На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Древний Китай

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Образование  государственности в Древнем  Китае…………………………..6
    1.1 Формирование  китайской государственности…………………………..6
    1.2 Государственный строй Древнего Китая……………………………….12
    1.3 Управление  империей……………………………………………………19
2. Законодательство  и право Древнего Китая………………………………….21
   2.1 История законодательных установлений……………………………….21
   2.2 Законодательство, его возникновение  и эволюция…………………….27
   2.3 Право Древнего Китая…………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….45
Список  использованной литературы…………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………………48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку  от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.
      Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает  в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.
      Первые  очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель Ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
      Создание  первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.
      Социальное  и политическое развитие народов  всего бассейна реки Хуанхэ было значительно  ускорено завоеванием царства Инь  в конце XII в. до н.э. пришедшими с  запада чжоусскими племенами, которые  установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.
      Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств,
      В истории Древнего Китая V в. до н.э. был  во многих отношениях переломным. В  это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к  объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.
      Все это приводит к тому, что в последние  века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества.
      Основы  социальных порядков, государственная  машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без  всяких изменений были перенесены в  Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.
     Объект  исследования – государсво Древнего Китая.
     Предметом изученить становления государственности в Древнем Китае.
     Цель  работы – изучить образование государства в Древнем Китае.
     Основными задачами исследования являются:
     1. Проанализировать формирование китайской государственности;
     2. Рассмотреть государственный строй Древнего Китая;
     3. Изучить законодательство и право Древнего Китая.
     В данной работе использованы работы таких авторов как Васильева Л. С., Графского  В. Г., Желудкова А.В., Буланова А.Г., Крашенинниковой Н.А, Жидкова О А. и других.
      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. 
 

    1. Образование государственности в Древнем Китае 

      Формирование  китайской государственности
 
      Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку  от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое  общество и возникает первое рабовладельческое  государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа. 1
      Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.2
      Следует понимать, что изучение такой временной  протяженности сопряжено с сильной  асимметрией в количестве источников 
исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие все: протяженности китайской истории, используют следующее разделение:

      - Доимперский Китай (Ся. Шан. Чжоу - до 221 до н.э)
      -Имперский Китай (Цинь - Цин)
      - Новый Китай (1911 - совр.)
     Согласно  китайским преданиям возникновение  государства в Древнем Китае  связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени  шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия - Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).3
     Таким образом, особенность образования  государства в Китае заключается  в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к  классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.
      Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры формировалось древнекитайская народность. В 3 веке до нашей эры образовался общий древнекитайский язык, язык народности хань.
      Периодизация  истории государства и права  Древнего Китая. Она связана с  имевшимися существенными изменениями, которые происходили в общественном строе.
      Период  Шан (Инь)- 18-12 в.в. до нашей эры;
      Период  Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;
      Период  усиления царства Цинь- 246 г. до нашей эры- 207 г. до нашей эры;
      Период  Хань (206-220г. г. до нашей эры).
      В первые три периода государство Древнего Китая было рабовладельческим, в четвертом- оно начинает перерастать в феодальное.
      С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие  общинные объединения сложившиеся  на востоке Китая по среднему течению  реки Хуанхе, начали формироваться  в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.4
      Древнейшим периодом китайской истории, Государство который можно изучать на основании документов и археологических материалов, является период Шан-Инь. 5
      В Китае в эпоху Шан-Инь уже формировалась государственная власть, опирающаяся на земельные богатства, сосредоточенные в руках государства. Можно предполагать, что на этих землях, принадлежащих 
государству и главе верховной власти - царю, в крупных масштабах организовывалось земледельческое хозяйство.

