На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Статистический анализ импорта лекарственных средств за 2008 г

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

  КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, СТАТИСТИКИ И  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа
  По  дисциплине «Общая и таможенная статистика»
На тему: «Статистический  анализ импорта лекарственных средств за 2008 г.»  
 
 
 

                                                                                   
 
 
 
 

  Тюмень, 2011 
 

  СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ……………………………………………………………..4
      Значение внешнеторговой деятельности………………………..…6
      Основные понятия и особенности формирования мирового и российского фармацевтического рынка………………………….…….18
    1.3.  Анализ фальсификации лекарственных  средств на мировом и российском  фармацевтическом рынке (за 2008 год)……………….....28
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И  ПОКАЗАТЕЛИ В АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РФ…………………………35
    2.1. Применяемые  статистические методы…………………………….35
    2.2. Анализ  и структура импорта лекарственных  средств………...….37
    2.3. Проблемы  российского фармацевтического  рынка………………46
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48
  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….........50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ
  Российский  рынок лекарственных препаратов, в настоящее время практически  разрушен, фармацевтическая промышленность что привело к критическому уровню зависимости страны от импорта лекарственных  средств.  В ценовом выражении  на отечественные медикаменты приходится лишь 26 процентов всего оборота. При этом свыше 90 процентов российских медикаментов производятся из зарубежного  сырья. Обесценивание рубля может  стать виновником резкого подорожания  лекарств.
  Низкая  степень участия России в международном  научно-техническом обмене во многом обусловлена отсутствием последовательной государственной политики по развитию и использованию интеллектуального  потенциала страны, модернизации и  повышению конкурентоспособности  отраслей обрабатывающей промышленности, продвижению высокотехнологичной  продукции на внешние рынки.
  Россия  ежегодно теряет из-за слабого внедрения  научных и технологических новшеств не менее 3 млрд. долл. [7, с. 18].
  Фармацевтический  рынок представляет собой важный сектор экономики любой страны и  является критерием её экономического и социального развития, уровня благосостояния населения. Развитую фармацевтическую промышленность страны считают показателем  высокой инновационности её экономики. В современных условиях фармацевтика стала наиболее прибыльной индустрией, что привлекает инвесторов.
  Как известно в организации лекарственного обеспечения, участвуют три типа бизнеса. Фармацевтические компании, занимающиеся производством лекарственных средств, уполномоченные компании – дистрибьюторы, занимающиеся логистикой (доставкой  и хранением) лекарственных средств  внутри страны и аптечными сетями, осуществляющими розничный и  мелкооптовый отпуск лекарственных  средств конечному потребителю.
  Ежегодно  вследствие инфекционных заболеваний  умирают 17 млн человек; 90% из них —  жители развивающихся стран. Поскольку  для борьбы с этими заболеваниями в развивающихся странах не существует эффективных, доступных по цене и удобных в применении лекарственных средств, инфекции органов дыхательной системы, малярия и туберкулез остаются основными причинами смертности. Необходимо отметить, что в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки проживает около 80% населения планеты.
  Целью контрольной работы является совершенствование  методологии комплексного экономико-статистического  анализа условиях формирования фармацевтического  рынка страны и мирового рынка  фармации.   
  В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: анализ  состояния мирового фармацевтического  рынка; определить направления и  специфику развития фармацевтического  рынка РФ; проанализировать показатели импорта лекарственных средств, с помощью основных статистических методов; охарактеризовать проблемы развития фармацевтического рынка РФ.
  Тема  контрольной работы на сегодняшний  день является весьма актуальной, т.к. мировой рынок фармацевтической продукции характеризуется стабильно высокими темпами роста объемов производства и продаж, показателей рентабельности. Специфика лекарственных препаратов как товарной категории такова, что спрос на них растет практически независимо от экономических и политических факторов. Рост производства медикаментов в мире на протяжении последних 15 лет отличается стабильно высокими темпами по сравнению с промышленным производством, в целом, и химическим, в частности, превышая их в 3-4 раза
  Предмет исследования - особенности развития рынка фармацевтической промышленности на современном этапе.
  Объект  исследования - рынок фармацевтической промышленности.
  Методы  исследования - теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по экономике фармации, статистике, анализу временных рядов и прогнозированию.  Для решения поставленных в контрольной работе  использовались основные статистические методы: графический и табличный методы представления полученных результатов исследования, метод группировок, в результате которого имеющиеся показатели были систематизированы и классифицированы, Метод относительных величин динамики, характеризующий изменение показателей внешней торговли во времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1.
      Значение внешнеторговой деятельности
             Необходимость возникновения и  развития системы отношений по  международному обмену товаров  и услуг обусловлена множеством  причин. Одной из них является  то, что практически ни одна  страна не располагает количеством  и набором ресурсов, необходимых  для полного удовлетворения всей  системы потребностей. Каждая страна  обладает ограниченным количеством  труда и капитала, позволяющим  ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если  для производства отдельных товаров  в стране имеются наилучшие  условия и связанные с этим  издержки минимальны, то это позволяет  ей, увеличивая производство данного  товара и продавая его другим  странам, покупать товары, которые  невозможно произвести внутри  страны или производство их  обходится слишком дорого. Поэтому  всегда причинами существования  внешнеторговых отношений, а,  следовательно, и современного  мирового рынка остаются международное  разделение труда и взаимовыгодность  обмена.
  Внешнеэкономическая деятельность – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
  Решение о начале внешнеэкономической деятельности всегда является важным этапом развития деятельности каждой компании.
  Виды  внешнеэкономической деятельности:
  - экспорт товаров (работ, услуг);
  - реэкспорт товаров (экспорт импортных  товаров);
  - импорт товаров (работ, услуг);
  - реимпорт товаров (импорт ранее  экспортированных товаров);
  - бартерные операции;
  - арендные операции;
  - продажа лицензий;
  - оказание информационно-консультационных  услуг;
  - оказание рекламных услуг;
  - транспортно-экспедиционные услуги;
   
           Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

  Для того чтобы страна могла торговать  на мировом рынке, ей необходимо иметь  экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных  товаров и услуг, пользующихся спросом  на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а  также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок  и грузов. Конечно, при необходимости  можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как  правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная  на мировом рынке, стремится создать  собственную инфраструктуру.
  Два встречных потока товаров и услуг  образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт - это продажа и  вывоз товара за границу, импорт - покупка  и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.
  На  мировом рынке, как и на любом  рынке, формируются спрос и предложение  и поддерживается стремление к рыночному  равновесию.
  Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной  из наиболее богатых конфликтами  сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному  принятию правительствами стран  мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.
  Развитие  внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах их регулирования. Государства могут придерживаться:
  политики  свободной торговли, открывающей  внутренний рынок для иностранной  конкуренции;
  торговой  политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной  конкуренции;
  умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.
  Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные  государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к  полной либерализации торгового  режима (Исландия). Иногда может одновременно проводиться политика свободной  торговли и протекционизма, но в  отношении различной продукции.
  Совокупность  мер, которые используются государствами  в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической  политики. Она, в свою очередь, выступает  составной частью экономической  политики, в том числе внешней - общего курса государства в международных  делах.
  Внешнеторговая  политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВТП  являются экспортная и импортная  политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Кроме  того, ВТП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических  операций с отдельными государствами  и регионами, что связано с  обеспечением экономической безопасности страны.
  Центральное место во ВТП уделяется экономико-правовому  регулированию поведения участников ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным интересам. Задача государственного регулирования - это компромисс между  многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД.
  Группы  по внешнеэкономическим интересам  носят самые различные названия: союзы, объединения, ассоциации экспортеров  и импортеров различных видов  продукции, предприятий с иностранными инвестициями и т.д. Наиболее устойчивы  и многочисленны те группы, которые  имеют жизненно важные для них  и долгосрочные внешнеэкономические  интересы. Они имеют четкую организационную  структуру, профессиональные кадры, оказывают  постоянное воздействие на методы государственного регулирования ВЭД.
  Главная задача государства в современных  условиях - выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
  Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических  и политических интересов могут  быть:
  государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);
  негосударственные институты. Они представлены организациями  деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными  палатами), а также политическими  партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом  средствами и методами (через представительства  в парламенте и правительстве, различных  законосовещательных органах и  т.д.);
  субъекты  международного права (иностранные  государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;
  сами  участники внешнеэкономической  деятельности.
  Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических  связей. Национально-экономические  интересы могут не совпадать с  интересами отдельных фирм, граждан.
  Элементом управления внешнеэкономическими связями  является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.
  Регулирование внешней торговли осуществляется:
  экономической политикой страны;
  по  двусторонним договоренностям государств;
  в рамках региональных союзов;
  на  многосторонней основе.
  Примером  многостороннего межправительственного  соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade - GATT) и его преемница  Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли. Понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» соотносятся между собой как понятия «форма» и «содержание».
  Возникновение и развитие экономических отношений  между  государствами  есть результат  общественного  разделения   труда   в   международном   масштабе. Международные экономические связи являются важным  фактором,  воздействующим на уровень и направление  хозяйственного  развития  страны  и  ее  регионов.
  В  процесс  международного географического разделения труда вовлечены практически  все  страны  земного шара.  Многие  из  них  благодаря  экспорту  товаров  и  услуг  обеспечивают значительную  часть  своих  доходов.  Такие  государства  принято   называть государствами с открытой экономикой.  К  их  числу  относят,  прежде  всего, страны Западной Европы, на долю  которых  приходится  свыше  половины  всего мирового товарооборота.
  В настоящее время  для  каждого  государства  важным  условием  эффективного развития  своих  производительных  сил  является  использование  тех  выгод, которые заложены в международном разделении труда. В связи  с  этим  назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора,  решения задач  интенсификации   общественного   производства   па   основе   научно-технических достижений.
  Широкое  вовлечение  России  в  международное  разделение  труда  и  мировую экономику является одним из необходимых условий превращения нашей  страны  в передовое демократическое государство с рыночной экономикой. Одновременно внешнеэкономическая деятельность принимает все  более  открытый характер. Заметно расширилось число участников  внешнеторговых  операций.  В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации и  Федеративным договором    право    на    внешнеэкономическую    деятельность     получили непосредственно субъекты Федерации — республики, края,  области,  автономные образования, а также отдельные предприятия и компании.
  Международное географическое разделение труда в  настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые  формы. Углубление международной специализации  и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так  возникла международная экономическая  интеграция — высшая степень МГРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной  межгосударственной экономической  политики как между самими странами, так и по отношению к третьим  странам. Выделяются основные экономические  группировки стран современного мира (табл.1).
  К наиболее крупным относится Европейский  союз (ЕС), объединяющий 15 стран Западной Европы с населением почти 370 млн  чел.: Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Португалию, Грецию, Ирландию, Финляндию, Швецию, Австрию.
  Другая  крупная группировка, объединяющая 370 млн чел., — это Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда вошли США, Канада и  Мексика.
  Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. Эти страны объявили о создании зоны свободной  торговли. Латиноамериканская ассоциация интеграции включает 11 стран. Карибское  содружество и общий рынок (КАРИКАМ) преследует цель создать общий рынок в Карибском регионе и объединяет 13 государств.
  В 1991 г. было сформировано Содружество  Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие советские республики, кроме Эстонии, Латвии, Литвы, с целью  установления утраченных экономических  связей.
  Самой крупной отраслевой экономической  группировкой является Организация  стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 12 стран: Алжир, Габон, Индонезию, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию, Ливию, Нигерию, Катар, ОАЭ, Венесуэлу.
  Таблица 1
  Основные  экономические группировки стран  современного мира
  Региональные  экономические группировки   Отраслевые  экономические группировки
  (ЕС) Европейское сообщество   (ОПЕК) Организация  стран-экспортеров нефти
  (НАФТА)  Североамериканское соглашение  о свободной торговле   (ЕОУС) Европейское  объединение угля и стали
  (АСЕАН)  Ассоциациация государств Ю-В  Азии   (ЕВРАТОМ)  Европейское сообщество по атомной  энергии
  Латиноамериканская  ассоциация интеграции       
  (СНГ)  Содружество Независимых государств       
 
