На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мир человека как культура

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

    ФИЛИАЛ

    Федерального  государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    в г. Петропавловске-Камчатском

 
 
 
    Специальность «                  »
    Кафедра  ____________________________________ 
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
     

    По  дисциплине «Культурология» 
     

    МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА 

 
 
    Студентки __ курса 
    Группы __________ 
     
     
     

    Ст. преподаватель
 
 
    ________________ подпись
    «_____»____2011 г 
     
     

    ________________ подпись
    «_____»____2011 г
 
 
           _______________                 
                    Ф.И.О 
     
     

             ______________                  
                    Ф.И.О
 
    Работа  защищена с оценкой____________
    «___»__________2011г. 
     
     

    Петропавловск – Камчатский 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
    Культура как мир человека. Духовная культура
4
2. Ценности  и нормы в мире человека 7
3. Творчество  как способ формирования индивидуального  мира     культуры
10
    Типы взаимоотношения индивидуального мира культуры с
окружающим миром
12
Заключение 14
Список  использованных источников 15
 

Введение 

     Актуальность  темы «Мир человека как культура»  обусловлена рядом положений. В частности, тем, что человек всегда искал ответ на вопрос: каково его место в системе целостного бытия? Что из того, что создается им в культуре, вырастает из естественного порядка вещей, а что ему противостоит?
     В истории человечества культура возникает  в тот момент, когда человек  утрачивает инстинктивную программу  поведения. Чтобы выжить, он должен был создать новую, уже не природную среду обитания, новую экологическую нишу культуру. Культура в этом случае выступает, как механизм адаптации человека к миру. С этого момента культура противостоит природе, как искусственное создание человека. К выработке такого механизма оказалась способной лишь та ветвь наших предков, которая смогла развить сознание разум.
     Между деятельностью человека и культурой  существует органическая связь. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнем деятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой. Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит все ступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество.
     Цель  контрольной работы:  раскрыть сущность и значение мира человека как культуры.
     Задачи  работы: дать определение культуры, как мира человека; раскрыть роль и  место ценностей и норм в мире человека; рассмотреть понятие творчества как способа формирования индивидуального мира культуры; охарактеризовать типы взаимоотношений мира культуры с окружающим миром.
     Использованные  источники: учебники по культурологии  таких авторов, как  Н.Дик, П.Дик, Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева, А.А. Радугин. Были использованы: статья Р. Бенедикт «Образы культуры», статья из сети Интернет «Культура и цивилизация», посвящённые проблемам развития человеческой личности и культурным процессам.
 

      1. Культура как мир человека. Духовная культура 

     Культура  это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни [6. С. 262].
     Личность  – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
     При рассмотрении вопроса о соотношении  культуры и человека следует различать  понятия «человек», «индивид», «личность».
     Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.
     Понятие «индивид» характеризует отличительные  черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами) [5. С. 120].
     Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека, как творца культуры и роли культуры, как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.
     Мир культуры человека это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи все то, что можно назвать бытием культуры.
     В этом бытии отражены представления  о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия.
     Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает, как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Но личностная форма культуры никогда не была и не может быть простым слепком с ее общих форм. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее. Поэтому культура личности может опережать или отставать от культуры общества [5. С.121].
     Культура есть показатель господства общества над природой, а, следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает З. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений [1. С.112].
     Культура  это мера человеческого в человеке, характеристика его, как общественного существа. Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность деятельностно-практическое проявление духовности.
     Сама  личность как ценность, по сути, и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура, в свою очередь, гуманизирует социальную жизнь. Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.
     А разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
     В серии работ, составивших эпоху  в науке, Ж. Пиаже попытался исследовать, каким образом у людей складываются представления о мире. В этих целях он анализировал отличия мира ребенка от мира взрослых, исходя из гипотезы, что ребенок раннего возраста не более глуп, чем подросток или взрослый. Просто он видит мир иным. Это восприятие предельно реалистично: для него дотронуться до слова "солнце" то же, что коснуться самого солнца. То есть образ предмета и сам предмет составляют единое целое: обозначающее смешивается с обозначаемым. При этом дети не приписывают случайным событиям сверхъестественного значения [4. С. 210].
     Исследования  Ж. Пиаже и М. Мид поставили под сомнение тезис Леви-Брюля об аналогии мышления ребенка и первобытного человека, направленного на сверхъестественное, придающее связям между явлениями мистический характер. Цивилизованное мышление, по мнению Леви-Брюля, имеет основой способность к мышлению и рефлексии, выработанную за столетия путем суровых упражнений. Но при этом, как на уровне общества, так и на уровне индивида, продолжают сохраняться способности к иррациональному мировидению.
     На основе широких исследований многих спонтанных мистических переживаний известный психолог Абрахам Маслоу опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее эти способности к психозам, и сформулировал радикально новую психологию. По Маслоу, мистический опыт не следует считать патологическим; гораздо более уместно было бы рассматривать его как сверхнормальный, поскольку он ведет к самоактуализации и происходит у нормальных во всем остальном индивидов [4. С.211].
     В работах С. Грофа духовность определяется, как неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при достаточно углубленном самоисследовании. Человек, соприкоснувшийся с этими уровнями своей психики, естественным образом вырабатывает новое мировоззрение, в котором духовность становится естественным, сущностным и жизненно необходимым элементом существования.
2. Ценности и нормы в мире человека 

