На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Власть, ее сущность, формы и функции, проблемы легитимности политической власти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.12.2013. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3-4
I. Власть  как общественное явление: понятие,  формы, функции………….5-14
I.1. Понятие  и сущность власти……………………………………………......5-9
I.2. Виды власти и ее функции, формы……………………………………....9-14 
II. Политическая  власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации…...……………………………………………………………….14-26
II.1. Понятие, сущность и структура политической власти……… ………14-18
II.2. Функции, ресурсы и структура политической власти………………..19-23 II.3. Основание политической власти, ее легитимность…………………..24-26
III. Заключение……………………………………………………………….27-28
Список  использованной литературы………………………………………..29-31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Власть - это центральное, организационное  и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического  знания, проблема культуры общества и  жизни конкретного человека. Исследования власти как общественного явления  и политической власти в особенности  позволяют понять многие проблемы современного общества. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований политической власти  до сих пор являются спорными.
      Многими учеными выделяется проблема отношения  политики к власти, причем эти понятия  нередко отождествляются. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. В политической науке и философии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отношений. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры всевозможных масштабов (правительство, парламент, монарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть – причиной политики. Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности политической власти является крайне актуальным. 
          Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности  политической власти в частности.

      Для достижения поставленной цели требуется  решить следующие задачи:
    - рассмотреть понятие власти;
    - выявить основные  формы и функции власти;
    - исследовать  феномен политической власти, как  один из видов власти;
    - определить  элементы структуры политической  власти, ресурсы       политической  власти;
    - раскрыть  понятие легитимности как основания  политической власти.
         Объектом данной курсовой работы является такой феномен в жизни общества как политическая власть.
          Предметом исследования выступает сущность, структура, ресурсы политической власти.
           Основными методами исследования являются метод анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный метод.
          Источники информации для написания данной курсовой работы включают в себя работы видных политиков и ученых прошлого (Н. Макиавелли, М. Вебер и др.), учебную литературу по политологии (К. Гаджиев, М. Марченко и др.), актуальные комментарии и исследования ученых в области кратологии, теории государства и права, политического пиара (Н. Хаманева, А. Сосланд и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Власть  как общественное явление: понятие,  формы, функции
I.1. Понятие  и сущность власти 

     Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «власть мафии», «партийная власть» и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других.  [Гаджиев, с.74]
       Власть появилась с возникновением  человеческого общества и будет  в той или иной форме всегда  сопутствовать его развитию. Она  необходима для организации общественного  производства, которое требует подчинения  всех участников единой воле, а также для регулирования  других взаимоотношений между  людьми в обществе.
     Разные  исследователи предлагают разные определения  этого понятия. Так, например, Томас Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». [Гоббс, с.174] А Фридрих Ницше утверждал, что «жизнь — это воля к власти». [Ницше, с.57]
     Классическим  в западной политологии является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: «Власть означает любую  возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную  волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана». [Вебер, с.63]
     Как видно из определения, М. Вебер поднимает  отношения власти до уровня социального (а не просто психологического) явления. Именно это обстоятельство, на наш  взгляд, и обусловило распространенность данного подхода в западной политологии.
          Здесь кажется уместным упомянуть источники власти по М. Веберу:
          - авторитет (семейные и социальные связи, вера, специальные (экспертные) знания, харизма);
          - право (обычаи и традиции, контроль над ресурсами);
          - насилие (угроза применения силы, применение силы, личностные характеристики).  
          На основания понимания власти М. Вебером здесь бы хотелось отметить три основных признака власти.
          Власть – это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения – субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воля обращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. То есть она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.
         Отсюда следует вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе.
          Власть осуществляется с помощью особых властных методов.
          Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения:
          - противодействовать деструкции, кризису, нейтрализовать упадок, конфликты;
          - стремиться к максимуму стабильности общества, способствовать его совершенствованию, прогрессу.
          Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти - властепредержателями и ее объектом - народом.    [ Виды власти, www.kulturoznanie.ru]
           Нетрудно заметить, что если первый признак определяет власть как субъект - объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий – субъекта власти. Отношение к власти со стороны объекта раскрывается в категории «легитимность власти».   Отношение со стороны субъекта к объекту власти характеризуется с помощью понятия «ресурсы власти».
          Кажется возможным дополнить определение, предлагаемое «Кратким социологическим словарем»: «Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитетов, традиций, насилия. Концентрированным выражением власти являются отношения господства и подчинения, Чем общество демократичнее, тем власть более разграничена, открыта и функциональна. Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит сугубо общественный характер, но со временем обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, разведывательными органами, отделяется от общества и становится над ним, приобретая представительный характер». [Краткий словарь по социологии, с.29]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.2. Виды власти, ее функции и формы 

     Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, выделив  экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.
          Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными,  это контроль над средствами достижения всех наших целей» [Хайек, с.218]
          С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, суда и т.п.
          Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ.    Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.
         Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль с помощью применения или угрозы применения физической силы.
          Существуют и другие подходы к выделению видов власти, например, по широте распространения можно выделить следующие виды власти:
         - мегауровень (власть на уровне международных организаций - ООН, Европейский Союз и т.п.);
         - макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);
         - мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
         - микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
          По функциям государственных органов различается власть:
          - законодательная;
          - исполнительная;
          - судебная.
          По способам взаимодействия субъекта и объекта власти можно выделить власть:
          - тоталитарную;
          - авторитарную;
          - либеральную.
          Это примеры лишь некоторых, самых распространенных классификаций.
          Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти, например, публичность, легальность, моноцентричность и ряд других, о которых будет упомянуто далее. [Политика и власть, www.uvauga.ru] 
 

