На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международные формы бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

      Введение 2
1. Предпринимательство:  его сущность и виды
3
1.2. История предпринимательства
6
1.3. Организационно-правовые формы предприятий
7
      2. Современные формы объединений предприятий 10
2.1. Финансово-промышленная группа
10
2.2. Холдинг
12
2.3. Концерн
15
2.4. Корпорация
16
2.5. Картель
18
2.6. Синдикат
21
2.7. Трест
21
2.8. Пул
22
      3. Международные формы бизнеса 23
3.1. Транснациональные корпорации
24
3.2. Многонациональные корпорации
25
     3.3. Особенности бизнеса в России 26
 Заключение 30
 Список  используемой литературы 31
 
 
 
 
 
 
 
Введение
       В Российской Федерации и мире на данный момент существует множество различных коммерческих организаций. Развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности способствует росту экономики страны, увеличению поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней, созданию дополнительных рабочих мест и, как следствие, снижению безработицы, снижению социальной напряженности в обществе.
       Существование большого числа видов коммерческой деятельности в различных отраслях экономики объясняет необходимость  разработки различных форм организации  предпринимательской деятельности, основные характеристики которых будут  способствовать эффективному функционированию хозяйствующего субъекта в выбранной  им области бизнеса.
       Актуальность  данной работы заключается в том, что изучение основных форм организации  предпринимательской деятельности и их характеристика необходимо для  понимания тех процессов экономического развития страны, которые затрагивают  всех ее граждан.
       Целью данной работы является изучение современных  форм предпринимательской деятельности в Российской Федерации и мире, и их основных характеристик.
Задачами  работы являются:
- изучение  современного этапа развития  предпринимательской деятельности  и законодательных норм, определяющих  организационно-правовую форму предприятий;
- характеристика  основных форм предпринимательской  деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Предпринимательство: его сущность и  виды
       В римском праве «предпринимательство»  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

      В качестве научного термина понятие  «предприниматель» появилось в  работах известного английского  экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал  человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

      Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и  знаниями. Другой французский экономист  Тюрго считал, что предприниматель  должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

      Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

       Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

      Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

      Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

      Конечно, каждый из этих видов - государственное  и частное предпринимательство  имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

      Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

      - осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

      - осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

      Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской  деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

      Но  такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

      - к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

      - к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

      - к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

      В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

      Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

      Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

      - традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство)

      - инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

      Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

      В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве  прибыль образуется путем продажи  товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

      Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

      Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

      Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

      Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

      Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует  страхователю имущества, ценности, жизни  за определенную плату компенсацию  возможного ущерба в результате непредвиденного  бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 
1.2. История предпринимательства
       Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым сделав более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.
       Более двух миллионов лет предпринимательство  развивалось вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».
       История российского предпринимательства  началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась в IX—XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» — купцы (после дворянства и духовенства), — делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело.
       В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.
       На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».
       После отмены крепостного права российское купечество увеличилось почти в два раза — со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные, пусть и с оговорками, крестьяне смогли свободно наниматься на работу, накапливать капитал и открывать собственное дело. Однако делать это торопились далеко не все, так как культура предпринимательства в России отсутствовала в принципе.
       В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США началась война между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Юг, где было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических района. На Север стремились предприниматели и основная масса эмигрантов, бегущих из худших финансовых условий с одной мыслью — заработать. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а уровень жизни — хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях, получая зарплату. На Юге труд был бесплатным, рабским, и, как следствие, неэффективным. При наличии большого количества свободных земель категорически не хватало рабочих. Север был сильнее экономически и поэтому одержал победу в гражданской войне.
       Олицетворением  успеха и американской мечты стал «дядя Сэм» (Uncle Sam — шутливая расшифровка аббревиатуры US (United States), которая в виде штемпеля ставилась на упаковки с мясом). Реальным прототипом собирательного образа дяди Сэма стал торговец мясом Сэмуэль Уилсон, воплотивший в себе представления американцев о честности, труде и патриотизме. Он начал самостоятельную жизнь в 14 лет без цента в кармане, став затем процветающим дельцом. Со временем «дядя Сэм» стал синонимом стопроцентного американца и самой Америки как символ жизни по принципу опоры на собственные силы.
       Европа  тоже пришла к капитализму, однако другим путем — через религию. Протестантизм, возникший в противовес католичеству, создал новую модель этики, где главными ценностями стали упорный труд и накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и Голландия жили по принципу: если ты трудился в поте лица, считал каждую копейку и в итоге скопил миллион, значит, ты избран богом и будешь спасен.
       В Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты: именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве богоугодного вида деятельности. Не одно поколение людей, воспитанных на принципах уважения к труду и к деньгам, сделали европейскую экономическую модель такой, какой она дошла до нас.
       Такие разные принципы развития капитализма  привели к тому, что сегодня налоги от малого и среднего бизнеса в Европе и США (которые все называют развитыми странами) обеспечивают 50% ВВП. В России эта цифра составляет 17%.

