На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Усовершенствование упрощенной системы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения................5
      1.1. Что такое налоги и их фугкции…………………………………….....5        
      1.2. Принципы и формы налогообложения  на Украине………………..12
      1.3. Единый налог……………………………………………………...….22           
Глава 2. Упрощенная система налогообложения…………………………..….28
      2.1. Концепция законопроекта "Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства"…………………………………………………………..28        
      2.2. Упрощенная или общая система  налогообложения субъекто малого  предпринимательства: преимущества  и недостатки…………………………..31           
Глава 3. Пути совершенствования и перспективы  развития УСН………...…40
Заключение…………………………………………………………...…………..45
Список  используемой литературы………………………………………….…..48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
         Обложение людей  налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
         В государствах классического  древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда [10].
         Непосредственные  сборщики налогов не пользовались популярностью  в народе, хотя они лишь выполняли волю правительства. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует содержание специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на тогах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно , что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.
         Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы.
                  В настоящее время налоги и  налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины.
         Задачи работы –  анализирование существующих концепций  налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы Украины. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения
1.1. Что  такое налоги и их функции
         Налоги – это  платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане [19].
         Платить налоги обязаны  все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти  не только обязательны, но и принудительны  и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
         Общие и единые для  всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного времени  позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные  решения, заранее зная норму и  условия изъятия части их доходов в пользу государства.
         Принципы налогообложения  должны строятся на основе четырех  функций:
    равномерность;
    определенность;
    удобство;
    дешевизна.
         Однако следует  отметить, что становление новой  налоговой системы, которая адекватно  отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и медленно. Украина в этом случае не исключение.
         Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две –«фискальная» и «экономическая» [16].
    Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей среды.
    Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально - экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.
         Значительное повышение  налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую  деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
         Функции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической роли государства т.е. это экономическая функция налогов. В тоже время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.
Виды  налогов.
         На сегодняшний  день налоги весьма разнообразны по видам  и образуют довольно разветвленную  совокупность.
         Налоги делятся  на разнообразные группы по многим признакам.
         Они классифицируются:
    по характеру налогового изъятия(прямые и косвенные);
    по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
    по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
    по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
    по целевому назначению налога (общие, специальные).
         Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество:
    подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм;
    на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми  налогами. Основными видами прямых налогов являются реальные и личные налоги.
         Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения к ним относится: земельный налог, налог с владельцев строений, налог с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог.
         Личные налоги –  налоги на доход или имущество  физических и юридических лиц, взимаемые  с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие  от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение. В зависимости от объектов обложения различают следующие виды личных налогов: подоходный налог с населения; налог на прибыль предприятий; налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в нашей стране; налог на доходы; плата за трудовые ресурсы; плата за воду и другие.
         Второй вид –  налоги на товары и услуги: налог  с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость. Это косвенные налоги.
         Косвенные налоги –  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене товаров, к  тарифам, услугам и видам деятельности [14].
         Косвенный налог (налог  с оборота) в основном реализуется  в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные изделия и фактически представляют собой налог на те группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары.
         Косвенные налоги выступают  в трех видах:
         1. Акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.
         2. Налог на добавленную  стоимость – является частью  вновь созданной стоимости.
         3. Таможенные пошлины  – косвенные налоги на импортные,  экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета государства.
         В странах рыночной экономики косвенные налоги играют значительную роль в налоговом регулировании  и формировании доходов государства.
         Исторически основным видом косвенных налогов был  акциз. В большинстве стран четко  выделены следующие акцизные группы товаров: алкогольные напитки, табачные изделия, бензин и другие виды нефтепродукты, легковые автомобили и драгоценности. Дальнейшее развитие косвенного налогообложения привело к появлению налога с оборота (универсального акциза), который в ряде стран сформировался в налог на продажу, как правило, потребительских товаров и в налог на добавленную стоимость, образуемый на каждой стадии производства или обращения.
         В странах ЕС широко применяется налог на добавленную  стоимость, который нормирует больше половины всех поступлений в бюджет от косвенных налогов. К достоинствам данного вида налога относится:
    универсальность подхода к налоговой шкале, процессом исчисления и процедурам изъятия;
    упрощение контроля над движением товаров и услуг, за издержками;
    стимулирование экспорта, поскольку вызов товаров не облагается налогом.
