На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Аграрная реформа столыпина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                        (должность)  

Оглавление
Введение 3
Социально-политическое и экономическое положение России на рубеже XIX и XX веков 4
Историческая справка 6
Основные направления реформы 8
Итоги реформы 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
 
 


Введение

 
      Кого-то в большей, кого-то в меньшей степени, но проблема реформирования Российского государства должна беспокоить каждого гражданина нашей страны.
      Как изучить со всех возможных сторон курс реформ сегодняшнего руководства страны? Давно подмечено, что реальные  результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
      Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей  информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и  предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к  сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова  и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь  и в свое время забыли об ошибках  наших. Быть может это замкнутый  круг? Не знаю, но хочется верить, что  максимально использовать опыт предыдущих поколений все- таки возможно. В этом ключе я решила остановить свой выбор  на данной теме. 
 

 


Социально-политическое и экономическое  положение России на рубеже XIX и XX веков

            На рубеже XIX и XX  века oбществo вступилo в новую фазу свoегo развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, пoпала во втoрую группу,  куда вхoдили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
      В начале 90-х гг. XIX в. в России начался  промышленный подъем, который продолжался  несколько лет и шел очень  интенсивно. Oсобеннo высoкими темпами развивалась тяжелая прoмышленнoсть, котoрая к кoнцу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.
      Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Железные дороги – будущее экономики, правительство вовремя это поняло и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.
      Главной причиной промышленного подъема 90-х  гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.
      Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной «депрессией» 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями, картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть  и т.д.). Одновременно с этим идет  укрепление  банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный  банки). В начале 20 века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду  с высоко  развитой  индустрией в экономике страны большой удельный вес  принадлежал ранне - капиталистическим   и   полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до  патриархально-натурального. Русская деревня как  в зеркале отражала пережитки  феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки,  являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское  малоземелье, община с её переделами  тормозили модернизацию    крестьянского   хозяйства.
      Социально - классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и  сословные деления  -  наследие  феодальной эпохи. Буржуазия  занимает   ведущую роль  в экономике страны 20 века. До этого она  не играла какой-либо  самостоятельной  роли в общественно-политической жизни страны,  так как  она  была  полностью зависима  от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.
      Дворянство,  которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой  самодержавия,  хотя  в  социальном  плане  оно  теряло свою  однородность, сближаясь  с буржуазией.
      Крестьянство  включало  около 75% населения страны. Оно  состояло из:  кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%).  И, естественно, между ними возникали противоречия.
      Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли  около 17  млн. человек.  Этот класс  был не однороден. Большая часть  рабочих  состояла из недавно пришедших  в  город  крестьян,  еще  не  потерявших  связь с землёй. Ядром  этого класса стал фабрично-заводской  пролетариат, насчитывавший более  трёх миллионов человек.
      Политическим  строем в России оставалась абсолютная  монархия. Хотя в  70-х  годах XIX  века  был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.  Закон гласил: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный».
      Высшим  судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя  министерствами,  контролируемыми  комитетом  министров.
      Особой  проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57%  населения России были не русского происхождения, они  подвергались всякого рода дискриминации  со стороны русских чиновников. В  этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением  русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни  ставили борьбу с царизмом.
      В эти же годы Россия вмешивается в  борьбу за передел рынков сбыта.  Война между Россией и Японией  за господство на рынке сбыта  в  Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.
      С поражением в войне в стране нарастает  революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек,  для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
 
 
 
 
 
 


Историческая  справка

      
      До  последнего времени о Столыпине  было известно очень мало, но даже эта  информация не говорила в его адрес  ничего хорошего. Объясняется это  тем, что, когда благодаря пропаганде внутренних врагов России, в стране царил террор, а Кавказ, Польша, Прибалтика и значительная часть центра и юга России были охвачены революционной волной, правительство, и в частности Столыпин, как Министр Внутренних Дел, вынужден был принять строгие меры для предотвращения крушения существовавшего тогда монархического государственного строя.
     Пётр  Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в городе Дрезден. Он происходил из старинного дворянского рода. Рука Петра Аркадьевича была парализована с тех пор, как он юношей стрелялся  с убийцей его старшего брата. 

Рис. 1. П.А. Столыпин        Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. окончив  Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет  Петербургского университета.  После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в МВД предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин  был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства.  Его дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство… ". 
     Через 10 лет Столыпин назначается ковенским  губернатором.  В 1902 году - гроднецким губернатором.
      В 1902 году Столыпин участвует в совещании  о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он  высказался за уничтожение  общинной черезполосицы  и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана  позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами  была принята  как "Столыпинская реформа".
      В марте  1903 года П. А. Столыпина назначают  губернатором в более крупную  и важную саратовскую губернию.  Здесь и застала его первая революция, для подавления которой  он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.
     26 апреля 1906 года Николай II назначает Столыпина на пост министра внутренних дел. Бывший самым молодым министром в правительстве, он ярко выделялся среди своих коллег. хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа, содержащая две части:  репрессивную ( методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых судов ) и реформистской, являющейся, по своей сути, аграрной реформой.
      8 июля 1906 г. сменив  Горемыкина  на посту Председателя Совета  Министров он сохраняет за  собой и пост министра внутренних  дел. Суть своей государственной  деятельности в то время он  определил так: «Сначала успокоение, а потом – реформы!». 
 

