На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Принятие христианства на Руси и его значение

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Российский  государственный профессионально-педагогический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Отечественная история
на тему: «Принятие христианства на Руси и его значение» 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы «Антикризисное управление»
Рачкован  Анна Николаевна 

Проверил:___________________ 
 
 
 
 
 

г.Верхотурье 2008г. 

Содержание:
    Введение_____________________________________________стр. 3 - 4
    Основная часть________________________________________стр. 5 - 23
     2.1. Начало пути. Святая Ольга___________________________стр. 5 – 6
     2.2. Дело Владимира____________________________________стр. 7 – 11
     2.3. Трудности в становлении____________________________стр.  11 - 12
     2.4. Русская православная Церковь.
           Формирование церковной структуры__________________стр. 13 – 15
     2.5. Просвещение Киевской Руси. Живое наследие__________стр. 15  - 18
3. Заключение____________________________________________стр. 19
4. Список используемой  литературы__________________________стр. 20
5. Приложение____________________________________________стр. 21 - 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение
          Всю историю человечества можно обоснованно назвать священной книгой народов. Это — книга их бытия, содержащая откровения и правила. Она — наследие предков, предназначенное потомству, пример прошлых ошибок и грандиозных успехов. История, это то, без чего не может существовать ни один народ, ни одна нация. Это наше прошлое, которое мы должны помнить, и гордится им, каким бы оно не было.
       Историю своей страны должен знать каждый человек. Она примиряет нас с несовершенством настоящего, как с обыкновенным явлением во всех веках. История помогает людям избежать ошибок в настоящем, опираясь на примеры прошлого.
          В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в своей книге "Предания веков" говорил: "История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего". В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своей работе я еще не раз буду обращаться к работам Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и других историков.
          И я хочу посвятить эту работу крещению Руси — важнейшему этапу отечественной истории. Надеюсь тем, кто будет читать данный текст, будет интересно узнать о событии, определившем дальнейший ход нашей истории. Далеко не все было просто и гладко с утверждением на Руси христианской веры. И мы, потомки, должны отдать должное великой княгине Ольге и князю Владимиру за их деяния. История неоднократно доказывала, насколько правильно была выбрана христианская религия и может быть, поэтому она нашла достойное место в сердцах русских людей.        
          Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас, на мой взгляд, идет эпоха "Второго Крещения Руси" после продолжительного периода гонений, запретов и забвения. Для того чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, мы сможем найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с Русской церковью, государством Российским и народом в целом. Эту тему можно рассматривать как зеркало последующих событий. Для нас, живущих в XXI веке, эта проблема с каждым годом становится все более актуальной.
          Быть может, проведение параллели между Древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией XXI века, с ее сектами и "вторичным крещением", будет выглядеть неубедительно, но, на мой взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, возвращается к истокам.
          Казалось бы, прошла всего тысяча лет, для истории это мизерный срок, а Россия уже готова вновь принять христианство. Хотя, на мой взгляд, дело не в возвращении религии как таковой, а в той атмосфере кардинальных изменений, воцарившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы ни изменяло народный строй и образ мыслей, является результатом предшествовавшего развития народной жизни.
          Что же все-таки привнесло христианство  в нашу с вами жизнь? Какая польза народу и государству от новой религии? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основная часть 