         В отличие от прямых данный вид налога поступает регулярно  и равномерно в казну государства [12].
         Анализ систем развития косвенного налогообложения в странах  с рыночной экономикой приводит к следующим выводам. В составе разнообразных видов товаров и услуг выделяется группа акцизных товаров, а также ряд товаров длительного пользования и роскоши. К данным товарам применяется особый индивидуальный порядок налогообложения.
         Для остальных видов товаров и услуг, прежде всего потребительского назначения, применяется налог на продажу (или с оборота). Это позволяет, помимо извлечения дополнительных доходов, контролировать процессы производства и реализации, тем самым увеличивая возможность воздействия на экономику и получения дополнительной информации о хозяйственных процессах. Расширяется сфера использования налога на добавленную стоимость, как универсального вида косвенного налогообложения.
         Последние два вида налогов упрощают процесс распределения доходов между различными органами власти на долевой основе и обеспечивают известный автоматизм налоговых поступлений. Напротив индивидуальные акцизные налоги требуют предварительного определения списка товаров и компетенции разных уровней власти.
         Государственные налоги устанавливаются и взимаются центральными органами власти. Местные налоги устанавливаются и взимаются местными органами власти на соответствующей территории. Взаимоотношения между органами власти основаны на распределении компетенции в области налогового регулирования между ними.
         Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу  государства, которое и определяет дальнейшей порядок их применения, как правило, на общегосударственные  мероприятия.
         Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций. Например, средства государственного страхования практически во всех государствах используются только на социальное обеспечение (пенсии) и социальное страхование (пособия).
         Разнообразие зависит  от типов (субъектов) хозяйственной  деятельности и их организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:
    государственный сектор;
    коммерческий сектор;
    финансовый сектор;
    население.
         Несмотря на известный  исторический опыт, налоговое регулирование  в нашей стране находится пока в стадии становления, и будет  наверняка претерпевать изменение.
         Поэтому представляет интерес не только его анализ, но и сравнение с общими принципами и закономерностями налогового регулирования в странах с рыночной экономикой.
         Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
         Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
         В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 

1.2. Принципы и формы налогообложения на Украине
Принципы  налогообложения в Украине.
         Правовой основой  налоговой системы служат  Законы  Украины  "О  системе налогообложения" и "О государственной налоговой службе в Украине",  Перечень налогов, сборов и обязательных  платежей  определен Законом Украины "  О системе налогообложения" [1].
         В Законе Украины "О  системе налогообложения" предусмотрено, что при определении  налогов,  сборов  и  обязательных  платежей,  а   также установлении обязанностей и ответственности  плетельщиков  эта  система строится на следующих принципах:
         - Стимулирование  научно-технического  прогресса,   технологического обновления  производства,  выхода  отечественного   товаропроизводителя   на мировой    рынок     высокотехнологической     продукции;     стимулирование предпринимательской   производительной   деятельности    и    инвестиционной активности – введение льгот налогообложения прибыли  (дохода),  направленной на развитие производства;
         -  Обязательность  –  введение  норм  к  оплате   налогов   и   сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных  про объекты налогообложения за отчетный период, и  установление  ответственности плательщиков   налогов    за    нарушения    налогового    законодательства. Обязательность  исполнения  законодательства  о  налогах  всеми   субъектами налогообложения, что означает  равнонапряженность для предприятий всех  форм собственности в формировании  общегосударственного  и  местных  бюджетов.  В рамках  целостности  экономической  системы  все  хозяйственные  субъекты  и граждане должны находиться в примерно  одинаковых  налоговых  условиях.  Как свидетельствует мировой опыт, отступление  от  этого  принципа  означало  бы разрушение единого рынка, нарушение нормального  перемещения  финансовых   и трудовых ресурсов.
