На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Перестройка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………...  2
1. Приход  Горбачева к власти…………………….………………...…..    2
2. Перестройка:  цели и осуществление……………………………...….   3
        2.1. Ускорение…………………..……………………...……………   3
        2.2. «Новое  мышление»   ………..…………………….…………....  7
        2.3. Демократизация и гласность ……..……………………..………8
3. Последствия  перестройки………………….…………………….…….. 9
        3.1. Ухудшение экономической ситуации ……………….…….…..10
        3.2. Изменения в политической сфере……………………………....11
        3.3. Республиканский суверенитет………………….........................13
Заключение……………………………………………………………….....13
Список  использованной литературы……………..……………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение
В ходе провала  реформ 60-х годов советская экономика  постепенно становилась невосприимчивой  к интенсификации. Она приобретала  закрытый характер. Отсталость машиностроения, сырьевая направленность экономики, неразвитость потребительского сектора экономики  деформировали структуру производства. Ухудшение экономического положения  страны особенно отрицательно сказалось  на развитии социальной сферы. В эти  годы, прежнее руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение  экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели стали выделяться по так называемому «остаточному принципу». И к середине 80-х годов страна по ряду социальных показателей сделала шаг назад по сравнению с 1960-1965 годами. Одна из самых актуальных социальных проблем в то время – укрепление здоровья советских людей. «Остаточный принцип» выделения средств на народное благосостояние привёл к тому, что доля, выделяемая здравоохранению из нашего национального дохода, всё время сокращалась .Больницы и поликлиники –крайне бедные медицинские учреждения, не оснащённые современными приборами и эффективными лекарствами.
В 80-х годах  СССР вышел на первое место в мире по объему добычи топлива и сырья. В стране за год извлекают более 5 млрд. т топливных и сырьевых ископаемых, сводят 2 млн. га леса .Подобные гигантские масштабы потребления природных ресурсов приводят к сокращению лучших и наиболее дешевых месторождений и источников сырья.
Негативная направленность процессов усиливалась по мере того, как старела и утрачивала остатки  своего потенциала команда Л.И. Брежнева. Сформировался механизм «торможения  заблокировавший экономический  и социальный прогресс.
В середине 80х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Для выполнения этой задачи требовались коренные изменения в управлении страны. Требовалась новая власть. 

1.Приход Горбачева  к власти
Михаил Сергеевич  Горбачев родился 2 марта 1931 года  в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края. В 1950 г средней школы поступил на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. В КПСС Горбачев вступил, будучи студентом. Годы учебы в Московском Государственном Университете решающим образом повлияли на формирование личности Михаила Горбачева. Получив диплом юриста, Михаил готов был работать по специальности. Ему предложили работу сначала в Москве, затем в Ставропольском крае. Вскоре после возращения в родные края, на Ставрополье, пригласили на комсомольскую работу. Он согласился. Так началась его политическая карьера. С 1955 по 1962 год он находился на различных должностях в Ставропольском крайкоме комсомола, включая пост первого секретаря крайкома ВЛКСМ. 1966 году стал первым секретарем партийной организации города Ставрополя. С августа 1968 г. он стал секретарем крайкома КПСС. С апреля 1970 г. Горбачев уже в качестве первого секретаря партийного комитета занял высший руководящий пост в одном из самых крупных территориально и хозяйственно значительных регионов России - в Ставрополье, на Северном Кавказе. В 1971 г. М.С. Горбачев был избран членом Центрального Комитета КПСС, в ноябре 1978 года - секретарем ЦК КПСС. Через два года он вошел в состав высшего в партии и стране руководящего органа - Политбюро ЦК КПСС. Многие увидели в его быстром продвижении признаки близких перемен в советском обществе, переживающем период застоя. И перемены действительно наступили.
