На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности целевой ориентации управленческих решений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение
    Особенности целевой ориентации управленческих решений
      Целепологание
      Виды и свойства целей
      Формирование “дерева целей”
      Целевые типологии
Заключение
Список литературы 

Введение 

Целевая ориентация управленческих решений подразумевает приоритет цели. То есть, весь процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть ориентирован на достижение запланированной цели.
Ориентация  на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений, которые являются в своём роде искусством, мастерством и умением руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал рад достижения общих и ключевых целей организации.
Технологии  реализации управленческих решений включают в себя:
1) методы  и средства сбора и обработки информации;
2) приёмы  эффективного воздействия на  персонал;
3) принципы, законы и закономерности организации и управления;
4) системы  контроля.
Основу  таких технологий составляет бизнес-план, который составляется как для организации, так и для каждого её работника.
В состав технологий управленческих решений входят целевые и процессорные технологии. Целевые технологии включают в себя:
1) инициативно-целевую  технологию;
2) программно-целевую технологию;
3) регламентную технологию.
Целевая технология – это технология, основанная на приоритете целей над ситуациями
Целевая технология ориентирует управленческое решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. Основным предметом целевой технологии является цель. Цель организации – это желаемый и возможный для организации, необходимый и приемлемый для общества процесс (явление). Как процесс, цель отражает принятую в организации тенденцию развития. Как явление, цель определяет конечную стадию создания какого-либо продукта. 

1. Особенности целевой ориентации управленческих решений 

      Целепологание
 
Целеполагание включает в себя:
• формулирование целей;
• проверку их согласованности;
• корректировку;
• прогнозирование  результатов;
• программирование деятельности по достижению сформулированных целей.
На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта  или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления - «целеполагание».
Целеполагание пронизывает и определяет все  стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели - общества в целом.
В целеполагании  всегда возникает задача - свести множество  возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив. Полезно при наличии конфликтных целей одного уровня сопоставить их с целями более высокого уровня и выбрать те из первых, которые предпочтительнее с точки зрения вторых.
Цели  неразрывно связаны со средствами. Ставить цель, как бы мала или  масштабна она ни была, означает в то же время и вырабатывать средства ее достижения. Средств этих может быть много, однако задача состоит в том, чтобы из множества средств выбрать такие, которые всего рациональнее (быстрее, экономичнее) приведут к достижению цели. Характерно, что управление несовместимо с принципом «для достижения цели все средства хороши, цель оправдывает средства». Для достижения цели необходимо выбирать средства, согласующиеся с интересами людей, для которых поставлена цель и которые добиваются ее достижения.
Цель  и средства меняются местами: достигнутая  цель становится средством достижения другой цели.
При определении  целей важно точно установить, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами получить этот результат, сроки достижения целей. Главное при определении цели -указать, что и когда, а не почему и как следует достичь.
В условиях, когда нет ни достаточных ресурсов, ни информации, ни времени для поставки оптимальной цели, ставится приемлемая и рамках существующих возможностей цель. Здесь цель выражает стремление органов управления улучшить состояние дела, устранить имеющиеся недостатки без существенных преобразований системы, без использования сверхнормативных дополнительных ресурсов. Этого рода цели ставятся в повседневной практике управления, постановка и реализация этих целей обычные, если можно так выразиться, будни управленческой работы.
Целеполагание - сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания - программирование деятельности по достижению сформулированных целей.
Сформированные  цели могут оказаться неприемлемыми. Поэтому необходимо прогнозирование  их достижимости. Только после этого  полученные цели, прошедшие проверку, корректировку, согласование на основе оценки сложившейся ситуации, могут быть переданы в блок программирования. 

