На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка методов управления стратегическим набором на основе критериев привлекательности СЗХ, базирующихся на дифференциации совокупных денежных потоков предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Оценка привлекательности  стратегической зоны хозяйствования
1.1. Выбор и оценка  стратегической позиции  фирмы на рынке.  Стратегические зоны  хозяйствования (СЗХ)………………………………...4
1.2. Оценка привлекательности СЗХ………………………………………….9
1.3. Оценка конкурентного  статуса фирмы  (КСФ)………………………..10
Глава 2. Анализ СХЗ ООО  «Стандарт

2.1 Характеристика ООО  «Стандартъ» …………………………………….18

2.2 Анализ макроокружения  ООО «Стандартъ»…………………………..19

2.3 Анализ отрасли,  в которой работает ООО «Стандартъ»……………..27

2.4 Анализ портфеля  продукции……………………………………………..33

2.5 SWOT – анализ……………………………………………………………..34

Глава 3. Разработка стратегии  ООО «Стандартъ»

3.1 Идентификация и  отбор стратегий.  Выбор стратегических  альтернатив и конкурентных тактик………………………………………37

3.2 Управление стратегическими  рисками………………………………...44

Заключение……………………………………………………………………..48
Список  литературы……………………………………………………………50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Актуальность  темы исследования. Становление и  развитие рынка в России выявило проблему обеспечения эффективных позиций предприятия в конкурентной борьбе. Высокий уровень нестабильности внешней среды заставляет постоянно решать проблему адаптации предприятия к изменениям рыночной ситуации. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема диверсификации производства, которая является одним из распространенных вариантов реагирования предприятия на изменения внешней среды и требования рынка.
      Задача  стратегического выбора для предприятия, имеющего многономенклатурное производство и обслуживающего несколько рынков, является достаточно сложной. Она может быть решена за счет выделения и анализа стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Тогда важнейшей задачей для предприятия становится управление набором СЗХ, оценка их привлекательности, выявление новых и отсечение бесперспективных зон хозяйствования.
      Проблеме  стратегического выбора посвящен ряд  работ в отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты данной проблемы изложены в работах зарубежных ученых И. Ансоффа, М. Портера, Д. Хана, Дж. Эванса, Ф.Котлера. Среди работ отечественных экономистов можно выделить труды А.П. Градова, О.Виханского, А.Н.Люкшинова, Г.Я.Гольдштейна,
      М.Л.Лукашевича, В.Р.Окорокова, А.Н.Петрова, P.A. Фатхутдинова, и др.
      Однако  ряд проблем, в том числе и проблема управления набором СЗХ на основе объективной оценки их предпочтительности СЗХ для предприятия с точки зрения конечных результатов его деятельности остается нерешенной. Отсутствуют четко сформулированные критерии выделения СЗХ. Имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе рекомендации построены, главным образом, на применении условных показателей (экспертных оценок). Все это обусловило необходимость исследования факторов, влияющих на выделение СЗХ, определения критериев этого выбора, а так же разработки принципов управления стратегическим набором предприятия на основе этих критериев. Острая актуальность этих проблем предопределила выбор темы, цель и задачи курсовой.
      Цель  исследования - разработка методов  управления стратегическим набором на основе критериев привлекательности СЗХ, базирующихся на дифференциации совокупных денежных потоков предприятия.
      Задачи  исследования:
      - выявить критерии выделения СЗХ  предприятия; 
      - исследовать возможность дифференциации по СЗХ совокупных денежных потоков предприятия;
      - разработать показатели привлекательности СЗХ, базирующиеся на анализе дифференцированных денежных потоков;
      - разработать алгоритм и экономико-математическую модель управления стратегическим набором предприятия.
      Объект исследования набор стратегических зон хозяйствования на примере ООО «Стандартъ»
      Предмет исследования - принципы управления набором  стратегических зон хозяйствования предприятия на основе дифференцированных денежных потоков.  
 

 

       Глава 1. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования
      1.1. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)
      СЗХ (strategic business unit — SBU) — группировка  зон бизнеса, основанная на выделении  некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма "Дженерал электрик", которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.
      Управленческое  значение концепции СЗХ состоит  в том, что она дает возможность  диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.
      СЗХ может рассматриваться и как  отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход. Иерархия выделения СЗХ представлена на рис. 1.

Рис.1. Рекомендуемый порядок выделения СЗХ 

     Матрица БКГ (рис. 2) содержит четыре квадранта в координатах скорость роста отрасли — относительная доля рынка, контролируемая фирмой. Каждая СЗХ определяется кругом (прямоугольником) в этих координатах, причем площадь круга (прямоугольника) представляет объем продаж СЗХ или относительную долю СЗХ в продажах всей фирмы.
     
