На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Ассортиментная политика и управление качеством пива, реализуемого на розничном предприятии торговли на примере ЗАО Торговый Дом "Альбат

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12) 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

Факультет управления 

Специальность: МЕНЕДЖМЕНТ  ОРГАНИЗАЦИИ 
 

                                             Допущен к защите
                                             Зав. кафедрой ______________/ _____________ /                     

                                             «______» ________________ 20 __ г. 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Тема: Ассортиментная политика и управление качеством пива, реализуемого на розничном предприятии торговли на примере ЗАО Торговый Дом "Альбатрос" 

Работу выполнил студент: Шаповалов Дмитрий Александрович 
 

Научный руководитель: доцент, к.э.н.;  Глинкина Ольга Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Москва  2011 

                            Содержание
    Введение
    1. Состояние  вопросов, формирования ассортимента  и управления им в розничной  торговле
    1.1      Ассортимент и показатели его оценки
    1.2      Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли
    1.3      Ассортиментная политика как фактор стратегического управления
    1.4       Качество товаров на предприятии  розничной торговли  ЗАО  ТД  Альбатрос. Управление качеством.
    2. Практика деятельности базового предприятия в области ассортиментной политики и управления качеством реализуемого пива
    2.1      Характеристика предприятия
    2.2      Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия по товарной группе пива
    2.3      Анализ качества и управления товаров группы пива
    Заключение
                        Приложение
    Список  использованных источников
                        Введение 

    В каждой современной торговой организации  существует товарная политика, включающая в себя совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий.
    Актуальность  применения успешной ассортиментной политики для торгового предприятия на сегодняшнее время является очевидной, так как от того, насколько ассортимент, а по сути дела предложение, соответствует спросу, зависит успех предприятия, его материальное благополучие. 

    Ошибки  при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров. 

    Рыночный  успех является главным критерием  оценки деятельности отечественных  предприятий, а их продвижение и успех предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
    К решению  задач товарной политики на любом  хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Из этого следует, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
    На современном  этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы  улучшения управления ассортиментом  товаров народного потребления  в розничной торговой сети. Развитие розничной торговли нуждается в  создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района. При неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти и в целях контроля розничной торговли, разрабатываются новые виды изделий и товаров. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, в близком нахождении от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
    Между тем в настоящее время эта  проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.
    К настоящему времени Российская пивная отрасль фактически сложилась как обширнейшая область предпринимательской деятельности и получила в последние годы новые импульсы своего развития. Пиво - самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Он занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространен. Пиво - освежающий, насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, приготовляемый из зерновых хлебов с прибавлением хмеля. Популярность этого пенного напитка в России очень велика и увеличивается ежегодно за счет богатого ассортимента пива. Умение грамотно, а главное, эффективно производить и торговать - это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
    Многие  руководители, полагаясь только на собственный опыт проблемы со сбытом относят к объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело к субъективным. Опыт показывает, что на большинстве малых и средних предприятиях трудно получить ответ на вопрос: «Какова ассортиментная политика Вашего предприятия? На какие сегменты рынка ориентировано Ваше предложение? Каким ассортиментным стратегиям Вы привержены?»
    К сожалению, руководство многих предприятий  недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики и управления качества, и поэтому  одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
    Первостепенное  внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, качество товара, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей. Это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять.
    Актуальность  выбранной тематики дипломного исследования очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового  предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
    Целью данной дипломной работы является разработка модели по совершенствованию деятельности базового предприятия в области  ассортиментной политики и управления качеством реализуемого пива на примере ЗАО «ТД Альбатрос».
    Цель  работы предопределила постановку и  необходимость решения следующих  взаимосвязанных задач исследования:
    - овладеть  достаточными теоретическими знаниями  в области товарного ассортимента и ассортиментной политики;
    - определить  особенности товарного ассортимента  пива и его значение на розничном  предприятии торговли ЗАО «ТД  Альбатрос»;
    - проанализировать  качество продукции на предприятии  и управление им;
    Объектом  данного исследования является Закрытое акционерное общество супермаркет « ТД Альбатрос» - один из крупнейших супермаркетов Волгограда, а предметом - ассортиментная политика и управление качеством пива, на розничном предприятии торговли.
    В процессе исследования использовались экономико-статистический, факторный, логический и ситуационный методы анализа. В качестве источников информации использовались специализированная литература, фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.
    Структурно  дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении обоснована актуальность и степень изученности исследуемой проблемы, сформулированы ее цель и задачи.
    Первая  глава посвящена теоретическому обзору: раскрывается сущность и содержание ассортиментной политики, формирование ассортимента и управление качеством товаров в розничной торговле, исследуются факторы, влияющие на выбор ассортиментной стратегии.
    Во второй главе производится развернутый  анализ деятельности базового предприятия  в области ассортиментной политики и управление качеством реализуемого пива. (На примере ЗАО «ТД Альбатрос»). 
     
