На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»
(ФГОУВПО  «РГУТиС»)
Региональный  факультет сервиса  в г.Люберцы
Кафедра______________________________________
КУРСОВАЯ  РАБОТА по
Рынок ценных бумаг
наименование  дисциплины
VII -й семестр
Студента (ки) заочной формы обучения Шлычковой Натальи Александровны_________                                                                                                                                                                     
                                                                                           Ф.И.О., полностью    
№ зачетной книжки 10.ФЗС.08/101                           группа ФЗС_____________________                                     
Специальность 080105 «Финансы и кредит»_____________________________________                                                                          
                                              код и наименование специальности
№ варианта_33_______________                         Выполнила _________________________                                                                                                                                                                                     подпись студента (ки)
Работа  предъявлена на проверку «» __________2011г._____________________________                                                                                                                                                                                 подпись преподавателя
Результаты  проверки__________________________________________________________
Замечания, рекомендации______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверил  преподаватель «___»___________2011г. ________________________________                                                                                                                                                                            Ф.И.О., подпись
Вторично предъявлена на проверку «___»__________200__г. ______________________                                                                                                                                                                                  подпись преподавателя
Результаты  проверки_________________________________________________________
Замечания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверил  преподаватель «___»________2011 г. __________________________________
                                                                                                            Ф.И.О., подпись                                                                                                                                                                     
Работа  принята (проведено  собеседование) «___»________20__г____________________                                                                                                                                                                                   подпись преподавателя
РЕЦЕНЗИЯ
на  курсовую работу 

        студента (ки) заочной формы обучения Шлычковой Натальи Александровны_______________________________________                                                                            
                                                Ф.И.О
                ФКЗс______                                          группы 4________ курса
                Специальности:                        Финансы и кредит
                по дисциплине:                 Рынок ценных бумаг
                 тема:    Совершенствование системы регулирования рынка           ценных  бумаг
1. Соответствие  курсовой работы  заявленной теме, заданию: _________
__________________________________________________________________
2. Оценка качества  выполнения курсовой работы:____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Оценка полноты  разработки поставленных вопросов:__________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Недостатки  и замечания___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Оценка курсовой  работы: ______________________________________ 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Система регулирования рынка  ценных бумаг……………………...6
1.1  Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг….6
1.2  Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….9
1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России…………………..11
Глава 2. Совершенствование системы регулирования рынка ценных  бумаг…………………………………………………………………………...22
2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг…………………………..22
2.2 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России…..23
2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список  литературы……………………………………………………………33
Приложение 1…………………………………………………………………35 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ
     Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его  масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования  рынка ценных бумаг интересы его  участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет  использовать саморегулирование как  метод оперативного решения возникающих  проблем. Интересы государства и  участников рынка совпадают, прежде всего, в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.
     Проблемы  рынка ценных бумаг и его развития в условиях рыночной экономики - очень  актуальная тема на сегодняшний день. Это объясняется как историей, так и нынешним положением страны в целом. Основной трудностью рынка ценных бумаг является его бездействие в течение долгого периода, а сейчас в связи со становлением экономики нашей страны можно обнаружить много проблем, негативных сторон рынка.
    Задачей своей курсовой работы я ставлю выяснение понятия рынка ценных бумаг, выявления функция и классификаций. Рассмотрение самого рынка ценных бумаг, его структуры, участников (а также отдельно постараюсь выяснить место фондовой биржи, как участника, ее функции, структуру), его регулирование.
    Предметом изучения является выяснение проблем  российского рынка ценных бумаг  на современном  шаге, обнаружение  обстоятельств, т.е. отчего появились  эти трудности; а так же  определить вероятные пути их устранения и предстоящего становления рынка ценных бумаг. И одной из целей работы можно считать определение положительных и отрицательных сторон сегодняшнего положения на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Система регулирования рынка ценных бумаг
1.1  Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг
     Регулирование рынка ценных бумаг  – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [13]
     Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка.[12]
     Система регулирования рынка формируется  исторически под воздействием тех  проблем, которые накапливаются  и требуют собственного разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок имел возможность развиваться  и дальше, а с другой – чтобы  его формирование никак не противоречило  каким-то публичным заинтересованностям. [13]
     Главным фактором в процессе управления любой  системой считается определение  цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
     В качестве цели регулирования рынка  время от времени называют защиту интересов инвесторов, однако таковой  подход к постановке цели считается  односторонним. Инвестор выступает  одним из элементов управляющей  подсистемы, исполняя лишь ему свойственную функцию, тесно связан с иными  элементами системы управления и  обладает возможностью взаимодействовать  и интегрироваться с ними. Нацеленное воздействие на один из элементов системы имеет возможность привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или других ее элементов или подсистем. С данной точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно полагать тактической задачей, обусловленной тем, будто в настоящее время почти все инвесторы пребывают в наиболее уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими действиями развития рынка. [12]
     Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:
    эмитентов;
    инвесторов;
    профессиональных фондовых посредников;
    организаций инфраструктуры рынка.
     Регулирование участников рынка  может быть:
      Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
      Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
     Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:
        эмиссионные;
        посреднические;
        инвестиционные;
        спекулятивные;
        залоговые;
        трастовые и т.п.
