Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра Экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия 
 
 
 
 
 
 

Студент
ФФБД, 2-й курс, ДФФ-1                                                            А.А.Романович      
 
 
 
 

Руководитель
канд. экон. наук,
доцент                                                                                              Г.В.Сидунова
                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010 

СОДЕРЖАНИЕ
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
1.Монопольная власть: понятие, сущность, источники  и виды .......................6 
2.Показатели монопольная власть, их динамика и анализ по РБ ……………11
3.Экономические последствия монопольной власти, пути их преодоления...19
Заключение………………………………………………………………………23
Список  использованных  источников………………………………………….24
Приложение  А……………………………………………………………………25
 


РЕФЕРАТ 

      Курсовая работа, 25 стр.,  рис.1, приложение 1,14 источников.
      МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, МОНОПОЛИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
      Цель  работы – раскрыть понятие монополии  и монопольной власти, а также  их последствия для экономики.
      Объектом  исследования является экономика страны.
      Методы  исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный  анализ, логический метод, метод сочетания  логического и исторического.
      Исследования  и разработки: результатом написания  данной курсовой работы стало раскрытие  понятия монополии, влияние монополий  на стабильность экономики, место государства  в регулировании монополий, современные  тенденции монополизации, антимонопольное  законодательство в Республике Беларусь.
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          
ВВЕДЕНИЕ 

      В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как  единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
      На  рынке совершенной конкуренции  имеется много продавцов и  покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
      Многие  другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки  совершенной конкуренции. Мировой  рынок меди, например, имеет несколько  десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков  выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.
      Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной  конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция  может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии  «монополия» мы и попробуем заострить  внимание в нашей работе.
      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.
      Основная  цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной  власти, а также их последствия  для экономики.
      Объект  исследования – экономика страны.
      Основные  задачи:
      Дать  определение монополии и монопольной власти выявить ее преимущества и недостатки.
      Показать  отношение государства к монополиям и степень его вмешательства  в деятельность монополий.
      Отразить  современные тенденции развития монополий.
      Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным  с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, её виды, критерии измерения, а также некоторые предприятия монополисты на белорусском рынке.
       Тема данной работы является  актуальной, так как Республика  Беларусь имеет переходную экономику.  Государство, сталкиваясь с проблемой  монополии, должно решить, как  будет регулировать монополии .У страны есть выбор: либо сохранить существующие монополии, либо провести приватизацию этих предприятий.
        Также следует сказать, что анализ монополий чрезвычайно важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, немалый объём экономической деятельности осуществляется в условиях, которые приближаются к чистой монополии. Во-вторых, изучение чистой монополии полезно и с той стороны, что оно даёт возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ 

   Данную  главу начнём с понятия монополии. Монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Рассмотрим признаки чистой монополии.
    единственный продавец. Чистый, или абсолютный монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль»  - синонимы.
    нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателей, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходить без него.
    «диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта,а «соглашается с ценой». Это связано с незначительностью её доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив «диктует цену», поскольку он контролирует общий объём предложения данного продукта. При необходимости он может изменить цену товара, манипулируя количеством предложенного продукта.
    заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Возникновение монополии обусловено существованием барьеров для входа в отрасль.  Рассмотрим существующие барьеры.
     Эффект масштаба. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно доли рынка.
   Если  чистая монополия существует изначально, легко увидеть, почему эффект масштаба будет функционировать в качестве барьера, защищающего эту фирму  от конкуренции. Вновь создающиеся  фирмы, старающиеся попасть в  эту отрасль в качестве мелких производителей будут иметь очень  мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы – мелкие производители  – не смогут производить с такой  же экономией издержек, как и монополист, и поэтому не смогут добиться прибыли, необходимой для  выживания и  роста.
   Другой  вариант – «начать, уже достигнув  внушительного размера», то есть войти  в отрасль крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень  трудно найти денежные средства для  приобретения большого объёма капитального оборудования, необходимого для обеспечения эффекта масштаба во всём диапазоне производства. Финансовые барьеры для упомянутого выше варианта в большинстве случаев настолько велики, что как бы кладут запрет на этот вариант. Масштаб производства объясняет, почему желание войти в такую отрасль, как автомобилестроение, производство алюминия и стали, проявляется чрезвычайно редко.
   Всё изложенное обстоятельства определяют естественную монополию, которая имеет  место в том случае, когда масштаб  производства настолько велик, что  товар или услуга могу быть произведены  только одной фирмой при более  низких затратах, чем если бы их производили две фирмы или более[1. c. 531-535]. Кроме чистой и естественной монополии выделяют также такие виды монополий, как административная, государственная, экономическая, закрытая и открытая. Изначально следует отметить, что выделяют два типа естественных монополий.
    природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
    технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.[2.c. 135]
Aдминистративная монополия
     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. 

