На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистический анализ уровня образования населения в Северо-Западном федеральном округе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО
«Вологодская  государственная молочнохозяйственная
академия  имени Н.В. Верещагина» 
 

Экономический факультет 
 

                                                     Кафедра статистики и 
                                                   экономического анализа 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Социальная статистика» 

на тему: «Статистический анализ уровня образования населения в Северо-Западном федеральном округе» 
 
 
 
 
 
 

Студент 636 группы          Бибина Т.Ю. 
 

Проверил 
К. с. н., доцент                                     Пичугина Е.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда-Молочное
   2010
   Содержание
   Ведение                                                                                                              3
   1. Система образования в Российской  Федерации                                        4
   2. Источники информации об образовании  населения                                 5
   3. Система показателей образования                                                              6                       
   4. Статистическое изучение дошкольного  образования                               8
       4.1. Статистическое изучение дошкольного образования Северо-Западного федерального округа                                                                      9
   5. Статистическое изучение общего  образования                                        11
       5.1. Статистическое изучение общего  образования Северо-Западного федерального округа                                                                                        11
   6. Характеристика системы профессионально-технического  образования16
   7. Характеристика среднего профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе                                                                             17
   8. Статистика высшего профессионального  образования                            20
       8.1. Статистика высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа                                                                      20
   9 . Взаимосвязь уровня образования  с основными факторами                    21
   Выводы  и предложения                                                                                   24
   Список  литературы                                                                                          27
   Приложения                                                                                                     29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ
   Образование в нашей стране традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства. Постоянные дискуссии о состоянии системы образования, путях и способах ее реформирования проходят и на заседаниях Думы, и в СМИ, и в профессиональной аудитории. В эту дискуссию вовлечена и значительная часть населения, поскольку, помимо собственно работников образования, большинство из нас или сами учатся, или являются родителями учащихся.
   Поэтому одной из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества, в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования.
   Для своей работы я выбрала изучение показателей уровня образования  населения. В современном мире образование выступает одними из важнейших факторов, непосредственно влияющих на уровень развития государства.
   В настоящее время система образования в Российской Федерации подвержена модернизации и постепенно меняет свой облик. Поэтому нужно определить тенденции изменения уровня образования населения, выявить проблемы, с которыми столкнулась система образования за последние годы.
   Цель  данной работы является статистическое изучение уровня образования Северо-Западного  федерального округа. При изучении образования необходимо решить целый ряд задач, чтобы охарактеризовать особенности и закономерности развития изучаемого объекта:
   1. определить, что представляет собой  современная система образования  в Российской Федерации;
   2. установить, что является источниками  информации об образовании населения;
   3. отразить систему показателей,  характеризующих образование;
   4. охарактеризовать и изучить статистику  различных уровней образования,  в том числе дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образований;
   5. определить взаимосвязь уровня образования с основными факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Система образования в Российской Федерации. 

   Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности  учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, но и содействует развитию предпринимательской деятельности.
   Российская  система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей /1, стр. 382/
      Согласно Закону Российской Федерации  «Об образовании», Российское образование  представляет собой непрерывную  систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов /2/:
   - дошкольные;
   - общеобразовательные; 
   - учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей;
   - профессиональные (начальные, средние  специальные, высшие и т.п.);
   - учреждения дополнительного образования; 
   - другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.
            Государственные и муниципальные  образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
   Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната./6/ 
 
 
 
 
 
 

2. Источники информации  об образовании  населения. 

   Основным  источником информации об уровне образования  населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
   Значительное  внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.
   Главным источником информации о государственных  учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических средних специальных и высших учебных заведений.
   С переходом к рынку платных  услуг, в том числе в области  образования, интенсивно формируется  сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. /1 стр. 369/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Система показателей образования 

   Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:
      Население и валовой национальный продукт.
      Грамотность, культура и коммуникации.
      Дошкольное образование и доступ к школьному образованию.
      Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием.
      Начальное образование: внутренняя эффективность.
      Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением.
      Преподавательский состав дошкольного, начального и среднего образования.
      Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.
      Высшее образование: распределение студентов и выпускников по областям обучения.
      Доля учащихся частных учебных заведений и государственные расходы на образование.
      Текущие государственные расходы на образование.
   Социальная  значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения  в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
   Индекс  уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов  ИРЧП и включает два показателя:
    индекс грамотности взрослого населения
                                                    (3.1)
   где - уровень грамотности,
    совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней:
 
                                                      (3.2)
   где   - число поступивших.
   Индекс  достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:
                                            (3.3)
   Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне /1 стр. 380/.
   На  основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К  первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:
    процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше
    уровень грамотности среди взрослых;
    число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
    число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;
    средний уровень образования в годах обучения; при этом
    наличие начального образования приравнивается 4 годам,
    высшего — к 15.
   Обобщающие  показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:
    брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
    охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования
    долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей на основании данных о подписчиках. /3 стр. 355/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Статистическое  изучение дошкольного  образования
 
