На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные функции слухов и их роль в функционировании общественного мнения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Вопрос взаимодействия слухов и общественного мнения оказался обойденным вниманием как зарубежных, так и российских ученых, в то время как нам этот момент представляется интересным и имеет практическую значимость.Теоретико-методологическую основу исследования слухов составляют положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных социологов, политологов, социальных психологов, специалистов по изучению общественного мнения. Особое значение имеют теоретико-методологические посылки, касающиеся особенностей функционирования обыденного сознания (П.Бергер, Т.Лукман, А.Шюц) и социального настроения как его характеристики (Ж.Т.Тощенко), понятия, природы и особенностей циркулирования слухов (А.В.Дмитриев, В.В.Латынов, Г.Олпорт, Л.Постмэн, Р.Росноу, А.В.Толстых, Т.Шибутани,), процесса формирования общественного мнения (М.К.Горшков, Б.А.Грушин, Э.Ноэль-Нойман).Слух мы определяем как циркулирующую в социальной среде без надежного подтверждения ее достоверности информацию, объектом которой являются социальные факты, обладающие свойством неопределенности и важности. Слух представляет собой результат коллективной интерпретации неоднозначного социального факта массовым сознанием в соответствии со сложившимся менталитетом.Основа появления слухов довольно вариативна, но существуют определенные условия, которые с неотвратимостью детерминируют зарождение слухов. К таковым относятся следующие:
1)    Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией,  которая необходима для понимания  меняющейся ситуации, и тем, что сообщают в СМИ.2) Oсобенности личности коммуникаторов, так как при прочих равных условиях отмечаются индивидуальные различия в отношении подверженности слухам. К таковым относятся степень тревожности, неуверенности, доверчивости.3) Hаличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Подобное ощущение возможно в нестабильных и трудно предсказуемых ситуациях, лишь в таком случае человек будет искать и передавать недостоверную информацию.4) Значимость темы для человека, ее релевантность системе интересов и ценностей личности - детерминанта появления слухов, которая часто обеспечивает локальный характер циркулирования того или иного слуха, тема которого интересна ограниченному кругу лиц. Но в отдельных случаях значимость темы для субъекта не является решающей: иногда люди распространяют слухи, мало значимых для них самих.5)    Специфическое аффективное состояние индивида, вызванное опасениями по поводу будущих неприятных событий. При этом слухам благоприятствует некий средний уровень тревоги и неопределенности. Если же указанные факторы сильно выражены, то человек оказывается полностью поглощен эмоциями и дезориентирован, утрачивает способность поддерживать систематическую и целенаправленную коммуникацию с окружающими.
        1.Процесс возникновения слухов.
        Процесс возникновения слухов разворачивается в рамках процесса интерпретации ситуации посредством проектирования по принципу стереотипизации. Процесс распространения слухов в социальной среде характеризуется искажением содержащейся в нем информации, которое возможно в направлениях сглаживания, заострения, уподобления, сокращения и упрощения формулировки или, напротив, усложнения текста слуха. Это зависит от свойств личности коммуникантов-агентов слухов (например, внушаемости, невротизма и т.д.), а также от принятых в той или иной социальной среде норм, ценностей, образцов поведения.Последствия слухов принято рассматривать в зависимости от того, к какой группе они относятся: спонтанных или преднамеренных слухов. Так, воздействие спонтанных слухов можно рассматривать на трех (как минимум) уровнях: индивидуальном, групповом, общенациональном. Воздействуя на отдельного индивидуума, слухи способны смягчать эмоциональное напряжение, обеспечивая своеобразную отдушину. Роль слухов в данном случае позитивна, так как они позволяют снимать напряжение, тревогу с наименьшей затратой усилий. Имеет место процесс адаптации к возможному событию, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий.[8] Так, С.Энтони обнаружил снижения уровня тревоги у лиц, активно обсуждающих слухи. В то же время Р.Фирф, изучавший слухи в Полинезии, считал, что лишь немногие из слухов оказывают фасилитационное воздействие. По данным Национальной консультативной комиссии по гражданским беспорядкам в США слухи существенно усиливают напряженность и массовые волнения в обществе.Таким образом, негативный эффект воздействия слухов наблюдается более часто и отчетливо. При этом воздействие слухов на поведение носит зачастую сложный характер, находясь в зависимости от содержания слуха, характеристик источника информации. 

