На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Конституционно-правовые нормы и отношения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 
Конституционно-правовые нормы        3
Конституционно-правовые отношения       4
Разделение  норм по характеру предписания, степени  определенности.       9
Основные  социальные права человека и гражданина в Российской Федерации
Практическая  часть          20
Список  литературы          21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конституционно-правовые нормы
     Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и  охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и  обязанностей их участников.
     Нормы конституционного права содержат в  себе свойства, характерные для любой  правовой нормы, и специфические  качества, определяемые принадлежностью  к конституционному праву.
     К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма  представляет собой правило, образец  поведения лиц, выступающий в  качестве социального регулятора общественных отношений через определение  прав и обязанностей участников этих отношений.
     Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что  она рассчитана на неоднократное  применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило  поведения, которому должны следовать  субъекты этих отношений.
     Общеобязательность  правовой нормы проявляется в  необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.
     Формальная  определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.
     Своеобразие конституционно-правовых норм также  выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую  природу:
     1) круг общественных отношений  - предмет регулирования конституционно-правовых  норм;
     2) источники, в которых содержатся  конституционно-правовые нормы,  из которых особо необходимо  выделить Конституцию - основной  закон государства;
     3) учредительный характер предписаний.  Это специфический признак конституционно-правовых  норм, выражающийся в том, что  они закрепляют и оформляют  основные общественно-политические  институты и, прежде всего,  регулируют собственно процесс  создания правовых норм. Этот  признак наиболее характерен  для норм, содержащихся в Конституции;
     4) разнообразие норм конституционного  права. Конституционно-правовые  нормы отличаются многообразием  своих видов, среди которых  большое место занимают так  называемые «специализированные»  нормы - общие, дефинитивные и  декларативные нормы. 

Конституционно-правовые отношения
     Конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.
      Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
      Особенности конституционно-правовых отношений  по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
      Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
      Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
      Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
      Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
      Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
      Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
      Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
    Именно  через правоотношения проявляют  своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется  не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное  право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той  или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные  провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается  в том, что они часто порождают  правоотношений не путем прямого  определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления  каких-либо ценностей, целей, установок  в качестве объектов юридических  прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание.
    Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.
    Конституционным регулированием охватываются важнейшие  взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания  их коренных интересов.
    Данные  социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.
    Отличительная черта конституционно-правовых отношений — их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, — это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. «Конституция, — отмечает В. О. Тененбаум, — не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».
    Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии  их элементов, структурной  организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.
    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных  действий — юридических актов  и поступков. С изданием юридических  актов связано возникновение  большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом  оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и  общественных органов, запрос депутата и т. д.
    Прямые  указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко — это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных  запретов, но и действия, противоположные  тем, которые признаны Конституцией правомерными.
 

     
Разделение  норм по характеру  предписания, степени  определенности.
     Классификация конституционно-правовых норм имеет  значение для выявления специфических  свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности  их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.
     1. По содержанию, то есть объекту  конституционно-правового регулирования  нормы делятся в соответствии  с выделяемыми блоками общественных  отношений, составляющих предмет  конституционного права. Выделяются  нормы, закрепляющие основы конституционного  строя; нормы, регулирующие права  и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное  устройство Российской Федерации;  нормы, определяющие порядок осуществления  форм непосредственного народовластия;  нормы, устанавливающие основы  организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного  самоуправления; нормы, определяющие  статус Конституции.
     2. По функциям, которые выполняют  правовые нормы, их подразделяют  на регулятивные, охранительные  и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными,  правонаделительными нормами) конституционно-правовые  нормы непосредственно регулируют  общественные отношения, определяя  права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют  меры юридической ответственности  и меры защиты субъективных  прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц»). К  охранительным нормам относятся  многочисленные нормы, устанавливающие  гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод»).
     Особенность специализированных  норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
     Общие нормы направлены  на  фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
     Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части  финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных  применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
     3. По характеру прав и обязанностей  конституционно-правовые нормы подразделяются  на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие. Управомочмающие  нормы устанавливают право субъекта  совершать действия, предусмотренные  нормой. К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
     4. По степени определенности предписаний  конституционно-правовые нормы подразделяются  на императивные и диспозитивные.  В императивных нормах содержатся  категорические предписания, которые  не могут быть заменены другими  по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные  законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют  возможность совершения или несовершения  какого-либо действия, выбора варианта  поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции  РФ определяет: «Республики вправе  устанавливать свои государственные  языки», а это означает, что республики  могут устанавливать свои государственные  языки, но могут и не делать  этого).
     5. По роли в механизме правового  регулирования различают материальные  и процессуальные конституционно-правовые  нормы. Материальные нормы определяют  содержание правового регулирования,  права и обязанности субъектов  права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ: «Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий  досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности»). Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации  предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает  порядок отрешения от должности  Президента РФ).
     6. По юридической силе конституционно-правовые  нормы различаются в зависимости  от того, какой акт является  источником нормы, а также от  разграничения предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой  обладают нормы Конституции РФ  как основного закона государства,  а также нормы, содержащиеся  в международных договорах, санкционированные  государством.
     7. По территории действия конституционно-правовые  нормы подразделяются на нормы,  которые действуют на всей  территории Российской Федерации,  и нормы, которые распространяются  на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).
     В данной классификации приведены  основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих  перед исследователем. 
 
