На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности развития русской философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Русская философия является важнейшей составной  частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она  складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII веке. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества. 

Особенности развития русской  философии 

      Особенности русской философии, имена и проблематика, а также периодизация тесно связаны с историей России. Поэтому, выделяя особенности русской философии, необходимо говорить и об основных событиях в истории России.
      В России в ходе ее истории произошло  как бы переплетение двух различных  типов культур и соответственно типов философствования:
    рационалистического западноевропейского
    и восточного, византийского, включенного в русское самосознание через православие. Православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания.
       Такое сочетание двух различных  типов мышления проходит через  всю историю русской философии.
     В большей своей части русская философия религиозна или тяготеет к религиозности (за исключением течения русских революционеров-демократов). При этом она обращена не на изучение бога, т.е. она не теоцентрична, а на человека. «Излюбленная тема русских размышлений – человек» С.Л. Франк. И в этом понимании русские революционеры-демократы (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.) следуют общей традиции русской культуры.
       Особенность русского антропоцентризма  состоит в размышлениях о судьбе  и смысле жизни человека, нации, Отечества (а не государства), о цели истории, т.е. можно сказать, что человек рассматривается, прежде всего, как существо нравственное. При этом он является не отдельной особью, противостоящей другим и эгоистически относящейся к миру – а именно такое отношение преобладает в философии Западной Европы. Отсюда – повышенный интерес к внутренней жизни человека, его совестливости, способности к состраданию, ассоциирующемуся с понятием «душа».  «Человеческая» направленность объясняет и главную роль художественной литературы, критики и публицистики в развитии русской философии: крупнейшие русские писатели были одновременно и глубокими, самобытными мыслителями (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).
     Человек и народ, свобода и нравственность (и все другие проблемы) рассматривались русскими философами в кровной связи с понятием Отечества по имени Россия, её исторической судьбы и цели существования. Патриотическая любовь к России приобретает высший социально-философский и нравственный смысл (что в корне отличается от западноевропейских традиций в области теории государства и права). Причём эта любовь органично сочетается в дружелюбием и уважением к другим народам.
     Одной из характерных черт русской философии  является восприятие ею мира как целостной (хотя и противоречивой) системы, некоего «всеединства», всегда подверженного риску, опасности деформации, разрушения. Отсюда и переосмысление роли человека в природе: человек – не раб, но несёт особую – нравственную – ответственность. Здесь можно назвать имена А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф.Фёдорова, И.А. Флоренского, Н.Э.Циолковского, В.Л.Вернадского и многих других. В целом же русскую философию можно назвать особым типом философии культуры.
      Для большинства исследователей культуры Руси, а затем России характерно (как в 19, так и в 20 вв.) представление о «запоздалом» пробуждении русской мысли ( Г.Г. Шпет). Следует учитывать, что на особенности развития философии в России, большое влияние оказывали условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".
     Чтобы верно оценить историю культуры России, не вдаваясь в крайности, необходимо отказаться от мысли, что история западной Европы – единственная развитая форма философии. Тем не менее, в истории русской философии особенно остро стоял и стоит вопрос о влиянии западной философии. В своё время даже говорили о том, что русская мысль следует за европейской: на Западе – Вальтер, у нас – вольтерьянство, там – Гегель, у нас – гегельянство, и так далее вплоть до марксизма. Конечно, у великих мыслителей всегда есть последователи, не все-таки в России западноевропейская мысль трактовалась очень оригинально.
     К одной из основных черт русской философии  относится также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций. Это сказалось на отсутствии в ней глобальных логически завершенных философских систем, что было характерно для западноевропейской философии.
     Россия  в силу многих исторических обстоятельств (прежде всего почти 3х векового татаро-монгольского ига, языкового барьера и нескольких экспансий Запада) была очень долго изолирована от культуры Западной Европы. Активное приобщение к ней началось в 18-19 вв., причём одновременно ко всем достижениям – от античной до просветительской. И русская культура показала готовность к сотрудничеству с любой культурой.
     Ещё одна особенность русской культуры вообще и философии в частности: высокая нравственность (способность к состраданию, любви, прощению, терпение и самоотверженность). Явная этическая проблематика имеют свою «оборотную сторону», а именно острый дефицит правосознания, который выражался в отсутствии уважения правам отдельной личности и в нежелании признания превосходства справедливости перед состраданием. В некоторых случаях (К.С.Аксаков, ранний славянофил) критика права доходит до презрения к нему. Многое в таком отношении объясняет Л.Н. Толстой: «Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он всегда смотрел на власть, как на зло, от которого человек должен устраняться. Легенда о призвании варягов вполне выражает отношение русских людей к власти. Русский народ в совеем большинстве подчиняется власти, потому что всегда предпочитал подчинение насилию борьбе с ним или участию в нём». 

