его’’. В противовес двойным формам счетоводства Джонс предложил английскую форму счетоводства(1796), которая должна была обеспечить автоматическое выявление ошибок и описок, возникающих в бухгалтерском учете и повысить оперативность выявления финансовых результатов. Центральный регистр формы-журнал; в нем три колонки: средняя, где пишется содержание всех операций, затрагивающих кассу, с указанием суммы, и 2 боковые колонки: слева (дебитор) пишется сумма, поступившая в кассу, и справа (кредитор пишутся суммы), выдаваемые из кассы. Если сложить все суммы крайних колонок, то их общий итог всегда должен быть равен итогу средней колонки, которая вводится для контроля разноски. Такое четкое выделение в учете только кассовых операций сближает английскую бухгалтерию с камеральной, однако она существенно отличается от последней полным и принципиальным отказом от операционых и результатных счетов. Счет начинается с подробных записей в журнале состава и суммы капитала, вложенного в дело; все текущие операции также отображаются в журнале. Из журнала один раз в три месяца делают итоговые записи в Главную книгу, в которой предусмотпены только следующие счета: дебиторов и кредиторов полученных и выданных векселей. Итоги Главной книги должны равняться итогам журнала. Для выделения прибыли необходимо было провести инвентаризацию товаров и итог включить в левую колонку журнала. Так как метод Джонса относится к простой бухгалтерии, то ясно ,что в журнале, при регистрации, обороты по левой и правой колонкам не равны между собой, а следовательно, вычитая из итога первой колонки второй, мы должны получить сумму собственного капитала, имеющегося в деле. Сравнив его с первоначальной суммой, можно определить величину прибыли или убытка. Работа Джонса произвела впечатление, но не могла подорвать победное шествие двойной бухгалтерии. Ее представители дали достойный ответ Джонсу, модифицируя существеным образом новоитальянскую форму счетоводства. Так была создана американская форма счетоводства (1802). Ее автором был Эдмонд Дегранж – последний бухгалтер старой бухгалтерии и первый из учителей науки об учете. Его основной труд, в котором излагалась американская(Журнал-главная) форма счетоводства, вышел впервые в Париже в 1795 году (более известно ее переиздание в 1802) и на протяжении полувека выдержал 26 изданий, последнее - в 1852 году, был переведен на многие языки.

Американская  форма была не просто набором регистров, но впервые предполагала определенную всеохватывающую теорию бухгалтерского учета. Дегранж исходил из того, что  для бухгалтерии одинаково важны  и хронологическая, и систематическая записи и что их можно объединить в одном регистре –Журнал-Главной. Записи в этой книге позволяют достичь две главные цели учета: выявить на любой момент времени состояние расчетов и определить величину капитала собственника. Для этого, по мнению Дегранжа, было достаточно пяти счетов: 1.’’Касса’’ 2.’’Товары’’ 3.’’Документы к получению’’ 4.”Документы к оплате” 5.”Убытки и прибыли” Счета 1,2,5 являются общими и отражают внутренние обороты предприятия , счета 3и 4 классифицируются как специальные и предназначены для фиксациии внешних оборотов. Предусматривалось также ведение трех дополнительных счетов : O “Капитал” O “Баланс вступительный” O “Баланс заключительный” Все названные счета предназначались только для регистрации текущих операций. Американская форма должна была противостоять тенденциям, приводящим к отмиранию хронологической записи. Её достоинства формулировались Дегранжем так: сокращается на 1/3 число бухгалтерских записей; обеспечивается с одного взгляда полый обзор состояния хозяйства; достигается без дополнительной работы составление ежедневного баланса; облегчаются поиск и выявление ошибок; упрощается нумерация страниц. Эти достоинства позволили дожить американской форме до наших дней[9]. Большой вклад в развитие форм бухгалтерского учета внесла Россия. Основу учета в государственном хозяйстве составляли инвентаризационные описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года (год начинался с 1 сентября) или в конце текущего года под руководством опытных дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ ведал сбором налогов и вёл окладную книгу на ту область государства, которая закреплялась за данным приказом, для покрытия его расходов. Все записи в окладных, приходно- расходных книгах велись по городам, входившим в состав приказной области. В начале года каждому городу вписывались недоимки прошлых лет с указанием видов недоимок. Текущие записи выполнялись на основании первичных документов, причем по каждому городу учет велся по видам поступлений, их было 127. Сохранившиеся документы Поместного приказа показывают, что для записи расходных операций уже требовался оправдательный документ (выписка или роспись) или