Столыпинская  реформа

           
      Во  главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере  экономики. С чего начать в ней? Премьер  был убежден, и его выступления  свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И  сам Столыпин, и его оппоненты  подчеркивали главные цели реформы.
      1. социально-политическая
       - создать в деревне прочную  опору для самодержавия из  крепких собственников, отколов  их от основной массы крестьянства  и противопоставив их ей; крепкие  хозяйства должны были стать  препятствием на пути нарастания революции в деревне;
      2. социально-экономическая 
      - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая
       - обеспечить подъём сельского  хозяйства и дальнейшую индустриализацию  страны с тем, чтобы ликвидировать  отставание от передовых держав.
      Первый  шаг в этом направлении был  сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые  платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова  пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
      Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.
      Обсуждение  указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
      После принятия указа 9 ноября Думой он с  внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его  утверждения царем стал именоваться  законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный  буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
              
 


Основные  направления реформы

 
      Аграрная  реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Рассмoтрим oсновные направления рефoрмы. 

1.Разрушение oбщины и развитие частнoй сoбственнoсти.  

      Столыпиным  была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Это было сделано для перехода к новым хозяйственным отношениям.
      9 ноября 1906 года вышел указ, который производил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев "все земли", состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.
      Вместе  с тем, осуществлялись меры по обеспечению  прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался  предельный размер индивидуального  землевладения, была разрешена продажа  земли некрестьянам.
      Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под  залог любой приобретаемой крестьянами  надельной земли. Развитие различных  форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
      Одновременно  с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.
      Практика  реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).
      В сложившейся обстановке для правительства  единственным путем проведения реформы  был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы  насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским  начальником до вынесения постановлений  уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.
      В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы. 
 

2. Деятельность Крестьянского банка 

      С размахом проводилась Банком покупка  земель у помещиков с последующей  перепродажей ее крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно  удешевил его, причем банк платил больший  процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница  в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. Банк активно  воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю  в единоличную собственность, платежи  снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли  составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
      Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими – за просрочку  платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству  Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной  части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли  приобрести земли). Более того, выделение  в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для  эффективной работы и даже кредиты  дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.  

3. Переселение крестьян. 

      Массовое  переселение было организовано для  того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во-вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства – как предполагалось, опору самодержавия.
      В конце августа - начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий  землеустройством и земледелием  А. Кривошеин совершили поездку  по Сибири. По окончанию делегации  был составлен отчет, с учетом  которого Столыпин и Кривошеин выдвинули  комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю  в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства  и земледелия направило в Государственную  думу главнейший из тех документов – «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей». Суть его была весьма решительна: без  всякого выкупа предоставить землю  сибирским сельским обывателям в  собственность.
      Столыпин  и Кривошеин не меньше самих переселенцев «дивились и радовались их привольной, здоровой, удачной жизни на новых  местах, их добротным сёлам, даже целым  городам, где три года назад на было ни человека… И это лишь за четыре начальных  года, когда  сбор хлеба поднялся до 4-х миллиардов пудов».
      В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило  разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России.  Основными  районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и  Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия  и создан серьезный стимул для  переселения в осваиваемые районы страны.  Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, «столыпинские» вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество. От обычных они отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, которое предназначалось для крестьянского скота и инвентаря.
      Но  все таки люди возвращались. Значительный всплеск в 1910 и 1911 годах возвращенцев объясняется тем, что соответствующие  службы не успевали найти лавине переселенцев изученные места.
      Столыпин  хотел понять, почему люди возвращаются и пришёл к выводу о необходимости  внесения в переселенческую политику ряд серьёзных поправок и уточнений. С неохотой шли переселенцы в  тайгу, зато на Алтай было настоящее  паломничество.  
      Учёт  всех земель, доведение участков до установленных норм и некоторое ограничение старожилов в земле, а точнее, приобщение их к более рачительному её использованию также станет поводом нападок на Столыпина за якобы притеснение коренных сибиряков. Будучи принципиальным сторонником частной собственности и категорически отвергая общину, Столыпин тем не менее считал, что на этапе массового переселения самым важным является скорейшее   Рис. 2. Переселение крестьян в Сибирь
включение в хозяйственный оборот всех переселенцев, а так же развитие инфраструктуры – строительство дорог и тому подобное.
      Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен  громадный скачок в экономическом  и социальном развитии Сибири. Также  население данного региона за годы   колонизации  увеличилось  на 153 %. Если до переселения   в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России. 

4. Кооперативное движение. 

      Ссуды крестьянского банка не могли  полностью удовлетворить спрос  крестьянна на денежную массу. Поэтому  значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений  мелкого кредита. Создавая квалифицированные  кадры инспекторов мелкого кредита  и ассигнуя значительные кредиты  через государственные банки  на первоначальные займы кредитным  товариществам и на последующие  займы, правительство стимулировало  кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались  самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудносберегательных банков и кредитных  товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
      Кредитные отношения дали сильный импульс  развитию производственных, потребительских  и сбытовых кооперативов. Крестьяне  на кооперотивных началах создавали  молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки  и даже крестьянские артельные молочные заводы.  

5. Агрокультурные мероприятия. 

      Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность  подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась  широкомасштабная агроэкономическая  помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и  молочному производству, внедрению  прогрессивных форм сельскохозяйственного  производства. Много внимания уделялось  и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч  человек.
      В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы Столыпина  привели к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойки в результате обезземеливания основной массы  крестьян. Действительность показывает обратное увеличение удельного веса "средних слоев" в крестьянском землепользовании.
 


Итоги реформы

 
 
      Результаты  реформы характеризуются быстрым  ростом аграрного производства, увеличением  емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В  результате удалось не только вывести  сельское хозяйство из кризиса, но и  превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего  сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего  народного хозяйства благодаря  увеличению стоимости, созданной в  сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского  хозяйства. 

     Товарооборот  сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы  составил 36,4% общего мирового экспорта. 

      Однако, реформирование аграрных отношений, наделение  крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере – около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось. Это – выводы, для объективной оценки необходимо обратится к основным цифрам и фактам.
      
     Так же, за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение "мирского" правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полмиллиона запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130 тыс.). "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.