  Российская  Федерация  в  своей   внешнеэкономической   деятельности
  использует   многообразие   форм   внешнеэкономических   связей:    торговлю лицензиями,  лизинг,  банковскую  систему  и  кредитование,   информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.
  К  перспективным  формам  научно-технического  сотрудничества  относят торговлю лицензиями, т. е.  разрешениями  на  передачу  прав  на  применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака,  а  также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау).  Во  всем  мире  обмен научной  продукцией  растет  быстрыми  темпами  и  уже  достиг  внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.
  Одной из форм  внешнеэкономического  сотрудничества  между  Россией  и другими  странами  является  лизинг,  т.  е.  долгосрочная  аренда  машин  и оборудования. Преимущество лизинга как  формы  предоставления  во  временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в  том,  что позволяет  арендатору  получать  необходимые  ему  технические  средства  до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях  растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного  оборудования  на новое.
  Важное  место  в  развитии  экономики  и  внешнеэкономических  связей занимает  формирование  банковской  системы   и   кредитования.   Российская Федерация  устанавливает  тесные   контакты   с   основными   международными финансовыми институтами - Международным валютным  фондом,   Мировым  банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
  Все же современное состояние внешнеэкономических  связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном  товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли  продукцией  обрабатывающих отраслей  промышленности,  и  прежде   всего   машинами   и   оборудованием, наукоемкими изделиями,  информационными  услугами.  
  В  российском  экспорте наибольший удельный вес до 70% занимают топливно-энергетические  и сырьевые товары, а на долю машин и оборудования  приходится  около 8%.  К тому  же техническому уровню зарубежных аналогов в лучшем  случае  соответствует 12-14%   экспортируемой   машиностроительной   продукции.    Либерализация    и переориентация внешнеэкономических отношений России облегчили ее  доступ  в международные  экономические  структуры  к   финансовым   ресурсам   Запада.
  В то же  время  в  структуре  экспорта  товаров  из  России  продолжает
  оставаться  низкой доля машин и оборудования-7,8%. Несколько  иную  структуру имеет импорт России продукции из стран  дальнего  зарубежья.   Удельный  вес машин и оборудования составляет  37,7%.  На  втором  месте  стоит  продукция продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 28,9%.
    Одной  из  главных  задач   во  внешнеторговых  отношениях  России  со странами  ближнего  зарубежья  является  расширение  торговых  отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота. Импорт товаров  в Россию из стран СНГ в последнее  время  возрастает.  Это  является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами.
  Особый   интерес   у иностранных компаний вызывают предприятия оборонного  комплекса.   Россия  и США  проводят  большую  работу  в  области  конверсии  российских  оборонных предприятий.
  Приграничная  торговля  является одной   из   традиционных   форм региональных    экономических    связей, основывающихся  на  сбалансированном  товарообмене  продукцией  приграничных регионов  соседних  стран.  Эта  форма  торговых  отношений  развивается   в настоящее время с Финляндией, Швецией, Норвегией, Японией, КНР, КНДР. 
  Место и роль приграничной  и прибрежной  торговли  в  системе  внешнеэкономических связей  страны  определяются  социальными,  политическими  и  экономическими задачами.  При  всей  важности  экономических  стимулов   развития   ПТ   ее приоритетной функцией является содействие в решении  социально-экономических задач регионального  развития.  Особенно  это  характерно  для  испытывающих наибольшие  трудности  в  социальном  развитии  районов  Дальнего   Востока, Европейского  Севера.  Географическое  положение  этих  регионов  обусловило отставание в уровне жизни, обеспеченности в  производственной  и  социальной инфраструктуре   от   средне российских   показателей.    Для    сравнительно высокоразвитых регионов европейской части России социальная  функция  ПТ  не менее значима. По линии ПТ традиционно  закупаются  товары  производственно-технического назначения, используемые для модернизации фондов предприятий  и организаций, не являющихся экспортерами, - здравоохранения, торговой  сферы, культуры и образования, городского хозяйства и др.  