На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свободные экономические зоны России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
         Оглавление 

      РАЗДЕЛ 
 
         1. Введение.........................................................................................
             1.1. История создания свободных экономических зон ………………………………………………………………………
                          1.1.2 История создания СЭЗ в России…………. 
                                  1.2. Классификация свободных экономических зон ……………………………………………………………………………..
              1.3. Характеристики свободных экономических зон  ………………………………….
               1.4.  Хозяйственный режим и цели СЭЗ…………………………..
      РАЗДЕЛ
               2. Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон…………………………………………………
    2.1. Оффшорные зоны………………
          2.2. Свободные экономические зоны
      России  и проблемы их функционирования …….. 

    Заключение…………………………………
    Приложение…………………………………..
    Список  использованной литературы...................................... 
     
     
     
     
     
     
     

                                                    1. Введение 

           Создание свободных  экономических зон – действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
           В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В  зависимости от поставленных задач  они могут быть ориентированы  на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.
           Создание свободных  экономических зон может стимулировать  экономический рост России и обеспечить ее развитие.
           Осуществляющиеся  в настоящее время экономические  реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.  

              

           1.1. История создания свободных экономических зон  

           В целях ослабления жесткого таможенного  режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах возникли первые районы "порто-франко": Генуе, Венеции, Марселе. Их территория отделялась от остальной территории специальной таможенной границей для беспошлинного ввоза и вывоза товаров. При перемещении товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Первый из известных в истории "порто-франко" существовал в римскую эпоху на острове Делос в 166 г. до н.э. [30, 30]. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых административных формальностей. Таким образом "порто-франко" как организационно-экономическая форма характеризуется:
           1. обособленностью его территории  от остальной территории страны;
           2. режим "порто-франко" вводился  уже не только для развития  внешней торговли, но и для подъема экономики того или иного региона.
           В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране.
           На  смену "порто-франко" пришли "свободные  гавани" или "свободные порты". В отличие от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из свободных портов в страну таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус свободных портов получили Гамбург, Ганзейские города – Любек и Данциг, такие порты как Генуя и Марсель, а также Одесса, Владивосток, Батуми (см. рис.1.1. приложения).
           Первой  свободной экономической зоной  в мире считается город Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли [24, 12].
           Нетрудно  заметить, что для образования  свободных портов именно в данный период были характерны определенные предпосылки или условия их формирования – развитие товарно-денежных отношений, становление системы международного разделения труда, начало формирования крупных рынков, развитие внутренней и внешней торговли.
           Итак, первый этап в развитии СЭЗ характеризовался тем, что они представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это самый древний тип СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, частично перерабатывать и перегружать товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и административных барьеров. В настоящее время в мире действуют более 200 небольших свободных портов для транзита, складирования товаров и торговли.
           К сожалению, до нас не дошли материалы  того времени относительно системы  управления подобными СЭЗ, так как, вероятно, тогда вообще не существовало теоретических разработок в области управления. Но можно предположить, что уже на начальных этапах своего развития механизм управления СЭЗ содержал элементы планирования, организации, стимулирования. Последние же получили наибольшее развитие и представляли собой несистематизированный набор мер государственного регулирования в основном в части таможенных пошлин [14, 71].
           По  мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться специальные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товаров.
           Это не могло не повлиять на черты СЭЗ. Теоретически обосновали формирование нового типа СЭЗ англичане П. Халл, С. Хоув и американец С. Бутлер, предложившие концепцию выхода из кризиса и развития районов, находящихся в тяжелом экономическом положении. Суть ее состояла в том, что в таких районах предпринимателям, изъявившим желание заняться здесь бизнесом, предоставлялся ряд льгот: менее жестко регламентировалась их деятельность, допускался ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством (в частности, возможность оперировать любой валютой; иметь отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.) [30, 66]. Эти меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В отличие от своих предшественников СЭЗ из собирающих пунктов и центров распределения товаров превратилась в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. В результате чего образуются так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, интеграции ряда государств в систему мирохозяйственных связей, активизации инвестиционной деятельности.
