На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная организация как система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
      Целью данной работы является характеристика организации как системы. Прежде всего, следует привести определения таких понятий как «система», «системный подход», указать основный принципы системного анализа.
      Система — в философском смысле — объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе1.
      Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы2.
      Говоря  о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации  наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя  закономерности и взаимосвязи с  целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.
      Основные  принципы системного подхода (системного анализа):
      1) Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
      2) Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
      3) Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
      4) Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
      Развернутое определение системного подхода  включает также обязательность изучения и практического использования  следующих восьми его аспектов:
    системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
    системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;
    системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;
    системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;
    системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;
    системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;
    системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;
    системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
 
 
      Таким образом, системный подход — это  методологическое направление в  науке, основная задача которого состоит  в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.
      Действительно, на практике системный подход реализуется  чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как  один из важнейших методов в системном  подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.
      Системный анализ — совокупность методов и  средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.
      Применительно к социальным системам системный  анализ используется как один из важнейших методов системного управления организацией.
    Иерархии  материальных систем.
      В мире материальных систем существуют определенные иерархии — упорядоченные  последовательности соподчинения и  усложнения. Они служат эмпирической основой системологии. Все многообразие нашего мира можно представить в виде последовательно возникших иерархий. Так, на основе физической (Ф), химической (Х) и биологической (Б) иерархий возникает социальная (С) и техническая (Т) иерархии.
      Объединение систем из разных иерархий приводит к «смешанным» классам систем. Так, объединение систем из физико-химической части иерархии (ФХ — «среда») с живыми системами биологической части иерархии (Б — «биота») приводит к смешанному классу систем, называемых экологическими. Объединение систем из иерархий Б, С («человек») и Т («техника») приводит к классу хозяйственных, или технико-экономических, систем.
      Природная иерархия — от элементарных частиц до современной биосферы — отражает ход эволюции материи. Ответвление  СТ (социо-техническая иерархия) —  очень недавнее и кратковременное по вселенскому масштабу времени, но оказывающее сильное влияние на всю суперсистему. Схематически указано воздействие человеческого общества на природу, опосредованное техникой и технологиями (техногенез). Упомянутый ранее холистический подход предполагает рассмотрение совокупности этих иерархий как единой системы.
      Классификация систем может быть проведена по различным  признакам. Основной является группировка  по трем категориям: естественно-научной, технической и социально-экономической. В естественных (биологических) системах место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детати предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует ее. В социально-экономических системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим (менеджером), им же корректируются и поддерживаются.
      В зависимости от решаемой задачи можно  выбрать разные принципы классификации.
      Системы можно классифицировать следующим  образом:
      • материальные и знаковые;
      • простые и сложные;
      • естественные и искусственные;
      • активные и пассивные;
      • открытые и закрытые;
      • детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).
      Объективно  реальные материальные системы обычно определяются как совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного  взаимодействия или взаимозависимости  для выполнения заданной функции (железная дорога, завод и пр.).
      Среди систем, созданных человеком, есть и  абстрактные, знаковые, чисто информационные системы, являющиеся продуктом познания, — мыслимые, идеальные и модельные  системы. Их элементами являются не вещи, а понятия, сущности, взаимодействующие массивы и потоки информации: например, система математических уравнений; система аксиом Эвклида; система множеств; логические системы; система химических элементов; правовая система кодексов, система власти, система целей компании, правила дорожного движения и т.п.; и, конечно, Интернет.
      Как правило, организации как системы (например, бизнес-организации и  социальные организации) являются конкретными  материальными системами, но в своих  функциях и поведении содержат некоторые свойства абстрактных систем — систем инструкций, правил, предписаний, законов, учета, счетов и т.п.
      За  основу классификации систем по сложности  разные авторы принимают различные  признаки: размер системы, количество связей, сложность поведения системы. На наш взгляд, разделение на простые и сложные системы должно происходить на основании наличия цели и сложности заданной функции.
      Простые системы, не имеющие цели и внешнего действия (атом, молекула, кристалл, механически  соединенные тела, часовой механизм, термостат и т.п.) — это неживые системы. Сложные системы, имеющие цель и «выполняющие заданную функцию» — это живые системы, или системы, созданные живым: вирус, бактерия, нервная система, многоклеточный организм, сообщество организмов, экологическая система, биосфера, человек и материальные системы, созданные человеком, — механизмы, машины, компьютеры, Интернет, производственные комплексы, хозяйственные системы, глобальная техносфера и, конечно, различные организации.
      В отличие от простых систем сложные системы способны к актам поиска, выбора и активного решения. Кроме того, они обязательно обладают памятью. Все это конкретные материальные системы. Они состоят из (или включают некоторое число) материальных элементов. Если взаимодействия между элементами имеют характер сил или переносов вещества, энергии и информации и могут изменяться во времени, мы имеем дело с динамическими системами. Они выполняют функции, относимые к внешней среде, — функции защиты от среды или работы по оптимизации среды, по меньшей мере, одну внешнюю функцию — функцию самосохранения.