приказ начальствующего лица, причем каждый оправдательный документ должен был иметь резолюцию дьяка, в ведении которого находилось дело, а в тексте резолюции прописью проставлялась сумма, подлежащая выдаче. Записи в учете выполнялись в ряде книг, содержание каждой записи включало: 1. дату (месяц, число, иногда год); 2. текст (наименование поставщика или контрагента, количество и качество поступивших предметов, цена за единицу, сумма); 3. отметку о характере купленного предмета (назначение предмета, когда была произведена покупка, кто покупал, кто составлял расходную смету); 4. расписку о получении денег; 5. отметку об употреблении приобретенных предметов. При Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел. Его сотрудники систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам, изымали в бюджет неиспользованные приказами денежные средства. Для проведения ревизии в других городах вызывали в Москву в Приказ целовальников с учетными книгами и оправдательными документами (очевидно, “бухгалтеров-ревизоров ”было мало, поэтому вместо того, чтобы людей посылать к документам, документы везли в Приказ). Что касается учета в России в XIX веке, то наиболее весомый вклад в его развитие внес Федор Венедиктович Езерский (1836-1916). Всю силу своего незаурядного таланта самоучки он направил на критику двойной бухгалтерии. Иногда эта критика носила курьезный характер, но иногда отмечались недостатки, многие из которых не преодолены до сих пор: 1) несовершенство терминологии приводит к тому, что убыток (дебет) называется приходом, а прибыль (кредит)- расходом; 2) для учета собственных средств вводятся “подставные” счета; “двойная система замазывала глаза этим дебетом и кредитом и подставными счетами. Вот на чем основывается возможность обманов”;3) учет искусственно делится на “мертвый” (синтетический) и “живой” (аналитический)",…оказывается,- писал Езерский,- что первые книги служат, так сказать, только для парада: пиши в них верно, пиши в них неверно, все равно- баланс получится"; 4) выведение финансового результата возможно только путем инвентаризации и за истекший период времени; 5) совпадение итогов в регистрах двойной бухгалтерии создает иллюзию безошибочности работы счетоводов, однако самые существенные ошибки, связанные с отнесением сумм не на те счета, а также ошибки в натуральных единицах не раскрываются через механизм двойной записи. Поэтому, по мнению Езерского, “двойной системе нельзя дать другого характера, другого названия, как системы воровской. Это не литературно, не учтиво, но правдиво”. Расправившись с двойной итальянской системой, он спешит прославить свое детище - тройную русскую. Предложенная Езерским форма счетоводства названа им русской из чувства патриотизма и по аналогии с итальянской, немецкой, французской, английской и американской; название тройная вызывалось тремя обстоятельствами: 1) регистрация велась по трем группировочным совокупностям: приход, расход и остаток; Езерский называл их “тремя укупорочными ящиками”; 2) регистрами выступают три книги: журнал, некоторые сторонники “обрусения счетоводного языка”назовут ее сказкой, Главная, по терминологии Езерского, книга учетов и отчетная, заменяющая баланс; Езерский считал, что эти три последовательные книги делают счетоводство “трехэтажным”; 3) используются только три счета: Касса, Ценности, Капитал; на этом основании Езерский называл форму “трехоконной”. Оппоненты Езерского, присмотревшись к этой форме, вскоре отметили, что речь идет не о новой системе учета, а только об одной из новых форм той же двойной бухгалтерии. Однако значение идей, заложенных в русской бухгалтерии, было не в том, что она отменяла двойную или являлась новой формой последней, а в том, что она, значительно опережая свое время, выдвигала перед учетом ряд новых целей, которые не могли быть решены старыми традиционными бухгалтерскими методами. Назовем из них семь важнейших: 1) определение посредством учетных записей результатов хозяйственной деятельности на любой момент времени, 2) использование только покупных цен и общая оценка ценностей по себестоимости; 3) органическое объединение аналитического и синтетического учета; 4) достижение внутреннего”автоматического”контроля путем заранее заданного в учете совпадения контрольных сумм; в своей форме Езерский насчитал таких сумм 19 и форму охарактеризовал как самоповерочную; 5) использование счета наценки (торговой скидки); он предлагал в розничной торговле в чеках проставлять не только продажную стоимость, но и процент наценки, или покупную стоимость; он же впервые в России предложил способы нахождения реализованной торговой наценки по среднему проценту; 6) проведение инвентаризации не сплошным методом на определенный момент времени, а последовательно и постоянно, т. е. сегодня проверяется наличие кофе и чая, завтра- спичек