      В период образования древнейшего  рабовладельческого общества царь являлся также и первосвященником. 6
      Таким образом, древнейшее государство, возникшее  на территории Северного Китая в  эпоху первого деления общества на классы - класс рабовладельцев и класс рабов, приобретает черты древневосточной деспотии.
      Шан-Инь  (XVIII-XII вв. до н. э.) еще не в полной мере было даже протогосударством: властные функции центрального правителя в значительной мере были обесценены особой политической организацией союза, да и города представляли всего лишь большие по размерам поселки без специфических элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации:, первая – центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая – промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья – периферийные племена со своими вождями, нередко только на время и условно признававшие власть центра. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников; она же нередко была фактором ослабления объединения, поскольку периферийные племена перекидывались на сильную в тот или другой момент сторону. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.7
      Верховный правитель – ван – был одновременно и верховным жрецом. Основная его  функция заключалась в организации  всех общественных дел, земляных работ, причем традиция требовала, чтобы ван нередко лично возглавлял эти работы. Должность его считалась наследственной, но твердого порядка наследования не было; только к концу существования Шан-Инь наследование идет от отца к сыну. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. Среди последних важнейшими были охотничьи администраторы вана, так как охота рассматривалась как важная функция власти и показатель ее престижа. Считалось, что в управлении ван обязан опираться на «почтенных людей», обеспечивавших «согласие народа».
      На  рубеже XII – XI вв. до н. э. на западе от образования  Шан-Инь укрепился другой союз племен – Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов. Так сложилось раннее государство Западное Чжоу.8
      Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Мудрость и добродетель гарантировали законность власти новых правителей. Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати; их деятельность опиралась на 14 расположенных по всей стране постоянных армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70 причем вначале до 55 из них получили родственники вана. Это позволяло учесть интересы этнически разных племен, создавших Чжоу.
      Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX-VIII вв. до н. э. единое государство рушится, удельные правители – их было уже  до 160-200 – превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. Часть территорий вообще выпадает из орбиты общей государственной судьбы. В период Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н. э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Со временем к V в. до н. э. образуется 7 наиболее крупных и сильных царств, одно из которых - Цинь – в силу разных исторических причин стало лидером в последующем объединении царств и других уделов вокруг одного центра. Усилением централизации была отмечена и внутренняя история этих 7 царств. В значительной степени это прошло под влиянием нового фактора – идеологии конфуцианства и связанного ним легизма. Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н. э.) учил, что государство – это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. Подчинение его власти – одна из высших моральных добродетелей, в этом была главная посылка легизма (законничества). Опираясь на идеи легизма, во многих из 7 царств были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. Самыми знаменитыми стали реформы в царстве Цинь, проведенные министром-легистом Шан-Яном (IV в. до н.э.). Шан-Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Это укрепило власть единого правителя (хотя судьба само Шан-Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н. э. царство постепенно подчинило себе остальные из семи царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство – империю Цинь (III – II вв. до н. э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье. 
 
 
 
 

1.2 Государственный строй Древнего Китая 

      Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
      В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит  титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник.
      Центром управления в чжоусском Китае  был двор вана. Дворцовая система  управления замыкала на дворце всю  деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".
      По  образцу двора вана строилось  управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась  удельными правителями - чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.
      В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем  Китае можно объяснить рядом  причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения  Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов'.
      "Власть  - это то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.
      Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации  царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием  Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.
      Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному противнику централизации  - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.
      Власть  монарха в циньско-ханьском Китае  обожествлялась. Правитель царства  Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
      Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
      Центральный аппарат империи включал в  себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
      По  сравнению с государственным  аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
      Финансовое  ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
      Со  временем вместе с усложнением функций  государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных  ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем  Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
      Финансовое  ведомство осуществляло свои функции  вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
      Ведомство императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать  много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.
      Особая  роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - "трех гунов".
      В империи существовало особое ведомство  обрядов, руководимое верховным  жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе
      признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".
      Цензорские  органы возглавлялись верховным  цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
      Глава ведомства Сельского хозяйства  был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в  государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.
      Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.
      Циньско-ханьский Китай делился на области или  округа, те — на уезды, уезды - на волости, а волости - на общины - низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.
      Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство  общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).
      Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала  на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
      Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
      Основу  военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.
      Воинские  повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в  году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
      Постепенно  формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она  состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти  части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались  и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
      Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
      Судебное  ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных  законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через  его руки, особенно дела, связанные  с превышением власти чиновниками  и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. 

