На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность таможенных органов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая  и финансовая безопасность таможенных органов 5
Глава 2. Проблема коррупции в таможенных органах как угроза экономической, информационной и финансовой безопасности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     На  таможенные органы России возложено  выполнение важнейших задач по обеспечению  экономической безопасности государства. В современных условиях таможенные органы выступают одним из главных  инструментов по осуществлению экономической  политики страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном  уровне, развитию независимой экономики.
     Цели  таможенной политики России - обеспечить наиболее эффективное использование  инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в  реализации торгово-политических задач  по защите российского рынка, стимулировать  развитие национальной экономики, содействовать  проведению структурной перестройки  и др.
     Оперативная обстановка, в которой таможенные органы осуществляют свои важнейшие  социальные функции, характеризуется  следующими основными факторами.
     Высокий уровень доли таможенных платежей в  доходной части федерального бюджета (42% налоговой составляющей). Он во много  раз превосходит показатели, характерные  для экономически развитых стран (Франция - 6%, США - 1 - 1,5%).
     Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью снижения уплачиваемых таможенных платежей в бюджет путем  искажения данных о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве, весе товаров и т.п. стремятся склонить должностных лиц таможенных органов  к оказанию им в этом содействия путем выплаты денежного вознаграждения. Такое решение проблем с таможней, экономически выгодное для участников ВЭД, наносит ощутимый ущерб экономической  безопасности России в связи с  непоступлением значительной части  платежей в бюджет. Этот фактор оперативной  обстановки способствует участникам ВЭД, заинтересованным в уменьшении суммы таможенных платежей, втягивать сотрудников таможенных органов в противоправную деятельность, что отражается на полноте сборов таможенных платежей и уменьшает вероятность своевременного выявления и пресечения таможенных преступлений и правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая  и финансовая безопасность таможенных органов

 
     Таможенные  органы призваны обеспечить в пределах своей компетенции национальную безопасность страны, важнейшими составляющими  которой являются экономическая  и финансовая безопасность. Финансовая безопасность лежит в основе экономической  безопасности. Государство призвано обеспечить формирование финансовых ресурсов в объемах, необходимых для выполнения основных задач социально-экономического развития страны, а также достичь  необходимых темпов экономического роста при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием.
     В условиях международной экономической  интеграции и развития международного экономического сотрудничества страны усиливается влияние мировых  финансовых потоков на национальные финансовые рынки. Создается угроза в определенной степени их стабильности и возникает необходимость формирования системы финансовой безопасности на всех уровнях территориальной системы  государственного управления и создания для этой цели информационной, финансовой, кредитно-денежной, таможенной инфраструктуры.
     В целях обеспечения финансовой безопасности государства необходимы как разработка стратегии финансовой безопасности, так и способов ее реализации путем  проектирования системы таможенного  управления, упреждающих и нейтрализующих риски и угрозы стабильности и  целостности финансовой системы  государства. Проектирование системы  управления, обеспечивающее финансовую безопасность, следует в первую очередь  осуществлять в таможенных организациях.
     Проектирование  системы управления в таможне  по обеспечению финансовой безопасности должно охватывать весь цикл подготовки (разработки) проекта от определения  надежных признаков его жизнеспособности на концептуальной стадии и до внедрения системы управления в таможне по обеспечению финансовой безопасности. Проектирование системы управления финансовой безопасностью должно осуществляться путем повторяющегося процесса подбора оптимальных характеристик системы с учетом обратных и взаимных связей, включая уменьшение факторов риска. В целях поиска лучших альтернативных вариантов для повышения вероятности осуществимости проекта проектирование системы управления по обеспечению финансовой безопасности в таможне как процесс должно охватывать ряд этапов: исследование возможности создания системы; анализ альтернативных вариантов проекта; предварительный выбор проекта; подготовку избранного варианта проекта.
     Выделяют  внутренние и внешние угрозы экономической  и финансовой безопасности.
     Внутренние  угрозы финансовой безопасности возникают  в связи с субъективной деятельностью  людей. Национальная финансово-кредитная  и экономическая политика, приводящая к нарушению финансового обеспечения, способствовала сжатию денежной массы, расточительному использованию  валютных кредитов и оттоку валютных средств вследствие отсутствия барьеров для утечки валюты в оффшорные  зоны, за рубеж. Этот процесс усугублялся  бесхозяйственностью экономических  субъектов, ведущей к экономическим  преступлениям, криминализации экономики  и теневым оборотам капитала.