11 марта 1985 года  мир узнал о смерти Генерального  секретаря ЦК КПСС К. Черненко. В тот же день состоялся  внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев  был выбран Генеральным секретарем. В момент избрания на высший  партийный пост новому генсеку  было 53 года, что было далеко не  последним фактором в тогдашнем  раскладе  политических сил. Вопреки прогнозам борьбы за власть после смерти Черненко не было.  Между стариками, главной фигурой среди которых был Громыко, и новым поколениям, пришедшим в полит бюро в конце 1970- начале 1980 года был достигнут компромисс , который и позволил безболезненно состояться этому кадровому назначению.  Избрание молодого, энергичного лидера отражало  стремление как общества в целом так и правящей элиты к давно назревшим переменам . Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников не было, но их объединяло желание разгрести накопившееся «завалы», преодолеть стагнацию и придать большей динамизм построенной в СССР общественной системе. Их целью стало ускорение социально-экономического развития страны. Осуществить это предполагалось через использование проверенных рычагов перегруппировку и концентрацию сил и средств на избранных в качестве главных направлений. Однако, сторонники Горбачёва разделились на 2 ветви. Одни признавали необходимость радикальных реформ последовательного, поэтапного перехода к рынку, недопустимость обвала, анархии. Другие считали допустимым переход в считанные недели, месяцы, словом, скачкообразным путем.
 В течении 1985-1986 Горбачёв сформирует свою «команду» отправляя на пенсию прежних руководителей. Постепенно набирала темпы кадровая революция Горбачёва. Позитивное впечатление произвело избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей ,выдвинутых при Брежневе: в 1985-1986 своих постов лишились Г. Алиев, В. Гришин, Д.Кунаев и др. Большие перемены произошли и в центральном партийном аппарате. В числе первых высшие посты получили Е.Лигачев, А. Яковлев, Б. Ельцин. В сентябре 1985 вместо престарелого Н.А.Тихонова , Председателя Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. К началу 1987 г. кадровые изменения коснулись 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов и крайкомов, 40% членов ЦК КПСС получившие посты при Брежневе. Изменения шли с верху вниз. С 1986-1988  на  уровне горкомов и райкомов было заменено 70% руководителей. Ещё более высокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985г, в первый год пребывания Горбачёва у власти сменилась одно треть, в 1988 их осталось 22,а в 1989-10 человек.
Горбачев был  для своей должности относительно молодым человеком ,мог говорить без бумажки, чувствовал себя раскованно среди толпы. Наконец он сам пошел «в народ», что по тем временам стало настоящей сенсацией. Вместе с тем чувствовалось, что новому генсеку не просто даются первые месяцы работы. Это невольно выражалось в его словах: «Кто не настроен перестраиваться, должен уйти, не мешать». Люди догадывались что далеко не все наверху солидарны   с Горбачёвым .Это вызывало к нему симпатии, делало его  общественную поддержку исключительно широкой.  

2.Перестройка:  цели и осуществление 
Общая ситуация в стране требовала незамедлительных перемен. «Перестройка» предложенная Горбачевым нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Она означала: создание эффективного механизма ускорения социально – экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое. «Ускорение», « перестройка» и «гласность» стали ключевыми понятиями горбачевских реформ.   

2.1. Ускорение
«Ускорение» социально-экономического развития страны и общества. Под словом «ускорение» предполагался быстрый подъём экономики за счет перераспределения финансовых потоков и новой структурной политики. Предполагалось прекратить затратное капитальное строительство, а высвободившиеся средства направить на техническое перевооружение и модернизацию предприятий.   От импортного ширпотреба предполагалось перейти к закупкам машиностроительного оборудования .Машиностроение было определенно в качестве нового «приоритета» .Программа «ускорения» предполагала опережающее развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение ею мирового уровня уже в начале 90 годов .Но ни в одном из партийных документов, ни в одном из официальных расчетов не говорилось что для  достижения цели «догнать Америку» за пять лет в важнейшей отрасли необходимо было, чтобы производство оборудования для самого машиностроения развивалось в сравнении с ним еще в два раза быстрее. Советской экономике это было не под силу. Предпринятые массивные денежные, в том числе валютные, влияния в машиностроение не дали эффекта ни через год, ни через два после провозглашения его приоритетным. Так же была провозглашена Горбачевым школьная реформа, главной задачей которой всеобщее компьютерное обучение школьников. Явно подразумевалось, что выпускники в результате подобной школьной реформы сразу встанут вровень с «бело воротничковым» рабочем классом Запада и создадут прочную кадровую базу научно-технического прогресса. Из виду было упущена самая «малость»:   советская промышленность не могла произвести и толики компьютеров, необходимых для радикальной реформы .Школьная  реформа испустила дух уже через  несколько месяцев после её провозглашения.
