На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Страхи и тревожные расстройства в детском возрасте: пути их коррекции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ……………………………………………………...……...7

    1.1 Определение страха и тревожности, сходства и отличие………….7

    1.2 Классификация страхов, детерминанты  страха……………………11

    1.3 Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………...15

    1.4 Последствия тревожных переживаний……………………………..19

    1.5 Вывод по первой части………………………………………………21

    II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………..…..22

    2.1 Диагностика страха и тревожности у детей дошкольного возраста по методу Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена………………………………….......22

    2.2 Диагностика школьной страха  и тревожности у детей по  методу Филлипса…………………………………………………………………...….28

    2.3 Вывод по второй части……………………………………………....36

    III. КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ……………………………........37

    3.1 Коррекция детских страхов при помощи игр……………………...37

    3.2 Коррекция детских страхов при помощи арт-терапии…………....66

    3.3 Вывод по третий части…………………………………………… .68

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..69

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….....71

      ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………….74

      ПРИЛОЖЕНИЕ Б  ……………………………………………………87

   ВВЕДЕНИЕ

    Страх стар, как мир. И чрезмерные, необоснованные страхи тоже. Дамокл, который известен нам своему легендарному мечу, якобы подвешенному над его головой, страдал от боязни высоты. Гай Октавий, наследник Юлия Цезаря, ставший императором под именем Цезаря Августа, основатель Римской империи, отказывался оставаться один в темноте. Эразму Роттердамскому, тому, который написал «Похвалу глупости», становилось плохо от запаха рыбы или рыбных блюд, едва эти запахи достигали его чувствительных ноздрей. Тихо Браге, знаменитый датский астроном, большой ловелас, который, потеряв в одной из дуэлей нос, заказал себе протез из золота с серебром, Тихо Браге боялся не только лисиц, но и зайцев. Лорд- канцлер Френсис Бэкон, философ и ученый XVl века умирал от страха во время лунных затмений. Пьер Бейль, французский философ XVІІ века, страдал от конвульсий, когда слышал шум воды. Фаворити, знаменитый итальянский поэт XVІІ века, страдал от весьма неудобного для поэта расстройства: он не выносил запаха роз. Знаменитый хирург Амбруаз Паре, который оперировал прямо на поле боя, терял сознание, если ему во время еды подавали блюдо из угря
    Многие  известные люди страдали от страхов перед кошками: Генрих III (французский король), Наполеон I и др.
    И, наконец, невозможно устоять перед  искушением, рассказать о страхах  человека, который столько сделал для их исследования- Зигмунда Фрейда. Доктор Фрейд страдал боязнью переездов по железной дороге. Или, точнее, он впадал в сильнейшую тревогу при мысли, что он может опоздать на поезд, или еще того хуже, на пересадку. Из-за этого он всегда выезжал за два часа до отхода поезда. Тем не менее, несмотря на эту мудрую предусмотрительность, ему приходилось то и дело садиться в свой поезд буквально «на лету», поскольку по каким-то таинственным подсознательным причинам у него в последнее мгновение всегда находилась какая-нибудь проблема, требовавшая немедленного решения, которая каждый раз едва не заставляла его опоздать! И, тем не менее, в значительной мере именно самоанализ этого поведения помог доктору Фрейду заняться изучением механизма страхов и опубликовать в 1895 году работу «Наваждение и страхи».
   Мы  сталкиваемся с детства с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.
   Проблемой страхов у детей дошкольного  и младшего школьного возраста занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.
   А.И. Захаров  впервые в отечественной и  мировой практике рассмотрел причины  возникновения и развития дневных  и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.
   Актуальность  исследования проблемы определяется еще  и тем, что с возрастом у  детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли окружающие уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
   К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих воспитателей, и наш долг - предупредить возможность  их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.
   Переживание страхов следует отличать от состояния  тревоги. В отличие от страхов  тревога - это переживание определенной и не ясной опасности. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.
   Объект  исследования: переживание страхов и тревожности детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
   Предмет исследования: особенности психокоррекционной работы со страхами и тревожностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
   Исходя  из актуальности проблемы была определена цель курсовой работы: определить способы диагностики и коррекции детских страхов.
   Гипотеза  исследования. При написании курсовой работы  я исходила из предположения, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности старшего дошкольника и младшего школьника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у детей.
   Структура курсовой работы: Моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения и списка используемой мною литературы. 