Необходимо  учитывать  и общегосударственные политические задачи  этой  торговли.  Ее  ориентация  на соседние  государства,  на  определенную  часть   делового   мира   призвана способствовать налаживанию и поддержанию дружеских отношений между  народами близлежащих стран. Основными  товарами  российского  экспорта  по  линии  ПТ является лес,  уголь,  отходы  нефтепродуктов,  минеральное  сырье,  рыба.   Наиболее характерна такая структура  для  торговли  с  Японией,  Финляндией.  Сводные экономические зон (СЭЗ). Для  свободных  экономических  зон  устанавливается система льгот,  позволяющая  стимулировать  их  хозяйственную  деятельность.
  Внешнеторговые  льготы  –  предусматривают   введение   особого   таможенно-тарифного  режима,  -  снижение  или  отмену  экспортно-импортных  пошлин  и введение порядка осуществления внешнеторговых операций. Льготы, связанные  с налоговым стимулированием  отдельных  видов  деятельности  предпринимателей.
  На  долю  высокоразвитых  стран приходится, почти 65% общего объема импорта предприятиями региона среди  них выделяются  Германия,  Япония,  Италия,  США.  Доля  машин  и  оборудования, импортируемых  из  этих  государств,   составляет   от   30   до   85%. Среди развивающихся стран все большую роль играют  страны  Азиатско-Тихоокеанского региона: Сингапур, Гонконг, Южная Корея.
  На  пути свободной торговли стоит большое  количество  барьеров:  пошлины, импортные   квоты,   лицензирование,   создание   неоправданных   стандартов качества,  запреты  в   таможенных   процедурах,   добровольные   экспортные ограничения.
  Пошлины  -  это   налоги   на   импортные   товары.   Фискальные   пошлины устанавливаются в небольшом размере на  товары  не  производимые  в  стране.
  Протекционистские – их вводят в повышенном размере  для защиты  отечественных производителей. 
  Импортные   квоты    -   с   их   помощью   устанавливается максимальный объем товаров, который может быть  импортирован  за  какой-топериод времени.
  Лицензирование  – это получение разрешения на ввоз или  вывоз
  товара. Количество можно  ограничивать.  Запретом  в  таможенных  процедурах служит: эмбраго т. е.  запрет  на  импорт  какого-либо  товара.  Иностранные фирмы могут добровольно ограничивать объем экспорта в определенные страны  в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Свобода торговли  означает отсутствие барьеров. Исторически доказано,  что  только  свободная  торговля стимулирует  экономический  рост   страны.   Многие   страны   стремятся   к сотрудничеству для уменьшения или отмены барьеров.  В  1947  г.:  23  страны подписали “Генеральное соглашение о тарифах и торговли” известна  как  ГАТТ, которая основана на трех принципах: 1.  Равный  не  дискриминационный  режим для всех стран участниц. 2. Снижение пошлин. 3. Устранение  импортных  квот.
  В ГАТТ входит более 100 стран и с 1 января 1995 года она перелинковала во  “Всемирную торговую организацию” (ВТО). Другим решающим сдвигом в страну  либерализации торговли стала: экономическая интеграция –  это  объединение  рынков  2  или более стран в зону свободной торговли.
  Целями  внешнеэкономических связей служит:  постепенная  отмена  пошлин  и квот для всех стран-участниц; установление общей системы пошлин в  отношении других стран; достижение свободного  движения  капитала  и  рабочей  силы  в рамках внешнеэкономических связях.
  Таким  образом,  анализ  товарной  структуры  экспорта  и  импорта  России свидетельствует о значительном ее отставании  от  передовых  стран  мира  по уровню экономического развития.
  Тем не менее, наряду с внешней торговлей  развиваются ныне и  другие  фирмы международного экономического сотрудничества. Переход к  открытой  экономике способствовал развитию научно-технического сотрудничества России  с  другими странами  в  разных  областях  знаний   и   производственной   деятельности.
  Развивается совместное предпринимательство. Наибольшую активность  при  этом проявляют компании промышленно развитых стран –  Германии,  США,  Финляндии, Австрии, а так же стран Восточной Европы.
  Основой регулирования иностранной конкуренции  на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе современного таможенного  законодательства России. Это позволяет  нашей стране интегрироваться в  международную торгово-экономическую  систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются  каналы для перенесения через  ВЭД рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики. 