     К внешним угрозам финансовой безопасности следует отнести возрастающую интенсивность  экономических и хозяйственных  связей и усиливающийся процесс  интернационализации и глобализации мирового хозяйства. Они оказывают  существенное влияние на мировую  финансовую ситуацию и на изменение  содержания финансовых потоков, которые  иллюстрируют оторванность финансовых потоков от воспроизводственных  процессов и перемещение их в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентный обмен.
     Обеспечение финансовой безопасности в сфере  внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном  и региональном уровнях, оформление конкретных показателей в деятельности таможенных структур, способствующих снижению рисков, а также внешних  и внутренних угроз финансовой безопасности.
     На  федеральном уровне в качестве пороговых  значений финансовой безопасности выступают  две группы пороговых значений, разработанных  на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства  РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.
     На  региональном уровне пороговые значения финансовой безопасности региона разработаны  в диссертации на базе основных экономических  показателей, характеризующих социально-экономическую  ситуацию в регионах и влияние  внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие региона.
     Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих  рисков и угроз, выявить очаги  их распространения. В связи с  этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих  мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также  на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в  основе конкурентоспособности.
     Роль  таможенных органов в обеспечении  финансовой безопасности характеризуется  следующими показателями результатов  их деятельности:
     – результативность и эффективность  контроля за правильным оформлением  таможенной стоимости реализуется  в индексе таможенной стоимости (ИТС), рассчитанном как средняя стоимость  товара в расчете на единицу измерения (группа, подгруппа товаров) и в  индексе таможенных платежей (ИТП), в основе которого заложены средний платеж в расчете на единицу товара;
     – эффективность валютного контроля и контроля за выпуском товаров характеризуется  следующими показателями: бюджетная  эффективность (БЭ), рассчитанная как  сумма взысканных таможенных платежей на единицу контрольных мероприятий; бюджетные потери (БП), иллюстрирующие сумму доначисленных таможенных платежей и пени на единицу контрольных  мероприятий. Под контрольными мероприятиями  таможенных органов принято считать  проверки информации о возможных  нарушениях валютного контроля; таможенные ревизии; проверки документов и сведений.
     Системный подход к обеспечению финансовой безопасности предполагает, по мнению диссертанта, формирование многоуровневой системы пороговых значений финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической  деятельности, что особенно актуально  при вступлении России в ВТО.
     Стратегия финансовой безопасности разрабатывается  на базе концепции национальной финансовой безопасности. Концепция финансовой безопасности региона включает правовое обеспечение финансовой безопасности региона, инфраструктуру обеспечения  финансовой безопасности, систему контроля и координации, учет экономических  интересов, угроз финансовой безопасности региона, пороговых индикаторов  безопасности региона, методов обеспечения  финансовой безопасности региона. К  последним прежде всего относятся  валютный контроль и таможенно-тарифное регулирование. 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

    Рис. 1.1 Система обеспечения финансовой безопасности региона
     Стратегия финансовой безопасности должна включать стратегическую цель финансовой безопасности; определение количественных и качественных пороговых знаний финансовой безопасности; разработку методологии прогнозирования  предотвращения угроз финансовой безопасности и отработку институциональных  преобразований, нейтрализующих и смягчающих угрозы финансовой безопасности; оформление системы контроля за обеспечением финансовой безопасности; разработку и проектирование систем управления по реализации финансовой безопасности.