     Регуляторами  личностных устремлений и поступков  личности являются культурные ценности. Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.
     Следование  ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.
     Существует  множество определений понятия "ценность", отражающих, как разнообразие социальных и гуманитарных наук, изучающих проблему, так и разнообразие индивидуальных научных установок.
     По  мнению авторов учебника под редакцией Н.Г. Багдасарьян, «ценность понимается, как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами» [4. С.216].
     В процессе культурогенеза какие-то нормы  могут утрачивать актуальность, сохраняясь лишь в стереотипах, а какие-то культурные формы наоборот, приобретают значение норм. На эти процессы могут оказывать влияние социально-политические и экономические изменения. Если нормы институционализированы, то их применение регулируется нормативными документами, кодексами, законами и их исполнение может носить принудительный характер.
     Т. Парсонс отмечал, что ценность это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы [4. С.217].
     Культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы и музыки, а также технологические и другие навыки.
     Любое значение в узком смысле слова  является ценностью. Любая ценность предполагает норму по ее реализации или отвержению, например, ценности богатства, Царства Божия, добродетели и соответствующие им средства достижения или избегания таких целей. С другой стороны, любая норма юридическая, этическая, техническая или любая другая является значением, позитивной или негативной ценностью.
     В культурологии трудно обойтись без  понятия ценности, так как ценности организуются в систему только в рамках определенного культурно-исторического контекста, формируя ядро той или иной культуры. Не случайно среди многочисленных определений культуры и подходов к ее анализу существует подход аксиологический, интерпретирующий культуру, как систему ценностей, норм и институтов [6. С. 263].
     Разветвленная система культурных норм необходимое условие выживания во время природных и социальных катастроф. По социальной своей функции это средство защиты от страха: действие по шаблону защищает от аффекта.
     Так, одним из наиболее выразительных мотивов всей человеческой культуры является мотив судьбы и смерти. Представления о жизни и смерти в любой культуре обусловлены системами миропонимания и выражены в ритуалах и обрядах. Их целью является сохранение равновесия и обеспечение взаимодействия с Природой. В традиционном сознании момент смерти рассматривается, не как прекращение существования, а как переход в другое состояние. Это выражено в легендах, мифах, сказках почти всех народов мира, где смерть лишь меняла состояние человека.
     Так же ритуализировался и весь жизненный  цикл человека: рождение, крещение, наречение имени, вступление в разряд взрослых членов общества (инициация), брак. И хотя сегодня многие смыслы ритуальных действий знают только специалисты-этнографы, и ряд обрядов потерял актуальность (как, например, инициация), мы по-прежнему стараемся следовать ритуалам, ставшим неотъемлемой частью культуры.
     "Лишенные  своих значимых аспектов, все  явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук" [4. С.218], отмечал П. Сорокин. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры.
     И действительно, все явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудой бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи.
     В зависимости от того, какая ценность доминирует, П. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, чувственный и идеалистический [4. С.219].
     Если  преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и вера, а к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.
     В чувственной культуре преобладает  ценность чувств: смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем, то есть сенсибильный пласт бытия. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает апогея к середине   XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеациональной культуры сдвигаются как бы на периферию общественного сознания и приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны.
     Идеалистическая система культуры, по мнению П. Сорокина, промежуточная между идеациональной и чувственной. Ее ценности это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна. Примером может служить западно-европейская культура XIII - XIV вв., а также древнегреческая культура V-IV вв. до н.э. [4. С.221].
     Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их индивидуальных или групповых установок, и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.
     Ценности и нормы сформулированы, например, в Нагорной проповеди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических систем. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты фундаментальных ценностей базируются на данных биологической природы человека и универсальных свойствах социального взаимодействия. Нет культуры, где не оценивалось бы негативно убийство, ложь и воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других лишают свободы).
     Выявление универсальных ценностей и распознавание  их природы  необходимое условие для выработки путей и вариантов соглашения между народами мира.
     Ценности  и мотивации  близкие, но не совпадающие понятия; возможны три типа отношений между ними: гармония, компромиссы и конфликты. Отношения гармоничны, когда в понятии "ценность" нерасчленимо сплавлены разум и чувство. Антрополог Лесли Уайт считал, что превращение психологических стремлений в культурные ценности происходит через способность человека к символизации. Идеальный результат состояние Конфуция, когда "ты желаешь делать то, что должен, и должен делать то, что желаешь" [1. С.114].
     Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.  

