На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Жизнь как термодинамический процесс

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования 

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра ихтиологии и экологии 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
«Экология» 
 
 
 

        Вариант № 6  Вопрос 6 Экологическая ниша. 

        Вопрос 17 Жизнь как термодинамический процесс 
         
         
         
         
         
         
         

                    Выполнил студент                                                                Учебной группы 
                     

                                                      Проверил:
                                                                 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Калининград 

2011г. 
 
 
 
 

Содержание работы. 
 
 
 
 

1 Введение…………………………………………………………………………….3
2 Вопрос №6 Экологическая  ниша………………………………………………..5 3 Вопрос №17 Жизнь как термодинамический процесс…………………………11
4 Заключение………………………………………………………………………..17
5 Список использованной литературы……………………………………………18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     
Введение.   
Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей его среде, возникло очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля, Плиния Старшего, Р Бойля и других, в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определённым местам обитания, чтобы убедится в этом. 
Экология (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) - наука, изучающие условия существования живых организмов и взаимодействия между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками - химией, физикой, геологией, географией, почвоведенией, математикой.
    Предметом экологии является совокупность, или структура, связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии - экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живые организмами и средой обитания. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов, их популяций и биосферы в целом.
    Основной, традиционной частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды.
    В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
- аутэкологию, исследующие индивидуальные связи отдельного организма с окружающей его средой;   
- популяционную экологию, в задачу которой входит изучение и структуры и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают как раздел аутэкологии;
- синэкологию - изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
    Для всех этих направлений главным является изучения выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства- изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, само регуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т.д.
        С точки зрения фактора времени экология разделяется на историческую и эволюционную.
    Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, различают экологию растений и микроорганизмов, экологию животных.
    В последнее время роль и значение биосферы как объекта биологического анализа непрерывно растет. Особенно большое значение в современной экологии уделяет проблемам взаимодействия человека с окружающей средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науки связанного с резким усиления взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса.
    Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.
    Соответственно более широкое толкование получил и сам термин «экология», а экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы был признан основополагающим.
    Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом, психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.
Стратегической задачей экологии считается развитее теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
    Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего и , возможно существование человека и самой природы на нашей планете  зависит от того как она станет прогрессировать. 

