На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути повышения рентабельности на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Пути повышения рентабельности на предприятии
                                            (на примере ТОО «Руслан»).
                                                                        

                                                             Введение                                                      (2-3стр) 

Глава 1. Теоретические  основы повышения рентабельности                             (4-15стр) 

1.1 Экономическая  сущность понятия рентабельность                                       (4-9стр) 

1.2 Основные показатели  оценки рентабельности                                               (9-14стр) 

1.3 Проблема повышения  рентабельности                                                            (14-15стр) 

Глава 2. Анализ рентабельности на примере ТОО «Руслан»                              (16-22стр)   

2.1 Основные направления деятельности предприятия                                       (16стр) 

2.2 Организационная структура предприятия                                                       (16-19стр) 

2.3 Расчет и факторный анализ показателей рентабельности хозяйственной  (19-22стр) деятельности 

2.4 Резервы увеличения рентабельности                                                               (22стр) 

Глава 3. Пути повышения рентабельности                                                           (23-28стр) 

3.1 Снижение затрат  и повышения прибыли                                                        (23-26стр) 

3.2 Улучшение  использования основных производственных  фондов               (26-28стр)
 
Заключение                                                                                                               (29-30стр) 

Список используемой литературы                                                                         (31стр) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
 

                                                               
                                                               Введение 

      Глубокая  экономическая реформа, осуществляемая в Казахстане в последнее десятилетие, направлена на динамическое развитие народного хозяйства, его отдельных отраслей и сфер посредством многоукладности и свободного предпринимательства. В этой связи особо значимым является ориентация хозяйствующих субъектов на максимально рациональные методы организации производства и возрастание его экономической эффективности. Решение всех вышеперечисленных задач, в нашем представлении, в значительной степени зависит от познания такой экономической категории как рентабельность, ее сущности, механизма действия и последующего использования ее в хозяйственной деятельности. Рентабельность занимает важное место в системе экономических категорий.
      Являясь важнейшим обобщающим показателем  экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную среду формирования прибыли предприятий, применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
      Поэтому вопрос формирования и увеличения показателя рентабельности - чрезвычайно актуален, что и послужило основанием выбора темы исследования
Целью курсовой работы явилась разработка и обоснование мероприятий по повышению рентабельности на основе теоретического материала и анализа деятельности конкретного предприятия.
      Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- дано  определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для  финансового анализа и охарактеризованы  основные области его применения;
- рассмотрена  система показателей рентабельности  в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- проведен  анализ деятельности предприятия;
- проанализированы  показатели рентабельности на  конкретном предприятии;
- выявлены  факторы, влияющие на изменение  рентабельности во временной  динамике;
- намечены  резервы повышения рентабельности;
- сформулированы  и обоснованы основные, возможные  пути увеличения рентабельности.
                                