   Дошкольное  образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует  общеобразовательные программы  дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует:
    данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам;
    численность, состав и уровень образования педагогических работников в них;
    данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.
   В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения. Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений (ДУ) являются детские сады (74%), учреждения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70% являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педагогическое (63.2%) образование.
   На  базе собранной информации статистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями
   
             (4.1)
 

     Для измерения соотношений между  числом мест в дошкольных учреждениях  и численностью детей (фактически  посещающих ДУ и потенциально возможной численности детей дошкольного возраста) используются следующие два показателя:
   • на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, приходится мест 

              (4.2)
    
   • на 1000 детей дошкольного возраста приходится мест в дошкольных учреждениях
                (4.3)
   В 90-е гг. в России сокращалась численность  детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 — 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращение численности родившихся на 42% за 1987 — 1997 гг.), так и социальными причинами (рост незанятости и сокращение платежеспособности населения, особенно семей с детьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них — на 65%, численность педагогических работников — на 35% (за 1990 — 1998 гг.)./3 стр. 359/
   В настоящее время количество дошкольных учреждений продолжает сокращаться. На начало 2008 года 2232 тыс. детей нуждались  в устройстве в дошкольные образовательные  учреждения./4/ 

   4.1. Статистическое изучение дошкольного образования Северо-Западного федерального округа 

   Проведем  статистический анализ дошкольного  образования Северо-Западного федерального округа.
   Таблица 4.1 - Численность детей в дошкольных учреждениях Северо-Западного федерального округа
Год 2003 2004 2005 2006 2007
Численность детей в дошкольных  учреждениях, тыс. чел.
472,6 483,2 496,2 512,8 532,6
   За  период с 2003 по 2007 год наблюдается  увеличение численности детей ежегодно в среднем в 1,0172 раза или на 1,72%, что в абсолютном выражении составило 8,57 тысяч детей. В среднем за данный период численность детей в дошкольных учреждениях Северо-Западного округа составила 499,48 тысяч человек. / Приложение 1, табл 1.1 /
   Определим численность детей в дошкольных учреждениях на 2008 год. Проведем аналитическое выравнивание по прямой данного показателя, получит следующий тренд линейной формы:
   Y=454,6+14,96*t (Приложение 2)
      Составим  точечный прогноз численности детей  в ДОУ на 2008 год по линейной форме  тренда. Он будет равен: 544,36 тысяч детей. 
      Доверительный интервал прогноза  численности  детей в дошкольных образовательных  учреждениях  находится в пределах от 523,683886 до 565,036114 тысяч детей (Приложение 2). Это значит, что с вероятностью 0,95 можно утверждать, что значение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях на 2008 год попадет в заданный интервал. Интервал достоверен, так как в него не входит значение ноль и значения с противоположным знаком.
   Таблица 4.2 - Численность воспитанников на 100 мест в дошкольных учреждениях по Северо-Западному округу
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность воспитанников на 100 мест в дошкольных учреждениях 85 87 88 90 92 95 97 102
   За  период с 2000 по 2007 годы наблюдался устойчивый рост показателя, а также устойчивый темп роста показателя. В 2007 году численность воспитанников на 100 мест составила 102 человека. Это значит, что количество мест в ДУ не достаточно. / Приложение 1, табл 1.2 / 

   Таблица 4.3 - Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями по Северо-Западному округу
Год 2003 2004 2005 2006 2007
Обеспеченность  детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности  детей соответствующего возраста 72,6 71,7 71 71,4 72,2
   За  период с 2003 по 2007 годы снижение рост показателя. Средний уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями по Северо-Западному округу составлял ежегодно в среднем 71,78%. За данный период времени средний уровень показателя уменьшался в среднем на 0,057%. / Приложение 1, табл 1.3/
   В целом за период 2000 – 2007 годы средний  уровень численность воспитанников на 100 мест в дошкольных учреждениях по Северо-Западному округу составлял ежегодно в среднем 92 человека на 100 мест. За данный период времени средний уровень показателя увеличивался в среднем в 1,0264 раза или на 2,64%, что в абсолютном выражении составило 2 человека.
   Таким образом, за 2003-2007 года наблюдается  рост численности детей в дошкольных учреждениях, при этом число мест в дошкольных учреждениях не является достаточным, в 2007 году на 100 мест в ДОУ приходилось 102 воспитанника.
   В целом обеспеченность детей является достаточно высокой. По данным Росстата Северо-Западный регион занимает первое место в России по охвату детей дошкольными образовательными учреждениями.  
 