1.2 Виды и свойства целей 

Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие:
• одну цель решения имеют только очень  простые задачи, и если целей решения  задачи несколько, то между ними возможны и противоречия;
• от точности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения  задач, и, чем корректнее сформулирована цель, тем увереннее будет решена проблема;
• если необходимо оставить несколько целей, то определяется главная, приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;
• если обнаружатся противоположные цели у разных подразделений, к «общему  знаменателю» их надо приводить, исходя из приоритетных целей.
Цели  и решения связаны между собой, имеют сходные и отличительные признаки: 

   Признаки сходства    Признаки различий    Признаки взаимосвязи
   1.Направленность  на позитивные изменения объекта  управления    2. Ориентация на миссию организации
   3. Постановка и принятие на всех  уровнях управления
   4. Ресурсное обеспечение
   5. Временные пределы реализации
   6. Присутствие фактора риска
   7. Ответственность за выбор целей  и решений
   1.Многовариантность  решений и однозначность целей    2. Эффективность в целях -ожидаемая,  в решениях -реальная
   3. Возможность корректировки решений ниже, чем целей
   4. Финансирование целей ориентировочное,  решений - реальное
   5. Выбор целей - творчество ЛПР,  выбор решения возможен на  компьютере
   1.Цель-начальный  этап выработки решения    2. Цель - основа контроля за исполнением  решения
   3.Цель  без решения бесплодна
   4. Решение есть механизм реализации  цели
   5.Цель  определяет выбор решения
 
Простая цель имеет один тип решения –  быть или не быть, цель средней степени  сложности – два или три  варианта, сложные цели могут быть описаны многовариантными решениями.   

Определенным  принципом системы анализа является целенаправленность. Каждая система  функционирует и развивается  в соответствии со стоящей перед  ней целями. Цели  необходимо конкретизировать по срокам исполнения. Общий  конечный результат рекомендуется разбивать на подзадачи, которые можно решить в более короткие сроки. Основным условием формирования цели:  необходимо наличие экономических, технических и других возможностей для ее разработки и реализации. 

Цели  организации бывают различных видов. Они подразделяются на стратегические и тактические.
Стратегические  цели формируются при определении  долговременной политики развития организации, а тактические - при решении оперативных  задач управления.
Особое  значение в системе целенаправленности занимают стратегические цели системы, которые отражают ее долгосрочные и глобальные интересы, а потому являются генеральными и определяющими для всех остальных.
Цели  бывают траекторные и точечные. Траекторные, или как их еще называют направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата.
Цели  разделяются на главную цель (генеральную), подцели второго уровня, третьего уровня, цели отдельных структур управления и т. п. Иначе говоря, в процессе целенаправленности происходит рассеивание целей, что порождает проблему их собираемости вокруг главных, иначе неуправляемость может нарастать.
Сначала определяется главная (генеральная) цель, но и она становится многоцелевой, формируется иерархическая лестница целей. Достижение генеральной цели осуществляется через множество промежуточных этапов. Не всегда удается выделить единственную генеральную цель. В противном случае деятельность организации может носить односторонний характер и, скажем, добиваясь успеха в обеспечении высокого качества производимой продукции, можно упустить из виду социальные факторы, что может отрицательно сказаться на кадровом составе предприятия, а впоследствии и на качестве производимой продукции.
Можно выделить следующие свойства целей:
1) соподчиненность,  то есть цели подсистем вышестоящего  уровня, обусловливают цели подсистем  нижестоящего уровня (вывод: цели  формируются сверху, сверху - вниз);
2) развертываемость, которая выражается в том, что общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;
Можно выделить также следующие требования к целям:
1) во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;
2) во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
3) в-третьих,  цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;
4) в-четвертых,  цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель
5) в-пятых,  цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей.
6) в-шестых, цели  должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.  

1.3 Формирование  “дерева целей” 

