На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические предпосылки и содержание понятия жизненное пространство личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная управляемая работа студента №2
по курсу: «Основы психологии и педагогики»
на тему: «теоретические предпосылки и содержание понятия жизненное пространство личности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнил студент
                                                        Сабич М.А.
                                                        Ф-т МЭО и М, 1-й  курс
                                                        Группа 1012
                                                        Проверил:
                                                        Скринник А. И. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010
Оглавление
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ» 4
Теоретические истоки и определение понятия «жизненное пространство личности» 4
О соотношении понятий «жизненное пространство личности» и «образ мира» 6
Теоретическая модель жизненного пространства личности 9
Субъективная репрезентация жизненного пространства личности 10
Анализ и интерпретация результатов. 12
Заключение 16
Список литературы 18 
 

 


Введение

  В статье обосновывается введение понятия «жизненное пространство личности», рассматриваются  его теоретические истоки, соотношение  с  понятием «образ мира», предлагается его структурная модель, рассматривается как с философской так и с психологической точки обоснования. Представлены результаты эмпирического исследования репрезентации жизненного пространства личности и образе мира молодых людей — учащихся лицея и студентов вуза. Также в работе «жизненное пространство личности» сопоставляется с другими понятиями и терминами, обосновывается на словах множества ученых, философов и психологов. Сопоставляются две теории обосновывающие понятие с разный классификаций и точек зрения. 

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И  СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ  «ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ»

Теоретические истоки и определение  понятия «жизненное пространство личности»

    Для начала рассмотрим категорию жизненного мира, которое представляет собой  единство человека и мира. Мир для субъекта — это не мир вообще, а его жизненный мир. Все его связи и отношения с миром создаются его жизнедеятельностью. Жизненный мир и есть та действительность, о которой С.Л. Рубинштейн (1973) писал как о непосредственном единстве сущности и существования, внутреннего и внешнего. Осуществляя свою жизнедеятельность, субъект создает особую субъективную реальность, «квазипредметное измерение бытия», которое включается «в реальное, от субъекта независимое действие мира» (Зинченко, Мамардашвили. 1977, с. 119).
    С Философской точки зрения «жизненный мир» ориентируясь на идеи Д.А. Леонтьева (1999), выделившего в смысловой реальности три аспекта — онтологический, феноменологический и деятельностный.
    Онтологический аспект смысла рассматривает его как племен и систем отношении человека с миром — его лишенным миром. По определению Д.А. Леонтьева, жизненный мир — это «организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями.
    Также расматривается с двух других аспектов. Первый из них — образ мира в сознании субъекта, существенным компонентом которого является личностный смысл, второй — «смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности (жизнедеятельности)»
Также понятие  жизненное пространство личности основывается на «проприум» (Г. Олпорт). Оно является более частным по отношению к «жизненному пространству» К. Левина. Последнее по уровню абстракции соотносится с философской категорией жизненного мира, представляя собой его феноменологический и деятельностный аспекты. Г. Олпорт. развивавал идеи У. Джемса о неотделимости друг от друга личности и окружающей ее среды, выделил в структуре личности «проприум» — центральные аспекты, образующие ее внутреннее единство и представляющие собой «не что теплое и важное — те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам» (Олпорт, 2002. с. 186). С точки (рения Олпорта, один из важнейших признаков зрелой личности — обладание сильно расширенным чувством Я.)
Жизненное пространство личности включает в себя ту часть  жизненного пространства, где человек выступает самостоятельный а не объект чьих-то влияний. В него входит все, что наиболее близко, интересно, значимо для него и переживается им как «свой» и контролируемый им самим мир.. Содержание этого понятия тесно связано с такими существенными характеристиками личности, как автономность, самостоятельность, определенная независимость от внешних влияний, выражает и поддерживает ее субъектность и индивидуальность.
  Жизненное пространство личности — это результат  определенного структурирования мира, выделения в нем некоторой особо значимой и тесно связанной с собственными интересами и стремлениями области, воспринимаемой и переживаемой субъектом как «свой» мир. Поэтому оно может быть рассмотрено как важная составляющая образа мира личности. В этой связи представляется существенным соотнести между собой эти два понятия.
 