     
     

     1. Состояние вопросов, формирования ассортимента и        управления качеством товаров в розничной торговле
    1.1 Ассортимент  и показатели его оценки
    Сущность  формирования и управления ассортиментом  заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров(ассортиментную концепцию), которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
     Цель  ассортиментных концепций – сориентировать  предприятие на выпуск товаров,  наиболее соответствующих структуре  и разнообразию спроса конкретных  покупателей. В процессе разработки  концепции определяются различные  показатели: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.
     Одной  из важнейших характеристик товара  является ассортиментная, которая  определяет принципиальные различия  между товарами разных видов  и наименований. Ассортимент товаров  - набор товаров, формируемый по  определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
    С экономической  точки зрения ассортимент - это, прежде всего отражение отраслевой и  межотраслевой пропорции в составе  товарного предложения, которое  характеризует результаты деятельности предприятий, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения.
    Товарная  номенклатура - это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретной фирмой.
    Совокупность  товаров в ассортименте характеризуется определенным единством, выражающим взаимосвязь между отдельными изделиями в системе в целом. Поэтому ассортимент товаров представляет собой не случайную совокупность, а целенаправленно сформированную совокупность ассортиментных групп, в которой состояние отдельных изделий, их соотношение находятся в сложной взаимозависимости.
    Ассортимент товаров представляет сложную систему. В ней товары различаются многообразием  естественно-природных и потребительских  свойств, особенностей назначения, характера использования, участия в удовлетворении потребностей, эффекта потребления. Они различаются по исходным материалам, конструктивным решениям и технологиям изготовления, объемным, линейным и габаритным размерным показателям, сохранности, срокам потребления и множеству других особенностей.
    Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент классифицируется на группы: по местонахождения (промышленный, торговый), на подгруппы – по широте охвата товаров (простой, сложный, групповой, видовой, марочный, развернутый, сопутствующий, смешанный), на виды – по степени удовлетворения потребностей (рациональный, оптимальный), на разновидности – по характеру потребностей (реальный, прогнозируемый, учебный).
    Далее рассмотрим каждый вид ассортимента в отдельности.
    По местонахождению  товаров различают ассортимент  промышленный и торговый.
    Промышленный (производственный) ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью  промышленности  или отдельным предприятием.
    Торговый  ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент. 

    Представленный  на торговом предприятии ассортимент  товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом. Широта охвата товаров входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.  