         -  Равонозначность  и  пропорциональность  –   взимание   налогов   с юридических лиц осуществляется в определенной части от  получеой  прибыли  и обеспечение оплаты  равных  налогов  и  сборов  (обязательных  платежей)  на равные прибыли и прапорционально  больших  налогов  и  сборов  (обязательных платежей) – на большие доходы;
         - Равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой  дискриминации
         - Обеспечение  одинакового  подхода   для   субъектов   хозяйствования (юридических и физичских лиц,  вклюая  нерезидентов)  при определении обязательств к оплате налогов и сборов (обязательных платежей);
         -  Социальная  справедливость  –  обеспечение   социальной   помощи малообеспеченным   слоям   населения   путем   введения    экономически обоснованного  необлагаемого  минимума  доходов  граждан  и  применение дифференцированого и прогрессивного  налогообложения  граждан,  которые получают высокие и сверхвысокие  доходы.  Социальная  справедливость  в отношении всех субъектов налогообложения в вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов (прибыли), и в том числе о предоставлении определенных льгот;
         -  Стабильность  –  обеспечение  неизмености   налогов   и   сборов (обязательных платежей)  и их  ставок,  а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года. Принцип стабильности системы означает,  что она должна  носить  устойчивый  характер  при  определении  нормативных ставок налогов  и  порядка  исчисления налоговых платежей  в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа  является  одним  из главных условий создания в  стране  в  целом,  и  в  каждом  регионе  в отдельности, обстановки  общей  экономической  стабильности,  повышения эффективности производственной и финансовой деятельности   и  т.  д.  В целях  стабилизации  налоговых  отношений   установлено,   что   закон, предусматривающий изменение  размеров  налогов  и  других  обязательных платежей, обратной силы не имеет  (за  исключением  случаев,  когда  он улучшает положение лица или снимает с него ответственность).  Никто  не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением;
         -  Экономическая  обоснованность  –  установление  налогов  и   сборов (обязательных  платежей)  на  основании показателей развития  национальной экономики и финансовых  возможностей  с  расчетом  необходимости  достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
         - Равонмерность платы – установление сроков оплаты налогов и сборов ( обязательных платежей) исходя из  необходимости  обеспечения  своевременного поступления денег в бюджет для финансирования расходов;
         -  Компетенция  –  установление  и  отмена  налогов  и   сборов (обязательных платежей),  а также льгот их  плательщикам  производится  в соответствии с законодательством о налогообложении  исключительно  Верховной Радой Украины, Верховной  Радой  Автономной  Республики  Крым  и  сельскими, поселковыми, городскими советами;
         - Единый подход – обеспечение единого подхода к  разработке  налоговых законов   с   обязательным   обозначением   плательщика   налога   и   сбора (обязательного платежа), обьекта налогообложения, источника оплаты налога  и сбора (обязательного платежа), налогового периода,  ставок  налога  и  сбора (обязательного платежа), сроков  и порядка оплаты  налога,  оснований для предоставления налоговых льгот;
         -   Доступность   –   обеспечение   доходчивости   норм   налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных  платежей).
Формы налогообложения  в Украине.
         Налоги являются экономической базой  функционирования  государства  и важнейшей  финансовой  формой  регулирования  рыночных  отношений.   Налоги - главный доход государственной казны. В мире они составляют от 80 % до  97  % доходной части государственного бюджета. Все,  что  связано  с  потреблением государства, заложено в налогах. Налоги – это плата обществу  за  выполнение государством  его  функций,  это   отчисление   части   стоимости   валового национального  продукта  на  общественные  потребности,  без  удовлетворения которых современное общество существовать не может.  Налоги  устанавливаются для  содержания  государственных  структур  и  для  финансового  обеспечения выполнения ими функций  государства  –  управления,  обороны,  социальных  и экономических функций [16].
         Налоговая система  большинства стран  мира,  в  том  числе  и  Украины, строится  на  сочетании  прямых  и  непрямых  (косвенных)  налогов [12].   Первые устанавливаются непосредственно на доход  или  имущество  налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену  товара  или  тарифа  на  услуги  и оплачиваются потребителем.
         При  прямом  налогообложении  денежные   отношения   возникают   между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно  в  казну; при косвенном – субъектом этих  отношений  становится  продавец  товара  или услуг,   выступающий   посредником   между   государством   и   плательщиком (потребителем  товара  или   услуг).    Использование   в   единой   системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и  косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать  на  практике  обе  функции налогов  –  фискальную   и   экономическую:   под   налоговым   воздействием оказываются и имущество предприятий и граждан,  и  потребляемые  в  процессе производства разные виды ресурсов,  и  рабочая  сила,  и  получаемый  доход.