           Расширение  хозяйственных функций СЭЗ потребовало  усложнения экономического механизма  их функционирования. Особый таможенный режим, характерный для свободных портов, дополнился налоговыми и другими финансовыми инструментами государственного регулирования. Развитие коммуникаций позволило создавать СЭЗ не только в портовых районах. Со временем термин "СЭЗ" стал применяться к районам, где действует та или иная система финансово-кредитных и других льгот по отношению к предприятию и которые по этой причине несколько обособлены от остальной территории страны.
           Первой  СЭЗ промышленно-экспортной направленности, успех которой подтолкнул к созданию подобных зон в других странах, явилась  созданная в Ирландии 1959 году зона вблизи международного аэропорта Шеннон. Главной целью этой зоны поначалу было сохранение рабочих мест ввиду потери аэропортом своей ниши в трансатлантических перевозках [14, 72].
           Позднее, налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.
           С тех пор ЭПЗ добились крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах. По некоторым данным ныне действует свыше 145 ЭПЗ в более чем 40 странах. Около 75% деятельности ЭПЗ в мире приходится на фирмы, производящие одежду и электронику. Среди других важных отраслей промышленности можно назвать переработку сельскохозяйственного сырья, производство мебели, обуви, кожевенных изделий, спорттоваров и других изделий легкой промышленности.
           Таким образом, второй этап в развитии СЭЗ  характеризовался появлением новых организационных их форм, отличающихся от своих предшественников более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.
           Следующий этап развития СЭЗ начался в 80-е  гг. в связи с принятием ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Усиление экономического развития таких районов достигалось созданием так называемых зон развития (предпринимательские зоны), в задачи которых входило не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и создание новых рабочих мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской деятельности, причем не иностранного, а национального частного капитала. Такие зоны получили широкое распространение в Великобритании, Италии, США, Франции. Их создание базируется на специально разработанных программах развития территории. Особенностью государственной политики создания таких СЭЗ является ориентация не на привлечение иностранного капитала, а на предоставление преференциальных прав данным регионам на период от 10 до 20 лет. Эти зоны в противоположность анклавным зонам в развивающихся странах стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации [19, 82].
           Всего свыше 1400 предпринимательских зон  всех уровней (федерального, штатного, местного) действуют в городах и пригородных районах США. Быстрое их распространение объясняется экономическими и другими льготами, предоставляемыми американским компаниям, действующим на их территории. Так как развитие предпринимательства и сокращение безработицы – две основных цели государственных программ предпринимательских зон всех уровней, то власти оказывают всяческое содействие этим зонам в достижении поставленных целей. Одна из причин политики по созданию предпринимательских зон и предоставлению им новых льгот состоит в том, что зоны не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны, уменьшению размеров безработицы, сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы. В данный период также начинают формироваться такие типы зон, как комплексные, технико-внедренческие и оффшорные зоны.
           И, наконец, в начале 1990-х гг. в период, когда крупное производство стало  перерастать географические границы  национальных рынков, начали появляться трансграничные зоны роста, а также узкоспециализированные зоны.
           Сопоставляя хронологию развития различных типов  СЭЗ, можно сделать предположение, что каждый из новых этапов их развития был обусловлен скачком в экономическом развитии мирового хозяйства, происходящим после очередного экономического кризиса. Так образование зон свободной торговли произошло в период подъема мирового хозяйства после Великого экономического кризиса 1929-1933 гг., во время которого объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился в среднем на 44%, мировой торговли – на 61%, общая численность безработных в капиталистическом мире достигла 30-40 млн. человек.
           Аналогично  можно объяснить и создание СЭЗ  других типов: экспортно-производственных – после экономического кризиса в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы в 1948-1949 и 1953-1954 гг.; технополисов и оффшорных зон – после мирового экономического кризиса в 1973-1975 гг.; трансграничных зон роста – после мирового экономического кризиса в 1980-1982 гг.
           Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование СЭЗ на каждом этапе является адекватной реакцией государственного организма на процессы, происходящие в периоды депрессий и позволяющие вывести страну или определенную территорию на новый, более высокий уровень развития.
           Таким образом, на каждом этапе развития СЭЗ  происходило формирование новых типов СЭЗ, отличающихся друг от друга целями их создания, системой предоставляемых льгот и преференций и механизмом управления, позволяющим эффективно функционировать в различной социально-экономической среде. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                            1.2.Типы свободных экономических зон 
     