  1.2. Основные понятия и особенности  формирования мирового и российского  фармацевтического рынка
  Фармацевтический  рынок является одним из самых  высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Этому способствует специфичность рынка, направленного  на восстановление и поддержание  здоровья людей. Темпы его роста  составляют примерно 6-11% в год, а  чистая прибыль в среднем 18% от общего дохода. Увеличению продаж ЛС способствуют: общий рост заболеваемости в мире под воздействием ухудшения экологии, старение населения в развитых странах, рост уровня доходов населения в  развивающихся странах.
  Последовательное  повышение уровня и качества жизни  населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению  доступности качественной медицинской  и лекарственной помощи является главной целью социальной политики государства.
  Способность страны разрабатывать собственные  лекарства является показателем  экономической развитости государства, так как процесс разработки лекарств является одним из самых сложных, длительных и рискованных в сравнении  с разработкой инновационных  продуктов в других отраслях экономики.
  Потенциал национальной фармацевтической науки  и промышленности является важным показателем  возможности государства противодействовать внешним и внутренним угрозам, включая  угрозы глобальных ипедемий и биотерроризма.
  Основными тенденциями мирового фармацевтического  рынка являются:
    высокий уровень концентрации производственных мощностей по странам и компаниям, преимущественно в развитых странах (доля США 50%, ЕС- 27%, 50 крупнейших фармацевтических компаний- более 80% рынка);
    конкурентная борьба между транснациональными фармацевтическими фирмами ведется не вокруг цен на препараты, а вокруг широкого использования достижений научно-технического прогресса в фармацевтической промышленности. Лидируют на мировом рынке фирмы, широко использующие достижения генетической и клеточной инженерии, биотехнологии;
    активизация стран третьего мира с целью переустройства мирового фармацевтического рынка, в связи с истечением срока действия патентов на большинство наиболее прибыльных оригинальных препаратов, сосредоточением в этих странах больных, нуждающихся в принципиально новых лекарствах, недоступностью цен на новые лекарства для значительной части населения планеты.
  Существуют  определенные противоречия между тенденциями  развития фармрынка США, Европы и  России. Фармсектор этих стран развивается  по пути глобализации с концентрацией  капитала в управляющих компаниях  на своих территориях , производств  и исследований в других регионах. Вместе с тем США контролируют полную цепочку производства лекарств, важных для биобезопасности страны на своей или контролируемых территориях. В России же отсутствуют крупные  фармкомпании, способные определять стратегическое развитие отрасли и  выполнять заказы государства по обеспечению лекарственной безопасности.
  Из  региональных рынков продолжает оставаться крупнейшим в мире рынок США, доля которого составляет 26% от общего мирового рынка, хотя последние годы темпы  роста объёмов продаж на этом рынке  снижаются и он уступает свои позиции. Продажи рецептурных лекарственных  препаратов на основных европейских  рынках – Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании совокупно составили 140 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению  с 2006 г. на 4,8%. Причем, на остальной части  континента, они имеют более высокие  темпы прироста (10,9% до $ 81,6 млрд.). Самые  высокие темпы роста в Европе были отмечены в России (+20,2%) и Турции (+17,2%). В странах Евросоюза рынок  фармацевтической продукции вырос  на 6%, достигнув примерно 26% от мирового рынка ($ 144 млрд.). В Восточной Европе продажи выросли на 12% - до $9 млрд. Медленнее всего рос японский рынок - всего на 2 %, а наиболее динамично  развивался китайский рынок, который  вырос на 28% и по объему продаж ($ 9,5 млрд.) превысил аналогичный показатель восточноевропейского рынка. Наименее развитыми сегодня являются фармацевтические рынки Африки, некоторых арабских стран и ряда стран Латинской  Америки. Объем фармрынка Индии  увеличился на 13%, Южной Кореи –  на 10,7% Прирост латиноамериканских рынков составил 11,6%.
  Таким образом, хотя рост продаж отмечен во всех основных регионах, опережающие  темпы наблюдаются в развивающихся  странах, имеющих сравнительно низкий уровень душевого потребления лекарств. Закономерно, что рынки развитых стран, имеющие очень высокий уровень потребления ГЛС на душу населения, снизили темпы роста.
  Росту продажи лекарств на мировом рынке  способствуют множество факторов. Прежде всего, это общий рост заболеваемости из-за усиливающегося влияния техногенных  факторов и ухудшения экологической  обстановки. Во-вторых, это тенденция  «старения населения» в развитых странах. В-третьих, в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, рост уровня доходов населения приводит к  использованию более дорогостоящих  и качественных препаратов.
  Растет  фармацевтический рынок также благодаря  быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент  биологически активных добавок (БАД) и  сегмент дженериков - дешевых аналоговизвестных  лекарств. Сегодня доля дженериков на рынках США, Великобритании, Канады и Германии достигает уже 30% и, по мнению специалистов, будет увеличиваться  и дальше.
  В результате мирового «разделения труда» в сфере производства лекарственных  препаратов, из 50 крупнейших фармацевтических компаний, занимающих более 80% рынка, 20 компаний находятся на территории США (39,2% мирового фармрынка), 18 компаний в  Европе (33,3% рынка), 11 компаний в Японии (7,8% рынка) и 1 в Израиле.