и сахара, послезавтра… и т. д.; 7) определение задолго до Шера “мертвой точки”; вот как оригинально Езерский объяснял значение критического, в финансовом отношении, момента:”Я печатаю книгу. Я продаю первые экземпляры; это не есть еще моя прибыль; это есть покрытие моей стоимости. Значит, прибыли и убытки отвалятся, как листок с чайного дерева, только тогда, когда я продам столько экземпляров, что они покроют мою затрату”. Езерский был последовательным националистом и юдофобом. Он не мог смириться с тем, что бухгалтерская терминология носит заимствованный характер, искренне полагая, что это придумали иностранцы с тем, чтобы оттеснить русских людей от таких доходных должностей, как места конторщиков и счетоводов.  
1.3. Современные формы учета в зарубежной практике

Одной из первых форм учета, созданных в советских  условиях, стала так называемая карточно-ордерная форма. Распространение ее относится к 1925-1927 г.г. Однако эта форма не нашла широкого распространения на практике ввиду того, что выписка отдельных ордеров на каждую хозяйственную операцию не уменьшала затрат труда, а, наоборот, увеличивала их и делала учетные регистры плохо обозримыми. Все это заставляло искать другие пути рационализации учета. На базе карточно-ордерной формы была создана карточно-копировальная форма (“копиручет”), которая была впервые применена в советских торговых предприятиях в 1927 году. Эта форма была распространена лишь на торговых предприятиях. Попытки внедрить ее в учет на промышленных предприятиях не увенчались успехом вследствие большой сложности промышленного учета, хотя отдельные принципы, в частности, копирование записей, нашли там применение. Развитие форм учета предполагает последовательное преобразование их первоначальной структуры, ярко выраженной в староитальянской форме. Все последующие формы были ее логическим преобразованием. Вообще рассматриваются 12 форм, они классифицируются по четырем основаниям: 1)по виду используемой техники; 2)по логисмографичности( числу аналитических делений); 3)числу регистров хронологической записи 4)способам ведения двойной записи Первое основание приводит к делению всех форм на ручные (Р) и машинные (М). Второе предполагает выделение одношаговых (L=1) форм, сочетающих синтетический и аналитический учет, двушаговых (L=2), разграничивающих синтетическую запись на аналитический и синтетический учет, и многошаговых (L= ), допускающих сложное иерархическое деление. Третье основание предполагает выделение синоптических ( описательных ) форм ( С ), строго разделяющих хронологическую и систематическую запись, и синхронически объединяющих эти два вида записи в едином регистре. В синхронических формах С=0, в синоптических С принимает значение числа регистров хронологической записи. Четвертое основание связано с организацией двойной записи, и тут выделяются параллельные ( d L k ), организующие регистрацию фактов хозяйственной деятельности по дебету и кредиту, ортогональные ( d L k ), позволяющие зарегистрировать факт одновременно по дебету и кредиту, комбинированные ( dS L kS ), включают параллельно-синхронические формы, односторонние ( d I k ), дебетовый оборот распределяется по кредиту синхронической формы, и, наконец, параллельно-ортогональные (dHLkH ), сочетающие параллельную регистрацию по дебету и кредиту с ортогональным регистром Главной книги.[13] Классификация форм : Староитальянская форма Данные о фактах хозяйственной деятельности из первичных документов по мере их поступления к бухгалтеру вносятся в мемориал ( памятную книгу). Далее эти факты переносятся с проставлением корреспондирующих счетов (проводок) в Журнал хронологической регистрации, т.е. проходит бухгалтерская реконструкция хозяйственного процесса. Затем, согласно проставленным корреспондирующим счетам, бухгалтер разносит данные по счетам Главной книги. В конце отчетного периода записи кредитовых и дебетовых оборотов Главной книги подытоживаются, выводится конечное сальдо, составляется пробный баланс, впоследствии он получил название оборотной ведомости. В конце бухгалтер составляет заключительный баланс. В этой форме все счета были аналитические, но трактовались они как синтетические, поэтому такая форма могла существовать только на предприятиях с небольшим объёмом хозяйственной деятельности. Новоитальянская форма Эта форма отличается от староитальянской только тем, что строго проводит различие между синтетическим и аналитическим учетом. Начиная с нее в бухгалтерский учет проникает двушаговое аналитическое деление, факты хозяйственной деятельности систематизируются в регистрах аналитического учета и на бухгалтерских синтетических счетах. Данные вспомогательных книг ( аналитического учета ) подытоживаются и итоги сверяются с данными соответствующих счетов Главной книги, тем самым устанавливается коллакция данных.