Второй не менее  важной составляющей «Ускорения», был  назван «человеческий фактор». Имелось  в ввиду продолжение андроповского  курса на повсеместное укрепление дисциплины, наведение порядка в расходование сырья и ресурсов, более рациональное использование оборудования и заслон производству недоброкачественной  продукции .Вместе с тем гораздо больше внимания уделялось и другой стороне «человеческого фактора»- предлагалось по-настоящему заинтересовать людей в результатах труда, вдохнуть жизнь в движение рационализаторов и изобретателей, постараться восстановить стимулы к труду. Таким образом, концепция «ускорения» не была чем то радикально новым, а представляла собой некое новое сочетание приемов из арсенала традиционного советского общества.
Видимо, поэтому  реализация «концепции ускорения» довольно быстро пришла  в противоречие со сложившимися на тот момент управленческими  схемами ,стала дестабилизировать сложившуюся  систему планово-директивного хозяйства. В связи с возросшими на тот момент темпами промышленного производства при прежних экстенсивных методах работы возникло напряжение в производстве энергетических ресурсов и сырья. Валютные инвестиции в закупку оборудования не дала ожидаемых результатов: поточные линии простаивали из-за отсутствия комплектующих, запасных  частей,  сырья необходимого технологического уровня, нужной квалификации обслуживающего персонала. Да и валютных источников у государства становилось все меньше, поскольку в результате снижения мировых цен на сырую нефть только в 1985-1986 гг. доходы от её экспорта упали на одну треть.
В условиях прежней  системы организации и оплаты труда практически не каких результатов не дали призывы к оживлению общественной инициативы на производстве. Все это вылилось в довольно  убогие попытки технологического перевооружения действующего оборудования силами местных рационализаторов. Восстановление стимулов к труду вновь сводилось исключительно к их общественным формам. Ни о какой серьёзной личной материальной заинтересованности речь по-прежнему не  шла.
Вместе с тем борьба за наведение дисциплины набирала обороты и приобретала довольно одиозные формы,  которые существенно дискредитировали новый курс и вызывали недовольство в разных социальных слоях, а также в национальных республиках. Так, вновь дан был ход делам о взятках, приписках и коррупции, начатым при Андропове и ,казалось, уже забытых в годы правление Черненко. Наиболее масштабной акцией стало «хлопковое» , или «узбекское» дело, расследовавшийся следственной группой Гдляна и Иванова, и все в общей мере воспринимавшееся в обществе как политическое. Приписки были обнаружены и в других хлопкосеющих республиках, «дело» стало распространяться на все Среднюю Азию, Азербайджан и Казахстан, что обострило противоречия между Москвой и национальными элитами. Были проведены также аресты в Министерстве внешней торговли, МИДе, среди бывшего окружения Брежнева.
Для повышения  качества продукции вскоре после  апрельского пленума на наиболее крупных предприятиях была введена  государственная приемка продукции. Введение «госприемки» было механическим внесением опыта оборонных предприятий  на гражданское производство. Но замена ведомственного контроля очередной  бюрократической структурой вела только к расширению административного  персонала, нарушению ритмичной  работы предприятия. В результате выпуск продукции сократился, дефицит увеличился , а качество осталось на прежнем уровне, поскольку на него совершенно не влиял и без того высокий потребительский спрос.
