На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Морально-психологические особенности трудного подростка; методы их диагностики

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Морально-психологические  особенности трудного подростка; методы их диагностики  
Диссертант: Валеев Рустем Фанунович Год защиты: 1993
Ученая  степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Гуревич К.М, Борисова Е.М.
Ведущее учреждение: МГПУ, кафедра психологии
Место выполнения: ПИ РАО
Оппоненты: Фельдштейн Д.И., Данилов В.А.
 
Автореферат диссертации:
Валеев Рустем Фанунович
Морально-психологические  особенности трудного подростка:
методы  их диагностики

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

                                     
Обострение  общественных противоречий сразу же сказывается  на росте преступности несовершеннолетних. В условиях экономического спада и общественной нестабильности молодежь оказывается наименее защищенной и наиболее зависимой частью населения. Потеря ориентиров в жизни,  бездуховность порождают агрессивно-потребительское отношение к жизни. Не приходится удивляться тому,  что кривая преступности несовершеннолетних поднимается год от года.
По данным Статистического справочника МВД  число осужденных в возрасте 14-17 лет по различным видам преступлений выглядит так: 1988г. - 79722, 1989г. - 89513,                                  1990г. - 111655. 
Нет никаких  сомнений,  что и в последующие годы число осужденных этого возраста будет увеличиваться.
Не приходится говорить о том,  что далеко не все находящиеся е одинаковых условиях и под одинаковыми воздействиями подростки должны рассматриваться как психологически готовые к совершению противоправных действий. Решающее значение имеют нравственно-психологические искажения формирующейся личности подростка, ими и можно объяснить причины наблюдающихся в этой возрастной группе срывов, конфликтов в учебе и труде: возникает переживание -"аутсайдерства", а отсюда - желание любым способом компенсировать неудовлетворенность своим положением, что нередко и проявляется в асоциальном поведении .
Возникает проблема изучения личностного фактора  в обстоятельствах, порождающих противоправное поведение. Однако в исследованиях психологов, педагогов,  социологов и юристов проблема личностного фактора в таком аспекте еще не заняла надлежащего места.
Актуальность  исследования    определяется недостаточной разработанностью методов диагностики морально-психологических особенностей подростка,   знание которых необходимо как для понимания психологических причин и мотивов противоправных действий, так и для построения адекватной системы воспитательной,  коррекционной и профилактической работы с трудными подростками.
Предмет исследования - изучение морально-психологических особенностей подростков трех групп: учащихся обычной средней школы, подростков,   составляющих группу риска, и тех,   кто уже совершил преступление и отбывает срок наказания ,т.е. несовершеннолетних преступников.
Объект  исследования - три выборки подростков одного возраста: воспитанники Икшанской ВТК Московской области, учащиеся двух московских ПТУ и учащиеся московской средней школы (контрольная выборка).
Цель  исследования - разработать батарею методик,  позволяющих диагностировать морально-психологических особенности трудных подростков; выявлять те черты, которые могут стать причиной асоциального поведения в криминогенной ситуации прогнозировать  возможности отнесения подростков к группе риска.
Научная новизна. Впервые предпринята попытка создать батарею диагностических методик для выявления морально-психологических особенностей трудного подростка. Ужеимеющиеся разнообразные по своей научной и диагностической значимости опросники и тесты, удовлетворяя тем или иным научным задачам,  не охватывают нравственно-психологические черты трудного подростка. В данном исследовании разработаны методики,  объединенные в единую батарею,  назначение которой диагностирование морально-психологических особенностей трудного подростка.
Практическая  значимость. Разработанная батарея методик может служить для изучения личности подростков с тем, чтобы полученные данные были использованы для дифференцированного подхода при проведении воспитательной и коррекционной работы с подростками. Эти данные также применимы для профилактики подростковой преступности. Батарея методик окажется полезной в судебно-следственной работе, в установлении причин и мотивов правонарушений,  что имеет существенное значение в судопроизводстве. Батарея методик может быть передана воспитателям ВТК,  специалистам ПТУ, практическим психологам и другим заинтересованным специалистам, работающим в области подростковых правонарушений.
Положения, выносимые на защиту:
I. В  формировании сознания и поведения  т.н. "трудного подростка" решающая  роль принадлежит влияниям,  которые оказывает на него "малый социум", прививающий ему антиобщественные, асоциальные морально - психологические черты. Психопатические симптомы, как возникшие вследствие образа жизни, так и наследственные, сами по себе не могут стать причинами противоправного поведения, хотя их проявления ему способствуют.