Коллакция предполагает установление тождества между суммами, возникающими в результате контроля лиц, занятых в хозяйственном  процессе. Начиная с CIII века в большинстве экономически развитых стран эта форма становится господствующей. Она дожила до нашего времени и сохранила дидактические ( учебные ) возможности. Немецкая форма Эта форма отличается от предыдущей тем, что памятная книга, как промежуточный регистр, не ведется, а журнал распадается на два регистра: собственно журнал, называемый мемориалом, и кассовую книгу. В первом записываются все факты хозяйственной деятельности, кроме отражающих движение наличных денег, во втором - кассовые обороты. Существенной особенностью немецкой формы был принцип накапливания. Записи в Главной книге выполняются не сразу вслед за записью в журнале и не дублируют каждую проводку, они заносятся один раз за отчетный период общими итогами, сгруппированными в сборном журнале. Такое решение значительно экономит время бухгалтера, связанное с организацией учета, так как теперь в Главной книге практически каждая проводка отражается итогами за отчетный период. Однако это имеет и свой недостаток, так как по Главной книге нельзя наводить справки о текущем положении дел, и сама книга превращается в место сбора данных, необходимых для составления баланса. В этой форме принята следующая последовательность записи. Факты хозяйственной деятельности не затрагивающие кассу - в кассовую книгу. Затем данные мемориала заносятся во вспомогательные книги аналитического учета. По окончании отчетного периода данные мемориала и кассовой книги систематизируются в сборном журнале. Остальные записи тождественны записям, принятым в новоитальянской форме учета. Немецкая форма отличается от новоитальянской главным образом выделением из общего массива тех фактов хозяйственной деятельности, которые связаны с кассой. Это позволяло делить труд счетных работников: один заполнял мемориал, другой - кассовую книгу, а принцип накапливания приводил к возникновению сборного журнала, обобщающего записи мемориала и Главной книги. Сборный журнал можно вести в двух вариантах: в северно-немецком и южно-немецком. Первый предполагает использование так называемых смешанных проводок. В этом случае составляются два сборных журнала: один - для кредитовых, другой - для дебетовых оборотов. Оба журнала имеют шахматную форму, по строкам проводятся названия счетов, по столбцам - даты. В эти таблицы вписываются из мемориала и кассовой книги суммы, а затем - итоги, накопленные по счетам, используются для составления проводок. Основным недостатком сборного журнала следует считать то, что остается неясной корреспонденция каждого счета, а двойная запись, сохраняя чисто техническое значение, в значительной степени теряет свои аналитические функции. Этого недостатка лишен южно-немецкий вариант, при котором бухгалтер сначала копирует кассовую книгу со всеми данными, выбирает корреспонденцию наиболее часто встречающихся счетов, т.е. бухгалтер распределяет в сборном журнале счета согласно их валентности. Французская форма Ее главная особенность заключается в том, что единый журнал итальянской формы разлагается на несколько, как правило, пять журналов, что создает больше возможностей для разделения труда счетных работников. В журналах последовательно проводится принцип накапливания. В Главную книгу также, как и при немецкой форме, записываются только накопленные итоги. Первые журналы открывали на счета с максимальным числом записей, а последний (сборный) - на прочие счета. Американская форма. Возникла из тенденции к синхронизации журнала и главной книги, к объединению хронологической и систематической записей. Появление такой формы стало возможным в связи с ростом огромного числа сравнительно мелких предприятий. Последовательность записей следующая. Данные о фактах хозяйственной деятельности в виде хронологической и систематической записи регистрируются в Журнале-Главной, которая представляет собой журнал и рядом параллельно перечисленные синтетические счета. Все остальные записи аналогичны записям ново-итальянской формы.