О соотношении понятий «жизненное пространство личности» и «образ мира»

  Понятие «образ мира» в общепсихологической  теории деятельности рассматривается как интегральное образование «познавательной сферы личности, которое в функциональном плане выполняет роль исходного пункта и результата любого познавательного акта» (Смирнов, 1985, с. 14). Образ мира у человека включает в себя «пятое квазиизмерение» — «смысловое поле», «систему значений» (Леонтьев. 1983). Смысловая составляющая образа мира — организатор его целостности, собственно личностный уровень представления мира. Исследователи образа мира выделяют в нем ядерные и поверхностные структуры и сходятся в понимании первых как ведущих (выполняющих регулирующую и интегрирующую функцию) по отношению ко вторым (Артемьева, 1999; Леонтьев, 1983; Петухов, 1984; Смирнов, 1985).
  Ядерные структуры тесно связаны с  эмоциональной сферой, о чем убедительно свидетельствуют обнаруженные и психосемантических исследованиях явления «первовидения» (при восприятии объектов собственно перцептивному анализу предшествует их целостная эмоциональная оценка: опасный/неопасный, злой/добрый и т.п.). единства механизма семантического оценивания объектов разной природы (Артемьева. 1999). «коннотативные значения» как функциональные единицы глубинного уровня образа мира, существующие в «форме эмоционально насыщенной и не жестко структурированной образности, не не сушей в себе завершенной предметности» (Петренко. 1996. с. 252). С этими выводами психосемантического подхода согласуется понятие «представление мира», предложенное В.В. Петуховым.
  В.В. Петухов  противопоставляет представление мира (ядерные структуры) и представления, знания о мире (поверхностные структуры). Последние, с его точки зрения, могут оформляться не только чувственно, но и рационально, тогда как представление мира не является рациональной конструкцией, а «отражает практическую "вовлеченность" человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни» (Петухов, 1984, с. 14). Исходя из этого ядерные структуры по их функции определяются «как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу» (там же, с. 15).
   В теории A.M. Лобком, осмысляющей миф как фундаментальное явление человеческого бытия, глубочайшим образом связанное с самим феноменом человека. Миф, создаваемый человеком является опорой от всего остального мира и позволяет строить свой собственный мир и отличать его от остальных. В «своем мире», своей культуре, человек чувствует себя уютно и естественно, тогда как в «чужом», напротив, неуютно и неестественно.
   У ребенка  процесс освоения окружающего пространства начинается, как полагает автор, с первичной персонификации предметного мира, когда окружающие предметы, прежде всего те, которыми он активно манипулирует, один за другим становятся для него эмоционально значимыми и лично узнаваемыми. Действительность предметного мира начинает делиться для ребенка «на две принципиально неравновесные части: освоенную (т.е. ставшую своей, личной, близкой, родной) и неосвоенную». Этот ранний детский опыт и оказывается некоторой эмоционально-образной основой, на которой и из которой развивается сложная и дифференцированная картина мира взрослого человека.
   Выделим что к понятию «жизненное пространство личности»- это пространство репрезентировано в образе мира личности посредством смыслового конструкта «свое/ чужое». Данный конструктор, основанный на первичных формах обобщения субъектом своих отношений с миром, отражает наиболее существенные культурно и индивидуально своеобразные характеристики его сопричастности своему жизненному миру и является фундаментальной опорой его существования в мире. Жизненное пространство личности сопрягается с полюсом «свой» и для его выделения особенно важны шкалы, представляющие собой устойчивые оценки значимости (любимости, интересности и т.п.) объектов жизненного мира.
   На  ядерном уровне образа мира конструкт  «свое/чужое» существует в форме целостного эмоционально-оценочного комплекса, функционирующего в большей мере на неосознаваемом уровне. Полюс «свой» — это преимущественно положительный эмоционально-оценочный комплекс. На поверхностном уровне образа мира жизненное пространство личности существует в форме знания об объектах, с которыми субъект связан жизненными отношениями, представленными в смысловом комплексе «свой» и устойчиво оцениваемыми как особенно значимые. 
 
 
 
 

 