Острое недовольство  буквально по всей стране вызвала  антиалкогольная компания или так  называемый «сухой закон», которая  началась согласно постановлению ЦК от 7 мая 1985г.  «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Средствами утверждения здорового образа жизни стал небывало широкий комплекс административно-запретительных мер. Объявив пьянство одной из главных причин низкого состояния производственной дисциплины, ЦК КПСС потребовало применение в отношении пьяниц всех законодательных мер, среди них лишение премий, вознаграждений по итогам работы за год, путевок в дом отдыха и санатории и т.д. Продажа спиртных напитков запрещалась вблизи школ, детских и образовательных учреждений, больниц, санаториев и профилакториев, мест массового отдыха трудящихся. Предполагалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий на 10% с тем, чтобы за 5 лет уменьшить их выпуск вдвое. Выпуск плодово-ягодных изделий намечалось прекратить в  1988 году. На деле антиалкогольная кампания проводилась гораздо более энергично, производство алкогольных напитков сократилось почти вдвое в первый год. Это привело к резкому сокращению числа магазинов, торгующих  спиртным, безумным очередям, росту спекуляции, отравление техническим спиртом. Начало развиваться самогоноварение и ,как следствие, отравление токсинами. Но наиболее важное значение имел морально-психологический эффект, когда вся масса взрослого населения как бы приравнялась к порочным алкоголикам, поскольку система мер распространялась не только на водку и крепкие напитки, но даже на сухое вино и шампанское. В прессе серьёзно обсуждалась проблема содержания алкоголя в кефире, а комсомол оказывал материальную помощь в организации «безалкогольных свадеб». По специальным справкам отпускались алкогольные напитки на поминки и юбилеи. За любое употребление алкоголя в общественном месте могли исключить из партии, снять с работы и пр. К тому же в Крыму, в Молдавии и на Дону были вырублены виноградники наиболее ценных элитных сортов. Их площадь в период с 1985 по 1988 гг. сократилась на 30%.
Начало антиалкогольной  компании ,как показало время, было торопливым и непродуманным. Как позже писал М. Горбачев : « Негативное последствие антиалкогольной кампании намного превзошло её плюсы». Помимо развития самогоноварения, роста преступности и озлобленности граждан, массированная антиалкогольная кампания привела к резкому сокращению бюджетных поступлений, стала одним из источников финансовой разбалансировки. «Водочные» деньги были одним из стабильных источников дохода страны. Уже в 1985 года недостающая прибыль составила 60 млрд руб., в 1986 г.- 38 млрд руб., а в 1987 г.- 35 млрд руб. Образовавшаяся в результате этого «дыра» в бюджете так и осталась до распада СССР.
Непопулярные  меры, прежде всего борьбу за дисциплину и антиалкогольную кампанию, на первом этапе удавалось проводить благодаря  целому комплексу обстоятельств. Срабатывала  многолетняя инерция людей, привыкших  к такого рода кампаниям и по опыту знавшим, что надо перетерпеть и все постепенно войдет в прежнее русло. Кроме того, в 1985-1986 гг. негативные экономические последствия этих решений ещё не были очевидны основной массе населения. Благодаря этому кредит доверия Горбачеву все ещё оставался весьма значительным.
Весной 1986 г. общество испытало исключительно глубокий шок. 26 апреля на Чернобыльской АЭС около  Киева взорвался четвертый энергоблок. Власти сначала не придали событию  должного значения, пытаясь дозировать информацию. Взрыв реактора на Чернобыльской  атомной станции привел к гибели и облучению десятков тысяч людей, заражению тысяч квадратных километров территории Украины, Белоруссии и РСФСР. Почти весь оставшийся 1986 год прошёл под знаком Чернобыля. Продолжали получать смертельные дозы излучения спасатели, все отчётливее и ужаснее становились  масштабы трагедии. Затраты на первичное  преодоление аварии составили десятки  миллиардов рублей. 