    Современные СЭЗ весьма разнообразны и неоднородны, что в значительной степени затрудняет их систематизацию и классификацию, для чего в экономической литературе используются различные подходы.
    Одной из задач  исследования при классификации  СЭЗ является выделение общих черт СЭЗ, позволяющих обосновать подходы и принципы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа СЭЗ. В частности, Н. Смородинская, А. Капустин предлагают классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной специализации. В соответствии с этим признаком выделяются: зоны свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более частным признакам. [42, 126-140].
    Кроме того, Н. Смородинская в другой работе предлагает классифицировать СЭЗ в соответствии с еще одним признаком: размером и способом их организации. При таком подходе СЭЗ подразделяются на территориальные и функциональные (режимные). Классификация по этому признаку связана с существованием двух различных концептуальных подходов к организации СЭЗ: территориальным и функциональным. Согласно первому подходу, СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. В соответствии со вторым подходом, под СЭЗ понимается льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы или территории [43].
    Согласно другому  подходу, для более глубокого  понимания сущности СЭЗ целесообразно  применить еще два критерия классификации: по целям создания и степени влияния СЭЗ на национальную экономику [33, 13-15].
    Обобщенная  и расширенная классификация  всей совокупности существующих типов и видов СЭЗ представлена на схеме 1 приложения.
    В соответствии с предложенной классификацией мы считаем  необходимым рассмотреть различные типы и виды СЭЗ и представить их основные характеристики.
    Зоны формирования открытого сектора экономики  характерны для постсоциалистических стран Восточной и Центральной  Европы, основной целью создания которых  является ускоренное формирование рыночных отношений. Механизм управления этого типа СЭЗ ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и активное привлечение инвестиций (Болгария, Венгрия, Китай, Польша, Россия и страны СНГ).
    Зоны развития депрессивных районов и отраслей широко распространены в промышленно развитых странах (Великобритания, Германия, США, Франция). Особенностью механизма управления таких СЭЗ является ориентация на создание благоприятных экономических, административных и правовых условий для национальных предприятий и активизации их деятельности.
    СЭЗ анклавного типа – территория страны, отделенная внутренней границей от остальной ее территории, на которой установлен жесткий таможенный режим. Они слабо связаны с внутренним рынком, ориентированы на развитие внешнеторговых связей и экспорта, в силу чего оказывают опосредованное влияние на национальную экономику. Размещаются, как правило, в приграничных районах страны.
    СЭЗ типа экономических  центров подчиняют свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. Они создаются и функционируют в национальной экономике как ее неотъемлемая часть и могут размещаться не только в приграничных, но и в глубинных районах страны. СЭЗ такого типа содействуют развитию особых видов предпринимательской деятельности (например, на базе конверсионных предприятий оборонного комплекса) независимо от места положения, обеспечивают прочные связи с национальной экономикой, так как объекты, на которые распространяется этот режим, уже действуют на местном рынке, взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами региона.
    Свободные таможенные зоны (СТЗ) (англ. free customs zones) сочетают функции оказания таможенных услуг с услугами по торговым операциям. Поэтому в специальной литературе СТЗ, зоны свободной торговли, свободные порты, транзитные зоны рассматриваются как тождественные. СТЗ представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы таможенной территории. Создаются в целях: получения дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций; рационализации импорта. Их экономический механизм основан на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими зону и реэкспортируемыми из нее. В частности, предусматривается:
    освобождение от импортных пошлин и квот любых товаров (как потребительских, так и производственного назначения), реэкспортируемых с территории зоны;
    ременное освобождение от импортных пошлин любых товаров, предназначенных для ввоза на национальную таможенную территорию;
    поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.);
    могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.
    Преимущества:
    1. Незначительные  стартовые капвложения (на строительство  складских комплексов).
    2. Быстрая  окупаемость инвестиций.
    3. Однозначность  цели образования. 
    Типичные "уязвимые места":
    1. Делается  ставка на исключительное географическое  положение (которое со временем может измениться).
    2. Высокая  вероятность превращения зоны  в центр контрабандного ввоза  товаров на внутренний рынок  страны.
    СТЗ широко представлены в странах: Гонконг, Сингапур, Гибралтар, Аден, Колон. Только в США к началу 90-х годов почти во всех штатах были созданы и функционировали порядка 130 таких зон [30, 9-34].