     Общенациональная  стратегия финансовой безопасности должна найти логическое продолжение  в разработках стратегий финансовой безопасности на уровне регионов, отраслей, субъектов хозяйственной деятельности, с одной стороны, и в системе  таможенных органов, прежде всего в  таможне – с другой (рис. 1.2). Особое значение приобретает разработка стратегии финансовой безопасности, реализуемой таможней. 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

Рис. 1.2 Стратегия финансовой безопасности на уровне субъекта РФ
     Стратегия финансовой безопасности на региональном уровне должна включать характеристику региональных сфер локализации угроз  финансовой безопасности; разработку мер идентификации угроз финансовой безопасности на региональном уровне и их носителей; установление пределов иностранного участия в капитале региональных отечественных организаций; меры, предпринимаемые в отношении  компаний, расположенных в регионе  и осуществляющих ограничительную  деловую политику, искажающую условия  конкуренции; разработку систем контроля на региональном уровне за привлечением и использованием средств иностранных  заимствований; регулирование межбюджетных отношений на уровне региона –  муниципальные образования, с одной  стороны, и федеральный центр  – с другой. Особенно важное значение имеет контроль за деятельностью  транснациональных корпораций на региональном уровне. Как правило, ТНК стремятся  занять доминирующие позиции на региональных рынках и составляют конкуренцию  национальным товаропроизводителям. Несмотря на определенные экономические преимущества, которые имеют регионы от деятельности ТНК, локализованных на их территории, эти регионы в большей мере подвержены рискам.
     Воздействие ТНК на социально-экономическое  развитие региона может оказываться  как в прямой, так и в косвенной  форме. Прямая форма воздействия  проявляется в активном лоббировании интересов ТНК и в вытеснении конкурентов из числа региональных товаропроизводителей с локальных  рынков. Косвенное воздействие направлено на то, чтобы оказать влияние на структуру регионального экспорта и импорта через планирование своего бизнеса, на темпы роста регионального  дохода, инвестиционную политику региона.
     На  уровне отрасли финансовая безопасность складывается из выявления приоритетов  ее развития, формирования рациональной и эффективной отраслевой структуры, разработки межотраслевого взаимодействия. К приоритетным отраслям следует  отнести прежде всего отрасли  с мультиплицирующим эффектом, позволяющим  получать прибыль в смежных отраслях при минимальных капиталовложениях. Для предприятий любой отрасли  промышленности важна ориентация на снижение степени износа основных фондов и степень загрузки производственных мощностей, увеличение доли инновационной  продукции в производстве.
     На  уровне предприятий, выступающих в  качестве первичных хозяйствующих  субъектов, стратегия финансовой безопасности должна сводиться к своевременному выявлению финансовой нестабильности предприятий. Важное значение при этом придается фиктивному банкротству  предприятий и мерам учреждения фиктивного банкротства. В то же время  финансовая стратегия предприятий  предполагает разработку стратегии  конкурентоспособности предприятия, включающей стимулирование инвестиций в производство и модернизацию технической  оснащенности и внедрение новых  технологий.
     Разработка  стратегии финансовой безопасности объективно предполагает организационные  изменения в структуре управления как в системе государственных органов управления, так и в системе таможенной службы. Реализация организационных изменений обусловливает необходимость проектирования системы управления по обеспечению финансовой безопасности.
     Проектирование  систем управления по обеспечению финансовой безопасности предполагает подготовку проекта от концептуальной стадии до внедрения. Проектирование системы  управления в таможне по обеспечению  финансовой безопасности должно осуществляться с учетом обратных и взаимных связей при минимизации факторов риска.
     Проектирование  системы управления по обеспечению  финансовой безопасности как процесс  должно охватывать определенные этапы: исследование возможностей создания системы; анализ альтернативных вариантов проекта; предварительный выбор проекта; подготовка избранного варианта проекта  и управление проектом.
     Разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение проекта осуществляются в неразрывной  связи с коррекцией и контролем  проекта при условии его ресурсного обеспечения. Проектирование системы  управления в таможне по обеспечению  финансовой безопасности предполагает усиление координации структурных  подразделений, непосредственно ответственных  за финансовую безопасность и их взаимодействие. Внутриорганизационное взаимодействие должно дополняться усилением взаимодействия таможни с налоговыми и финансовыми  структурами в системе управления субъекта РФ. Проектирование системы  управления в таможне по обеспечению  финансовой безопасности будет способствовать совершенствованию управления в  таможне в целом. Совершенствование  управления предполагает введение принципов  построения системы управления по обеспечению  финансовой безопасности, к которым  следует отнести следующее:
     – принцип целевой направленности в деятельности структурных подразделений  в таможне, обеспечивающий подчинение всех задач таможенной службы и способов их решения для соблюдения и исполнения таможенного законодательства Российской Федерации;
     – принцип целостности, который заключается  в разработке и использовании  структурными подразделениями единой концепции и стратегии по обеспечению  финансовой безопасности;
     – принцип единства, который определяет единые подходы к принятию управленческих решений по обеспечению финансовой безопасности.