     Рис.2. Матрица БКГ для гипотетической фирмы
     Относительная доля рынка определяется как отношение  объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих  на этом рынке.
     Мы  видим, что при помощи матрицы  БКГ СЗХ фирмы группируются в  четыре зоны. Рассмотрим каждую из них.
     Дикая кошка. Быстрый рост рынка делает эти СЗХ привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка  и рождает вопросы, удастся ли реализовать потенциально высокую  прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал  в СЗХ, расположенные в этом квадранте.
     БКГ утверждает, что имеются две наилучшие  возможности действий в этой ситуации:
     - агрессивная стратегия роста  для реализации возможностей  быстрого роста;
     - "раздевание" в случае, если  стоимости усиления позиций на  рынке при агрессивной стратегии роста перевесят потенциальные выгоды и финансовый риск.
     Следование  стратегии быстрого роста всегда предпочтительнее, если СЗХ характеризуются  эффектом снижения издержек производства за счет его масштаба.
     При этом увеличение контролируемой доли рынка позволяет занять позицию конкуренции по более низкой стоимости и далее опять увеличить контролируемую долю рынка. Таким образом, корпоративная стратегия предписывает для СЗХ, находящихся в этом квадранте бизнеса: "раздевать" наиболее слабые и не имеющие шансов выбиться в лидеры за счет масштабов производства СЗХ и инвестировать привлекательные СЗХ с целью превращения их в "звезды".
     Звезды. Это, конечно, самая лучшая позиция  для бизнеса. Но "звезды" обычно требуют больших инвестиций для  поддержки экспансии продукции и увеличения производственных мощностей. Но они также могут генерировать свои собственные внутренние потоки инвестиций вследствие преимуществ низких издержек при больших масштабах производства. Те СЗХ в этой области, которые долго существуют и приближаются к зрелости, поддерживают сами себя, а юные СЗХ часто требуют существенных инвестиций.
     Дойные  коровы. Бизнес в этом секторе с  относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, и потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.
     Многие  из сегодняшних "дойных коров" вчера  были "звездами". Они должны "доиться" для выплаты дивидендов корпорацией и для финансирования новых предприятий: юных "звезд" и "диких кошек" с целью их превращения в "звезды".
     Слабые "дойные коровы" становятся кандидатами  для "раздевания", если в отрасли, достигшей зрелости, создаются неблагоприятные конкурентные условия.
     Собаки. Это наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций  на рынке и малых прибылей по сравнению  с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти СЗХ, как правило, кандидаты к ликвидации.
     Стратегии фирмы (по матрице БКГ) приведены в табл. 1, а характеристика этих стратегий — в табл. 2
     Таблица 1
     Стратегии фирмы (по матрице БКГ)
СЗХ Стратегия Упрочение Удержание Сбор плодов Сокращение 
Дикие кошки           
(трудный  ребенок)           
(знаки  вопроса)  Сильные ґ ® звезды            
Слабые          ґ (ґ)   
Звезды  Сильные ґ ® дойные коровы ґ        
Слабые  (ґ ) ґ          
Дойные  коровы (Д.К.) Сильные     ґ        
Слабые          ґ (ґ)  
Собаки           
Церковные крысы  Сильные         ґ (ґ)
Слабые              Ґ  
 
 

      Таблица 2
     Стратегии фирмы (по матрице БКГ)
  Стратегия Упрочение Удержание Сбор плодов Сокращение 
1 Цель  Выведение в  звезды Удержать рыночную долю Сбор плодов и уход с рынка Удаление с  рынка 
2 Инвестиции Расширение  Звезды — "инвестиции расширения", дойные коровы - "инвестиции рационализации" Никаких инвестиций Никаких инвестиций
3 Отношение к  риску  Риск как  элемент стратегии  Звезды —  риск, Д.К. - ограничение риска Неприятие риска Неприятие риска
4 Тип стратегии Наступательный Звезды —  инвестиционная стратегия, Д.К. - оборонительная стратегия Оборотнительная Отступление
 
       Итак, матрица БКГ дает наглядное представление  о портфеле СЗХ фирмы, позволяет  сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты. Однако надо отметить и определенные ограничения ее применения:
       1. Низка размерность матрицы (2ґ2), желательно ее увеличить.
       2. Соответственно все СЗХ разбиты  лишь на четыре типа и показывают  сегодняшнее состояние, а не  потенциальные возможности развития.
       3. Матрицы БКГ хорошо отражают  ситуацию и пригодны для принятия  решений в относительно стабильных  областях экономики.
       С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:
- вместо  скорости роста отрасли используется  привлекательность СЗХ;
- вместо  контролируемой доли рынка —  конкурентный статус фирмы. 
 