Теоретическая модель жизненного пространства личности

В жизненном  пространстве личности выделяются центр (ядро), периферия и границы. В  центре находятся объекты, наиболее ценные для субъекта (он отождествляет их с собой, ощущает как часть себя). Эти объекты и явления образуют сферу его максимальной эго-вовлеченности (выражение Г. Олпорта). По отдалению от центра к краям эго-вовлеченность снижается. Объекты и явления, имеющие более низкую субъективную значимость, оказываются на периферии. Основными структурными единицами выступают не отдельные предметы и явления, а их комплексы — места, определенные локусы физического, природного, культурного пространства, где протекает значимая для субъекта жизнедеятельность и разворачиваются субъективно наиболее важные жизненные отношения. Место не только является знаком определенного поведения и деятельности, но и кодирует, «конденсирует» связанный с ним многогранный индивидуальный опыт субъекта (Осорина, 1999; Hull, Lam. Vigo, 1994).
    Мир человека, создаваемый его деятельностью, является не миром вещей, а миром  предметов, а «предметный мир "одухотворяется", становится предметным, а не "вещным" благодаря тому, что непосредственно  чувственные свойства этого мира переносятся на данности особого рода — знаки» писал Леонтьев.
    Вся действительность, является знаком определенного социального поведения и деятельности, место формирует, направляет и поддерживает у конкретных людей соответствующие способы такого поведения.
   Важная  составляющая жизненного пространства личности — его граница. Существуя в виде реальных физических преград и социальных норм, граница способствует осуществлению функции контроля над своим пространством и выступает средством регуляции открытости и доступности субъекта для других субъектов. Граница формируется в процессе обособления «своего», его отделения от «чужого», она служит местом встречи и взаимодействия разных жизненных пространств.
   Величина (размер) жизненного пространства личности определяется широтой интересов человека, объемом того, что для него значимо, степенью сопричастности «всеобщему» миру, готовностью встречаться с иным (другим, чужим, новым, незнакомым) и готовностью отстраняться, а порой и отказываться от какой-то части «своего» (знакомого, привычного).

Субъективная  репрезентация жизненного пространства личности

   Для апробации  и уточнения представленной теоретической  модели было проведено эмпирическое исследование (Кондратова, 2008), в котором приняли участие 75 учеников 8-х и 9-х классов гуманитарной и математической специализаций Новгородского педагогического лицея (49 девочек и 26 мальчиков в возрасте 12—14 лет) и 70 студентов 1 и 2 курсов психолого-педагогического факультета и факультета иностранных языков Новгородского государственного университета (45 девушек и 25 юношей в возрасте 18—20 лет).
   Респондентам  предлагалось описать собственное  жизненное пространство. Проводилась специальная беседа, в ходе которой создавались условия для «запуска» процесса самопознания. Для того чтобы помочь им более полно отразить свои представления о собственном жизненном пространстве, предлагалось при его описании ориентироваться на следующие вопросы: 1) Что в него входит? 2) Почему? 3) Каковы отношения с ним? 4) Хотелось бы его изменить? Что бы изменили в нем? Каким бы хотели его видеть?
   Для анализа  и интерпретации описаний использовался метод продуцирования смысла посредством ситуативных приемов — наиболее часто встречающаяся форма качественного анализа, представляющая собой свободное взаимодействие техник (Квале, 2003). Применялись следующие процедуры: категоризация значений (контент-анализ); измерение (шкалирование высказывания по степени выраженности интересующих нас явлений или отношений к ним); выделение звучащих в текстах тем; конденсация смыслов; сравнение как отдельных высказываний, так и целых текстов между собой; группирование текстов по некоторым общим признакам.
   При осуществлении  контент-анализа текстов все выделенные категории были объединены в три блока: 1) структурный — категории, отражающие выделяемые элементы (что субъект включает в свое жизненное пространство); 2) интерпретационный — категории, полученные путем обобщения ответов респондентов на вопрос «почему» эти элементы входят в их жизненные пространства; 3) оценочно-динамический, объединяющий следующие категории: а) оценка (отношение к жизненному пространству); б) желание изменить или сохранить свое жизненное пространство; в) активность, идущая от окружения/от личности. Подчеркнем, что строгая категоризация элементов текста по каким-то более или менее устойчивым критериям и соответственно их количественный анализ невозможны без потери смысловых оттенков и ведут к утрате индивидуальности описаний. Поэтому процедура категоризации имела вспомогательное значение и дополнялась другими техниками качественного анализа.
   На  следующем этапе работы с текстами главной задачей было осуществить переход от элементов (единиц текста) и категорий к собственно смысловым единицам жизненного пространства (основным его составляющим) и взаимосвязям между ними, т.е. к выделению обшей структуры субъективного образа жизненного пространства личности и сопоставлению этой структуры с теоретической моделью.
 


Анализ  и интерпретация  результатов.