         Вопрос 6 Экологическая ниша.
    Экологическая ниша-место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к условиям существования. Важно подчеркнуть, что эта ниша не просто физическое пространство, занимаемое организмом, но его место в биологическом сообществе, определяемое его экологическими функциями. Ю Одум образно представил экологическую нишу как занятие, «профессию» организма в той системе видов, к которой он принадлежит, а его местообитание - это «адрес» вида.
    Знание экологической ниши позволяет ответить на вопросы, как, где и чем питается вид, чьей добычей он является, каким образом и где он отдыхает и размножается.
    Модель экологической ниши, предложенная Хатчинсоном, довольно проста: достаточно на ортогональных проекциях отложить значения интенсивности различных факторов, аз точек пределов толерантности восстановить перпендикуляры, то ограниченное ими пространство и будет соответствовать экологической ниши данного вида. Экологическая ниша- это область комбинаций таких значений факторов среды, в пределах которой данный вид может существовать неограниченно долго.
    Например, для существования наземного растения достаточно определённого значения температуры и влажности, в этом случаи можно говорить о двумерной ниши. Для морского животного уже необходимо кроме температуры еще как минимум два фактора- солёность и концентрация кислорода - тогда уже следует говорить о трехмерной ниши и т.д. На самом деле этих факторов множество и ниша многомерна.
    Экологическую нишу, определяемую только физиологическими особенностями организмов, называют фундаментальной, а ту, в которой вид реально встречается в природе реализованной.   
    Реализованная ниша- это часть фундаментальной ниши, которую данный вид, популяция в состоянии отстоять в конкурентной борьбе. Конкуренция, это отрицательное взаимодействие двух организмов, стремящихся к одному и тому же. Межвидовая конкуренция - это любое взаимодействие между популяциями, которое вредно сказывается на выживании и их росте. Конкуренция проявляется в виде борьбы видов за экологические ниши.
    Биологические взаимодействия двух видов бывают:
- нейтрализм - ни одна популяция не влияет на другую;
- конкуренция непосредственное взаимодействие - прямое взаимное подавление обоих видов;
- конкуренция взаимодействие из-за ресурсов - непрямое подавление при дефиците внешнего ресурса;
- аменсализм - популяция 2 подавляет популяцию 1, но сама не испытывает отрицательного воздействия;
- паразитизм - популяция паразит 1 состоит из меньших по величине особей чем популяция 2;
- хищничество - особи хищника 1 обычно крупнее, чем особи жертвы 2;
- комменсализм - популяция 1, комменсал, получает пользу от объединения, популяции 2 это безразлично;
- протокооперация - взаимодействие благоприятно для обоих видов, ноне обязательно;
- мутуализм - взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно.
    Не существует двух различных видов, занимающих одинаковые экологические ниши, но есть близкородственные виды, часто сходные, что им требуется по существу одна и та же ниша. В этом случаи, когда ниши частично перекрываются, возникает особо жесткая конкуренция, но в конечном итоге нишу занимает один вид. Это явление получило название получило название принципа конкурентного исключения или закон Гаузе, в честь ученого, доказавшего его существование экспериментально в 1934 году.
    Г. Ф. Гаузе экспериментально исследовал конкуренцию двух видов инфузорий. Их культивировали раздельно и вместе, используя строго дозированную бактериальную пищу. При раздельном культивировании их численность росла по обычной S-образной кривой, при совместном - побеждал в конкурентной борьбе P. aurelia. Поражение P. cadatym объясняется тем, что она плохо переносила накопление в среде продуктов метаболизма бактерий и размножалась медленнее. Но при смене пищи, например при замене её на дрожжи, побеждала уже P.candatum, так в благоприятных для обоих видов условиях она имела преимущество за счет способности к более быстрому размножению и увеличению своей численности.
    Межвидовая конкуренция за ресурсы может касаться пространства, пищи, биогенных веществ и т. п. Именно уменьшение ресурсов приводит к ситуациям, когда мы имеем дело лишь к отрицательным взаимодействиям. Результатом межвидовой конкуренции может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо популяция одного вида заменяется популяцией другого вида, а первый вынужден переселиться в другое место или перейти на другую пищу. Если виды живут в разных местах, то говорят, что они занимают разные экологические ниши, если же они живут в одном месте, но потребляют разную пищу, то говорят об их несколько различающихся экологических нишах. Процесс разделения популяциями видов пространства и ресурсов называется дифференциацией экологических ниш.
    Главный результат дифференциации ниш - снижение конкуренции. Например, тенелюбивые растения не конкурируют со светолюбивыми, менее остра конкуренция за ресурсы, численность доминирующего вида, например, регулируется хищником и т.п. Иными словами, есть множество обстоятельств, при которых разные виды - антогонисты могут сосуществовать. И тем не менее это отрицательное взаимодействие, поскольку взаимовлияние видов остаётся и не позволяет полностью раскрыть свои возможности каждому из них. 