    В зависимости  от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, видовой, марочный, развернутый, сопутствующий, смешанный.
    Простой ассортимент – набор товаров, классифицирующийся не более чем по трем признакам. Это набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например: хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
    Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством  групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют  разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом. Такой набор товаров классифицируется на разновидности более чем по трем признакам.
    Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков  и удовлетворяющих аналогичные  потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например: хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения.
    Видовой ассортимент- набор товаров, различных  видов и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
    Марочный  ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся  к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических  потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей.
    Развернутый ассортимент - набор товаров, который  включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей и наименований, в том числе марочных, относящихся  к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
    Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые  выполняют вспомогательные функции  и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.
    Смешанный ассортимент – набор товаров  разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
    По степени  удовлетворения потребностей различают  рациональный и оптимальный ассортимент.
    Рациональный  ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и  технологии.
    Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
    В зависимости  от характера потребностей ассортимент  может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
    Реальный  ассортимент – действительный набор  товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
    Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
    Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для  достижения обучающих целей.
    При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
    Показатель  ассортимента – количественное выражение  свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований.
    Основными показателями ассортимента являются: структура, полнота, широта, глубина (длина), устойчивость, новизна и рациональность, гармоничность.
    Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".
    Полнота ассортимента — является соответствием фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.
    Широта  ассортимента представляет собой общую  численность ассортиментных групп  товаров, предлагаемых фирмой. Производителю не всегда удается предложить слишком разнообразные варианты товара, поэтому параметр широты ассортиментной группы ограничивается 3 - 4 позициями, когда в торговле широта ассортимента зачастую в сотни раз выше.
    По широте ассортимент делится на:
    ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
    ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
    ассортимент узкий (< 200 наименований);
    ассортимент специализированный.
    Это свойство характеризуется двумя абсолютными  показателями – действительной и  базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.
    Глубина (полнота) - это количество различных  вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик. Глубина характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
    Устойчивость  ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос  на одни и те же товары. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся  расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует  иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
    Новизна (обновление) – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
    Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
    Чтобы максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной, необходимо навести порядок в ассортименте товаров. Все должно быть разложено по своим полочкам, иначе говоря, - структурировано и классифицировано исходя из общей концепции магазина и своего позиционирования на рынке.
    Для эффективного управления ассортиментом, прежде всего  необходимо составить товарный классификатор  и ассортиментную матрицу. Правильно  составленный и структурированный  товарный классификатор является тем ресурсом, который позволит магазину анализировать ассортимент и принимать решения об его обновлении или ротации.
    Товарный  классификатор – разделение всех товаров на уровни: классы, товарные группы и товарные категории. При  этом товары на каждом уровне объединяются в класс, или категорию, или позицию по общим признакам или свойствам.
    Выделяют  три основных уровня деления товарного  классификатора.
    Первый  уровень – класс товаров. Чем  крупнее формат магазина, тем больше уровней деления. В ряде случаем  первым (высшим) уровнем классификатора может являться класс товаров, например:«Продовольственные товары» и «Непродовольственные товары» или «Одежда» и «Обувь», - это то, что в представлении покупателя объединено общим функциональным назначением.
    Второй  уровень – товарная группа. Это совокупность товаров, объединенных некими общими признаками, -видом товара, способом производства и т.д.Например: «Молочные продукты», «Хлебобулочные изделия», «Женская одежда», «Мужская обувь», «Мебель». Как правило, в магазине любого формата этот уровень присутствует и часто является высшим уровнем, ниже которого уже идет товарная категория.
    Третий  уровень - товарная категория. Это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как исходные между собой, или  товаров, объединенных совместным использование. Проще говоря, товарная категория – это то, за каким товаром покупатель идет в магазин. (За молоком. За хлебом. За кефиром. За туфлями, за сапогами. За диваном в гостиную.) Если ваш магазин имеет глубокую специализацию по тем же компьютерам, то к вам будут заходить люди, желающие получить подробную консультацию и найти нечто особенное. В таком случае деление в вашем магазине не категории, возможно, будет следующим: «Компьютеры для офиса», «Компьютеры для дома», «Компьютеры для школьников», «Компьютеры для профессионалов». А затем уже деление на подкатегории по брендам и производителям.