   Задачи  исследований:
    Изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
    Изучить природу и генезис детской тревожности;
    Провести диагностику по выявлению страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
    Разработать модель коррекционных занятий по преодолению детских страхов.
   Анализ  исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности, как с одной стороны врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других и с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В.Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами причины формирования тревожности кроются как в природных генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   I. Теоретическое обоснование проблемы страха и                                                                                                              тревожности 

   1.1 Определение страха  и тревожности,  сходства и отличия 

   Страх - это специфическое острое эмоциональное  состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
   Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
   Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, воспитателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
   Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
   Существует  две угрозы, имеющие универсальный  и одновременно фатальный в своём  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности
   Гораздо более распространены внушённые  детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.
   В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не ходи - упадёшь», «Не бери - обожжёшься», «Не гладь - укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.
   К числу  внушенных можно отнести также  и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить о рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
   От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога - это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.
   В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный  компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
   Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с воспитателями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем.
   Внутри  всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.
   Страх можно рассматривать и как  своеобразный защитный механизм внутреннего "Я" личности. В коммуникативном  аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх - явление динамичное.
   В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
   Тревожность различают как эмоциональное  состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Классификация страхов,  детерминанты страха 

    Психологи условно делят страх на ситуативный  и личностный.
    Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
    Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
    Страх реальный и воображаемый, острый и  хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
    Несмотря  на то, что страх - это интенсивно выраженная эмоция, следует различать  его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх  кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
    На  патологический страх указывают  его крайние, драматические стороны  выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.
    Причинами страха могут быть события, условия  или ситуации, являющиеся началом  опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Детерминанты страха могут быть разделены:
    Врожденные детерминанты.
    Грэй  разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно  выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.
    Боль  и громкий звук являются примерами  слишком интенсивных стимулов, а  незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности.
    Боулби  выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.
    Боулби  считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также  показал другие природные стимулы  страха, например, внезапные изменения  стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.
    Культурные детерминанты страха.
    Культурные  детерминанты страха почти исключительно  являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной  тревоги может вызвать страх. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии рационализацией страха грома.
    Рэчмен  даёт прекрасное описание процессов  научения культурным детерминантам  страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.
    Проблема дифференциации страха от других эмоций.
    Более тщательный анализ проблемы можно найти  у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха: а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно, б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие, в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты, г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.
    Черясворт также предложил перечень индикаторов  страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка, смех.
    Влечения и гомеостатические процессы как причины страха.
    Влечение  и сохранение гомеостазиса составляют менее важный класс причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определённом дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.
    Как указывалось выше, боль, вне зависимости  от её причин, может вызвать страх. Страх может усиливать боль, но он может также активизировать реакции, связанные с избавлением от дальнейшей боли.
    Другие эмоции как причины страха.
    В принципе любая эмоция может вызвать  страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.
    Когнитивные процессы.
    Представляют  собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх. 
 
 

   1.3 Проявление страхов  у детей старшего  дошкольного и  младшего школьного возраста 

    Страх, как тень, преследовал человека ещё  с незапамятных времён. Был он и  у первобытного человека, постоянно  подвергавшегося опасностям. Но его  страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности  для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
    Ребёнок первых лет жизни боится всего  нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.
    Во  многих цивилизациях дети в своём  развитии испытывают ряд страхов. Страхи бывают возрастные и невротические.
    Возрастные  страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под  действием следующих факторов:
    Биологические предпосылки.
    Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе».
    Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у воспитателей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда воспитатели пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям в навязываемой системе ценностных ориентаций. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.
    Невротические страхи.
    Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
    Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего  боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с воспитателями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6-7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст - это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.
    Итак, первый раз в 1 класс. Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров. И вот, наконец, долгожданный день наступил - ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу - серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать - внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться - надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо - он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
    Первоклассники, которые по разным причинам не могут  справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к боязни школы.
    Контрольные работы, домашние задания, отметки, давление родителей, давление ровесников, давление учителей, проблемы в обучении - школа  может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, воспитателей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.
 