Особенность регистра Журнал-Главной в том, что он объединяет журнал, Главную книгу и оборотную  ведомость по синтетическим счетам. Русская форма Отличается тем, что  число счетов в этой форме строго фиксировано, во всех остальных формах это число является переменным. Русская форма имеет 3 счета: счет наличных денег, счет ценностей, счет собственного имущества. Основная цель формы, по мысли ее создателя, - иметь возможность видеть результаты хозяйственной деятельности ( прибыль и убыток ) на каждый момент времени, а не на дату отчетного периода, как то предусматривают другие формы. По числу счетов Ф.В.Езерский назвал форму тройной. Через эти 3 счета-“окна” администрация как бы смотрит в большой мир хозяйственной жизни. Вместо терминов “дебет” и “кредит” используются русские термины “приход” и “расход”. Логисмография Логисмография предполагает сложное иерархическое деление счетов, которое на каждом предприятии устанавливает главный бухгалтер. Это последовательное аналитическое разложение счетов, причем первым высшим разлагаемым счетом считается баланс, который распадается на 2 счета: счет собственников счет агентов и корреспондентов. Счет агентов, в свою очередь, делится на счета основных средств, материалов, топлива, кассы и т.д. Каждый из этих счетов может делиться на более мелкие, более аналитические счета.Так вводится многоступенная система классификации, обеспечивающая бесконечную аналитичность бухгалтерского учета. С момента появления логисмографии следует говорить о синтетическом сложении ( композиции ) и аналитическом разложении ( декомпозиции ) счетов или, что то же самое, об их интеграции и дифференциации, а не просто о синтетическом и аналитическом учете. Шахматная форма Совмещает в едином регистре Главную книгу и оборотную ведомость. Этот регистр заполняется как матрица, в которой кредитовые обороты располагаются по строкам, а дебетовые - по столбцам. Из формы следует, что сущность двойной записи не в технике двойной регистрации, а в возможности “приписать” факт хозяйственной деятельности сразу двум векторам - дебету и кредиту. Эта форма может вдвое сократить число записей и значительно увеличить аналитические возможности бухгалтерского учета, так как она наиболее полно и наглядно раскрывает через корреспонденцию счетов хозяйственные связи предприятия. Интегральная форма Интегральная форма является прямым продолжением французской формы, завершает тенденцию, связанную с дифференциацией журнала. В ней на каждый счет открывается уже не один, а два регистра: один для записи дебетовых, другой - кредитовых оборотов. Первый называется ведомостью, второй - журналом. Те и другие обороты группируются по корреспондирующим счетам. Последовательность записи при интегральной форме следующая. Данные о фактах хозяйственной деятельности записываются в ведомости и журнале. Итоги ведомостей и журналов переносятся в Главную книгу. Ведомости и журналы обычно считаются регистрами хронологической записи, а Главная книга - систематической. На самом деле в этом случае хронологической записи нет, она уничтожается. Ведомость и журнал - это, в сущности, регистры систематической записи, предназначенные для текущей регистрации возникающих фактов хозяйственной деятельности, а Главная книга - это свод итогов за отчетный период, необходимый для получения баланса. В интегральной форме Главная книга не нужна, так как сальдо можно выводить по итогам ведомостей и журналов. Однако по традиции ее все-таки ведут. В этом случае возможны 2 варианта заполнения: первый повторяет схему ново-итальянской формы, но в счете показывают только сальдо начальное, итоги месячных оборотов и сальдо конечное, второй предполагает полную регистрацию оборота или по дебету ( из ведомостей ) или по кредиту ( из журнала ) с накапливанием противоположных корреспондирующих оборотов.