     Регулирование РЦБ осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
          государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
          регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
          общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [12]
          В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.
     Совокупность  государственных и негосударственных  методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [12]
1.2  Государственное регулирование рынка ценных бумаг
     Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:
    Ценная бумага с позиции:
      Юридического статуса;
      размещения (выпуска);
      обращения;
      использования в качестве основы для производных инструментов;
      налогообложения и др.
    Участники рынка в отношении их:
      отбора для работы на рынке в том или ином качестве;
      защиты в качестве инвесторов от мошенничества;
      налогообложения и т.п.
    Операции с ценными бумагами с позиций:
      разрешенных видов рыночных операций;
      совмещения разных видов операций с ценными бумагами;
      разрешения имущественных споров;
      налогообложения и т.п.
     Государственное регулирование РЦБ включает в себя:
    создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
    создание органов регулирования рынка;
    организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
    контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
    разрешение споров между участниками рынка. [12]
     Задачи  государственного регулирования:
    реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
    обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
    создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [12]
     Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):
      Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:
        нормативно-законодательную деятельность;
        регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);
        разрушительную деятельность (лицензирование, аттестацию);
        поддержание правопорядка на рынке;
        выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.
      Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:
        определенной денежной политики;
        политики налогообложения;
        политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;
        политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
     В отличие от государственного регулирования  рынка в целом, либо регулирования  макроэкономических процессов, регулирование  РЦБ по превосходству считается  административным, т.е. исполняется  с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, к  примеру, управление количеством денежных средств в обращении или установление процентных ставок.
     На  практике отмеченные методы регулирования  обычно дополняют друг друга.[12]
1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России
     Взгляды регулирования российского РЦБ  во многом находятся в зависимости  от имеющихся в стране политических и финансовых критерий, но одновременно они должны отражать и проверенную  временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
     Основные  принципы:
    Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
    Выделение из всех видов ценных бумаг, так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
    Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.
    Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.
    При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.
    Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективности.
    Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
    Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.
     Как любая система управления, система  управления РЦБ основывается в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую  и управляемую, которые обслуживает  организационная, функциональная и  техническая инфраструктура. 1-ая подсистема выступает в роли субъекта, а 2-ая – объекта управления.
     Управляющая подсистема включает:
    Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.
    Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).
    Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).
    Традиции и обычаи.
     Управляемая и управляющая подсистемы выполняют  соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:
      организация движения финансовых ресурсов;
      обеспечение качества ценных бумаг;
      информационное обеспечение рынка.
     Субъект управления выполняет такие функции:
      координация;
      регулирование;
      прогнозирование;
      стимулирование;
      организация
      контроль процессов, происходящих на рынке.
     Воздействие субъекта на предмет управления, т.е. сам процесс управления, имеет  возможность исполняться лишь при  условии циркулирования конкретной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком подразумевает приобретение, передачу, переработку и использование информации. Решение данной задачи базируется на использовании современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, соединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, значительно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.
     Российский  фондовый рынок имеет смешанную  модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают  Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе  с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с иной стороны. В РФ стихийно сформировалась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами находятся коммерческие банки, фондовые биржи и остальные финансовые институты. Данная модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, однако на стихийной основе время от времени они появляются, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, к примеру, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, значительно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.
     В соответствии с Федеральным законом  “О рынке ценных бумаг” государственное  регулирование данного рынка  осуществляется на основе:
    установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:
      эмитентов ценных бумаг;
      профессиональных участников;
      саморегулируемых организаций
    установления стандартов эмиссии ценных бумаг
    государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг
    государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам
    лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
    запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии
    создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг
    установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [2]
     Государство на российском РЦБ выступает в качестве:
    эмитента при выпуске государственных ценных бумаг
    инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий
    профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов
    регулятора при написании законодательства и подзаконных актов
    верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов
     Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:
          Высшие органы государственной власти:
            Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
            Президент издает указ.
            Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. [13]
          Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
            Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.
     Основные  функции ФСФР:
              Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;
              координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;
              утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;
              утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;
              разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
              устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;
              устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;
              устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;
              определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
              обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;
              утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;
              создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;
              устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ. [11]
            Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
            Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
            Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. [12]
     Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:
    Гражданский кодекс РФ, части I и II
     В данном нормативно-правовом акте описываются  основные положения всей системы  рынка ценных бумаг: дается определение  ценной бумаги, ее виды, требования к  ней, операции, производимые с ценной бумагой.
