На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансового менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
   Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические  основы финансового менеджмента………………………..…5
1.1 Сущность и необходимость финансового менеджмента…………………..5
1.2 Инструментарий финансового менеджмента в управлении коммерческого предприятия ……………………………………………………………..……….9
2  Показатели финансового менеджмента на коммерческом предприятии АО «Жарасым»……………………………………………………………………….16
2.1 Управление формированием финансовых ресурсов предприятия……….16
2.2 Оценка структуры капитала с учетом критерия финансового левериджа………………………………………………………………………..19
3 Совершенствование  финансового менеджмента в деятельности  отечественных предприятий…………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список  использованной литературы…………………………………………..33
Приложение  А 
 

 

   Введение 

   В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.
   В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
   Реорганизовываются  старые структуры управления и власти в экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.
   В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любому хозяйствующему субъекту (предприятию, акционерному обществу, товариществу и т.п.) может обеспечить только эффективное управление движением финансовых ресурсов. Капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект может утратить свою устойчивость на рынке. Чтобы рационально управлять движением финансовых ресурсов, необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента и овладеть умением принятия решений на практике.
   Рыночная  экономика в Казахстане набирает всё большую силу. Вместе с ней  набирает силу и конкуренция как  основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением капитала и финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
   Финансовый  менеджмент включает разработку и выбор  критериев для принятия правильных финансовых решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности предприятия.
   Исходной  базой для управления финансами  предприятия является его финансовое состояние, сложившееся фактически. Оно дает возможность ответить на вопросы, насколько эффективным было управление финансовыми ресурсами и имуществом, рациональна ли структура последнего; как сочетаются заемные и собственные источники финансирования деятельности, какова отдача производственного потенциала, оборачиваемость активов, рентабельность продаж и т. д.
   Финансовые  решения принимаются конкретно  для данного предприятия; для  другого предприятия они могут  быть совершенно иными. Более того, финансовые решения на одном и том же предприятии могут быть совершенно различными в разные периоды его деятельности. Стоит измениться какому-нибудь одному параметру во внутренних или внешних условиях - и это изменение вызывает необходимость переориентации в целом ряде стратегических и тактических направлений воздействия на финансы предприятия.
   Финансовый  менеджмент предполагает многовариантные  подходы к оценке последствий  возникновения тех или иных ситуаций в зависимости от того, каковы сопутствующие  этим ситуациям условия.
   Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.
   Цель  курсовой работы – изучить сущность, назначение и роль финансового менеджмента  в управлении финансами коммерческого  предприятия.
   В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
    изучить сущность и необходимость финансового менеджмента на предприятии;
    рассмотреть инструменты финансового менеджмента;
    провести анализ управления формированием финансовых ресурсов предприятия;
    дать оценку структуры капитала с учетом критерия финансового левериджа;
    исследовать перспективы направления совершенствования финансового менеджмента на предприятии.
   Теоретической и методологической основой для  написания курсовой работы послужили  нормативно-правовые акты, научные монографические труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов по исследуемой теме.
 