                                           Структура курсовой работы:
      Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия рентабельности, определению ее функций и роли в формировании финансовых ресурсов предприятия.
Во второй главе дана общая характеристика ТОО «Руслан» - одного из ведущих казахстанских предприятий в сфере создания и эксплуатации автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии, определены виды и цели деятельности предприятия, приведена организационная структура предприятия.
      Функционирование  предприятия в условиях рынка  предполагает поиск и разработку собственного пути развития. Иными  словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать свои показатели производственно-хозяйственной деятельности: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
      Поэтому во второй главе работы, на примере конкретных данных ТОО «Руслан», показано влияние на рентабельность изменений выручки от реализации работ, а так же факторы и резервы увеличения рентабельности, цены на выполнения работы, объем реализации работ и его структура.
      Каждое  предприятие самостоятельно принимает  решение в части того, что производить, сколько производить и как  производить товары (оказывать услуги), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления).
      В третьей главе на основе изучения динамики показателей и факторов рассмотрены основные направления  повышения рентабельности и предложения по достижению значительного финансового результата.
      При написании дипломной работы использовались различные нормативные документы, а также литературные источники, приведенные в списке литературы, который состоит из 21 источника, анализ и расчеты производились на основе объективных данных работы ТОО «Руслан». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы повышения  рентабельности
      1.1 Экономическая сущность понятия  рентабельность
      Промышленное  производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства. Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественно соотношение двух величин: результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Эффективность производства характеризует и его результативность. Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности - главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. В качестве исходных количественных критериев эффективности деятельности предприятия выступают следующие показатели.
- годовая  норма прибыли,
- чистая  текущая стоимость,
- период  возврата капитальных вложений,
- точка  (норма) безубыточности,
- фондоотдача,
- фондоемкость,
- производительность  труда,
- рентабельность.
      Таким образом, результативность функционирования коммерческой организации чаще всего  оценивается показателями прибыли  и рентабельности, они наиболее часто  из всех вышеперечисленных применятся при оценке экономической эффективности, которые в свою очередь зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Экономический потенциал, которым располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы. Контроль, анализ и постоянное совершенствование факторов прибыли и рентабельности представляю, поэтому один из наиболее важных и востребованных разделов работы. Динамичность и результативность деятельности могут оцениваться с различной степенью детализации в зависимости, в частности, от доступной информационной базы.
      Для оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, такие как прибыль. Прибыль является итоговым экономическим показателем деятельности предприятия, свидетельствующим об эффективности, однако не позволяющим определить степень эффективности, т. е. насколько предприятие эффективно. Прибыль не позволяет соизмерить финансовый результат с издержками на его достижение. Для более объективной оценки должны быть задействованы относительные характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность.
      Рассмотрим  возникновение понятия рентабельность. Как правило, используются понятия  «доходность», «прибыльность», «эффективность», которые зачастую отождествляются. Рентабельность - понятие производное  от немецкого «RENTABEL», что переводиться как «рентабельный, доходный, прибыльный, выгодный, самоокупающийся» (словарь немецко-русского языка). Или от слова «рента», что в буквальном смысле означает доход. Рентабельность показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
      Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный объемный показатель, измеряемый в денежной оценке; его можно суммировать в пространстве и времени (не учитывая временной стоимости денег). В ряде случаев по показателям прибыли нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Поэтому используют коэффициенты эффективности (рентабельности), рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к некоторому базовому показателю.
      Экономическая эффективность работы организации  характеризуется относительными показателями -- системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и  эффективность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Что касается единиц измерения показателей эффективности, то в зависимости от ситуации это могут быть доли единицы, проценты, тенге и др.
      Коэффициенты  рентабельности (доходности), с одной  стороны, представляют собой частный  случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта  в числителе дроби берется  прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов и затрат. Однако на практике, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность».
      Расчет  коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит тенге всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ему привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.
      Однако  характеристика рентабельности предприятия не будет объективной, если не рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий-конкурентов и со средними по отрасли.
Показатели  рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. В зарубежной и отечественной литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач.
      Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется  система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего, рассмотрим, что представляет собой рентабельность.
      Разделяют рентабельность как  общую - процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам - отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции
Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции - прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.
      Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
      1. отношение прибыли к издержкам  производства, характеризующие уровень  прибыльности текущих затрат (на  приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств  труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
      2. отношение прибыли к среднегодовой  стоимости производственных фондов, характеризующие относительный  размер возрастания авансированных  затрат и дающее оценку экономической  эффективности производственных фондов.
Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после  реализации.
      Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта - прибыли.
      Выделяют  также и ряд факторов, которые  в итоге могут повлиять на конечные финансовые результаты и как следствие  на рентабельность.
      В течении производственного цикла  на уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность оценить степень влияния этих факторов на эффективность деятельности предприятия.
Рассмотрим  сначала внутренние факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы, которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, непосредственно не связанные с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
      Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность  и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Производственные  факторы, из курса экономической  теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как  наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
      Влияние производственных факторов на результат  деятельности можно оценить с  двух позиций: как экстенсивное и  как интенсивное.
Экстенсивные  факторы связаны  с изменением количественных параметров элементов  процесса производства, к ним относятся:
изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты  живого труда (простои).
      Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:
повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное  с большей производительностью;
использование прогрессивных материалов, совершенствование  технологии обработки, ускорение оборачиваемости  материалов;
повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации  труда.
      Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.
      Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс отчет о финансовых результатах приложение к балансу.
                           