Функции власти 

         В научной литературе принято выделять различные функции власти, мнения исследователей по этому поводу различны и вызывают, безусловно, интерес. Так, сегодня некоторые ученые (в частности, проф. А.И. Юрьев) говорят уже о таких функциях власти как, например, функция гегемонизма и вотума.  [Власть как предмет науки, www.yuriev.spb.ru]
         В данной работе хотелось бы упомянуть, однако, более «классические» функции власти:  
          - функция господства - институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства;
          - функция руководства  - деятельность субъекта власти по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития;
          - функция регуляции - управление поведением человека, группы, сообщества, направленная на обеспечение соответствия поведения, оценок, решений, всей активности субъекта разделяемым им ценностям;
          - функция контроля - применение совокупности средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям;
         - функция управления - процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия субъекта власти на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.) на основе познания и использования, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития. [Политическая власть, www.politike.ru] 
 

      Формы власти
      В истории существовало несколько  форм власти. Французский политолог  М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:
         1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;
         2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
       3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специализированных институтов, которые выполняют определенные функции. [Ресурс, субъект, объект www.ug.ru]
    Также мы можем говорить и о четвертой  исторической форме власти, сформировавшейся в конце прошлого века - системе  «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и  исполнительными (Комиссия европейских  сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и граждан более десятка европейских  стран.  Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма, которую еще иногда называют государственно-публичной, и четвертая являются, собственно, политической властью.  Кажется полезным обратить внимание на то, что исторически понятие «власть» (греч. Cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения называлось «политика». Так исторически сложилось и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».  
 
 
 
 
 
 

II. Политическая  власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации
II.1. Понятие  и сущность и политической  власти
    
          Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.
         Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.
          Политическая власть – «способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть – это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм. «…» Основные средства: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляция, принуждение, насилие. Признаки политической власти: объект и субъект властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, распоряжения, указы и приказы, реальная угроза санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти. Условие эффективной политической власти – ее легитимность. Слабая и неэффективная политическая власть порождает конфликтность в обществе, она неспособна управлять конфликтными процессами». [Словарь конфликтолога, http://vocabulary.ru]
          Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом. «…» Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения  в обществе. «…» Политическая власть имеет и психологическую природу, поскольку существует в форме восприятии и переживаний личности (групп людей), зависит не только от воздействий общества и его экономики, но и от сложных, формируемых культурой, моралью и нравственностью, воспитанием, индивидуальных и социально-психологических характеристик личностей (групп людей). [Политическая психология, www.politike.ru/dictionary]
          Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Уже в Древнем Китае Конфуций, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывал необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. А Аристотель в своей работе «Политика» утверждал, что «политика коренится в сущности человека» и  что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть неразрывно связана с государственным управлением. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]
          В эпоху возрождения Н.Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет изучения знаменитого мыслителя - реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики - увеличение власти. Орудие власти - право, ее основа - «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть - это та сила, что может обуздать низменные страсти людей и воспитать добродетельных граждан. [Макиавелли, с.143-149]   
         В Новое время Т.Гоббс развивал представления о главенствующей роли политической власти. Государственной властью Гоббс называл тех (лицо или собрание), воле которых подчиняются все прочие. Власть, по его мнению, соединением воли граждан в единую волю, причем последняя - абсолютна, каковы бы ни были ее формы; она, эта власть, держит людей в страхе, но направляет к всеобщему благу.
     Позже идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксистами, но в позиции  субъекта власти здесь уже выступают  господствующий экономический класс. [Происхождение политики, www.ido.rudn.ru]
          Говоря об определении понятия «политическая власть», мы, безусловно, можем применить общее положение определения власти, но вместе с тем, как и любая другая форма власти (культурно-информационная, экономическая, социальная), политическая власть имеет ряд особенностей, которые выделяет исследователь Соловьев [Соловьев, с.122-124]:
          - легальность использования силы в пределах государства;
          - верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;
          - публичность - всеобщность и безличность - политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
         - моноцентричность - наличие единого центра принятия властных решений;
          - многообразие ресурсов - политическая власть использует не только принуждение, но и социальные, экономические, культурные и информационные ресурсы;
          - закрепление в законах полномочий субъекта правления;
          - четкий механизм реализации решений политической власти на практике.
          Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?
          Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
         Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д). [Виды власти, особенности власти, различия между политической и государственной властью, www.kulturoznanie.ru] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.2. Функции, ресурсы и структура политической власти
      В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может  действовать в обществе и непосредственно  способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:
         1) Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. [Политология в вопросах и ответах, с.64]
         2) Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.
         3) Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.
         4) Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться. [Мухаев, с.27]
         Политическая власть - феномен неравенства, когда говорится о положении и возможностях субъекта и объекта: у одних - право властвовать, у других - обязанность подчиняться.  Это неравенство поддерживается с помощью ресурсов (экономических, административных, силовых и т.д.), с помощью которых и реализуется политическая власть. [ Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]
        Субъект политической воли (актор) имеет сложный многоуровневый характер. К первичным действующим лицам принято относить индивидуумов, социальные группы, нации. Вторичными являются созданные политические институты – государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня - политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип «народ не только объект, но и субъект власти» реализуется через определение народа единственным источником власти, сувереном государства. [Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]
         Второй важнейший компонент власти – объект, исполнитель власти, т.к. власть никогда не может быть отношением лишь одной действующей особы, а обязательно предполагает исполнителя воли властвующего: если подчинения нет, то нет и власти. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.