1.3. Организационно-правовые формы предприятий

 

Понятие предприятия, его  признаки

Понятие предприятия, его  признаки

       Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный (учрежденный) в  соответствии с действующим законодательством  для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в  целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:
       - предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
       - предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
       - предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
       - предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
       - предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
       - предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:
       - по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;
       - по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;
       - по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;
       - по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.
       - по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.
       - по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.
       - по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Организационные формы предприятий

       В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться  следующие организационные формы  коммерческих предприятий: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия. 
Хозяйственные товарищества и общества:

       - полное товарищество;
       - товарищество на вере (коммандитное товарищество);
       - общество с ограниченной ответственностью,
       - общество с дополнительной ответственностью;
       - акционерное общество (открытое и закрытое).
       Полное  товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
       Товарищество  на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
       Общество  с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
       Общество  с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
       Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. 
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

       - они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
       - распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
       - участие акционеров в управлении обществом;
       - право акционеров на получение дохода (дивиденда);
       - дополнительные возможности стимулирования персонала.
       
 
       Производственные  кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.
       Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две  категории:
       - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
       - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
       Право хозяйственного ведения - это право  предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
       Право оперативного управления - это право  предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями  собственника и назначением имущества.
       Право хозяйственного ведения шире права  оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права  хозяйственного ведения, имеет большую  самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать  различные объединения.  

      Современные формы объединений  предприятий.
      Финансово-промышленные группы

      В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные  комплексы, представленные мощными  промышленными компаниями, которые  нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

      ФПГ - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения  совместной скоординированной деятельности.

      ФПГ включает устойчивую группировку различных  предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ  развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

      - перекрестного владения акциями  и представительствования в руководящих  органах компаний - ФПГ обычно  контролирует многочисленные крупные,  средние и мелкие предприятия,  подрядчиков и потребителей продукции,  клиентов финансовых учреждений.

К числу  наиболее существенных характеристик  ФПГ можно отнести следующие:
        - интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
       - наличие общей стратегии;
       - добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
       - структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.
       ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых  обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или  банковских организаций.
       Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики  определяют специфику формирования ФПГ.
       Необходимость создания ФПГ определяется рядом  факторов:
       - потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
       - ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
       - наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
       - необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.
       Кроме того, ФПГ часто рассматриваются  как средство борьбы с отечественным  монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.
       ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать  и государственные предприятия, стартовое участие последних  наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических  отношений.
       Формирование  ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры  инвестиций, увеличения доли предприятий  негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и  их интеграции для мобилизации ресурсов.
       Одновременно  усилилась ориентация отраслевых органов  управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.
       Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.
       Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».
       Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно  отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:
       - широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
       - целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
       - долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
       - высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
       - селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
       - совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.
       Примерами уже созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.
       Российские  ФПГ лишь начинают выходить на мировую  сцену, и пока их капитал не может  сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.
       В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные  группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных  предприятий. Часто в группе отсутствует  реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные  интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения  ФПГ, вопросы их государственной  поддержки.
       Вместе  с тем деятельность ФПГ очень  важна для нашей экономики, так  как в результате интеграции экономических, организационных, технологических  и интеллектуальных потенциалов  их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания  инвестиционных ресурсов для новых  высокоэффективных производств.
       При формировании ФПГ следует руководствоваться  рядом объективных критериев - в  частности, принципами экономической  целесообразности, единства технологической  цепочки и т.п. В первую очередь  необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую  платежеспособный спрос, а также  предприятий, поставляющих продукцию  для государственных нужд. ФПГ  могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной  политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах  значительных финансовых ресурсов и  промышленного потенциала позволяет  осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной  продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается  такая минимизация налогов и  диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем. 

       2.2. Холдинг
       Понятие холдинга
       Холдинговая компания (холдинг) - это система  коммерческих организаций, которая  включает в себя "управляющую  компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая  компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное  общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом  или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с  заключённым между ними договором, либо иным образом.
       Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран  процессов интеграции. Почему же компании объединяются именно в холдинг, а  не создают концерн, конгломерат, трест? Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.  
Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий).

       В последнее время корпоративный  мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.  Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
       - холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция". Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим объемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
       - второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция". Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии- на 17%, а прибыль возросла на 59%.
       - холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал "стальной король" Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
       - на практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
       - транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
       - значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем "деления" больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.  Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
       - путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
       - путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием.
       - путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
       - путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример- компания "МакДональдс"). В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг.
       Следует отметить еще один способ образований  холдингов (как "сверху", так и "снизу") - объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким либо банком пакетов акций  предприятий привела к тому, что  банки стали владеть разными  по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить".
       Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения  инвестиций и повышения привлекательности  совместно с инвестором (часто  с группой инвесторов, которые  образуют синдикат) создавали управляющую  компанию. Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий  и долей инвесторов. 
Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое. В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение. Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.
 

