На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Личность и общество

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 

Уфимский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

по дисциплине: Социология. 

Тема 1: Личность и общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                    Выполнил:
                    Студент группы 3.1 СОЗ
                    (набор  2009)
                    Миниахметов Р.Р.
                    Проверил: 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Уфа-2011 год
План: 

     1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли  личности.                                                                                                         3
     2. Социализация личности: понятие,  этапы и агенты. Правовая социализация  личности.                                                                                        11
     3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.                                                                                                                15 
 
 

 

      1. Социологическое  понятие личности. Социальные статусы  и роли личности.
     Проблема  личности исследуется многими науками и является по сути дела предметом междисциплинарного изучения. Особое место проблема личности занимает в социологии физической культуры и спорта. Следует отметить, что в научной литературе проводится разграничение таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
     Человек – самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности.
     Личность – устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу, включенному в систему социальных связей и отношений.
     Личность  в структуре любой деятельности понимается как:
     –     реальный участник социальных взаимодействий, субъект и объект социальных отношений общества, в котором человек осуществляет свою деятельность;
     –     продукт социальной среды, системы общественных отношений, носитель и исполнитель социальных ролей;
     –     реальный носитель и фигурант социальных отношений общества, общее социально-историческое в индивиде, характеристика его социально-типических черт и сущностная социальная характеристика индивида.1
     Основными характеристиками личности являются ценностные ориентации, направленность личности, нравственность, мораль.
     Ценностные ориентации – определенная система ценностей, сформировавшаяся в процессе ознакомления человека с окружающей его действительностью в связи с активным вхождением и включением человека в эту действительность. Ценностные ориентации могут рассматриваться как система установок личности на социокультурные и нравственные нормы общества.
     На  формирование и развитие личности влияет непосредственное прямое общение и взаимодействие с людьми в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а также антропогенная среда обитания.
     Среди различных видов деятельности, формирующих  ценностные ориентации учащейся молодежи, физической культуре принадлежит особое место. Ее особое место заключается в том, что она выполняет социальный заказ общества, формирует качественный состав молодого поколения.
     Направленность личности – это эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты отношения человека к обстоятельствам жизнедеятельности. Направленность личности включает совокупность устойчивых интересов, склонностей, убеждений и мотивов, определяющих характер и целеустремленность деятельности человека.
     Нравственность – проявление потенциальной универсальности человека в установлении отношений к другим людям и к самому себе на основе осознания социального смысла решений, поступков и деятельности.
     Мораль – внешняя целесообразность поведения и действий индивида как члена социальной группы и конкретная система общих требований и норм поведения, обязательная для каждого члена данного общества.
     Личность  имеет три взаимосвязанные структуры. Нейрофизическая структура – генетические, природные субстанциональные функциональные качества и способности, биогенные, психофизические, психомоторные свойства индивида, развиваемые в процессе жизнедеятельности и обеспечивающие индивидуально-конкретный стиль поведения и деятельности человека.2 Они отражаются в его темпераменте, типе вышей нервной деятельности индивида, в индивидуальном стиле поведения.
     Социальная структура определяется социальными ролями и опытом деятельности человека в определенной социальной среде, накоплением знаний, умений и навыков социального взаимодействия и подкрепляется энергетикой индивида.
     Психическая структура – высший уровень личности, информационный комплекс духовных устремлений, ценностных ориентаций и нравственности, включающий направленность личности, индивидуальные влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, этические принципы и мировоззрение человека.3
     Развитие  и формирование личности фундаментально связано с развитием культуры общества и личной культуры индивида. Культура – совокупность исторически  развитых идей, связанных с удовлетворением  жизненных потребностей и воплощенных в целесообразно произведенных духовных и материальных ценностях, определяющих образ и стиль общественной жизни людей.
     В обществе встречаются люди, которые  по своему поведению, чертам характера, иногда повторяют действия друг друга.
     Базисная личность – комплекс свойств и черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества. Она иногда понимается как «национальный характер».
     Нормальная личность:
     – средняя в статистическом смысле личность, которой присущи наиболее распространенные и традиционные в данной социальной среде качества и способы действий, манеры поведения и стиль жизни;
     – конформистски приспособившаяся и  действующая в рамках установленных  социальных критериев и регламентаций  личность;
     – целостная личность, в которой все элементы функционируют в координации друг с другом.
     Каждый  человек использует свои возможности  и реализует культурный идеал  личности различными индивидуализированными способами в зависимости от социальных компонентов образа жизни – своего общественного положения и социальной роли.
