Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внешняя и внутренняя политика Александра III

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ИСТОРИИ 

НА ТЕМУ: «Внешняя и внутренняя политика Александра III» 
 

 Содержание
Введение
1. Личность Александра III
2. Внутренняя политика
3. Контрреформы Александра III
4. Внешняя политика
Заключение
Список использованных источников информации
 Введение
Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску  предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.
Этот период отмечен  серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся  системы буржуазного законодательства.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и  весь политический курс российского  самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической  и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха  и всесилие бюрократии остались вне  процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность  сильна.
Александр III стремился  сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить  революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный  характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного  и торгового капитала.
Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России.
Мероприятия правительства  Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса  в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. В данной работе подробно изложена внешняя и  внутренняя политика Александра III.
1. Личность Александра III
Александр III - второй сын великого князя Александра II и великой княгини Марии Александровны. 

Александр Александрович  ни в детстве, ни в ранней юности не рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола - его  старший брат Николай Александрович - скончался на 22-м году жизни от туберкулёза (в некоторых источниках - от чахотки) Александр Александрович  стал цесаревичем в 20-летнем возрасте, т.е. будучи уже вполне сформировавшимся человеком. 

В 1866 Александр Александрович  женился на невесте покойного  брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии - Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. 

Черты характера  и образ жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих  правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском  кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов  создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал  либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения  перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и  др. 

Отличаясь сильной  волей, Александр III в то же время  обладал ограниченным и прямолинейным  умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты - рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.) Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии. 

После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона  развернулась борьба между либералами и охранителями. Лидеры охранителей  Победоносцев (с 1880 - обер-прокурор Святейшего Синода) и журналист М. Н. Катков выступили  против планов изменений в государственном  устройстве, предложенных министром  внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 манифест «О незыблемости самодержавия», что привело к  отставке Лорис-Меликова и его сторонников. 

Начало правления  Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий  и цензуры (Положение о мерах  к охранению государственной  безопасности и общественного спокойствия, 1881г.; Временные правила о печати, 1882г.). К середине 1880-х годов правительству  путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего  «Народную волю». В то же время  был принят ряд мер, облегчающих  материальное положение народа и  смягчающих социальную напряженность  в обществе (введение обязательного  выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и  др.). 

Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел  Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом  всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили  Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым - убежденным сторонником реакционно-охранительной  политики. 

По сравнению с  другими императорами Александр III не отличался гипертрофированным интересом  к армии, он стремился уберечь  страну от войн. В течение его 13-летнего  царствования Россия не участвовала  ни в одной войне. Исключением  был первый и последний в правлении  этого царя военный эпизод - победа генерала А. В. Комарова над афганцами  в сражении при р. Кушке (1885г.). 

Никто из императоров  ХIХ века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III. Это проявлялось и во внешнем облике: русская одежда, борода, заправленные в сапоги брюки. Подчеркнутая любовь к русскому сочеталась в нем с неприязнью к «инородцам» - полякам, финнам, евреям, армянам и представителям других национальностей. Стремление подчеркнуть все русское распространялось на экономическую политику, которая носила протекционистский характер, способствуя росту национальной промышленности и торговли. 

Не особенно церемонился  Александр III на дипломатическом поле в отношениях с другими странами. Характерен такой эпизод. Однажды  в Гатчине во время рыбной ловли, которую царь очень любил, дипломат одной из великих держав добивался  срочного свидания с ним. После того как об этом доложили Александру III, он ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать» Боханов  А.Н. Император Александр III. - М.:ООО  Русское слово PC, 2001. с. 101. 

2. Внутренняя политика 

Новый правительственный  курс видимым образом отличался  от реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения - либерально настроенных министров. На смену  последним пришли Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший  ближайшим советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена ключевых фигур в правительстве  означала решительный отход от прежнего курса правления. 

Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации общественного строя России. Предпринимались  попытки хотя бы частично привести его в соответствие с требованием  времени, с западноевропейским опытом предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала сверять время по собственным историческим часам. Именно в этот период благодаря трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших деятелей нового царствования, приобретает наиболее законченные и совершенные черты российская государственная идеология, отстаивающая незыблемость самодержавия. 

Основная причина  резкой смены правительственного курса  в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась  не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая  внутриполитическая обстановка, вызванная  террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление. Продолжать начатый отцом курс будущий император  был не расположен. 

29 апреля 1881г. новый  император подписал манифест  «О незыблемости самодержавия».  Этот закон правомерно отождествляют  с поворотом к реакции или  к так называемому курсу «контрреформ»  1880-1890 годов. Цечоев В.К., Власов  В.И., Степанов О.В. История отечественного  государства и права. - М.: Юристъ, 2003. с.160 

Этот период отмечен  серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся  системы буржуазного законодательства. 