Интегральная  форма получила широкое распространение  в связи с заменой книжных  регистров на карточки, причем широко используются многоколенчатые карточки. Эта форма создавала наиболее благоприятные условия для разделения труда счетных работников.  
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА  
2.1. Мемориально-ордерная форма  
Формы бухгалтерского учета в историческом плане совершенствовались с целью поиска или создания наиболее оптимального варианта для обобщения и использования информации в системе управления. В современных экономических условиях наибольшее распространение получили следующие формы бухгалтерского учета: мемориально - ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная. Мемориально-ордерная форма учета впервые была описана в 1926 г. и получила широкое распространение в 1928-1930 гг. Свое название она получила от названия основного регистра – мемориального ордера. Сущность этой формы сводится к следующему: на каждый первичный документ составляется проводка, которая отражается в регистре, который называется мемориальным ордером. Все мемориальные ордера по мере составления регистрируются в хронологическом порядке в регистрационном журнале. Хозяйственные операции, получившие отражение в вышеуказанных документах, заносятся затем в Главную книгу. Данная форма учета используется в настоящее время в сельском хозяйстве и бюджетных учреждениях. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 1928-1930 годах. Ее создание происходило путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов. Мемориально- ордерная форма бухгалтерского учета возникла на базе карточно- шахматной формы. Основная особенность мемориально- ордерной формы учета состоит в том, что на основе данных первичных документов, сведенных в отчеты и накопительные ведомости, составляются мемориальные ордера, в которых группируются бухгалтерские записи (проводки) по однородным хозяйственным операциям. В мемориальных ордерах делаются ссылки на документы, приводится корреспонденция счетов, краткое содержание записи, суммы и др. показатели. Данные мемориальных ордеров заносят в регистрационный журнал в хронологической последовательности. Журнал предназначен для нумерации мемориальных ордеров и контроля за их сохранностью. Записи мемориальных ордеров группируют в систематическом регистре синтетического учета — Главной книге, где подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту каждого счета. Сальдо по счетам в Главной книге не выводится. В конце каждого месяца на основании данных Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам. Итоги ведомости по оборотам синтетических счетов сверяют с итогами записей в регистрационном журнале. Аналитический учет ведется в книгах, карточках или на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета ведут непосредственно из документов, подшитых к мемориальным ордерам. По окончании месяца во всех аналитических счетах подсчитывают итоги и составляют оборотные ведомости. Для проверки правильности аналитического и синтетического учета сопоставляют оборотные ведомости по счетам аналитического учета с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам.[2,с 180]. Мемориально-ордерная форма учета проста в использовании, позволяет упорядочить группировки операций в мемориальных ордерах, а также улучшить проверки записей на счетах. Однако данная форма учета имеет определенные недостатки, которыми являются: дублирование записей и связанные с этим излишние затраты труда; оторванность записей в аналитических счетах от записей в регистрах синтетического учета; потребность в составлении дополнительных справок и расчетов бухгалтерии; невозможность внедрения комплексной автоматизации учетных процедур (рисунок 2.1). По данным первичных учетных документов составляются мемориальные ордера, в которых указывается корреспонденция счетов по данным операциям, что позволяет упорядочить записи в синтетическом учете.