    Ассортиментная  матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые временно могут отсутствовать  в магазине. Но это не просто список товаров – матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавятся субкатегории, бренды и иные единицы учета.
    Все товары в матрице утверждены для продажи, и сюда может быть дополнительно внесена информация о поставщиках, условиях поставки, упаковки, габаритах, свойствах. Разрабатывается ассортиментная матрица на основе документа об ассортиментной политике, в котором отражен порядок работы с ассортиментом. По сути, грамотно составленная матрица – это основной документ, на базе которого строится вся работа с ассортиментом.
    На основании  существующей ассортиментной матрицы  составляется ассортиментный минимум. Ассортиментный минимум (перечень) –  минимальное допустимое количество товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
    Ассортиментный  перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два –  три вида товаров повседневного  спроса из каждой группы, определяющий профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
    Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей.
    Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное и денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
    Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских помещениях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуры ассортимента в денежном выражении.
    Рациональность  ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять  реально обоснованные потребности  разных сегментов покупателей.
    Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на коэффициенты весомости.
    Коэффициенты  весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских  предпочтений, влияющих на сбыт товаров.
    Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров  разных групп, характеризующее степень  их близости по обеспечению рационального  товародвижения, реализации или использования. Если предприятие стремится к  завоеванию позиции в какой-то одной  сфере, то она может целенаправленно добиваться большей гармоничности между различными ассортиментными группами. Если же стремится действовать сразу в нескольких сферах, то гармоничность, наоборот будет меньшей.
    На настоящий  момент рынок заполнен большими объемами товаров разных производителей, как отечественных, так и импортных.
    Каждый  взрослый человек  является покупателем  товаров и услуг,  выбирая их  в соответствии со своим вкусом, социальным уровнем, учитывая свои финансовые возможности.
    У каждого  покупателя есть внутренние потребности.  Когда покупатель приобретает  товар, он рассуждает по принципу: нравится –не нравится, хочу – не хочу. Его потребности проявляются на интуитивном, бессознательном  уровне.   Потребности – это истинные причины покупки товара.
    Влиять  на потребности, формировать их может  продавец - методом грамотной постановки вопроса, интересным для покупателя предложением и высокой осведомлённостью о товаре. Товар может продавать  сам себя, именно так происходит в магазинах самообслуживания и с товарами первой необходимости.
    Если  продавец квалифицированный, то он имеет  большую власть над покупателем. Каждый покупатель сталкивался с  ситуацией, когда он не планировал покупать товар, просто зашёл в магазин  присмотреться, а вышёл с покупкой. В этом заслуга не только и не столько товара, а работы персонала.   Если покупатель после покупки доволен, то персонал заслуживает похвалы. Такой покупатель ещё вернётся в случае необходимости в этот магазин.
    У каждого  посетителя магазина существуют свои требования к тому, где должен находится продавец в тот момент, когда он осматривает товар. Реакция покупателя на взаимодействие с продавцом разная, кто-то из покупателей не приемлет за своей спиной надзор продавца, кто-то на надзор не реагирует, а кто-то с удовольствием вступает в беседу с продавцом.  Физическая дистанция определяется отношением людей друг к другу: чем меньше дистанция, тем люди симпатичнее друг другу на профессиональном и личном уровне.
    Уровень работы магазина зависит от персонала, и каждый посетитель  оценивает уровень сервиса по привлекательности или непривлекательности в зависимости от того,  в чём он больше нуждается, - в общении или в самообслуживании. В задачи персонала входит организация комфорта для посетителей. Ведь если покупатель испытывает дискомфорт, вряд ли у него возникнет желание совершить покупку.
    На сегодняшний  день покупатели достаточно хорошо осведомлены  в области качества товаров по средствам доступности и разнообразия продуктов, за счет рекламы. Поэтому продавцу необходимо постоянно следить за полнотой, широтой и новизной ассортимента.
    1.2      Управление ассортиментом в деятельности предприятия розничной торговли
    Управление  ассортиментом на предприятиях розничной  торговли - это основной и один из самых сложных процессов протекающих в коммерческой деятельности, направленный на достижение требований рациональности ассортимента. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как: информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.
    Основополагающими элементами управления являются установление требований по показателям к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды).
    Возрастающая роль исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций: 
    продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности; 
    усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления. 
    Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям: 
    обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий - больше; 
    быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда; 
    учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги; 
    учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений; 
    учитывать изменение структуры издержек производства; 
    принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды. 
    Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться  организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения. 
    Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом, что требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений,

