На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Плюсы и минусы рыночной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Учебный материал
      РОССИЙСКОЙ  КОЛЛЕКЦИИ РЕФЕРАТОВ (с) 1996
      http://referat.students.ru; http://www.referats.net; http://www.referats.com 
 

      УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
      ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
      ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      По  дисциплине «Экономика» 

      «Плюсы  и минусы монополизации  экономики» 
 

                                   Студента 1 курса экстерната специальности «Экономика и управление на предприятиях»
                                Радзивилюк Сергея Викторовича          

                          
              Преподаватель: Капканщиков  С.Г.
               Дата сдачи работы:
               Дата рецензирования работы: 
         
         
         
         
         
         

      Ульяновск 2000 г.
 

       СОДЕРЖАНИЕ
 

    Введение

      Данная  тема курсовой работы мне максимально  интересна. В работе я раскрываю  вопросы, являющиеся важнейшими для  нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, так как монополия являлась, можно сказать, целью тогдашней экономики. Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны «положительные» стороны монополизации экономики, во второй - «отрицательные».
      Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.
      Монополия (греч. «монос» – один, «полео»  – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.
      Издавна известна естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Такая монополия является устойчивой.
      Существует так же искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь искусственная монополия имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.
      Случайная монополия принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Она может возникнуть неожиданно, когда появляется возможность изготавливать и продавать определенный вид продукции или лучшими в данной отрасли производственными факторами (техникой, технологией или рабочей силой). Однако, необычайные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.
      Устойчивая  монополия свойственна крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции (имеют крупнейшие предприятия, захватили рынки сбыта изделий и др.).
      Примером  торговых компаний могут служить  гигантские торговые объединения (английская Ост-Индская компания, голландская Вест-Индская компания, Ганзейский союз северонемецких городов – Гонза и др.), поделившие в VII – XVIII вв. между собой мировые рынки закупок и сбыта товаров и использовавшие государство для закрепления своих исключительных прав и создания обширных колониальных империй.
      Устойчивый  характер приобрели гигантские промышленно  – торговые монополии, которые в  конце XIX начале XX вв. возникли в Германии, США, Англии и других развитых капиталистических странах. Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем  распоряжении материальные условия выпуска определенных видов продукции, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а так же захватили источники сырья и рынки сбыта. Такого вида монополии широко распространились в форме акционерных компаний.
      С конца XX в. развились разнообразные формы устойчивых монополий:
      Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке. (договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.).
      Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
      В тресте - создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
      Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
      Всеобщая  форма монополий развивается  тогда (в развитых капиталистических  странах это произошло во второй половине XX века), когда объединения предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, как например военно – промышленный комплекс.
      Широко  развернувшаяся в конце XIX начале XX вв. монополизация капиталистической экономики стала закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технической революции (НТР). Однако производственная концентрация и монополизация не являются постоянно и безусловно действующими тенденциями в экономике.
      В последнее время НТР породила совершенно новую тенденцию –  к повышению роли малых и средних  технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций.
      Отношения общественности и государства к  различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
 