Мемориальный  ордер может также составляться на основе сводного документа, объединяющего данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, в которой эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, на основании которых составлен мемориальный ордер, обязательно к нему прилагаются. В настоящее время за каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером либо его заместителем, а также исполнителем. Ордера регистрируются в регистрационном журнале, который является хронологическим регистром синтетического учета. Регистрационный журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров и контроля их сохранности вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту) с итогами оборотов по дебиту и отдельно - по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам. После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности, то есть по шахматному принципу. В ней регистрируются только текущие обороты. Сальдо по счетам в ней не выводится. Главная книга является основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. При этом структура Главной книги облегчает составление шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета. Значительно облегчает здесь подготовку записей в учетные регистры, особенно регистры синтетического учета, использование накопительных и группировочных ведомостей. Записи в регистры аналитического учета ведутся непосредственно с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам. В настоящее время при ведении учета по мемориально-ордерной форме широко используются различные виды вычислительных машин. Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются: строгая последовательность учетного процесса; простота и доступность учетной техники; широкое использование стандартных форм аналитических регистров; возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками. Наряду с достоинствами, мемориально-ордерная форма имеет и существенные недостатки, к которым можно отнести трудоемкость учета, так как приходится многократно дублировать одни и те же записи, отставание аналитического учета от синтетического, а также то, что формы аналитических регистров не содержат информации, необходимой для контроля, анализа и непосредственного составления отчетности по данным регистров аналитического учета. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок – мемориальных ордеров, содержащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов.  
2.2.Журнально-ордерная форма

Журнально-ордерная форма учета явилась следствием дальнейшего совершенствования  мемориально-ордерной формы. Впервые  эта форма была применена на предприятиях электропромышленности и электростанциях в 1939 г., а массовое распространение получила с 1949 г. В настоящее время применяется на большинстве средних и крупных предприятий РБ. Свое название она также получила по названию основного регистра. Журналы-ордера построены по кредитовому принципу. Это значит, что кредитовые обороты любого счета в разрезе корреспондирующих счетов получают отражение только в одном конкретном журнале. В других журналах кредитовые обороты этого счета не отражаются. Но дебетовые обороты этого счета, наоборот, будут разбросаны по нескольким журналам-ордерам и впервые эти обороты будут сведены вместе в Главной книге счетов. Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах: 1) полная форма, включающая 16 типовых журналов ордеров, 18 вспомогательных ведомостей и 15 разработочных таблиц и предназначенная для использования на больших предприятиях; 2) сокращенная, состоящая из 8 типовых журналов-ордеров, 6 ведомостей и 3 разработочных таблиц и предназначенная для средних и малых предприятий. Обобщающим регистром в журнально-ордерной форме, как и в других формах, является Главная книга счетов. В этой форме учета все регистры — журналы-ордера, ведомости и разработочные таблицы имеют свое оригинальное, отличное от других аналогичных регистров, построение и предназначены для учета только строго определенных операций или процессов. В связи с этим за каждым регистром закреплен свой постоянный номер и счета, а сама форма регистра печатается типографским способом, имеет строго определенные не повторяющиеся таблицы и показатели граф, строк и поясняющие тексты только для отражения операций данного вида. Так, например, журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 предназначены только для учета кассовых операций, журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 – для учета операций по расчетному счету, журнал-ордер № 6 и ведомость № 5 и № 6 — для учета расчетов с поставщиками и т.д. Аналогично специализированы и разработочные таблицы — для распределения заработной платы, материалов; для составления сводки по начисленной заработной плате, расчета износа основных средств, МБП и другие (от РТ-1 до РТ-15). Записи в журналы-ордера производятся на основе отдельных первичных документов, предварительно обработанных. При большом количестве однородных документов их сначала группируют во вспомогательных ведомостях, итоги которых переносятся в конце месяца в соответствующий журнал-ордер. Например, на основании ведомости №16 составляется журнал-ордер №11. Чтобы избежать повторных записей, журналы-ордера ведутся только по кредитовому признаку, т.е. экономическое событие регистрируется в данном учетном регистре по кредиту одного счета по вертикали с дебетом другого по горизонтали. Все кредитовые обороты собираются в одном журнале-ордере в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов: журнал-ордер №1 — по кредиту счета 50 «Касса», журнал-ордер №2 — по кредиту счета 51 «Расчетный счет», журнал-ордер № 7 — по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.д. Кроме того, для более тщательного контроля за расходованием денежных средств, дебетовые обороты, например, по счетам 50, 51 отражаются дополнительно в ведомостях №1 и №2 соответственно. Записи как в журнале-ордере, так и в ведомости производятся по шахматному принципу, т.е. в один рабочий прием сумма операции записывается по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.