     Этапы развития философии  в России 

     Существует  несколько подходов к периодизации русской философии. Различие в них связано с оценками отдельных периодов в истории России и её культуры (в частности, можно выделить роль петровских реформ, идеологию этих преобразований и русское Просвещение – соответственно имена Ф. Прокоповича, В.П. Татищева, Г.С. Сковороды, М.В. Ломоносова, Л.Н. Радищева и др.). 
 
 
 

       Будем опираться на следующую периодизацию: 

      XI в. - первая половина XVIII в. Охватывают период древнерусской и средневековой русской философии. Эта философия донациональна, поскольку входит в восточно-христианский (византийский) тип. Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм             общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Владимир Мономах, Андрей Рублев, Феофан Грек, Андрей Курбский и др.).
 
      Вторая  половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. Именно в это время формируются такие течения, как славянофильство и западничество.
 
      Вторая  четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии. Начало этого этапа связано с именем В.С. Соловьёва, первого русского философа, построившего философскую систему, а конец – с расколом русской философии после Октябрьской революции 1917г.;
 
      После 1922 года - философия русского зарубежья. После 20-х гг. 20в, в этот период активно формируемая атеистическая марксистская философия в СССР, начиная с философских дискуссий 20-30-х гг. Русская религиозная философия существует за рубежом, в связи с тем, что почти все философы были высланы в Европу ( «насильственная эмиграция» на так называемых «философских пароходах»). Она так и вошла в историю под названием «философия русского Зарубежья». К ней относятся имена Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Г.П. Федотова и многих других религиозных мыслителей.
 
 
 
 
Зарождение  русской философской  мысли 

      Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".
      Значительно фигурой того времени был епископ  Кирилл Туровский (ок.1130-1182). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире.
      Значение  первого этапа в истории русской  философии весьма велико. Прежде всего  в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.
      Оригинальные  поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций:
    Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни.
    Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
 
     Славянофилы и западники 

      Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмыслении вопроса об исторической судьбе России. В напряжённой полемике конца 30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как противоположные течения русской философской мысли.
      Главная проблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
      Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России. Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876).
      Изучение  истории у славянофилов была направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как "единственный и постоянный действователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создаёт народ, но и народ создаёт веру. Православие в концепции славянофилов выступала как духовная основа всей русской жизни:". проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию". В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью.
     Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. Величайшая заслуга  славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать  нацию как духовное явление. В новых исторических условиях в после реформенной России прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество.
      Тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.
      Как идейное течение общественно  мысли западничества не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Пётр Яковлевич  Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслители самых равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. 

     Материализм в русской философии  середины XIX в 

      В 40-е г. XIX в. материалистическое направление  в русской философии было представлено, прежде всего, трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своём духовном развитии прошёл сложный путь исканий - от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха.
      В 60-е гг. эти же идеи получили своё, дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Также в это время, на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанным её лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.

Русское почвенничество

 
      Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).
      Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось "восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой  верой в грунт, в почву, в "народ". Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталось с взглядами на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации.
      В середине XIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому  образцу буквально носились в воздухе, о чём свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли.
      Вообще, впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию - как наследницу культуры Восточной Римской империи - Византии.

