Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ  

Введение…………………………………………………………………..……….4
1. Необходимость,  содержание и задачи финансового  контроля ……………………………………………………………………………………...6
2. Организация  финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….…………………………………………………………9
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………….……...…......24
Приложение А.Классификация  органов контроля……………..……………..26  

ВВЕДЕНИЕ  

Финансовый контроль является элементом управления финансами  и представляет собой специфическую  деятельность соответствующих органов  управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных  с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.
Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Особенностями финансового контроля являются его  всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты - это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
Объективной основой  финансового контроля выступает  контрольная функция финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует подчеркнуть, что для реализации данной функции необходимы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Таким образом, финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъективного фактора. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
а) контроль за соблюдением  финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования  фондов денежных средств 
б) оценку экономической  эффективности финансово-хозяйственных  операций и целесообразности производимых расходов.  

Целью данного  курсового исследования является рассмотрение понятия финансовый контроль, его  видов, основных методов и направлений  развития финансового контроля в  современных условиях. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
• Раскрывается содержание финансового контроля, его задачи, связь с контрольной функцией финансов.
• Рассматривается  организация финансового контроля  в Республике Беларусь, его виды, формы, методы
• Дается краткая  характеристика основных направлений  развития финансового контроля в современных условиях  
 
 

1 Необходимость,  содержание и задачи финансового  контроля  

Контроль за состоянием экономики, развитием социально  экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Всеобъемлющий характер финансовых отношений, вовлеченность в них государственных органов общей и специальной компетенции, а так же практически всех юридических лиц и определенной части населения предполагает постоянный анализ информации, связанной с движением финансовых потоков и выполнением участниками финансовых отношений установленных в данном государстве правил поведения. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории. Использование государством финансов в процессе реализации возложенных на него задач обязательно предполагает осуществление контроля на всех стадиях их реализации. Финансовый контроль осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами. В соответствии с нормативными предписаниями самоуправления, в том числе специальные контролирующие органы, а также общественные организации, трудовые коллективы и граждане.
Значение финансового  контроля заключается в том, что при его проведении проверяются: во первых, соблюдение всеми субъектами хозяйствования всех форм и методов реализации финансовых отношений; во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, их соответствие задачам государства. [20, с. 5]
Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению  выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов  реализации финансовых отношений, анализа  их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию. [10, с. 127]
В отличие от других видов контроля (например, административного, экологического) финансовый контроль осуществляется в денежной форме. В  этом его важнейшая особенность. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. [10, с. 128]
Объектом финансового  контроля являются, прежде всего, распределительные  процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях (бартерные сделки) – без денег. [10, с. 128]
Конкретные формы  и методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. [20, с. 6]  

Посредствам финансового  контроля проверяются: соблюдение экономических  законов и пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального фонда; составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей ( налоговый контроль) и др. [10, с. 128]
Цель и задачи финансового контроля определяют его  основные функции как части общегосударственного контроля, которые проявляются в  изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих корректив в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. А именно, цель - сбор необходимых данных по установленным объектам, вопросам и направлениям в соответствии с целями; оценка данных с точки зрения соответствия определенным параметрам или критериям законности, эффективности, экономичности, достижения целей и т.д. [2, c.79].  

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
• Содействовать  сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства
• Обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды 
• выявлять внутрипроизводственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции (услуг) и повышению рентабельности;
• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам , относящимся к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной деятельности, государственного кредита и т.д.
• содействовать  высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям 
• помогать выявлению  и устранению диспропорций в распределении  финансовых ресурсов по отраслям и  территориям с целью наиболее эффективного их использования, максимально возможного удовлетворения потребностей населения в услугах социального характера. [10, с. 128]
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, роль и значение финансового контроля значительно возрастает. Центральной проблемой хозяйствования становится всемирное повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо отлаженном финансовом контроле.  
 