Наиболее разработанный  метод целеполагания - система процедур формирования "дерева целей".
Она разрабатывается  путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по следующим  правилам:
• формулировка целей должна описывать желаемые результаты, но не действия, необходимые  для ее достижения;
• формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конкретного результата;
• содержание главной  цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;
• на каждом уровне подцели должны быть независимыми и  невыводимыми друг из друга;
• декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступать к  реализации без дальнейших пояснений.
В целом принцип "дерева целей" позволяет увязывать  и согласовывать множество целей  разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных и т. д.) для достижения главной цели. Что касается главной цели, то она призвана обеспечить качественное развитие управляемой системы
Формирование "дерева целей" происходит по принципу дедукции (от общего к частному). На вершине дерева находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие - промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели расчленяются на более частные. Благодаря такому приему достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности.
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей».
Правила построения дерева целей:
1) Построение  начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);
2) Цели  каждого уровня должны быть  сопоставимы по масштабу и  значению;
3) Формулировка  цели должна обеспечить возможность  количественной и качественной  оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в  конкретные задачи и рабочие  задания;
4) Необходимо  обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).
Преимуществами  метода построения дерева целей являются:
1)  Возможность  объединить планирование и контроль;
2) Возможность  мотивации сотрудников через  раскрытие информации о целях  организации;
3) Определение  области ответственности и круга  задач для каждого сотрудника;
Наиболее  частым методом является дерево целей. Если  при формулировке целей ограничивается только словесным описанием, такое дерево целей принесет больше вреда, нежели пользы. Следовательно, необходимо, чтобы цель была выражена ещё и количественно. При определении целей  часто допускают след ошибки: 1)Не делается словесного и количественного описания целей; 2)Цель не развернута во времени (она статична); 3)Цели не распределены по степени их влажности.
В процессе формирования целей   должны: 1)Рассмотреть альтернативные варианты; 2)Исключить второстепенные мероприятия; 3)Исключить мероприятия с относительно низкой эффективностью; 4)Исключить мероприятия, которые невозможно будет реализовать из-за нехватки ресурсов.
Наряду  с деревом целей  используется блок-схемы. Их цель – определить последовательность выполнения задач.
      Целевые типологии
 
Целевые типологии – это совокупность и определенная последовательность процедур и операций, основанная на приоритете целей над ситуациями, т.е. они ориентируют решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. Как процесс цель отражает принятую организацией стратегию развития. Как явление цель определяет конечный результат.
Целевые технологии принято делить на следующие  виды:
1) инициативно-целевая  технология основана на выдаче  заданий без указания средств  и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и проффесионольного исполнителя. Руководитель называет конечную цель и сроки, не указывая механизма ее достижения. Эта технология дает простор для инициативы и используется в небольших организациях квалифицированного состава при инновационных разработках;
2) программно-целевая  технология применяется чаще, это  упреждающее
управление; задания выдаются с указанием  средств, методов и времени их выполнения, цель достигается точно  в сроки; база – современные знания, ЭВМ и информационные технологии; используется для крупных организаций;
3) регламентная  технология предусматривает жесткий  контроль приближения к цели, хотя точные сроки достижения  цели трудно определить.
Целевые технологии (инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная) 

Инициативно-целевая  технология.
  
Рис. 1. Схема реализации инициативно-целевой технологии
Инициативно-целевая  технология. Данная технология основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Инициативно-целевая технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели задания для работника или группы, а также срока выполнения  без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть не достигнута по каким-либо причинам (кривая 1), может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше (кривая 2), может быть достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.
Основные  условия использования данной технологии:
1) штат  работников организации или ее  подразделения не более 10 чел.;
2) время  выполнения задания не должно превышать одного месяца со для его выдачи;
3) высокий  профессионализм персонала или  большое доверие к нему со  стороны руководителя;
4) производство  новых товаров, услуг, информации  или знаний;
5) наличие  устойчивых неформальных отношений в коллективе.
Для данной технологии эффективна линейная схема  организационных отношений. Профессионализм  выполнения задания определяется квалификацией  исполнителя задания, а квалификация руководителя играет вторичную роль. Технология не гарантирует достижение цели.
Программно-целевая  технология 


Рис. 2. Схема реализации программно-целевой технологии 
(A1, А2, А3, А- планируемые результаты в сроки )