   1 Теоретические основы финансового менеджмента

   1.1 Сущность и необходимость финансового менеджмента

 
   Финансовый  менеджмент - управление финансами  хозяйствующих субъектов, финансовые анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Он охватывает все основные сферы финансов и распространяется на все сегменты финансового рынка. Финансовый менеджмент - это также и вид управленческой деятельности. Он представляет собой систему воздействия субъекта финансового управления (финансового менеджера) на его объект с целью совершенствования последнего. Кроме того, финансовый менеджмент является формой предпринимательства.
   Финансовый  менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику - управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. [1,c.49]
   Планирование  финансов - это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
   Прогнозирование - разработка на длительную перспективу  изменений финансового состояния  объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование может осуществляться как на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений.
   Организационная функция обеспечивает системный  подход в организации денежных потоков и фондов. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур.
   Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Оно охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
   Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда.
   Контрольная функция финансового менеджмента отражает состояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспечивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов.
   Сущность  финансового менеджмента можно  определить как систему принципов  и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
   Финансовый  менеджмент – это саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент коммерческой организации входит в состав финансового управления наряду с финансово-кредитным механизмом государства и управлением финансами в некоммерческих организациях. [2,c.75]
   Эффективное управление финансовой деятельностью  предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются следующие:
   Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.
   Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.
   Высокий динамизм управления. Финансовому менеджменту  должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового  состояния и других параметров функционирования предприятия.
   Вариативность подходов к разработке отдельных  управленческих решений. Реализация этого  принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения  в сфере формирования и использования  финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия.
   Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.
   Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетам изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный потенциал высоких темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.
   С учетом содержания и принципов финансового  менеджмента формируются его  цели и задачи.
   Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. Характеризуя общепринятую в рыночной экономике вышеизложенную главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она вступает в противоречие с весьма распространенным у нас мнением о том, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития, а неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирована собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, что в конечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.
   В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении. [3,c.75]
   Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о  сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти  цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.
   В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего, учитываются факторы  риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.
   Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск  компромиссов для оптимального сочетания  интересов различных хозяйственных  подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
   В конечном итоге основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными.
   Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы.
   1. Государственное нормативно-правовое  регулирование финансовой деятельности  предприятия. Принятие законов  и других нормативных актов,  регулирующих финансовую деятельность  предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют финансовую деятельность предприятия в разных формах.
   2. Рыночный механизм регулирования  финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется, прежде всего, в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования финансовой деятельности предприятий возрастает.
   3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
   4. Система конкретных методов и  приемов осуществления управления  финансовой деятельностью предприятия.  В процессе анализа, планирования  и контроля финансовой деятельности  используется обширная система  методов и приемов, с помощью  которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие (их содержание будет подробно рассмотрено в последующих разделах).
   Эффективный механизм финансового менеджмента  позволяет в полном объеме реализовать  стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению  функций финансового управления предприятием.

   1.2 Инструментарий  финансового менеджмента в управлении коммерческого предприятия.