     Наряду  с указанными принципами предполагается функционирование системы управления в таможне на основе единства стратегического, оперативного, тактического управления с использованием таможенно-тарифного  регулирования и валютного контроля как важнейших методов обеспечения  финансовой безопасности.
     Обеспечение финансовой безопасности таможенными  органами тесно связано с созданием  современной системы таможенного  администрирования, обеспечивающей осуществление  эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности при  оптимальном распределении ресурсов таможенной службы.
     Место таможенной службы в финансовой деятельности государства и обеспечения финансовой безопасности можно определить следующим  образом:
     – контроль и регулирование товарообмена на таможенной территории;
     – участие в реализации задач и  протекционистских мер по защите внутреннего рынка;
     – стимулирование развития национальной экономики;
     – регулирование соответствующего таможенного  режима перемещения объектов торгового  оборота через государственную (таможенную) границу.
     Таможенно-тарифное регулирование представляется органичным механизмом, включающим прямые и косвенные  экономические инструменты регулирования, при котором предполагается не только изъятие части дохода от внешнеэкономической  деятельности хозяйствующих субъектов  в государственный бюджет, но и на стимулирование субъектов хозяйственной деятельности заниматься внешнеэкономической деятельностью.
     Важная  задача таможенной службы – точное определение таможенной стоимости  товаров. Импортеры во многих случаях  стремятся занизить контрактную  цену, которая на практике, как правило, является основной для определения  таможенной стоимости. Для контроля используются среднестатистические контрактные  цены, рассчитанные по незначительному  числу контрактов, что не всегда отражает реальную мировую цену. В  целях совершенствования существующего  порядка ценового контроля необходимо обеспечить соответствующей информацией  по мировым ценам отдельные рынки, что предполагает формирование собственного банка данных по мировым ценам  в таможенных структурах.
     Велика  роль таможенной службы в борьбе с  нелегальной утечкой капиталов  за границу. В настоящее время  разрабатывается концепция валютного  контроля, осуществляемого таможенными  органами. В рамках концепции валютного  контроля особое место уделяется  устранению лазеек для утечки капитала, используемых участниками ВЭД при  выборе конкретных таможенных режимов.
     Валютный  контроль выступает одновременно в  трех ипостасях. Во-первых, как механизм контроля со стороны государства  за соблюдением резидентами и  нерезидентами правил и норм валютного  законодательства. Во-вторых, как административная мера, предпринимаемая государством для обеспечения защиты финансовой безопасности и обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса  национальной валюты и мобилизации  валютных ресурсов. В-третьих, как форма  нетарифного регулирования внешней  торговли, аналогом которой может  служить квотирование экспорта.
     Снижение  роли валютного контроля как меры административного воздействия  на участников ВЭД и возрастание  информационной роли валютного контроля видится на основе взаимодействия таможенных структур с другими ведомствами  в совместном противодействии и  пресечении правонарушений на базе объединенного информационного обеспечения.
     В случае реализации изложенных предложений, технологических усовершенствований и доработки действующей нормативно-правовой базы возможно достичь следующего:
     – увеличить охват системы валютного  контроля, в том числе системы  контроля за бартерными операциями;
     – повысить достоверность информации, используемой в валютном контроле;
     – обеспечить увлечение взыскиваемых ежегодно сумм штрафов по делам о  нарушении валютного законодательства;
     – поддержать тенденцию к снижению нарушений законодательства;
     – избежать потерь, связанных с дальнейшей либерализацией ВЭД и интеграционными  процессами;
     – обеспечить готовность системы валютного  контроля к потребностям завтрашнего  дня и преемственность в технологическом  плане.
     Одним из направлений развития валютного  контроля как технологии, влияющей на соответствующий этап таможенного  оформления, является упрощение процедуры  контроля для ускорения прохождения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу.
     Формализация  процедуры валютного контроля при  таможенном оформлении с одновременным  ужесточением требований к исполнению этих функций со стороны должностных  лиц таможенных органов позволит также снизить количество некорректных данных, вносимых в информационную систему валютного контроля.