2 Организация финансового контроля – виды, формы, методы.
В зависимости  от того, кто осуществляет контроль, что контролируется и каковы цели, различают основные направления  контроля. Контроль можно классифицировать по различным признакам (см. Приложение А). По организационным формам выделяют следующие виды:
1.Государственный  финансовый контроль. В широком  смысле государственный финансовый  контроль — это установленная  законодательством деятельность  органов государственной власти  и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению к пресечению:
1) ошибок и  злоупотреблений в управлении  государственными де-нежными и  иными материальными ресурсами  (капиталами), а также используемыми  в хозяйственной деятельности  и отчуждаемыми нематериальными  объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
2) несоблюдения  финансово-хозяйственного, в том  числе бюджетного, законодательства;
3) недостатков  в организации систем управления (в том числе внут-реннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных [2,c102.].
В общем и  целом цель государственного финансового  контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
1. Он реализуется  через: 
а) Президентский  контроль - проявляется при подписании законных и подзаконных актов, регулирующих финансовые отношения, а также при решении подкадровых вопросов в процессе функционирования органов управления финансами.
б) Контроль законодательных  и исполнительных органов власти – проявляется в процессе рассмотрения Парламентом проектов, законов, кодексов, в процессе утверждения актов в сфере финансового законодательства. Правительство РБ осуществляет контроль в процессе рассмотрения проекта бюджета, отчета о выполнении бюджета за предшествующий период, осуществления мероприятий в области экономической и финансовой политики. Президент РБ и законодательные и исполнительные органы власти делегируют свои контрольные полномочия высшему органу государственного контроля в РБ – Комитету государственного контроля.
в) Контроль финансово-кредитных  органов – осуществляется Министерством  финансов и местными финансовыми органами, Министерство по налогам и сборам и его инспекциям, Государственным таможенным комитетом и таможенными органами, Национальным банком.
Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь часть выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.[10, с. 129]
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государствен-ной собственности, исполнением актов Президента. Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществление контроля за: исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств: расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов, движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг; состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
2. Ведомственный  финансовый контроль:
а) Внутриведомственный  финансовый контроль. Контроль, который  осуществляют министерства, государственный  комитеты, ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. Для проведения контроля создаются контрольно – ревизионные управления (отделы, группы и т.д.).[19, с. 33]
б) Внутрихозяйственный  контроль. Контроль за деятельностью  цехов, бригад, участков и других внутрихозяйственных  формирований проводится на предприятиях (объединениях), организациях и фирмах их руководителями и специалистами, а также штатными ревизорами (аудиторами). Ответственность за внутрихозяйственный контроль возложена на работников учетной службы и главного бухгалтера. В их обязанность входит контроль за сохранностью и экономичным использованием материальных и финансовых ресурсов. Главный бухгалтер осуществляет предварительный контроль путем визирования договоров и соглашений на получение и отпуск материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг; приказов об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании работников субъекта хозяйствования[20, с. 8]
3. Независимый  финансовый контроль. Контроль, который  осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы при наличии лицензии оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль платный. Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками регулируются договорами оказания аудиторских услуг, составляемыми в простой письменной форме и включающими следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг и их стоимость, права, обязанности сторон и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и др. Аудит может быть обязательным и инициативным. Если инициативная проверка проводится по решению экономического субъекта, то осуществление обязательного аудита не зависит от его воли и желания и проводится в обязательном порядке в случаях, установленных законодательством. Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.
Если налоговый  государственный или иной орган, на который законом возложена  проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением. [22, с. 33]
4. Общественный  финансовый контроль. Его осуществляют  профсоюзные органы, ревизионные  комиссии, создаваемые в трудовых  коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в контролирующие органы, редакции газет; в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере. [22, с. 33]
В зависимости  от времени осуществления выделяют следующие формы финансового контроля:
1. Предварительный  контроль. Он осуществляется до  принятия управленческих решений  и совершения хозяйственных операций. Его объектами могут быть внутрихозяйственные  планы, проектно- сметная документация, документы на отпуск товарно-материальных  ценностей и готовой продукции, на выдачу денежных средств, договоры и т.д. Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции; обеспечить экономичное и эффективное расходование хозяйственных ресурсов; не допустить непроизводственные расходы. Предварительный контроль необходим на всех уровнях управления. Он предотвращает непроизводственные расходы, незаконное и нерациональное расходование средств, неправильное оформление документации хозяйственных операций.[20, с. 8]
2. Текущий контроль. Его цель – выявить в процессе  хозяйственных операций отрицательные  отклонения в хозяйственной деятельности, которые в ходе предварительного  и последующего контроля могут  быть не вскрыты, изыскать внутрихозяйственные резервы дальнейшего роста эффективности производства. В связи с этим текущему контролю должно быть уделено особое внимание со стороны работников предприятий и фирм, непосредственно заинтересованных в улучшении результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель, прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Особенно эффективно сочетание текущего контроля с предварительным, что имеет важное значение для  предупреждения непроизводственных расходов, своевременного пресечения возможных хищений и потерь материальных ресурсов и денежных средств.
3. Последующий  контроль. Он осуществляется после  совершения хозяйственных операций  на основе данных, зафиксированных  в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Цель такого контроля – проверка целесообразности и законности хозяйственных операций за определенный период, выявление недостатков в работе, нарушения или злоупотребления, если они были допущены. Он помогает вскрыть и мобилизировать резервы для дальнейшего улучшения всех производственных и экономических показателей. Один из методов последующего контроля – ревизия производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Она дает всестороннюю оценку производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятия, эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, использование внутренних резервов повышения эффективности производства и совершенствования хозяйствования.
Формой последующего контроля является внешний аудит, объект которого- баланс и финансовая отчетность, а цель – установление достоверности  финансовой отчетности и показателей  баланса, а также соответствия организации бухгалтерского учета установленным стандартам и нормативным положениям по его ведению.
Наиболее высокая  действенность и эффективность  контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего и последующего контроля. [21, с. 34]
По методам  проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдение, проверки, обследования, надзор, экономический  анализ, ревизии.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.
Обследование  охватывает более широкий круг финансово-экономических  показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.
Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Экономический анализ - как метод финансового  контроля основывается на детальном  изучении периодической и годовой  финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.
Ревизия – наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [10, с. 133]
По полноте  охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
1. полные –  предусматривают проверку всех  сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта; 
2. частичные  - проводятся для проверки отдельных  сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. комплексные  - являются наиболее полными, охватывающими  все стороны деятельности проверяемого  предприятия, учреждения, организации,  охватывают хозяйственную и финансовую  деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
4. тематические. Они проводятся по однотипным  предприятиям, учреждениям. Здесь  проверяется один и тот же  круг вопросов. Значение тематической  ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
В зависимости  от степени «охвата» финансовых и  хозяйственных операций различают ревизии:
1. сплошные - предполагают  проверку всех операций на  определенном участке деятельности  за весь проверяемый период;
2. выборочные  — это проверка определенной  части первичных документов  за тот или иной промежуток  времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
3. комбинированные  – предусматривают проверку одних  участков сплошным методом, а  других — выборочным, что позволяет  ревизовать большие объекты с  высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Весь процесс  документальной ревизии можно разбить  на несколько этапов:
1. Предъявление  полномочий. По прибытии на проверяемый  объект ревизор обязан предъявить  руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
2. Проведение  инвентаризации материальных ценностей  и проверка сохранности денежных  средств. 
3. Личное ознакомление  с объектом.
4. Непосредственная  документальная проверка операций  подконтрольного объекта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.