1.2 Основные показатели  оценки рентабельности
      Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
      Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей оценки рентабельности, ориентированная на определенную цель. Система показателей оценки рентабельности позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели оценки рентабельности обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей оценки рентабельности особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей оценки рентабельности перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
Состав  системы показателей оценки рентабельности в определенной степени зависит  от вида проводимого анализа. Принято  выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками  и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
      Независимо  от вида проводимого анализа система  показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
      Показатель  рентабельности отражает соотношение  прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.
      Показатели  оценки рентабельности классифицируются следующим  образом:
1. Рентабельность  продаж.
- рентабельность  продаж (норма общей прибыльности)
- рентабельность  продаж от вложенного капитала  всех инвесторов
- рентабельность  заемного капитала предприятия
2. Рентабельность  деятельности
- рентабельность  продаж при маржинальном подходе
- рентабельность  хозяйственных средств от деятельности  предприятия
- рентабельность  экономического потенциала предприятия
3. Рентабельность  ресурсов
3.1. Рентабельность капитала
- рентабельность  торговой деятельности предприятия
- рентабельность  инвестиционной деятельности предприятия
- рентабельность  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия
- рентабельность  основных средств предприятия
- прибыльность 1 кв. м. торговой площади
- рентабельность  оборотных средств предприятия
- рентабельность  средств на оплату труда различным  группам работников предприятия
3.2. Рентабельность  других ресурсов.
- рентабельность  активов
- рентабельность  инвестированного капитала
- рентабельность расходов на оплату труда
- прибыльность  труда одного работника
      Показатели  рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций  в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. В литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач.
Алгоритмы расчета показателей  рентабельности
Показатель Экономическое содержание Формула расчета  
Рентабельность производства (окупаемость затрат) Отражает способность  организации контролировать уровень  затрат, а также эффективность  политики ценообразования Прибыль от реализации продукции, работ или услуг/ Сумма  затрат по реализованной или произведенной  продукции *100%  
Рентабельность  продаж (оборота) Характеризует эффективность производственной и  коммерческой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж Прибыль от реализованной  продукции, работ или услуг/ Выручка (нетто) от реализации продукции, работ или услуг *100%  
Рентабельность  активов Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации  в денежном выражении, независимо от источников их финансирования) Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов*100%  
Рентабельность (доходность) капитала Самый важный показатель для собственников компании, который  во многом определяет стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие  на единицу стоимости капитала. Чистая или  балансовая прибыль отчетного периода / Средняя величина инвестированного капитала*100%  
       
      Использование такого обширного состава показателей  и их сочетание для расчета  рентабельности в практической и  аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.
На практике выделилась следующая группа показателей  рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности.
      Показатели  рентабельности при необходимости  могут быть рассчитаны как на начало, так и на конец периода. В таких  случаях в показателях дроби  показываются показатели соответственно на начало и на конец периода.
      В зарубежной литературе, а в последнее время и в отечественной, используются показатели рентабельности, рассчитанные иными способами и используемые для решения специальных задач. К ним, в частности, относится так называемый коэффициент валовой прибыльности, определяемый отношением валовой прибыли или маржинального дохода (превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции. Этот показатель используется при анализе безубыточности. При оценке эффективности и принятии долгосрочных инвестиционных решений используется показатель рентабельности, рассчитанный на основе чистого притока денежных средств.
Разложение  прибыли организации и ее совокупного  капитала на определенные различные  составляющие (или их сочетания) и  определения отношения между корреспондирующими показателями прибыли и капитала отражают частную рентабельность отдельных видов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, различных ресурсов и источников их финансирования.
      Если  принять во внимание, что целью управления является прибыль организации в целом, то в качестве финансово-экономических индикаторов необходимо и достаточно использовать следующие показатели рентабельности.
      Наиболее  общим показателем в группе индикаторов  рентабельности капитала является рентабельность активов. Этот показатель называют также нормой прибыли.
Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектов внимания руководства компании, поскольку  рентабельность совокупного капитал  аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации, издержек производства и обращения, размеры, структуру и соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых работ. Показатель рентабельности активов отражает достигнутый в компании баланс экономических интересов внутренних и внешних участников деятельности предприятия. Использование для расчета рентабельности активов чистой прибыли представляется неадекватным, так как активы должны генерировать прибыль, достаточную не только для решения внутренних задач, но и для выполнения обязательств организации перед государством.
      В то же время показатель рентабельности активов, рассчитанный на основы прибыли, может быть использован дополнительно  к основному, для оценки такого важного аспекта управленческой деятельности, как налоговая политика.
Показатель  рентабельности собственного капитала важен для собственников (акционеров) компании, которые вкладывают в экономическую  деятельность предприятия свои средства с целью получения прибыли на вложенный капитал.
      Рентабельность  собственного капитала сравнивается с  возможностями получения дохода от вложения этих средств в альтернативные варианты деятельности, включая вложения в финансовые активы. В странах  с развитой рыночной экономикой этот показатель служит важным критерием при оценке (котировке) акций на бирже.
Рассмотренные выше показатели рентабельности характеризуют  вполне конкретные аспекты деятельности организации, в то же время они  взаимосвязаны между собой, что  отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во много зависят от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает роль менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в целом компании.
      Возможные сочетания прибыли с влияющими  на нее факторами дают в итоге  множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли. Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, а взаимно дополняют. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
      Показатель  рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать  потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие.
Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
      Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования  рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).
      Отношение прибыли от реализации товаров к  величине производственной площади  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете  на 1 кв. м. площади предприятия. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.
      Другим  очень важным и актуальны на сегодняшний  день является показатель рентабельности инвестиций. В настоящее время  на вложении инвестиций зарабатываются огромные капиталы, и для правильной оценки выгодности предприятия, инвестирование которого предполагается, наиболее важным показателем является показатель рентабельности инвестиций.
      Рентабельность  инвестиций (Return on Investments, рентабельность инвестиций) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в предприятие (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки).
Оценить эффективность работы компании на основании  показателя рентабельности инвестиций можно, только если менеджмент располагает  сопоставимыми данными по аналогичным  компаниям или подразделениям холдинга.
Среди основных недостатков, связанных с  расчетом рентабельности инвестиций, можно выделить возможность искажения  этого показателя в результате отсрочки технического обслуживания, сокращения издержек на исследования и маркетинг. Другими словами, значение рентабельности инвестиций повысится, в то время как в целом ситуация в компании ухудшится. Необходимо отметить, что решения, принимаемые о покупке или продаже подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны.
      Другим  примером может быть ситуация, когда  оценен показатель рентабельности инвестиций для научно-исследовательского подразделения  компании. Как правило, такие подразделения  убыточны, но требуют больших инвестиций, следовательно, значение рентабельности инвестиций будет низким, но это не означает, что компании следует продать данное подразделение.
Методика  факторного анализа  рентабельности.
      Широкое использование математических методов  является важным направлением совершенствования  экономического анализа, повышает эффективность анализа деятельности предприятий и их подразделений. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты коммерческой деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную или традиционными методами.
Экономический анализ - это, прежде всего факторный  анализ (в широком смысле слова).
Под экономическим  факторным анализом понимаются постепенный переход от исходной факторной системы (результативный показатель) к конечной факторной системе (или наоборот), раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Основные  задачи факторного анализа:
1. Отбор  факторов для анализа исследуемых  показателей.
2. Классификация  и систематизация их с целью  обеспечения системного подхода.
3. Моделирование  взаимосвязей между результативными  и факторными показателями.
4. Расчет  влияния факторов и оценка  роли каждого из них в изменении  величины результативного показателя.
5. работа  с факторной моделью (ее практическое  использование для управления  экономическими процессами).
      Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одной из методологических задач анализа хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе для этого используются следующие способы: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмирования, балансовый и др.
Рассмотрим  применение факторного анализа для  расчета изменения рентабельности на примере показателя рентабельности производственной деятельности.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), счисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменение структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
      Он  используется для расчета влияния  факторов во всех типах факторных  моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение  величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не изменяются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет исключить влияние всех факторов, кроме одного, и определить влияние последнего на прирост результативного показателя.
      Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: В первую очередь нужно  учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. Таким образом, применение метода цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать. 