 
 
 
 
 

   5. Статистическое изучение общего образования 

   Общеобразовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Выделяются следующие виды общеобразовательных учреждений:
   • начальные школы;
   • основные школы;
   • средние (полные) общеобразовательные  школы, в том числе с углубленным  изучением отдельных предметов;
   • лицеи;
   • гимназии.
   По  формам собственности общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательные учреждения являются основным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.
   К основным характеристикам общеобразовательных  учебных заведений относятся: численность  учебных заведений, показатели материально-технического состояния учебных заведений, показатели ввода в действие учебных учреждений./3 стр. 363/
   Система общего среднего образования Российской Федерации включает более чем 67 тысяч  учебных заведений, в которых  обучается 20 млн. детей и подростков. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно./4/
   Важное  социальное значение имеет охват  молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проблема трудоустройства молодежи после окончания школы. Комитетом по труду и занятости РФ ведется учет безработных и незанятых выпускников школ./3 стр. 364/ 

   5.1 Статистическое изучение общего образования Северо-Западного округа 

   Рассмотрим  изменения показателя численности  учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, численности дневных общеобразовательных учреждений и выпуск учащихся государственными и муниципальными дневными общеобразовательными учреждениями в Северо-Западном федеральном округе.
   Таблица 5.1 – Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Западном федеральном округе
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Западном округе, тыс. чел. 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 1640,6 1523,8 1408,3 1308,6 1229,8
Государственные и муниципальные учреждения 1631,2 1515 1399,8 1300,9 1222,2
Негосударственные учреждения 9,4 8,8 8,5 7,7 7,6
   За  исследуемый период численность  учащихся как в государственных, так и не в государственных  общеобразовательных учреждениях  снижалась, но темп сокращения снижается  из года в год. В среднем за 2002/2003 – 2006/2007 учебные года в общеобразовательных учреждениях Северо-Западного округа обучалось 1422,22 тысяч учащихся, причем численность учащихся ежегодно в среднем уменьшалась на 6,95%, что в абсолютном выражении составило 102,7 тысяч человек.
   В государственных учреждениях численность учащихся за данный период составила в среднем 1413,82  тысяч человек, их число ежегодно в среднем уменьшалось на 6,96% или на 102,45 тысяч человек.
   В негосударственных учреждениях  за исследуемый период в среднем  обучалось 8,4 тысячи человек. В среднем ежегодно число учащихся сокращалось на 5,18%, что в абсолютном выражении составило 450 человек.
   Определим численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях на 2008 год. Проведем аналитическое выравнивание по прямой данного показателя, получит следующий тренд линейной формы:
   Y=1733,26103,68*t (Приложение 2)
      Составим  точечный прогноз численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях на 2008 год по линейной форме тренда. Он будет равен: 1111,18 тысяч детей. 
      Доверительный интервал прогноза  численности  учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях находится в пределах от 1022,235367 до 1200,124633 тысяч детей (Приложение 2). Это значит, что с вероятностью 0,95 можно утверждать, что значение численности детей в общеобразовательных учреждениях на 2008 год попадет в заданный интервал. Интервал достоверен, так как в него не входит значение ноль и значения с противоположным знаком.
   Таблица 5.2- Численность дневных общеобразовательных учреждений
Годы 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего дневных общеобразовательных учреждений 4931 4845 4749 4625 4491
Государственные и муниципальные учреждения 4828 4745 4648 4522 4402
Негосударственные учреждения 103 100 101 103 89
   За  период с 2002 по 2007 годы наблюдается тенденция к снижению числа общеобразовательных учреждений. В 2006-2007 учебный год число общеобразовательных учреждений составило 4491, что на 440 учреждений меньше, чем в 2002-2003 учебном году.
   В целом, за исследуемый период число  общеобразовательных учреждений составило в среднем 4728,2 учреждения, при этом средний уровень показателя уменьшался в среднем на 2,31%, что в абсолютном выражении составило 110 учреждений. / Приложение 1, табл. 1.3/
   В состав дневных общеобразовательных  учреждений входят государственные и негосударственные учебные заведения. Их соотношение представлено на рисунке 5.1