        
      Творчество как способ формирования индивидуального
мира  культуры 

     Часть исследователей трактует творчество, как вид деятельности [2]; в то время, как Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева рассматривают его, во-первых, как определенное качество деятельности, а во-вторых, как форму самореализации личности, а, следовательно, и как способ измерения культурного потенциала личности [4. С.235].
     Если человек проникает в смысл идеи, явления и при этом его творчески воспринимает, он становится участником этого смысла, преобразовывая его и духовно самоутверждаясь. А значит, творчество в значительной степени формирует особенности культурного мира индивида.
     Творчество, как способ формирования индивидуального мира культуры, обусловливается двумя противоречивыми началами: с одной стороны, оно зависит от общего социокультурного фона, а с другой от личностной уникальности. И в этой связи творчество личности всегда есть воплощение и выражение конкретной шкалы ценностей, как личности, так и общества. А это значит, что творческий процесс всегда связан и с социокультурным, и с индивидуализированным самоопределением личности, с выбором собственной личной позиции. По существу, творчество выявляет то, как человек обживает и переживает созданный человечеством культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Но именно это "как" и выражает неповторимость личности, богатство ее культурного мира [1. С.119].
     Механизм  становления и развития культуры индивида имеет внешние социокультурные факторы и внутренние социально-психологические культурные детерминанты. Первые идут от исторически конкретного социокультурного поля, в рамках которого разворачивается творческая деятельность, а вторые от личностного своеобразия.
     Важной группой факторов, составляющих внутреннюю детерминацию творчества, является личностно-психологическая культура человека: установки, мотивы, интересы, запросы, то есть то, что играет роль побудительных сил интеллектуальной активности. Они в значительной мере влияют и на отношение человека к самому поиску, и на практическое осмысление результатов своей деятельности, они побуждают к наиболее полной реализации творческого потенциала, вызывают постоянное "беспокойство" и "неудовлетворенность", оставляя человека в состоянии творчества на протяжении всей жизни.
     Но, вместе с тем, неадекватная самооценка, нерешительность, мнительность, слабоволие и т.п. выступают психологическими барьерами на пути реализации творческих способностей. И наоборот, психологическая готовность и способность противостоять неблагоприятным организационно-управленческим, политико-идеологическим факторам побуждают к максимальной личной реализации и являются показателями достаточно высокого уровня психологической культуры личности. Этим обусловлена необходимость самообразования и самовоспитания [2].
     Творчество  человека никогда не бывает результатом  действия только внутренних или только внешних культурных факторов. Оно  всегда есть "продукт" встречи внутреннего индивидуального мира культуры и внешнего социокультурного поля. Именно система ценностей побуждает личность к творчеству, направляет творческий процесс, во многом определяет его содержательную сторону.  

      Типы  взаимоотношения  индивидуального  мира культуры          с окружающим миром
 
     В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром [3. С. 9].
    Европейский тип, в котором индивидуальное "Я" рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир культуры индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение вовне. А мир, окружающий человека, и вся культурная среда должны этому способствовать.
    Древнекитайский тип (восточный). В восточной культуре высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального "Я", чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту. Индивидуальный мир культуры личности должен самораствориться во вселенском целом.
    Индийский тип, который основан на понимании человеческого "Я", как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое "Я", согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу.
      Самореализация  человека как раз и достигается  через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Поэтому часто человек через  разрыв конкретных связей с другими  людьми, с обществом, эмпирическим миром и даже с собственными деяниями ориентирован на растворение в универсальной духовной субстанции.
     Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?
    Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную "тройственную" сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.
    Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики.
    Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.
    Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.
    Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.
 
 

Заключение 

     Завершая  анализ источников, можно сделать  вывод о том, что мир человека как культура это традиции и ритуалы, нормы и ценности, творения и вещи все то, что можно назвать бытием культуры. В культуре человека отражены представления о мире, складывающиеся в условиях определенного природного и исторического взаимодействия.
     Определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности в различных сферах жизни называется культурой. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью человека.
     Культура это все, созданное человеком, сотворенный человеком мир. В своей реальности культура комплекс достижений человечества.
     Особое  место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека.
     Регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, накопившихся в культуре. Система ценностей регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.
     Людьми разных культур ценности воспринимаются по-разному. Это восприятие зависит и от их индивидуальных или групповых установок, и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.
     Одной из форм самореализации и способом измерения культурного потенциала личности является творчество. Через творческую деятельность человека индивидуальный мир культуры включается в социокультурное пространство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.