1.3 Проблема повышения  рентабельности
      Актуальность  темы настоящей работы определяется еще рядом причин. Во-первых, осуществление  преобразований в Казахстанской финансовой системе и реструктуризация большинства предприятий привели к тому, что рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить? Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину. Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.
В связи  с переходом экономики нашей  страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних - налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних - администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.
      Программа реформирования финансовой системы, осуществляемая в Республики Казахстан в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из финансовой отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников - бухгалтерской отчетности организации. Заинтересованность акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.
      Имея  на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. К сожалению, это сделать не всегда просто. Для более точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа
      В экономически развитых западных странах  ни один инвестиционный проект не обходится  без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый их исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
      Анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды. 
      Эффективность управленческих решений, принимаемых  на основании использования показателей  рентабельности, может быть достигнута при соблюдении ряда условий:
1. Правильный  выбор объекта управления и  четкая постановка цели решаемой  задачи;
2. обоснование  метода расчета анализируемых  показателей;
3. выявление  количественной и качественной  оценки взаимосвязи между факторами,  определяющими уровень рассматриваемых параметров;
4. экономическая  интерпретация полученных результатов,  сравнение их в динамике с  показателями других компаний, среднеотраслевым  уровнем, принятыми «базовыми»  нормами;
5. формулировка  выводов с выделением сильных  и слабых сторон, зон «риска» и «благополучия», выделение и ранжирование факторов, создающих возможность достижения поставленной цели.
      Таким образом, стремление компаний структурировать  свои финансовые показатели, при последующем  их анализе и оценке, приведет к  улучшению управления отечественными компаниями, а в результате, и к подъему экономики страны в целом. Актуальность данной работы в том, что на современном этапе развития экономики Казахстана при финансовом анализе предприятий применяется очень мало показателей, что мешает получить полную картину производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Большинство фирм стремятся к увеличению прибыли, забывая при этом об эффективности своей работы, однако увеличение этого показателя не в полной мере отражает фактическую ситуацию, складывающуюся на предприятии, а при использовании комплексных исследований финансовых показателей и, главное, правильной их оценке и анализе, принятие управленческих решений может стать намного результативнее и продуктивнее.
Глава 2. Анализ рентабельности на примере ТОО «Руслан»
      2.1 Основные направления деятельности предприятия, характеристика предоставляемых услуг
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
    Своевременное и надежное обеспечение Заказчиков достоверной и легитимной информацией о фактическом движении товарной продукции (электроэнергии и мощности), необходимой для обеспечения работы Заказчика на оптовом рынке электроэнергии
    Внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих повышение эффективности потребления электроэнергии
    Снижение энергозатрат в электрохозяйстве предприятий
    Выполняемые работы
    Предпроектное обследование объектов
    Разработка технических заданий
    Разработка проектной рабочей и эксплуатационной документации
    Выполнение монтажных и наладочных работ
    Разработка и аттестация методики выполнения измерений в Госстандарте Казахстана
    Проведение работ по метрологической сертификации и поверке АИИС КУЭ
    Получение акта соответствия и присвоения класса качества    
    Сервисное обслуживание устанавливаемых систем
    Составление энергетического паспорта объекта и разработка энергосберегающих мероприятий
    Обследование технического состояния отопительно-производственных котельных и других топливо потребляющих установок для выявления резервов экономии ТЭР
    Обследование схем энергоснабжения объекта (потребителя) для выявления резервов экономии электроэнергии
    Проведение экспертизы проекта и разработка технических решений по его совершенствованию
    Экспертиза и расчет норматива технических потерь электрической и тепловой энергии в сетях промышленных предприятий с целью утверждения их .
    Определение удельного расхода топлива и электроэнергии на отпуск тепла
    Разработка мероприятий по повышению надежности и экономичности энерготехнологического оборудования
    Инструментальные исследования качества электрической энергии на шинах потребителей и разработка технических мероприятий, исключающих остановку основных технологических процессов при провалах напряжений в сети
 