    1. Монополизация  экономики в России

      В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.
      Государства, ведомства и министерства, управляющие  отдельными отраслями народного  хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был «Аэрофлот» СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн.человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв.км воздушных дорог.
      Монополистическая структура экономики России,  которая в научной  литературе  часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:
      1. Наличие административно-командной  системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.
      2. Концентрация и специализация   производства.  В  конце 80-х   гг.  в  руках государства  было сосредоточено около 85% основных  средств производства. Более 90% продукции машиностроения  выпускали предприятия,  на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих.  Чрезвычайно высокая степень концентрации производства  и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.
          Концентрация производства  дополняется   узкой предметной специализацией  производства,  которая просто несовместима  с конкурентной  борьбой (т.к.  мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов,  выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).
          Типичный пример - практически неработоспособная  в  условиях  рынка советская авиационная промышленность,  состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать  только при некоей общей системе управления.  К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им.  Антонова без крупных  авиастроительных  заводов,  а в Узбекистане - завод без КБ.
      Осуществляемый  в стране демонтаж тоталитарного  огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного  монополизма. Это достигается путем  ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.
      Монополизация всех сторон жизни - одно из коренных свойств  России. В сфере политики она выражается в абсолютизме, самодержавии и тоталитаризме. В экономике - в сосредоточении средств  производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей - олигархов и элиты. В географии - столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками. Раз за разом действительность подтверждает народную мудрость о том, что если в России в одном месте густо, то во всех остальных - пусто.
      Во  всех случаях монополии возникают  из-за экономических выгод, которые  они получают в результате установления на рынке монопольных цен.
      Меры  по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
      Серьезное изучение  методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики:
      первый из них предусматривает,  что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;
      второй вариант - это путь борьбы с монополизмом  в  процессе  перехода  к  рыночным отношениям и после такового.  В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.
      На  практике,  проводимая ныне демонополизация  и разгосударствление,  переход к рынку,  функционирующему  на  основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонополъного, предусматривающего  как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов),  так и косвенные методы противодействия монополиям.
      Реальный  сектор в России уже давно разделился на два сектора: конкурентоспособные  экспортоориентированные сырьевые предприятия и доживающая последние  дни остальная экономика.
      Развитие  российской экономики в 21 веке определится  тем, насколько будут развиваться крупные корпорации, способные выдержать международную конкуренцию. И чем меньших успехов они добьются, тем меньше останется шансов всех остальных типов предприятий.
      Выживут только крупные корпорации. И выживут  лишь банки их обслуживающие.
      После кризиса 17 августа российские банки  слабы. В России нет никаких перспектив у операций с фиктивным капиталом. Ничтожные обороты российского  фондового рынка означают, что  все мало-мальски ликвидные бумаги будут обращаться лишь за рубежом. Ещё меньше надежд на операции с усыхающим федеральным бюджетом. Можно зарабатывать лишь в реальном секторе. Но от реального сектора в ближайшее время останутся только крупные экспортоориентированные корпорации. А значит из банков останутся только обслуживающие их. Это значит, что банки войдут в состав таких корпораций в качестве их инвестиционных и расчётных центров. Банки могут развиваться в России только с опорой на реальный сектор. Это означает, что так называемая немецкая схема у нас неизбежна.
      Такая система переплетения банковского и промышленного капитала получила название "немецкой" схемы. Наиболее распространена она в Японии и Южной Корее.
      Созданию  таких структур в России прежде мешала идеология. Сегодня к ним добавились и интересы неэффективных собственников.
      Ключевой  проблемой российской экономики  является использование преимуществ  монополизма и ослабление их негативных последствий. Непоправимый ущерб российской экономике нанёс миф о высоком  уровне монополизма российской экономики. Этот миф подробно опровергнут Барри Айкесом (B. Ices) в его работах. В ходе приватизации экономика разбита на множество мельчайших частей. Российская экономика – это конгломерат небольших по международным масштабам предприятий. И это главная беда российской промышленности, которая привела её к сегодняшнему катастрофическому положению. Отсутствие этих крупных покупателей автоматически приводит к отсутствию мелкого бизнеса в сфере промышленности и промышленных услуг, вернее его очень небольшим масштабам. Последние исследования зарубежных специалистов настойчиво рекомендуют ликвидировать мелкие предприятия и сконцентрироваться на крупных.
      Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет  по большей части промышленная система  как азиатских, так и европейских  стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова.
      Рынки стран объединенных экспортеров  сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.
      Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.
      Кроме выгодности для потребителя, монополизация  диктуется сегодня масштабом  производства: факторами минимизации  трансакционных издержек и т.п.
      Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок  обеспечивает монопольную конкуренцию  и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.
      В силу этого западные государства  уже с 30-х годов начали вводить  элементы государственного регулирования  в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.
      Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань  и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма. Эффективность этого пути совершенно очевидна для непредвзятого аналитика.
      Наиболее  приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации  она может принять следующие формы:
    Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.
    Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия, различных форм собственности (муниципальные и частные).
    Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.
      Эта система замыкается на соответствующие  структуры государства, имеющих  разные названия, но имеющих общие признаки.
      Регулирующая  структура – министерство антимонопольной  политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных  цен, меры по демонополизации там, где  это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер - надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены.
      Формирование  в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию.
      Однако, несмотря на полезность и необходимость  для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
      Процесс демонополизации  экономики  и  развития конкуренции на   рынках Российской Федерации  предусматривает учет следующих  общих   требований:
      ориентация на создание  конкурентного  рынка,  защиту  прав  и интересов потребителей;
      комплексность решения задач  демонополизации,  приватизации  и структурной перестройки экономики;
      дифференцированный подход к объектам демонополизации с  учетом социальных интересов,  отраслевых   (продуктовых)  и  региональных особенностей;
      взаимосвязанность решения  проблем  демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
      учет факторов   интеграции   российской  экономики  в  мировую систему хозяйства,  открытости товарных рынков  для  международной конкуренции в   сочетании   с   мерами   по  защите  отечественных товаропроизводителей;
      мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно- реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
      обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
 

    2. Положительные  стороны монополизации  экономики

      2.1. Эффективность производства.

      Отношение общества и государства к различным формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.  С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного  положения  на рынке,  что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.  Монополия,  безусловно,  снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
          С другой же стороны,  существуют  очень весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и позволило им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.
          Вместе с тем не следует  преувеличивать роль монополий  в обеспечении  научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями.  На  этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft,  имевшая в 1981 году численность  100 сотрудников в США,  ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах,  рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).
          Кроме того, крупные масштабы  производства позволяют снижать   издержки и в целом экономить  ресурсы.  Так,  повышение цен  на нефть в результате действий стран ОПЕК  крайне  негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.  Лишь использование крупными компаниями  результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.
        Не следует также забывать  и того, что крупные монополистические  объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод,  мгновенно ставший известным завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу.
      Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений,  правительства всех стран с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

      2.2. Влияние на  конкуренцию.

      Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить  свободную конкуренцию, а конкуренция  подрывает чье-либо господство на рынке.
      Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
      В современных условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет  соперничество.
      Имеется значительное число предприятий, которые  не входят в монополистические объединения  и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.
      Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваться) – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание  - экономический закон товарного хозяйства. 

      2.3. Снижение цен.

      Высокие цены, по которым в монопольной  отрасли сбывается основная масса  выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

      2.4. Развитие малого  и среднего бизнеса.

      В США мелкими и средними фирмами  производится около половины валового национального продукта (ВНП), они  создают больше половины рабочих  мест. Их продукцию закупают крупные  монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.
 

    3. Отрицательные  факторы монополизации  экономики

      3.1. Влияние на рыночные  отношения.

      Без ликвидации монополии в сфере  производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.
      В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а  иногда приносят результаты, абсолютно  противоположные ожидаемым. Так, в  недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.