      Открытая  система для достижения целей  существенным образом взаимодействует  с другими системами. Понятие  открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией и информацией, закрытые системы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых динамических систем. Именно к открытым динамическим системам применимо понятие самоорганизации.
      Системы пытаются классифицировать по степени их организованности, подразумевая при этом структурированность (хорошо структурированные, плохо структурированные, неструктурированные). Позднее была предложена более простая классификация: хорошо организованные и плохо организованные, или диффузные, системы; еще позднее, когда появился класс самоорганизующихся систем, соответственно появилось и разделение их на саморегулирующиеся, самообучающиеся, самонастраивающиеся, самоадаптирующиеся. Но все эти классификации достаточно условны.
      Под хорошо организованными системами  часто понимают системы, в которых  исследователь может определить все элементы, связи и детерминированные  зависимости между элементами и  целями системы. Как правило, к таким  системам относят класс технических  систем.
      При изучении так называемых плохо организованных, или диффузных, систем не ставится задача определить все компоненты и связи. Система характеризуется набором  основных макропараметров и закономерностей, с помощью которых можно оценивать  поведение системы. В таком случае необходимо ввести понятие вероятности, т.е. выявленные закономерности распространяют на поведение системы с какой-то вероятностью. Поэтому этот класс систем относят к вероятностным или стохастическим системам.
      Но  сама классификация по признаку «хорошо организованные» или «плохо организованные» не соответствует семантическому смыслу употребляемых слов: названная плохо организованной, вероятностная система по уровню организованности выше, чем та, которую авторы назвали хорошо организованной.
      О детерминированных системах уже было сказано достаточно. Социально-экономические процессы имеют вероятностный (стохастический) характер. Это означает, что принципиально невозможно в данный момент получить точные сведения о всех процессах, которые происходят в системе, и в деталях предвидеть будущее поведение системы (в противоположность тому, как мы предвидим, что произойдет от нажатия кнопки на стенде управления каким-либо механизмом, который есть детерминированная система). Но именно в вероятностных недетерминированных системах проявляются признаки самоорганизации систем. Увеличивая детерминацию, устанавливая жесткие связи между элементами в системе, можно лишить ее способностей к самоорганизации.
      О самоорганизующихся системах будет  рассказано ниже. Здесь же мы лишь отметим, что процессы самоорганизации активно идут в системах открытых, сложных, динамических, вероятностных. Класс самоорганизующихся систем характеризуется следующими особенностями:
      изменчивостью, нестабильностью, случайностью отдельных параметров и стохастичностъю поведения;
      способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (как к внешним, так и внутренним);
      способностью к самосохранению за счет действия системных законов и принципов: развития, синергии, информированности-упорядоченности, гармонии и др.;
      способностью вырабатывать цели, варианты поведения и изменять структуру.
      Таким образом, повышение организованности, вернее самоорганизованности, наблюдается  именно в открытых, стохастических, динамических системах, в том числе и в организациях. 

    Общие свойства сложных  систем.
      Существуют  некоторые общие принципы единой платформы для изучения технических, биологических и социальных систем.
      Некоторые общие свойства систем:
      1. Каждая система имеет определенную  структуру, обусловленную формой пространственно-временных связей или взаимодействий между элементами системы. Систему можно назвать организованной, если ее существование либо необходимо для поддержания некоторой функциональной (выполняющей заданную работу) структуры, либо, напротив, зависит от деятельности такой структуры.
      2. Согласно принципу необходимого  разнообразия система не может  состоять из элементов, лишенных  индивидуальности, идентичных. Нижний  предел разнообразия — не менее  двух элементов («протон и электрон»,  «болт и гайка», «он и она»), верхний — бесконечность. Разнообразие отличается от числа разновидностей элементов. Неодинаковость частей системы определяет ее гетерогенность.
      3. Свойства системы невозможно  постичь лишь на основании  свойств ее частей. [«Познать части без знания целого так же невозможно, как познать целое без знания его частей.» (Блез Паскаль)]. Решающее значение имеет именно взаимодействие между элементами. По отдельным деталям машины перед сборкой нельзя судить о ее действии. Совместный эффект от воздействия двух или более различных факторов почти всегда отличается от суммы их раздельных эффектов. Степень несводимости свойств системы к сумме свойств отдельных элементов, из которых она состоит, особое качество целостности определяет эмергентностъ системы, или синергию ее элементов.