    Таможенный  Кодекс РФ (гл.12) содержит следующее  определение "Свободная таможенная зона и свободный склад – таможенные режимы, при которых иностранные  товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта". Владельцами свободных складов могут быть исключительно российские лица.
    Свободная таможенная зона создается по решению Правительства  Российской Федерации. Обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.
    Свободный склад  может учреждаться при наличии  лицензии Государственного таможенного комитета РФ. В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу.
    Товары могут  находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков. Таможенное оформление товаров, ввозимых в свободные таможенные зоны и помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных таможенных зон и со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке.
    При ввозе  иностранных и российских товаров  в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
    При ввозе  товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.
    Зоны свободной  торговли (ЗСТ) (англ. zones of free trade) создаются в интересах расширения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также стимулирования экономического развития регионов и стран.
    Старейшими  зонами свободной торговли являются немецкие, созданные в городах Гамбурге и Бремене в XIX веке.
    ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые  рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.
    Национальные  изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом с  таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же национальные и зарубежные товары распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, включая налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др. Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пределах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве, также облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредственно в ЗСТ.
    Наибольшее  распространение зоны свободной  торговли получили в США: они функционируют  более 60 лет.
    К числу ЗСТ  относятся и магазины "Duty Free" – магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер экономической политики. Магазины "Duty Free" должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, морских и речных гаванях, автомобильных пунктах пропуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.
    В соответствии с ТК РФ (гл.8, ст.52) магазином беспошлинной торговли признается таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
    Промышленно-производственные зоны представляют собой компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами. Образуются в целях:
    получения дополнительных валютных поступлений;
    создания новых рабочих мест;
    налаживания импортозамещающих производств;
    привлечения зарубежных капиталов, технологий и передовых методов управления.
    Приоритетность  указанных целей варьируется.
    По рынку  сбыта произведенной продукции  такие зоны подразделяются на 3 типа:
    1. Экспортно-производственные  зоны.
    2. Импортозамещающие  зоны.
    3. Смешанные  (экспортно-импортозамещающие).
    Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (англ. export-production zones) являются наиболее распространенным видом промышленно-производственных зон. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: бытовая электроника и электротехника (сборка на импортных комплектующих), легкая промышленность и т.п. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.
    Основные преимущества:
    ограниченность (и достижимость) целей: валюта, занятость;
    минимизация риска государства в случае неудачи проекта (вследствие ограниченной территории "эксперимента" и анклавного характера зоны);
    Недостатки:
    слабая связь с экономикой принимающей страны;
    отсутствие реальной передачи технологий;
    использование преимущественно неквалифицированной рабочей силы.
    Такие СЭЗ  получили развитие в развивающихся  странах, где к началу 90-х годов  было создано 260 ЭПЗ [30, 30].
    Этот тип  зон называют еще "зонами экспортной переработки" или "специальными зонами поощрения экспорта". Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов.
    В целях поддержания  конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в ЭПЗ обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.п.). Результативность этих льгот выражается в том, что власти многих государств обеспечили в ЭПЗ развитие приоритетных отраслей экономики, а также серьезно активизировали хозяйственную жизнь в депрессивных регионах и смогли оказать значительное влияние на всю национальную экономику. Как уже было сказано выше, иллюстрацией последнего может служить Ирландия, создавшая первую в послевоенной Европе экспортно-производственную зону "Шеннон".
    Экспортно-производственные зоны в масштабе мировой системы  хозяйства приобретают некоторые национальные и региональные особенности, отражающиеся даже в названии зон: в Великобритании, например, называются предпринимательскими, в Китае – специальными экономическими и т.д. Однако природа ЭПЗ, их структура и экспортная направленность не изменяется.