    Нейтрализм - это форма биологических взаимоотношений, когда сожительство двух видов на одной территории не влечёт за собой ни положительных, ни отрицательных последствий для них. В этом случае виды не связаны непосредственно друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, белки и лоси, слоны и обезьяны и т.п. Отношение нейтрализма характерны для богатых видами сообществ.
    Аменсализм - это биотические отношения, при которых происходит торможение роста одного вида продуктами выделения другого. Такие отношения обычно относят к прямой конкуренции и называют антибиозом. Наиболее хорошо они изучены у растений, которые применяют различные ядовитые вещества в борьбе с конкурентами за ресурсы, и данное явление называют аллелопатия.
    Аменсализм весьма распространен в водной среде. Например, сине-зелёные водоросли, вызывая цветение воды, тем самым отравляют водную фауну, а иногда даже скот, который приходит на водопой. Аналогичные способности проявляют и другие водоросли. Они выделяют пептиды, хинон, антибиотики и другие вещества, которые ядовиты даже в малых дозах. Называют эти яды эктокринными веществами.
    Хищничество и паразитизм: отношение хищник - жертва и паразит - хозяин являют результатом прямых пищевых данных, которые для одного из партнеров имеют отрицательные последствия, а другого положительные. Все варианты пищевых экологических связей можно отнести к этим типам взаимодействия. Любой гетеротрофный организм в сообществе существует за счет поедания другого гетеро- или автотрофа.
    Хищниками называют животных, питающихся другими животными, которых они ловят и умервщляют. Для хищника характерно охотничье поведение. Изобилие насекомых, их малые размеры и легкодоступность превращают деятельность плотоядных хищников, обычно птиц, в простое собирательство добычи, подобно тому, как собирают семена, зерна птицы, питающееся ими. Насекомоядные хищники по способу овладения пищей приближаются к пастьбе травоядных животных. Некоторые птицы могут питаться и насекомыми и семенами.
    Паразитизм - это такая форма пищевой связи между видами, когда организм потребитель использует тело хозяина не только как источник пищи, но и место своего обитания (постоянного или временно). Паразиты намного меньше своего хозяина. Паразитические отношения имеют насекомые-вредители и растения, кровососущие насекомые и животные, и т. п. Насекомые-паразиты часто бывают разносчиками эпидемий.
    В природе существуют системы, состоящие из одного вида и нескольких других видов, являющиеся по отношению к нему паразитами. Это так называемые паразитарные комплексы. Например, чтобы успешно бороться с вредителями культурных растений, необходимо изучать состав и плотность комплекса, закономерность его роста, и т. п.
    Хищничество и паразитизм - это пример взаимодействия двух популяций, отрицательно сказывающихся на росте и выживании одной из них. Подобные популяции развиваются, т. е. эволюционируют, синхронно, и по мере длительности их взаимодействия коэволюция может привести к снижению степени отрицательного взаимодействия или устранить его вообще, поскольку сильное подавление популяции жертвы или хозяина популяцией хищника или паразита может привезти к уничтожению одной из них или обеих.
    Итак, наиболее жесткая конкуренция проявляется тогда, когда контакт между популяциями установлен недавно, например, вследствие изменений, произошедших в экосистеме под влиянием деятельности человека. Именно поэтому непрадуманое вмешательство человека в структуру биоциноза нередко приводит к эпидемическим вспышкам.
    К положительным видам взаимодействия относят комменсализм, кооперацию и мутализм. Многие экологи считают, что в стабильных экосистемах отрицательные и положительные взаимодействия должны находится в равновесии.
    Комменсализм, кооперацию и мутализм можно рассматривать как стадии положительных взаимодействий в ходе эволюции.
    Комменсализм - это наиболее простой тип положительных взаимодействий. Комменсалы - организмы, которые поселяются в жилищах других организмов, не причиняя им зла и не принося добра. Для тех у кого они «квартируют» они безразличны.
    Протокооперация это следующий шаг к более тесной интеграции, когда оба организма получают преимущества от объединения.
    Мутуализм (симбиоз) - следующий этап развития зависимости двух популяций друг от друга. Объединение происходит между двумя весьма различными организмами и наиболее важные мутуалические системы возникают между автотрофами и гетеротрофами. Примером может служить сотрудничество между бактериями, фиксирующими азот, и бобовыми растениями. Широко известным примером является симбиоз водоросли и гриба - лишайники. Связь этих организмов столь тесна, что лишайники практически составляют единый организм.
    К сказанному о межвидовой борьбе следует добавить, что в 90х годах прошлого века учёные пришли к выводу, что в лесах деревья и кустарники, наоборот, помогают друг другу благодаря действию законов общей поддержки. Информация, которая обеспечивает такое взаимодействие, передаётся под землёй благодаря грибку кориза, имеющихся на корнях всех растений.  
                     
