На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Авторитаризм в истории России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Филиал  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования 
«Южно-Уральский  государственный университет»
в г. Нижневартовске
 
Кафедра  
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
наименование  темы 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине  
 
 
 
 
 
                Проверил, (должность)
                ________________________________
                ________________________________И.О.Ф.
                ________________________________20 __г. 

                                                                                     Автор работы 
                                                                                 студент группы __________________
                 ________________________________И.О.Ф.
                 ________________________________20 __г.
    
                                                                                 Реферат защищен
                                                                                 с оценкой (прописью, цифрой)
                            ______________________________________
                            ________________________________20 __г. 

Нижневартовск 20 __ 

                АННОТАЦИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  В данной работе рассматриваются понятие  основных политических режимов, т.к. от политического режима в государстве зависит форма правления, экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и общества и т.д. Авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы. Поэтому в данной работе этому политическому режиму уделена большая ее часть. Рассматриваются сущность, признаки и формы авторитаризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Оглавление 

  Введение…………………………………………………………………………...4
  1. Понятие и типология политических  режимов………………………………..5
  2. Сущность, признаки и формы авторитаризма………………………………..9
  3. Авторитаризм в истории России……………………………………………..17
  Заключение……………………………………………………………………….21
  Библиографический список……………………………………………………..22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Введение
  От политического режима в государстве зависит форма правления, экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и общества и т.д. Авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы.
  Авторитаризм  имеет богатую историю, которая  включает в себя как древние тирании, диспотии, абсолютные монархии периода  средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры, так и существующие ныне политические режимы (разновидности авторитаризма) в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.
  Широкая распространенность и устойчивость этого режима породила множество его разновидностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    Понятие и  типология политических режимов
  Сущность  власти заключается в её способности  придавать отношениям меж людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.
  Общество  как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью разных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, ужаса и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, именуется политически режимом.
  Политическая  власть многообразна по формам и средствам  проявления. Для отражения разных качеств её функционирования употребляются такие понятия, как «форма правления», «политический режим», «политическая система».
  Для того чтоб эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть обязана быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, её органов, их взаимоотношения с популяцией обозначаются понятием «форма правления». Традиционно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Но не постоянно характер политической власти в обществе соответствует форме правления. К примеру, Швеция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие республики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, но характер власти был диктаторский. В связи с этим возникла потребность в определении тех средств и способов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает дела меж людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».
  Некоторые исследователи ограничивают содержание политического режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация  политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении  их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, схожее толкование игнорирует влияние остальных политических институтов: партийной системы, групп давления и т.д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.
  В политической науке общепризнанным является определение политического режима, данное политологом Ж-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность частей идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Посреди этих частей он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль страны
  Наиболее  распространенной в современной  политологии является типология политических режимов по шкале «демократия – автократия», на основе которой выделяются их три основных типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.
  Рассмотрим  вначале демократический политический режим. Его признаками являются верховенство представительных органов власти, широкое  распространение институтов самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно выделить две разновидности такого режима: демократический политический режим в развитой форме и ограниченно демократический режим.
  Для авторитарного политического режима характерна большая самостоятельность  государства по отношению к гражданскому обществу. Гражданское общество сохраняется  и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в самом себе. Признаками авторитарного политического режима являются существенное ограничение полномочий или полное отсутствие представительных органов власти, преобладание по своей значимости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой, большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан.
  Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности: авторитарно-либерализированный и радикально-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, в случае угрозы правящей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества, предоставлением гражданам определенных прав и свобод. Но авторитаризм тем и отличается от демократии, что сроки представления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым. Авторитарно-либерализированный политический режим существовал, например, в России в период реформ 60-70-х годов XIX века.
  Радикально-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либерализированный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозированно и под своим неусыпным контролем, то радикально-авторитарный режим терпит гражданское общество как необходимость, с которой государство справиться не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль. Примерами радикально-авторитарного политического режима служат военные режимы, существовавшие в Бразилии с 1964 по 1979 год, в Испании в период диктатуры Франко и другие.
  При реакционно-авторитарном или военно-диктаторском режимах гражданское общество сохраняет  свою самостоятельность и даже активность, правящая группировка оказывает  на него серьезное воздействие, налагает определенные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может.
  Только  в условиях тоталитарного режима государству удается подчинить  себе общество, уничтожить его гражданский  характер Государство подминает  под себя общество, пронизывает все  его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства, возглавляемого вождем, над обществом используется целый комплекс мер и средств. Насилие же здесь является самым главным инструментом. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия. Но репрессии являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного аппарата все общество. Репрессиям подвергаются прежде всего те, кого не удалось подчинить другими методами. При этом различными как ненасильственными, так и насильственными методами на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать достаточно массовую социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референдумы как доказательство наличия такой массовой опоры.
  Характерными  чертами тоталитарного политического  режима являются сосредоточение власти в руках одного человека, пришедшего к власти недемократическим путем и сохраняющего свою власть в течение длительного времени, хотя возможны и перевороты внутри олигархии, установление принудительной, как правило, однопартийной системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (то есть наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.
  В этих условиях все люди превращаются в винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется  с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют функции винтика или сделали уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников.
  Тоталитарные  режимы существуют в течение более  коротких исторических периодов по сравнению  со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.  
 