На распространение  слухов и, соответственно, на изменение  социального настроения огромное воздействие  оказывают ожидания возможных последствий  обсуждаемого события или явления. Например, слухи о женах видных политиков не имеют глубокого  влияния на социальное настроение: в лучшем случае они удовлетворяют  любопытство к личной жизни известных  людей, выражают эмоции по поводу того или иного конкретного события. Если слухи касаются благополучия человека, его уверенности в будущем, его  ориентации на долгосрочные цели, то социальное настроение будет достаточно оперативно и обстоятельно реагировать на слухи, особенно если их подтверждение чревато  негативными последствиями. Поэтому  среди прочих оснований классификации  слухов мы предлагаем использовать принцип  актуальности предмета слуха для  конкретного человека как субъекта повседневной жизни. Так, возможно различение слухов первичной значимости и вторичной  значимости для индивидов. Предметы слухов первичной значимости находятся  в ближайшей зоне повседневной жизни, которая ограничена пределами непосредственной досягаемости для человека. Эти слухи  имеют непосредственное влияние  на жизнедеятельность индивидуума, непосредственно участвуют в  формировании социального настроения и поведенческих практик. Предметы слухов вторичной значимости принадлежат  к более опосредованным, удаленным  от человека зонам повседневной жизни.Итак, результатом воздействия слухов на индивидуальном уровне является формирование мнения, а также снижение или, напротив, увеличение уровня тревоги, интерпретация ситуации, ориентация в окружающей обстановке. Воздействие слухов на групповом уровне наблюдается в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы с помощью слухов подчеркивают различия между «своими» и «чужими», формируя, таким образом, групповую идентичность. «Присоединение» к слуху конкретного человека означает его интегрированность в коллектив. Слухи могут выполнять функцию «социального барометра», выступая показателем того, каково мнение группы по определенному вопросу, обозначая позицию, которую следует занимать членам группы. Также на уровне группы наблюдается повышение гомогенности мнений. Внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности частных интерпретаций, что, в конечном счете, повышает гомогенность группы и сказываются на состоянии общественного мнения. В качестве средства коллективной ориентации, формы коллективного решения проблемы содержание слуха уточняется и верифицируется в процессе циркулирования в социальной среде.Анализ слухов зависит от трактовки различных процессов общественного мнения. «Общественное мнение» определяет временные и колеблющиеся позиции и верования как результат коллективных попыток интерпретации постоянно возникающих новых ситуаций. Группа людей обнаруживает интерес к вопросу, обменивается позициями, имеющими к нему отношение, и интерпретирует их в терминах существующего культурного контекста в соответствии со спецификой субкультуры. Это происходит в рамках коммуникации, циркулирования.На ранних стадиях процесса коммуникации ее участники как носители слуха сильно разнятся в позициях по отношению к объекту слуха в зависимости от качества интереса, тревоги или беспокойства. Сообщение слухов стремится снизить расхождение в позициях и получить общее определение ситуации, общее чувство или настроение. Слух есть то значение, посредством которого еще временная и нестабильная коллективность возникает из совокупности. Публика слуха может расширяться, включая тех лиц, которые изначально не были ни заинтересованы, ни информированы о ситуации.Условием воспроизводства слухов является обыденное сознание. Характеристикой обыденного сознания, немаловажной для понимания феномена слухов, является социальное настроение. Социальное настроение выступает как индикатор самочувствия общества, или показатель состояния общественных отношений в целом и их напряженности в частности.
     2.Мнения об общественном настроении.
      По мнению М..Г.Ярошевского, общественное настроение есть преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени, которое проявляется во всех сферах жизнедеятельности и характеризуется определенной предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное и т.д.), а также характером и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Социальное настроение может иметь глобальные проявления (массовые настроения, настроения слоев, классов, народов) и локальные (социально-психологический климат микросреды, например, коллектива).Согласно концепции социального настроения Ж.Т.Тощенко и С.В.Харченко, социальное настроение есть реальное социально-психологическое образование, продукт духовно-практического освоения мира, специфика которого отражает действительность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов.[2] Оно детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, участвует в регулировании поступков отдельных людей, социальных групп, институтов, а также демонстрирует их умонастроения, мироощущения, ценностные ориентации, установки. Роль, отведенная социальному настроению, определяется его способностью выступать в качестве катализатора или сдерживающего фактора социальной деятельности индивидов и групп. Сущность социального настроения обусловлена тем, что психофизиологическое, эмоциональное состояние людей, их поведение зависят от разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, которые преломляются через психику, сознание и определяют действия людей. Оно способно аккумулировать в себе влияние и воздействие различных субъективных и объективных факторов, результаты взаимодействия внешнего и внутреннего мира человека. Таким образом, социальное настроение есть «…целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности».