2. В  традиционных методах профилактики  правонарушений, в работе пенитенционарной системы собственно морально – психологическим чертам подростка не уделяется должного внимания. Их не учитывают в судебно – следственной практике. Воспитатели, работающие в воспитательно-трудовой колонии, не располагают надежными психологическими диагностическими методиками, ориентированными на изучение морально – психологических черт подростков.
3. Положения  I и 2 показывают необходимость  разработки батареи диагностических методик, направленных на выявление наиболее типичных морально - психологических особенностей данного контингента. В состав представляемой батареи должны войти вербальные и невербальные психодиагностические методики. Каждая из методик, обладая определенными достоинствами, может иметь границы применения и интерпретации» Методики с инструкциями их применения могут быть переданы в руки практических психологов.
ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В психологической  литературе широко представлены исследования проблем личности. Труды таких крупных ученых как Л.С. Выготский,  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,  Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев и многих других могут служить прочным теоретическим фундаментом для разработок прикладных аспектов проблем психологии личности.
По проблемам  психологии трудного подростка, преступности выходит много юридической, психологической и педагогической литературы. Можно привести имена таких исследователей как В.Я. Кудрявцев, К.В. Игошев, А.Р. Ратинов, Д.И. Фэльдштейн, А.И. Долгова, Г.М. Миньковский и др. Работы посвящены исследованию противоправного поведения с учетом специфики возрастав. Известно, что период I4-K лет сам по себе является одним из самых сложных в развитии человека. Анализ этих работ показывает, что они в основном изучают проблему связи подростка с различными группами,  объединяющимися по самым разнообразным признакам. Не умаляя важности этого аспекта,  нам представляется, что рассмотрение формирующейся личноститрудного подростка только сквозь призму характеристик различных групп может, в известной степени, вести к недооценке некоторых психологических особенностей лиц, относящихся к группе риска. Они-то и являются в данной работе преимущественно объектом психологического исследования как носители качеств, наличие которых приводит трудного подростка к преступлению.
Сформировавшиеся  негативные черты психики подростка  могут способствовать возникновению противоправного поведения,  но сами по себе эти особенности непосредственно его не определяют. В большинстве случаев они приобретают значение лишь в так называемых криминогенных  ситуаций..
Для выявления  психологических особенностей трудного подростка необходим специальный  инструмент, чтобы зафиксировать  те черты, которые  сложились  как  следствие морально-психологических деформаций. Иные дефекты личностного  развития трудного  подростка и факторы, способные  повлиять  на  это  развитие,  также должны учитываться,  но они  не  берутся в  качестве  основных.  Важно  установить  взаимосвязь этих  нравственно-психологических  черт  подростков  с  криминогенной ситуацией,  научиться диагностировать  возникновение  преступного  поведения для принятия дифференцированных  профилактических мер воздействия на подростка с  целью предотвращения возможного преступления.
Проблема  прогнозирования индивидуального  поведения в  криминогенных  ситуациях  еще  недостаточно  разработана,  многие  ее  стороны требуют дальнейшего  уточнения,  для чего  нужны  совместные  усилия психологов,  юристов,  педагогов.
Взаимосвязь между деформированными личностными  особенностями подростка и  криминогенной  ситуацией может  определяться несколькими факторами.
Референтная группа  с  асоциальными  установками может являться одним из  таких  факторов.  Подросток нередко  уступает чувству принадлежности  к группе,  которое  побеждает верность  своим взглядам, если  они  не  соответствуют ценностям и  общей направленности преступной группы.
Связующим фактором между подростком и  криминогенной  ситуацией может  служить  собственная моральная оценка наличной  ситуации, морально-психологический  опыт  подростка.  Недостаточный или искаженный опыт  прошлого  приводит  подростка к неправильному отражению ситуации,  к неспособности давать  адекватную оценку своим действиям,  предвидеть  их  последствия.
Морально-психологические  особенности  приобретают в  криминогенной  ситуации  решающее  значение.  От  устойчивости  подростка в  ситуации  зависит  его  защищенность  от  негативного  влияния  криминогенных  факторов.  Наличие же деформации морально-психологических  особенностей формирующейся личности  способствует  создают  криминогенной  ситуации  и  преступлению.