    Формирование  товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом.
    Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
    Таким образом, управление ассортиментом  следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся: планирование; организация; контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.
    Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.
    Управление  ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним  относятся:
    1.    Системность, в соответствии с которой все функции управления ассортиментом должны рассматриваться во взаимосвязи;
    2.    Комплексность, предполагающая учет факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
    3.    Эффективность, подразумевающая, прежде всего, экономию на пути к созданию конкурентоспособного ассортимента;
    4.    Гибкость и динамизм, основными требованиями которых являются оперативность в реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;
    5.    Научность, которая предполагает, что управленческие решения относительно ассортимента должны базироваться на объективной, полной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой стороны.
    Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.
    Основные  направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
    Сокращение  ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.
    Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность  предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или  реализации отдельных товаров.
    Расширение  ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения его широты, полноты и  новизны.
    Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров или изготовителей.
    Расширение  ассортимента может происходить  за счет его обновления при одновременном  сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.
    Стабилизация  ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой  устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.
    Обновление  ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующееся увеличением  показателя новизны. Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.
    Поэтому обновление ассортимента – очень  ответственное направление его  формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций – изготовителей и продавцов.
    Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, для повышения его рациональности.
    Это комплексное  направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор  возможных путей: сокращение, расширение или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления.
    Учитывая  достижения науки о рациональном и сбалансированном питании, совершенствование ассортимента пищевых продуктов на современном этапе может быть достигнуто путем сокращения ассортимента высококалорийных продуктов и расширения биологически полноценных продуктов, богатых незаменимыми аминокислотами, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др., а также продуктов, содержащих пищевые волокна и неусвояемые вещества.
    Гармонизация  ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального  ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
    На российском потребительском рынке это направление  формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.
    Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных  обществ, имеющие дочерние предприятия  в разных регионах (города, страны или  мира).
    Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента.
    Различают общие и специфичные факторы  формирования ассортимента.
    Общими  факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
    Спрос как потребность, подкрепленная  платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных демографических и других особенностей).
    Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).
    Специфичными  факторами формирования промышленного  ассортимента сырьевая и материально-техническая  база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента – производственные возможности  изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, материально-техническая база торговой организации.
    Сырьевая  база производственных организаций  определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.
    Так, отдаленность районов произрастания, высокая  трудоемкость сбора отдельных видов  дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).
    Материально-техническая  база товарного производства также  оказывает значительное влияние  на формирование ассортимента. Недостаточность  производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.
    Достижения  научно-технического прогресса –  мощный стимул ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.
    Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие формирования торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.
    Специализация торговой организации относится  к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство  организации принимает решение  о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе формирования торгового ассортимента.
    В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие  финансовые трудности, вносили изменения  в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт прошлых лет, большого успеха многим из них не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций к формированию соответствующего ассортимента.
    Каналы  распределения товаров также  имеют значение при формирования торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивает предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
    Методы  стимулирования сбыта и формирование спроса, в частности рекламная  поддержка товаров, в условиях насыщенного  рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется  тем, что торговые организации освобождаются  от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
    Материально-техническая  база торговой организации также  может оказать определенное воздействие  на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
    Регулирование выше перечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и  достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
    Важную  роль в управлении ассортиментом  играют нормативные и технологические  документы, регламентирующие базовую  широту и полноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». В ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров. Ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров. За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты.
    Все задачи управления ассортиментом тесно  взаимосвязаны между собой. Обеспечение  устойчивости ассортимента товаров  и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких производственно-финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке. 