  2. Сущность, признаки и формы авторитаризма
  Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм.
  Термин "авторитаризм" (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-либо одной партии, группировки, лица или института.
  По  своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение  между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
    Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа).
    Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
    Опора (реальная и потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
    Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при отсутствии их подконтрольности властям.
    Отказ от тоталитарного контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
    Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
  Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещается лишь определенные, главным образом, политические нормы деятельности, в остальном же граждане свободны.
  Таким образом, при авторитаризме существует монополия, но власть одной группы, партии, коалиции, которая ни перед кем не подотчетна, существует полный, иногда даже частичный запрет на деятельность оппозиции, сохраняется ограниченный плюрализм, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством, отсутствует возможность ненасильственной смены власти.
  Авторитаризм  имеет богатую историю, которая  включает в себя древние тирании, диспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.
  Широкая распространенность и устойчивость авторитарного режима в большинстве  современных стран порождает  вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения, воспроизводства.
  К социально-экономическим факторам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений  и значительная конфликтность общества.
  Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит, и неразвитость механизмов саморегуляции общества, обуславливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство  вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии.
  Таким образом, помимо своих специфических  функций, государству приходится осуществлять административное вмешательство в  экономику, ее регулирование, заниматься распределением материальных благ. На авторитарный характер власти влияет наличие в незападных обществах преимущественно не горизонтальных, а вертикальных социальных связей – клиентального типа, в которых отношения между патроном и клиентом строятся на взаимных обязательствах.
  К социокультурным факторам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации. В политической науке существует точка зрения, согласно которой между религией и типом политического режима прослеживается определенная взаимосвязь. Нехристианские религии в большей степени ценностно ориентированы не на демократический, а на авторитарный характер отношений.
  Для того, чтобы получить более полное представление об авторитаризме, необходимо познакомиться с его основными типами.
  По  характеру и степени плюрализма, который проявляется в однопартийной  системе, авторитаризм подразделяется на:
    реально однопартийный;
    однопартийный «полуконкурентного» типа;
    псевдопартийный.
  По  существу любой авторитарный режим  является однопартийным, однако однопартийность  может принимать различные формы, так существуют режимы, где власть монополирована одной партией, не допускающей  появление других партий. Структура единственной партии представляет собой иерархию кланов, на вершине которой находится лидер. Каждый клан пронизан системой личных связей между его членами и вождем, основывающихся на этнических, региональных или семейно-родовых отношениях (режим Того и Заира).
  Разновидностыо  бюрократического режима является бюрократический  авторитаризм. Его особенности были подробно проанализированы аргентинским политологом Г.О. Доннеллом. С его  точки зрения, власть при бюрократически авторитарном режиме осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил бюрократии, преобладающее место в которой занимают технократы; национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие национальные компании и одновременно связанной с международным капиталом, и военных. Указанный режим выдвигает две главные цели: восстановление порядка и стабильности в обществе и нормализацию экономической жизни. Для достижения поставленных задач применяются разнообразные методы: исключение масс из политической жизни и понижение социальной и политической активности до минимума путем ликвидации гражданских и политических прав "перекрытия" всех каналов представительства социальных интересов; «оздоровление» экономики с помощью «шокотерапии» - резкого сокращения государственных дотаций в убыточных секторах экономики, массовою банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизации государственной собственности, урезания социальных расходов; насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авторитаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Бюрократический авторитаризм сохраняется до тех пор, пока существует правящий блок. По мере укрепления национальной буржуазии стабилизации экономики, политический союз правящих сил начинает распадаться, армия «уходит в казармы», наступает период либерализации. В качестве примера бюрократического авторитаризма можно привести пиночетовский режим в Чили.
  Многие  политологи в последнее время  стали выделять в качестве отдельной  разновидности «авторитаризм развития», главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного» не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима может быть современный Китай, Южная Корея 70-80-х гг., Таиланд и др.
  Некоторые политологи выделяют переходные (гибридные) режимы сочетающие в себе черты авторитаризма  и демократии. К их разновидностям относятся - диктократия и демократура. Диктократия возникает в случаях  проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, Кении и Кот д'Ивуаре, а также других африканских государствах.
  Демократура предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при  условии, что они вообще проводят), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элите. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середи-80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.
  Гибридным можно назвать и режим делегативной демократии, описанный Г.О. Доннеллом. В отличие от представительной демократии. При указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных её конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде как он их понимает.
  В отечественной политической науке  с середины 90-х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение режима как посткоммунистической или тоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин «демократия» употребляется как антипод понятия «тоталитаризм». С другой и стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических (западных моделей демократии).
  Российский  политический режим отличают; а) отсутствие развитого и многочисленного  среднего класса; б) отсутствие консенсус  в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократа; д) коррупция во всех эшелонах власти, е) сильно ограниченная, сведенная к минимуму роль представительных органов власти; ж) фактическая неподконтрольность органов власти обществу, з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.
  Одна  из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому  политологу Д. Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие разновидности авторитаризма.
  Традиционные  абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.
  Традиционные  авторитарные режимы олигархического  типа преобладают в Латинской  Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).
  Гегемонистский  авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т.е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 - 1985), в Тунисе, Камеруне и т.д. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов:
  а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);
  б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);
  в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.
  Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность.  

  3. Авторитаризм в истории России
  Способы реализации политической власти в истории  российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.