   Рисунок  5.2. Структура дневных общеобразовательных учреждений
   Рассмотрим  структуру государственных общеобразовательных  учреждений.
   Таблица 5.3 - Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по типам
Тип учреждения Государственные и муниципальные учреждения, всего Начальные Основные Полные (средние)
2002/03 4828 965 1098 2765
2003/04 4745 899 1079 2767
2004/05 4648 829 1041 2778
2005/06 4522 753 998 2771
2006/07 4402 696 950 2756
   Учреждения  начального образования составляют в среднем 17,85% от общего числа общеобразовательных  учреждений, учреждения основного образования  – в среднем 22,31%, учреждения полного  образования – в среднем 59,85%. /Приложение 1, табл. 1.4/
   Для того чтобы определить структурные изменения в составе государственных учреждений, рассчитаем индексы Салаи и Гатева.
    (приложение 3, формула 3.2)
    (приложение 3, формула 3.1)
   Индексы показывают, что изменения в структуре государственных учреждений за 2002-2007  незначительные. ( Приложение 3, табл. 3.1)
   Учреждения  начального образования имеют наиболее сильную тенденцию к сокращению. Число таких учреждений за исследуемый  период снижалось, наибольшее сокращение учреждений начального образования произошло в 2006 году – их число снизилось на 76 заведений. В целом, за 2002-2007 года число учреждений начального образования снижалось в среднем на 7,84%, что в абсолютном выражении составило 67,25 заведений.
   Число учреждений основного образования также имело тенденцию к снижению, за исследуемый период их число сокращалось в среднем на 3,55% или на 37 заведений в абсолютном выражении.
   Число учреждений полного образования  с 2002/2003 учебного года по 2004/2005 учебный год росло. Наибольшее число учреждений было зафиксировано в 2004/2005 учебном году, их число составило 2778 заведений, что на 13 заведений больше, чем в 2002/2003 учебном году. Но с 2005 года значение показателя стало сокращаться, и в 2006/2007 году число заведений этого типа сократилось на 9 по сравнению с 2002/2003 годом. В целом за период наблюдался темп снижения числа учебных заведений на 0,08%.
   Таблица 5.4 – Выпуск учащихся государственными и муниципальными дневными общеобразовательными учреждениями Северо-Западого федерального округа
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007
Общий выпуск учащихся, тыс. чел. 329 315,5 286,7 249,6 223
Выпуск  учащихся с аттестатом об основном общем образовании, тыс. чел. 202,8 186,4 166,3 140,8 125,5
Выпуск  учащихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании , тыс. чел. 126,2 129,1 120,4 108,8 97,5
Доля  учащихся  с аттестатом об основном общем образовании 0,62 0,59 0,58 0,56 0,56
Доля учащихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании 0,38 0,41 0,42 0,44 0,44
   Выпуск  учащихся за 2003-2007 года имеет тенденцию к снижению показателя. В среднем за период было выпущено 280,76 тысяч учащихся, при этом численность выпускников ежегодно в среднем уменьшалась на 9,26% или на 26,5 тысяч человек. /Приложение 1, табл. 1,5/
   Для того чтобы определить структурные изменения в выпуске учащихся государственными и муниципальными учреждениями, рассчитаем индексы Салаи и Гатева.
    (приложение 3, формула 3.2) 

    (приложение 3, формула 3.1)
   Индексы показывают, что в выпуске учащихся государственными и муниципальными  учреждениями за 2003-2007  присутствуют слабые изменения. (приложение 3, табл. 3.2)
   За  исследуемый период уменьшается  доля выпускников основного общего образования, доля выпускников среднего общего образования постепенно растет.
   Таким образом, численность дневных общеобразовательных учреждений и численность учащихся в них имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить низкой рождаемостью детей в Северо-Западном федеральном округе в течение длительного периода.
   Постепенно  изменяется структура выпуска учащихся, уменьшается доля выпускников основного  общего образования и увеличивается  доля выпускников учреждений среднего общего образования. Это связано  со стремлением все большего числа учащихся получить наиболее полное образование, продолжить свое образование в высших учебных заведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6. Характеристика системы  профессионально-технического  образования. 