    1.4 Последствия тревожных  переживаний 

    Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги  крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.
    Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд  механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть  тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".
    Внутренняя  задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги  найти островок безопасности и постараться  как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.
    Страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности  ребенка, заметно ухудшая его  самочувствие и осложняя отношения  с окружающими людьми.
    Еще Ларошфуко сказал: «Мы обещаем  согласно своим надеждам, а поступаем  согласно своим страхам».
    Последствия страхов разнообразны, и по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные  изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской.
    В младшем школьном и особенно в  дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер.
    Если  в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с  точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено  благоприятное время для формирования чувства ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вывод по первой части
   Из  первой главы своей курсовой работы я узнала что все дети так или  иначе испытывают тревогу, кто-то может  преодолеть эту тревогу, а кто-то нет. А в последствии эта тревога возрастает до страха и если его не преодолеть и не лечить, то этот страх начинает преследовать тебя всю жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.  

     2.1 Диагностика страха  и тревожности  у детей дошкольного  возраста по методу Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена 

    В своей практической части я решила воспользоваться методикой выявления страхов у детей в дошкольном учреждении (детский сад № 12 Золотой петушок, подготовительная группа) с помощью специального теста тревожности по методу Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.
    Экспериментальный материал  содержит 14 рисунков (Приложение А). Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
    Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
    Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, психолог задаёт следующие вопросы:
    1.Игра  с младшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  ребёнка: весёлое или печальное?  Он (она) играет с малышами».
    2.Ребёнок  и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
    3.Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  печальное или весёлое?»
    4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».
    5.Игра  со старшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) играет со  старшими детьми».
    6.Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
    7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) в ванной».
    8.Выговор.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»
    9.Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»
    10.Агрессивное  нападение. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?»
    11.Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».
    12.Изоляция.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка : печальное  или весёлое ?»
    13.Ребёнок  с родителями. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».
    14.Еда  в одиночестве. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) ест».
    Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать  в специальном протоколе.
     Протокол  выявления тревожности у детей.
     Имя: Рома            Возраст: 6 лет           Дата: 4.03.2010.
Рисунок Высказывание Выбор
Весёлое лицо Печальное лицо
1.Игра  с младшими детьми Мальчику надоело  играть +  
2.Ребёнок  и мать с младенцем Я люблю гулять с мамой +  
3.Объект  агрессии Хочется ударить  его стулом   +
4.Одевание Я люблю одеваться  на прогулку +  
5.Игра  со старшими детьми Мама играет с ребёнком +  
6.Укладывание  спать в одиночестве Когда иду спать, беру игрушку   +
7.Умывание Потому что он умывается +  
8.Выговор Мама его  ругает   +
9.Игнорирование Потому что  тут малыш +  
10.Агрессивность Кто-то отбирает игрушку   +
11.Собирание  игрушек Мама заставляет его собирать игрушки   +
12.Изоляция Дети не хотят  с ним играть   +
13.Ребёнок  с родителями Родители играют с ним +  
14.Еда  в одиночестве Пьёт чай, я  тоже люблю пить чай +  
        
    В тестировании принимали участие 20 детей.
    Анализ  данных.
    Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)
       Число эмоционально негативных выборов       
     ИТ=      14      100%      
   Данные  протокола заносится в таблицу № 1, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.
   Таблица № 1
Имя Вычисление  индекса тревожности (ИТ) Индекс тревожности (%)
Тагиров Рома ИТ=6/14*100 ИТ=42,8%
Ибрагимова  Карина ИТ=3/14*100 ИТ=21,4%
Сергеев Василь ИТ=1/14*100 ИТ=7,1%
Гарипов Рафиль ИТ=10/14*100 ИТ=71,4%
Валеев  Юлай ИТ=2/14*100 ИТ=14,2%
Максимова Таня ИТ=4/14*100 ИТ=28,5%
Фаткулин  Артем ИТ=1/14*100 ИТ=7,1%
Агапов  Айдар ИТ=5/14*100 ИТ=35,7%
Сиражетдинова Лилия ИТ=6/14*100 ИТ=42,8%
Булякова  Алия ИТ=4/14*100 ИТ=28,5%
Дерендяева  Юлия ИТ=7/14*100 ИТ=50%
Нафиков Виталий ИТ=1/14*100 ИТ=7,1%
Корнеева  Александра ИТ=2/14*100 ИТ=14,2%
Максимова Светлана ИТ=3/14*100 ИТ=21,4%
Нуреев  Руслан ИТ=6/14*100 ИТ=48,8%
Кожевникова Наталья ИТ=12/14*100 ИТ=85,7%
Булатов Дима ИТ=9/14*100 ИТ=64,2%
Поваров Антон ИТ=3/14*100 ИТ=21,4%
Шайхетдинова  Ралина ИТ=7/14*100 ИТ=50%
Ахтямова  Гульнара ИТ=5/14*100 ИТ=35,7%
 