     3.Формы общественного настроения.
     1.Индивидуальное настроение и, отличное от него, массовое. Последнее концентрирует в себе доминантные повторяющиеся черты, присущие многим людям, что обеспечивает его социальную значимость как атрибута общества. Массовое настроение приобретает не просто значимый, но иногда и решающий статус в процессе исторического развития общества (речь идет о ситуациях, где имеют место толпа.
2.Настроение может носить конструктивный или деструктивный характер. Последний особо значим для общества и социальных процессов. Настроение отдельных немногочисленных групп в силу своей повышенной социальной активности, напористости может определять и олицетворять общее настроение, подавляя или подчиняя настроение других групп и слоев, более многочисленных, но пассивных.
3.Имеет место видовое разнообразие настроений, формируемое под влиянием тех или иных элементов сознания и деятельности (политическое, трудовое, религиозное, этническое).
4.Социальное настроение бывает исторически сложившееся и ситуативное. Первое включает в себя историческую память и влияет на ее проявления, на ее роль в общественной и личной жизни. Второе порождается конкретными причинами, имеющими преходящее и быстротекущее значение, зависит от актуальности и значимости для интересов тех или иных субъектов исторического процесса.
Структура социального настроения предполагает два уровня. Первый уровень –  личностный. Он включает, во-первых, оценку и самооценку, предполагающие оценку социального статуса и социальной роли, самоидентификацию по основанию  социальной престижности, во-вторых, социальную позицию как совокупность жизнеощущения, мировоззрения, оценки социального  опыта. Второй уровень – социальный. Он включает две составляющие: социальное самочувствие и социальные ожидания. Социальное самочувствие складывается из актуальных знания, эмоций, чувств, исторической памяти, общественного  мнения. Общественное мнение, являясь  продуктом осознания актуальных проблем экономики, политики, культуры, проявляется в сопоставлении  различных взглядов и позиций  по данным вопросам. При этом поддержка  или осуждение со стороны общественного  мнения непосредственно влияют на социальное самочувствие, которое затем сказывается  на социальном настроении в целом. Социальные ожидания и притязания включают установки, ценности, интересы, мотивации.
       4. Общественное мнение - как духовное явление.
        Общественное мнение представляет собой специфическое духовное явление, которое вырастает из определенных характеристик массового сознания, приобретая новые черты мнения, сгруппировавшегося вокруг определенного интереса или системы интересов. Оно обнаруживает способность формироваться как на уровне обыденного сознания, так и на уровне теоретического знания, а также в пространстве между ними. Общественное мнение включает в себя теоретико-научные представления о мире, с одной стороны, и стихийно производимое массами повседневное знание - с другой. Но, как акцентировал М.К.Горшков, « … в целом, в общественном мнении соотношение элементов обыденного и научно-теоретического сознания складывается в пользу первого».Существуют, по меньшей мере, две позиции по поводу характера отражения действительности в общественном мнении. Так, первая точка зрения заключается в том, что содержание общественного мнения и есть объективная реальность. Это означает, что мнение о факте и есть сам факт. С другой стороны считается, что имеет место некое противопоставление, или отражение никак не соответствующее объективно существующей действительности. Истина же, как мы считаем, заключена «посередине»: общественное мнение представляет собой единство двух этих противоположных подходов относительно способности общественного мнения отражать общественное бытие и неспособности общественного мнения отражать общественные явления адекватно. Б.А.Грушин подчеркивал, что общественное мнение не всегда отражает действительность. Материальные отношения в жизни общества, своеобразно преломляются в сознании людей. Но это отражение никогда не бывает простым зеркальным. Оно является сложным противоречивым по своему характеру, испытывающим влияние массы различных факторов.В.С.Коробейников относил мнение к проявлениям сознания и характеризовал его как совокупность логически связанных между собой суждений, содержащих оценку явления, процесса, человека. Мнение – это нечто аналогичное социальной норме. В субъективном смысле мнение есть убежденность, в объективном – познавательная функция. Оно возможно в ситуации, которая предполагает выбор и оценку различных вариантов разрешения данной ситуации. Характерной является такая черта, как та или иная степень уверенности в правильности высказываемых суждений.