    Федеральный закон “Об акционерных обществах”
     Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных  обществ, порядок выпуска ими  ценных бумаг, управление акционерным  обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п. [8]
    Закон “О рынке ценных бумаг”
     Данный  закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение  эмиссионных ценных бумаг, помещение  информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование  РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций. [2]
    Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”
     В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую  лицензию. [5]
    Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”
     Статьи 22 и 46 описывают все возможные  виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций). [13]
    Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”
     Оговариваются права государственных органов  по регулированию товарных бирж, при  этом учитывается неотъемлемость права  биржи на самоуправление [13]
    Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”
     Описывается проведение операций с внешними ценными  бумагами, отдельно оговариваются права  резидентов и нерезидентов, а также  возможность вывоза ценных бумаг  за рубеж. [4]
    Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”
     Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость  в ней определенных органов государственной  власти. [6]
    Федеральный закон “О переводном и простом векселе”
    Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”
    Федеральный закон “Об ипотеке”
    Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”
    Федеральный закон “Об инвестиционных фондах”
    Федеральный закон “Об инвестиционных ценных бумагах”
    Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”
    Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций”
    Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг
    Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. [13]
     На  первичном рынке государственное  регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка  выпуска ценных бумаг в обращение  посредством государственной регистрации  проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке  государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка  и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением  антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении  операций с ценными бумагами. [12]
     Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, считается одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий –  обеспечить выполнение установленных  законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового  рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ РФ, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.
     В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела либо департамента управления государственным имуществом, финансового  управления), территориальных подразделений  фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной  налоговой инспекции и налоговой  полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и помощи становления предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии формируется консультационно-совещательный орган – экспертный комитет. В его состав вступают представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, других общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.
     В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:
    разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;
    регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
    определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению. [2]
     В соответствии с Федеральным законом  “О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные  требования к своим членам.[2] Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к  размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д. 

Глава 2. Совершенствование системы регулирования рынка ценных  бумаг
2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг
     Современное положение рынка ценных бумаг  позволяет сделать долгосрочный положительный прогноз в развитии  как российского, так и международного рынка. Невзирая на финансовый кризис, рынок ценных бумаг опять начал  показывать уверенный рост объемов  сделок, которые заключаются с  различными видами ценных бумаг. В настоящее  время существует очень много  способов оценки состояния рынка  ценных бумаг, особой популярностью  среди которых пользуются различные  индексы биржевой активности.
     Современное состояние рынка ценных бумаг  отмечается увеличением глобализации и интернационализации бизнеса. Национальный капитал все чаще переходит  границы государства, так как  почти все инвесторы выбирают действовать на зарубежных рынках, а крупные мировые корпорации непрерывно отыскивают выход на новые  мировые рынки. Еще одной индивидуальностью  современного состояния рынка ценных бумаг считается концентрация и  централизация капиталов, которая  связана с вовлечением новых  компаний, работающих на рынке ценных бумаг, и упрочнение позиций опытных  игроков рынка, которые непрерывно увеличивают собственный доход. Кроме такого, современное положение  рынка ценных бумаг характеризуется  усилением контроля со стороны государственных  органов, что делает рынок более  безопасным для большинства инвесторов.
     Еще стоит отметить неизменное улучшение  программного обеспечения, которое  используется при работе на рынке  ценных бумаг. В настоящее время  инвесторы могут проводить сделки, находясь фактически в любой точке  мира и применяя различные устройства, которые имеют доступ в Интернет.
     Компьютеризация современного рынка ценных бумаг  приводит к исследованию наиболее достоверных  способов передачи и шифрования информации, а еще защиты хранения финансовых данных. Инновационное состояние  рынка ценных бумаг также характеризуется  появлением новых инструментов и  новой системы торговли, а также  созданием новой инфраструктурой  рынка.
     Современное положение российского рынка  ценных бумаг характеризуется неизменным ростом объема сделок и появлением новых форм работы. Не считая такого, российское законодательство постоянно  модернизируется, что позволяет  обеспечить безопасность проведения сделок. В настоящее время многие российские компании, работающие в различных  секторах экономики, пытаются выйти  на рынок ценных бумаг для привлечения  заемных денежных средств и создания благоприятного имиджа компании.[19]
2.2 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России
     Ввиду недостаточного развития института  профессиональных участников РЦБ, отсутствия традиций и устоявшихся методов  работы, основную роль в управляющей  подсистеме регулирования рынка  ценных бумаг играют государственные  органы.  Указом Президента РФ “О мерах  по государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации” функция главного координирующего  органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве РФ (в  данный момент Федеральная служба по финансовым рынкам).
     Государственное регулирование главным образом  осуществляется на базе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует  более 1000, однако этого очевидно недостаточно, если сопоставить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных  актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.
     В связи с постоянными изменениями  на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро становятся неактуальными. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и “белых пятен”. К примеру, слабо урегулированы  трастовые операции, операции, связанные  с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов  институциональных инвесторов, акций  на предъявителя, безбумажного выпуска  ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых  ассоциаций соучастников РЦБ. По некоторым  оценкам существующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового  рынка, непосредственно воздействуя  на уменьшение объема инвестиций в  ценные бумаги. Приблизительно половина нормативно-правовых актов связана  с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.
     Федеративное  устройство России подразумевает двухуровневое  регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных РЦБ пока еще создается. Это соединено с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей говорят о больших перспективах их развития.
     На  региональном уровне в целом доминирует государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Способы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг  применяются недостаточно эффективно. Это связано, прежде всего, с отсутствием  необходимо числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические способы регулирования РЦБ связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.