 

1.2. Оценка привлекательности СЗХ
       Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:
                               (1)
где G —  перспективы роста в СЗХ;
R —  перспективы рентабельности в  СЗХ;
T —  оценка нестабильности бизнеса  (рис. 2.8, темы 2);
    — весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы .
     Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 3, 4).
     Таблица 3
     Оценка  изменений в прогнозируемом росте  СЗХ (G)
ФАКТОР  ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ 
  -5   5
1. Темп роста соответствующей отрасли  понизится повысится
2. Динамика географического расширения  рынка  понизится повысится
3. Степень устаревания продукции  снизится  повысится
4. Степень обновления продукции снизится  повысится
5. Степень обновления технологии  повысится снизится 
6. Уровень насыщения спроса  повысится снизится 
7. Государственное регулирование  ужесточится ослабнет 
8. Прочие факторы  в неблагоприятную  сторону в благоприятную  сторону 
Общая оценка      
 
     Таблица 4
     Оценка  предполагаемых изменений рентабельности (R)
АКТОРЫ  ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ 
  -5   5
1. Колебания рентабельности  высокие отсутствуют
2. Колебания объема продаж  высокие отсутствуют
3. Колебания цен  высокие отсутствуют
4. Цикличность спроса  большая отсутствуют
5. Уровень спроса по отношению  к производственным мощностям  низкий  высокий
6. Географическая концентрация рынка  низкая  высокая
7. Обновление состава продукции частое  редкое 
8. Продолжительность жизненных циклов  товара  низкая  высокая
9. Расходы на НИОКР  высокие низкие 
10. Время разработки новой продукции  большое малое
11. Степень конкуренции  высокая низкая 
12. Необходимость послепродажного обслуживания большая отсутствует
13. Конкуренция на рынке ресурсов  большая малая
14. Государственное регулирование  жесткое отсутствует
Общая оценка      
 
       1.3. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
       Конкурентный статус фирмы определяется многими факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:
       - стратегические капиталовложения (в  производственные мощности, в стратегию,  в потенциал);
       - эффективность стратегии фирмы;
       - эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
       Ключевые  факторы успеха — это те моменты  в деятельности фирмы, на которые  она должна обращать основное внимание.
       Идентификация таких факторов — один из главных  приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно  для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха — краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 5). 
 

       Таблица 5
       Факторы конкурентного успеха
ФАКТОРЫ -5 оценка +5
1. Связанные с технологией:  
Эксперт в науке по данной отрасли   
Способность к нововведениям в производственных процессах   
Способность к разработке новой продукции   
Эксперт в данной технологии    
2. Связанные с производством:   
Эффективность производства с малыми издержками  
Качество  продукции   
Высокий уровень использования установленного оборудования  
Размещение  производства с учетом минимума издержек  
Доступ  к необходимой квалифицированной  рабсиле   
Проектирование  продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками  
Гибкость  производства при переходе к новым  моделям и размерам  
3. Связанные с товародвижением:   
Сильная сеть распределения (дилеры)  
Наличие значительного дохода в розничной  торговле  
Наличие собственной сети розничной торговли  
Низкие  издержки товародвижения  
Быстрота  доставки  
4. Связанные с маркетингом:   
Эффективные средства продажи   
Удобная и оперативная служба сервиса   
Точное  выполнение заявок потребителей  
Широта  выбора товаров  
Искусство торговли  
Притяжательный  стиль упаковок  
Гарантии  потребителям  
5. Связанные с квалификацией персонала:   
Суперталанты "Ноу-Хау" в контроле качества  
Эксперты  в проектировании  
Эксперты  в данной технологии  
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу  
Способность быстрого перехода сферы НИОКР к  коммерческой реализации  
6. Связанные с организационными  возможностями:   
Информационные  суперсистемы  
Способность быстрой реакции   
Наличие управленческих "ноу-хау"  
7. Другие типы факторов   
Благожелательный  имидж (репутация у покупателей)  
Осознание себя как лидера  
Удобное расположение  
Приятное  занятие для служащих  
Доступ  к финансовому капиталу  
Патентная защита  
Общая низкая стоимость (не только в производстве)  
 
     По  каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:
     
     где Аi — оценка i-го фактора в группе;
     ai — весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы;
     k — число факторов в группе;
     bj — весовой коэффициент, характеризующий  относительную важность j-й группы  для отрасли и фирмы;
    — число групп факторов;
     i — текущий номер фактора внутри  группы факторов;
     j — текущий номер группы факторов.
     Матрица фирмы "Дженерал Электрик"
     Пионером  в разработке усовершенствованной  матрицы стратегического портфеля СЗХ фирмы с переменными: привлекательность  СЗХ — КСФ является фирма "Дженерал Электрик" (в сотрудничестве с консультативной фирмой Mc Kinsey). Эта матрица имеет размерность 3х3. Обычно в этой матрице площади кругов (прямоугольников), отображающие СЗХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую фирмой (рис. 3).
     