Исследование  и  выявление  морально-психологических  особенностей  трудного  подростка  с  необходимостью требует  конкретной  психодиагностической методики. Адекватным инструментом фиксации морально – психологических искажений, психологических особенностей  трудного  подростка может стать   опросник.  Подобная  методика удобна и  потому, что  создаст  возможность статической обработки  полученных данных; она  наиболее  приемлема  такте  и  для выявления искажений формирующейся  личности.  Выделение  определенных шкал в опросчике нацелено  на выявление  основных  черт  трудного  подростка,  которые могут  стимулировать  противоправное  поведение  в различных  ситуациях.
Среди  разработанных  опросников,  как и  вообще  среди  психологических методик,  нет  таких,  которые  позволили  бы диагностировать нравственную деформацию личности  подростка.  В ряду методик,  претендующих  на раскрытие различных  сторон личности  опросник Немчина,  опросник  Личко и  некоторые другие. Нет  такой методики,  в которой была бы поставлена цель  выявления нравственно-психологической  позиции  респондента.  Этот  пробел и делает  необходимым разработку  специальной методики,  диагностирующей деформацию личностных  особенностей  подростка.
Анализ  литературы по  проблемам психология  трудных  подростков позволил подойти  к составлению опросника.  Возраст  испытуемых был определен 14-16 годами -  это  наиболее  криминогенный период развития,  когда чаще  всего и происходит  кризис развития; этот возраст также  благоприятен для профилактических мер воздействия  с целью коррекции  нравственных  особенностей личности  подростка,  предотвращения преступлений.  Важно  отметить,  что опросник предназначался исключительно для лиц мужского  пола.  Для диагностирования лиц венского  пола неизбежно  следовало  бы изменить  как содержание ряда вопросов,  так и их постановку.
В первоначальном варианте  опросник состоял из  семи шкал:  шкалы не жестокость,  на отношение к воровству,  лживости,  на  социальную безответственность,  эгоистическую беспринципность,  на аморально-эгоистическое  отношение  к лицам другого пола,  на самоутверждение.  В каждой шкале предусматривалось  семь  пунктов,  которые дублировались  трижды  тождественными  по психологическому содержании вопросами.  В общей  сложности каждая шкала включала 21  вопрос. В определенных пределах вопросы  составлялись  с использованием лексики  трудных  подростков.  После  проведения пилотажных исследований в ВТК и  спецгруппах ПТУ,  а также  в школах выявились  трудности  со специфическим пониманием многих терминов,  которое объяснялось особенностями  подростковой  субкультуры,  а также  особенностями того микросоциума,  в условиях которого  происходило  формирование личности подростка.  Первоначально даже  не удалось  предусмотреть все  значение  этой  проблемы.
После  неоднократных пилотажных исследований была проведена корректировка вопросов,  были добавлены две новые шкалы - на агрессивность  и  импульсивность.  Они  позволили  более  широко  охватить личностные  особенности  подростка.
Предполагалось  три  возможных  ответа:  "да",  "нет", "не  знаю". Такой выбор ответов помогал респонденту ориентироваться в интересующих  нас вопросах,  а возможность  уклонения от ответа должна была дать  некоторую  свободу,  способствовать  раскованности.  Несмотря на то,  что при  подобном выборе происходит потеря различных градаций, положительный момент  состоит  в  том,  что  можно  четко  определить мнение  опрашиваемых по  различным проблемам.  Ответы также  наиболее удобны  для табулирования и  статистической  обработки.  Определенное количество вопросов использовалось для выявления отношения респондентов  к  проводимому  эксперименту.
Так  как  опросник  нацелен,  главным образом,  на выявление  асоциальных черт подростка,  необходимо  било для получения возможно более достоверной информации  сформулировать  часть  вопросов в  безлично косвенной форме.
Для выявления  сопротивляемости  подростка негативным влияниям часть вопросов  сформулирована как негативные утверждения. Для надежности данных известная часть  вопросов  составлялась  в  позитивной  форме,  а некоторые  носили личный характер,  т.е.  респонденту предлагали вопрос:  как он  сам поступил бы в данных  обстоятельствах. Подобные  формулировки  позволяли повысить  надежность данных  за  счет диапазона индивидуальных  особенностей респондентов,  предпочитающих ту или  другую постановку вопросов.
Все  вопросы  предлагались испытуемым в  случайном порядке,  они распределялись  по  таблице  случайных   чисел.  Наличие  в опроснике упомянутых выше шкал обосновалось анализом соответствующей литературы, данными статистики по основным видам подростковой преступности, а также личными впечатлениями психолога после контактов с подростками ВТК, группы риска, педагогами и работниками инспекции по делам несовершеннолетних.