    1.3 Ассортиментная  политика как фактор стратегического  управления
    История мирового развития предпринимательства  и рыночных отношений предоставила современности накопленный практический и научный опыт ведения бизнеса. Начиная с апологетов экономической науки, в течение всего периода развития общества появлялись фундаментальные теории и различные течения, отвечающие духу своего времени, уровню производительных сил и производственных отношений. Так, «любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения следующих проблем: какие товары производить и в каком количестве? Когда их целесообразно производить для удовлетворения текущих и будущих потребностей? Какой должна быть ассортиментная структура выпускаемых товаров?
    В этой связи приоритетная роль в товарном рыночном обмене отводится товарной политике как составной части  хозяйственной деятельности. Становление  и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень коммерческого риска , требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке, а также решений в области центрального элемента коммерческой стратегии деятельности предприятия розничной торговли – ассортиментной политики.
    Именно  товарная политика, предполагая определенный курс действий товаропроизводителя, в  соответствии с принципами рыночного  поведения, является одним из важнейших  элементов успешного ведения  бизнеса. Поскольку внутренняя сущность любой коммерческой деятельности состоит в расширении своих границ, товарная политика становится движущей силой этого процесса, в основе которого заложено продвижение на рынок товара (услуги).
    По фундаментальному определению Ф. Котлера: «Товарная  политика - это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использовании марочных названий, упаковки и услуг. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства».
    Современный российский рынок, особенно продовольственных товаров, характеризуется высокой степенью динамичности. Все более широкие масштабы приобретает ассортиментный спектр товаров, усиливается их дифференциация в условиях ужесточающейся конкуренции, поэтому одной из важнейших задач товарной политики отечественных предприятий становится правильный выбор ассортимента (с точки зрения пробуждения и повышения покупательского интереса), представление свойств и качественных характеристик товара потребителям. В соответствии с изменениями внешней (конкурентной) среды возникает необходимость приспособления предприятий-производителей к реальным условиям путем расширения или, наоборот, уменьшения выпуска продукции, изменения ассортимента, освоения новых видов продукции (упаковки, дизайна) и т.д. Меняя свою ассортиментную политику предприятие, тем самым, трансформируется в адаптирующуюся (адаптивную) систему, чутко реагирующую на динамику спроса. Рассмотрим экономические толкование понятия «ассортиментная политика», что необходимо для определения области и предмета действия ассортиментной политики.
    Ассортиментная  политика ведется с учетом наличия  необходимых ресурсов, уровня техники  и технологии производства, возможностей создания нового производства в оптимальные  сроки, наличия патентов и секретов производства их патентной защиты, ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций, наличия управленческих кадров, квалифицированного персонала во всех звеньях производственного цикла, наличия устойчивых связей с субпоставщиками, степени риска, связанного с сезонностью спроса, конъюнктурой и динамикой цен.
    Можно согласиться с мнением, что «товарная  политика» в содержательном плане  более широкое понятие - «комплексное понятие, включающее в себя ассортиментную политику», однако ассортиментная политика на современном этапе должна обладать статусом достаточной самостоятельности. Такие вопросы, как «создание новых товаров и запуск их в производство, исключение из экспортной программы товаров, потерявших потребительский спрос, модификация товаров, вопросы упаковки товарного знака и наименования товара» должны находится полностью в сфере управления ассортиментом товара.
    Обобщая вышеизложенное, под «ассортиментной  политикой» понимать базовую составляющую «товарной политики», в круг задач которой входит определение товарного ассортимента по номенклатуре, объемным, качественным и ценовым параметрам в соответствии с целевыми задачами хозяйствующего субъекта, наличием ресурсных возможностей и требований рынка.
    Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Цель организации в области ассортимента – формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получение запланированной прибыли.
    Задачи  ассортиментной политики могут быть различны: удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка  и обеспечивает тесную связь с потребителями; оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия; оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.; завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы.
    Этот  подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта; соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включения в них нетрадиционных отраслей; соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.
    Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции укрепляет рыночные позиции предприятия и расширяет объем продаж.
    Операционным  элементом ассортиментной политики является товар, а адаптивная способность  ассортиментной политики базируется на возможности манипулирования объемными  параметрами, потребительскими свойствами и рыночными характеристиками товара как сущностного объектного содержания рынка.
    Результаты  всей созидательной деятельности человека направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, и в экономической теории определяются через такие основные понятия, как «продукт», «товар» и «услуга», которые имеют различные толкования.
    В современной  специальной экономической литературе продолжается полемика по этим вопросам. В изысканиях разных ученых, даже в критических высказываниях классиков, четко прослеживается позиция, при которой «товар» в экономическом плане считается более широким понятием, чем «продукт». Чтобы выработать авторскую позицию, как по рассматриваемым дефинициям, так и по взаимосвязи между ними, поскольку они являются основными элементами ассортиментной политики предприятия, обратимся к исследованиям российских и зарубежных ученых по данному кругу проблем.
    Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
    Энциклопедическая трактовка товара - «продукт труда, произведенный для обмена (продажи)»  наиболее близка по значению к классической, и ее придерживаются многие современные ученые. Другие исследователи, рассматривают товар с точки зрения потребительской ценности. Ученые, признавая важность данной категории, всесторонне исследуют ее, и внесение определенных нюансов в существо вопроса делает эту категорию сложным, многоаспектным понятием, включающим совокупность многих характеристик.
    Рассмотрение  понятия «продукт» позволяет  выделить из всей совокупности определений  именно те характеристики, которые  выражают отличительные свойства этой экономической категории. Продукт - это результат деятельности или процессов (материального или духовного производства), обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется - комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд покупателей.
    Практически во всех определениях присутствует целевая  потребительская основа товара - «продукт», предназначенный для удовлетворения различных потребностей, который трансформируется в товар посредством обменных действий (купли-продажи). Это является основой формирования рынка, имея в виду производство продуктов (услуг) и потребления их как товаров независимо от их полезного или негативного назначения, и добавляет соответственно рыночную сущность категории «товар».
    Таким образом, развитие производства пива в  нашей стране, совершенствование  его ассортимента, систематический  контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом, при одновременном повышении культуры его потребления является важной задачей ассортиментной политики в целом.
    1.4 Качество  товаров на предприятии розничной  торговли и управление им
    Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
    Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом ГОСТ 15467-79 "Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины  и определения".
    Качество  может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более  прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с  каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень качества".
    Однако  любой документ или эталон узаконивает  определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.
    Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  в рыночной экономике отводится  потребителю, а стандарты (в том  числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества.
    Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.
    Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.
    Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.
    Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.
    Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность  до разрушения или другого предельного  состояния.
    Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.
    Сохраняемость - это способность объекта сохранять  свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для  пищевой продукции.
    Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.
    Показатели  стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.
    Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.