На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Московский государственный университет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Работа  выполнена студентом….
      Представлена  научная биография известного отечественного физика Л.И.Мандельштама. Как выпускник  Страсбургского университета, он вел  свою научно-практическую карьеру сначала в Германии, потом в различных учреждениях России, а затем работал в ведущих научно-исследовательских учреждениях Советского Союза – Московском государственном университете им. М.Ломоносова и Физическом институте Академии наук. Не оставлены без внимания учебные работы Мендельштама. Работа содержит 13 страниц, 6 литературных источников.
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Мандельштам Леонид Исаакович (22.04.1879 - 27.11.1944) – это один из наиболее ярких ученых первой половины ХХ века в области физики и радиофизики. Учреждено восемь премий и стипендий посвященных его памяти. Таких почестей не воздавалось никому из членов Академии наук. Кем был этот выдающийся ученый?
      Леонид  Исаакович Мандельштам сочетал в себе таланты экспериментатора и теоретика, инженера и лектора. Он являлся основателем советской школы оптики и радиотехники. С именем этого выдающегося ученого связан не только ряд фундаментальных открытий в области физики, обусловивших коренные сдвиги в науке, но и  возникновение новых областей техники. Открытие явления комбинационного рассеяния света, теория микроскопа, исследования флуктационного рассеяния света, теория нелинейных колебаний, открытие новых видов резонанса  обобщение и углубление понятия резонанса, исследование распространения радиоволн, фундаментальные работы в области радиотехники, новая область техники – радиогеодезия, новый вид генерации электромагнитной энергии – параметрические машины, - вот неполный список его главнейших достижений. Этим ученым была обнаружена инерция электронов в металлах, теоретически обоснованная и качественно установленная на опыте еще в 1912 году, за несколько лет до классических опытов Стюарта-Толмена.
      Жизнь Л.И.Мандельштама не отличалась внешним  блеском. Он никогда не добивался внешних почестей, не старался играть какую-либо роль. Ему совершенно чужды были честолюбие и славолюбие. Но тем полнее и богаче была его внутренняя жизнь [2].
      В творчестве Л.И.Мандельштама поражает гармоническое сочетание изумительного  по глубине и тонкости логического  анализа с поразительной силой интуитивного проникновения и редким экспериментальным чутьем. Богатство и разнообразие его всегда оригинальных и глубоких идей изумительно. Физик, при этом прекрасный математик, и в то же время не только великолепно понимал и чувствовал практическую сторону науки, но был замечательным изобретателем. Для его творчества весьма характерна необычайная целеустремленность. К ученому полностью применимы его же собственные слова о Масквелле, сказанные им в его последней работе - предисловии к «Предистории радио»: «Определенная интенсивная направленность мысли в связи с особо острым экспериментальным инстинктом позволяет ученому сделать решающий шаг и открыть новую область для науки».
      После Мальдештама Л.И. осталось большое  научное наследие. Оно заключается не только в трудах, опубликованных им самим или совместно с другими учеными, но и в не опубликованных манускриптах и заметках.
      Многие  его глубокие мысли, тонкие и вместе с тем точные формулировки, изящные доказательства и блестящие изложения самых трудных вопросов физики содержатся в его замечательных лекциях по теоретической физике, которые при его жизни не были изданы, но были тщательно записаны и обработаны его учениками. Многие из мыслей и идей Мандельштама заключаются в работах его учеников, и еще долго будут приносить плоды для науки.
1. Страссбургский период 

      МАНДЕЛЬШТАМ Леонид Исаакович (04.05(22.04).1879, Могилёв – 27.11.1944, Москва). Физик. Член-корреспондент АН СССР (1928). Академик АН СССР (1929). Лауреат премии им. В.И. Ленина (1931), премии им. Д.И. Менделеева (1936), Государственной премии (1942). 