      1.3 Управление империей 

      Император (ван) располагал всей полнотой военной  и законодательной власти, а также  высшей судебной власти. Он производил назначения на все высшие должности. Основными ведомствами имперского управления были финансовое, военное, контрольное, а также ведомство церемоний, императорского двора и дворцовой стражи. Самыми привилегированными были министерство финансов (налоговое), военное и надзора, которые возглавлялись наиболее могущественными из высших чинов и носили название гуны. Министр образования сочетал функции верховного жреца с заведованием императорским университетом.9
      Еще в эпоху династий Шан и Западного  Чжоу возникла большая потребность в грамотных чиновниках, что привело к созданию прослойки специально подготовленных людей помимо имеющихся слоев и классов, названной сословием ши (ученый-чиновник). При этом произошло перераспределение на лестнице чинов, насчитывавшей впоследствии до 9 рангов и 18 степеней (для сравнения: в Византии было 18 рангов, а петровская Табель о рангах насчитывала 14 чинов). Превращение конфуцианской этической философии в светский вариант религии государства избавило страну от соперничества и борьбы между правителями и жрецами, которая приводила к упадку многие другие цивилизации.
      Функции жрецов поначалу исполняли чиновники из сословия ши. У чиновников по традиции и в силу сложившихся моральных правил имелось право и возможность критиковать государя и его нерадивых министров. Бывало и так, что чиновник, написав резко обличительный доклад, спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен.10
      Чиновники с самого начала стали мощной опорой для правителей, стремившихся возвысить  свою власть над знатью при помощи централизации и профессионализации управления. Аналогичную роль выполняли сборники законов и распоряжений. Первый сборник законов датируется ориентировочно X в., а в следующем столетии царь Ливан вводит постоянные налоги и пытается сделать главной опорой не знать, а чиновников. Его свергают в ходе восстания, однако сын его доводит реформу по ограничению наследственной знати до конца. Аналогичные мероприятия с некоторыми новациями приходятся на правление первого императора Цинь Шихуанди, о котором Сыма Цянь в своих «Исторических записках» отозвался весьма выразительно: Он не доверял испытанным министрам, не поддерживал связь с достойными людьми и народом... и установил самовластие. Он запретил письменные труды и книги и ужесточил наказания и законы. Он сделал тиранию фундаментом империи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Законодательство  и право Древнего  Китая 

