На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и духовная культура

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение: 
   В сознании некоторых людей философия – абстрактно-заумные рассуждения, никак не связанные с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения. История философии, имеющая героев, мучеников, борцов за истину, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, отвечает на ее запросы и поэтому играет огромную роль в обществе, в формировании человеческой личности. Обратимся к истокам философии. Философия – одна из самых древних и интересных областей человеческого знания и культуры. Она зародилась около 3000 лет назад в цивилизациях Индии, Китая, Греции. С древности люди задумывались над вещами, выходящими за пределы их повседневного опыта. Как устроен мир? В чем его сущность? Что является первоосновой всех явлений мира? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Как и насколько человек может проникнуть в тайны мира? Что такое общество и как прийти к его лучшему устройству? Что такое добро и зло, справедливость и красота? Первоначально на эти вопросы отвечало обыденное знание, мифы, религия. Характерная черта этих видов мировоззрения в том, что ответы не основывались на специальном исследовании, а являлись плодом воображения, домысла, фантазии. Но по мере отделения умственного труда от физического эти вопросы стали предметом специального, систематического исследования, обобщения данных конкретных наук. Вот это теоретическое мировоззрение и есть собственно философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
Сущность  философии.
  Слово "философия", буквально в переводе с греческого означающее любовь к мудрости, ввел Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Однако слово софия имеет более широкий смысл и означает вообще проявление ума, любознательности.          Философами называют людей, способных мудро решать проблемы, углубленных в размышления, поиски истины. Но еще Гераклит (520-460 гг. до н.э.) заметил: "Многознание не научает уму". А знаменитый Сократ (469-399 гг. до н.э.) учил: "Главная задача философии – познание человека". Дорога самопознания ведет к пониманию, как следует жить, в чем цель и смысл жизни. Античная философия шла от изучения природы к размышлениям о человеке. Для древнеиндийской и китайской философии более характерно обратное движение – от нравственных и социальных проблем человеческого существования к вопросам устройства мироздания. Но так или иначе проблема человека всегда находилась в центре развития философской мысли. Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине. Великий Платон (427-347 гг. до н.э.) писал, что философия не нужна ни невеждам, ни всезнающим (богам). Философ всегда находится между знанием и незнанием, стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному. Философия, по Платону, это искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений, "искусство разумения и справедливости". Философ стремится понять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни и деятельности. Философия – теоретическое знание, результат особого, целенаправленного, специализированного познания. Именно теоретичность позволяет философии давать более глубокое, сущностное знание. Философия в отличие от других видов мировоззрения не проклинает, она учит; не обещает небо и власть над миром, не обещает ничего, кроме истины. Она требует не слепой веры, а проверки истины.    
     Философия – теоретический уровень мировоззрения, дающий сущностные знания, что сильно сближает ее с наукой. Еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) указывал, что каждая отдельная наука изучает определенный, ограниченный круг вещей, а философия ставит задачу познать общую природу сущего, то есть то общее, что имеется во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего, поэтому является фундаментом всех наук, такой областью познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменилось, но она никогда полностью не теряла задач, поставленных еще античными мыслителями. С древности до наших дней предмет философских размышлений – начальные, предельные основания, самые общие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.  
 

Примеры философских  идей и принципов:
– идея вечности материального  мира и идея божественного творения;
– принцип причинной  обусловленности всех явлений и  признание беспричинности;
– принцип познаваемости (непознаваемости) мира;
– идеалы свободы, равенства, справедливости и т.д.  