      Высокий уровень тревожности - (индекс тревожности выше 50%)
    Средний уровень тревожности - (индекс тревожности от 20 до 50 %)
    Низкий  уровень тревожности - (индекс тревожности от 0 до 20%)
    Таким образом: из 20 детей, которые принимали  участие в тестировании, выявлено, 3 детей с высоким уровнем тревожности, 12 детей со средним уровнем тревожности, и 5 детей с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.
    Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в  домиках». методика М.А. Панфиловой.)
    Проводится  индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, шум, врачей, крови (Таблица № 2)
       Таблица № 2                Страхи, которым подвержен ребёнок.
Ф. И. Темнота Сказочные персонажи Кровь Шум Врачей Транспорта Животных
Тагиров Р. +   + + +   +
Ибрагимова  К.   +   +      
Сергеев В. +       +   +
Гарипов Р. +   +        
Валеев  Ю. + + + +     +
Максимова Т. +           +
Фаткулин  А. +   + +   +  
Агапов  А.         +    
Сиражетдинова Л. +   +       +
Булякова  А + + +        
Дерендяева  Ю. +   +       +
Нафиков В   + +        
Корнеева  А. +     +   +  
Максимова С. +   +   +   +
Нуреев  Р.   .+         +
Кожевникова Н. +   + +      
Булатов Д.   +         +
Поваров А.     +   +   +
Шайхетдинова  Р. +   +        
Ахтямова  Г. + +   +      
    Ни  в коем случае нельзя торопить детей с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 

     Исходя  из данных таблицы, составляется график страхов детей.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Условные  обозначения:
     % -  количество детей, которые  подвержены страхам.
     Cтрах, которым подвержен ребенок:
     1 темнота
     2 сказочные персонажи
     3 кровь
     4 шум
     5 врачи
     6 транспорты
     7 животные 

    Таким образом, анализ собранных данных доказывает, что страх и боязнь – удел преимущественно  дошкольного возраста, а тревожность  и опасения – подросткового возраста. В старшем дошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

    2.2. Диагностика школьной тревожности по методу Филлипса.

 
    Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.
    Опросник  школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (Приложение Б).
    Цель  методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут  зачитываться школьникам, а могут  и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
    Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен  опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в  школе. Старайтесь отвечать искренне и  правдиво, здесь нет верных или  неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
    Отвечая на вопрос, записывайте его номер  и ответ “+”, если Вы согласны с  ним, или “-”, если не согласны”.
    Диагностику я провела в средней общеобразовательной школе № 10 города Учалы среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в таблице № 3 и рис.1. 
 
 
 

    Таблица № 3
    Результаты  школьной тревожности  по методике Филипса
    Факторы     Нормальный  уровень     Повышенный  уровень     Высокий уровень
    Общая тревожность в школе          12     18     20
    Переживание социального стресса          23     17     10
    Фрустрация  потребности достижения успеха          10     25     15
    Страх самовыражения          8     13     29
    Страх ситуации проверки знаний          5     15     30
    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих          8     12     30
    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу          31     11     8
    Проблемы  и страхи в отношениях с учителями          8     17     25
 