  Охрана  здоровья представляет собой одну из важнейших составляющих внутреннего  и международного публичного порядка. Здоровье- базовая ценность, без  которой невозможна эффективная  реализация биологической и социальной сущности человека. Для устойчивого  развития личности, социальной группы, народа, человечества в целом вопрос об обеспечении надлежащей охраны здоровья имеет первостепенное значение.
  Эффективность охраны здоровья зависит от многих факторов, в том числе от сбалансированного  правового регулирования, которое  позволяет учесть интересы множества  субъектов, действующих в сфере  здравоохранения,- пациентов, разработчиков и производителей лекарственных средств и оборудования, медицинских учреждений и других. На достижение этой цели направлены многие нормы публичного права, прямо или косвенно регулирующие отношения в сфере здравоохранения.
  Патенты являются одним из наиболее эффективных  правовых механизмов, активизирующих создание новых лекарственных средств  и медицинских технологий, а также  влияющих на производство, доступность  и качество лекарств.
  Предоставляя  через институт патентов ограниченную во время монополию на использование  изобретения, государство создает  мощный стимул для создателей инноваций. При этом по общему правилу считается, что издержки, связанные с более  высокими ценами для потребителей из-за предоставленной монополии, перекрываются  выгодами от инновации.        
  Но, как показывает практика, это правило  таит в себе противоречие – очевидный  конфликт интересов потребителей, которые  заинтересованы в качественных медицинских  препаратах , технологиях и методах  лечения  по максимально  низким ценам, с одной стороны, и владельцев прав интеллектуальной собственности, которые стремятся получить наибольший доход  от использования своих  прав, окупить вложенные инвестиции в создание новых лекарств и методов  лечения – с другой.
  С экономической точки зрения это  проблема спроса и предложения. Если спрос и предложение соответствуют  друг другу, если потребители демонстрируют  готовность покупать лекарственные  средства  и пользоваться медицинскими технологиями по существующим ценам, основания  для вмешательства государства  в рыночные отношения не имеется. В этом случаи создатели изобретений  получают достаточный стимул для  инноваций, а потребители беспрепятственно реализуют своё право на охрану здоровья.
  Гораздо более сложная ситуация складывается, когда  на рынке отсутствует платежеспособный спрос и значительная часть потребителей не может позволить себе купить лекарства, воспользоваться современными  медицинскими технологиями из-за их высокой стоимости. К сожалению, такие случаи весьма распространены в России, во многих развивающихся и даже развитых странах.
  В Совете по правам человека ООН существует специальный докладчик по вопросам здоровья, в задачи которого входит сбор информации, подготовка докладов, рекомендаций по улучшению ситуации с соблюдением права на охрану здоровья.
  В 2008 г. специальный докладчик по вопросам здоровья опубликовал Рекомендции  фармацевтическим компаниям в отношении  доступа  к лекарственным средствам. В этом документе подчеркивается та роль, которую играют национальные и транснациональные  фармацевтические компании в обеспечении нуждающихся  лекарственными средствами, а также  указываются стандарты, которых  должны придерживаться данные компании в своей деятельности (по разработке, тестированию, патентованию, лицензированию, производству и продаже лекарств, в области ценообразования, борьбы с коррупцией, передачи технологий в страны со средним и низким доходом  на душу населения). Целью рекомендаций был призыв к фармацевтическим компаниям  придерживаться политики социальной ответственности  и способствовать развитию национальных систем здравоохранения.
  Российский  фармацевтический рынок
  Структура российского рынка значительно  отличается от рынков развитых стран  в сторону преобладания «брендированных» дженериков, в основном иностранного производства. Результатом является переплата конечным потребителем (в  том числе и государством) за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших, что значительно затормаживает  рост доступности лекарственных  препаратов для населения.
  В силу недостаточной развитости системы  здравоохранения основным покупателем  лекарственных препаратов зачастую выступает сам пациент, осуществляющий непрофессиональный выбор, преимущественно под действием рекламы [3, с. 40].
  Сложившаяся система продвижения стимулирует  фармпроизводителей вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а не в разработку новых эффективных  препаратов, что существенно замедляет  развитие отрасли по инновационному сценарию.
  Фармацевтический  рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.
  Коммерческий  сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи лекарств и парафармацевтики (товаров для красоты и здоровья, не лекарственный ассортимент) без учета продаж по Программе Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО).
  Государственный сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи ГЛС по Программе ДЛО, а также реализацию через ЛПУ (лечебно-профелактические учреждения).
  Основными участниками фармрынка являются аптечные сети, дистрибьюторы и производители. Сложно оценить важность каждого  звена, но территориальная особенность  России делает дистрибьюторов локомотивом  развития рынка. Расширенная филиальная сеть по всей стране у крупнейших дистрибьюторов – залог обеспечения лекарствами  населения в любой точке Российской Федерации. Именно поэтому концентрация в сегменте дистрибьюторов самая  сильная (табл.2).  