2.1. Начало пути. Святая Ольга.
          Христианство в Древней Руси  существовало  еще  задолго  до придания  ему статуса  официальной  религии,  но оно было слабо распространенным и,  конечно,  не могло конкурировать с язычеством.
          Языческое мировоззрение наших предков, распространенное на всей территории Древней Руси, все же воспринимало посторонние религиозные влияния. Славяне легко примешивали к своим старым суевериям  суеверия  диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников". Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, стали там обращаться  в  христианство и приносили на Русь новое учение,  передавая его нашим предкам.  В княжение Игоря в Киеве  была уже христианская церковь святого Ильи. В дружине самого князя Игоря были христиане. Словом, христианская вера стала хорошо знакома  киевлянам еще при первых варяжских князьях.
          История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. "Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви, да и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи", — написал доктор исторических наук, профессор А. И. Клибанов в своей вступительной статье к книге "Русское православие: вехи истории". История Русской православной церкви не была однозначной: она изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.
        Одной из первых среди княжеского рода, принявшая христианство, была княгиня Ольга (?–969; годы правления: 945–969), жена князя Игоря, прозванная в народе Мудрой за свои государственные заслуги и Святой за свои заслуги перед церковью.
          "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников"... («Повесть временных лет» Н.М.Карамзин)
          Характер Ольги, по преданию, отличался  мудростью, то есть по тем  понятиям, хитростью и ловкостью.  Ольга объехала всю землю российскую, устанавливая внутренний порядок государства. Возвратилась к юному Святославу в Киев и жила там несколько лет в спокойствии. «Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории», - говорил Н.М.Карамзин.
          Княгиня Ольга была язычницей, но христианская вера уже славилась в Киеве. Она видела торжественность христианских обрядов, беседовала с церковными пастырями и, будучи одарена необыкновенным умом, поверила в святость их учения. «Как женщина Ольга была способна ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как женщина она была способнее к принятию христианства», - считает С.М.Соловьев. Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу греческой империи и веры. Патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный (греческий император)– восприемником от купели. Ольгу в святом крещении нарекли Еленою.
          Наставленная в святых правилах  христианства самим патриархом, Ольга вернулась в Киев. Она,  воспылав усердием к новой вере, спешила открыть и сыну Святославу заблуждения язычества, но тот не хотел слушать ее наставления. Мать рассказывала ему, какое счастье быть христианином, о мире, которым наслаждалась ее душа с тех пор, как она приняла веру христианскою. «Святослав ответствовал ей: «Могу ли я один принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мной?» (Н.М.Карамзин). Напрасно Ольга убеждала сына, что его пример склонил бы весь народ к христианству. Но юноша был непоколебим и следовал обрядам язычества, не запрещая другим креститься, но и презирая христиан. И княгиня Ольга умолкла, поручив Богу судьбу российского народа и сына.
          Труден и долог был путь  христианства к сердцам людей русских. 
 
 

2.2. Дело Владимира
         Все, о чем  княгиня Ольга могла лишь мечтать, наконец, начинало сбываться: при киевском князе Владимире (978 – 1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства.
          Святая церковь сравнивает равноапостольного  князя с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном обращении язычников в христианство. Это было великое дело Владимира, прославившее его имя в отечественной истории на века.
          Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
          «…Не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников, склонять Владимира к принятию веры своей и что Великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседственные могли желать, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного бога с ними, и Владимир мог, также — увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества — искать истины в разных верах», - пишет Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского».
          Много было послов с разных  стран, где господствовали веры  различные: магометанская, католическая, иудейская. Но отверг их всех Владимир. Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный этим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’Благо добродетельным и горе злым!’’ ‘’Крестися, — ответствовал философ, — и будешь в раю с первыми’’. Разослал великий князь послов своих в разные страны, убедиться какая все же вера достойнее. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, — сказали они, — не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решил быть христианином» (Н.М.Карамзин «История государства Российского»)
          Относительно вопроса о времени  и месте крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 988 г. в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии, это священное действие происходило в 987г. в Киеве, а по третей, в 987г. в Василеве (недалеко от Киева, теперь г.Васильков). Есть много свидетельств в пользу каждой из перечисленных версий, но я хочу остановиться на первой. Ведь для меня не столько важно, где и когда он принял крещение, а сам факт принятия веры христианской им и русским народом, и то, что в итоге мы приобрели благодаря православию.
           Владимир мог бы креститься и в собственной столице, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия. Он считал, что одни лишь цари греческие и патриарх были достойными сообщить целому народу российскому уставы нового богослужения. Но гордость могущества и славы не позволила Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
          Собрав огромное войско, Великий князь пошел на судах к греческому Херсону. Этот торговый город, построенный в самой глубокой древности, сохранял ещё в Х веке свою славу, несмотря на великие опустошения. Владимир, остановился в гавани или заливе Херсонском, высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Издревле привыкшие к вольности, херсонцы мужественно оборонялись. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, если они не сдадутся. Но граждане отвергали его предложения в надежде на скорую помощь от греков. Но нашелся в городе доброжелатель по имени Анастас - этот человек пустил к россиянам стрелу, с надписью: «за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы; вы можете отнять её». Чем Великий князь и поспешил воспользоваться и велел перекопать водоводы. Тогда жители, изнуряемые жаждой, сдались россиянам.
          Завоевав славный и богатый город, российский князь ещё более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства и принудили императоров забыть надменность и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и корону, ответили ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему свою сестру.  Царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками; там народ встретил её как свою избавительницу. Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; Анна убедила его немедленно креститься и, он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской площади). Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили торжественный обряд, за коим последовал брак царевны с Владимиром.
          Великий князь отказался от завоевания Херсона и, соорудил там церковь — на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил город царям греческим в благодарность за руку их сестры. Вместо пленников он вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам. Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в свою столицу озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к данному торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к конскому хвосту, били тростями и свергли с горы в Днепр. Чтобы язычники не извлекли идола из реки, княжеские воины отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за которыми он был выброшен волнами на берег (это место долго называлось Перуновым). Изумленный народ  боялся защищать своих богов и проливал слёзы. «Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься — и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческим, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали» (Н.М.Карамзин «История государства Российского»)
          Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира — в притоке Днепра речке Почайне.
          Приняв христианскую православную  веру, князь Владимир (в крещении  Василий) решился «обратить всю  Землю в христианство». Великого  князя Владимира побуждало к  этому не только религиозное  воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, так как христианизация русского народа означала приобщение к высокой культуре христианских народов. Но и политическая ситуация в стране требовала от князя принятия твердых решений: ориентация на Западную Европу и принятие католической веры или ориентация на Византию и принятие православной веры. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси не как не угрожали, скорее, наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (да и сейчас) занимал видное место «Дранг Нах Остен» - поход на восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (католичество), то Русь как самостоятельное государство, возможно, перестала бы существовать.  
 