Государственная монополия
     Существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано  как естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так  и государственными ограничениями  притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров  и т. д.).
     В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация  рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и  более высоким рыночным ценам  на реализуемые монополией товары и  услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения  сил конкуренции на рынке.
Экономическая монополия
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
     Наше  рассуждение подразумевает, что  более низкие издержки на единицу  продукции у монополий позволяют  ей назначать и более низкую цену, чем если бы отрасль была более  конкурентно способной. Но этого может и не произойти. Чистая монополия может назначать намного более высокие цены, чем издержки на единицу продукции, и получать значительную экономическую прибыль. У чистой монополии преимущество в издержках может материализоваться в виде прибыли для компании, а не в виде более низких цен для потребителя. По этой причине правительство обычно регулирует деятельность естественных монополий, оговаривая цену, которую они могут назначить.[1.c 542-543]
Открытая монополия
      Вариант открытой монополии представляет собой  ситуацию, при которой экспансия  одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного  поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных  прав, полученных от государства в  сфере защиты от конкурентов. 

Закрытая монополия
      Закрытая  монополия возникает в том  случае, когда фирма имеет специальные  права, полученные от государства. Она  защищена юридическими ограничениями  и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. [3.267]
Патенты
     Патент  – право контролировать рынок  продукта в течение некоторого времени, которое направлено на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, потраченных на его разработку. К тому же патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.
     В основе разработки пригодной для  патентования продукции лежат научные  исследования. Фирмы, которые достигают  монопольной власти путём собственной  научно-исследовательской деятельности или путём покупки патентов других фирм, находятся в выгодном положении, усиливают свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую  деятельность, необходимую для разработки новой, пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может  усилиться.
Собственность на ресурсы
     Институт частной собственности может быть использован как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, контролирующая сырьё, которое является необходимым  в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Нечестная конкуренция  
     Соперники фирмы могут быть устранены, и  вступление новых конкурентов будет заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов.
     Теперь  обратим внимание на основной источник монопольной власти – эластичность спроса для фирмы. Существует три основных фактора определяющих эластичность спроса для фирмы. Во-первых, эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Во-вторых, число фирм на рынке. Если на нём много фирм, причём они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. В-третьих, взаимодействие между фирмами, Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними не носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.[1.c.540-541]
     Итак, мы подошли к понятию монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть – способность рыночного субъекта контролировать рыночные параметры равновесия в своих интересах. Её сущность состоит в обладании субъектом (группой)  собственность на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определённой сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объёмов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.[3.c15]
 


     2.Показатели монопольная власть, их динамика и анализ по РБ 

      Показатели  концентрации основаны на сопоставлении  размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирмы по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация рынка.
      Индекс  концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке:
                                       где Yi — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.
       
 qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

      Индекс  концентрации измеряет сумму долей  k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n — число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n очевидно Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль.
      Индекс  концентрации не говорит о том, каков  размер фирм, которые не попали в  выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.
      Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.
      Для измерения степени неравенства  размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии  рыночных долей:
      

              i =1,2,…, n,
      где Yi - доля фирмы на рынке
      - средняя доля фирмы на рынке  равная  ;
      n - число фирм на рынке
      Также используются показатели дисперсии  логарифмов рыночных долей                                 
              i =1,2,…, n,
      Оба этих показателя имеют один и тот  же экономический смысл - определения  неравномерности распределения  долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения  долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.
      Однако  дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя  фирмами одинакового размера  и для рынка со 100 фирмами одинакового  размера дисперсия в обоих  случаях будет одинакова, и равна  нулю, но уровень концентрации будет  различным. Поэтому показатель дисперсии  применяется как вспомогательное  средство.
      Индекс  Херфиндаля—Хиршмана (Herfindal—Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм. действующих на рынке:
      
      Индекс  принимает значения от 0 (в идеальном  случае совершенной конкуренции, когда  на рынке бесконечно много продавцов, действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать  значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов  на рынке.
      Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля—Хиршмана  служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI = 1/n.
      Индекс  Херфиндаля — Хиршмана предоставляет  информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов - олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
      Значение  индекса Херфиндаля—Хиршмана прямо  связано с показателем распределения  долей фирм на рынке, так что:
         -  показатель дисперсии долей  фирмы на рынке. 
      Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля—Хиршмана  числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля—Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
      Индекс  Херфиндаля—Хиршмана благодаря  чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность  косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти. [5.c.437-439]
      Индекс  Джини 
      Представляет  собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца.
      Рис.1 Кривая Лоренца
            Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.
      В использованном нами выше примере отраслевого  рынка А кривая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис.
      Индекс  Джини представляет собой отношение  площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.
      Индекс  Джини представляет статистический показатель вида:                               
     Yi - объем производства i-й фирмы
      Yj - объем производства j-й фирмы
      n -  общее число фирм
      Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке,
      При использовании индекса Джини  для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей- Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших. [4.c. 38-64]
      Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или  величину экономической прибыли, или  разницу между ценой и предельными  издержками. Для оценки поведения  фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие  показатели:
       норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),
      • коэффициент Лернера,
      • коэффициент Тобина (q Тобина),
      • коэффициент Папандреу  
        Коэффициент (индекс) Бейна 
      Коэффициент Бейна показывает экономическую  прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.
      
      - бухгалтерская прибыль 
      - нормальная прибыль 
      В условиях конкуренции на товарном рынке  и эффективного финансового рынка  норма экономической прибыли  должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.  
      Индекс  Лернера 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.