     В последние годы важное значение для таможенных органов стала приобретать информационная деятельность. В настоящее время обсуждается проект Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов, целью которой должна стать защита национальных интересов государства в информационной деятельности таможенных органов РФ. В таможенных органах сосредоточен значительный объем информации, которая должна быть недоступной для всех субъектов. Она касается оперативно-розыскных мероприятий, отдельных сторон внешнеторговых сделок, персональных данных и т.п. Наибольший удельный вес имеет информация, доступ к которой ограничивается по соображениям безопасности.
     Основными направлениями обеспечения информационной безопасности таможенных органов выступают:
     — совершенствование нормативно-правовой базы в данном направлении; 
— оптимизация организационно-штатной структуры подразделений, отвечающих за информационную безопасность, подготовка соответствующих специалистов; 
— обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной служебной информации;

     — обеспечение защиты объектов и средств информатизации таможенных органов.
     Главная особенность информационной деятельности таможенных органов заключается  в том, что она пронизывает все стороны работы таможенных органов, поскольку действия их должностных лиц опосредованы наличием определенных сведений и данных.
     Правоохранительный  характер деятельности был присущ таможенным органам издавна. Ими накоплен значительный, уникальный опыт при проведении оперативно-розыскных мероприятий в деле вскрытия, пресечения и расследования преступлений во внешнеэкономической сфере, привлечении лиц к ответственности за совершение административных правонарушений — нарушений таможенных правил. Наряду с традиционными полномочиями таможенных органов в рамках данного направления работы планируется развитие новых сторон деятельности:
     — обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции и т.д.);
     — международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
     — проведение предварительных оперативных  проверок всей цепи поставки товаров  с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска; 
— борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

     В настоящее время обсуждается  вопрос о лишении таможенных органов права заниматься правоохранительной деятельностью и возможной передаче данной функции органам внутренних дел (по аналогии с налоговой полицией).
       На наш взгляд, при положительном решении этого вопроса может произойти резкое снижение показателя выявляемости неправомерных деяний. Естественно, что другому органу потребуется определенное время на решение организационных и правовых проблем для того, чтобы добиться такой же эффективности работы, как и таможенным органам. Как следствие — уменьшится сдерживающее воздействие на недобросовестных участников внешней торговли фактора угрозы разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей, а на втянутых в коррупцию должностных лиц таможенных органов — за содействие в совершении указанных правонарушений. Полагаем, что в силу специфики правоотношений, складывающихся в области таможенного дела, и значительного опыта должностных лиц таможенных органов лишение их правоохранительного статуса будет нецелесообразным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблема коррупции в таможенных органах как угроза экономической, информационной и финансовой безопасности

 
     В настоящее время вопросы экономической  и финансовой безопасности таможенных органов тесно связаны с проблемой  коррупции в данных структурах.
     Преступления, направленные на нарушение таможенного  законодательства, в большинстве  своем совершаются организованной группой. Признаки преступления, совершаемые  группой лиц, определены в ст. 35 УК РФ. Особенность группы лиц состоит  в том, что ее преступной деятельности предшествует сговор, соглашение между  участниками на совместные действия. Каждый член группы в рамках состоявшегося  соглашения осознает совместный характер действий, полностью или частично выполняет действия, составляющие объективную  сторону преступления.
     Подпадая  под классическое определение по структуре, организованные преступные группировки, организованные преступные структуры, действующие во внешнеэкономической  сфере, отличаются четким разделением  ролевых функций: одни занимаются организацией и маркетингом, вторые - только перевозкой, третьи - сбытом. Особое место в преступной цепи занимают организация непосредственного  перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации, т.е. организация так называемых таможенных коридоров, или окон, а также организация  прикрытия контрабандных схем путем  подкупа должностных лиц различных  органов государственной власти, в том числе правоохранительных.
     Во  многих случаях реализация экономических  преступлений, направленных на непосредственное нарушение таможенного законодательства, невозможна без соучастия должностных  лиц таможенных органов. Пособничество  должностных лиц таможенных органов  в совершении преступлений - это  преступления против интересов государственной службы, ответственность за которые предусмотрена статьями главы 30 УК РФ. Отличительная особенность должностных преступлений заключается в том, что они совершаются лицами, которые сами призваны соблюдать и охранять закон.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.