   Система профессионального образования  включает различные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, центры дистанционного обучения, центры обучения безработных, представительства зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения.
   При изучении начального профессионального образования определяются
следующие показатели: число учебных заведений, в том числе дневных и вечерних; численность учащихся в них, в том числе по полу; численность принятых в учебные заведения; подготовка рабочих по профессиям.
   Основные  проблемы в этой сфере образования: сокращение инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учебных заведений, отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, слабое участие работодателей в решении проблем учреждений начального профессионального образования.
   Кроме того, в этой системе образования  сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, преобладание подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики.
   Однако  в последнее время осознается тот факт, что экономика не может существовать без высококвалифицированных рабочих кадров, поэтому необходимо преодоление кризиса, прежде всего в сфере начального и среднего профессионального образования.
   Образовательные учреждения среднего профессионального образования
   реализуют профессиональные образовательные  программы среднего профессионального образования.
   Статистикой рассчитываются и анализируются  следующие показатели: численность учебных заведений;  численность учащихся всего (в том числе по формам обучения, полу, отраслевой специализации); распределение численности учащихся по регионам; прием в учебные заведения по видам обучения и отраслям; численность выпускников по видам обучения и группам специальностей; численность преподавателей и их распределение по уровню образования, стажу работы, должностям и окладам. /3 стр. 371/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   7. Характеристика среднего  профессионального  образования в  Северо-Западном  федеральном округе
   Рассмотрим изменения показателей, характеризующих среднее профессиональное образование Северо-Западного федерального округа.
   Таблица 7.1 - Численность студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования Северо-Западного округа
Численность студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования, тыс. чел. 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 213,6 210,8 214 213 207,1
Государственные и муниципальные учреждения тыс. чел. 208,6 206,7 208,9 207,6 202,8
Негосударственные учреждения, тыс. чел. 5 4,1 5,1 5,4 4,3
   За 2002/2003 – 2006/2007 учебные года наблюдался относительный спад  численности  студентов государственных и  муниципальных учреждений. В 2006/2007 году наблюдался наибольший спад показателя, по сравнению с 2005/2006 годом он уменьшился на 4,8 тысячи человек. Лишь в 2004/2005 году наблюдался рост показателя, численность студентов увеличилась на 0,3 тысячи человек по сравнению с 202/2003 годом и составила 208,9 тысяч человек.
   В целом за анализируемый период средняя численность студентов составляла 206,92 тысячи человек, ежегодно в среднем показатель снижался на 0,4%, что в абсолютном выражении составило 1,45 тысяч человек.
   За  исследуемый период численность  студентов негосударственных учреждений росла в 2004/2005 и в 2005/2006 учебных годах, наибольший прирост студентов наблюдается в 2005/2006 году, по сравнению с базисным годом численность увеличилась на 8% или на 0,4 тысячи человек. Но в 2006/2007 году показатель резко снизился – на 14% по сравнению с базисным годом, и составил 4,3 тысячи человек.
   В целом за период средняя численность  студентов негосударственных учреждений составляла 4,78 тысяч человек, ежегодно в среднем она уменьшалась  на 2,13% или на 0,175 тысяч человек.
   Всего численность студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования за данный период составляла в среднем 211,7 тысяч человек, численность которых ежегодно в среднем уменьшалась на 0,44% или на 1,625 тысяч человек. /Приложение 1, табл. 1.6/
   Определим численность студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования на 2008 год. Проведем аналитическое выравнивание по прямой данного показателя, получит следующий тренд линейной формы:
   Y=214,94-1,08*t (Приложение )
      Составим  точечный прогноз численности студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования на 2008 год по линейной форме тренда. Он будет равен: 208.46 тысяч студентов.
      Доверительный интервал прогноза  численности  студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования находится в пределах от 196.354446 до  220.565554 тысяч студентов (Приложение 2). Это значит, что с вероятностью 0,95 можно утверждать, что значение численности студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования на 2008 год попадет в заданный интервал. Интервал достоверен, так как в него не входит значение ноль и значения с противоположным знаком.
   Таблица 7.2 - Численность общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа
Численность общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 242 234 242 262 240
Государственные и муниципальные учреждения 227 224 231 246 226
Негосударственные учреждения 15 10 11 16 14
   Изменение численности общеобразовательных  учреждений среднего профессионального  образования представлено на рисунке 7.1.

   Рисунок 7.1. Численность общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа
   За  исследуемый период численность общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования увеличивалась в 2004/2005 и 2005/2006 годах на 8 и 20 учреждений соответственно относительно 2003/2004 учебного года. В остальные года число учреждений снижалось. В целом на период среднее число общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования составило 244 заведения, численность которых уменьшалась ежегодно в среднем на 0,12%./Приложение 1, табл. 1.7/
   Таблица 7.3 - Выпуск специалистов средними специальными учебными заведениями Северо-Западного федерального округа
Выпуск  специалистов средними специальными учебными заведениями 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 57,9 58,2 56,7 56,5 55,6
Государственные и муниципальные учреждения тыс. чел. 56,3 56,8 55,3 55 54,5
Негосударственные учреждения, тыс. чел. 1,6 1,4 1,4 1,4 1,1
   За  анализируемый период наблюдался относительно устойчивый спад показателя выпуска специалистов государственных и муниципальных учреждений. Лишь в 2003/2004 учебном году произошло увеличение роста показателя в 1,0089 раза или на 0,5тысяч человек по сравнению с 2002/2003 годом. В целом за период средняя численность выпускников составляла 55,58 тысяч человек, которая ежегодно в среднем уменьшалась на 0,46%, что в абсолютном выражении составило 0,45 тысяч человек.
   Выпуск  специалистов негосударственных учреждений также имеет тенденцию к спаду  показателя. Наименьшее число выпускников  наблюдалось в 2006/2007 учебном году. Выпуск сократился по сравнению с 2002/2003 годом на 31,25% или на 0,5 тысяч человек. За исследуемый период средняя численность выпускников негосударственных учреждений составляла 1,38 тысяч человек, показатель ежегодно в среднем сокращался на 5,21% или на 0,125 тысяч человек.
   Выпуск  специалистов средними специальными учебными заведениями за данный период составлял в среднем 56,98 тысяч человек. Численность выпускников падала в среднем на 0,58% или на 0,575 тысяч человек ежегодно. /Приложение 1, табл. 1.8/
   Для того чтобы определить структурные  изменения в выпуске специалистов средними специальными учебными заведениями, рассчитаем индексы Салаи и Гатева.
    (приложение 3, формула 3.2) 

    (приложение 3, формула 3.1)
   Индексы показывают, что в выпуске специалистов средними специальными учебными заведениями за 2003-2007  изменения не значительны. (приложение 3, табл. 3.3)
   Можно сказать, показатели, характеризующие  среднее профессиональное образование  Северо-Западного федерального округа, за исследуемый период имеют тенденцию к снижению. Это может быть связано со слабым участием государства в данной области образования, а также с  желанием все возрастающей части выпускников общеобразовательных учреждений получить высшее образование и со снижением доли выпускников основных общеобразовательных учреждений. 