 
 

Основные  социальные права  человека и гражданина в Российской Федерации.
     В Конституции РФ проводится разграничение  основных прав и свобод на права  и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу  отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного  вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института  гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый  имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание  прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином  РФ, иностранцем или лицом без  гражданства.
     Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство  и гражданин. Для гражданина смысл  такого правоотношения состоит в  получении защиты своих прав, а  для государства - в обязанности  предоставить эту защиту.
     Основные  права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так  как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве  ни находился человек - он является свободной личностью, которая находится  под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином  которого она является, а также  государства в котором она  находится. Это состояние свободы  не даруется государством, (такое положение  имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).
     Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает  Российскую Федерацию демократическим  правовым государством с республиканской  формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.
     Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями  права. Все права и свободы  граждан в той или иной сфере  жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно  в Конституции. Отличие конституционных  прав и свобод заключается в неотделимости  их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому  лицу такие права.
     Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и  лежат в основе всех других прав , закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает  принципы, на которых должно строиться  текущее законодательство.
     Только  конституционные права и свободы  обладают неперфонифицированностью, поскольку  имеют своим адресатом не конкретного  человека, а распространяются на всех., отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики  и т.д.).
     Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для  всех без исключения. Так возникновение  основных прав и свобод граждан связано  с принадлежностью к гражданству  Российской Федерации, в связи, с  чем не приобретаются и не отчуждаются  по волеизъявлению гражданина и могут  быть утрачены только вместе с утратой  гражданства.
     В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и  свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую  силу.
     Итак, конституционные права и свободы  человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в  надлежащих случаях в силу его  гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса  личности и получающие высшую юридическую  силу.
     Перечисление  в Конституции Российской Федерации  основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось  беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции  Российской Федерации предусматривается  возможность ограничения прав и  свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ).
     Основные  фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы  обеспечивают различные сферы жизни  человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные  права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.
     Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому  такое разделение носит чисто  условный характер.
     Личные  права и свободы связаны непосредственно  с личностью, не увязываются с  принадлежностью к гражданству  и не вытекают из него. Личные права  и свободы неотчуждаемы и принадлежат  человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие  права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
     Личные  права включают: право на жизнь, право  на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и  выбор места жительства, свободу  совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую  защиту, на процессуальные гарантии в  случае привлечения к суду и т.д.
     В статье 20 Основного Закона провозглашено  право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может  быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано  положение о стремлении государства  к полной отмене смертной казни, которая  впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания  за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизнь совмещает  в себе действия по созданию и поддержанию  безопасных социальной и природной  среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).
     К сфере личных прав человека относится  право на охрану государством достоинства  личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.20 Конституции  РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного  субъекта правового государства, поэтому  целью государства является обеспечение  охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных  лиц и всех работников государственных  структур, но, к сожалению, этот принцип  в настоящее время практически  не работает.
     Право на свободу включает в себя возможность  совершать любые правомерные  действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что  никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться  в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов.
     Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции  РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.
     Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации  гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести  и доброго имени”. Частной жизнью можно назвать те стороны жизни  личности, которые он в силу своей  свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции  закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, при  этом, если честь и доброе имя  человека подверглось унижению или  оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, если, конечно, ограничение  таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить  произвол и злоупотребления должностных  лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.