     Возможности – потенциальные условия реализации интересов. Возможности могут быть индивидуальными, непосредственно свойственными природным и жизненным качествам конкретного человека. Кроме того, общество создает и предоставляет в распоряжение индивида законодательные, нормативно-правовые, социокультурные, экономические, информационные, охранительно-защитные, образовательные, здравоохранительные обстоятельства жизнедеятель-ности человека в реальных социально-исторических условиях.4
     В процессе жизнедеятельности человек  развивается и совершенствуется, т.е. приобретает определенный статус. Статус определяется, с одной стороны, как достигнутое в результате самосовершенствования за счет собственных усилий положение в обществе, а с другой – как обеспечиваемое обществом положение по принципам, устойчиво действующим на данном историческом этапе.
     Роли – устойчиво сохраняемые и выполняемые конкретные социальные функции, соответствующие социальному статусу индивида:
     а) инициативно избираемые, принимаемые и осваиваемые;
     б) ожидаемые и предписываемые социальной средой.
     Социальная роль – относительно постоянная и внутренне связанная система поступков и действий, выполняемых в соответствии с образцом, которых ожидает окружающая социальная среда в зависимости от социального положения (статуса) индивида. Роли – институ-циализированные функции, соответствующие социальному статусу, положению в обществе позиции в группе, подлежащие социальному контролю. В зависимости от социальных ролей личность в обществе наделена правами и обязанностями.
     Права – действия, основанные на ожидании индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему, как это принято в группе, предписано установлениями. Обязанности – ожидание другими от индивида поведения, соответствующего его социальному статусу, положению.
     Каждый  человек в социальной системе  занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь  несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто главный статус человека обусловлен его должностью (тренер команды, менеджер команды, генеральный директор клуба и т.п.). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
     Отличают  предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (член сборной команды страны, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, детство, юность). Профессионально-должностной – это базисный статус личности. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (спортивный чиновник, президент федерации по видам спорта).
     Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, а каждая роль описывается пятью основными характеристиками:
     - эмоциональная: одни роли требуют  эмоциональной сдержанности, другие  – раскованности;
     - способ получения: одни предписываются, другие завоевываются;
     - масштаб: часть ролей сформулирована  и строго ограничена, другая размыта;
     - нормализация: действие в строго установленных правилах либо произвольно;
     - мотивация: на личную прибыль,  на общее благо.
     Социальная  роль может рассматриваться в  двух аспектах: ролевое ожидание и  ролевое исполнение. Между ними не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Роль индивида определяется, прежде всего, тем, что ожидают от него другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
     Любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
     Фактически  «Я» личности, Я-концепция индивида формируется и развивается в  процессе взаимного социального  взаимодействия и общения, во многом зависит от реакции окружающих людей, от их оценки индивида.
     Самооценка  приводит к неадекватным, несогласованным  с ожиданиями окружающих действиям. Заниженная самооценка приводит к комплексу  неполноценности, неуверенности в  своих силах, в своем положении в социальной среде.
     Правильно оценивать свои действия особенно важно  перед ответственными соревнованиями. Самооценка связана с уровнем  притязаний человека, его желаниями  достичь намеченных результатов, превзойти  достижения других (что вполне естественно в условиях спортивной борьбы).
     Деловая и жизненная уверенность индивида базируется на его самоуважении, которое  определяется отношением успех/притязания. Повысить уровень самоуважения возможно двумя путями: а) увеличив достижения; б) сделав свои притязания более скромными.
     Социальные  роли предписываются индивиду обществом  в разных количествах и сочетаниях, что зависит от жизненных условий  индивида. Сумма социальных ролей (в  семье, в кругу друзей, в спортивной жизни) становится и ощущается внутренней сущностью «Я» социального происхождения. Когда индивид сталкивается с конфликтом нескольких ролей и требований, то руководствуется субъективным «Я», которое обычно являет собой комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружающих. Отраженное Я («зеркальное») – комплекс, сформированный на основе того, что, по мнению индивида, о нем думают другие люди.
     Общество, в котором живет человек, в  некоторой степени ограничивает удовлетворение его потребностей вводимыми нормами социального поведения и общественно признаваемыми ценностями.
     Ценности  – информационные, энергетические и (или) предметно-вещные образования, объекты, которые человек наделяет значением, важным для удовлетворения своих потребностей. Ценность – предмет, материальный или идеальный, действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость. Ценности в общественной жизни – коллективный продукт, составная часть культуры индивида и коллектива. Они во многом проявляют себя регуляторами человеческих стремлений и поступков.
     Интенсивность и результативность влияния на личность людей и социальной среды зависят  от обращенных к индивиду ожиданий и предъявляемых ему требований, а также организованного и осуществляемого социального контроля, формами которого являются:
     –      поощрение социального поведения человека;
     – наложение штрафных санкций (моральных, денежных, материальных);
     –     ограничение взаимодействия с человеком лишь установленными формальными требованиями (правовыми, производственными);
     –     непризнание интересов и потребностей человека;
     –    прекращение взаимоотношений и взаимодействия с человеком, бойкот;
     –    реабилитация прав ранее наказанного (формально или неформально) лица и восстановление отношений и взаимодействия с ним членов сообщества.5
     Таким образом, социологическое понятие  личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
 