      Родился в г. Могилёве (теперь – Беларусь) в семье врача Исаака Григорьевича Мандельштама; его мать Мина Львовна Кан, незаурядная пианистка, владевшая несколькими языками, имела большое влияние на сына.
      Вскоре  после рождения Л.И. Мандельштама семья  переезжает в Одессу. До 12 лет он учился дома, в 1891 г. пошел в гимназию сразу в третий класс. В последних классах особенно проявились математические способности и острота ума Мандельштама. В 1897 г. он окончил гимназию с медалью. Уже тогда он нередко побеждал в спорах со взрослыми, причем их поражала именно строгая логичность его рассуждений и острота ума. Это, так рано проявившееся качество, оставалось с ним всегда.
      После гимназии он поступил на физико-математическое отделение Новороссийского университета (Одесса) откуда в 1899 г. был исключен в связи со студенческими волнениями. В том же году он продолжил образование за границей – на физико-математическом факультете Страсбургского университета.
      В годы, когда там учился, а затем  и работал Мандельштам, во главе  Института физики стоял Ф. Браун, выдающийся физик и прекрасный учитель. Он обратил внимание на незаурядного студента и привлёк его к работе в только формировавшейся области – радиотелеграфии, или, как тогда говорили, беспроволочной телеграфии. В 1909 г. Браун вместе с Г. Маркони удостоен Нобелевской премии по физике.
      Л.И.Мандельштам  проявил себя как прекрасный экспериментатор  и глубокий теоретик, а также исключительно талантливый лектор. Он занимался вопросами радиотелеграфии и распространения света, читал курсы по различным разделам физики, оптическим свойствам веществ, дисперсии, явлению резонанса, телефонии и физическим свойствам радио. Он сопровождал свои лекции блестящими демонстрациями и они всегда пользовались огромным успехом.
      К данному периоду относится придуманная  Мандельштамом и им же осуществленная временная развертка изображения. Этот метод применялся всеми фирмами мира, которые выпускали осциллографы, телевизоры и компьютеры с лучевыми трубками.
      Идея  Мандельштама состоит в том, что  одновременно с подачей на отклоняющую систему монитора напряжения, пропорционально исследуемому, надо подать на другую отклоняющую систему того же монитора (расположенную под фиксированным углом к первой) напряжение, линейно меняющееся со временем. Это позволит визуализировать зависимость процесса от времени и (или) проверить работоспособность прибора, в состав которого входит этот монитор.
      Физика  процессов в радиопередатчике и  радиоприёмнике, когда начинал Мандельштам, во многом оставалась неясной, не было даже точных методов измерения длин волн, на которых работали первые радиопередатчики. Всё это тормозило развитие радио. И Браун предложил Мандельштаму в конце 1900 г. разработать методы измерения и контроля длины волны электрических колебаний. Работа была блестяще выполнена, и в феврале 1902 г. Мандельштам получил степень доктора натуральной философии (физики) Страсбургского университета [3].
      Начиная с 1902 г. Л.И. Мандельштам принимал участие  в лабораторных исследованиях новых приёмно-передающих устройств и на фирме «Сименс и Гальске» в Берлине, а затем в их заводских испытаниях на Балтике: расстояние, на которое удалось передать радиосообщение, стало для того времени рекордным – 150 км. Стремление досконально понять физику этого процесса привело Мандельштама к первому изобретению в области радио (совместно с Г. Брандесом) – идея ослабить связь между колебательными контурами в приёмниках (т. наз. «слабая связь») для увеличения силы приёма и повышения избирательности казалась тогда парадоксальной. Последовавшие далее работы Мандельштама в области радио закрепили за ним репутацию крупного инженера. Но постепенно его научные интересы расширялись – от изучения электромагнитных колебаний и волн в свободном пространстве к исследованию процесса прохождения электромагнитных волн в веществе. И первой работой в новой области стала его диссертация 1907 г. «Об оптически однородных и мутных средах», в которой он показал недостаточность теории Рэлея молекулярного рассеяния света, учитывающей только движения частиц среды: Мандельштам показал, что оптически однородная среда не может рассеивать свет. Естественным развитием этих идей стало объяснение ошибочности теории дисперсии М. Планка, основанной на теории Рэлея. К вопросу о связи дисперсии и рассеяния света Мандельштам вернулся ещё в 1935 г.: в совместной с Ландсбергом работе было экспериментально установлено и изучено явление селективного рассеяния света.
      Браун оставляет Мандельштама по окончании  курса в качестве личного ассистента; в 1903 г. он уже зачислен в штат Страсбургского физического института вторым ассистентом, а вскоре и первым. Такое трудоустройство показывает, как высоко ценил Браун молодого учёного. Тогда же у Мандельштама появляются первые докторанты. К этому времени относится знакомство его с Н.Д. Папалекси, выпускником того же университета, вскоре переросшее в дружбу, и начинается их научное сотрудничество в области колебаний и радио, продолжавшееся до конца жизни. Оно было столь тесным, их совместных работ в этой области, в области теории нелинейных колебаний столь много, что трудно разделить вклад каждого из них.
      В 1907 г. Мандельштам становится приват-доцентом, в 1913 г. – профессором Страсбургского университета.
      В 1910–1911 гг. он выполнил оптические работы, идея которых состоит в использовании  в оптике методов, известных в  радиотехнике. Несколько особняком (в идейном плане) находится его работа о теории микроскопа Аббе (1911), в которой также проявилась отмеченная впоследствии его учеником академиком А.А. Андроновым почти полная неспособность Мандельштама ошибаться в вопросах физики.
      В 1913 Л.И. Мандельштам сделал «красивую работу» (определение А. Эйнштейна) «О шероховатости свободной поверхности жидкости», которая стала первым теоретическим и экспериментальным исследованием молекулярного рассеяния света на поверхности жидкости. Он дал статистическую теорию явления поверхностного рассеяния.
      Страсбургский период научной деятельности ученого заканчивается в июле 1914 г., когда он с семьёй возвращается в Россию в преддверии Первой мировой войны. За годы работы в Страсбурге он прошел путь от талантливого студента до учёного с европейской известностью и выдающегося радиоинженера. 
 