   8. Статистика высшего  профессионального  образования 

   Высшее  образование охватывает подготовку специалистов в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования. Обучение осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.
   Система высшего профессионального образования  в настоящее время является наиболее динамично развивающейся частью системы образования. /3 стр. 371/
   В настоящее время в России вводится новая многоуровневая система высшего  образования:
    первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года;
    вторая ступень - базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
    третья ступень – «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет./5/
   Система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн. человек. После относительного спада в середине 90-х годов число студентов ежегодно растет. Вузы России готовят специалистов по более чем 350 специальностям. 
Преподавательский состав государственных ВУЗов включает 265 тысяч человек, из которых 153 тысячи человек - специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 42 тысяч преподавателей./4/
 

   8.1 Статистика высшего  профессионального  образования Северо-Западного  федерального округа 

   Проанализируем  показатели, характеризующие систему  высшего профессионального образования.
   Таблица 8.1 - Численность студентов учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа
Численность студентов учреждений высшего профессионального образования, тыс. чел. 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего, тыс. чел. 647,7 684,5 713 732 742,3
Государственные и муниципальные учреждения тыс. чел. 565,2 593,1 613,5 632,9 643,2
Негосударственные учреждения, тыс. чел. 82,7 91,4 99,5 99,1 99,1
 
   За 2002/2003 – 2006/2007 года показатель численности  студентов учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа имел относительно устойчивый рост. В среднем за данный период в учреждениях высшего профессионального образования обучалось 703,9 тысяч человек, показатель численности студентов увеличивался ежегодно в среднем в 1,0197 раза или на 1,97%, что в абсолютном выражении составило 23,65 тысяч человек.
   В том числе, наблюдался рост показателя численности студентов в государственных  и муниципальных учреждениях  высшего профессионального образования, в среднем ежегодно он увеличивался в 1,086 раза или на 1,86%, что в абсолютном выражении составило 19,5 тысяч человек, при средней численности студентов - 609,58 тысяч человек.
   Численность студентов негосударственных высших образовательных учреждений также имела рост показателя относительно 2002/2003 года. За данный период в учреждениях этого типа обучалось в среднем 94,36 тысячи человек. Их численность ежегодно роста в среднем 1,0261 раза или на 2,61%, что в абсолютном значении составило 4,1 тысячу человек. /Приложение 1, табл. 1.9/
   Определим численность студентов учреждений высшего профессионального образования  на 2008 год. Проведем аналитическое выравнивание по прямой данного показателя, получит  следующий тренд линейной формы:
    Y=632.98+23.58*t (Приложение 2)
   Составим  точечный прогноз численности студентов  учреждений высшего профессионального  образования на 2008 год по линейной форме тренда. Он будет равен: 774.46 тысяч студентов.
   Доверительный интервал прогноза  численности  студентов учреждений высшего профессионального образования находится в пределах от 730.809911 до  818.110089 тысяч студентов (Приложение 2). Это значит, что с вероятностью 0,95 можно утверждать, что значение численности студентов учреждений высшего профессионального образования на 2008 год попадет в заданный интервал. Интервал достоверен, так как в него не входит значение ноль и значения с противоположным знаком.
   Таблица 8.2 - Численность образовательных учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа
Численность образовательных учреждений высшего профессионального образования 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 136 132 132 130 131
Государственные и муниципальные учреждения 74 74 76 75 77
Негосударственные учреждения 62 58 56 55 54
   Изменение численности образовательных учреждений представлено на рисунке 8.1.
   Рисунок 8.1. Численность образовательных  учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа
   За  анализируемый период число государственных и муниципальных учреждений относительно устойчиво росло. В среднем за период в Северо-Западном округе функционировало 75,2 высших учебных заведений. Их число росло ежегодно в среднем в 1,057 раза или на 0,57%.
   Число же негосударственных высших образовательных учреждений имело тенденцию к сокращению: за анализируемый период их численность составила в среднем 57 заведений, которые ежегодно в среднем сокращались на 1,98%, что в абсолютном выражении составило 2 учебных заведения.
   В целом за период число высших учебных заведений снижалось в среднем на 0,53% или на 1,25 заведений ежегодно при среднем числе учреждений – 132,2. /Приложение 1, табл. 1.10/
   Таблица 8.3 - Выпуск специалистов высшими профессиональными  учебными заведениями Северо-Западного федерального округа
Выпуск  специалистов высшими профессиональными  учебными заведениями, тыс. чел. 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Всего 102,5 112,8 120 130,2 137,2
Государственные и муниципальные учреждения тыс. чел. 90,2 98,1 103,5 111,7 117
Негосударственные учреждения, тыс. чел. 12,3 14,7 16,5 18,5 20,2
   Число выпускников высших учебных заведений  на анализируемый период росло ежегодно в среднем 1,042 раза или на 4,2%, что  абсолютном выражении составило 8,675, при среднем числе выпускников в 120,54 тысячи человек.
   При этом средняя численность выпускников  государственных и муниципальных  высших учреждений составила 104,1 тысячу человек. Данный показатель ежегодно рос  в среднем на 3,79% или на 6,7 тысяч  человек. Средняя численность выпускников негосударственных высших учебных заведений составила 16,44 тысячи человек, показатель растет ежегодно в среднем на 7,34% - 1,935 тысяч человек./Приложение 1, табл. 1.11/
   Определим существуют ли структурные изменения в выпуске специалистов высшими профессиональными учебными заведениями, рассчитаем индексы Салаи и Гатева.
    (приложение 3, формула 3.2)
    (приложение 3, формула 3.1)
   Индексы показывают, что в структуре выпуска специалистов высшими профессиональными учебными заведениями за 2003-2007  изменения слабые, незначительные. (приложение 3, табл. 3.4)
   Таким образом, численность студентов  высших учебных заведений и их выпуск за 2002/2003 – 2006/2007 учебные года имела относительный рост, поэтому  можно говорить о росте престижа высшего образования среди молодежи. При этом число учебных заведений в целом имело тенденцию к снижению (за счет снижения числа негосударственных учебных заведений), что может привести к снижению и нехватке мест в учебных заведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   9.Взаимосвязь  уровня образования  Северо-Западного  федерального округа  с основными факторами 