     Рис. 3. Матрица "Дженерал электрик" — McKinsey
     В принципе сама фирма может устанавливать  границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в  баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:
     малая (слабый): -5 ё -2;
     средняя (средний): -2 ё +2;
     высокая (большой): +2 ё +5.
     Такие матрицы обычно дополняются информацией  о целесообразных потоках инвестиций. Например, в матрице "Дженерал электрик" выделяют три области приоритетов для инвестиций:
     - со слабым приоритетом;
     - средним;
     - высоким (смотри диаграмму рис. 4).
     
     Рис. 4. Целесообразность потоков инвестиций
     Фирма "Шелл" добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 5).
     Таблица 5
     Инвестиционная  стратегия
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6
Таблица принятия решений в зависимости  от перспектив прибыли и отдачи инвестиций
Перспективы прибыли Прирост отдачи капивложений Позиция на рынке Политика капвложений
+ + улучшить, сохранить  инвестировать
+ 0 сохранить, расширить  реинвестировать прибыль 
+ - пустить на самотек  извлечь макс. выгоду
0 - уходить медленно ликвидировать активы
- - уходить быстро -
 
     В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии становится короче, чем временной горизонт внутрифирменного планирования, перспективы СЗХ следует измерять по нескольким критериям.
     1. Чтобы учесть возможное воздействие  жизненного, цикла, нужны две оценки роста: одна — для непройденной части текущей фазы, а другая — для следующей фазы.
     2. Из-за возможности изменений в  развитии конкуренции не следует  строить предположений о том,  что рентабельность, присущая данной  СЗХ, останется неизменной или будет находиться в положительной зависимости от дальнейшего роста. Поэтому нужны две независимые друг от друга оценки рентабельности: краткосрочная и долгосрочная.
     3. В связи с возможными изменениями  в социальных, политических, экономических,  технологических условиях при оценке степени привлекательности следует учитывать уровень будущей нестабильности.
     Таким образом, вместо одного показателя роста  объёма, применяемого в Бостонской матрице, оценка привлекательности  СЗХ требует сложной комбинации факторов.
     Промышленные  фирмы и фирмы-консультанты по вопросам управления разработали различные  приёмы оценки привлекательности СЗХ.  

     Принципы  такого подхода показаны на рис. 5.
     
     Рис. 5. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования
     1. Оценка начинается с глобального прогноза экономических, социальных, политических, технологических условий для тех СЗХ, которые интересуют фирму. Начиная с 50-х годов разработан большой набор методов прогнозирования условий деятельности. Среди них наибольшую популярность к настоящему времени получил метод разработки сценариев будущих условий.
     2. Второй шаг состоит в анализе  степени воздействия важнейших  тенденций и случайных событий  на соответствующую СЗХ. Результатом  является оценка меры нестабильности  в этой зоне. Приёмы описаны в следующей главе.
     При разработке оценки важно учитывать, что нестабильность проявляется  двояко: через благоприятные тенденции (О) и неблагоприятные (Т), возникновение  которых возможно в рассматриваемой  СЗХ
     3. Третий шаг: экстраполяция прежних тенденций роста и рентабельности.
     4. Далее с помощью анализа факторов, определяющих спрос, делается  оценка возможных изменений в  сложившихся тенденциях спроса.
     5. С помощью баллов интенсивности выводится оценка общих сдвигов в тенденции роста в близкой и далёкой перспективе. 

     6. Полученная оценка применяется  для корректировки экстраполяции,  что позволяет получить количественную  характеристику будущей тенденции.
     7. Таким же путём с помощью  анализа конкурентного и экстраполяции  данных о рентабельности делается оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности.
     8. Сочетание перспектив роста (G), рентабельности (Р) и возможного  уровня нестабильности (Т/О) даёт  возможность получить общую оценку  привлекательности данной СЗХ  в будущем.  

 

      Глава 2. Анализ СХЗ ООО «Стандарт

2.1 Характеристика ООО  «Стандартъ»

       Ликеро-водочный завод «Стандартъ» (ЛВЗ «Стандартъ») — один из крупнейших предприятий нижегородской области по производству крепких алкогольных напитков. Завод «Стандартъ» начал свою работу в 2003г., на нем работает около 300 человек, больше половины из них непосредственно заняты производством продукции. Адрес ликеро-водочного завода ООО «Стандартъ»: Нижегородская область, г. Выкса, Борковский проезд, 26.
       Торговую  сеть завода представляют 60 оптовых  и 250 розничных организаций, находящихся как на территории г.Нижнего Новгорода, так и в других регионах России (Ставрополь, Тверь, Москва, Санкт Петербург, Приморский край, Самара, Краснодар, Рязань и т.д.). Так же во второй половине 2009 г. завод «Стандартъ» начал экспортировать новую линию водки в Армению. Во многих городах работают официальные представители предприятия:
    ООО «Торг-опт» г.Ставрополь;
    ООО «Уссурийский бальзам» Приморский край;
    ООО ТКПФ «Титан» г.Краснодар;
    ООО «ДДЭ» г.Тверь и т.д.
       Годовая мощность ликероводочного производства ООО «Стандартъ» на конец 2009 года составила 443,6 тыс. дал водки и ЛВИ. Фактическое использование годовых мощностей по производству ликероводочных изделий по итогам 2009 года составляет около 59%.
       Производственные  показатели ООО «Стандартъ» по итогам 2009 года представлены на рис.7.
        Как видно из рисунка, за 2009 год ликеро-водочным заводом ООО «Стандартъ» было произведено 262 тыс. дал водки и ликероводочной продукции. Более 92% производства приходится на водочную продукцию, а 8% на ликеро-водочные изделия (настойки). 