      2.1 История законодательных установлений 

      В VI в. до н. э. появляется свод законов  под названием Чжоу-ли, который стал основой регулирования вместо обычного права. Царь правил по мандату Неба, ему помогали министры, но реальная структура власти была другой в силу неограниченной власти князей.
      В VI-V вв. до н. э., в самый критический период истории чжоуского Китая, здесь жили и творили такие учителя мудрости, как Лао-цзы, Конфуций и Мэн-цзы, Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.) пребывал на разных должностях у правителей нескольких царств и затем занялся преподаванием, обучив около 3 тыс. учеников, из которых 72 прославились.
      Конфуций  учил различать пороки современного ему общества - бедствия простого народа, продажность и алчность чиновников, междоусобные распри аристократов и правителей, отказ от древних традиций и моральных устоев. Идеалом провозглашался совершенный человек (цзюнь-цзы), который должен обладать двумя главными достоинствами - гуманностью и чувством долга. Гуманность (жэнь) подразумевала сдержанность, скромность, ум, доброту, беспристрастность, чувство справедливости (любовь к людям). Гуманность есть то, чего не нужно искать, разъяснял мудрец, а стоит только захотеть.
      Платите добром за добро, а за обиду воздавайте по справедливости.
      На  вопрос, что есть гуманность, Конфуций, по преданию, отвечал: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Характерно, что и древнеиндийские источники содержат рассказ о беседе молодого и нетерпеливого в жажде познаний человека, просившего людей просвещенных изложить содержание священных книг столь кратко, чтобы их мудрость можно было усвоить в самый короткий срок (стоя на одной ноге). Учитель по имени Хилелу ответил ему, улыбнувшись: Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это правило созвучно знаменитому золотому правилу из текста Нового Завета и наводит на мысль о том, что для древних обществ часть правил морально-этического и нередко сливающегося (переплетающегося) с ним юридического значения принимает форму легко запоминаемого афоризма. Таким образом, прав был Петражицкий, признававший источником права не только обычай или закон, но и пословицы, различные запоминающиеся изречения великих людей и пророков.
      Долг  (и) предполагал моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенства сам накладывает на себя.
      Благородный муж думает о долге, низкий человек  заботится о выгоде.
      Благородный человек должен быть честным и  искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении - справляться, в гневе - обдумывать поступок, в выгодном предприятии - думать об опасности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Высокий человек безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, спокойно умереть вечером.
      Учение  Конфуция представляло с практической стороны также компендиум учтивостей и церемоний на все случаи жизни. Его этическое учение пронизывает преданность старине, уважение к порядкам древности. Так были заложены основы конфуцианской политической идеологии с ее принципами верховенства ритуально-этического начала в делах управления, почитания старших в семье или в отношениях государь - подданные: Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, подданный -подданным. К кодифицированному законодательству Конфуций относился отрицательно, поскольку все необходимое можно было отыскать в ритуалах и традиции. Можно в этой связи утверждать, что ритуально-этические нормы и требования и составили основу того официально поддержанного способа регулирования отношений властвующих - подвластных и рядовых граждан между собой, выполнив тем самым функцию законов с одновременной политической и моральной санкцией за их неисполнение. Политический хаос есть следствие морального кризиса, и его можно преодолеть, следуя строгим правилам поведения. Основу общественной гармонии и порядка составляет, по Конфуцию, дисциплинированный человек в иерархии семейных отношений, где царит сыновняя почтительность и почитание старших.
      Контроль  за соблюдением этих правил, а также за честностью, послушанием и добронравием людей Конфуций возлагал на держателей власти.
      Наряду  с этикетом Конфуций придавал большое  значение музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев. Исходной позицией мыслителя в обсуждении иерархии обязанностей в обществе была концепция выпрямления (исправления) имен, т. е. приведения всех вещей в соответствие с их названием.
      Согласно  более древним представлениям, изложенным в Книге перемен, все существующее в мире пронизано взаимоотношениями двух основополагающих начал - мужского и женского. Мужское начало инь - позитивное, светлое, небесное; женское начало янь - негативное, мрачное, земное. Вся сущность природного и общественного, и в том числе исторического, исчерпывается их 64 возможными сочетаниями.
      Важной  модификацией древнего метафизического  и детерминистского учения стал даосизм. Его основателем был Лао-цзы - архивариус при чжоуском дворе, удалившийся затем в далекие края. Дао (тао) трактовался даосами как надлежащий путь, как путь, существующий помимо воли людей и воплощаемый в законах природы и космоса, а также в обычном праве. Дао - это путь природы и одновременно путь мудрой жизни. Человек есть часть природы, но он сильно удалился от нее. Поэтому идеальный, совершенномудрый человек должен уйти из общества и затем в молчании и простой жизни вновь обрести гармонию покоя. Народ, утверждали даосы, необходимо заставить идти должным путем, но не следует объяснять почему.
      Мораль, таким образом, возводилась конфуцианцами  и даосами на уровень первоосновы социальной и политической жизни. С этих позиций они предполагали и обосновывали ответственность монарха за бедствия, и это находило подтверждение в традиции. Если несчастья обрушивались на всю страну, должен был каяться государь, если на область и уезд - местный начальник. Значительная часть этих покаяний и бичеваний совершалась публично, на людях в виде специальных обрядов. Эта традиция доказала свою живучесть и в XX столетии, в период проведения под руководством Мао Цзэдуна политики так называемого большого скачка, а затем культурной революции.
