На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Генезис философии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Генезис философии 

 Как, в силу каких причин и откуда произошла  философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции  генезиса философии: 
 

 мифогенная (философия возникает из мифологии  путем ее внутреннего развития), 
 

 гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает  не как таковая, а как ее направления  — материализм и идеализм), 
 

 мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления). 
 

 Философия была и остается многообразной наукой 
 

 Древняя философия 
 

 Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских  системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных  книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях  — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские  проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга  сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия. 
 

 К числу достижений индийской философии следует  отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных  этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале. 
 

 Ведическая  литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы. 
 

 Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая  мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат  в основе буддизма: весь мир лежит  в страдании; причина страдания  — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний  — это восьмеричный путь спасения Будды. 
 

 Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками  возникновения философского мировоззрения  в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной  идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики  лежал принцип человеколюбия  и альтруизма. 
 

 К VI в. до н. э. в китайской философии сложились  две основные тенденции: мистическая  и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен. 
 

 Античная  философия, как самостоятельное  духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н. э. в ионийских  городах западного побережья  Малой Азии, основанных греками. Здесь  раньше, чем в Греции, развилось  рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и  связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия  характеризуется как мистическая, то античная, европейская — как  рационалистическая. 
 

 Спецификой  древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда — космологизм ранней греческой  мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и  в собственно идеалистической трактовке  бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как  сущее, как субстанцию. Словом, главным  вопросом древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира. 
 

 Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой  мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы — вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или  апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах — числах, сооотношение которых и определяет мировые  процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое  только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах — неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи — лишь тени идей, результат  их временного воплощения 
 

 Уже тогда, в  досократический период развивается  диалог — борьба двух основных линий  философии — материализма и идеализма, а также двух основных методов  философствования: диалектического  и метафизического. 
 

 Гераклит  Эфесский (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) является одним из наиболее крупных философских  учений раннегреческой философии, «отец  диалектики». Исходя из того, что упорядоченный  космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности  в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется». 
 

 Крупным шагом  вперед стало творчество элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что  Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом. 
 

 Большое развитие онтологический подход получил в  атомизме Демокрита (460–370 до н. э.). Материалистическому  учению о бытии в философии  Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику._ 

 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
 Как, в силу каких причин и откуда произошла  философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции  генезиса философии:
 мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),
 гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления — материализм и идеализм),
 мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).
 Философия была и остается многообразной наукой
 Древняя философия
 Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия.
 К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале.
 Ведическая  литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.
 Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая  мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат  в основе буддизма: весь мир лежит  в страдании; причина страдания  — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний  — это восьмеричный путь спасения Будды.
 Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.
 К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.
 Античная  философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н. э. в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская — как рационалистическая.
 Спецификой  древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда —космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.
 Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой  мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы — вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или  апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах — числах, сооотношение которых и определяет мировые  процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое  только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах — неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи — лишь тени идей, результат  их временного воплощения
 Уже тогда, в  досократический период развивается  диалог — борьба двух основных линий  философии — материализма и идеализма, а также двух основных методов  философствования: диалектического  и метафизического.
 Гераклит  Эфесский (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) является одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии, «отец диалектики». Исходя из того, что упорядоченный космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется».
 Крупным шагом  вперед стало творчество элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом.
 Большое развитие онтологический подход получил в  атомизме Демокрита (460–370 до н. э.). Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику._
 Развитие  афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли  от изучения природы, от онтологических проблем кпознанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику — метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.
 Определенный  итог классическому периоду (V–IV до н. э.) в развитии философии подвели Платон и особенно Аристотель. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
 В своей онтологии Платон (427–347 до н. э.) делит мир на мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей. Человек познает в основном не через чувства, а через «воспоминания» души (логическое мышление) своего пребывания в мире идей. Так была создана система объективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства.
 Среди учеников Платона выделился гениально  одаренный мыслитель и создатель  «Ликея» Аристотель (384–322 до н. э.). Он завершает объективно-онтологическую традицию. Философию он считал наукой, исследующей первые начала и причины. Характерной чертой его философии являются колебания между материализмом и идеализмом.
 Аристотель, критикуя Платона («Платон мне друг, но истину я должен предпочесть»), пытался  преодолеть воздвигнутую его учителем пропасть между миром вещей и  миром идей. Исходя из того, что истины не врожденны человеку, Аристотель показывал, что знания вероятные  благодаря опыту, абстрактному мышлению (уму), дающему знание общего, и языку  становятся в процессе познания знаниями достоверными. Отсюда следовало важное значение сбора фактов, определения  предмета, применения дедукции и индукции, а также выработанных им законов  формальной логики. Истина у Аристотеля — это суждение, соответствующее  действительности (корреспондентская  концепция истины).
 Платон  и Аристотель из всех философов Античности внесли набольший  вклад в исследование общества.
 Особенностью  периода эллинизма (IV в до н. э. — V в н. э.) в философии было то, что вновь изменилась ее мировоззренческая ориентация: интерес мыслителей сосредоточился на жизни отдельного человека. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного развития человека видели в его приобщении к обществу, то теперь условием счастливой жизни считалось освобождение от власти внешнего мира. Это развивали материалист-сенсуалист Эпикур (341–270 до н. э.) и идеалисты стоики (I–II в н. э.).
 Эпикур критерий счастья видел в природных  и необходимых для жизни удовольствиях. Он создал учение об отклонении атома  от заданной траектории и тем самым  выдвинул тезис о том, что закономерность, необходимость должна быть диалектически  дополнена, «уравновешена» случайностью и свободой. В противоположность  Эпикуру для стоиков, наоборот, все  в жизни фатально, детерминировано, предопределено. Человек ничего изменить не может. Следовательно, он должен научиться  повиноваться судьбе, сдерживать страсти, привыкнуть к страданиям и соединять  все это с любовью. Стоицизм стал одной из духовных предпосылок возникшего в I в н. э. христианства.
 В период становления  античной философии и развития сложилась  основная проблематика философии, обнаружились и основные линии ее развития: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона), метафизическая и  диалектическая. Возникает философия  как учение о бытии, отождествляемом  с природой, космосом. Отсюда — объективистская, натуралистическая тенденция в  раннегреческой философии. Позднее  бытие осмысливается прежде всего  как бытие человека. 