2.2. «Новое  мышление»  
Одновременно  с противоречивыми процессами внутри страны, существенное влияние на её развитие оказывали внешнеполитические факторы. Изменения, происходившие, а Советском Союзе весной 1985 г. и в 1986 г., с большим интересом были встречены на западе. Почти во всех европейских странах и США огромными тиражами выходили сборники статей и выступлений нового советского лидера. Термин «новое мышление» с тех пор прочно укоренился в исторической литературе, главным образом применима к внешнеполитической деятельности Горбачева. Его суть состояла в однозначно заявленном приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Это означало радикальную смену незыблемых долгие годы основ коммунистической идеологии и инициировало качественно новые процессы внутри страны, в корне меняло духовную жизнь общества. Внутри страны был смягчен цензурный режим, прекратилось преследование инакомыслия. Вместе в тем на первом этапе в 1986-1987 гг. речь не шла об изменении природы существенного строя, отказ от основных принципов советской власти.   

2.3. Демократизация и гласность
На начальном  этапе горбачевских реформ преобразований  стержнем демократизации общественной жизни стала «гласность». Развитие «гласности», начатое сверху, довольно быстро стало вбирать в себя разные социальные силы и превратилось в  мощный поток, удержать который в  определенных рамках Горбачев и его  окружение уже не смогли. Поначалу «гласность» казалась очередной  пропагандистской кампанией, в которую мало кто верил. Все сводилось к открытому разговору о недостатках, мешающих развитию социалистической системы. Но , стали высказываться мнения, которые раньше обсуждались исключительно в кругу «своих». Возникли неформальные клубы и объединения, где велись дискуссии практически по всем вопросом политической и общественной жизни, обсуждались различные варианты экономического развития страны. Постепенно дух гласности стал проникать в кино, средства массовой информации. Стали появляться режущие своей остротой документальные фильмы. Ко второй половине 1986 года обсуждались практически все закрытые темы.  
Демократизация  – начало и суть перестройки, наиболее существенная ее характеристика в то время.
Демократизация  пронизывает все сферы общества. В сфере политики она предполагает изменение самого механизма власти, переход от иерархического управления обществом «для трудящихся» через  сравнительно узкий правящий слой к  самоуправлению трудящихся. В сфере  экономики демократизация направлена на решительное изменение механизма  реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные прерогативы хозяев общественного  производства и возможность проявлять  индивидуальную трудовую инициативу .В социальной сфере суть демократизации состоит в преодолении 
«остаточного принципа» выделения средств на социальное развитие, Коренное изменение механизма распределения национального дохода, устранение из этого механизма элитарно-технократических элементов. В культуре демократизация предполагает восстановление и развитие свободы творчества и информации. В нравственной сфере демократизация направлена на восстановление уважения к социалистической личности, к социальной справедливости.

Таким образом, демократизация является гигантским общественным процессом, реализующим основную стратегическую цель перестройки – освобождение и реализация творческой энергии  и творческой инициативы трудящихся масс, каждого труженика для ускорения  социально-экономического развития страны и достижения нового качества жизни.
Весной 1985 г. казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленных на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление  трудовой мотивации. Цель этих преобразований – повысит уровень социального  благосостояния, и создать социально- экономический и политический комфорт  для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального  состояния населения и тех  прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.
Однако ожидания эти не оправдались. Декларативный  характер программ перестройки стал преобладающим. Отсутствие конкретного  механизма реализации провозглашенных  задач привело к обратному  результату.
В стране стали  довольно заметно проявляться сомнение в целесообразности 
«перестройки» и в способности партийно-государственного руководства страны переломить ход событий: оно оказалось неспособным активно влиять на улучшения процесса. Сам же генсек Горбачев все менее охотно встречался с гражданами собственной страны и все чаще совершал поездки за границу.

Взятый в январе 1987 года курс на демократизацию и гласность  к концу 1988 года привел к важным последствиям. 