      4. Выделение системы делит ее  мир на две части — саму  систему и ее среду. По характеру  связей, в частности, по возможности  обмена веществом и энергией  со средой в принципе мыслимы:  изолированные системы (никакой  обмен невозможен); замкнутые системы (невозможен обмен веществом); открытые системы (возможен обмен и веществом, и энергией). В природе существуют и в теории организации рассматриваются только открытые системы. Системы, между внутренними элементами которых и элементами среды осуществляются переносы вещества, энергии и информации, носят название динамических систем.
      5. Преобладание внутренних взаимодействий  в системе над внешними и  лабильность системы по отношению  к внешним воздействиям определяет  ее способность к самосохранению, благодаря качествам выносливости и устойчивости — постоянству важных параметров системы — ее гомеостазу. Гомеостаз динамической системы поддерживается непрерывно выполняемой ею внешней циклической работой («принцип велосипеда»). Для этого необходимы проток и преобразование энергии в системе. Вероятность достижения главной цели системы — самосохранения (в том числе и путем самовоспроизведения) — определяется как ее потенциальная эффективность.
      6. Действие системы во времени  называют ее поведением. Вызванное внешним фактором изменение поведения обозначают как реакцию системы, а качественное изменение реакции системы, связанное с изменениями структуры и направленное на стабилизацию поведения, — как ее приспособление, или адаптацию. Закрепление адаптивных изменений структуры и связей системы во времени, при котором ее потенциальная эффективность увеличивается, рассматривается как развитие или эволюция системы. Возникновение и существование всех материальных систем в природе обусловлено эволюцией. Динамические системы эволюционируют в сторону усложнения организации и образования подсистем. При этом усиливаются такие эмергентные свойства (качества) системы, как управляемость и самоорганизация.
      7. Важной особенностью эволюции  систем является неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации — раздвоением, расщеплением прежнего пути эволюции. От выбора того или иного продолжения пути в точке бифуркации очень многое зависит, вплоть до появления и процветания нового мира вещей, организмов, социумов или, наоборот, гибели системы.
      8. Любая реальная система может  быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой моделью системы. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений.
      Остановимся подробнее на некоторых из этих свойств, имеющих наиболее непосредственное отношение к теории организации.
      Структура чаще всего рассматривается как упорядочение элементов системы, результат процесса организации. В прямом смысле структура — это строение системы. Вне систем структур не существует. Посредством структуры реализуются свойства, обеспечивающие желаемое функционирование системы. Структура характеризует систему со стороны ее строения, конструкции, пространственно-временного расположения частей, устойчивых взаимосвязей. Говоря о структуре, часто подразумевают большее: выделяют количество элементов, пространственное расположение, способ и характер их связи. Иногда употребляют понятие «структурные срезы», подразумевая горизонтальную структуру, вертикальную или штатную структуру, структуру планов и пр.
      В саморазвивающихся системах структура  непрерывно меняется. В период организации  систем структура усложняется, включаются новые связи, меняется пространственное расположение. При дезорганизации, напротив, связи ослабевают или исчезают, свойства элементов нарушаются, целостность системы уменьшается.
      Эмергентность как степень несводимости свойств системы к свойствам отдельных элементов, из которых она состоит, по существу отрицает применимость редукции к сложным динамическим системам, к организациям. Сочетание двух или нескольких взаимодействующих элементов, свойств (качеств, потенциалов) любой системы в подавляющем большинстве случаев придает системе новое качество, отличающее систему от простой суммы независимых качеств ее элементов. Это свойство в теории организации обозначают термином синергия — совместное действие. Более подробно это свойство организации рассмотрено ниже.
      Развитие  системы — процесс закономерного  изменения, перехода из одного состояния  в другое, более «совершенное», от простого к сложному, «от низшего  к высшему». Здесь имеется в  виду «прогрессивное» развитие —  поступательное «улучшение» в процессе развития. Взятые в кавычки слова этих дефиниций отражают традиционное субъективное отношение к сущности развития. Для отдельных, даже очень больших систем и для больших промежутков времени по-настоящему объективны лишь смена качественных состояний и усложнение. Категории совершенства, низшего и высшего, худшего и лучшего слишком относительны и условны, чтобы характеризовать качество сложных систем в процессе развития. В мире человеческих организаций (компаний, консорциумов, политических партий, государств, этносов, человеческого сообщества в целом) правильнее говорить не столько о прогрессивном развитии, сколько об онтогенезе организаций, об истории их индивидуального развития — от зарождения до конца существования.
      При таком понимании развитие характеризуется  взаимодействием прогрессивных  и регрессивных изменений на протяжении всего жизненного цикла системы. Полный цикл развития любой конкретной системы включает пять основных этапов: возникновение, становление, зрелость, регрессивные изменения, ликвидация.
      Возникновение и становление — прогрессивная  ветвь развития, процесс организации. Возникновение делится на два  этапа: 1) скрытый, когда в недрах старого появляются и растут новые  элементы, и 2) явный, когда новые элементы образуют новую структуру.
