На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


За последнее десятилетие  Россия прошла большой и сложный  путь  развития  к демократической общественно-политической  системе.  В стране   формируются гражданское общество, основанное на свободе народа,  и новое государство, признающее приоритет прав человека.  Едва ли  не  самым динамичным  в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической  системе и в то  же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.     
Современное конституционное право - это отрасль права,  которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти.  Именно  это порождает острую  борьбу  различных политических  сил вокруг  Конституции,  законов, судебных  решений и   других   правовых   актов,   составляющих   источники конституционного права.     
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы  человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной  власти.     
Один  из важнейших постулатов современной  цивилизации гласит: государство  существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать  благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода  оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в  анархию и вседозволенность, а  если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы  составляет главнейший и деликатнейший  смысл конституционного права.     
Но  поскольку эта отрасль права  регулирует столь важную и сложную  сферу общественной жизни, она неизбежно  приобретает ведущий характер в  системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая  роль. Ни одна отрасль национального  права той или иной страны не может  развиваться, если она не находит  опоры в конституционных принципах  или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.     
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная  демократия это не стихийное, а упорядоченное  состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей  свободы во имя ее сохранения.      
Объект  исследования: Конституционное право в Российской Федерации.     
Предмет исследования: конституционное право как отрасль и как наука.     
Цель  работы: Рассмотреть конституционное право РФ как отрасль права и как науку.      
Задачи  работы:
    Изучить теоретические основы конституционного права как науки;
    Рассмотреть систему науки конституционного права;
    Изучить соотношение конституционного права с другими отраслями права;
    Нормы конституционного права;
    Рассмотреть источники конституционного права.
       Методологию работы составляют такие методы, как политико-правовой, научно-правовой, системно-структурный и сравнительный.     
Практическая  значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы при внесении изменений в конституционное законодательство, при дальнейшем исследовании проблем конституционного права, в учебном процессе юридических вузов и факультетов при изучении курсов конституционного права, муниципального права, спецкурсов по вопросам конституционно-правового регулирования отношений собственности.       
1 Конституционное  право Российской  Федерации как  юридическая наука  
      

1.1 Теоретические основы  конституционного  права как науки.  
      

Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая  входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом  ее является одноименная отрасль  российского права – Конституционное  право. Наука Конституционного права  раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции  и роль правовых институтов, изучает  нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.     
Наука Конституционного права исследует  следующие теоретические проблемы:
    Народное представительство;
    Государственный, национальный, народный суверенитет;
    Федерализм;
    Автономия;
    Формы государственного и территориального устройства;
    Правовой статус личности;
    Организация гражданского общества;
    Государственная власть.
       Источником права  понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. "Термин "источник" права содержит в  себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - "вместилище" правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления)."
    Определение понятия "источник права" в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией - "форма права". Значительная часть ученых отдают предпочтение понятию "источник права"; часть из них высказывается за замену термина "источник права" другой категорией – "форма права"; другие для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – "форма (источник) права". В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия "источник" и "форма" права отражали резко усилившиеся в XYIII - XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму в виде нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX - начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)."
    Что касается метода государственно-правового регулирования, то он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Чаще всего государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью метода централизованного, императивного регулирования - метода субординации, - при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Реже в государственно-правовом регулировании встречается децентрализованное, диспозитивное регулирование – метода координации, - при котором правовое регулирование определяется также снизу, на его ход и процесс оказывает влияние активность участников общественных отношений, что дает возможность государственным органам или органам местного самоуправления согласовать свои действия.
       Методы  науки Конституционного права:     
Исторический  – в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.[3; 56]     
Сравнительно-правовой – сравнительный анализ Конституционных  норм различных стран, использование  передового опыта.     
Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, и наука Конституционного права позволяет эту систему  выявить, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.     
Статистический  – выявляет эффективность воздействия  норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер  по исправлению норм.     
Конкретно-социологический  – изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.     
Среди юридических наук наука Конституционного права является одной из самых  сложных и требующих особого  внимания. Конституционное право  как отрасль занимает ведущее  место в правовой системе любого государства. Это происходит в силу содержания предмета Конституционного права, то есть регулируемых данной отраслью общественных отношений, складывающихся в сфере организации и осуществления  государственной власти, ее взаимоотношений  с гражданами государства. Главенствующее положение Конституционного права определяется еще и тем, что основным источником данной отрасли права является Конституция, а это правовой акт, обладающий верховенством по отношению к самой власти и ко всем другим источникам права.     
1.2 Система науки  конституционного  права.  
  
      

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему  знаний. Это значит, что в ее составе  имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих выводы, сделанные  на основе познания сущности и закономерностей  развития различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Эти  теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся  в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения  служат основой для других.     
Система науки конституционного права и  представляет собой упорядоченную  совокупность относительно самостоятельных  комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Данная система не формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники. 
Совокупность  теоретических выводов, положений  по всем названным выше проблемам  и составляет первый раздел в системе  науки, посвященный характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел занимает первое место в системе, в силу того что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение, роль в общей системе правового регулирования.      
Поскольку наука конституционного права является отраслевой, поэтому ее задачей является познание сущности, юридических свойств, функций основного источника  отрасли, который занимает особое место  во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы  науки и составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.     
Следующая составная часть системы науки  представляет собой комплекс теоретических  проблем, вытекающих из содержания первого  конституционно-правового института "Основы конституционного строя". Она охватывает большое количество теорий, концепций, связанных с исследованием  проблем сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы  правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни  общества. К этому разделу науки  относятся и теоретические положения  о конституционных принципах  гражданского общества, экономических  отношениях, принципах хозяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.      
Относительно  самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные  с анализом взаимоотношений государства  и личности, статуса человека и  гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе  науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием - "Основы правового статуса человека и  гражданина".      
Поскольку Россия является федерацией, и в  системе отрасли имеется большая  совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в  науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую  разработку проблем федерации, автономии.     
Шестой  раздел, выделяемый в системе науки  конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и  местного самоуправления. Наука изучает  принципы их построения, сущность и  конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельность представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с конституционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение конституционных основ местного самоуправления.     
Основные  задачи общего Конституционного права:
    Изучение общих понятий и категорий науки Конституционного права в их системе.
    Овладение методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов.
    Уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на Конституционно-правовые нормы и практику.
    Выделение наиболее целесообразной (идеальной) модели Конституционно-правового регулирования, ориентированную на общечеловеческие ценности и выяснения возможности ее применения в тех или иных конкретных исторических условиях.
       Таким образом, система науки в своей  основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить  свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие  характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.      
Конкретный  перечень проблем того или иного  раздела науки не является раз  и навсегда данным. С развитием  государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие.  
  