         Прямые  налоги направлены непосредственно на плательщика  и их  размер  прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные  налоги  выражаются  в  ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя  их выплачивают  в  бюджет  хозяйствующие  субъекты,  основное  бремя  косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.
         Прямые налоги включают в себя  налог на прибыль предприятий, налог  на недвижимость, плата (налог) за землю,  налог  с  собственников  транспортных средств, налог на доходы физических лиц.
         К другим обязательным общегосударственным налогам и платежам относятся:
    сбор  за  геологоразведочные  работы,  сбор  за  специальное   использование;
    природных ресурсов, государственная пошлина, местные налоги  и  сборы,  сбор за загрязнение окружающей природной среды, рентные платежи.
         К обязательным платежам в государственные целевые фонды относятся:
    сбор на обязательное государственное пенисионное страхование;
    сбор на обязательное социальное страхование;
    сбор в Фонд для проведения мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
    сбор в Государственный инновационный фонд.
         Косвенные  налоги  Украины  включают  в  себя  налог  на   добавленную стоимость, акцизный сбор и пошлину.
         В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались  лишь с негативной точки  зрения.  Но  характеризовать  косвенные  налоги   только   лишь   как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым  являются  все налоги. Речь может идти только про одно: насколько они затрагивают  интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.
         Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь  с  их  ролью  в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они  не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании,  косвенные  налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
         Во-первых,   косвенным   налогам   характерно   быстрое    поступление. Осуществилась  реализация—проводится  перечисление  налога  на   добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в  свою  очередь,  дает  средства для финансирования расходов.
         Во-вторых, так как  косвенными налогами охватываются  товары  народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного  или почти полного поступления. Остановить процесс потребления  товаров  и  услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.  А,  например,  прибыль то или другое предприятие может и не получить.
         В-третьих,  потребление  более-менее  равномерно   в   территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги  снимают  напряжение  в  межрегиональном распределении  доходов.  Если   доходы   бюджета   базируются   на   доходах предприятия,   то   вследствие   неравномерности   экономического   развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных  бюджетов.  Так  как нигде в мире до сих пор не удалось  достигнуть  равномерного  развития  всех регионов, то без  использования  косвенных  налогов  возникают  трудности  в сбалансировании местных бюджетов.
         В-четвертых, косвенные  налоги  осуществляют  существенное  влияние  на само государство. Используя все свои возможности и инструменты,  оно  должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы  услуг, так как чем больше  объем  реализации,  тем  больше  поступления  в бюджет.
         Единой проблемой  при этом является правильный выбор  товаров  для  акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары  не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А, с другой, тогда  для государства выгоднее  продавать именно  эти изделия.  Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
         В-пятых,  косвенные  налоги  влияют   на   потребителей.   При   умелом   их использовании государство может регулировать процесс потребления,  сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое  регулирование  должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают  с интересами  общества.  Такое   регулирование   также   никогда   не   сможет удовлетворить все  слои  населения.  Однако  это  регулирование  необходимо, поэтому дифференциация ставок акцизного сбора в Украине оправдана. Вместе  с тем следует сказать, что единая для всех  товаров  ставка  НДС  снижает  его регулирующую роль.
         С точки зрения решения  фискальных  заданий  косвенные  налоги  всегда эффективнее прямых. Это связано  с  целым  рядом  причин.  Одна  из  главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли  или  дохода  при прямом налогообложении, объема и  структуры потребления – при косвенном.
         Известно,  что  экономическое  развитие  всех  без  исключения  стран  имеет циклический характер с тем  или  другим  периодом  колебаний,  экономический рост  чередуется  спадами  в  экономическом  развитии.   Именно   в  период кризисного   падения   экономики,   когда   уменьшаются   макроэкономические показатели развития,  происходит  и  уменьшение  базы  налогообложения,  что приводит при неизменных  ставках  к  уменьшению  доходов  бюджета.  Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к  изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных [15].