2. Россия. Годы странствий 

      С возвращения в 1914 г. в Россию начинается 11-летняя одиссея Мандельштама по разным городам и на разных должностях. У него не было российской докторской степени, что препятствовало принятию его преподавателем и занятию физикой в вузе. В 1915 г. его избирают приват-доцентом при кафедре физики Новороссийского университета. В конце 1915 г. он принял приглашение стать научным консультантом радиотехнической лаборатории завода «Сименс и Гальске» (впоследствии завод им. Козицкого) в Петрограде. Осенью 1917 г. его избрали исполняющим должность ординарного профессора физики Тифлисского политехнического института, а также профессором Женских курсов. Там он узнал об Октябрьской революции. Через год он снова в Одессе, где активно участвует в организации Политехнического института. Он возглавил кафедру физики и пригласил в качестве преподавателей Н.Д. Папалекси и группу молодых физиков, и среди них И.Е. Тамма. Однако условий для плодотворной научной деятельности и там не удалось создать. Поэтому летом 1922 г. Мандельштам принимает предложение стать научным консультантом научных и научно-технических исследований в Московской радиолаборатории Электротехнического треста заводов слабого тока. Вместе с ним там же начинает работать Папалекси. В начале 1924 г. трест и радиолабораторию переводят в Ленинград и преобразуют последнюю в Центральную радиолабораторию (ЦРЛ). В связи с этим Мандельштам и Папалекси переезжают туда. В прекрасно оборудованной лаборатории можно было проводить исследования по радиофизике и радиотехнике. Была и новейшая научная литература, привезённая Мандельштамом из командировки в Германию (март–апрель 1923 г.). Среди прочего, оба друга разработали новые способы радиотелеграфной и радиотелефонной модуляции, стабилизации частоты, высокоселективные приёмники.
      Но  Л.И. Мандельштама более, чем научно-техническая  работа, привлекали исследования в области физики и преподавательская работа. И в 1925 г. он сразу принял приглашение возглавить кабинет теоретической физики и стать сотрудником Научно-исследовательского института физики (НИИФ) МГУ, но ещё в течение десяти лет он оставался консультантом ЦРЛ (до её закрытия). 
 