    В конце 70-х – начале 80-х годов экспортно-производственные зоны начали функционировать в Таиланде, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане и других странах. В 1990 г. число свободных экспортно-производственных зон в развивающихся странах превысило 260. Весьма успешно реализовали политику экспортной ориентации новые индустриальные страны.
    Экспортно-производственная зона имеет многоцелевую направленность. Ее макроэкономические эффекты подразделяются на прямые и косвенные. Первые отражают соотношение чистых доходов от деятельности иностранных фирм в зоне в виде прироста экспортных поступлений, занятости, объема привлеченных инвестиций и затрат принимающей страны на инфраструктуру. Вторые – косвенные отражатели степени воздействия зоны на национальную экономику новых технологий, установления связей с национальными субпоставщиками, роста числа рабочих мест и уровня доходов в экономике страны в целом. Эффективность ЭПЗ обусловлена рядом слагаемых: активности инвестиционной политики принимающей страны, географического положения, состояния инфраструктуры, экономической и политической стабильности и конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.
    Модели импортозамещающих  зон, ориентированных на внутренний рынок страны-учредителя, в чистом виде встречаются редко. В основном они используются в сочетании с другими типами зон, хотя правовая база в отношении импортозамещающей специализации (как приоритетной в рамках комплексных зон) предусмотрена.
    Экспортно-импортозамещающие  зоны сочетают преимущества экспортных и импортозамещающих зон. Как правило, являются продуктом "эволюции" чисто экспортной зоны, когда на определенном этапе ее развития резидентам предоставляется право сбывать часть своей продукции на внутреннем рынке страны.
    Несмотря на очевидные преимущества смешанных  зон по сравнению с чистыми моделями промышленно-производственных зон, они имеют ряд уязвимых мест:
    довольно трудно определить оптимально допустимый уровень сбыта продукции предприятий зоны на внутреннем рынке страны;
    появляется соблазн максимизировать административным путем приток в зону ресурсов с внутреннего рынка;
    множественность целей может привести к неэффективному функционированию зоны в целом.
    Примерами таких  СЭЗ могут служить зоны в новых  индустриальных странах Юго-Восточной  Азии (Южная Корея, Тайвань и др.).
    Технико-внедренческие зоны представляют собой территориальные комплексы интеграции науки, образования и производства. Образуются в целях стимулирования разработки новых технологий и производства наукоемкой продукции, направляемой на экспорт и на внутренний рынок принимающей страны.
    Ключевыми элементами особого режима в таких зонах  выступают:
    льготное налогообложение резидентов;
    финансовые льготы (в первую очередь, пониженные ставки арендной платы и льготное кредитование);
    льготный таможенный режим.
    Существует несколько разновидностей технико-внедренческих зон, или технопарков, отличающихся друг от друга соотношениями между исследовательскими и производственными функциями, объемом и сферой кооперации и т.п.
    Исследовательские парки – это агломерации исследовательских подразделений промышленных компаний, группирующихся вокруг крупных научных центров, главным образом, университетов. Круг их деятельности в большинстве случаев ограничивается оказанием научных услуг, прежде всего, разработкой технических новшеств. Последующие стадии инновационного процесса осуществляются чаще всего за пределами исследовательских парков.
    Промышленные  парки (англ. industry park) – неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. Главное назначение этой формы – помочь предприятиям решить проблему размещения производства, резко обострившуюся в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.
    Промежуточное положение между этими двумя  типами парков занимают грюндерские, которые в большей степени являются разновидностью промышленных парков. Однако в то время как промышленные парки открыты для фирм разного производственного профиля, грюндерские центры предназначены для стартовой помощи только предприятий обрабатывающей промышленности. Перечень предлагаемых здесь услуг шире, в частности налажено управленческое консультирование по широкому кругу проблем.
    Инновационные центры (англ. innovation centre), в свою очередь являются разновидностью грюндерских центров, но отличаются от них концентрацией фирм, специализирующихся на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнение к службам коллективного пользования, действующим в грюндерских центрах, здесь функционируют специализированные компании рискового капитала. Главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск.
    Как показывает опыт, границы между отдельными видами парков размыты, и смешанные формы встречаются на практике значительно чаще, чем чистые.