 
   Методы  финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система  расчетов, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и другие. [4,c.48]
   Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Практика финансового анализа уже выработала основные правила (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них 7 основных методов.
   1. Чтение отчетности (изучение абсолютных  показателей, представленных в отчетности). Посредством чтения определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, источники формирования собственного и заемного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями предприятия, финансово кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
   2. Горизонтальный анализ (временной)  позволяет определить абсолютные  и относительные изменения различных  статей отчетности по сравнению  с предыдущим периодом.
   3. Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом. Он  проводится с целью выявления  удельного веса статей отчетности  в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.
   4. Трендовый анализ показывает  динамику развития и основан  на расчете относительных отклонений  показателей отчетности за ряд  лет от уровня базисного года, для которого показатели принимаются  за 100%, т.е определение тренда - основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
   5. Расчет финансовых коэффициентов,  которые описывают финансовые  пропорции между различными статьями  отчетности и определяют их  взаимосвязь.
   6. Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
   7. Факторный анализ - это анализ  влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
   Финансовое  состояние предприятия можно  оценивать с точки зрения краткосрочной  и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового  состояния – ликвидность и  платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
   Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень  ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
   В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов, создаваемой для управления текущей  и стратегической финансовой деятельностью.
   Финансовый  план хозяйствующего субъекта - это  документ, отражающий объем поступления  и расходования денежных средств, фиксирующий  баланс доходов и направлений  расходов предприятия, включая платежи  в бюджет на планируемый период.
   Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.
   Главная цель составления финансового плана  заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.[5,c.89]
   В процессе составления финансового  плана осуществляется следующее:
   - определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
   - изучается возможность и целесообразность  привлечения финансовых ресурсов  за счет выпуска цененных бумаг,  получения кредитов, займов, благотворительных  взносов и т.д.;
   - выбираются оптимальные для конкретной  ситуации формы образования и  использования фондов денежных  средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
   - устанавливаются рациональные пропорции  распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);
   - определяются целесообразность  и экономическая эффективность  планируемых капиталовложений;
   - выявляются внутренние резервы  производства и повышения его  рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства.
   Основная  задача финансового планирования - обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. Причем огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование.
   Вторая  задача - соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующем вложение капитала.
   Третья  задача - гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и  внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет.
   Четвертая задача - выявление резервов и мобилизация  ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов.
   Пятая задача - контроль тенге за финансовым состоянием, платежеспособностью и  кредитоспособностью предприятия.[6,c.71]
   Планирование  финансов финансовый менеджер производит через управление балансом доходов  и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет других источников, а так же регулирование использования средств.
   Стратегический  финансовый план определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Он составляет коммерческую тайну предприятия. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации.
   Неотъемлемой  частью финансового планирования является налоговое планирование. Финансовая оптимизация с позиций налогообложения (налоговое планирование) - часть финансовой оптимизации, осуществляемой финансовым менеджментом, Цель налогового планирования - максимально увеличить средства, остающиеся в распоряжении предприятия после осуществления всех налогов и платежей.
   Контроль  является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое  общество не может нормально функционировать  и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.
   В широком смысле контроль – это  процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта  принятым управленческим решениями  и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.
   Контроль  дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих  и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность  судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
   Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
   По  определению, финансовый контроль - это  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
   Финансовый  контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении. [8,c.95]
   Результатами  финансового контроля является выявление  различных факторов экономической  жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.
   Количественные  показатели представлены, например, данными  о суммах допричисленных налогов, о  величине завышения финансирования бюджетных учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования.
   Финансовый  контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.
   Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
   Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при  формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме  фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
   Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
   Финансовый  менеджмент как деятельность имеет  две сферы приложения:
    внутрихозяйственную сферу, в которой управление финансовыми ресурсами и капиталом осуществляется на основании решений администрации внутри предприятия;
    внешнюю сферу, где управление финансовыми ресурсами и капиталом осуществляется в процессе установления финансовых отношений между предприятием и другими хозяйствующими субъектами, а так же между предприятием и государством.
   Необходимые условия функционирования финансового менеджмента:
    предпринимательская деятельность;
    самофинансирование;
    рынок труда;
    рынок капиталов;
    четкая регламентация государственного регулирования деятельности предприятий, основанная на системе рыночного законодательства. [10,c.40]
   Сущность  финансового менеджмента как  экономической категории проявляется  в выполняемых им функциях. Представляется целесообразным выделение и исследование трех основных функций:
    воспроизводственной;
    распределительной;
    контрольной;
   Воспроизводственная функция финансового менеджмента обеспечивает сбалансированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства.
   Экономическая обособленность оборотных, внеоборотных и финансовых активов приводит к необходимости управления их кругооборотом в рамках отдельно взятого предприятия или коммерческой организации.
   "Кругооборот  активов, совершающийся непрерывно  во времени, представляет собой  оборот, обслуживающий воспроизводство" [4, с.19]. Кругооборот является стадией оборота капитала.
   Проявление  воспроизводственной функции финансового  менеджмента - прибыльность и ликвидность  активов предприятия. Эффективное  управление финансовыми ресурсами  позволяет повышать прибыльность и  обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлеченным капиталом.
   Распределительная функция финансового менеджмента  тесно связана с воспроизводственной  функцией, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры капитала предприятия и коммерческой организации. Распределение начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Это входит в сферу текущего финансирования и требует оперативного реагирования.
   В результате распределительных процессов  в предприятиях и коммерческих организациях покрываются затраты и образуется прибыль, которая также участвует в распределении и является его объектом. Прибыль определяется действующим законодательством, как "разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
   Финансовый  менеджер определяет политику предприятия  в области распределения прибыли, ее роль и значение в воспроизводственном  процессе и стимулировании. Результатом распределительных процессов является создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства. [11,c.58]
   Контрольная функция финансового менеджера заключается в контроле тенге за реальным денежным оборотом. Контроль тенге может осуществляться двумя способами:
   В форме контроля за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и  расчетов: в этом случае финансовый менеджер опирается на систему санкций и поощрений;
   В форме контроля за реализацией стратегии  финансирования: речь идет о реализации функции стратегического управления. Выработка стратегии финансирования позволяет концентрированно направлять финансовые ресурсы в те сферы, которые могут принести большую экономическую выгоду.
   Контрольная функция финансового менеджмента  всегда имеет конкретную форму проявления. Для ее реализации большое значение имеет используемая предприятием система  департаментализации. Наиболее распространены в мировой практике функциональная и дивизиональная департаментализации. Функциональная структура основывается на четком разграничении обязанностей, областей деятельности и задач, решаемых отделами и службами. Основные организационные блоки - это отдел производства, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел маркетинга и т.п. Отделы могут дробиться и иметь более узкую специализацию.
   Таким образом, принцип стратегической направленности является определяющим в отношении  инвестиционной активности предприятий и коммерческих организаций, и задача финансового менеджмента заключается в необходимости его реализации. 