3. Московский период 

      История приглашения Мандельштама в Московский университет сама по себе любопытна. По воспоминаниям студентов того времени, инициатива приглашения исходила от них. Надо сказать, что отделение физики МГУ невыгодно отличалось от математического отделения (тогда ещё существовал общий физико-математический факультет): многие преподаватели-физики отвергали новые теории; особенно «не повезло» специальной теории относительности. Не только студенты, имевшие тогда достаточное влияние на педагогический процесс, но и некоторые лекторы хотели обновления читавшихся курсов. Среди них были С.И. Вавилов, активный сторонник создания отдельного физического факультета и приглашения Мандельштама, Г.С. Ландсберг, И.Е. Тамм. Так начался последний, московский, период жизни и деятельности ученого. Он оказался самым плодотворным.
      Мандельштам получает возможность экспериментально проверить оформившуюся у него еще в 1918–1921 гг. теорию, основанную на переносе в оптику из радиофизики представления о модуляции колебаний, то, что он сам называл «колебательной взаимопомощью». При этом он опирался на положения упругой теории теплоемкости, развитой П. Дебаем, для кристаллических тел: тепловую энергию кристалла можно представить как энергию упругих (акустических) волн, на которых происходит рассеяние света, причем в его спектре должны присутствовать, наряду с основной частотой, и спутники. Это явление было также предсказано Л. Бриллюэном (1922 г.).
      Опыты проводились совместно с Г.С. Ландсбергом. В 1928 г. они обнаружили значительно более сильный эффект, чем давала теория Мандельштама. Но он быстро понял, что и в данном случае имеет место модуляция падающего на кристалл света, но не на неоднородностях, вызываемых распространением упругих возмущений, а на вариациях показателя преломления, обусловленных колебаниями самих молекул. Обнаруженное явление Мандельштам назвал комбинационным рассеянием света (КРС). Сейчас его чаще называют Раман-эффектом в честь индийского физика, который наблюдал КРС в жидкостях и парах и сообщил об этом несколько раньше, чем Мандельштам и Ландсберг. Раман в 1930 г. получил за это открытие Нобелевскую премию. Такая односторонность Нобелевского комитета стала причиной выхода из него М. Борна, выдающегося немецкого физика. Но ни Мандельштам, ни Ландсберг никогда не высказывали сожаления по этому поводу.
      А эффект Мандельштама–Бриллюэна был  обнаружен вскоре Мандельштамом и Ландсбергом. Здесь падающее излучение модулируется в среде звуковым колебаниями молекул этой среды. Этот эффект впервые наблюдался Г.С.Лансбергом и Л.И.Мандельштамом в твердом теле. В их опытах не удалось получить количественную картину явления из-за недостаточно качественной аппаратуры. В жидкости этот эффект было обнаружен в 1930 г. Е.Ф. Гроссом в Государственном оптическом институте.
      Рассеянием  Мандельштама-Бриллюэна называют рассеяние оптического излучения конденсированными средами (твердыми телами и жидкостями) в результате его взаимодействия с собственными упругими колебаниями этих сред. Оно сопровождается изменением набора частот (длин волн), характеризующих излучение, — его спектрального состава. Например, рассеяние Мандельштама-Бриллюэна монохроматического света приводит к появлению шести частотных компонент рассеянного света, в жидкостях — трёх (одна из них — неизмененной частоты).