      По  Конфуцию, отношения в семье и  государстве должны основываться на морали и человечности, выраженных в пяти добродетелях: взаимной любви, этикете, мудрости, нравственности и  скромности, а также в трех беспрекословно соблюдаемых принципах: подчинения сына отцу, народа - правителю и женщины - мужчине.
      Мораль  благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.
      Наиболее  известный последователь Конфуция мудрец по имени Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.) считал, что человек по своей натуре добр, добродетелен, но влияние внешней среды его портит, оно недоброе. Управлять государством нетрудно, - учил он. - Для этого нужно не обижать знатные фамилии. Мэн-цзы признавал право на рода и чиновников на восстание против недобродетельного правителя. Когда об этом узнали европейские просветители века разума, они были потрясены, однако на самом деле речь шла не о восстании против существующих принципов, а о защите попранных прав и привилегий.
      Более последовательными в отрицании  мишуры власти и богатства были даосы. Питаться грубой пищей и пить только воду, спать, подложив под голову локоть, - радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем, - для меня это словно парящие облака.
      На IV-III вв. до н. э. приходится оформление школы китайского легизма, ориентирующей на использование командной силы закона и жесткое подчинение дисциплине закона (Шан Ян, Хань Фэй-цзы и др.). Легисты (т. е. законники, от лат. lex - закон) настаивали на том, чтобы управление опиралось на постоянно действующие законы, которые правитель хорошо знает, а подчиненные должны их беспрекословно выполнять. Суд творили администраторы, совмещая его с административными заботами.
      Легисты считали необходимым систематически обновлять чиновничество и назначать на должности за заслуги. Внутри чиновничества должна существовать жесткая иерархия и действовать единый порядок присвоения рангов знатности, наград и поощрения. Легисты стали едва ли не первыми провозвестниками позитивистского истолкования природы и назначения законов в духе своеобразного древнего утилитаризма.
      Закон не должен потворствовать знатным, отвес  не должен подделываться под кривизну. Там, где действует закон, умный  не может его обойти, храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не минуют и сановников, награды за добрые дела не обходят и простолюдинов. Вот почему ничто не сравнится с законом, когда надо исправить проступки знати и показать преступления простолюдинов, усмирить мятеж и осудить заблуждение, избавиться от излишеств и устранить нелепость, установить единые правила для всего народа (ань Фэй-цзы).11
      Характерно, что китайские легисты в своей  полемике с конфуцианцами и даосами исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. И чиновники должны восприниматься потенциально бесчестными, поэтому каждого из них следует заставить контролировать других. Как только законы вводятся в действие, все должны им подчиняться. По мнению Хань Фэй-цзы, в государстве мудрого правителя только законы служат учебником жизни. Не существует других книг, сопоставимых с этими целями и достойных их. Вероятно, эта позиция подсказала первому императору династии Цинь подвергнуть сожжению многие книги, в особенности конфуцианские тексты.
      В правление династии Хань конфуцианство  вновь возобладало и затем выработало компромиссный вариант сосуществования с идеями легистов. Самым главным регулятором по-прежнему остается ритуал, опирающийся на обычаи и традиции. Приверженность традиции объяснялась тем, что она является хранительницей быта и нравов золотого века. Столь упорное почитание традиции привело к тому, что в Китае на протяжении 3 тыс. лет можно было встретить в стихах один и тот же размер, одну и ту же мелодику.
      Письменность  была известна еще в шаньский период, однако письмо было не алфавитным, а иероглифическим (рисуночным) и потому оставалось уделом меньшинства.
      Позиция Конфуция в области правил надлежащего  общения сводилась к тому, чтобы  поменьше изобретать, побольше восстанавливать  лучшие нравы прошлого. Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности. Отсюда его особое доверие к ритуалу, этикету, церемониям. Почтительность без ритуала приводит к суете.
      Осмотрительность  без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью. Ритуалу подвержены не только люди, проживающие в семье и государстве, но и природа. Ему подчинены времена года, а также расцвет и увядание в растительном мире.
      Конфуцианство со временем стало выполнять роль светской религии, т. е. официальной  государственной доктрины морали и  нравственности. Сам Конфуций однажды  заметит: Богов я почитаю, но держусь от них подальше. Влияние нравственной и политической философии Конфуция сохраняется на всем протяжении средневековой и новой истории, включая ее новейший период.
      Полемизируя с Конфуцием, Шан Ян, основатель школы легистов, писал: Имеется не один способ управления миром, и нет необходимости в подражании древности... Средства, которыми правитель вдохновляет народ, - это учреждения и должностные ранги; средства, с помощью которых страну можно сделать процветающей, - это сельское хозяйство и война. Учение легистов содействовало централизации власти и управления. Еще во времена борющихся царств Шан Ян в ходе первого тура своих реформ (356 г. До н. э.) строго регламентировал общинное землепользование и ввел круговую поруку в отношении государственных повинностей. Он возвысил также престиж военного ремесла, и отныне все, кто не имел воинских заслуг, пребывали под угрозой исключения из числа знати. В ходе второго тура реформ (350 г. до н. э.) была создана новая административно-территориальная структура с делением уездов на пятидворья и десятидворья, связанные все той же круговой порукой. Эти реформы проложили путь для создания первой древнекитайской империи-государства в период правления Циньской династии. 