В эксперименте были представлены три выборки: это  подростки, уже совершившие различные  преступления и отбывающие наказание  в колонии  для несовершеннолетних, и собственно группу риска как основной объект нашего исследования.
В эту  выборку вошли подростки спецгруппы  ПТУ,  отобранные  по  рекомендациям педагогов,  мастеров производственного  обучения и инспекторов милиции.  В качестве  контрольной  была взята выборка школьников.  Каждая  выборка  состояла из  30 человек,  количество  испытуемых  определялось  соображениями статистического  порядка.
Предполагалось,  что выборка группы риска по  своим морально-психологическим особенностям находится как бы между несовершеннолетними преступниками и  контрольной выборкой школьников.
Эксперимент  предусматривает проверку  самого  опросника как психодиагностической методики.  Методика проверялась  по трем  критериям:  на надежность,  гомогенность  и  валидность.
Надежность  опросника проверялась на той же выборке группы риска в  количестве  20 человек методом  тест - ретест.  Выбор именно этого  контингента объясняется  задачей исследования -  разработки психодиагностической  методики,  нацеленные  прежде  всего  на выявление  психологических  особенностей  представителей группы  риска.
Статистический  показатель надежности опросника - коэффициент корреляции между первым и вторым опросом - составил 0,82. Этот показатель момент считаться вполне удовлетворительным'. Повторный эксперимент обозначил шкалы, надежность которых была несколько выше остальных, это шкалы на отношение к воровству, жестокость, агрессивность и лживость. Их устойчивость просматривается, главным образом, по асоциальным ответам.
Выявились также  задания,  ответы на которые носили устойчиво просоциальный характер.  Такие  задания встречаются в шкале на жестокость и др.  Причем отчетливо  выявилась одна любопытная деталь. Испытуемые группы риска и несовершеннолетние  преступники милосерднее и  с  большим сочувствием относятся к животным,  нежели к людям. Процент  просоциальных  ответов по  отношению к животным высок,  до 80-85%.  Отношение  к окружающим людям,  по результатам опроса,  отличается жестокостью,  агрессивностью.
Повторный  эксперимент  обнаружил также  ответы на задания,  которые имеют  неопределенный,  расплывчатый характер,  т.н.  не  дифференцируют  означенных выборок.  Такие  задания не дают  стабильных ответов в первом и  повторном экспериментах.
Несмотря  на недочеты опросника, метол тест-ретест позволяет говорить об относительной независимости полученных данных от ситуативных обстоятельств, в которых проводился опрос.
Проверка  опросника  на  гомогенность  пои  помощи  методики разделения  всех  полученных  ответов  по  трем выборкам на четные  и  нечетные  ответы / как на вопросы  просоциальные,  так и  на асоциальные / показала следующие  результаты:  у школьников коэффициенты корреляции  равнялись    просоциальным  - 0,90 и  асоциальным  -  0,89.  У контингента группы риска эти  показатели  равны  соответственно  0,91  и 0,93,  Гомогенность  выборки  ВТК по  просоциальным  составила 0,89  и по  асоциальным -  0,86.  Коэффициент  гомогенности  при  повторном  зксперименте асоциальным дал результат  0,96 и 0,94,  что  говорит  о  психологической  однородности методики.
Импульсовность  рассматривалась  как  психологическое  качество, предопределяемое  подростковым  возрастом испытуемого; по  этому  качеству  вряд ли  можно  судить  о  психологических  особенностях  подростка.  Гомогенность  шкалы  импульсивности  проверялась  дважды.  При повторном обсчете  гомогенности  опросника не  учитывались  шкала  импульсивности  и  вопросы,  выявляющие  отношение  респондентов к  эксперименту.  По  просоциальным  ответам гомогенность  составила 0,86  и по  асоциальным  - 0,86,  Это  вполне  удовлетворительный  результат.
Гомогенность  достигалась  психологической  однородностью  заданий  каждой шкалы  опросника.  От  внутренней  согласованности  заданий отдельных  шкал  зависит  качественное  психологическое  различие  между  ними.  Они  составили  ту целостность  психологическое  методики, которая позволяет  получить  общее  представление  о морально-психологических  особенностях  подростка.  Следующие  критерий проверки  -валидность,  она определялась  самой дифференциацией результатов между означенными выборками,  что  свидетельствует  о  вполне реальных  разных  уровнях морально-психологического  статуса подростков, входящих   в  три  выборки ; это,  собственно,  и  подтверждает  пригодность опросника.
