На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Возраст как объект социологии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Возраст как объект социологии. 

      Социология  возраста  - это специальная социологическая  теория, изучающая возрастную структуру  общества и отдельных социальных групп, закономерности ее развития, социальные аспекты возрастных характеристик  индивидов и социальных групп (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.).
      Она рассматривает особенности поколенного  положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве).
      Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной  среды на дистанцированность поколений.
      В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения изучались параллельно. 18й век остро поставил проблему ценности детской жизни; в 80е годы 19го века общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале 20го века - юность; в 20е годы - старость. В начале 20х годов бурно развивались этнографические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Рут Бенедикт, Франца Боаса, Маргарет Мид. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является Карл Маннгейм.
      Социологическая категория «поколение» в отечественной  социологии представлена в работах  Анастасии Ивановны Афанасьевой, Льва Наумовича Когана, Бориса Сергеевича Павлова. Наиболее полный анализ понятия «поколение» содержится в работах Игоря Семёновича Кона, Александра Валентиновича Толстых. 

      Возраст предопределяет стадии активного включения  индивидов или социальных групп  в социальные отношения  в соответствии с их социально-трудовыми установками, ценностными ориентациями и усвоением ими социальных ролей.
      Выявлено, что возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных  свойств индивида,  оказывающих  влияние  на чувствования и верования,  желания и стремления, идеи и интересы  индивида, а через них - и на все его поведение,  а через поведение - и на всю социальную жизнь.  Но является ли возрастной признак "магнитным полюсом", заставляющим сцепляться друг с другом одновозрастных лиц в солидарное целое и быть чуждыми лицам иного возраста? Служит ли возраст "вехой", указывающей на новую линию расслоения населения в возрастные реальные группы, не совпадающими друг с другом?
      Ряд соображений указывает на положительное  решение  этих вопросов. Если у каждого возраста есть свои интересы, отличные и часто противоположные интересам других возрастов, то тем самым сходство возраста может и должно служить основой для возрастной когорты и для антагонизмов различных возрастных когорт. Если различие  возраста вызывает различие поведения одного и того же человека  в разные возрастные периоды, делает лиц определенного возраста более приспособленными для одних функций, а лиц другого возраста - для других, то, очевидно, биологический признак возраста может служить основой для наслоения ряда психосоциальных различий между разновозрастными группами. Иными словами, с возрастом может аккумулироваться и ряд других различий: профессиональных, объемно-правовых, имущественных и др. Принадлежность к определенной возрастной когорте служит одной из существенных координат, определяющих положение индивида в среде населения, его социальный  вес и поведение.
      Возраст, как и все биологические условия, влияет на поведение человека "изнутри"; императивы поведения возрастной группы носят, главным образом, инстинктивный  характер. Иногда организованная возрастная группа  действует на своих членов извне, давая им те или иные директивы поведения. По своему характеру возрастная группировка  принадлежит к числу закрытых. Более того, возрастная группа  дает себя знать и в процессах, не имеющих с первого взгляда прямого отношения к возрастным антагонизмам. Более внимательное изучение ряда революций и реформаций показывает, что в сложном комплексе  острой борьбы различных социальных групп, которую представляют собой эпохи трансформаций, если не прямо, то косвенно проявляется и возрастное расслоение. В общем и целом, эпохи революций - это эпохи доминирования более молодых возрастных групп; они являются главными деятелями и сторонниками радикальных реформ, из них вербуются сторонники нового порядка, из их же рядов выходят и лидеры движений. В эпохи консервативные, спокойные и реакционные дело обстоит наоборот: лидерами, правителями и властителями в такие эпохи обычно являются люди почтенного возраста.
      Особые  проблемы социального плана  связаны  с социально слабозащищенными лицами, еще не достигшими трудоспособного возраста или вышедшими за его пределы. Мировое сообщество  исходит из того, что молодежь  представляет собой наиболее важный ресурс для будущего и более широкие вложения в нее со стороны родителей и общества имеют ключевое значение  для обеспечения устойчивого экономического роста и развития государства. Вместе с тем в настоящее время  многие страны пересматривают свою политику в свете того принципа,  что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент людских ресурсов в обществе. Кроме того, они стремятся выяснить, как наилучшим образом оказывать помощь пожилым людям, испытывающим потребности в долгосрочной поддержке. Мировое сообщество исходит из того, что лица с инвалидностью,  представляющие собой значительную часть населения, должны иметь равные с остальными возможности и признание ценности  их способностей в процессе  социально-экономического развития.  

     Взаимоотношения поколений. 

     Жизненный цикл каждого человека характеризуется  многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур. Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все этапы, принятые в современной возрастной стратификации появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен.
      Татьяна Александровна Бернштам, анализируя периодизацию жизненного цикла в русском крестьянском обществе начала ХХ века, отмечала наличие трех основных фаз: начала, середины и конца. Им соответствовали три возрастные категории - дети, взрослые, старики. Однако в локальных традициях отмечалось разное число категорий: от двух (дети и взрослые) до пяти (дети, подростки, молодежь, взрослые и старики). Вячеслав Белов отмечает отсутствие четкого разделения между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и врастают друг в друга.
      Условно границей детства и отрочества можно было назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течении нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью была женитьба. Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Сразу, после свадьбы резко менялся весь уклад и быт человека.
      Понятие «возраст» выступает признаком  принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
          - степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
          - сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
          - современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
          - отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
      Понятие «поколение» включает в себя целый  комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразного «субъекта», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи.
      Социокультурная среда межпоколенных отношений  либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
      Как было выяснено ранее, поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений - это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Взаимосвязь поколений зависит от исторических условий.
      В древние времена старые люди не умирали  естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы. Поэтому первобытные общества были обществами без стариков.
      В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство, потому что дети, как и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением.
      Американский  антрополог и этнограф Льюис Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Первые две эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, он делил на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство.
      Со  временем стариков не только перестают  уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение.
      В процессе становления человеческого  общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе.
      Но  власть уважение к старикам отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Дело в том, что в те давние времена забота о старых людях, основывались не на осознании старости как возраста, требующего помощи и поддержки со стороны общества, а на полурелигиозном преклонении перед ними.
      Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Долго сохранявшийся престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций – промышленной и демографической – ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников. Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Научно-техническая революция стремительно изменяет общественные реалии, к чему молодое поколение адаптируется гораздо быстрее.
      В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям.
      Уважение  к седой старине - характерная  черта русской национальной традиции. Для крестьянина ссылка на действия и права его прадеда, деда или отца имела статус бесспорного доказательства. Приверженность традициям отражалась на повседневной жизни молодого поколения, включая и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный.
      Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде. Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения.
     Но  преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.