   Выделенные  в текстах элементы жизненного пространства личности первоначально были распределены последующим категориям (в скобках — частота встречаемости): «люди» (0.35), «дом (жилое пространство)» (0.12), «город» (0.02). «школа, университет» (0.04), «деятельность» (0.14), «информация» (0.08). «природа» (0.08), «Я сам» (0.07), «идеальные объекты» (0.08).
   Смысловое многообразие элементов проявилось в разнообразии используемых респондентами обозначений, их эмоциональной окрашенности, «пристрастности»: «близкий(е)», «любимый», «мой», «дорогой(ие)», «знакомые», «малознакомые», «незнакомые», «посторонний», «хороший», «плохой» и т.п. Все эти определения мы свели к таким параметрам, как близкое/далекое, свое/чужое (мое/не мое), знакомое/незнакомое, любимое/нелюбимое. Именно через такие характеристики наши испытуемые описывали элементы своего жизненного пространства.
   Обнаружены  значимые различия между выборками  лицеистов и студентов по частоте встречаемости категорий «дом», «город», «деятельность», «природа» (р<0.01), «Я сам» (р<0.05). Лицеисты чаше студентов использовали слова, обозначающие действия, в их описаниях шире представлена сфера природного мира. В описаниях студентов шире представлена сфера жилого пространства, городской среды, внутреннего мира и характеристик собственной личности.
   Все интерпретационные  высказывания в зависимости от содержания были сгруппированы в следующие категории (в квадратных скобках — частота встречаемости): I) постоянство времени и места (каждый день здесь бываю, езжу, вижу) [0.1]; 2) «судьба» (так сложилось, живу с этим) [0.09]; 3) значимость (самое важное, главное, дорогое) 10.07]; 4) близость (самое близкое мне) [0.04]; 5) симпатия (нравится, люблю) [0.15]; 6) нужда (не могу без...) [0.07]; 7) защита (поддержка, помощь, забота) [0.1 ]; 8) зависимость (заставляют, надо) [0.02]; 9) часть меня (без этого не было бы меня, моей жизни) [0.031; 10) «Я-причина» (я так хочу, я увлекаюсь и т.п.) [0.1]; 11) развитие (развивает меня, делает лучше, воспитывает, дает знания) [0.7]; 12) совместность (жизни, действий, переживаний) 10.08].
   Каждое  интерпретационное высказывание оценивалось  также с точки зрения того, откуда исходит активность — от собственной личности или от окружения. Например, индикаторами активности окружения были фразы «это все меня окружает», «мне нельзя заводить животных», индикаторами активности личности — «я люблю читать книги», «потому что я так хочу».
   Анализ  интерпретационных ответов показал, что жизненное пространство личности выделяется определенными смысловыми конструктами, часть из которых совпадает с теми, которые были описаны нами выше («близкое/далекое», «любимое/нелюбимое»), а их содержание соответствует теоретическому определению, а именно тому, что в жизненное пространство личности входит субъективно наиболее значимая часть жизненного мира, связанная с реализацией собственных стремлений. Примечательно, что большинство интерпретационных ответов принадлежит категории «симпатия», а наименьшее — категории «зависимость», т.е. к своему жизненному пространству подростки относят в первую очередь то, что любят и нравится («я люблю свою семью, мне нравится заниматься с собакой, читать, рисовать, мне приятно общение с друзьями»). Вместе с тем интерпретации указывают, что жизненное пространство личности не ограничивается только значимым, близким, любимым. Субъекты включают в него и то, с чем они постоянно встречаются, взаимодействуют, причем не только по своей воле.
   Обнаружена  отчетливая тенденция роста чувства  субъектности по отношению к своему жизненному пространству в подростковом возрасте (от 8-го к 9-му классу): при отсутствии значимых отличий в удовлетворенности/неудовлетворенности своим жизненным пространством между девятиклассниками и восьмиклассниками первые достоверно чаше приписывают активность во взаимоотношениях с жизненным пространством собственной личности и среди них больше тех, кто хотел бы внести в него существенные изменения. Удовлетворенность отношениями с жизненным пространством положительно связана с более активной позицией личности. Напротив, неудовлетворенности отношениями с жизненным пространством сопутствуют более высокие показатели активности окружения.
   Анализ  ответов респондентов на вопрос о  желании изменить свое жизненное  пространство показывает, что эти  ответы отражают их потребность в усилении личностной автономии — освобождении от зависимости, приобретении возможности осуществления собственных желаний, движении в собственном направлении и установлении со значимыми людьми отношений принятия, доверительности, уважения.
   Перейдя далее к задаче синтеза основных составляющих жизненного пространства личности, мы сопоставили элементы и категории текста друг с другом и пришли к заключению, что такими составляющими являются значимые места, значимые другие (люди, иногда животные), значимая деятельность и значимые идеальные объекты. Приведем примеры из описаний: «лицей: общежитие, учеба, учителя, класс, уроки» (значимое место); «близкий человек и связанные с ним чувства, переживания», «любимый человек, поступки, действия, мысли, связанные с ним», «Собака это то, что всецело мне принадлежит и телом и душой. Это почти ребенок, я ее воспитала, я ее балую, я за нее пойду почти на все. Это почти неразделимо со мной. Она часть меня»; «Я часто разговариваю со своим любимым котом, увы, но его тоже уже нет в этом мире» (значимые другие); «Спорт. Для меня это все. Без всего, что имею, прожила бы, без спорта — нет» (значимая деятельность); «абстрактные понятия: надежда, вера, оптимизм, любовь, доброта, самоконтроль»; «зеркало (не конкретное, а просто образ зеркала, всегда и везде)»; «моральные ценности и жизненные установки»; «отношения с "сильной" половиной человечества»; «тайны, недомолвки, ссоры»; «состояние страны» (значимые идеальные объекты).
   Особенно  интересной представляется составляющая «значимые идеальные объекты». Входящие в нее элементы обозначают устойчивые, разной степени обобщенности отношения к наиболее важным объектам и явлениям своего жизненного мира, а также личностные ценности.
 