Манифест о «незыблемости» самодержавия был опубликован 29 апреля 1881 г. Манифест подготовили Победоносцев К. П. и Катков М. Н. Он отражал мнение нового императора Александра III: возвестил  об отходе от прежнего либерального курса  и дальнейших реформ, провозгласил «веру в силу и истину самодержавной  власти», которую император будет  «утверждать и охранять от всяких на неё поползновений». Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии всех учреждений». Вскоре после опубликования манифеста либерально настроенные министры (Лорис-Меликов, Милютин, Константин Николаевич) вынуждены были подать в отставку. 

«Распоряжение о  мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия  и проведение определенных местностей в состояние усиленной охраны» (14 августа 1881г.) предоставляло право  политической полиции в 10 губерниях  Российской империи действовать  согласно ситуации, не подчиняясь администрации  и судам. Власти при введении этого  законодательного акта в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные  заведения, органы печати и торгово-промышленные предприятия. Фактически в России устанавливалось  чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого  закона, до 1917г. 

С тех пор основные государственные задачи, завещанные преобразовательной эпохой, уже не ставились на очередь во всем их объёме. Распространение новых учреждений на области, оставшиеся ещё под действием  дореформенных порядков, продолжалось, постепенно захватывая отдаленные окраины  империи; но, в то же время, преобразованные  учреждения подверглись новой переработке, на основах, не соответствовавших традициям  преобразовательной эпохи. 

Начало 1880-х годов  ознаменовалось рядом важных мероприятий, отчасти уже подготовленных в  предшествующее царствование. Понижение  выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881-1884г.) имели целью сгладить неблагоприятные  для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886г.), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882-1884гг.) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882г.) и ночной работы подростков и женщин (1885г.) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881-1882гг.) отвечало несомненной назревшей потребности; учрежденная в 1881г. комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы. 

В позднейшее время  лишь немногие разрозненные меры были отмечены тем же направлением, как, например, законы о переселениях (1889г.), о не отчуждаемости крестьянских наделов (1894г.), об урегулировании фабричного труда (1886г., 1897г.). Наряду с этими  единичными отзвуками прежних начинаний  все сильнее пробивалось другое, противоположное течение. Уже в 1882-1884 гг. были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действовавшие до 1905г.. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства - закон о дворянских выморочных имуществах (1883г.), организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в виде учреждения дворянского земельного банка (1885г.), на место проектированного министром финансов всесословного поземельного банка. 

Введение института  земских начальников (1889г.) и новые  Положения, земское (1890г.) и городовое (1892г.), существенно видоизменили строй  местного управления, ещё сильнее  ограничив общественное самоуправление и ещё более сгладив всесословный характер местных учреждений в пользу некоторых привилегированных классов. Положение о земских учреждениях 1890г. установило сословность выборов  и усилило дворянский элемент  на счёт прочих; административный надзор за деятельностью земства был  усилен как умножением предметов  надзора, так и облечением его  в более стеснительные формы: помимо контроля над законностью  земских постановлений, администрации  был предоставлен контроль и над  их целесообразностью. В общем, новое  положение заменило прежнюю точку зрения на земство как на учреждение земско-хозяйственное, новым воззрением на него, как на учреждение государственное, но при этом государственный элемент был привнесён не в смысле наделения земства прерогативами правительственной власти, а в смысле стеснения земской деятельности административными установлениями. 

Городовое положение 1892г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным  избирательным участкам, но в то же время ограничило количество гласных  и усилило зависимость городского самоуправления от администрации. В  области суда закон 1885г. поколебал  принцип несменяемости судей, закон 1887г. ограничил судебную гласность, закон 1889г. сузил круг действий суда присяжных. В сфере народного  просвещения состоялась новая университетская  реформа (устав 1884г.), уничтожившая университетское  самоуправление, передача школ грамоты  в руки духовенства, уменьшение льгот  по образованию для отбывания  воинской повинности, преобразование военных гимназий в кадетские  корпуса. Был выпущен печально знаменитый циркуляр о кухаркиных детях, ограничивший получение образования детьми из низших слоев общества. 

В области финансовой попытки видоизменения налоговой  системы более не возобновлялись, если не считать введения квартирного  налога; начинается усиленное расширение и повышение косвенного обложения и дальнейшее усиление протекционизма (тариф 1891г.). В состоянии государственного бюджета происходит быстрая перемена к лучшему: после грандиозных дефицитов 1881-1887гг. начинается хроническое возрастание избытка государственных доходов над расходами. Благодаря этим избыткам были предприняты важные мероприятия в области государственного кредита и денежного обращения (конвертирование и досрочные выкупы государственных займов, реформа денежного обращения), и в области железнодорожного строительства (Сибирская железная дорога и прочее). 