      Сравнительно  сильное взаимодействие между частицами конденсированных сред (оно связывает их в упорядоченную пространственную решётку) приводит к тому, что эти частицы не могут двигаться независимо — любое их возбуждение распространяется в среде в виде волны. Однако при любой отличной от абсолютного нуля температуре частицы находятся в тепловом движении. В результате по всевозможным направлениям в среде распространяются упругие волны различных частот (Гиперзвук). Наложение таких волн друг на друга вызывает появление т. н. флуктуаций плотности среды (малых локальных отклонений плотности от её среднего значения), на которых и рассеивается свет. Рассеяние Мандельштама-Бриллюэна показывает, что световые волны взаимодействуют непосредственно с упругими волнами, обычно не наблюдаемыми по отдельности.
      Из  представления о стоячих волнах — сгущениях и разрежениях  плотности, модулирующих световую волну, — исходил Л. И. Мандельштам, теоретически предсказавший рассеяние Мандельштама — Бриллюэна (его статья, написанная в 1918, была опубликована лишь в 1926). Независимо те же результаты получил (1922) Л. Бриллюэн, рассматривая рассеяние света на бегущих навстречу друг другу упругих волнах в среде. При его подходе к явлению физической причиной "расщепления" монохроматических линий оказывается эффект Доплера.
      Первые  попытки наблюдать рассеяние  Мандельштама — Бриллюэна, произведенные  Л. И. Мандельштамом и Г. С. Ландсбергом (1930) позволили лишь наблюдать уширение линий Рамановского рассеяния. Первые удачные эксперименты и детальные исследования проведены Е. Ф. Гросс. В частности, он обнаружил (1938), что рассеяние Мандельштама — Бриллюэна расщепляет монохроматическую линию на шесть компонент (это объясняется тем, что скорость звука различна для разных направлений, вследствие чего в общем случае в нём существуют три — одна продольная и две поперечные — звуковые волны одной и той же частоты, каждая из которых распространяется со своей скоростью V). Он же изучил рассеяние Мандельштама — Бриллюэна в жидкостях и аморфных твёрдых телах (1930—1932), при котором наряду с двумя "смещенными" наблюдается и "несмещенная" компонента исходной частоты f. Теоретическое объяснение этого явления принадлежит Л. Д. Ландау и Г. Плачеку (1934), показавшим, что, кроме флуктуаций плотности, необходимо учитывать и флуктуации температуры среды.
      Создание  лазеров не только улучшило возможности  наблюдения рассеяния Мандельштама — Бриллюэна, но и привело к открытию так называемого вынужденного рассеяния Мандельштама — Бриллюэна (ВРМБ), которое отличается большей интенсивностью и многими качественными особенностями. Исследования рассеяния Мандельштама — Бриллюэна в сочетании с другими методами позволяют получать ценную информацию о свойствах рассеивающих сред. ВРМБ используется для генерации мощных гиперзвуковых волн в ряде технических применений [5].
      Л.И. Мандельштам совместно с М.А. Леонтовичем  в 1928 г. разработал теорию прохождения  частиц через потенциальный барьер, вместе с И.Е. Таммом сделал работу о смысле соотношения неопределенностей для энергии и времени в квантовой механике (опубликована в 1945 г.).
      В 1928 г. был избран членом-корреспондентом  АН СССР.
      Ряд фундаментальных работ выполнен Л.И. Мандельштамом вместе с Н.Д. Папалекси. Это и создание нового направления  – теории нелинейных колебаний, открытие новых видов резонанса, участие в создании новой области техники – радиогеодезии, нового вида генерации электромагнитных колебаний – параметрических машин… Он автор и соавтор (с Н.Д. Папалекси) примерно 60 патентов на изобретения. Даже простое перечисление сделанного еще в физике Мандельштамом заняло бы немало места. 
 