Русский консерватизм

 
      Прежде всего, нужно выявить то содержание, которое вкладывается в понятие "консерватизм". В данном случае под консерватизмом будут пониматься социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, её моральных, правовых, религиозных и семейных основ.
      Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова "Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновывалась Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России.

Русский космизм

 
      Одним из наиболее оригинальных направлений  в русской философской мысли  конца XIX - начала ХХ веков является так называемая космическая философия, или как её чаще именуют русский космизм.
      Русский космизм есть учение о неразрывном  единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский.
      Учение  русских космистов оказало плодотворное влияние на последующее развитие философии и естественных наук, это  учение имеет своих сторонников  и в наши дни. Так, в последние  годы стали проводится "Фёдоровские  чтения". Существуют, хотя и немногочисленные объединения "Прометей" и "Федерация общего дела". А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит они не являются достоянием только лишь истории философской мысли. 
 

Философия всеединства Владимира  Соловьёва

 
      Владимир  Соловьёв (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О размахе и разносторонности интересов Соловьёва можно судить по многочисленным его произведениям.
      Основные  положения своей философии он излагает в первых своих работах: диссертации "Кризис западной философии" и докторской диссертации "Критика отвлечённых начал". Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в "Философских началах цельного знания", а также в работе "Первое начало творческой философии".
      Философия и наука (по Соловьеву имеют свою ценность в единстве, с религиозной верой: знание а реальном мире даётся наукой, об идеальном мире - философией, о Боге - только верой. Цельное знание, у Соловьёва, выступает как синтез науки, философии и веры. Но Соловьёв ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел: вышний, объединяющий тип познания.
      Объединяя всё многообразие жизни в своей  философии всеединства, он своеобразно  интерпретировал эволюционную теорию Дарвина. У него мир в своём  развитии проходит через два этапа: первый (до человека) - эволюция природы, второй (деятельность человека) - история. Конечным результатом развития мира является утверждение Царства Божьего, воссоединение мира со своим творцом - Богом, т.е. восстановление всеединства.
      Религиозно-идеалистические идеи Соловьёва были восприняты Бердяевым, Булгаковым, Карсавиным, Лопатиным, Франком и др. русскими мыслителями. Но в России философия Соловьёва нашла понимание лишь в узком кругу интеллигенции, церковь и официальные власти относились к ней негативно. Царствовавший Александр III признал Соловьёва "чистейшим психопатом".

«Философия  русского Зарубежья»

 
      Возникновение русской эмиграции стало следствием Октябрьской революции и поражений белых армий. После высылки в 1922 г. группы философов из России в Западной Европе сформировалось и развивалось направление, получившее название философии русского зарубежья. Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала XX века, базировался на двух основных идейных источниках, на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой - на длительном процессе развития отечественной философской мысли. Будучи тесно связанной с линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX века, как бы следовала по пути славянофильства. Однако она отличалась от него положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли.
      Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX века. Для Запада, где он жил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев обладал исключительным даром синтеза различных философских идей. Его творчество - результат самых разнообразных влияний: Достоевского, Соловьёва, Канта, Маркса, средневековых мистиков. Постоянное внимание к чужим идеям сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужие идеи, будучи переварены в собственном котле, принимали особый "бердяевский" оттенок.
      Лев Шестов (1866-1938) родился в Киеве. Большую часть жизни провёл за рубежом в Швейцарии и во Франции Шестова отличает исключительное литературное дарование. Он пишет не только с редкой для философа простотой, но и увлекательно. Основное его стремление - утвердить религиозную философию, основанную на вере. Библейская философия, считал Шестов, много глубже и проникновеннее современной философии. Он был одним из ярких представителей русской экзистенциональной философии, исследующей проблемы существования человека.
      Концепция всеединства, начала которой было положено В. Соловьёвым, получила дальнейшее развитие в трудах его последователей, прежде всего, Флоренского (1882-1937), С.А. Булгакова (1871-1944), С.Л. Франка (1877-1950).  
      Среди мыслителей, которые начинали свою творческую деятельность в условиях "серебряного" столетия русской культуры, видное место належит Николаю Онуфриевичу Лосскому (1870-1965 гг.).
Философская эволюция Лосского определяется постепенным, но беспрерывным движением от абстрактного и гносеологического интуитивизма к интуитивиской онтологии и религиозным идеалам. Последние десятилетия жизни М. В Лосский - это религиозный (православный) мыслитель, объектом философского интереса которого есть духовные ценности, пронизанные идеями трансцендентного. 
 