      На  этапе становления система растет, расширяется, превращается в организованное целое. В процессе становления системы  возникают и более или менее  успешно разрешаются противоречия между новыми и старыми элементами системы, противоречия между самими новыми элементами, противоречия между процессами дифференциации и интеграции. При этом происходят закономерные изменения свойств организации как системы: возрастает разнообразие ее элементов и связей между ними, увеличивается сложность и эмергентность системы.
      Зрелость  — состояние системы, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга и когда перечисленные  выше свойства достигают оптимального сочетания для установившихся внешних  условий функционирования, обеспечивая высокую устойчивость, — это высшая точка жизненного цикла организации. В зрелом состоянии все передаточные функции системы работают в стабильном режиме. Признаки зрелой системы:
      • множество элементов;
      • единство главной цели для всех элементов;
      • наличие связи между элементами;
      • целостность и единство элементов;
      • структура и иерархичность;
      • относительная самостоятельность;
      • наличие функции управления;
      • длительная работа в стационарном режиме.
      Каждая  организация должна обладать всеми этими признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит к нарушениям в деятельности организации.
    Системные связи и системное  поведение.
      Связи и взаимодействия между элементами сложных систем осуществляются переносами (потоками) вещества, энергии и информации. Взаимодействие между элементами системы может иметь различную природу и выражаться разными функциями. Чаще всего рассматриваются парные взаимодействия типа «сдал — принял», «сигнал — ответ» или «импульс — реакция». Научный анализ систем в большинстве случаев сосредоточен именно на изучении характера этих функций. Между тем поведение системы часто определяется не столько функциональными характеристиками связей, сколько их причинной направленностью.
      Если  есть два связанных процесса А и В, то изменения А во времени могут приводить к разным случаям зависимого от А изменения В, причем однонаправленность изменений считается положительной (знак «+»), а разнонаправленность — отрицательной (знак «-»). (Здесь имеется в виду именно направленность причинной зависимости, а не качественный результат в смысле «хорошо — плохо».) Кроме того, речь не идет о пропорциональности изменений. В большинстве случаев зависимости бывают нелинейными. Возможно еще запаздывание ответа.
      Кроме односторонних зависимостей существуют различные варианты парных двусторонних связей — взаимозависимостей или взаимодействий. При взаимодействиях главную роль приобретает качественный результат, а не только однонаправленность или проти-вонаправленность сопряженных процессов. Эти взаимоотношения можно представить следующим образом: В первом случае — взаимное противонапраленное (негативное) действие. Если речь идет о взаимодействии между подсистемами одной системы или между разными системами, — это конкуренция, взаимоугнетение (например, «отдай — отдай»; два разных потребителя одного ограниченного ресурса; угнетение растений в загущенных посевах). Во втором случае — двустороннее благоприятствование, взаимопомощь или взаимостмулирование («бери — бери»; каждый из членов пары является источником ресурса для другого; явления симбиоза в живой природе). В третьем случае — сочетание сопряженных благоприятствования и угнетения («отдай — не дам»; взаимоотношения ресурса и эксплуататора ресурса; в природе — продуценты и потребители, жертвы и хищники, паразиты и их «хозяева»). По существу, это модели замкнутых контуров прямых и обратных положительных и отрицательных связей.
      В теории систем наиболее важны взаимодействия третьего типа — контуры с отрицательной  обратной связью, так как они авторегуляторны и содержат потенциал самоорганизации. Отрицательная обратная связь является главным элементом любого регулятора в технике. На принципе отрицательной обратной связи построены все механизмы регуляции физиологических функции и поддержание постоянства внутренней среды, т.е. гомеостаза любой авторегуляторной системы. При функционировании внутри системы-организации такое значение отдельной отрицательной обратной связи маскируется множеством связей и взаимодействий любого элемента — члена системы.
      Два других варианта парных взаимодействий («— —» и «+ +») образуют контуры положительных связей [«минус и минус» (отрицание отрицания) дают «плюс»]. В отличие от контуров с отрицательной обратной связью контуры положительных связей сами по себе не только не способствуют регуляции, а, наоборот, генерируют дестабилизацию систем, приводя их либо к угнетению и гибели, либо к ускоряющемуся росту «в разгон», за которым, как правило, также следует срыв и разрушение системы. На контурах положительной обратной связи основаны некоторые механизмы современной экономики, когда рост производства поддерживается на основе диктата предложения с помощью навязчивой рекламы, которая искусственно провоцирует новые потребности. Ярким примером фатальности положительной обратной связи может быть гонка вооружений, при которой увеличение количества оружия увеличивает риск поражения оружием и потребность в усилении вооруженной защиты, что ведет к новому витку производства еще более мощных вооружений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.