    Инициатором первого исследовательского парка в США в 1950 году стал Стэндфордский университет, организовавший сдачу в аренду принадлежащих ему земельного участка и построек. Благоприятный деловой и инновационный климат способствовал тому, что из этой агломерации выросла знаменитая "Кремниевая долина" – крупнейший центр микроэлектроники, сочетающий в себе черты исследовательского и промышленного парков. Согласно различным оценкам в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Эволюционной особенностью развития научных парков в США явилось то, что первоначально они возникали спонтанно как следствие удачного сочетания ряда факторов – географического, экономического, социального и т.д. Конкретные формы их организации и управления в каждом отдельном случае могут быть различными. Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Одни парки функционируют на коммерческой основе, другие являются бесприбыльными организациями. Их финансирование осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также самими технопарками. [19, 84-85]
    Механизм управления технико-внедренческих СЭЗ включает помимо традиционных элементы инновационного менеджмента, что предопределяет создание более гибкой, адаптивной системы управления СЭЗ.
    Технопарки  обеспечивают условия для реализации всех стадий инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы по оказанию широкого спектра услуг.
    Структура управления технопарка определяется профилем его деятельности. Организационная структура имеет два уровня: оперативный и стратегический. Последний включает в себя совет директоров и экспертный совет. Высшим органом управления технопарка как акционерного общества закрытого типа в период между собраниями акционеров является совет директоров. В него входят представители учредителей технопарка, которые определяют его долгосрочную стратегию.
    Оперативный уровень представлен исполнительной дирекцией технопарка, осуществляющей непосредственное управление и вырабатывающей краткосрочную стратегию развития этой структуры. Исполнительная дирекция включает в себя генерального директора, финансового директора и менеджера по проектам. Он же и заместитель генерального директора.
    В функцию  исполнительной дирекции входит: координация  деятельности всех подразделений парка; непосредственная связь с фирмами парка; на основе полученной информации помощь в решении их текущих проблем: контроль за выполнением фирмами арендных, финансовых, трудовых и экологических обязательств.
    При исполнительной дирекции может функционировать  ряд служб, которые занимаются вопросами обучения предпринимателей, сервиса, выставок и технологического трансферта (передача технологий из науки в производство).
    Высшим научно-методическим органом управления технопарка является экспертный совет, который формируется советом директоров из ведущих ученых. Совет занимается вопросами экспертизы и отбором научно-технических проектов, дает рекомендации по проблемам развития технопарка.
    Этими управленческими  структурами определяются программы  деятельности научных парков, их тактика и стратегия.
    Сервисные зоны представляют собой территории со льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся оффшорные центры, где юридические лица (фирмы, банки), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.
    Оффшорные финансовые центры создаются преимущественно  в малых странах (как правило, островных) или на анклавных участках национальной территории, имеющих выгодное географическое положение и благоприятные  климатические условия. Интерес  принимающей стороны состоит в получении дополнительных валютных поступлений от регистрационного сбора и оказания филиалам иностранных банков широкого круга услуг.
    Свободные банковские и страховые зоны являются важным звеном международных расчетов. Они  представляют собой обособленные секторы финансово-кредитной системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.
    К числу льгот относятся: налоговые, полное или частичное упразднение или регулирование процентных ставок, более либеральное требование относительно собственного капитала и ликвидности, более строгое соблюдение банковской тайны. Для создания банковской и страховой зон не всегда обязательно выделение обособленной территории. Они могут формироваться по режимному принципу в рамках действующей банковской структуры.
    Комплексные зоны (англ. complex zones) формируются путем введения особого льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований – как относительно небольших (районы в городах), так и очень крупных (регионы площадью от сотен до тысяч кв. км). Будучи многофункциональными по своему назначению, они призваны решать широкий круг задач регионального и общенационального масштаба. Как правило, функции управления такими СЭЗ выполняют региональные органы власти территории расположения зоны.
    К их числу  относятся: специальные экономические  зоны Китая. Хозяйственный режим таких зон представлен моделями смешанной производственной зоны и зоны свободной торговли. Особенностью такого режима является распространение не на локальные ограниченные территории, а на обширные зоны (размер спецзон КНР колеблется от 16 кв. км до 34 тыс. кв. км). К положительным итогам функционирования СЭЗ в Китае можно отнести:
    повышение общего уровня предпринимательской активности;
    рост экспорта;
    развитие инфраструктур, строительного комплекса и сферы туризма;