Следует  сказать,  что  данные  по  опроснику  на первый  взгляд  были  несколько  неожиданными.  Впрочем,  они вполне  объяснимы.  Диагностические  результаты выборки группы риска оказались  не между ВТК и  контрольной  выборок  школьников,  как ожидалось,  а практически совпали  с данными,  полученными  в ВТК.  Такая  картина  наблюдалась почти  по  всем шкалам опросника.  Эти две  выборки  в морально-психологическм  плане  значительно   отличаются  от  контрольной  выборки школьников,   которая  может  характеризоваться  как  устойчиво  благополучная. Приведенная дифференциация выборок, несомненно, подтверждает валидность опросника; он выявляет значительные личностные искажения   группы  риска,  даже,  возможно,  потенциальную готовность входящих  в  нее  подростков  к  совершению преступления.  Вопрос  порой лишь  во времени их  совершения,  что  и  было подтверждено на деле. За время двухнедельного  пребывания  психолога в ПТУ двое испытуемых  за  совершенные  преступления попали  под  суд,  один из  них  в настоящее  время  отбывает  наказание  в  ВТК.  Еще  несколько  человек совершили  правонарушения,  были  поставлены  на  учет  в инспекцию по делам несовершеннолетних  и исключены из  училища.  Группа риска и получила свое  название  из-за готовности входящих  в нее подростков к преступлению,  что  в  свою очередь  определяется морально-психологическими  особенностями  ее  представителей.  11х  отличие  от  подростков-правонарушителей  в  основном объясняется лишь  различием в положении  учащегося и  заключенного.  Это и  было  зафиксировано  опросником.
Данные  гомогенности  опросника,  его  валидности и  надежности свидетельствуют  о мере  его  соответствия поставленной задаче.
Эксперимент выявил такие  отдельных испытуемых в каждой из  трех выборок,  показатели  которых являются не характерными для общих результатов их  выборок.  На 90 человек такие  "отклонения"  дали всего 3 человека.  Это  явление  объясняется  в ВТК,  например,  необычными условиями жизни несовершеннолетних преступников,  уже имеющимся опытом преступлении и переосмыслением своего отношения к окружающим и  себе  самому.  Из-за этого  в отдельных  случаях по некотором шкалам увеличивалось число  просоциальных ответов.
В спецгруппе ПТУ вполне могут  оказаться такие  подростки,  кто по  тем или иным чисто внешним причинам попал в группу риска; их пребывание  в  спецгруппе  ПТУ не всегда свидетельствует о наличии у них нравственных искажений.  Эти же  причины,  только  с  обратным знаком,  могут  наблюдаться и в школе,  где в разряд  "благополучных"  могут попасть  подростки  только  за счет демонстративного  поведения при уже наметившейся личностной деформации.  Все эти феномены и могли быть  зафиксированы  исследовании,  но они  не  свидетельствуют о непригодности методики для дифференциации означенных выборок.
Укажем  на шкалы,  которые дают  особенно  резкое обособление ВТК и ПТУ,  с одной  стороны,  и контрольной группы школьников,  с другой, если  признать,  что  контрольная группа отвечает представлениям общества о  социально  приемлемом поведении.
Шкала жестокости  - 80%  асоциальных ответов в выборках  ПТУ и ВТК против 15-20%  в контрольной выборке.  Шкалы,  выявляющие  склонность  к воровству,  лживости,  агрессивности  и  эгоистической  беспринципности,  показали  примерно  такой же  процент  асоциальных  ответов в этом лее  соотношении  выборок.
Шкала на самоутверждение,  при явном различии выборок по  показателям,  все  же  не  дала такой дифференциации  по  сравнению с остальными.  Это,  очевидно,  объясняется теми особенностями,  которые присущи изучаемому возрасту и  слабо  связаны  с их  общими морально-психологическими, чертами.  А  существенная разница между выборками говорит о том,  что  эта шкала необходима,  поскольку она,  как и весь опросник,  нацелена, прежде  всего,  на выявление личностных деформаций.