3. Последствия  перестройки
К концу 80-х годов  становится очевидным, что в стране начались не реформы, а сокрушительная работа по уничтожению научно- технической мощи, производственного потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуального запаса, нравственных устоев. Стали довольно заметно проявляться сомнение в целесообразности «перестройки» и в способности партийно-государственного руководства страны переломить ход событий: оно оказалось неспособным активно влиять на улучшения процесса. Сам же генсек Горбачев все менее охотно встречался с гражданами собственной страны и все чаще совершал поездки за границу.
К началу 90-х  годов оказалась почти полностью  разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда  она лишилась способности адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К этому времени был также  дискредитирован созидательный  труд и социальный статус самого работника. И, наконец, как ни печально, была дезорганизована  система управления экономикой. Корпоративные  интересы чиновников привели к созданию замкнутых структур, подменявших  народнохозяйственные цели корыстными планами новых групп, стремительно овладевавших всем тем, чем до политики «перестройки» они только управляли. Стал довольно ощутимо заметен разрыв между тем, что пыталось реализовать  партийно-государственное руководство, и реальной обстановкой, которая  сложилась в эти годы в стране.
Ситуация начала складываться таким образом, что  к началу 90 - х годов политическая номенклатура стала утрачивать свое безраздельное господство, одновременно усиливались позиции административно- хозяйственной номенклатуры. Это  обстоятельство вызывало соответствующее  противодействие со стороны партийных  лидеров. 

3.1. Ухудшение экономической ситуации
Под влиянием всех факторов к концу 1986 года экономическая  ситуация в стране стала стремительно ухудшаться. Курс на ускорение в 1986 г. полностью провалился: четвертая  часть предприятий не выполняла  производственные планы, 13% были убыточными. Миллионы советских людей на опыте повседневной жизни убеждались, что снабжение товарами народного потребления и продовольствием стало ухудшаться, дефицит постоянно усиливается. В январе 1987 года начался спад производства, который стал началом глубочайшего экономического кризиса. Как выяснилось, в экономике СССР сложился и развивался своего рода парадокс: при том, что промышленность и сельское хозяйство производило все больше продукции, а национальный доход увеличивался, государственная казна все худела. Дотации сельскому хозяйству и промышленности, как и выплаты на заработную плату, росли, поступления же в бюджет все сокращались. Развивалась скрытая инфляция, печатный станок выпускал денег гораздо больше, чем производилось товаров, деньги в казну не возвращались, в стране сложился бюджетный дефицит. Это было поразительным открытием: ведь в 1985 году, согласно докладу министра финансов СССР, доходы превысили расходы. В действительности бюджетный дефицит уже в 1985 году составил 18 миллиардов рублей, а в следующем году возрос в три раза. Объясняя причину внезапно обнаруженного и явно не устранимого бюджетного дефицита, Горбачев возложил основную ответственность на  прежнее советское руководство: главная его ошибка заключалась в том, что оно сделало ставку на экспорт нефти, а когда спрос на неё на мировом рынке упал, это нанесло сокрушительный удар по советскому бюджету. Постоянно усиливая критику прошлой экономической политики СССР, Горбачев обнаружил и собственную ошибку: массовая антиалкогольная компания, из-за которой бюджет не досчитался 37 млрд. рублей. Между тем рост бюджетного дефицита, скрытой инфляции и товарного голода был следствием всей его реформаторской стратегии, особенно выдвинутой «сверхзадачи» ускоренного развития машиностроения. Капиталовложения в машиностроение, импортные закупки для него привели к перенапряжению бюджета. При этом, на товарном и продовольственном рынках никакого позитивного эффекта от бюджетного вливания в машиностроение не ощутимость. В июле 1988 года был опубликован закон о кооперативах. Кооперативы можно было создавать практически везде, в том числе на базе государственных предприятий. Вместе с тем развитие негосударственного сектора все время упирало в отсутствие инфраструктуры, государственную монополию на сырье и ресурсы, их дефицит. Главным препятствием были административные решения и чиновнический произвол. Но если для производственной деятельности эти препоны были непреодолимы, то в торговле кооператорам было гораздо проще. Кооперативы быстро сориентировались в ситуации. Возникла сеть так называемых «коммерческих» магазинов, где цены на товар были запредельные. Все чаще дешевые государственные товары скупали и продавали в таких магазинах. Это вызывало социальное напряжение в обществе, вело к поляризации социальных сил. Между тем в производстве никаких сдвигов не было. Надеясь на восстановление конъюнктуры нефтяного рынка и на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у Запада. Это вело к увеличению государственного долга в условиях падения стоимости рубля. В такой экономической и социальной ситуации возможностей для плавного вхождения народного хозяйства СССР в рынок оставалось все меньше.    