2.2 Организационная структура ТОО «Руслан»
      Управление  предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.
      При разработке производственной структуры управления ТОО «Руслан» обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям .
При этом требовалось  выполнить следующие  условия:
- решение  одних и тех же вопросов  не должно находиться в ведение  разных подразделений;
- все  функции управления должны входить  в обязанности управляющих подразделений;
- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.
Следует отметить, что структура управления может изменяться во времени в  соответствии с динамикой масштабов  и содержания функций управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.
Между отдельными подразделениями ТОО «Руслан» существуют как вертикальные, так и горизонтальные связи.
      Вертикальные  связи - это связи руководства и подчинения, например, связь между начальником предприятия и начальниками участков.
      Горизонтальные  связи - это связи коопераций равноправных элементов.
      В основу структуры управления организации  положена определенная система. Известно три основные системы управления производством:
- линейная;
- функциональная;
- смешанная.
      Линейная - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Функциональная - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко.
      Наиболее  распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы.
На ТОО «Руслан» также применена разновидность смешанной системы организационной структуры управления.
Рассмотрим  обязанности отделов:
Производственно-техническая  деятельность организации, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.
Управление  предприятиями осуществляется в  соответствии с их Уставами. На ТОО «Руслан» таковым является Устав организации . Организация является юридическим лицом, пользуется соответствующими правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
ТОО «Руслан» возглавляет Генеральный директор, назначаемый на должность советом директоров, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед учредителями (собственниками организации) и трудовым коллективом. Ген. директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом организации, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации.
      При существующей структуре управления руководителю организации непосредственно подчиняются:
    Главный инженер;
    Главный бухгалтер;
    Главный юрист;
    Начальник ПТО;
      Производственно-технический  отдел отвечает за подготовку проектной документации объекта, согласование проектной документации, сдачу объектов. Возглавляет отдел начальник ПТО, который подчиняется главному инженеру.
Главный инженер руководит работой технических служб организации, несет ответственность за выполнение плана, работу на строительных объектах, использование новейшей техники и технологии, а также отвечает за выполнение требований по охране труда и технике безопасности, экологической безопасности. Главный инженер возглавляет производственно - технический совет организации, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:
    Эксплуатации;
    Охраны труда и техники безопасности,
Отдел Охраны труда и техники безопасности обеспечивает надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в соответствии с положениями 'Трудового Кодекса' и иных нормативных актов, регулирующих взаимоотношения в области охраны труда; несёт ответственность за выполнение требований техники безопасности на рабочих местах организации, обучение обслуживающего персонала безопасным методам работы, проведение соответствующих экзаменов; организует совместно с отделом кадров прохождение регулярных медицинских осмотров персонала организации и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.