         Стремясь познать мир, люди неизбежно приходят к философским вопросам. Философские принципы иногда противоречат друг другу. Каждый должен определить свое отношение к ним сам, учитывая при этом, что между философскими идеями существует логическая взаимосвязь: признание каких–либо идей ведет к необходимости признать вытекающие из нее следствия и отбросить другие. Поэтому вопрос о выборе своей позиции по отношению к той или иной философской идее оказывается тесно связанным с целым рядом других вопросов. Таким образом, чтобы решать философские проблемы, приходится создавать целостные логические системы философского знания – учения, теории, концепции. В них по-разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.
       Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией.
        Научное знание отражает действительность, то есть то, что существует (есть, было, будет). А философия не просто отражает существующее, а выводит знание о том, что должно быть: как человек должен жить, к чему стремиться, как следует представлять мир и место человека в нем, как надо принимать истину и что нужно делать для ее достижения и проверки, на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно быть наилучшее устройство общества. Самые важные философские вопросы – о высших жизненных ценностях и идеалах, которые должны определять жизнь и деятельность людей. Но ведь представления о высших жизненных ценностях – счастье, добре, красоте, идеальном обществе, идеальной семье – не описание реальных объектов, а воображаемые образцы, используемые для оценки реальности. Смысл, в котором человек понимает высшие жизненные ценности и идеалы, – не что-то, существующее само по себе, в готовом виде (в мире или мысли). Смысл рождается где-то на границах сознательного отношения человека к миру. Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но не чужие, а собственные философские размышления. Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой личности образуется свой уникальный комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их со стороны невозможно, как совесть, которая должна быть выношена, выстрадана, сотворена каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но выучить свои высшие идеалы и ценности по учебнику нельзя.
  Для знакомства с философией требуется некоторый уровень общей культуры. Предполагается, что полные невежды философию не изучают. Но для понимания философии достаточно иметь средние знания, нормальный интеллект и желание вдумываться, размышлять. Хотя уровень понимания может быть различным – он зависит от жизненного опыта, склонностей, способностей, интереса к философским вопросам и др. Наука опирается на прочный фундамент фактов. Даже самые смелые научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта. Но философские идеи касаются исходных, предельных оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта. Причина именно в предельном характере философских идей – они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила, принципы мышления о том, что в опыте не дано.
  Философское суждение о ценностях и идеалах опирается не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей об идеалах невозможно, так как эти идеалы не описываются, а создаются (осознаются, образуются, вырабатываются) в самих мыслях.
    Сходство философии и искусства в том, что главный предмет внимания – человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности. И философ, и художник защищают и обосновывают определенные человеческие ценности и идеалы (своими средствами), окружающая действительность осмысливается ими в свете этих ценностей и идеалов. Они стремятся донести до других свое видение мира, сделать доступными и понятными для других свои духовные прозрения и прорывы. Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – зависит не только от автора, но и от этого человека. Каждый может по-своему истолковывать художественное творчество.Также и понимание философских идей неоднозначно, а глубоко личностно. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, общественных процессов, социального положения человека, его индивидуальных психических способностей. Поэтому труды великих философов, подобно шедеврам искусства, не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое, поэтому они приобретают новый смысл и актуальность и всегда остаются современными.
       Отличие философии от искусства в том, что философия – область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Философ объясняет и доказывает, поэт – показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает к размышлению, да и то не всегда. В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом вспомогательную роль. Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее часто пересекаются друг с другом.
        В религии, как и философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные идеи (о боге, божественном творении мира, бессмертии души, о божьих заповедях) по своему характеру сходны с философскими. Но в рамках религии они не обосновываются, а принимаются на веру и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать свои утверждения, с помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никому и все решения принимает сам. Философы могут быть как верующими, так и атеистами, хотя философское мышление отличается от религиозного: оно свободно от догм, критически анализирует любые утверждения, а религия осуждает всякое сомнение в догматах как грех.
     Итак, несмотря на то, что у философии много общего как с наукой, так и с искусством и религией, философия все же является особой относительно самостоятельной областью духовной деятельности людей, отличающейся от других областей целым рядом особенностей.
Философия как теоретическое  ядро мировоззрения.
     Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет, высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов, опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание, оценка человеком смысла жизни, деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений, идеалов людей.
     В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа, материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле. Большинство же авторов исходят из того, что материальное, духовное — это совечнно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность, гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все, вся, осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется, в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или в еще более узком понимании·— «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение», т.п.
      Соотношение философии, мировоззрения можно охарактеризовать, так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного, индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой не умеющего ни писать, ни читать. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но, всего человечества, которое, как, отдельный человек, никогда не жило, не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте, цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценостных ориентации, идеалов, верований, убеждений, а также образа жизни человека, общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
     Итоговое определение соотношения философии, мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную  обусловленность индивида и человечества  в целом;
2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая  (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая  подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.). 

   Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Г      главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.