При помощи воспособлений  от государственного казначейства широко раздвинуты обороты казённого хозяйства - увеличена сеть казённых железных дорог, вводится казённая продажа питей. Однако финансовые успехи этого периода  не опирались на соответствующий  подъём экономического благосостояния массы населения. Главным источником государственных поступлений являлись косвенные налоги, умножение которых и в смысле увеличения предметов обложения (новые налоги на керосин, спички), и в смысле повышения норм обложения (поднятие акциза питейного, сахарного, табачного), носило почти исключительно фискальный характер. 

Наряду с ростом косвенного обложения шло повышение  покровительственных таможенных пошлин, причем и косвенные налоги, и таможенные пошлины одинаково падали на наименее состоятельную часть населения. Падение уровня народного благосостояния выразилось как в безостановочном  росте недоимок, так и в ужасающих  бедствиях крестьянского населения  в годы неурожая. Финансовой стабилизация была достигнута во многом благодаря тому, что пост министра финансов занимали при Александре III, сменяя друг друга, самые умные чиновники: Н.Х. Бунге (1881-1886), И.А. Вышнеградский (1887- 1892), С.Ю. Витте (с 1892 г.) 

Александр III поощрял  в 80-90-е годы небывалые ранее гонения  на евреев. Их выселяли в черту оседлости (только из Москвы были выселены 20 тыс. евреев), установили для них процентную норму в средних, а затем и  высших учебных заведениях (в черте  оседлости - 10 %, вне черты - 5, в столицах - 3 %). 

Новый период в истории  России, начавшийся реформами 1860-х годов, завершился к концу XIX века контрреформами. Тринадцать лет Александр III, по выражению  Г.В. Плеханова, «сеял ветер». Его  преемнику - Николаю II - выпало на долю пожать бурю. 

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и  весь политический курс российского  самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической  и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха  и всесилие бюрократии остались вне  процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность  сильна. 

Александр III стремился  сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить  революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный  характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного  и торгового капитала. 

Мероприятия правительства  Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса  в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. 

3. Контрреформы Александра III 

Контрреформы 80-90-х  гг. - заметный эпизод в истории России вообще, ее государственно-правового  развития в частности. Однако в историко-правовой литературе им уделяется незаслуженно мало внимания. Между тем именно контрреформы 80-90-х гг. определили государственно-правовое развитие России по крайней мере до первой русской революции. Они явились выражением противоречивой политики царизма в условиях кризиса феодальной системы и быстро развивающегося капитализма. Противоречивость политики царизма определялась, расстановкой не только межклассовых, но и внутриклассовых сил. Это нашло отражение в позициях правящей верхушки при подготовке контрреформ 80-90-х гг. Вопросы о ходе подготовки контрреформ, об определенных разногласиях, возникавших в процессе обсуждения законопроектов, освещены в литературе весьма обстоятельно. Однако при этом, к сожалению, осталось упущенным из виду, что разногласия эти были вполне закономерными, поскольку определялись изменениями в государстве и праве пореформенного периода. 

Преобразования 60-х  и 80-х годов XIX века находились в одной  плоскости и были противоположны по смыслу. Полной отмены предшествующих реформ не было, а вот отход назад - явный и говорить о том, что  реформирование при Александре III было всего лишь прервано и обеднено, нельзя. Планировался решительный прорыв в прошлое: предполагалось не просто уничтожить университетскую автономию, но и поручить приём экзаменов  государственным чиновникам (чтобы  контролировать не только благонамеренность  студентов, но и благонадёжность  профессиональных лекций). Собирались постепенно ликвидировать суд присяжных, публичность и независимость  суда, лишить земства исполнительных органов и превратить их в безвластные  консультации при губернаторах. Сделать  удалось меньше, но и то, что осуществилось, впечатляет. Был фактически уничтожен  мировой суд, с принятием закона о земских начальниках нанесён  удар по важнейшему принципу 60-х годов - разделению властей. Разрушалось и  другое начало Великих реформ - всесословность (политика по отношению к гимназиям, церковноприходским школам, закон о  земских начальниках, новое земское  положение). 