Программно-целевая технология. Наиболее часто в организациях применяется программно-целевая технология. Она состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения, имеются указания о внешнем или внутреннем контроле промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология (ПЦТ) обычно гарантирует достижение цели
Применение ПЦТ может привести к трем основным результатам:
1) достижению  цели в заданный срок при  приемлемых отклонениях от заданных  промежуточных значений;
2) достижению  цели в заданный срок при  существенных отклонениях от  заданных промежуточных значений;
3) устойчивому  не достижению цели в заданный срок.
Данная  технология предусматривает разработку руководителем целей управления, средств и методов их реализации, а также сроков и состояний  промежуточных значений процесса. Если какое-либо заданное промежуточное значение не достигнуто, то на его выполнение выделяются дополнительные ресурсы, если заданное промежуточное значение превосходит запланированное, то часть ресурсов переводится на другие нужды и при этом цель будет достигнута в предусмотренные сроки.
Программно-целевая технология базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях. Достижение цели управления с высокой степенью вероятности гарантируется. Данная технология формирует управление по упреждению.
Основные условия применения данной технологии:
1) штат работников не должен превышать 1000--1500 человек;
2) время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
3) определенность и доступность управленческих и производственных ресурсов;
4) явно выраженное разделение управленческого и производственного труда;
5) выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
6) большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.
Для данной технологии эффективна кольцевая схема  организационных отношений. 

Регламентная  технология. 


Рис. 3 Схема реализации регламентной технологии
Регламентная  технология. Эта технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Технология предусматривает наличие жесткого контроля процесса приближения к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий контроль за положительной динамикой процесса выполнения задания .
Регламентная  технология может привести к:
1) достижению ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели - кривая 1;
2) отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте) - кривая 2.
Регламентная  технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т. д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки, заранее трудно определимые. Достижение цели гарантируется только при жестком внутреннем или внешнем контроле хода процесса реализации поставленных целей.
Основные  условия использования данной технологии:
1) штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;
2) время выполнения цели или составляющих ее задач не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели);
3) возможно существенное и непрогнозируемое ограничение 
ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);

4) инновационный и длительный характер разработок;
5) ориентировочное время достижения цели - свыше 1 года.
Данная  технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей. Авторство на программу и полученные результаты принадлежит руководителю и исполнителю.
Рекомендуемыми  структурами управления являются линейно-функциональная, продуктовая и структура, ориентированная  на потребителя. 

Таблица 1 - Приоритеты целевых технологий  
 

Группы, формы и численность 
организаций
Приоритеты 
технологий
Микро Все формы организаций с численностью персонала 5-10 чел. Рисковое производство Инициативно-целевая  Регламентная Программно-целевая
Типовое производство Регламентная  Программно-целевая Инициативно-целевая
Малые Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия с численностью 100 чел. Программно-целевая  Регламентная Инициативно-целевая
Средние Акционерные общества открытого и закрытого  типов с численностью 1-5 тыс. чел. Программно-целевая  Регламентная Инициативно-целевая
Социумы Крупные объединения, финансово-промышленные группы, государства с численностью свыше 100 тыс. чел. Только регламентная
 
 
Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимо выработать специальные критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Лучше всего, если эта оценка будет носить количественный характер. А для этого необходимо составить специальную числовую шкалу. Для того чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована целесообразно указать временной интервал её достижения. С этой точки зрения цели бывают:
1)долгосрочными (Они предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени, а именно свыше 5-ти лет. Больше всего характерны для стратегического планирования);
2)среднесрочными (реализация от года до 5-ти лет. Могут использоваться как при статическом, так и при тактическом планировании);
3)краткосрочными (реализация до одного года.  Характерны для тактического планирования).
В идеале те цели, которые ставят организация должны охватывать след виды деятельности:
1)Экономические показатели (доход, прибыль, рентабельность); 2)Успешность маркетинга (объём продаж, для рынка, уровень конкуренции); 3)Производство (ассортимент, объём производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, показатели качества);
4)Финансы (структура капитала, финансовые активы, выпуск акций, выплата дивидентов);
5)Совершенствование продукции (всего изделия или отдельных характеристик, изменение дизайна);
6)Организационные структуры (дивизианальные структуры, открытые нового филиала;
7)Кадры (повышение квалификации персонала, сокращение текучести кадров);
8)Социальные условия (различные льготы, условия труда, представление дополнительного отпусков).
В процессе формирования целей можно использовать несколько подходов: 1)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.