Проверим  существует ли связь между численностью учащихся (У) на различных уровнях образования и такими показателями, как: число родившихся за год, тысяч человек (Х1); среднедушевые денежные доходы в сопоставимых ценах 2007 года, рублей (Х2); уровень оплаты труда в отрасли "Образование" в сопоставимых ценах 2007 года, рублей (Х3); ВРП на душу населения в ценах 2007 года, тыс. руб. (Х4). ( приложение 4 )
Из значений парных коэффициентов корреляции можно сделать вывод, что существует  статистическая зависимость между результативными и факторными признаками (приложение 5 ). Связь варьируется в пределах от 0,26 до 0,99, то есть от слабой до высокой.
Исходя из полученных результатов корреляционного анализа, можно подтвердить обоснованность факторов для моделей регрессии.
В ходе работы были получены следующие парные уравнения регрессии(приложение 5):
Y1=125.708+0.516X1
Уравнение регрессии показывает, что при увеличении числа родившихся на 1 тысячу человек, число детей в ДОУ увеличится на 516 человек.
Y1=370.418+0.012X2
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении среднедушевых доходов на 1 рубль число детей в ДОУ увеличится на 12 человек.
Y1=426.607+0.019X3
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении оплаты труда  отрасли «Образование» на 1 рубль число детей в ДОУ увеличится на 19 человек.
Y1=402.480+0.621X4
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении ВРП на душу населения на 1 тыс. рублей число детей в ДОУ увеличится на 621 человек.
Y2=3238.954-13.858X1
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении числа родившихся на 1 тыс. человек число учащихся общеобразовательных школ уменьшится на  13,858 тыс. человек.
Y2=2324.857-0.083X2
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении среднедушевых  доходов на 1 рубль число учащихся общеобразовательных школ уменьшится на  83 человека.
Y2=1937.238-0.137X3
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении уровня оплаты труда в отрасли «Образование» на 1 рубль число учащихся общеобразовательных школ уменьшится на 137 человека.
Y3=294.719-0.633X1
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении числа родившихся на 1 тыс. человек число студентов  среднего профессионального образования уменьшится на 633 человека.
Y3=220.48-0.008X2
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении среднедушевых  доходов на 1 рубль число студентов  среднего профессионального образования уменьшится на 8 человек.
Y3=219.18-0.048X4
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении ВРП на душу населения на 1 тыс. рублей число студентов среднего профессионального образования уменьшится на 48 человек.
Y4=393.721+2.365X1
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении числа родившихся на 1 тыс. человек число студентов высших профессиональных учреждений увеличится на 2365 человек.
Y4=584+0.032X3
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении уровня оплаты труда в отрасли «Образование»  на 1 рубль число студентов высших профессиональных учреждений увеличится на 32 человека.
Y4=551.607+0.974X4
Данное  уравнение регрессии показывает, что при увеличении ВРП на душу населения на 1 тыс. рублей число студентов высших профессиональных образовательных учреждений увеличится на 974 человека.
     Прогнозирование так же возможно с помощью множественной модели регрессии, если на формирование результативного признака одновременно оказывают влияние несколько факторных признаков, не мультиколлениарных между собой. 
     Рассмотрим адекватную модель множественной регрессии результативного признака Y2 и факторных признаков X1 и X4 (Приложение 4) Было получено уравнение вида:
     Y2=1485.517+4.992X1-4.552X4
Исходя  из данного уравнения, можно сделать  следующий вывод: при увеличении числа родившихся на 1 тысячу детей число школьников увеличится на 4992 человека при неизменном уровне ВРП на душу населения; при увеличении ВРП на душу населения на 1 тысячу рублей численность учащихся дневных общеобразовательных школ уменьшится на 4552 школьника при неизменном числе родившихся.
Рассмотрим  вторую адекватную модель множественной  регрессии результативного признака Y3 и факторных признаков X1 и X2 (приложение 4).
Получено  уравнение следующего вида:
Y3=290.779-0.576X1-0.0007X2
Из данного  уравнения следует, что при увеличении родившихся детей на 1 тысячу человек численность студентов среднего профессионального образования уменьшится на 576 человек при неизменном среднедушевом доходе; при увеличении среднедушевого дохода на 1 рубль численность студентов среднего профессионального образования уменьшится на 0,7 человека.
   Рассмотрим  третью модель множественной регрессии  результативного признака Y4 и факторных признаков X1 и X4 (приложение 4). Было получено уравнение вида:
   Y4=814.474-2.141X1+1.088X4
   Данное уравнение показывает, что при увеличении родившихся детей на 1 тысячу человек численность студентов высшего профессионального образования уменьшится на 2141  человека при неизменном уровне ВРП на душу населения; при увеличении ВРП на душу населения на 1 тысячу рублей численность студентов увеличится на 1088 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