4. Московский государственный университет 

      С появлением Мандельштама в МГУ почти  сразу вокруг него образовалась группа молодежи – студентов и преподавателей, составивших ядро школы Мандельштама. У него были ученики и в Страсбурге, и в Одессе – он давал темы, следил за их выполнением. Но в Москву он приехал уже Учителем – со своим взглядом на предмет физики, со сформировавшимся физическим мировоззрением; поэтому работы, выполненные в школе Мандельштама, различаясь тематически, едины по своему подходу к предмету изучения.
      Мандельштам стремился выработать у своих  учеников «колебательное мышление», задача, не потерявшая своей актуальности и сейчас. В конце жизни он широко трактовал понятие «теория колебаний»: основные физические законы, начиная с законов Кеплера в астрономии, были в своем большинстве, по его мнению, колебательными или колебательно-волновыми. С этой точки зрения, все, сделанное Мандельштамом в науке, относится к этой теории.
      Важнейшими частями физического мировоззрения Л.И. Мандельштама были идея правильной идеализации (т.е. моделирование) изучаемых процессов; «колебательная взаимопомощь» (изоморфизм закономерностей, по А.А. Андронову), позволяющая переносить закономерности, установленные в одной области физики, на другую, независимо от их конкретного физического содержания; выработка нелинейного физического мышления. Собственно, Мандельштам учил правильно думать. А это задача теории познания, которая интересовала его всегда.
      Еще при его жизни некоторые из учеников создали свои школы – И.Е.Тамм, Г.С. Ландсберг, А.А. Андронов, М.А. Леонтович, Г.С. Горелик, С.М. Рытов, С.Э. Хайкин и др. По воспоминаниям современников, «школа Мандельштама – это и особая атмосфера, полная взаимной доброжелательности».
      В московский период в полной мере проявился  педагогический талант ученого. Уже  в 1979 г. его ученик, член-корреспондент  АН СССР С.М. Рытов, сам к тому времени  создавший школу, к которой принадлежали академик Р.В.Хохлов и многие другие, отмечал, что преподавание Мандельштама не имело ничего общего с традиционным университетским преподаванием. «Все его восемь семинаров и шесть лекционных курсов в Москве были совершенно различны по тематике или по содержанию. Даже курс теории колебаний, начатый в 1944 г., вовсе не был воспроизведением курса под тем же названием, прочитанного в 1930–1932 гг., а был по замыслу совершенно иным. И я вижу теперь, что главное заключалось в том, что Мандельштам не просто любил и умел учить, а в том, что его лекции, семинары, доклады были необходимы и ему самому. Он жаждал поделиться своими идеями, плодами своих размышлений как по специальным, более узким вопросам, так и общефизическим. Поэтому его преподавание не было обычным обучением физике, а было прежде всего школой физического мышления».
      Лекционные  курсы и семинары, проведенные  Леонидом Исааковичем Мандельштамом в Московском государственном университете в период с 1925 до 1944 г. (год его смерти), охватили чрезвычайно широкий круг проблем физики — теорию электромагнитного поля, электронную теорию, теорию колебаний, оптику, статистическую физику, специальную теорию относительности и квантовую механику. Значительную часть этих лекций и выступлений на семинарах удалось восстановить по записям слушателей, а в отдельных случаях — по стенограммам и по собственным конспектам и наброскам Л. И. Мандельштама.
      Между тем лекции и семинары Л. И. Мандельштама ни в малейшей степени не утратили своего интереса и значения как по своему конкретному содержанию и глубине трактовки рассматриваемых физических вопросов, так и в качестве образца замечательного педагогического мастерства.
      Нет возможности подробно рассказать о совершенно особой эмоциональной атмосфере, которую создавали лекции Л. И. Мандельштама, привлекавшие обширную аудиторию — не только студентов и аспирантов, но и многих зрелых научных работников, очертить то новое, что внесли эти лекции по сравнению хотя бы и с хорошим, но стандартным стилем преподавания физики.
      Они нисколько не устарели по содержанию. Они не уводят современного читателя в историю физики (хотя многие лекции и содержат исторический материал, к тому же чрезвычайно интересно освещенный), а показывают ему тот фундамент физической науки, на который она опирается и поныне.
      В подавляющем большинстве случаев в центре изложения находятся не фактические сведения сами по себе и не математический аппарат, а глубокий анализ содержания и развития основных физических теорий, конкретный анализ понятий, с которыми работает физик, т. е. все то, что составляет ядро физического мышления и что сплошь и рядом затрагивается лишь вскользь или вообще игнорируется в обычных учебниках. Особенно ярко эти черты мандельштамовского понимания и изложения физики проявились в анализе основ специальной теории относительности и волновой механики и в освещении характерных особенностей теории колебаний и ее методов [1].
      Необходимо сказать о курсе теории колебаний, прочитанном в 1930-1932 гг.