      2.2 Законодательство, его возникновение и эволюция 

      Самым древним китайским кодексом был уголовный, состоявший, по преданию, из 3 тыс. статей и разработанный в X в. до н. э. Такое обилие статей во многом объяснялось тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые еще в древности исчислялись 500 разновидностями.
      Результативность  управления с опорой на законы не всегда достигала желанных целей. Так, в  документах периода династии Хань отмечалось, что в самом начале династии имелись необходимые законы, но при этом через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли.
      Подобную  неэффективность пытались компенсировать жестокими наказаниями. Так, одно из подобных наказаний состояло в сочетании  мучительной смертной казни (сначала  татуирование, затем отрезание носа, отрубание левой и правой ноги и после этого забивание палками до смерти) с истреблением родственников в трех поколениях (отменено в начале II в. до н. э.). Вместе с тем признавалось, что закон - это основа управления страной, это орудие, при помощи которого запрещается насилие и защищаются хорошие люди.
      Подробной регламентации подвергался зависимый  статус рабов и рабынь. Регулировались пределы наказания для рабов (клеймение, отрезание носа за грубость), условия их продажи, наказание за их злодейское убийство (например, убийство рабыни из ревности).
      Имеются сведения о том, что в правление  императора Ханьской династии Уди (25-56) все подданные, обращенные в государственных рабов и рабынь, должны были получить свободу и стать простолюдинами, если прежними законами не были предусмотрены наказания за совершенные ими какие-либо преступления. К этому же периоду относится издание рескрипта, дозволявшего уходить от своих хозяев тем, кто продал себя в рабство из-за голода, или был насильно продан в рабство разбойниками, или отдан в наложницы. Те, кто будет пытаться силой воспрепятствовать этому, подлежали наказанию по закону о продаже людей.
      Был введен также принцип, проложивший  путь запрету на своевольное клеймение  рабов. Суть Неба и Земли заключается  в том, что человек превыше всего, [поэтому] нельзя снижать наказание тем, кто убивает рабов и рабынь.
      Традиционная  система наказаний включала пять видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ноги, кастрацию, смертную казнь.
      В начальный период (шань-иньский) пятичленная  система наказаний (сян) имела символический характер: татуирование заменялось черной повязкой, отрезание носа - раскраской одежды в красно-бурый цвет, отрезание ноги - покраской тушью колена, а смертная казнь - ношением холщевой рубахи без ворота.
      Широко  практиковалось наказание, нацеленное на перевоспитание правонарушителя путем привлечения всеобщего внимания к его делу и наказанию. Согласно Обозрению законов династии Хань, написанному в I в., перечень пяти видов наказания был назван ниспосланным Небом, однако был при этом дополнен уточненным перечнем орудий и способов реализации наказаний на практике: в процессе осуществления казни мятежников надлежало использовать доспехи и оружие военных отрядов, а для осуществления смертной казни всех остальных - топоры и секиры. Для среднего наказания (отрезание носа и конечностей) должны были применяться ножи и пилы; для удаления коленных чашечек и клеймения - долота и сверла. Тела преступников, подвергнутых большому (мучительному и позорящему) наказанию, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, а в особенных случаях - на рынке или в пределах двора правителя.
      Судебный  процесс вначале, как и у многих других народов, был состязательным, а затем всецело розыскным. Расследование в циньском Китае поручалось особому чиновнику. Оно начиналось по жалобе либо по доносу. Последний поощрялся, и щедрость поощрения зависела от тяжести преступного деяния. К такому доносу обязывался обычно глава семейства, в противном случае его наказывали самого. Важнейшим доказательством наряду с вещественными считалась клятва. В ходе расследования прибегали к пыткам в том случае, если преступник оказывался изобличенным, но отказывался признавать вину либо если он менял свои показания в ходе дознания.
      Самое главное отличие восприятия права  и законов в Китае, начиная с глубокой древности, состояло в том, что строго очерченные законом решения и способы поведения и связанное с ними принуждение встречают издавна крайнее неодобрение, поскольку социальный порядок и общая гармония космоса охраняются не человеческими, а неизменными космическими законами, которые скрыты от людей. Люди в силу их прирожденной способности самостоятельно принимать решения или выбирать вариант поведения могут поддерживать гармонию и порядок лишь путем их подчинения естественному порядку, и это требование под силу исполнять как простым людям, так и правителям, только с правителей спрос больше и они должны быть примером. Самые важные качества правителей не столько их практические знания, сколько добродетель и высокая мораль.