Правительственную политику периода реакции можно  разделить на 3 этапа: 

· Первый этап (с конца  апреля 1881 - по лето 1882 года) - период перехода к реакции, прикрываемого демагогическими  посулами и обещаниями, время министерства Игнатьева; 

· Второй этап (1882-1885 года). Этот период характеризуется  окончательным утверждением реакционного курса, «возвращением правительства», как говорил Катков. Однако в эти  годы правительство не имело ещё  какой-либо программы действия в  смысле утверждения реакционных  начал во всех сферах государственной  жизни. В это время самодержавие ещё не решается предпринимать какие-либо серьёзные шаги; 

· Третий этап - 1886-1894 гг. - характеризуются дальнейшим ростом реакции. Прежде всего в этот период начинает претворятся в жизнь программа Пазухина, рассчитанная на утверждение сословного (дворянского) начала как в деревне, так и в органах земского и городского общественного управления. В это время усиливается политика национального шовинизма, характеризовавшаяся, с одной стороны, русификацией окраин, а с другой - массовыми репрессиями против евреев, «мултанским делом», насильственными крещениями бурят и представителей местной администрации - губернаторов. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2005. c.170 

Таким образом, в 80-х  годах намечаются общие контуры  преобразований, главной задачей  которых являлось усиление роли поместного дворянства как опоры самодержавия. Император и его ближайшее  окружение избрали тактику постепенной  и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования в таких  важнейших сферах жизни российского  общества, как земство, городское  самоуправление, суд, образование и  печать. 

Реформы в области  центрального, местного управления и  суда, последовавшие за отменой крепостного  права, означали шаг по пути к буржуазной монархии. Таким образом, во второй половине XIX в. произошли изменения  в феодальном государстве и праве, дающие возможность выделить качественно  новый этап в их развитии. Они  характеризуются эволюцией абсолютной монархии в России в направлении  к буржуазной и соответственно феодального  права к буржуазному. 

Буржуазные по своему классовому содержанию реформы 60-70-х  гг. затрагивали привилегии дворянского  сословия, закрепленные и охраняемые системой феодального права. Это  послужило одной из основных причин недовольства реформами со стороны  господствующего класса. Феодалы  допустили известное ущемление  своих привилегий потому, что рассчитывали путем сравнительно незначительных уступок сохранить свое политическое господство. Однако после отмены крепостного  права в условиях бурного развития капиталистических отношений обнаружились такие последствия реформ, которые  нельзя было предвидеть при их подготовке. Например, земская реформа мыслилась  безвредной для правительства уступкой. Как подчеркивал В. И. Ленин, «земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в  телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией  лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось». Тем не менее именно земство становится центром либеральной оппозиции правительству, ибо представляет собой такое звено в механизме феодального государства, благодаря которому буржуазия получает реальные возможности бороться за свои интересы. Все это и было причиной пересмотра Земского положения 1864г. Соответственно боязнь усиления влияния буржуазии в органах городского самоуправления стала причиной пересмотра Городового положения 1870г., а выявившаяся в 70--80-х гг. в условиях подъема революционного движения неспособность функционирующих на основе буржуазных принципов судопроизводства судебных органов надежно защищать существующий строй послужила поводом для нападок на судебные уставы 1864г. 

К середине 80-х годов  была составлена подробная программа  контрреформ. В ее основу легли идеи, изложенные наиболее ярким и последовательным представителем дворянского реакционного течения А. Д. Пазухиным в статье «Современное состояние в России и сословный вопрос». Он выражал  настроения той части дворянства, которая, воспользовавшись благоприятной  обстановкой, стремилась осуществить  свои давние намерения по пересмотру «великих», как их тогда называли, реформ. Представители реакционных  кругов приступили к разработке законопроектов, которые должны были устранить буржуазные начала реформ 60-70-х гг. Но им не удалось  осуществить свои намерения, поскольку  крайне реакционные настроения выражали не все представители господствующего  класса. 

В 1864г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с  его идеей народного представительства  и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних  была сведена на нет ещё на исходе XVIIв. 

По новому «Положению о губернских и уездных земских  учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских  деятелей - гласных (около 57%). Имущественный  ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать  в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался  для городского населения. Крестьяне  вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими  обществами участвовать в выборах. 

Вновь избранные  земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную  идею земства - независимость от органов  государственной власти и царя в  решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял  в том, чтобы свести на нет возможность  участия в работе земских органов  «случайных» (нежелательных для  режима) людей, увеличить представительство  дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными  по отношению к самодержавной  власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории. 

Судебная реформа  России - наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов - не потерпела  в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность  ограничивалась: публикации отчётов  о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела, а насильственных действиях  против должностных лиц. 

Существенные изменения  произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые  помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами  и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе. 

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись  исключительно дворянам с высоким  имущественным цензом. В отличие  от мирового суда, на который возлагалось  достижение согласия между крестьянами  и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную  администрацию Исаев И.А. История  государства и права России. - М.: Юристъ, 2005. с. 60. 

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных  полномочий. Согласно новому городовому положению 1892г., имущественный ценз, дававший право участвовать в  выборах, повышался. В результате число  избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.