Принято различать мнение индивидуальное, коллективное и общественное. Первое есть продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, обусловленные интересами и потребностями конкретного человека. Они в определенной мере отражают позицию социальной группы, к которой принадлежит индивид, а также общества в целом. Напротив, мнение коллективное – это совокупность оценочных суждений людей, составляющих ту или иную формальную или неформальную группу. В его основании находятся коллективные, а чаще групповые интересы. Общественное же мнение представляет собой проявление общественного сознания, отражающее оценочное отношение большой социальной группы, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений. Оно также отражает позицию слоев и групп населения. Иными словами, общественное мнение – один из важнейших механизмов социального взаимодействия, направленного на выработку коллективных представлений, суждений, оценок событий, установление норм, определение путей решения актуальных проблем.Общественное мнение - величина переменная в историческом смысле. Общество в каждый момент времени переживает определенную специфическую общественную ситуацию, которая и оказывается для общественного мнения пространством и временем, в пределах которых и возможно его реагирование в форме массовых оценочно-ценностных суждений, приобретение определенных состояний. При этом общественная ситуация определяется как совокупность взаимодействующих экономических, политических, социальных, духовно-идеологических и социально-психологических условий жизнедеятельности людей. А составляющими элементами всякой общественной ситуации выступают конкретные социальные факты, события, явления и процессы.
        5.Структура общественного мнения.
         В структуре общественного мнения представлены рациональное, эмоциональное, волевое начала, где рациональный компонент является основополагающим. При этом направленность оценочной и волевой сторон могут находиться в противоречии. Специфика общественного мнения заключается в том, что в развитом состоянии оно представляет собой органический сплав интеллектуальных начал, социальных чувств и волевой активности субъекта.Мнение как факт массового сознания есть суждения с различной степенью истинности и ложности, которые, в свою очередь, являются производными от социальной обусловленности, компетентности, социальной установки его агентов. База образования мнений различна. Мнение может зарождаться а) в среде слухов, молвы, сплетен; б) в пределах личного опыта индивида; в) в рамках коллективного опыта. Очевидно, слухи в данном случае являются весьма оперативным и дешевым источником информации для общественного мнения. Однако мнения, основанные на личном непосредственном опыте людей при прочих равных обстоятельствах ценятся выше мнений, сформировавшихся на фоне слухов, которые выступают как наименее надежный фактор формирования мнений. Коллективный опыт или опыт других представляется или в форме опыта ближайшего социального окружения, или в виде научной информации, или свидетельств средств массовой информации.Массовые потребности, осознанные и актуализированные, выступают в качестве движущих сил формирования общественного мнения, являясь причинами и мотивами различных общественно-психологических процессов, присущих механизму формирования этого мнения. Часто функцию движущих сил зарождения и формирования общественного мнения выполняют интересы отдельных людей и социальных общностей. Возникая на основе потребностей, интересы определяют специфическое отношение людей к объектам действительности, которые имеют определенную жизненную значимость и эмоциональную привлекательность. Интересы же есть непосредственный мотив формирования общественного мнения. Подкрепленное нормами и традициями общественное мнение приобретает особую устойчивость и влиятельность посредством активизации оценочного и, главное, волевого элементовВ процессе формирования мнений заложен механизм стереотипов, описанный У.Липпманом, где приоритет принадлежит эмоциональным и иррациональным факторам: стереотипы как предвзятые мнения управляют восприятием людей. Стереотип как схематизированный образ социального объекта или события, обладающий значительной устойчивостью помогает человеку ориентироваться в обстоятельствах. Показательным в процессе становления мнений представляется объективации своего индивидуального «Я», в процессе чего примешиваются личные мотивы, переживания, потребности, претендующие на всеобщность, присущность всем остальным. У.Липпман и А.Лоуэлл пришли к выводу об ограниченных возможностях общественного мнения, которое не может быть адекватным выражением происходящих событий, может оказаться ошибочным в критических ситуациях. Ситуация выбора собственной позиции включает механизм стереотипизации, что, в свою очередь, приводит к принятию неадекватного решения. Поэтому общественность, по его мнению, не должна влиять на принятие управленческих решений.[Цит. по 5]
        6.Соотнесение понятий слуха и общественного мнения.
         Соотнесение понятий слуха и общественного мнения позволяет выделить сходства и различия между ними. Сходство феноменов слухов и общественного мнения выражается в том,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.