 

   2 Показатели финансового  менеджмента на коммерческом  предприятий АО «ЖАРАСЫМ»

   2.1 Управление формированием финансовых ресурсов предприятия

 
   Полное название организации –акционерное общество "Жарасым".
   АО  «ЖАРАСЫМ» было образовано в декабре 1999г. Его основной деятельностью стало производство изделий из кожи. Производимые организацией изделия сразу завоевали популярность у жителей республики благодаря отличному качеству и приемлемым ценам.
   Организация специализируется на производстве трех товаров: кожаные ремни, чехлы и  папки. В распоряжении организации  есть вся необходимая техника и штат высококвалифицированных сотрудников. Имеются собственные складские помещения для хранения материалов и готовой продукции.
   Организацией  регулярно проводятся рекламные  компании. Их целью является расширение объема продаж и рынка сбыта. Для  этого используются региональные теле- и радиовещательные компании, пресса. Также создан сайт в глобальной сети "Интернет".
   Целью стратегии предприятия является завоевание и упрочнение положения на региональном рынке, а также выход на общеказахстанский уровень.
   В теории финансового менеджмента  выделяют четыре основных показателя, широко используемых в анализе: добавленную стоимость (ДС), брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ), нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) и экономическую рентабельность (ЭР).
   Величина  добавленной стоимости свидетельствует  о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства и определяется как стоимость продукции, произведённой предприятием за анализируемый период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершённое производство), за вычетом стоимости потреблённых материальных средств производства и услуг других организаций. АО «ЖАРАСЫМ» расширяло свою деятельность, показатель добавленной стоимости за 2006-2008 гг. увеличивается с 10361167 до 15388033 тенге (табл. 3.1.1), т.е. за два года составляет 50%. 

   Таблица 1 Расчет добавленной стоимости (тенге) 

Показатели 2006 2007 2008
1. Выручка 19064600 23868860 28173790
2. Готовая  продукция (ГП) 9661 276393 178271
3. Незавершенное  производство (НП) - - -
4. Материальные  затраты на производство 8708263 11084013 12874892
5. Материальные  затраты в ГП  4831 138197 89136
6. Материальные  затраты в НП - - -
7. Добавленная стоимость (1)+(2)+(3)-(4)-(5)-(6) 10361167 12923043 15388033
 
   Следующим фундаментальным показателем финансового  менеджмента является брутто-результат эксплуатации инвестиций. БРЭИ используется как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности. По экономической природе БРЭИ представляет собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заёмным средствам и налога на прибыль. Величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (потенциал предприятия).
   Удельный  вес БРЭИ в добавленной стоимости  является показателем эффективности управления предприятием и ориентиром уровня его потенциальной рентабельности.[11,c.49]
   БРЭИ  получается вычитанием из добавленной  стоимости расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды (таблица 2). 