      Существование теории колебаний как полноправной ветви физики представляется современному читателю - как физику, так и математику - чем-то само собой разумеющимся. Между тем именно курс, прочитанный Л. И. Мандельштамом, завершил процесс оформления теории колебаний в самостоятельную дисциплину — процесс, начало которому, если говорить о линейной теории, было положено еще релеевской «Теорией звука». До лекций Л. И. Мандельштама в учебных планах высшей школы теории колебаний не существовало. Теперь этот курс читается во множестве университетов и втузов.
      Более того, с конца 20-х и начала 30-х  годов началось широкое развитие нелинейной теории колебаний. Именно Л. И. Мандельштам сумел осознать и  четко сформулировать назревшую в радиотехнике необходимость нового теоретического подхода к колебаниям нелинейных систем, необходимость выработать «нелинейный язык и нелинейное колебательное мышление». Именно под его направляющим влиянием А. А. Андронов, бывший в то время аспирантом Л. И. Мандельштама, нашел в трудах А. Пуанкаре и А. М. Ляпунова ключ к решению этой задачи. Конечно, в лекциях 1930-1932 гг. могли быть отражены лишь первые (хотя и решающие) шаги в нелинейной теории колебаний, но не следует забывать, что об этих шагах говорит ученый, благодаря которому они были сделаны.
      Дальнейшее  развитие нелинейной теории колебаний  и успехи, к которым приводил «колебательный подход» в руках самого Л. И. Мандельштама (в частности, открытие и объяснение комбинационного рассеяния света), не могли не привести к определенной эволюции его взглядов на теорию колебаний вообще и на ее роль в физике. В 1944 г. Л. И. Мандельштам вернулся к лекциям по теории колебаний. Он хотел обрисовать в них место и значение теории колебаний в современной физике, равно как и первостепенную роль колебательных явлений для всего развития физической науки. Этот курс остался незавершенным из-за кончины Л. И. Мандельштама.
      Но  лекции 1930—1932 гг. интересны и важны  не только потому, что они представляют собой определенную веху в становлении теории колебаний. Как и во всем преподавании Л. И. Мандельштама, в них поражает свобода и широта охвата любых областей физики. У многих физиков теория колебаний ассоциируется прежде всего с радиотехникой или в лучшем случае еще с оптикой и акустикой. Лекции Л. И. Мандельштама позволяют увидеть, что теория колебаний пронизывает самые различные исторически сложившиеся «разделы» физики: теорию теплоемкости кристаллов, кинетическую теория газов, гидродинамику, теорию равновесного излучения, волновую механику, радио, оптику и акустику [1].
      Значительная  доля курса — почти вся II часть  — посвящена задаче Штурма —  Лиувилля и интегральным уравнениям. Казалось бы, это чисто математическая часть курса. Но в изложении Л. И. Мандельштама нет места «чистой» математике. Он постоянно видит и подчеркивает тесное переплетение физики и математики как в существе изучаемых ими проблем, так и в процессе развития обеих. Поэтому его лекции чрезвычайно поучительны и в том, как физик должен относиться к математике и как рассказывать о ней.
      С 1934 г. Л.И. Мандельштам работает и  в ФИАНе. В июле 1941 г. его вместе с рядом академиков эвакуируют из Москвы в курортный центр Боровое (Казахстан); он оказался оторван от сотрудников и учеников, выехавших вместе с ФИАНом в Казань. При первой возможности в 1943 г., приехав на сессию АН СССР в Москву, Мандельштам остаётся там. Возвращается из эвакуации ФИАН, начинаются занятия в университете. Весной 1944 г. он успевает прочитать четыре лекции по теории колебаний.
      За  исследования в области физики в 1931 г. Л.И. Мандельштам получил премию им. В.И. Ленина, за работы по нелинейным колебаниям и распространению радиоволн ему и Папалекси в 1936 г. присуждена премия им. Д.И. Менделеева АН СССР, в 1942 г. – Государственная премия СССР за разработку радиоинтерференционной методики и полученные практические результаты.
      В 1945 г. АН СССР были учреждены две  премии им. Л.И. Мандельштама – за лучшие работы в области радио и физики; одна из них присуждалась дважды, другая – трижды. После 1953 г. о них не вспоминали. 
 

Труды Л.И. Мандельштама: 

    Полное  собрание трудов: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР. Т. I. 1948; Т. II. 1947; Т. III. 1950; Т. IV. 1955; Т. V. 1950.
    Лекции по теории колебаний. М.: Наука, 1972. 470 с.
    Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. М.: Наука, 1972. 439 с.
 
 
 
 
 

Заключение 

      Леонид  Исаакович Мандельштам – основатель направления в физике, для которого характерен единый «колебательный»  подход к самым различным явлениям: механики, акустики, радиотехники, оптики и др.  Этот подход, основанный на использовании колебательных, волновых закономерностей явлений в самых различных традиционных разделах физики, составляет главное научное наследие Л.А.Мандельштама.
      Это один из немногих, если не единственный, физик, работы которого одинаково глубоко затрагивают области теоретической, экспериментальной и технической физики.
      Как теоретик, он отличается оригинальностью  постановки задач, изяществом математического анализа их и строгостью вывода. Главнейшие работы его в этой области касаются рассеяния света как в оптически однородной, так и неоднородной среде. Он сумел вскрыть слабые стороны классической теории/
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.