 Возникновение философии и ее исторические типы. Генезис философии
 Рассмотрение  центральных проблем, встававших перед  философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление  об исторических типах философии, о  своеобразии философской мысли  разных народов в разные периоды  их истории.
 Так, античная философия возникает и живет  в силовом поле, полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой — формирующаяся  именно в Древней
 Греции наука. И в средние века философская  мысль развивается в тесной связи  с
 религиозной формой сознания, господствующей в  этот период. Связь эта, однако, носит  сложный характер, и через полемику разных направлений легко увидеть  неоднозначность этой связи. В эпоху  Возрождения — XV—XVI века — философское  мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы, и погружение в мир  образов античной культуры. Эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у так называемых гуманистов. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли  от церковного авторитета. В отличие  от Возрождения Реформация выдвигает  на первый план нравственно-этическую  тематику и акцентирует практический аспект как в человеческой деятельности, так и в мышлении, подвергая  критике спекулятивный рационализм  схоластики и светский эстетизм гуманистической  культуры Возрождения.
 Для философии  нового времени (XVII—XIX века), если брать  ее в целом, характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически правовую сферу — с другой. Необходимо  подчеркнуть,  что под наукой в  новое время подразумевается  экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента (правда, зачатки экспериментального подхода  к изучению природы можно видеть в эпоху эллинизма, например, в  работах Архимеда). Ведущие философы нового времени поэтому ставят в  качестве важнейшей задачи именно обоснование  научного знания, всякий раз пытаясь  уточнить понятие «наука». В XVII, а  особенно в XVIII веках происходит переориентация мировоззрения — теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся  наука, с другой — правовое сознание, тесно связанное с учением  о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Гоббс, Локк, Руссо и другие).
 Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего  Локком, во Франции — плеядой  материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом  и другими, а в Германии — Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что  разум, понятый главным образом  как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ .этого умонастроения, а не разбор отдельных учений философов этого  периода составляет содержание раздела  о просветителях. Здесь вскрываются  как сильные стороны просветительского  материализма, так и его ограниченность.
 С конца XVIII века начинается критический пересмотр  принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского  понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма  Кант, чье мировоззрение, впрочем, формировалось  как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг и Гегель), существенно  определяется принципами историзма  и диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории  культуры, права, науки, религии и  т.д.
 Анализ специфики  философского знания в каждый из указанных  периодов позволяет показать, во-первых, в какой мере философия в своем  развитии обусловлена социокультурными факторами и, во-вторых, каким образом  различие в стиле мышления, господствующего  в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских  проблем, видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, иметь  в виду, что, несмотря на своеобразие  философских учений, в разные исторические периоды в развитии мысли сохраняется  и существенная преемственность, позволяющая  говорить о единстве историко-философского процесса.
 Объяснение  рецептов действия экономистов, отвечающих на вопрос «Что должно быть?», невозможно без знаний о человеке как о  главном действующем лице любых  экономических явлений и процессов. Философский аспект рассмотрения человека имеет свои особенности, заключающиеся  в его восприятии как субъекта предметно-практической деятельности, как природного и социального  существа. Такая позиция может  показаться довольно близкой к рассмотрению человека и с экономической точки  зрения.