      Философское наследство Лосского, как и Бердяева, очень большая. Основными его  работами есть:
@ "Основные учения психологии с точки          @ "Логика" (1923 г.)
               зрения волюнтаризма" (1903 г.)             @ "Свобода воли" (1927 г.)
 @ "Мир как ограниченное целое" (1917 г.)        @ "Сборник задач из логики" (1924 г.)
 @ "Основные вопросы гносеологии                    @  "Обоснования интуитивизма" (1924 г.)
                      (сборник статей)" (1919 г.)              @ "История русской философии" (1951 г.)
 @ "Условия абсолютного добра
                          (основы этики)" (1931 г.)
 @ "Диалектический материализм в СССР" (1934 г.)
 @ "Чувствительная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (1938 г.)
 @ "Достоевский и его христианское миропонимание" (1953 г.) и др. 

      Главная задача философии Лосского: усматривал в построении теории о мире как единое целое. Свою теорию познания он называет интуитивизмом. Этим словом он называл учение о том, что познанный объект, даже если он есть частью внешнего мира, непосредственно включается сознанием субъекта в лицо и рассматривается как существующее независимо от акта познания. Отношения субъекта к другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, Лосский называет гносеологической координацией.
      В соответствии с теорией интуиции, считает Лосский, чувствительные качества объекта - цвета, звуки, тепло и т.д. - есть транссубъективными, другими  словами, належат к реальным объектам внешнего мира. Они рассматриваются как рациональные и субъективные качества последователями причинно-наследственной теории восприятия, в соответствии с которой стимулирования органов ощущения лучами света, воздушными волнами и потому подобными факторами, есть причиной, которая создает содержание восприятия.
      Лосский употребляет "идеальное бытие" в том значении, которое предоставляло  ему Платон. Он считал, что это  бытие не имеет ни пространственного, ни временного характера. Явления и  формы, которые существуют в пространстве и времени, Лосский называет реальным бытием. Реальное бытие, считал он, может возникнуть и иметь систематизированный характер лишь на основе идеального бытия. Для того чтобы обратить внимание на особенности своего понимания бытия, Лосский называет свою теорию идеальным реализмом. Он считал, что, кроме идеального и реального бытия, существует еще металогическое бытие, то есть бытие, которое выходит за пределы законов логики. Идеальное бытие - это объект интеллектуальной интуиции (созерцания). Оно рассматривается непосредственно, так как оно есть в самом субъекте. Отсюда делается вывод, который дискурсивное мышление не является возражением интуиции, а ее разновидностью. Металогическое бытие есть объектом мистической интуиции.
      Ценности  жизни нивелируются, когда человек  проявляет эгоизм. Некоторые люди на пути к совершенству стремятся к абсолютной полноте бытия, больше того, к благам всего мира, стараются достичь своей цели и подняться над другими существами и даже Господом Богом, считая, что они могут привести в порядок мир лучше, чем это сделал Творец. Преследуя недосягаемую цель, они на каждом шаге терпят поражение, которое вызовет в них злость, ненависть к Богу
      Философия Лосского была апогеем русской философии  в диаспоре. Хотя и уступала она  авторитету Бердяева и Шестова, но творчески углубила, расширила все те узловые проблемы, которые были поднятые в западноевропейском интуитивизме и персонализме, тем самым удостоверив высокий уровень русской философской мысли в мировом философском процессе.

Заключение

 
      Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевроп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.