        

        Рис.7 Объемы производства и отгрузки продукции ООО «Стандартъ»  в 2009 году 

        Сегодня ЛВЗ «Стандартъ»  производит 28 наименований водок, 4 сладких  настоек и 1 вид горькой настойки. Объем производства завода составляет порядка 30 тыс.бутылок в год. До недавних пор основная масса производимой продукции предназначалась для нужд внутреннего рынка Нижегородской области и других регионов России. По итогам 2009 года за пределы России было поставлено 2,5% продукции (Армения и Казахстан), этот рынок рассматривается как перспективно-растущий.
       Проведем анализ внешней среды ООО «Стандартъ».

2.2 Анализ макроокружения  ООО «Стандартъ»

       На  протяжении более чем восьми лет  российская экономика была одной из самых быстрорастущих в мире. И хотя этот рост во многом поддерживался высокими ценами на нефть, экономическое развитие страны все же впечатляет. В 1999 году ВВП России был сравним с ВВП Дании. Сейчас же величина ВВП России превышает величину ВВП Дании, Финляндии, Швеции, Португалии и Чехии вместе взятых. По итогам 2008 года Россия по величине ВВП по паритету покупательной способности заняла седьмое место в мире. Быстрый экономический рост привел к значительному увеличению потребления. В результате Россия с ее населением в 141 млн человек, стабильной экономической ситуацией и снижающимися политическими рисками привлекла внимание инвесторов. И сейчас, несмотря на мировой экономический кризис, из опросов инвесторов следует, что после стабилизации экономической ситуации в мире, Россия будет в числе стран, на которые международные инвесторы обратят свое внимание в первую очередь. Результаты опросов подтверждаются фактами: за 9 месяцев 2009 года Россия вошла в тройку лидеров по объему притока иностранных инвестиций среди стран с развивающейся экономикой.
       Важно, что, несмотря на впечатляющие темпы  экономического роста в прошлом, российская экономика все еще  обладает огромным потенциалом роста  в отличие от экономик стран Западной Европы и особенно США. В этих странах наблюдавшийся в последние годы рост был обусловлен чрезмерным стимулированием потребительского спроса через кредитование населения. В России же ситуация в корне отличается от ситуации, наблюдаемой в развитых экономиках. В нашей стране спрос населения на большинство товаров и услуг не удовлетворен. Ярким примером является спрос на жилую недвижимость (базовая потребность): в России количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека, в 2 раза ниже, чем в Европе, в 3,5 ниже, чем в США и на 30% ниже, чем на Украине. Похожая ситуация наблюдается и с легковыми автомобилями: в России на 1000 жителей приходится 159 автомашин, в то время как среднее значение по Европейскому союзу составляет 463 на 1000 жителей. Таким образом, и в будущем российская экономика останется одной из самых быстрорастущих экономик мира только благодаря огромному потенциалу внутреннего рынка.
       Со  времени кризиса 1998 года и до конца 2008 года в России наблюдался непрерывный  экономический рост, и в частности  рост показателей, влияющих на спрос. С 1999 года реальный ВВП рос в среднем на 6,8% в год. В тот же период реальные располагаемые доходы населения и товарооборот розничной торговли росли в среднем на 10,8% и 10,9% в год соответственно, в то время как средний рост реальной заработной платы составил 13,7% в год. В результате за 10 лет реальный ВВП вырос на 93%, а реальные располагаемые доходы населения и товарооборот розничной торговли в неизменных ценах более чем удвоились. За  тот же период реальная заработная плата выросла в 3 раза.