         С  точки  зрения  влияния  на  экономическое  развитие  прямые  налоги традиционно  связывают  со  стимулами  и  антистимулами   для   трудовой  и предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют  тем  большее  влияние  на общий уровень цен, чем больший  объем  производимых  в  стране  товаров  они охватывают, чем выше их  ставки.  Исследования  экономистов  свидетельствуют про то, что  введение  непрямых  налогов  или  увеличение  их  ставок  может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при  неизменности  всех основных экономических факторов.  Поэтому,  как  свидетельствует  зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.
         При  некоторых  условиях  косвенные  налоги,  в  отличие  от  прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в  меньшей  степени затрагивают  прибыль  предприятий,  которая  является  одним   из   основных источников накопления, а также потому, что с их  помощью  государство  может изменять соотношение между  потреблением  и  накоплением,  если  израсходует средства, полученные  за  счет  сокращения  потребления,  на  инвестиционные цели.
         Косвенные налоги при  умелом их использовании – эффективные  финансовые инструменты   регулирования   экономики.   Они   характеризуются    быстрыми поступлениями,  что  в  свою  очередь  дает  возможность  использовать   эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами  облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда  и  вероятность  их  полного или  почти  полного  поступления,  так  как  товары  народного   потребления пользуются постоянным спросом.
         Кроме  того,   вследствие   более-менее   равномерного   потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении  доходов местных бюджетов.
         Косвенные налоги имеют  непосредственное влияние на  само  государство. Используя все свои  возможности,  оно   должно   способствовать   развитию производства и тем самым  увеличить  объем  реализации,  а  следовательно  и поступлений в бюджет.  То  есть,  можно  утверждать,  что  косвенные  налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных  налогов  может регулировать процесс потребления.
         Крупнейшим среди  косвенных налогов, используемых  в  Украине,  является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную  стоимость  (НДС), является разновидностью универсальных акцизов. В  мировой  практике  он превратился в основной налог непрямого действия  и  заменил  во  многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота  связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта,  состоящего  в  том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на  предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет  этого  недостатка,  но  оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку  он  включается  в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по  отношению к малообеспеченным слоям населения [13].
         В Украние НДС  введен  в  1992  г.  Объектом  налогообложения  являются обороты по  реализации  товаров,  работ,  предоставленных  услуг,  кроме  их реализации  на  экспорт.  В  связи   с   этим   НДС   имеет   широкую   базу налогообложения,  что  обеспечивает  стабильность  поступления   средств   в государственный бюджет. Для  исчисления  НДС  к  обороту,  который  включает сумму уже уплаченного налога,  сейчас  используется  ставка  16,67%,  а при включении НДС в цены реализованных товаров  (работ,  услуг)  -  20%.  НДС  и акцизный сбор количественно заменили ранее действовавшие налог с  оборота  и налог с продаж. Налог с  оборота,  основанный  на  применении  фиксированных оптовых  и розничных цен,  в условиях  их  либерализации   уже   не   мог существовать. Порядок  исчисления  и  уплаты  НДС  регламентируется  сегодня Декретом Кабинета министров Украины " О налоге на добавленную стоимость"  от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.
         Одновременно с  налогом на добавленную стоимость  в  системе  косвенного налогообложения используются акцизы,  устанавливаемые  на  отдельные  группы товаров. Их введение в 1992г. было обусловлено  отменой  налога  с  оборота.
         Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются  в  виде  надбавки  к рыночной цене.  Они  характерны  для  систем  рыночного  ценообразования,  в котором государство прямо не вмешивается в этот процесс [9].
         В зависимости от метода установления надбавки различают  фиксированные и  пропорциональные  ставки  акцизов.  Фиксированные  –  устанавливаются   в денежном выражении на единицу товара. Они не  зависят  ни  от  цены,  ни  от качества  товара.  Пропорциональные   ставки   акцизов   устанавливаются   в процентах к обороту  реализации.  В  отличие  от  фиксированных  ставок  они реагируют на колебания  рынка.  В  зависимости  от  охвата  товаров  налогом пропорциональные акцизы делятся на специфические и универсальные.