   Таблица 2. Расчет брутто-результата эксплуатации инвестиций (БРЭИ)
   тенге
Показатели 2006 2007 2008
1. Добавленная  стоимость, тенге 10361167 12923043 15388033
2. Расходы  на оплату труда тенге 4113900 5631400 6777100
3. Отчисления  в социальные фонды, тенге (2)·38,5/100 1583852 2168089 2609184
4. БРЭИ, тенге (1)-(2)-(3) 4663514 5123554 6001749
5. Доля БРЭИ в ДС, % (4): (1)·100 45 40 39
 
   В АО «ЖАРАСЫМ» наблюдается увеличение брутто-результата эксплуатации инвестиций, однако темп роста БРЭИ отстает от темпа роста ДС. Об этом говорит снижение доли БРЭИ в добавленной стоимости.
   Если  из показателя БРЭИ вычесть затраты  на восстановление основных фондов, то получим важнейший показатель, широко используемый в анализе, - нетто-результат  эксплуатации инвестиций. НРЭИ представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль. На практике НРЭИ вычисляют путём сложения величины балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость продукции (табл. 3.1.3). Такой способ позволяет избежать двойного счета процентов, так как часть процентов, уплачиваемых из чистой прибыли, содержится в прибыли. 

   Таблица 3. Расчет нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ)
   тенге
Показатели 2006 2007 2008
1. Балансовая  прибыль, тенге 1291990 856480 1096390
2. Средняя  расчетная ставка процента за кредиты, % 16 16 16
3. Кредиты  и займы, тенге 1270000 1389843 1807185
4. Сумма  процентов, тенге (3)*((2):100) 203200 222375 289150
5. НРЭИ, тенге (1)+(4) 1495190 1078855 1385540
 
   К основным показателям финансового  менеджмента относят также  экономическую рентабельность активов. В основе расчёта данного показателя лежит следующая формула:
                                                (1)
   Экономический смысл показателя экономической  рентабельности заключается в следующем: его значение показывает размер отдачи на вложенный капитал в относительном выражении (таблица 4). 

   Таблица 4. Расчёт экономической рентабельности АО «ЖАРАСЫМ»
   тенге
   Показатели    2006    2007    2008
   1. НРЭИ, тенге    1495190    1078855    1385540
   2. Актив, тенге    7602572    11143835    13245908
   3. ЭР, % (1)/(2)?100    19,67    9,68    10,46
 
   Наибольшее  значение ЭР было в 2006 г. и составляло 20%, в 2007 г. ЭР снизилась больше чем  в два раза, однако в 2008 г. наблюдается рост ЭР на 0,8%. Выявить причины изменения ЭР можно с помощью наглядного и эффективного инструмента – факторного анализа рентабельности, предложенного корпорацией DuPont. [12,c.87]
   Чтобы использовать формулу Дюпона, необходимо рассчитать ещё один показатель – оборот предприятия. Последний складывается из выручки от реализации и внереализационных доходов (таблица 5).  

   Таблица 3.1.5. Расчет оборота 

   Показатели    2006    2007    2008
   1. Выручка    19064600    23868860    28173790
   2. Внереализационные доходы    200000    258000    418230
   3. Оборот (1)+(2)    19264600    24126860    28592020
 
   Модель  Дюпона выглядит следующим образом:
    ,                         (2)
   где КМ – коммерческая маржа или рентабельность продаж;
   КТ  – коэффициент трансформации  или показатель оборачиваемости активов.
   Факторный анализ рентабельности для АО «ЖАРАСЫМ»  осуществлён  в таблице 6. 

   Таблица 6. Анализ экономической рентабельности по модели Дюпона 

   Показатели    2006    2007    2008
   1. НРЭИ, тенге    1495190    1078855    1385540
   2. Оборот, тенге    19264600    24126860    28592020
   Продолжение таблицы 6
   3. Актив, тенге    7602572    11143835    13245908
   4. КМ, % (1): (2)?100    7,76    4,47    4,85
   5. КТ (2): (3)    2,53    2,17    2,16
   6. ЭР, % (4)?(5)    19,67    9,68    10,46
 
   Таким образом, на снижение ЭР в 2007 г. оказало  влияние уменьшение рентабельности продаж и замедление оборачиваемости активов. Увеличение экономической рентабельности в 2008 г. обусловлено лишь небольшим увеличением коммерческой маржи.