Вопрос 17  Жизнь как термодинамический процесс
Напомним, что экосистема - это совокупность живых организмов, обменивающихся непрерывно энергией, веществом и информацией друг с другом и с окружающей средой. Рассмотрим сначала процесс обмена энергией.
Энергию определяют как способность производить работу. Свойства энергии описываются законами термодинамики.
Первый закон термодинамики или закон сохранения энергии утверждает, что энергия может переходить из одной формы в другую, но она не исчезает и не создается заново.
Второй закон термодинамики или закон энтропии утверждает, что в замкнутой системе энтропия может только возрастать. Применительно к энергии в экосистемах удобна следующая формулировка: процессы, связанные с превращениями энергии, могут происходить самопроизвольно только при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную, то есть деградирует. Мера количества энергии, которая становится недоступной для использования, или иначе мера изменения упорядоченности, которая происходит при деградации энергии, есть энтропия. Чем выше упорядоченность системы, тем меньше ее энтропия.
Самопроизвольные процессы ведут систему к состоянию равновесия с окружающей средой, к росту энтропии, производству положительной энтропии. Если неживую неуравновешенную с окружающей средой систему изолировать, то всякое движение в ней скоро прекратится, система в целом угаснет и превратится в инертную группу материи, находящуюся в термодинамическом равновесии с окружающей средой, то есть в состоянии с максимальной энтропией. Это наиболее вероятное для системы состояние и самопроизвольно без внешних воздействий она выйти из него не сможет. Так, например, раскаленная сковорода остыв, рассеяв тепло, сама уже не нагреется; энергия при этом не потерялась, она нагрела воздух, но изменилось качество энергии, она уже не может совершать работу. Таким образом, в неживых системах устойчиво их равновесное состояние со средой.
У живых систем есть одно принципиальное отличие от неживых - они совершают постоянную работу против уравновешивания с окружающей средой. Это утверждение имеет следующий термодинамический смысл: как в неживых системах устойчиво их равновесное состоянии, так в живых системах устойчиво неравновесное состояние.
Жизнь - это единственный на Земле естественный самопроизвольный процесс, в котором энтропия системы уменьшается. Почему это возможно?
Все живые системы являются открытыми для обмена энергией. В окружающей их среде есть огромное количество энергии Солнца, а в составе самой живой системы есть компоненты, обладающие механизмами, позволяющими эту энергию улавливать (извлекать), концентрировать, а затем снова рассеивать в окружающую среду. Как рассмотрено выше, рассеивание энергии, то есть увеличение энтропии, - это процесс, характерный для любой системы, как неживой, так и живой, а самостоятельное улавливание и концентрирование энергии - это способность только живой системы. При этом происходит извлечение порядка, организации из окружающей среды, то есть выработка отрицательной энергии - негоэнтропии. Такой процесс образования порядка в системе из хаоса окружающей среды называется самоорганизацией . Он ведет к уменьшению энтропии живой системы, противодействует ее уравновешиванию с окружающей средой, то есть росту энтропии, что для живой системы при достижении максимальной энтропии - равновесия с окружающей средой - означает смерть.
Закон максимума биогенной энергии (закон Вернадского-Бауэра): любая биологическая и бионезавершенная система с биотой, которая находится в состоянии стойкого неравновесия (динамически подвижного равновесия) с окружением, увеличивает, развиваясь, своё влияние на среду.
В процессе эволюции видов, по утверждению Вернадского, выживают те, которые увеличивают биогенную биохимическую энергию. По мнению Бауэра, живые системы никогда не находятся в состоянии равновесия и выполняют за счет своей свободной энергии полезную работу против равновесия, которого требуют законы физики и химии при существующих внешних условиях.
Таким образом, любая живая система, в том числе и экосистема, поддерживает свою жизнедеятельность благодаря, во-первых, наличию в окружающей среде в избытке энергии; во-вторых, способности за счет устройства составляющих ее компонентов эту энергию улавливать и концентрировать, а использовав - рассеивать в окружающую среду.
Энергия окружающей среды - это энергия Солнца.
Доходящая до Земли энергия Солнца распределяется следующим образом: 33 % ее отражается облаками и пылью атмосферы (это так называемое альбедо или коэффициент отражения Земли); 67 % поглощается атмосферой, поверхностью Земли и океаном. Из этого количества поглощенной энергии лишь около одного процента расходуется на фотосинтез, а вся остальная энергия, нагрев атмосферу, сушу и океан, излучается в космическое пространство в форме невидимого теплового (инфракрасного) излучения. Этого одного процента энергии достаточно для обеспечения ей всего живого вещества планеты и поддержания им состояния с низкой энтропией. Как распределяется эта энергия между компонентами биотической структуры?