Рис.8. Экономический  рост в РФ, %
     Устойчивый  экономический рост создал предпосылки  для увеличения покупательной способности  населения России. С 2000 года среднегодовая  величина номинального дохода в расчете  на одного человека увеличилась с $972 (27372 рубля) до $5 940 (174510 рублей) в 2008. В то же время ВВП в расчете на одного жителя увеличился c $1 787 до $10 044.
     В 3 квартале 2009 года в России началось восстановление экономики, испытавшей существенный спад в первом полугодии  текущего года. Об этом можно судить на основе статистики по ВВП. В ближайшие 1,5 - 2 года мы, скорее всего, не увидим тех темпов роста экономики, которые были до кризиса. Но в перспективе 2 - 3 лет, мы вполне можем рассчитывать на то, что темп роста российской экономики вернется к докризисным значениям. Во-первых, это произойдет вследствие огромного неудовлетворенного внутреннего спроса, который поддержит темпы роста промышленного производства. Во-вторых, мы прогнозируем существенное снижение уровня процентных ставок в России. Произойдет это как вследствие снижения уровня инфляции (которое мы наблюдаем уже сейчас), так и благодаря возобновлению масштабного притока иностранного капитала (результаты расчетов по нашим моделям показывают, что в перспективе ближайших трех лет нас ждут высокие цены на нефть).
     По  нашим прогнозам, номинальный доход  в рублевом выражении в расчете  на одного жителя увеличится на 30,0% к 2013 году, в то время как ВВП России в расчете на душу населения увеличится на 30,9%.
     Структура ВВП. Особенно хочется отметить тот факт, что впечатляющие темпы роста ВВП в докризисные годы были обусловлены отнюдь не краткосрочной конъюнктурой на сырьевых рынках. Это подтверждается изменением структуры ВВП России. В 2008 году доля добычи полезных ископаемых в структуре ВВП составила 9,5% по сравнению с 10,4% в 2007-м и 11,1% в 2006-м. Одновременно наблюдался опережающий рост обрабатывающего, строительного и финансового секторов.
     Структура потребления. Увеличение доходов в  предкризисные годы сопровождалось изменениями в структуре потребления: население все больше увеличивало траты на промышленные товары, сокращая долю расходов на еду. В структуре потребления продуктов питания продукты низкого качества постепенно вытеснялись продуктами с большей добавленной стоимостью и импортными продуктами. В обрабатывающей промышленности хорошие среднесрочные перспективы роста (в связи с повышением требований к качеству жизни) наблюдались у производителей автомобилей, мебели, бытовой техники, строительных и отделочных материалов. Ожидалось также, что повышение требований к качеству жизни вызовет увеличение спроса на строительные работы и недвижимость.
     Структура сбережений. Текущий кризис довольно сильно повлиял на структуру сбережений населения. Если в последние годы приобретение валюты населением практически прекратилось, то с падением фондовых индексов, начавшимся во второй половине прошлого года, начавшимся ослаблением курса рубля и общим негативным новостным фоном население начало активно скупать доллары и забирать деньги из банков, предпочитая иметь денежные средства на руках.
     Итак, в 3 квартале 2009 года в России началось восстановление экономики. Об этом можно  говорить на основе статистики по ВВП. В ближайшие 1,5 - 2 года мы, скорее всего, не увидим тех темпов роста экономики, которые были до кризиса. Но в перспективе 2 - 3 лет, мы вполне можем рассчитывать на то, что темп роста российской экономики вернется к докризисным значениям вследствие огромного неудовлетворенного внутреннего спроса, а также существенного снижения уровня процентных ставок в России.
       Политическая  ситуация в России очень не простая, стабильной ее назвать сложно.
       Российские  государственно политические институты  показали способность поддерживать определенный -- выше критического -- уровень  управления и управляемости, соблюдения процедур, в том числе выборных, способности реагировать на главные общественные ожидания и на критические ситуации.
       В 2008 г. – начале 2009 г. политическая система  продемонстрировала устойчивость к  трем разным видам испытаний (вызовов).
       Во-первых, она успешно осуществила процедуру  президентских выборов и передачи полномочий власти новому президенту, при том, что по некоторым прогнозам, перспектива такой передачи должна была привести чуть ли не к крушению всей системы власти. Выборы прошли безупречно процедурно и политически. В последнем смысле важно то, что Д. Медведеву не нашлось достойного соперника исключительно по причине объективной идейной слабости оппозиции.
       Во-вторых, она успешно справилась с военной  агрессией со стороны Грузии в область ответственности российского миротворческого контингента, во время приняв и осуществив важнейшие военно-политические решения, имевшие преобладающую полную поддержку внутри страны. Наряду с этим была осуществлена достаточно успешная дипломатия и продемонстрирована последовательность всей политической линии в отношении этого конфликта в области внешней политики.
       В-третьих, была предпринята несколько запоздалая, но в дальнейшем достаточно решительная, системная и широкая по охвату система мер по противодействию экономическому кризису, которая становится основным содержанием деятельности политической системы в 2010 году.