Итоги за месяц  по каждому журналу-ордеру переносятся  в Главную книгу, о чем в  них делается соответствующая отметка. Главная книга содержит суммы  дебетовых и кредитовых оборотов по каждому синтетическому счету, а  также сальдо на начало и конец месяца. Для каждого счета в Главной книге предназначен один развернутый лист. Данные по счету в Главной книге заполняют на основе итогов Журналов-ордеров за месяц. Но если в соответствующем журнале-ордере развернуто записываются кредитовые обороты счета, то в Главной книге — дебетовые обороты. Поэтому кредитовые обороты в Главной книге за месяц записывают только одной итоговой суммой, а при необходимости, слагаемые этого итога в разрезе корреспондирующих счетов находят в соответствующем журнале-ордере. Обороты за месяц по дебету всех счетов, занесенных в главную книгу, исходя из сущности двойной записи, должны быть равны итогу оборота по кредиту этих счетов. Очевидно, что такое строение Главной книги позволяет отказаться от ежемесячного составления оборотной ведомости по синтетическим счетам, характерной для мемориально-ордерной формы учета. Главная книга открывается на год, поэтому на каждом её листе предусматривается двенадцать строк для записей итогов по месяцам, несколько строк для подведения итогов за год в целом, а также для исправительных записей по бухгалтерским справкам. После подсчета всех дебетовых оборотов по счетам в главной книге выводится конечный остаток и составляется сальдовый баланс. Таким образом, основными принципами журнально-ордерной формы учета являются: 1. Широкое применение накопительных журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей с целью своевременного получения необходимых показателей; 2. Сокращение количества учетных регистров и устранение дублирующих записей; 3. Совмещение в одном регистре хронологической и систематической записи, а по отдельным журналам синтетического и аналитического учета; 4. Максимальное использование шахматной формы и линейно-позиционного способа записей. Рассмотри основную схему ведения записей в регистрах при журнально-ордерной форме учета (рис.2.2). Условные обозначения: ____________ записи ------------------ сверка записей Рис 2.2. Схема журнально-ордерной формы учета Упрощенно можно сказать, что данные из первичных бухгалтерских документов записывают в соответствующие журналы-ордера в разрезе корреспондирующих счетов. Итоговые суммы записей за месяц из журналов-ордеров переносят в Главную книгу счетов. На основе главной книги заполняется отчетный баланс. В действительности последовательность и порядок ведения записей в этих регистрах, сверка полученных показателей между собой в основных и вспомогательных регистрах являются более сложными. Поступающие первичные документы группируют и регистрируют в накопительных или группировочных ведомостях. Группировка осуществляется в разрезе объектов учета и бухгалтерских проводок по каждому первичному документу. Этот процесс упрощается благодаря организации труда в бухгалтерии в разрезе отдельных учитываемых объектов. Создаются отдельные сектора учета материалов, заработной платы, производства, реализации, денежных средств и др., в которые и поступают соответствующие первичные документы. По отдельным объектам регистрация и накопление данных из первичных документов осуществляется предварительно во вспомогательных ведомостях (ведомости № 7, 8, 16 и др.), а в некоторых случаях — непосредственно в журналах-ордерах (ж/о № 6, 7, 13 и др.). Если к журналу-ордеру предусмотрены накопительные, разработочные и вспомогательные ведомости, то журнал-ордер заполняется итоговыми данными этих ведомостей за месяц. Если ведомости к журналу-ордеру не предусмотрены, то данные за месяц в разрезе корреспондирующих счетов получают путем регистрации документов и подсчета итогов непосредственно в журнале-ордере. Журналы-ордера построены по кредитовому принципу. Это значит, что кредитовые обороты любого счета в разрезе корреспондирующих счетов получают отражение только в одном конкретном журнале. В других журналах-ордерах кредитовые обороты этого счета не отражаются. Но дебетовые обороты этого счета, наоборот, будут разбросаны по нескольким журналам-ордерам и впервые эти обороты будут сведены вместе в Главной книге счетов. Для примера приведем упрощенную форму журнала-ордера № 1, в котором отражаются все кредитовые обороты по счету 50 "Касса" за месяц в разрезе корреспондирующих счетов (по дебету), (табл.2.1). Таблица 2.1. Упрощенная форма журнала-ордера № 1 ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.