    Как мы видим, по результатам исследования (таблица № 3) тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 20 детей (см. Рис.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% испытуемых.
    Несколько повышена общая тревожность в  школе у 36% испытуемых (18 человек) (см. Рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие  показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.
    Нормальный  уровень тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют  лишь 12 школьников, что составляет 24% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
    Достаточно  высокий процент испытуемых, 46% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
    Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20% (10человек), на повышенном уровне – 34% (17 человек) (см. Рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
    У 58% испытуемых (29 человек) присутствует страх самовыражения (см. Рис.1, шкала 4, высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.
    Несколько повышен уровень страха самовыражения 26% испытуемых, что составляет 13 школьников (см. Рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.
    16% (8 человек) школьников данной  группы испытуемых не имеют  психологических и эмоциональных  трудностей в самопредъявлении  и самораскрытии (см. Рис. 1, шкала  4, нормальный уровень). Эти дети  легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.
    Кроме того, сюда примешивается еще и  страх не соответствовать ожиданиям  окружающих (см. Рис.1, шкала 6, высокий уровень), который выявлен у 60% школьников (30 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.
    У 24% испытуемых (12 человек) несколько  повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.
    16% испытуемых данной выборки  (8 человек) не испытывают страха  не соответствовать ожиданиям  окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, нормальный  уровень). Для этих детей наиболее  значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.
    Сравнительно  небольшой процент школьников, 30% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности  в достижении успеха на высоком уровне (см. Рис.1, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.
    Более высокий процент испытуемых, а  именно, 50% (25 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (см. Рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
    Не  переживают фрустрацию в достижении успеха всего 10 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение  о том, что ситуация школьного  обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
    60% (30 школьников) испытывают сильный,  и 30% (15 школьников) – менее сильный  страх в ситуации проверки  знаний (см. Рис. 1, шкала 5, высокий  и повышенный уровни). Скорее всего,  это объясняется тем, что, по  мнению этих учеников, учителя  предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
    Так же, 10% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).
    Стоит заметить и тот факт, что процент  школьников, испытывающих тревожность  в ситуации проверки знаний, практически  одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о  том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.
    У 50% испытуемых (25 школьников) сильное  эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с  учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых (17 школьников) (см. Рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).
    16% испытуемых (8 человек) не испытывают  проблем и страхов в отношениях  с учителями (см. Рис. 1, шкала 8, нормальный уровень).
    Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала 1), что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.
    Небольшое число школьников (8 человек, 16%) имеют  высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (см. Рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям.
    62% испытуемых, 31 школьник имеют нормальную  физиологическую сопротивляемость  стрессу (см. Рис.1, шкала 7, нормальный  уровень), что свидетельствует о  том, что возможные предпосылки  для возникновения тревожности  у них не физиологического, а  социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах. 

    
    Рис. 1. Уровни школьной тревожности у  детей младшего школьного возраста 

    1. Общая тревожность в школе.
    2. Переживание социального стресса.
    3. Фрустрация потребности достижения  успеха.
    4. Страх самовыражения.
    5. Страх ситуации проверки знаний.
    6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих.
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу.
    8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями.
    Мое исследование полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими  результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности  вызван:
    1. Плохой подготовкой к урокам;
    2.Боязнью  выразить свои возможности, так  как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
    3. Заниженной самооценкой; 
    4. Предъявлением со стороны учителя  высоких требований;
    5. Домашними неприятностями;
    6. Высокими требованиями родителей;
    7. Недостаточным вниманием и поддержкой  родителей; 
    8. Не замечание учителем и родителями  успехов ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вывод по второй части 

    В проведенных мною диагностик у детей по выявлению страхов и тревог при помощи тестов была доказана гипотеза о том, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности старшего дошкольного и младшего школьного возраста  
 

 