    организация много численных сборочных и пошивочных предприятий, использующих большое количество рабочей силы.
    Вместе с  тем, фактическое развитие СЭЗ отклонилось  от намеченных планов. Во-первых, наибольшее развитие получила непроизводственная сфера (торговля, операции с недвижимостью). Во-вторых, четыре из пяти зон функционально тяготели не к экспортным, а к импортозамещающим зонам. В третьих, вместо крупных иностранных капиталов удалось привлечь преимущественно капитал лиц китайской национальности из Гонконга и Макао), имеющий низкую технологическую наполняемость.
    К комплексным  зонам относится и бразильская  зона "Манаус". Она функционирует  с 1957 года. С тех пор постепенно складывался уникальный хозяйственный  комплекс, в 30 отраслях которого функционирует 600 промышленных предприятий с общей численностью занятых 80 тыс. человек.
    Дальнейшая  судьба спецзон связана с пересмотром  первоначальной концепции их развития: принципы многоотраслевой структуры  с унифицированной экспортной специализацией уступают теперь место планам диверсификации функционального профиля спецзон, повышения роли сектора услуг (торговое, финансовое, информационное посредничество, индустрия туризма) и создания на территории спецзон сети локальных образований различного типа (зоны свободной торговли, технопарки и др.).
    Особые экономические  зоны (ОЭЗ). Эта модель еще не получила распространения в мировой зональной практике. Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.
    В соответствии с замыслом модель ОЭЗ призвана перенять все то лучшее в мировом опыте организации комплексных зон (в том числе зон свободного предпринимательства), что может оказаться практически полезным в современной российской ситуации. В частности, она учитывает:
    нынешнюю эволюцию китайских спецзон и бразильской зоны "Манаус" в сторону многовариантной хозяйственной специализации путем формирования внутренней сети локальных зон с разным функциональным профилем;
    опыт США и Великобритании по ведению особого бюджетного режима для административно-территориальных единиц, в границах которых образуются зоны свободного предпринимательства;
    возможность использования особых зон в качестве источников получения структурных и модернизирующих эффектов принципиально иного по сравнению с локальными зонами масштаба.
    Рассматривая  СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что большинство СЭЗ  представляют собой регион, характеризующийся определенными целями развития, инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.
    Это означает, что в рамках сложившихся административно-территориального разделения страны и государственного управления региональным развитием возникают новые территориально-экономические образования, требующие специфического механизма управления на всех уровнях иерархии.
    С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы: локальные или точечные СЭЗ, занимающие небольшие территории (внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие зоны и др.) и так называемые "суперзоны", формируемые в пределах целых городов или областей (примерами могут быть СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, специальные экономические зоны Китая). Обе группы СЭЗ имеют принципиально различные подходы к формированию системы управления. Для каждой из них можно выделить общие принципы, методы и формы управления СЭЗ. Но в то же время свободные зоны, относящиеся к одной группе, могут отличаться друг от друга целями создания, набором предоставляемых льгот и преференций, специализацией, инфраструктурой и т.д.
    Сравнительный анализ механизма управления точечных СЭЗ и "суперзон" (см. табл.1.1. приложения) показывает очевидные преимущества первых. Это объясняется тем, что в пределах небольшой ограниченной территории экономические процессы становятся в большей степени управляемыми и регулируемыми, а механизм управления – более эффективным и гибким, чем в сложных, масштабных системах, которыми являются целые области или регионы. Это положение подтверждается мировым и российским опытом развития СЭЗ.
    В частности, функционирование китайских специальных  экономических зон и российских СЭЗ показало, что большинство поставленных целей и задач не было достигнуто, льготный и преференциальный режимы привели к значительным бюджетным потерям, поэтому в настоящее время их развитие пошло по пути формирования локальных образований различного типа (СТЗ, технополисы и др.), в которых четко определены цели создания СЭЗ, функции органов управления, создана гибкая организационная структура, реализуется эффективная система стимулирования.
    Что же касается методов и принципов управления СЭЗ, специфические особенности каждой конкретной СЭЗ не влияют на систему управления в целом, а лишь в некоторой части изменяют содержание управленческой деятельности, вносят коррективы в соотношения различных элементов механизма управления СЭЗ.
    Предложенная  схема классификации СЭЗ упрощает процедуру выбора типа и вида зон, исходя из конкретных условий, целей и задач, которые намерены решать регионы-учредители с помощью таких организационно-территориальных образований. 
     