   Молодое поколение россиян вступает в  жизнь в условиях формирования информационного  общества, где образование, знания, владение информацией становятся основными ресурсами, обеспечивающими жизненный успех. Поэтому в данной курсовой работе необходимо было определить состояние уровня образования на всех его основных этапах.
   Первым  и достаточно важным этапом в системе  образования является дошкольное образование. Проанализировав его, можно сказать, за период с 2003 по 2007 год наблюдается увеличение численности детей ежегодно в среднем на 8,57 тысяч детей. В среднем за данный период численность детей в дошкольных учреждениях Северо-Западного округа составила 499,48 тысяч человек. При этом в 2007 году на 100 мест в ДОУ приходилось 102 воспитанника, поэтому  в будущем возникнет вопрос о снижении доступности дошкольного образования для детей.
   В целом обеспеченность детей является достаточно высокой. По данным Росстата Северо-Западный регион занимает первое место в России по охвату детей дошкольными образовательными учреждениями.
   По  прогнозу  численность детей в дошкольных образовательных учреждениях будет продолжать расти, в 2208 она будет находиться в пределах от 523,683886 до 565,036114 тысяч детей с вероятностью 0,95.
   Численность дневных общеобразовательных учреждений и численность учащихся в них имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить низкой рождаемостью детей в Северо-Западном федеральном округе в 90х годах, вследствие кризиса экономической системы и дефолта в Российской Федерации.
   В 2003-2007 годах постепенно изменяется структура выпуска учащихся, уменьшается доля выпускников основного общего образования и увеличивается доля выпускников учреждений среднего общего образования. Поэтому, несмотря на общее снижение числа учебных заведений, число учреждений среднего общего образования растет. Можно сказать, показатели, характеризующие среднее профессиональное образование Северо-Западного федерального округа, за исследуемый период имеют тенденцию к снижению так же, как и показатели общего образования. Это может быть связано со слабым участием государства в данной области образования, а также с  желанием все возрастающей части выпускников общеобразовательных учреждений получить высшее образование и со снижением доли выпускников основных общеобразовательных учреждений.
   Численность студентов высших учебных заведений  и их выпуск за 2002/2003 – 2006/2007 учебные  года в Северо-Западном федеральном  округе имела относительный рост, поэтому можно говорить о росте престижа высшего образования среди молодежи. При этом число учебных заведений в целом имело тенденцию к снижению (за счет снижения числа негосударственных учебных заведений), что может привести к снижению и нехватке мест в учебных заведениях и к еще большему снижению доступности высшего образования среди населения.
   В ходе работы было выявлено, что она  уровень образования населения, а именно на численность учащихся, влияют такие показатели, как число родившихся за год, тысяч человек; среднедушевые денежные доходы в сопоставимых ценах 2007 года, рублей; уровень оплаты труда в отрасли "Образование" в сопоставимых ценах 2007 года, рублей; ВРП на душу населения в ценах 2007 года, тыс. руб.
   Безусловно, сильное влияние имеет фактор числа родившихся детей. При его увеличении число учащихся в ДОУ и в высших учебных заведениях также увеличивается, но в учреждениях общего и среднего специального образования численность учащихся уменьшается. Это говорит о том, что на данный период приходится резкое сокращение численности населения в возрасте 7-15 лет, а также об оттоке желающих обучаться в учреждениях среднего профессионального образования. Такой отток может вызвать дисбаланс, который не сможет эффективно обслуживать рынок труда. Поэтому государству стоит стимулировать выпускников школ поступать в учреждения профессионально-технического образования.
   В ходе работы я проследила тенденцию  сокращения численности образовательных  учреждений, часть сокращений является отрицательным следствием снижения численности учащихся. Я считаю, что это сокращение необходимо остановить, так как численность учащихся постепенно будет выравниваться, и впоследствии обеспеченность учебными местами будет снижаться. Кроме этого теряются ценные кадры, которые обеспечивают высокий уровень образования среди населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.