       III. КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ 

      3.1 Коррекция детских  страхов при помощи  игр 

    Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.
    Важное  значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет  данные исследования К. Левина и его  сотрудников о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров. Часто замещение одного предмета другим невозможно вне игровой ситуации, это означает, что динамика эмоциональных состояний в реальной действительности и условиях игры различна. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. На это свойство игровой, «мнимой» ситуации указывал и Л.С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого.
    Игровая деятельность представляет особые возможности  для изучения и перестройки эмоциональной  сферы детей с трудностями  в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам младшим школьникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей, из их контактов с миром, опосредованных всеми человеческими отношениями, в которые дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.
    Разные  виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с детьми. Интересна специальная  игровая методика, разработанная  А. И. Захаровым, направленная на преодоление  детьми страхов. Игры широко применяются  в работе как со страдающими неврозами детьми, так и со здоровыми. Предметом коррекции игровой психотерапии могут быть и бедность эмоционального мира ребенка, эмоциональная неотзывчивость, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование.
    Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А.С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать растормаживающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.
    Богаты  коррекционные возможности не только сюжетных игр, но и игр - драматизаций. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх - драматизациях типа: «Какая Я», «Какая наша группа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.
    Коррекционным целям способствует и «перенос»  негативных качеств собственной личности ребенка на игровой образ. «Отстраняясь» таким образом, от них, ребенок получает возможность как бы избавиться на время от своих собственных недостатков, со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним. Особую ценность представляют игры - драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам.
    В повседневной жизни воспитателю  и родителям постоянно приходится сталкиваться с проявлениями негативных эмоциональных всплесков у детей, которые нередко порождаются именными перепетилиями - конфликтами между родителями и ребенком, межличностными отношениями, взаимодействиями в системе «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - дети», «ребенок - семья».
    Эти проблемы дети не в состоянии решить самостоятельно, поэтому отклонение в поведении детей актуализируют проблему современной диагностики их причин, планирование адекватных приемов психолого-педагогической коррекции, усиленной при необходимости врачебной помощи.
    М.И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований: во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку, во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности, в-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей - это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых, следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.
    Одним из методов коррекции является игра. В практике детской психотерапии одним из первых применил игру З. Фрейд.
    Теория  детской игры подробно изучена отечественной  психологии. Сущности, мотивом, структуре  и функции игрового поведения посвящены исследования Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Эльконина и других. Исследователи рассматривают игру, как эволюционно и исторически сложившийся вид специфической деятельности человека, которая особенно ярко проявляется в детском возрасте.
    Эволюционное  игровое поведение закреплено в наследственных структурах и его особенности проявляются в индивидуальном развитии при последовательной смене возрастных и критических периодов. Однако подчиняясь закономерному порядку реализации биологических программ развития детская игра в тоже время в высшей степени социализирована. Оба этих важных момента учитывать при осуществлении деятельности практического психолога. Важным здесь является обучающий, развивающий и корректирующий характер игры.
    Под влиянием наследственных программ игра способствует отработке и накоплению соответствующего индивидуального опыта путем упражнения в сенсорной и моторной сферах налаживания сенсомоторных взаимодействий, Формированию вида специфических комплексов поведения, приобретению навыков в общении, широкому ознакомлению с окружающим миром. Игра носит обучающий и развивающий характер, т.к. ребенок играет не только с детьми, но и с родителями. Родители обучают детей многим навыкам, которые будут нужны во взрослом состоянии. Игра позволяет проектироваться в выполнении двигательных актов и общественных взаимодействий, которые будут необходимы в жизни, она служит тренировкой и обогащает информацию об окружающей среде. Игра влияет на развитие самых важных сторон поведения и индивида.
    Развивающий эффект игры обеспечивается ее двуплановостью. С одной стороны играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне реальных задач, с другой стороны - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющей отвлечься от реальной ситуации, с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.
    В структурном плане игра отличается тремя характерными особенностями, которые можно учитывать при  использовании игр в диагностической  и коррекционной работе:
    В игре имеется упорядоченная последовательность взаимодействий.
    Имеется подвох (это значит, что взаимодействие происходит на двойном уровне и один из этих уровней скрыт от другого).
    Имеется выигрыш.
    Развивающий характер игры отражен во взглядах К. Гросса, который считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, его теория носит название «Теория предупреждения». К этой же мысли склонялся В. Штерн, который назвал игру «Зарей» серьезного инстинкта.
    Точка зрения на врожденный характер детской  игры высказывал и поддерживал З. Фрейд, и позднее его ученики. Он считал игру выражением глубинных инстинктов и относил ее в сферу бессознательного. Точка зрения подтверждает то, что большинство детских игр - осуществляется на три основные темы: «Хищник-жертва» (Один прячется, убегает, другой догоняет, ищет, ловит) «Брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомств, ухаживания, строительство гнезд, нор), «Родители-дети» (один делает вид, что кормит, согревает, носит, чистит другого).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.