 

 2.3. Трудности в становлении и распространении христианства
          Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знаки христианской веры, принятой государем, его детьми и приближенными, появились на развалинах мрачного язычества. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том самом месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и его сын. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов.
         Прежде всего, князь Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр. Он приказал духовенству проповедовать в городе новую веру. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси, где создаются епархии. Многие люди крестились, другие же, верные древнему закону, отвергали новую веру. В некоторых областях России язычество господствовало до XII века. Например, в Новгороде, язычники даже оказывали открытое сопротивление введению новой веры и уступили только после упорной борьбы. Сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Особенно сложно вводилось христианство в далекой и глухой Рязанской области и в земле суровых вятичей, которые даже замучили святого Кукшу, первого распространителя веры Христовой на этой дальней окраине. В Ростовской области христианство также распространялось со значительными трудностями. Древнерусское и мерянское население оказывало сопротивление христианизации, не хотело подчиняться государственной власти и церкви. Повесть временных лет упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Учреждение епископии в Ростове, вероятно, последовало за восстанием как мера предотвращения подобных выступлений, хотя это и не привело сразу к желаемым результатам. Как известно, первый ростовский епископ — Леонтий — был убит язычниками, не желавшими принимать христианство и подчиняться государственной церковной организации.
          Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”.
          Христианство на Руси распространялось далеко не лучшим образом. Но Владимир не жалел на это дело ни трудов, ни сил, и благодаря ему еще при его жизни открыто исповедуемое язычество исчезло среди различных племен русских славян. 15 июля 1015 г. Владимир скончался, и русская церковь, причтя его к лику святых, наименовала его Равноапостольным в память его заслуг. 

2.4. Русская Православная Церковь.
Формирование  церковной структуры  на Руси.
          После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.
          Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии (на первых порах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем и митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
          Русская митрополия делилась  на епископии, которые соответствовали  структуре светской власти. В  начале XI века образовались епископии  в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие в Полоцке и в Турове епископий, созданных самим Владимиром. Образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной относят к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патерику архимандрида Тризны «Туровский епископии завет блаженного Владимира», то она возникла в 1005 г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь". Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам.
          Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали "десятину" - десятую долю своих даней и оброков.
          Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной "суете мирской", и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду и племени и выходцами из боярской или купеческой среды.
          На Руси не было проблемы кадров, потребности удовлетворялись за счет духовенства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропаганду христианства в середине X в. Кроме того, Древнерусское государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. Обеспеченность Руси духовенством подтверждается и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове "попы  многы".
          Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь Святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Не случайно и то, что была сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства и что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в  лице  братьев самого князя, Бориса и Глеба.  При нем же была сделана попытка канонизации его отца.
          Принявшая благословение от восточной греко-католической церкви русская церковь всеми силами держалась их, и ничто не могло поколебать и склонить её на сторону папы как всемирного патриарха. Это повлияло на обособленность Руси от Западной Европы и в политике, хотя, и способствовало сохранению и развитию оригинального и самобытного типа русской народности, ее традиций и обычаев. И в дальнейшем эта приоритетность русского народа не ослабевала.  
 
 

2.5. Просвещение Киевской Руси.
          Огромным толчком для распространения  и развития собственной грамоты  и письменности послужило принятие  христианства, так как для познания  новой веры требовались книги.  Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь Владимир завел для детей училища, ставшие первым основанием народного просвещения в России. Это деяние казалось тогда ужасом, и матери, у которых силой брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, так считали грамоту опасным чародейством.
          Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и, прежде всего, в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку.
          Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью".
          Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное".
          Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом, или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".
          Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.