Шкала,  диагностирующая импульсивность,  хотя и  была включена первоначально  как имеющая вспомогательный характер и,  соответственно,  результаты по  ней  ожидались  в  среднем одинаковыми  по  трем выборкам,  неожиданно  дала  существенную разницу между ВТК и  ПТУ,  с одной  стороны,  и контрольной выборкой,  с другой.  Школьники и тут проявили выраженную  просоциальность.  Это дает  основание  рассматривать  импульсивность  как психологическое  качество,  на которое  влияют  моральные факторы.  Шкалы,  диагностирующие аморально-эгоистическое  отношение  к лицам другого  пола и  социальную безответственность,  также  отвечают  задачам опросника,  т.к.  существенная дифференциация присутствует  и  здесь;  результаты контрольной выборки  значительно  разнятся  от результатов ВТК и  ПТУ.  По  этим шкалам в частности,  по  шкале  отношения к противоположному полу, есть некоторое  различие  в  просоциальном плане между испытуемыми из  ВТК и  ПТУ за  счет  специфики  условий жизни  выборки ВТК.  Специфика определяются дефицитом общения  с противоположным полом и некоторым переосмыслением своего  отношения к нему.
Завершая  обработку опросника,  для выявления  статистической разницы между тремя выборками мы  применили метод X. В этой  связи акты  на агрессивность,  воровство,  жестокость и импульсивность были  использованы  как среднее,  репрезентирующие  остальные шкалы опросника.  Обсчет X" по  указанным шкалам проводился между выборками ВТК и  контрольной  выборкой школьников.  Результаты  следующие:             X=  значение  по  шкалам
агрессивность  -  38    импульсивность  -  45 -  105,7                        
жестокость  – 105,7      воровство  -  104,6          
Значимость  по  всем  этим показателям менее чем 0,01.
Приведенные  цифры  свидетельствуют  о  значимой разнице между ВТК и  контрольной выборкой.
Обсчет X   по  этим же  шкалам проводился также между выборками ВТК и группок  риска.  Выявлено  следующее:
агрессивность  -  15,7 импульсивность -1,44                                       жестокость  -  2,73       воровство  -  1,34.
Лишь  один из этих показателей достигает  общепринятого уровня значимости /0,05/ - это шкала агрессивности. Остальные  показатели свидетельствуют об отсутствии статистической значимости в разнице  по про- и асоциальным ответам между выборками ВТК и ПТУ. Различие по шкале агрессивности может объясняться особыми условиями жизни испытуемых из ВТК.
Итоговая  статистическая обработка опросника выявила два полюса - ВТК и ПТУ,  с одной стороны,  и контрольная выборка,  с другой,  как противоположная им.  Отсутствие  статистической разницы между подростками ВТК и группой риска скорректировало  первоначальное мнение  о промежуточном положении группы риска между двумя другими выборками. Фиксация опросником группы  риска как однородной  с выборкой ВТК говорит лишь  о достоинстве  опросника как психодиагностической методики,  призванной обнаруживать морально-психологические  особенности трудного  подростка,  его  склонности к противоправному поведению.
В целях  получения более  полной информации  о  подростках  была использована модифицированная методика незаконченных  предложений, которую мы также  разработали,  исходя из  цели исследования.  50  предложений были  сконструированы по  основным принципам стержневой методики  исследования - опросника.  Предложения составлялись в большинстве как безличные,  но было несколько  таких,  которые носили личный характер.  Процедура проведения была формализована.  Принимая во внимание  строгую  заданность  опросника,  в незаконченных предложениях мы  стремились  сохранить главные преимущества проективных и  полупроективных методик: неопределенность  стимульного материала, свободу выполнения  заданий,  обеспечение максимальной проекции топкости,  не  ограниченной никакими  запретами и опенками.  Личность, по  замыслу,  в  этой методике изучается в целом,  во  всех ее  связях и  отношениях  с  социальным окружением.  Применение  подобной методики в ВТК и  ПТУ натолкнулось  на трудность,  которая  уже  обозначилась  в работе  с  опросником.  Подростки  этих двух  выборок показали  стойкую нерасположенность  к работе  с  письменными  заданиями  по  причине почти  полного  отсутствия навыков письменной речи.  Письменная речь требует логики изложения  своих  мыслей и,  наконец,  элементарной усидчивости,  а  это  у большинства  испытуемых  ВТК л ПТУ просто  отсутствует.  В контрольной  выборке  школьников  не  возникало  каких-либо  трудностей  при  выполнении  этой методики.
Вышеозначенные  проблемы двух выборок при выполнении  заданий по  методике  незаконченных  предложений ощутимо  затруднило  анализ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.