     
     
     
     
     

                           1.3. Характеристики свободных экономических зон   
     

         Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ – хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
         Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как в пределах какого-либо государства, так и вне его.
         В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией  области, города, района и т.д., вопросы  административного и хозяйственного руководства зоны должны возлагаться  на соответствующие местные органы власти и управления. В этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствующие территориальные органы региона, в рамках которого предлагалось на правах самостоятельного структурного подразделения создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может выполнять приглашаемый по контракту специалист.
         Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную  корпорацию, создаваемую за счет вкладов  зональных и незональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.
         Корпорация  призвана заниматься перспективным  планированием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению инвестиций и т.п.). Объявлять и проводить торги на размещение новых производств, организовывать привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществлять строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивать, в случае необходимости, снабжение и финансирование предприятий.
         Высшим  органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий  и предприятий с иностранными инвестициями. В правление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.
         Если  же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой административно-территориальным  делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той территории, на которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяйственного развития зоны может заниматься специальная корпорация.
         Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при которой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хозяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были образованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания «в одном месте», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.
         Поскольку в Российской Федерации создано  несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации  их деятельности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации  от 4 июня 1992г, согласно которому Комитет по иностранным инвестициям обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Хозяйственный режим и цели СЭЗ
 
         Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим  в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.
         К наиболее распространенным льготам  и привилегиям, действующим в  СЭЗ относятся:
    полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства;
    освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
    предоставление льготных кредитов;
    аренда помещений, транспорта по льготным тарифам;
    обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
         Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в  основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление  действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты  взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
         Благоприятный инвестиционный климат предполагает также  наличие сравнительно дешевых и  доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
         Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции, поощрение международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.). По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.
         Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихся странах, чтобы превратить ранее отсталые районы в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур, Турцию. Однако в отличие от промышленно развитых стран, в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важным условием для динамичного экономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала.
         СЭЗ функционирующие в развивающихся  странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых, особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.
         Заметная  роль СЭЗ в социально-экономическом  развитии от
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.