  
             
 

1.3 Соотношение конституционного  права с другими  отраслями права.  
      

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место.     
Соотношение Конституционного права с другими  отраслями системы российского  права (административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным правом и этими отраслями права. Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей. Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.     
Так, Конституционное право анализирует  принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции РФ) и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее. Следовательно, она определяет исходные положения административного права.[9; 125]     
Положения Конституционного права о свободе  труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию,  запрете принудительного  труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) - являются исходными для трудового права.     
Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти  государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.     
Конституционное право закрепляет обязанности граждан  РФ соблюдать Конституцию РФ, исполнять  законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции  РФ). Данные положения являются основополагающими  для уголовного права.     
В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.     
Таким образом, Конституционное право  содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей права. Но это не означает, что оно объединяет все отрасли  права и что его нормы регулируют все общественные отношения. Конституционно-правовые нормы — это нормы только Конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения — только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.      
Из  выше сказанного можно вывести следующее  определение Конституционного права  — это ведущая отрасль права  Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие единство общества как целостной социальной системы (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов  власти).     
Это определение позволяет установить, какие правовые нормы по своему содержанию составляют Конституционное право, определить, относится ли та или  иная норма к Конституционного праву  или нет.     
Конституционное право составляют многочисленные нормы; они регулируют широкий круг общественных отношений. Задача состоит в том, чтобы во всем многообразии государственно-правовых отношений найти их общее основное содержание, показать, что конкретные отношения в конечном итоге являются его проявлением. Это позволит дать общую характеристику государственно-правовым отношениям, определить их специфику, обусловливающую объединение указанных общественных отношений в одну группу и их регулирование одной самостоятельной отраслью права.     
Закрепляя основы правового статуса граждан  РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении  общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.[10; 76]     
Народный  суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти.      
Все это говорит о том, что Конституционное  право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место.      
2 Конституционное  право как отрасль  права  
      

2.1 Нормы конституционного права  
  
      

Конституционное право  – ведущая отрасль права системы  права Российской Федерации. Как  и любая отрасль права, конституционное  право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях  обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются  внутренним единством, определенными  общими признаками, тесно связаны  между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых  направлены правовые нормы, образующие отрасль.     
Следует заметить, что в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это  не значит, что сфера конституционно-правового  регулирования незначительна. На самом  деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны. Более  того, государство постоянно расширяет  свое вмешательство в общественную жизнь. Для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право общегуманных ценностей, уменьшение в нем удельного веса идеологизации и усиление элементов политизации и социализации1.      
Из  общей теории права известно, что  воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.     
Итак, конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.     
Существует  три подхода к определению  конституционно-правовых норм:     
- конституционно-правовые нормы определяются  через конституционное право:      
- нормы, в совокупности, составляющие  конституционное право, называются  конституционно-правовыми нормами;     
- конституционно-правовые нормы определяются  через перечисление тех сфер  жизни, которые они регулируют, в этом случае перечень будет  включать те отношения, которые  являются предметом конституционного  права:       
- конституционно-правовые нормы –  это нормы, регулирующие основы  конституционного строя, основы  правового статуса человека и  гражданина, федеративное устройство  и систему органов государственной  власти;     
- конституционно-правовые нормы определяются  через субъектов, которые могут  их устанавливать:      
- конституционно-правовые нормы –  это нормы, устанавливаемые высшими  органами государственной власти.3      
Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы  конституций, но и всех нормативных  правовых актов, имеющих своим назначением  регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли  конституционного права.4
Проблема  анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом  отдельных научных исследований.     
Рассматривая  понятие конституционно-правовых норм, надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно  к их отраслевой принадлежности, и  особенности, выделяющие их в самостоятельную  часть системы права.      
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом  самой отрасли права.     
От  норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых  эти нормы направлены. Все юридические  нормы имеют в качестве общей  цели - регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования  неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ  конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса  личности, федеративного устройства и закрепление системы органов  государственной власти и местного самоуправления.     
Говоря  об общей характеристике конституционно-правовых норм нельзя не сказать о том, что  у представителей теории конституционного права нет единства мнений по вопросу о том, все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности.   
      

2.2.Источники  конституционного  права 
 
  
     

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько  их видов.     
Особое  место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К  числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные  конституционные законы и федеральные  законы и они различаются:      
-по  юридической силе;      
-по  предметам ведения, которые в  них могут затрагиваться;     
-по  порядку принятия;      
-по  возможности применения в отношении  них отлагательного вето Президентом  Российской Федерации.      
Примерами федеральных конституционных законов  могут служить:     
- "О референдуме  Российской Федерации" от 10.10.1995 г.;     
- "Об арбитражных  судах в Российской Федерации  " от 28.04.1995 г.;     
- "О судебной  системе Российской Федерации  " от 31.12.1996 г.;     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.