Заключение

 
   В целом  структура образа жизненного пространства личности, соответствует теоретической модели, выделяются центр (ядро), периферия и граница. Центр образует смысловая область «свое», «близкое», «знакомое», «любимое», входящие в нее объекты представляют сферу максимальной эго-вовлеченности субъекта. В исследовании ее образуют дом, близкие люди (семья, друзья, любимые), иногда животные, любимая деятельность, наиболее значимые идеальные объекты. Именно к этой области относятся интерпретационные категории «значимость», «близость», «симпатия», «нужда», «часть меня». Мы полагаем, что эта сфера жизненного пространства является и наиболее устойчивой, стабильной в том числе и потому, что субъект удовлетворен жизненными отношениями, разворачивающимися в этой области. Ее содержание соответствует теоретическому определению: в жизненное пространство личности входит наиболее значимая (близкая, любимая, интересная) часть жизненного мира субъекта, и создается она его активностью, связанной с реализацией собственных стремлений. По направлению от центра к периферии смысловая окраска объектов меняется, снижается ощущение своего, близкого, дистанция между субъектом и объектом, единый смысловой комплекс «свое», «близкое», «знакомое», «любимое», «значимое» распадается: например, какой-то объект может быть значимым, но не любимым или любимым, но не близким. В текстах это звучит в теме неудовлетворенности какими-то значимыми жизненными отношениями. Границей — местом отделения своего от чужого — в описаниях испытуемых выступило место «город». Промежуточное положение между центром и границей (в одних случаях ближе к центру, в других к периферии) заняло место учебы. Отношения между субъектом и объектами его жизненного пространства раскрываются через смысловые конструкты «близкое/далекое», «свое/чужое» («мое/не мое»), «знакомое/ незнакомое», «приятное/неприятное» («любимое/нелюбимое»).
   В заключение жизненный мир каждого человека — это место пересечения множества других жизненных миров, где постоянно происходит встреча «своего» с «чужим» (или по крайней мере, — иным). Взаимоотношения между «своим» и «чужим», отношение к «чужому» — важнейшая характеристика и отдельной личности, и любого сообщества. В современном мире острота проблемы взаимоотношений «своего» и «чужого» не только не уменьшается, но, напротив, ещё более возрастает, что определяет необходимость ее глубокого изучения. 

Список  литературы

  Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопр. психологии. 1990. № 1.С. 5-12.
  Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
   ЛсмоловА.Г. Психология личности; принципы общепсихологического анализа. VI., 2001.
   Ас  молов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.. 2002.
   Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск. 1990.
   Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.. 2004.
  ДорфманЛ.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.. 1993.
   Зинченко  В.П., Мамирдашвшш М.К. Проблема объективного метода в психологии И Вопр. философии. 1977. № 7. С. 109-125.
Квале С. Исследовательское интервью. VI.. 2003.
   Кондратова Н.А. О понятии «жизненное пространство личности» // Уч. зап. И НПО. Вып. 7. Кн. 1. Новгород. 2005. С. 45-50.
   Кондратова Н.А. Характеристика смыслового-конструкта «свое — чужое»//Уч. зап. ИНПО. Вып. 9. Новгород, 2007. С. 198-203.
   Кондратова Н.А. Психологическая структура жизненного пространства личности // Вестн. НовГУ. 2008. № 48. С. 70-72.
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.. 2000.
Леонтьев  А. А. Деятельный ум: Деятельность. Знак. Личность. М.. 2001.
   Леонтьев  А.Н. Образ мира //Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М.. 1983. С. 251-261.
   Леонтьев  Л.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.. 1999.
Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
   Лотман  Ю.М. О семиосфере // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. Таллин, 1992. С. 11-24.
Мухина  B.C. Феноменология развития и бытия личности. VI.; Воронеж. 1999.
   Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психол. журн. 2003. № 6. С. 27—36.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.