   2.2 Оценка структуры капитала с  учетом критерия финансового  левериджа

 
   Для проведения оценки уровня операционного левериджа воспользуемся методом определения порога рентабельности (табл. 7, 8). [13,c.58]
   Порог рентабельности – это минимальный  объем реализации, при котором  данный бизнес окупает вложенные  в него затраты. Если объем реализации ниже порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает прибыль.  

   Таблица 7. Вспомогательная таблица для  расчета порога рентабельности для  АО «ЖАРАСЫМ» за 2006-2008гг
   тенге
Показатели 2006 2007 2008
1. Выручка,  тенге 19064600 23868860 28173790
2. Переменные  затраты, тенге 15833100 20152850 23408860
3. Валовая  маржа       
3.1. Валовая  маржа, тенге (1)-(2) 2317151 3716010 4764930
3.2. Доля  валовой маржи в выручке  (3.1): (1) 0,1695 0,1557 0,1691
4. Постоянные  затраты, тенге 1939510 2859530 3668540
5. Прибыль,  тенге 1291990 856480 1096390
6. Порог  рентабельности, тенге  (4): (3.2) 11442537 18365639 21691122
 
   Таблица 8. Вспомогательная таблица для  расчета порога рентабельности для  АО «ЖАРАСЫМ» по изделиям за 2008г
   тенге
Показатели Ремни Чехлы Папки
1. Выручка,  тенге 6245818 7841130 14086900
2. Переменные  затраты, тенге 3928667 4931916 8860100
3. Валовая  маржа, тенге (1)-(2) 2317151 2909214 5226800
4. Доля  валовой маржи в выручке (3): (1) 0,371 0,371 0,371
5. Постоянные затраты, тенге 807079 1027191 1834270
6. Прибыль,  тенге 2424421 2688819 2930660
7. Порог  рентабельности, тенге  (5): (4) 2175415 2768709 4944124
8. Порог  рентабельности, шт. 10714 2331 3510
   За  рассматриваемый период предприятие  преодолело порог рентабельности и получило прибыль. Такова методика определения порога рентабельности по каждому виду продукции. Определим теперь уровень операционного левериджа и запас финансовой прочности (табл. 9, 10) по методике Е.С. Стояновой. 

   Таблица 9. Расчета уровня операционного левериджа для АО «ЖАРАСЫМ» за 2006-2008гг. 

Показатели 2006 2007 2008
1. Выручка,  тенге 19064600 23868860 28173790
2. Валовая  маржа, тенге  2317151 3716010 4764930
3. Прибыль,  тенге 1291990 856480 1096390
4. Порог  рентабельности, тенге  11442537 18365639 21691122
5. Уровень  операционного левериджа (2): (3) 2,5012 4,3387 4,3460
6. Запас  финансовой прочности (ЗФП)      
6.1. ЗФП,  тенге (1)-(4) 7622063 5503221 6482668
6.2. ЗФП,  в % к выручке (6.1): (1)?100 39,98 23,06 23,01
 
   Наибольшая  чувствительность предприятия к изменению объёма производства наблюдалась в 2008 году – при изменении объёма продаж на 1%, прибыль изменяется на 4,77%. Данная зависимость сохраняется как при увеличении, так и при уменьшении объёма продаж.
   Предприятие может выдерживать снижение выручки от реализации на почти 40% в 2006 г., на 23% в 2007 и 2008 гг. без ухудшения своего финансового состояния, то есть у предприятия достаточный запас финансовой прочности. 

   Таблица 10. Расчета операционного левериджа  для АО «ЖАРАСЫМ» по изделиям за 2008г.
   тенге
Показатели Ремни Чехлы Папки
1. Выручка,  тенге 6245818 7841130 14086900
2. Переменные  затраты, тенге 3928667 4931916 8860100
3. Валовая  маржа, тенге (1)-(2) 2317151 2909214 5226800
4. Доля  валовой маржи в выручке (3): (1) 0,371 0,371 0,371
5. Постоянные  затраты, тенге 807079 1027191 1834270
6. Прибыль,  тенге 2424421 2688819 2930660
7. Порог  рентабельности, тенге  (5): (4)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.