 Глава 1. Генезис  философии. Мифология и философия

 У философии - свой особый подход к предмету, отличающий философское мышление как от житейски-практического, так и от естественнонаучного. Фирма  предлагает - детские аттракционы продажа в москве. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, - так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие? Что значит - быть?
 Эта специфика  философии проливает известный  свет и на Вопрос о том, почему и когда философия возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, Ч значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. А это в свою очередь означает сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.
 Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются  разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных  с греческой мифологией. Тут и  появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и  того, что истинно на самом деле (знание). Это различение рождается  вместе с философией, и не удивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обычного права, обыденного сознания, традиционных норм нравственности и  традиционных ценностей.
 Самые первые греческие философы выступили как  критики традиционной греческой  мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя  мифологию в логической непоследовательности и безнравственности.
 Но было бы опрометчивым на этом основании заключить, что философ, выступая как критик, полностью порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой  сам принадлежит, и создает учение как бы из "ничего", на новом "голом" месте. В продаже солнцезащитные пленки, тонировка окон зданий. Лучшее качество по нормальной цене
 Весь драматизм  истории философии - а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична - коренится  в отношении философа к традиции - религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под  Вопрос - но делает это для того, чтобы  докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его  вопроса: что значит быть? Что такое " бытие"? А ухватившись за этот корень, ответив на этот главный  Вопрос и начиная положительное  строительство, философ в той  или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком  матери, с обычаями и нравами своего народа.
 Но и тут  имеет место неоднозначность. Все  эти моменты определяют учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно - положительно, другое - отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие - изменяет, корректирует; третьи - отбрасывает  как вредные заблуждения и  предрассудки. Но все это тем не менее - разные формы зависимости  мышления философа от родной ему культуры.атеросклероз лечение
 Итак, существует напряжение между философским мышлением  и традиционными формами знания и верования, отталкивание и в  то же время осмысление. У одних  философов преобладает первый момент, и тогда они выступают как  разрушители традиции, у других - второй момент, и они стремятся  обновить традиционные нормы, дав им новое обоснование.
 Философия, таким  образом, с самого начала глубоко  укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о  том, как следует человеку жить, в  чем смысл и оправдание его  деятельности. татьяна арнтгольц фильмы Не случайно - потому что с этих жизненно-непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.
 Естественно, однако, возникает вопрос: какая  общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению  философии? В античной Греции философия  формируется в тот период, когда  смысл человеческой жизни, ее привычный  строй и порядок оказываются  под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как  правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние  ценности теряют свое значение и остро  встает вопрос: как быть дальше?
 Что касается генезиса философии в Древней  Греции, то она формируется в тот  период (VI в . до н.э.), когда прежние  традиционно-мифологические представления  античного общества обнаруживают свою недостаточность, перестают выполнять  свою мировоззренческую функцию.
 Тут необходимо дать краткую характеристику древней  языческой мифологии. Античная мифология  глубоко родственна искусству; не случайно греческие мифы донесли до нас  поэты, и прежде всего великий  художник древности - Гомер. По самому существу своему мифология греков - создание воображения: именно с помощью  воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания. А у воображения свои законы, отличные от тех, какими руководится разум; греческие  мифы прекрасны, пластичны, но при этом лишены той однозначности, доказательности  и непреложности, какая свойственна  науке или сфере нравственности. В них всегда присутствует элемент  игры, поэтому древний грек и верит, и не верит в свои мифы, - он относится  к ним всегда немножко эстетически. Это вовсе не значит, что в мифе не заключено подчас глубокое содержание: как во всяком продукте воображения, в нем запечатлен опыт человеческой жизни; но этот опыт явлен не в назидательной, характерной для морального сознания форме, а в качестве иносказания, живо и художественно. Однако от произведения искусства в более позднем  смысле миф все же отличается: он возник в эпоху, когда еще не было жесткого отделения художественного  вымысла именно как вымысла от реальной действительности: боги и  духи предков, дриады и сильфиды, духи гор и ручьев - это не чистые вымыслы; просто Вопрос об их реальности не встает: в них, пожалуй, и верят, даже исполняют  обряды, приносят богам жертвы, но без  напряжения и серьезности, без особых нравственных обязательств по отношению  к ним. В этом - эстетический характер языческой мифологии. Греческая  религия - это политеизм, или многобожие; боги - антропоморфные существа, могучие  и бессмертные, но Власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая и грозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Таким образом, греческие боги не отделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями, могут быть как доброжелательными, так и коварными, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы , влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Греческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество завистливо и непостоянно, оно стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем - идея, глубоко укорененная в древнегреческом сознании. Боги блюдут справедливость и стоят на страже всех принятых в обществе установлений. Так, например, богини мщения Эриннии карают за клятвопреступления, за преступления против семьи, за обиду, нанесенную нищим, и т.д.
 Кризис мифологического  сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое  р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.