         Специфические акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров с целью ограничения их  рентабельности,  а  также  с  целью  ограничения  выпуска  и импорта вредных товаров (например, табачные изделия).  Универсальные  акцизы устанавливаются для всего объема реализации.  Исторически  сначала  возникли специфические  акцизы,  а  потом  круг  подакцизных  товаров  расширился  на столько,  что  целесообразно  было  установить  один  акциз  на  весь  объем реализуемых товаров. Этот акциз  принял  название  универсального.  Примером специфических  акцизов  на  Украине   может   служить   акцизный   сбор,   а универсальных – налог на добавленную стоимость.
         Третьим видом косвенных  налогов является пошлина. Пошлина  взимается при перемещении товаров через границу страны. Исторически множество  стран  этим способом получали доход от использования  своего  выгодного  географического положения. Пошлина, так же как  НДС  и  акцизный  сбор,  является  косвенным налогом, т.е. включается в цену  товаров,  провозимых  через  границу,  и  в результате оплачивается покупателем этих товаров.  Пошлина  выплачивается  в национальной валюте Украины. Существуют два вида таможенных пошлин:  ввозная и вывозная. В Украине основное  значение  придается  импортным  пошлинам  по сравнению с экспортными. Аналогичная тенденция наблюдается во всех  развитых странах. Плательщиками  таможенной  пошлины  являются  любые  юридические  и физические лица, которые осуществляют перемещение через  таможенную  границу Украины  товары  либо  другие   предметы,   которые   подлежат   таможенному налогообложению согласно  действующему законодательству [11]. 

1.3. Единый налог
         Большинство предпринимателей выбирает единый налог - упрощенную систему  налогообложения, т.к. плательщик единого  налога имеет право не платить 16 налогов и сборов Упрощенная система налогообложения - единый налог - зиждется на Указе Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.1998 г. № 727 (далее - Указ № 727)1, в котором и определены основные принципы применения единого налога [6].
         В соответствии с  требованиями Указа № 727 на упрощенную систему налогообложения - единый налог - могут перейти следующие субъекты малого предпринимательства:
    физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;
    юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.
Единый  налог для физического лица.
         Поскольку речь идет о физическом лице, то требование не создавать юридического лица воспринимается вполне нормально. При этом необходимо учитывать, что данное требование касается осуществления данным физлицом - ЧП вполне определенной предпринимательской деятельности (указанной в свидетельстве) и действует только в рамках этой деятельности.
         За физическим лицом (как гражданином, а не как физлицом - ЧП) сохраняется право быть наемным  работником, приобретать акции, быть учредителем предприятия или общества с ограниченной ответственностью и т. д., но с обязательным условием раздельного учета получаемых доходов. То есть доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом по упрощенной системе, должны учитываться отдельно.
         Требования относительно количества лиц, находящихся в трудовых отношениях с физлицом - ЧП, несколько  размыты. Если относительно юридических  лиц говорится о среднесписочной  численности (смотри ниже), то о какой численности говорится относительно физлица - ЧП, непонятно.
         То ли это общее  количество лиц (далее - работников), с  которыми физлицо - ЧП вступало в трудовые отношения в течение года, независимо от их продолжительности (один день, месяц  или год), то ли это количество работников, с которыми трудовые отношения у физлица - ЧП продолжались в течение всего года.
         Как показывает практика, данное ограничение трактуется как  абсолютное, которое касается количества работников физлица - ЧП на любой момент времени в течение года. То есть, в течение года работник может иметь трудовые отношения с неограниченным количеством разных лиц (работников), но их количество на любую дату в течение года не должно превышать десяти человек.
         Что касается ограничения  объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (далее - продукции), то, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что понимается под периодом "в течение года". В Постановлении КМУ "О разъяснении Указа Президента от 3 июля 1998 г №727" от 16.03.200 г. № 507 (далее - ПКМУ № 507) было дано разъяснение по данному вопросу и в соответствии с которым: под словом "год" понимается календарный год [5].
         Ограничения, определенные для юридических лиц, находящихся  на упрощенной системе налогообложения - едином налоге, также определены по двум параметрам - по численности работников и объему реализации.
         В данном случае относительно численности все конкретно и  понятно. Рассчитывается она в соответствии с требованиями Указа № 727 в следующем  порядке:
         1. Среднеучетная  численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех его работников, в том числе тех, что работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.
         2.  А относительно  объема выручки от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), то вопросы возникают аналогичные  тем, что возникали по объемам  выручки у физлица - ЧП.