      2. Социализация личности: понятие, этапы  и агенты. Правовая социализация личности.
     Социализацией называется процесс становления  личности, ее обучения, воспитания и  усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
     Социализация  выполняет в общество три основных задачи:
     1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы 
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и 
ценностей;

     2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими 
социальных ролей;

     3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений 
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.6

     По  мнению Ч. Кули, личность проходит следующие  стадии социализации:
     1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
     2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
     3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе 
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

     Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и  социальным нормам, складывающимся в  различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
     Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.7
     Важнейшими  факторами социализации личности выступает  феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а  также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
     Группа  выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень  обеспечен лишь при соблюдении необходимых  условий бесконфликтного включения  человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
     Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
     На  следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
     На  личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.
     В результате социализации формируются  различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
     В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп.
     Так как исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию, то можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.
     Агенты  первичной социализации – это  ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников – сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя 8.
     Агенты  первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся  к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается «ближе» для человека и более значимой.
     Правовая  социализация составляет необходимую часть общей социализации и представляет собой специфическое проявление ее законов в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания.
     В своем развернутом виде правовая социализация означает все более осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя класса, члена партийной группы, все более широкое включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. Этот процесс происходит в течение всей жизни человека. Основной содержательный смысл и особенность социализации индивида в условиях демократического режима - в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности, которая является универсальным способом совершенствования социальной среды и одновременно - формирования личности. Следует отметить строгую конкретность правовой социализации, ее зависимость от определенного общества. В любом обществе существуют исторические традиции, экономические, правовые, культурные институты, определенный набор представлений, норм и ценностей, разделяемых большинством его членов. Правовая социализация предполагает преемственность и трансляцию всего этого наследия, в ходе которых происходит интерпализация индивидом норм и ценностей. Неотъемлемой составной частью процесса социализации выступают политическое и правовое воспитание. Они основаны па сознательном усвоении и «переработке» определенных принципов, политики, права, социальных и моральных норм, для того, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием . 
 

     3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.
     В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
     Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества 9.
     Рассмотрим  различные виды социальных отклонений:
     1) Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее.
     Люди  часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
     2) Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.