       Выборы  марта 2009 продемонстрировали сохранение доверия к власти, в том числе  к «Единой России», ожидания краха  рейтингов которой не оправдались. Вопрос доверия, о важности которого говорилось выше, был и на этот раз разрешен в пользу кандидатов от партии, занимающей доминирующее положение в политической системе (последнее рассматривается в Докладе как норма для данного этапа развития политической системы, причем отмечается, что ЕР еще предстоит вполне освоить функции доминирующей партии).
       В то же время среди политологов  продолжалось обсуждение идеи некоего  «общественного договора», оживившееся  с началом экономического кризиса.
       Текущую политическую ситуацию можно отнести к потенциальным возможностям, в силу своей стабильности и предсказуемости, для российского бизнеса, в том числе для ООО «Стандартъ».
       Анализ  технологического состояния макросреды позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
       Одним из мощных факторов обновления продукции  и технологии ее изготовления является так называемый перенос технологии, который состоит в том, что лабораторные разработки, выносятся на рынок, где их могут приобрести производители продукции различных отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в течение многих лет и ставшие традиционными рынки отдельных видов продукции могут практически в одночасье претерпеть кардинальные изменения.
       Отслеживания  процесса развития технологий важно  не только в связи с тем, что  необходимо начать использование новых  технологических достижений, но также и с тем, что организация должна предвидеть необходимость и спрогнозировать время отказа от используемой технологии. Это означает, что изучение технологических новаций макроокружения способствует выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержатся слишком долго с использованием когда-то передовых технологий, с производством когда-то нового продукта.
       В качестве социального аспекта, правильнее всего рассмотреть проблему алкоголизации  населения. Каждый год от болезней и травм, связанных с пьянством, в мире умирает около 2,3 миллиона человек1. Злоупотребление алкоголем повышает риск возникновения психоневрологических и других неинфекционных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, цирроз печени и различные виды рака. С пристрастием к спиртному связаны и многие травмы, в том числе, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий.
       Россия - мировой лидер по употреблению алкоголя. Ежегодно в нашей стране потребляется от 1,85 до 2 млрд. литров водки, что в пересчете составляет 17 литров чистого спирта на душу населения. Естественно, что и массовые отравления суррогатами в российских регионах достигает высоких уровней. О проблеме алкоголизации страны рассказал президент Общероссийского общественного благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. «Взрослых пьющих людей за последние 10 лет больше не стало, а вот количество молодых людей, которые стали употреблять алкоголь, резко увеличилось. Сегодня мы наблюдаем рост детского алкоголизма, алкогольные психозы в 8–9 лет, чего раньше не было. Омоложение произошло за счет того, что через рекламу обществу навязано алкогольное мышление, сложилась мода на выпивку. А если человек в 9 лет начинает пить слабоалкогольные напитки, то к двадцати он приходит к употреблению суррогатов. Причина в том, что в России нет системной антиалкогольной программы по влиянию на личный выбор граждан. Ведь употребляет или не употребляет человек алкоголь – это вопрос личного выбора, который сопрягается с влиянием семейной политики, с ценностями семьи, с молодежной модой».
       Отравления  суррогатами связаны с непродуманной  политикой государства. Неразумная процедура обмена акцизных марок  и ограничение экспорта вина сократили  в стране количество более-менее качественного алкоголя. А введение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) привело к сокращению оборота этилового спирта, который мелкие дельцы заменили изопропиловым спиртом, приводящим к тяжелейшим токсическим гепатитам. Первое действие расширило маргинальную группу людей, которая готова пить суррогаты, второе привело к резкому ухудшению качества суррогатов, а в результате – к трагедиям. Предложения же о государственной монополии на производство и оборот алкоголя неразумны. Качество алкоголя не изменится, если вместо частных производителей на государственную зарплату придут чиновники, поскольку они не способны контролировать самих себя.
       Так же как и любое другое промышленное производство, производство водочной продукции ведет к загрязнению экологии. ЛВЗ «Стандартъ» загрязняет окружающую среду различными способами: выбросы вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, от стационарных источников, сбросы вредных веществ в водные объекты и на рельеф местности, разнообразные твердые отходы: перегоревшие люминесцентные лампы, металлолом, бытовые отходы, обработанные автопокрышки, целлофан, обработанные масла2.
       Люминесцентные  лампы при перегорании в бытовых  и производственных помещениях подвергаются утилизации. Бытовые отходы, образующиеся в процессе деятельности предприятия, складируются в закрытые металлические контейнера и затем вывозятся на специализированную свалку.
       Главнейшей  задачей ближайшей перспективы  для завода является создание экономико-организационной  структуры, обеспечивающей развитие российской экономики на базе эффективных и экологически безопасных технологий нового поколения.
       Комплексно  результаты исследования макроокружения представлены в приложении 1.
       Полученные  результаты позволили установить возможности организации и угрозы для неё исходящие из существующей рыночной среды для SWOT – анализа.