3.2. Изменения  в политической сфере
В обстановки «гласности»  и ухудшения экономической ситуации набирал обороты процесс радикализации  политических сил. Лето 1987 года выборы в местные Советы народных депутатов  проходили в порядке эксперимента. На бюллетенях были надписи, призывавшие  вывести войска из Афганистана, разрешить  многопартийную систему, перейти, наконец, от слов к делу.
На протяжении 1987 года развивается конфликт между  Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Он возглавлял московскую партийную организацию. Стиль Ельцина отличался популизмом. Он мог запросто войти в магазин, поехать в троллейбусе, но вместе с тем и учинить разнос нерадивым чиновникам. Все это делало его «своим» среди народа. Широкие слои горожан искренни ему симпатизировали. Осенью 1987 года на заседании Политбюро Ельцин выступил с резкой критикой темпов реформ. За такой «волюнтаризм» пленум московского горкома партии снял Ельцина с поста первого секретаря ЦК КПСС. Конфликт Горбачева и Ельцина приобретал открытую форму, симпатии же были уже не стороне Ельцина. После  этих событий бедующий Президент России ушёл в тень,  стремительно «набирая очки» как потенциальный лидер оппозиционных общественных сил.
Важным событием в политическом развитии второй половины 1980-х годов стала XIX партийная конференция КПСС, которая состоялась в июне-июле 1988 года. В своем докладе Горбачев подчеркнул, что экономические неудачи реформ напрямую связаны с бюрократизмом административно-командной системы. Эти «механизмы торможения» требовалось преодолеть с помощью радикального реформирования политической системы страны. Прежде всего речь шла о разграничении функций партийных и советских органов. На конференции была предложена новая структура высших органов власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе Верховный Совет СССР,  сформированный на съезде из числа депутатов. На фоне набиравшего силу кризиса доверия людей к Горбачеву и к партии в целом, которая уже три года топталась на месте и не могла добиться повышения жизненного уровня, были приняты необходимые меры по сохранению ведущего положения КПСС. С этой целью было решено избрать на съезде 2250 народных депутатов. При этом две трети должны были избираться населением, а треть- представлять различные общественные организации. В декабре 1988 года реализуя решения XIX партконференции, внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла эти новшества в Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР».
Подготовка к  выборам народных депутатов СССР, назначенная на март 1989 года, проходила  в обстановки беспрецедентной активности подавляющего большинства взрослого  населения. Действовали различные  политические клубы , которые стали инициативными группами по выдвижению кандидатов в депутаты. В ходе выборов главным был вопрос об отношениях в партаппарату. Поистине небывалую поддержку получил Ельцин, собравший более 80 % голосов по Московскому округу. Все это говорило о том? что почва уходила из под ног Горбачева и его  «команды», а партия теряла авторитет в глазах народа.
Страх потерять власть заставил верхушку политической номенклатуры переметнуться на позиции  рыночной экономики, присвоить лозунги  административно – хозяйственной  и научно- технической аристократии, позаимствовать терминологию «диссидентов», овладеть фразеологией «нового политического  мышления» и встать на путь приватизации того, чем раньше только управляли. К политической номенклатуре, прежде всего партаппарату приходит понимание  того, что сохранить свое господство она может, только превратившись  во владельца государственного общенародного  имущества на правах собственника. Если кратко характеризовать создавшуюся  ситуацию, то следует отметить, что  переход в новое состояние  в стране осуществлялся не буржуазно- демократическим, а криминально - бюрократическим путем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.