         Указанные требования в отношении и физлица - ЧП, и юрлица на едином налоге могут первоначально выполняться, но потом, по истечении определенного периода времени, вполне возможна такая ситуация, что какое-либо из указанных требований будет ими нарушено. Что делать в такой ситуации?
         Невыполнение требований, дающих право находиться на упрощенной системе налогообложения, не требует  от физлица - ЧП или юрлица на едином налоге прекращать их деятельность, им всего лишь необходимо перейти на общую систему налогообложения.
         В случае нарушения требований, установленных статьей 1 данного Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).
         Если, например, во втором квартале юрлицом на едином налоге было нарушено требование относительно объема реализации продукции (более одного миллиона), то независимо от того, когда такое нарушение произошло, в начале квартала или в конце, с третьего квартала (с 01 июля текущего года) юрлицо на едином налоге, в соответствии с требованиями Указа № 727, должно перейти на общую систему налогообложения.
Дополнительные  ограничения по единому налогу.
         Дополнительные ограничения  для субъектов предпринимательской  деятельности, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения - единый налог, введены самим Указом № 727 и Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 г." и некоторые другие законодательные акты Украины" от 25.03.2005 г. № 2505 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV (далее - Законом № 2505) [3].
         В Указе № 727 сказано, что его действие не распространяется на:
    субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" в части приобретения специального патента;
    доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;
    субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, которые принадлежат юридическим лицам - участникам и учредителям данных субъектов, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;
    физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;
    общую деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" 3.
         А Законом № 2505 с 01 июля 2005 г. в дополнение к уже  существующим ограничениям (смотри выше) были введены еще дополнительные ограничения следующего содержания:
         Упрощенная система  налогообложения - единый налог, учета  и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на:
    субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игральных мест (домов), игральных автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
    субъектов предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
    субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" [20].
         Ограничения, указанные  в Законе № 2505, установлены до принятия Закона "Об упрощенной системе налогообложения". Следующие ограничения определены Указом № 727 и в данном случае уже касаются видов расчетов:
         Субъекты предпринимательской  деятельности - юридические лица, которые  перешли на упрощенную систему налогообложения - единый налог, не имеют права применять  другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами.
         Наличие таких ограничений  обусловлено порядком расчета облагаемого  единым налогом дохода.
         К ограничениям можно  отнести и наличие только одной  возможности в течение календарного года перейти на единый налог. Если вы в течение календарного года уже принимали такое решение, а потом вернулись на общую систему налогообложения, то в течение этого же календарного года вы не имеете право вновь вернуться на единый налог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Упрощённая система налогообложения
2.1 Концепция  законопроекта "Об упрощенной  системе налогообложения, учета  и отчетности субъектов малого  предпринимательства"
         Упрощённая система  налогообложения (УСН) — это специальный  налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта [16].
         В концепции предлагается существенно сократить список видов  деятельности для применения упрощенной системы налогообложения. В частности запретить упрощенную систему налогообложения предлагается для следующих видов деятельности:
    осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса;
    осуществляют обмен иностранной валюты;
    являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом, оптовой и розничной продажей подакцизных товаров (кроме физических лиц, деятельность которых связана с розничной продажей пива);
    осуществляют оптовую и розничную продажу горюче-смазочных материалов (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов (в емкостях до 10 литров));
    осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования;оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности";
    осуществляющих деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими или юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров и / или в торговых объектах;
    осуществляют совместную деятельность, определенную пунктом 7. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий";
    осуществляют добычу и реализацию полезных ископаемых.
    предоставляют в аренду земельные участки и / или их части;
    предоставляют в аренду жилые и нежилые помещения (здания, строения) общая площадь которых превышает 150 кв. метров;
    осуществляют деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата;
    осуществляют продажу товаров (услуг) через сеть Интернет;
    предоставляют услуги в сфере телерадиовещания в соответствии с Законом Украины "О телевидении и радиовещании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2006 г. , № 18, ст. 155);
    предоставляют услуги сотовой связи;
    осуществляют оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;
    субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере финансового посредничества, банки.