2.3 Анализ отрасли, в которой работает ООО «Стандартъ»

 
       Как было отмечено, к основным факторам, влияющим на микроокружение организации, относятся покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы. Они и будут проанализированы в данном разделе.
       Целевая группа потребителей  продукции  ООО «Стандартъ» – 62% составляют мужчины, 37% - женщины. Основной потребитель продукции ООО «Стандартъ» - мужчины и женщины в возрасте от 35-40 лет, пенсионеры с достатком средним и ниже среднего. Реже - молодые люди 25-30 лет,  рабочие.
       По  настойкам чаще всего потребителями  бывают женщины от 40 лет с различным уровнем достатка, мужчины же предпочитают «Старица с перцем» (40%) и «Старица рябиновая на коньяке» (24%).
       По  уровню образования- 10 % неполное среднее, 66 % - среднее, среднее специальное, 22 % - высшее.
       Основным  мотивом при покупке алкогольной продукции, для большинства населения по-прежнему является цена. Дешевую водку предпочитают около 80% процентов потребителей: из них на долю легального оборота приходится не более 50%. Именно этим объясняется высокая конкуренция в классе  «дешевых» водок среди различных легальных   производителей и значительный объем продаж ординарных водок.
       Следующим мотивом при покупке ликероводочной продукции  выступает оптимальное  соотношение цены и качества продукта. Доля данного сегмента на рынке (водки среднего ценового диапазона до 100 руб. за бутылку) около 14%.
       Доля  водки класса «Премиум» составляет более 4% от всей емкости алкогольного рынка. В настоящее время наблюдается  активный рост потребления в сегменте элитного алкоголя.
       В структуре производства водок 97,8% составляет так называемая рядовая водка в ценовом диапазоне до 90 рублей за бутылку – сегмент «Эконом» (марки «Старица», «Студеная»). Таким образом, именно этот сегмент имеет наибольший рыночный спрос, и именно он приносит предприятию основную долю прибыли.
        Так же в цепочке  «производитель-потребитель» очень  важную роль играют дистрибуторы, которые  распространяют продукцию завода через  свои оптовые сети и магазины. Общий  объем реализации по Нижегородской  области в 2009 году составил 262 402 дал продукции, что на 12% больше чем в предыдущем году. В целом за 2009 год положительная динамика объемов реализации отмечается по следующим компаниям:
        ООО ПКФ «Гармония» - 173% прироста;
        ООО «Копейка-Москва» - 125% прироста;
        ООО «Штоф» - 43% прироста;
        ООО «Медвин» - 14% прироста.
       По  остальным компаниям зафиксирована  отрицательная динамика:
      ООО «Гепард» - 79% снижения объемов реализации (по данной компании прекращено сотрудничество в апреле 2009 года);
      ООО «ТД «Растяпино» - 21% снижения (отрицательная динамика отмечается по большинству периодов 2009 года);
      ООО «Акрукс» - 6% снижения (в связи с перераспределением сетевых торговых точек между оптовыми компаниями, в частности ТС «Магнит» была передана в ООО ПКФ «Гармония»).
       Следует также отметить, что положительная динамика по 2009 году в Нижегородской области достигается благодаря увеличению количества оптовых компаний и крупных сетей (компаний ООО ТД «Тесса», ООО ПКФ «Леопард», ООО «Водолей-ННН», сетей «Ашан», «Лента»), а также увеличения реализации по розничным торговым точкам Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
       Проведём  анализ конкурентов и ценовой  политики ООО «Стандартъ».
       В зависимости от ценовой категории  на ООО «Стандартъ» выпускаются  как ординарные и стандарт водки, так и водки «премиум» и «супер-приемиум». Основная доля продаваемой водки приходится на ценовую нишу стандарт – от 70 до 100 руб. за пол-литра.
       С точки зрения торговых марок на предприятии  выпускаются:
      «традиционные» марки водки: «Студеная».
      «брендовые» марки водки: «С серебром».
      «местные» марки водки, которые можно условно разделить на: «патриотические» («Стандартъ») и «нейтральные» («Лебединый рай», «Старица Люкс», «Старица Хрустальная», «Старица Чистая» и пр.).
       С точки зрения фасовки, то в основном выпускаются бутылки емкостью: 0,25 л., 0,375 л. И 0,5 л. На предприятии выпускается также продукция в оригинальной пластиковой упаковке, стаканчик емкостью 0,1л.
       Конкурентами  в данной ценовой нише являются: ЗАО «РООМ», ОАО «Окский пищевой  комбинат», ООО «Дивеевский родник», ООО «Сордис», ЗАО «Риал-спирт», ОАО «Завод Сортовых Водок».
       В таблице 6 приведен сравнительный анализ основных конкурентов ООО «Стандартъ».
       В табл. 7 выборочно представлен ассортимент водок «стандарт» производителей ликероводочной продукции.
       Как показывают данные, приведенные в табл. 7, продукция вышеперечисленных производителей находится примерно в одинаковом ценовом диапазоне. Цены на водку в емкостях 0,5 л. колеблются от 84,00 до 100,00 руб. за бутылку.
       Таблица 7
       Сравнительный анализ основных конкурентов ООО  «Стандартъ»
Критерий ЗАО «РООМ» ОАО «ОПК» ООО «Сордис» ООО «Стандартъ»
Уровень цены/качества Средний Низкий Средний Средний
Географический  масштаб деятельности Областной Областной Региональный Региональный
Ассортиментный  набор продукции Узкий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.