      О предназначении законов и наказаний удачно сказано в трактате ханьской эпохи под названием Хуайнань-цзы (ок. 180-122 гг. до н. э.):
      Наказаний и штрафов недостаточно, чтобы  изменить нравы; казни и убийства не могут пресечь зла... Законы - это меры и весы Поднебесной, уровень и отвес для правителя. Законы устанавливаются для тех, кого должно наградить. С введением законов тот, кто действует, сообразуясь с мерой, награждается, кто, недостаточно придерживается правил, того казнят. Почетное положение и благородство не могут облегчить наказания, а низкое положение и низкий род не могут отяготить его.
      ...Законы  рождаются из правил, правила  рождаются из того, что соответствует многим. То, что подходит многим, происходит от совпадения мыслей разных людей. В этом суть управления. Поэтому тот, кто постиг корень, не заблудится в верхушке. Разглядевший суть не затеряется в мелочах. Законы не созданы Небом, не рождены Землей, они возникли среди людей и ими же могут быть исправлены... То, что установлено для низших, нерушимо и для высших, и, что запрещено народу, запрещено и тебе. Гибнущее государство - это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет закона...
      Лишь  тому, кто умеет налагать запрет на себя, народ повинуется...
      Таким образом, законы, установления, меры и  весы - это средство для правителя управлять низшими. Отказаться от них и не использовать - это все равно, что скакать на невзнузданном коне.12
      Поясняя генезис и причины незначительности авторитета законодательства в жизни  восточных народов, Р. Давид обращает внимание на легенду, согласно которой законодательство (фа) изобрел варварский народ, живший в XVIII в. до н. э. Бог впоследствии истребил этот народ. Отсюда незначительная роль государственных законов и правовых начал в отношениях людей друг с другом. В общественных отношениях на первом плане должны находиться идея согласия, поиски консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы растворяться, а не решаться. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не должен потерять лицо. На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.13
      Самой развитой областью законодательства стало  карательное законодательство. Хотя и здесь существовала особая иерархия норм: по традиции спор, или конфликт интересов, должен был решаться на основе чувства человеколюбия, затем на основе требований ритуала (этикета), затем разума и только в самую последнюю очередь на основе обращения к требованиям права. Отрасль гражданского права все время оставалась недостаточно разработанной. Однако в области уголовного (карательного) законодательства количество переходило в качество. Когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов древности и последующих веков, они нередко приходили к выводу о том, что карательная политика и законодательство в Китае находились на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы.
      Сравнительный анализ древних обычаев, законов  и принципов наказания за их нарушение в Индии и Китае обнаруживает наличие редкого своеобразия и определенности в субординации норм у древних индийцев: обычай, дхарма, судебное разбирательство (прецедент), царские законы. Сопоставление сходства и различий в мере или способах наказания не приносит неожиданностей - все они вполне характерные для древних обществ, за исключением одного ьобстоятельства. И там, и здесь присутствует стремление часть норм или процедур обозначить четко фиксированным числом вариантов.
      Таковы, к примеру, семь законных способов приобретения имущества у индийцев или пять видов основных наказаний у китайцев. Но самое характерное сходство - это наличие таких общих норм-принципов, регулирующих и мысли, и дела людей, которые более всего присущи первобытной мононорме. Таковыми у индийцев являются дхармы, у китайцев правила Ли. С известными оговорками к этому же разряду правил можно причислить 10 библейских заповедей. 

      2.3 Право Древнего Китая 

      Источники права. Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов - дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их".
      Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон О поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
      Усиление  законодательной деятельности в  период Чжаньго "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э.," было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.
      Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем  Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V-IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.