Улавливают энергию Солнца и превращают ее в потенциальную энергию органического вещества растения - продуценты. Весь остальной живой мир получает необходимую для жизнедеятельности энергию, в основном поедая их.
Перенос энергии пищи от ее источника - продуцента через ряд организмов, происходящий путем поедания одних организмов другими, называется пищевой или трофической цепью.
Как происходит перенос энергии по трофической цепи? Животное употребило в пищу растение или консумента более низкого порядка. Содержащееся в пище органическое вещество расщепляется в присутствии кислорода с выделением энергии. Этот процесс, обратный фотосинтезу, называется дыханием.
Он имеет место в каждой клетке живого организма, поэтому его еще называют клеточным дыханием.
Около 90 % выделившейся энергии расходуется организмом на поддержание своей жизнедеятельности, то есть на обеспечение всех необходимых ему функций, после чего она в виде выделяемого организмом тепла рассеивается в окружающую среду и по сути дела безвозвратно теряется для всей живой системы. И только около 10 % энергии идет на построение тела, рост и размножение организма. Именно эти 10 % энергии и доступны следующему трофическому уровню. Таким образом, энергии с переходом от одного уровня к другому остается все меньше.
Но здесь нужно иметь в виду, что чем выше трофический уровень, тем в более концентрированной форме содержится в живых организмах энергия. Это объясняется присущей только живому веществу спецификой - обладанием механизмами концентрирования энергии.
Таким образом, сначала улавливание, а затем концентрирование энергии с переходом от одного трофического уровня к другому обеспечивает повышение упорядоченности, организации живой системы, то есть уменьшение ее энтропии. Для поддержания низкой энтропии в равной степени важно, чтобы у элементов системы были эффективные механизмы как для улавливания и концентрации энергии - извлечения негэнтропии из окружающей среды, так и для рассеивания ее в окружающую среду - освобождение от накапливающейся положительной энтропии. В таком сочетании они есть только в живых системах. Поэтому жизнь как термодинамический процесс представляет собой непрерывный обмен живых систем с окружающей средой, при котором происходит освобождение от производимой положительной энтропии и извлечение отрицательной, то есть порядка и организации.
Закон максимизации энергии (Г. и Ю. Одум, М.Реймерс): в конкуренции с другими системами сохраняется та из них, которая в большей степени благоприятствует притоку энергии и информации и использует максимальное их количество наиболее эффективно. Следствием этого закона является принцип Гаузе: в экосистеме не может существовать два вида с одинаковыми экологическими потребностями, т.е. занимающих одну экологическую нишу.
Необходимо понимать, что энтропия уменьшается в конкретной локальной зоне, при этом в окружающей среде она возрастает. Таким образом, рост упорядоченности в одной части системы приводит к усилению неупорядоченности в других ее частях.
Для описания поведения энергии в экосистемах употребляют термин поток энергии , поскольку в отличии от циклического движения веществ превращения энергии идут в одном направлении. Это так называемый "закон однонаправленности потока энергии". Энергия, однажды использованная каким-либо организмом, превращается в тепло и утрачивается для экосистемы. Она не может быть снова использована, как вода или неорганические вещества, по отношению к которым используется термин круговорот воды и веществ. Для своей жизнедеятельности каждый живой компонент, будь то организм или экосистема, должен получать от окружающей среды постоянный приток дополнительной энергии. Живые замкнутые термодинамические системы невозможны.  
 

     Заключение
     Все формы жизни возникли в результате естественной эволюции, и поддержание их определяется биологическими, геологическими и химическими циклами. Однако Homo sapiens - первый вид, способный и желающий существенно изменить природные системы поддержания жизни и стремящийся стать первенствующей эволюционной силой, действующей в своих интересах. Путем добычи, производства и сжигания природных веществ мы нарушаем поток элементов через почвы, океаны, флору, фауну и атмосферу; мы изменяем биологическое и геологическое лицо Земли; мы меняем климат все больше и больше, все быстрее и быстрее лишаем растительные и животные виды привычного окружения. Человечество создает сейчас новые элементы и соединения; новые открытия генетики и техники позволяют вызвать к жизни новые опасные агенты.
     Многие изменения окружающей среды позволили создать удобные условия, способствующие увеличению продолжительности жизни. Но человечество не покорило силы природы и не пришло к их полному пониманию: многие изобретения и вмешательства в природу происходят без учета возможных последствий. Некоторые из них уже вызвали катастрофическую отдачу.
     Самый верный путь избежать грозящих коварными последствиями изменений окружающей среды - ослабить изменения экосистем и вмешательство человека в природу с учетом состояния его знаний об окружающем мире.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.