На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль золота в современной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
1. Глава I. Организация банковской системы РФ.
      1.1 Основные цели, функции, задачи банковской системы РФ.
      1.2 Факторы, влияющие на развитие банковской системы РФ.
      1.3 Место ЦБ РФ в банковской системе, его функции.
2. Глава II. Анализ современной банковской системы РФ.
      2.1 Банковская система РФ в условиях мирового финансового кризиса.
      2.2 Мероприятия по усовершенствованию  банковской системы за 2009-2011г.
      2.3 Перспективы развития банковской системы РФ.
Заключение
Список литературы
 

Введение

      Эффективность экономической системы зависит  от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние  и тенденции развития банковского  сектора. Происходящие в настоящее  время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии мировой и российской экономик. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобальной экономической нестабильности и кризиса в мировой банковской системе происходит перестройка банковского сектора, и от того, как она повлияет на функционирование отечественных кредитных учреждений, будет зависеть экономика страны.

      На  современном этапе в России без  качественного скачка в развитии национальной банковской системы невозможно добиться как существенного прогресса  в развитии экономики страны, так и повышения уровня жизни населения страны.

      Актуальность  исследования перспектив развития банковского  сектора определяется особой важностью  этого компонента финансового сектора  и рыночных основ функционирования экономики нашей страны. С помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими. Банковская система находится в центре любых экономических макропроектов государства, поэтому от ее состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны. Только финансово устойчивые, эффективно функционирующие и конкурентные в мировом масштабе российские банки смогут обеспечить преумножение богатств России.

 

Глава 1. Организация банковской системы РФ. 

1.1 Основные цели, функции, задачи банковской системы РФ.

      Современное банковское дело — результат длительной исторической эволюции. Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

      В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых  относятся следующие:

      - двухуровневая структура;

      - универсальность деловых банков;

      - коммерческая направленность деятельности  банков;

      - осуществление банковского регулирования  и надзора центральным банком.

      Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется  путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

      Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

      Принцип осуществления банковского регулирования  и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

      Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие  на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными  словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов. В настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. [8]

      Принцип коммерческой направленности банков второго  уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций  в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

      Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу.

      Все кредитные организации, имеющие  лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

1.2 Факторы, влияющие на развитие банковской системы РФ

      На  процесс развития банковской системы  влияет совокупность факторов как внешних  по отношению к банковской системе, так и внутренних.

      К внешним факторам следует отнести  макрофакторы. Эта группа представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, которые в свою очередь можно разделить: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные группы. [11]

      Совокупность  экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков. К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

      В случае кризисного развития наблюдаются  противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность.

      К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

    Принципы денежно-кредитной политики;
    Заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
    Основные направления совершенствования налогообложения;
    Принципы  развития национального хозяйства  и его отдельных отраслей, отношение  к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности  государства и бизнеса перед  обществом.

      В мировой практике страны ранжируются  по критерию политического риска. Чем выше этот показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая.

      Экономические, правовые и политические факторы  во многом определяют комплекс социально-психологических  факторов. К социально-психологическим  факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами.

      Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых  событий, которые приводят к сбоям  в платежных системах, могут быть разделены на:

    природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;
    политические (закрытие границ, введение международных  запретов на экономические отношения  с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
    экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение  правил расчетов, изменение системы  налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. [7]

      Под внутренними факторами, влияющими  на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

    Ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;
    Компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
    Уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
    Степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
    Сложившимися банковскими правилами и обычаями. [11]

1.3 Место ЦБ РФ  в банковской системе,  его функции

      Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, при этом он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

      Центральный банк - прежде всего посредник между  государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и  кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. [10]

      Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:

      - защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

      - развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации;

      - обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов.

      Центральный Банк России выполняет следующие функции: [18]

    Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
    Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
    Устанавливает правила проведения банковских операций;
    Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
    Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;
    Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ РФ;
    Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
    Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
    Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
    Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
    Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    Осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
    Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации".

Для достижения своих целей Банк России имеет  право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: [18]

    Предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
    Покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
    Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
    Покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
    Покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
    Покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
    Проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
    Выдавать гарантии и поручительства;
    Осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
    Открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
    Выставлять чеки и векселя в любой валюте;

      Осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. [13]

Регулируя международную и внешнеэкономическую  деятельность, Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Он также выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации. [12]

Как и  другие ЦБ развитых стран, для осуществления  своей внешнеэкономической деятельности Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Особо отметим, что в отличие от некоторых  западных банков, Банк России не в праве:

    Предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
    Покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении
    ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.
    Не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено.
 

Глава 2. Анализ современной банковской системы РФ

2.1 Банковская система РФ в условиях мирового финансового кризиса

      Глобальный  кризис принципиально изменил структуру  денежного предложения в России. В период 2004-2007 гг. практически весь рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов, размещенных в ЦБР. В 2006-2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала в Россию. [15, С 18-20]

      За  январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь - август текущего года на 2.8%. [16, С 7-8]

      После провальных темпов июля в августе 2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле - 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль - 0.9%), а собственные - на 2.4% (1.4%). [9, С 35 – 38]

      Наибольший  вклад в рост ресурсной базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив  более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета и депозиты, однако, их вклад был более скромен - около 15% месячного прироста активов. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился. В августе 2008 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора - объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от июля месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. - с 66 до 173 млрд. руб. [1, С 3-7]

      Процессы консолидации в банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями - это и поглощения крупными банками более мелких, и переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить объявленное объединение МДМ-банка и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. [5, С 14-18]

2.2 Мероприятия по усовершенствованию банковской системы РФ за 2009-2011г.

      Прогнозируемые  Банком России макроэкономические условия  в 2009-2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать специальные мероприятия, которые найдут свое отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года. [22]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.