       Управление  холдингом 
       
 
       В соответствии с законодательством  управление холдингом, как и любым  акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через  аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления  и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем  уровне холдинга (как и на всех уровнях  сложных холдингов) объем управляющих  функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого  уровня.  
В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры. Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот. Чаще всего в сложном холдинге количество управляющих функций увеличивается по мере перехода на нижний уровень группы.

       Формально процедура управления определена законодательством. Для многих холдингов основные акционеры  управляющей компании холдинга имеют  большинство, как на собрании акционеров, так и в советах директоров и могут провести все необходимые им решения в управлении. В последнее время и в России стал использоваться популярный на западе метод повышения управляемости путем расстановки топ менеджеров на ключевые должности холдинга. Для обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии "Корпоративные финансы") в своей статье "Опционы против лимузинов". Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение "жестких" контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность. Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приёмы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов.
       2.3. Концерн
       (англ. concern - участие, интерес) - добровольное  объединение предприятий, осуществляющее  совместную деятельность на основе  централизации функций научно-технического  и производственного развития, а  так же инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий.
       В отличие от конгломерата концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Часто такая группа   предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании.
       Концерн имеет общие финансовые ресурсы   для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Концерн могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных. Концерны в которые входят участники из многих стран, именуются мультинациональными.

2.4. Корпорация

       Корпорация – форма юридического лица в виде акционерного общества или объединения акционеров. Корпорация несёт ответственность по обязательствам, ограниченную стоимостью выпущенных акций, корпорация обладает правом от своего имени производить товары и услуги, заключать контракты, получать и предоставлять займы и совершать любые другие гражданские действия. Помимо ограниченной ответственности, для корпорации характерны максимальная ставка налога на прибыль, двойное налогообложение (облагается как прибыль, так и выплачиваемые дивиденды по акциям), принятие решений простым большинством голосов, свобода акционера распоряжаться своей долей акционерного капитала.

       Для обеспечения деятельности корпорации создаётся уставный фонд за счёт денежных взносов учредителей корпорации, произведенных ими в 10-дневный срок после её регистрации. Уставной фонд корпорации определяется в несколько сотен минимальных окладов.

       После внесения учредительного взноса в уставный фонд корпорации выдаётся свидетельство, которое не относится к категории  ценных бумаг. Корпорация вправе увеличивать уставный фонд за счёт привлечения дополнительных взносов учредителей, за счёт дивидендов, предназначенных для выплаты по акциям приватизируемых предприятий отрасли., принадлежащих государству, а также посредством выпуска акций.

       Другими источниками формирования имущества  корпорации являются:

       - Доходы, полученные от ее производственной, научно-технической и коммерческой деятельности;

       - Кредиты банков и другие кредиты или заемные средства;

       - Капитальные вложения, дотации из бюджетов, безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан, а также имущество, полученное путём обмена и дарения;

       - Средства, поступившие от реализации акций и других ценных бумаг;

       - Иные источники.

       Хозрасчетный  доход (прибыль), полученный корпорацией  в результате ее деятельности, подлежат налогообложению и используются для создания фондов корпорации и  начисления дивидендов. Чистый хозрасчётный доход, остающийся в корпорации, направляется на формирование резервного фонда, фонда развития производства, техники и науки, фонда социального развития, фонда потребления, валютного фонда, другие. Фонды находятся в полном распоряжении корпорации.

       Для решения уставных задач корпорация:

       - Самостоятельно планирует свою деятельность;

       - Распределяет доходы по фондам в соответствии с порядком, утверждённым Советом корпорации;

       - Регулирует трудовые отношения в корпорации;

       - Самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда, порядок приёма и увольнения работников, режима труда и отдыха;

       - Ведёт бухгалтерский учёт и отчётность в установленном порядке;

       - Совершает всякого рода сделки и иные юридические действия с предприятиями, частными лицами;

       - Создаёт и ликвидирует свои хозрасчётные и нехозрасчётные структуры (конторы, предприятия, отделения, службы, филиалы ит.п.), а также ликвидирует и реорганизует в соответствии с законодательством государственные предприятия, объединения и организации, входящие в состав корпорации;

       - Осуществляет внешнеэкономическую деятельность;

       - Выпускает ценные бумаги;

       - Обеспечивает сбалансированность всех финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и финансового развития, принятыми на отчётный период;

       - Образует за счёт отчислений предприятий резервный фонд, направляет его средства (в соответствии с утвержденной сметой) на проведение мероприятий производственного, научно-технического и социального характера;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.