   Для физических лиц дополнительно предлагается запретить применение упрощенной системы налогообложения для следующих видов деятельности:
    предоставление услуг по перевозке граждан;
    осуществление торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования;
    проведение аудиторской, рекламной, бухгалтерской, адвокатской деятельности;
    деятельности в сфере права, инжиниринга;
    деятельности по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;
    вспомогательной деятельности в сфере государственного управления;
    посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества.
         Категорически упрощенная система налогообложения не может  применяться такими субъектами хозяйствования, как:
    страховые (перестраховочные) брокеры, страховые агенты;
    кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом;
    регистраторы ценных бумаг;
    арбитражные управляющие;
    юридические лица в уставном фонде которых совокупность частиц, принадлежащих другим субъектам хозяйствования - юридическим лицам, не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25 процентов;
    представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;  
    нерезиденты и / или лица без гражданства.
         Право применять  упрощенную систему налогообложения  имеют субъекты хозяйствования: физические лица, объем выручки которых за год не превышает 600 тыс. грн. и количество наемных лиц не превышает 10; юридические лица, объем выручки которых за год не превышает 1 млн. грн. Также предлагается дифференциация ставки единого налога в зависимости от выручки.  Так, для физических лиц с оборотом до 300 тыс. грн. предлагается нулевая ставка единого налога, с оборотом до 600 тыс. грн - единый налог в размере от 200 до 1000 грн.  Для физических лиц на общей системе налогообложения предлагаются ставки от 10 до 15%.  В концепции предусмотрено также ответственность за превышение предельного объема выручки (15% от суммы превышения для физических лиц, 20% - для юридических лиц), за осуществление деятельности, не указанной в свидетельстве (по общей системе налогообложения),неоформление трудовых отношений (от 500 до 1000 минимальных заработных плат).  
 Предлагается внести изменения и в порядок уплаты понсийних и страховых взносов плательщиками единого налога - должна осуществляться на общих основаниях. Предлагается внести дополнения в Уголовный кодекс в части установления уголовной ответственности за совершение фиктивного отмывания средств с участием плательщиков единого налога в виде лишения свободы на срок до 5 лет [18].
 

         2.2 Упрощенная или  общая система налогообложения 
         субъектов малого предпринимательства:
         преимущества  и  недостатки.
         Несмотря на то, что  с принятием Налогового Кодекса  упрощенная система налогообложения  не претерпела тех кардинальных изменений, которые были запланированы, многие предприниматели всерьез задумались над переходом на общую систему налогообложения. И причиной тому стали незначительные на первый взгляд новшества, введенные Налоговым Кодексом.
         1. Физическое лицо  – предприниматель, упрощенная  система налогообложения.
         Преимуществом, как  и прежде, является простота учета. Требования к упрощенцам, а также ставки фиксированного налога тоже остались прежними. Однако изменился порядок перечисления налога в бюджет.
         Раньше предприниматель  перечислял всю сумму налога на отдельный  счет в отделении Государственного казначейства, которое, в свою очередь, распределяло средства между местным бюджетом, Пенсионным фондом и фондами социального страхования. Теперь же сам предприниматель должен перечислить единый налог в местный бюджет в части, предусмотренной Указом Президента «Об упрощенной системе налогообложения и отчетности субъектов малого предпринимательства» [6]. В соответствии с Указом в местный бюджет перечисляется 43% единого налога.
         Предприниматель –  упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, введенного с 1 января Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» [1] . Для физических лиц – предпринимателей Законом установлен размер единого социального взноса (далее – ЕСВ) в размере 34,7 % от суммы, которая определяется предпринимателем самостоятельно, однако не может быть меньше минимальной заработной платы и больше пятнадцатикратного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица.
         Если же предприниматель  желает быть застрахованным также на случай временной потери трудоспособности, ЕСВ составит 36,6 %; страховка также и от несчастного случая на производстве обойдется в 36, 21%; а все виды социального страхования – 38,11%.
         Однако самым неприятным новшеством для этой категории, безусловно, является то, что затраты на приобретение товаров, оплату услуг, работ, а также других материальных и нематериальных активов у физического лица – предпринимателя, который оплачивает единый налог, не могут быть отнесены контрагентом на затраты при определении облагаемой налогом прибыли. Исключение составляют физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере информатизации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.