                    Таблица 2
  Инфраструктура  фармацевтической отрасли России в 2008г.
      Количество  в 2008г.   динамическая  тенденция
   
потребители
  142 млн   Снижение  демографических показателей
   
врачи
  690 тыс   Увеличение  количества врачей различного формата обслуживания пациентов (включая все формы оказания мед услуг)
   
аптеки (все формы)
  65 тыс   Увеличение  количества аптек за счет активного  роста аптечных сетей, одновременно с существующем неудовлетворенным  спросом
   
больницы
  10,2 тыс   Сокращение  числа государственных госпитальных учреждений за счет уменьшения количества населения, а также недозагруженности  коечного фонда в отдельных регионах страны
 
   
дистрибуторы фармпродукции
 
  950
 
  Органический  процесс уменьшения количества за счет консолидации бизнеса. Однако новые  правила проведения аукционов существенно  увеличили количество компаний
   
отечественные фармпроизводители
  610**   Постепенно  увеличивается количество компаний. Однако жесткий переход отрасли  к GMP стандартам снизит количество участников
   
иностранные фармпроизводители 
  470   Постепенно  увеличивается за счет улучшения  инвестиционного климата российского  рынка
   
Лекарственные средства – торговые наименования
  6 000   Увеличивается количество ТМ за счет активного вывода на рынок генерических препаратов
   
Международные непатентованные наименования (МНН)
  2000   Незначительное  увеличение количества, т.к. процесс  поиска и вывода на рынок новых  оригинальных химических молекул постепенно замедляется.
 
  Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации является одной из важнейших  социальных задач государства. Развитие мирового финансового кризиса привело  к изменению экономической ситуации в стране, изменив цены на лекарственные средства. На фармацевтическом рынке импортные и отечественные препараты представлены: в стоимостном выражении в госпитальном сегменте: 78% -импортные и 33% - отечественные, и в коммерческом сегменте: 76% - импортные и 24% - отечественные лекарственные средства; по количеству наименований как в коммерческом, так и в госпитальном сегменте соотношение составляет: 59% - импортные и 41% - отечественные препараты. В сегменте ОНЛС преобладают импортные препараты, причем за 5 лет реализации программы объем отечественных лекарственных средств уменьшился до 5% в общем объеме реализации лекарственных средств. Кроме того, у отечественной фармацевтической промышленности существует практически полная сырьевая зависимость от импорта субстанций (Китай, Индия). Все это еще раз подтверждает, что изменения на валютном рынке не могли не сказаться на динамике цен на лекарственные средства на фармацевтическом рынке. Начиная с октября-ноября 2008 г. началось повышение цен, что подтверждается как данными Росздравнадзора, так и данными Росстата.
  Пока  доля инновационных лекарственных  средств в России невелика — всего 18%. Однако она, несмотря на дженериковую ориентацию отечественного рынка, постепенно растет. Во Франции, Бельгии, Австрии  и Португалии, для сравнения, доля дженериков составляет менее 20%, а в  Италии — менее 5%. Зато в Германии, Нидерландах, Великобритании и большинстве  восточно-европейских стран доля дженериков превосходит 50%.
  Потребление лекарственных средств на душу населения  в России в десять раз меньше, чем в США, в пять-шесть раз, чем в странах Евросоюза. То есть говорить о перенасыщенности рынка  пока не приходится. Поэтому российский фармрынок тотально зависит от импорта.
  Российская  фармацевтическая отрасль практически  не представлена на международных рынках.
  Экспорт готовых лекарственных средств  и фармацевтических субстанций из Российской Федерации в 2008 году составил около 6 млрд рублей, что составляет менее 0,04% общемирового объема продаж фармацевтической продукции [6, с.27].
  Во  многом экспорту отечественных лекарственных  средств мешает отсутствие стандартов, гармонизированных с международными правилами GMP, которые регулируют производство и контроль качества лекарственных  средств и являются обязательными  для фармацевтической промышленности.
  Отрасль на начало 2008 год представлена около 350 предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. При этом на долю 10 наиболее крупных  заводов приходится более 30% всех выпускаемых  в России лекарств в денежном выражении [7, с.31-37].
  Реальный  потенциал потребления лекарственных  средств, производимых национальной отраслью, составляет не более 10-15%рынка в денежном выражении и не более 50-60% - в товарном, что свидетельствует о наличии  тенденции к дальнейшему отставанию российской фармацевтической промышленности [6, с.34].
  Продукция российских фармкомпаний не востребована в странах дальнего зарубежья  по причине ветхости производственных мощностей, устаревшего ассортимента, а также практического отсутствия внедренных стандартов производства ЛС (GMP –Good Manufacturer Practice – мировой стандарт производства лекарственных средств).
   
          Экспорт  российской продукции происходит, в основном, в страны Европы  и Азии. Объемы экспортируемой  продукции – минимальны (около  10 млн. долл. США в год). В основном, экспортируется иммунобиологическая  продукция и вакцины. 

  Страны  ближнего зарубежья более активны  в закупке российской продукции. Однако уже сегодня наблюдается  обратная динамика – спрос на российские ЛС постепенно уменьшается, в связи  с тем, что на местных рынках так же происходит реформирование локальной фарминдустрии. Такие фармрынки, как Украинский, Грузинский и Азербайджанский – практически полностью уже отказались от российских лекарственных средств по причине пересекающегося ассортимента с собственным производителями. Этому поспособствовала также нестабильная внешнеполитическая ситуация взаимоотношений России с этими странами. В тех ассортиментных группах, где не была представлена локальная продукция, место было занято иностранными компаниями из Восточной Европы и Азии. 

  1.3.  Анализ фальсификации лекарственных  средств на мировом и российском  фармацевтическом рынке (за 2008 год)
  Лекарства, призванные сохранять жизнь, становятся орудием убийства в руках мошенников: сегодня каждый десятый покупатель лекарств может стать жертвой  фальсификата, оборот которого на территории РФ ежегодно возрастает. По статистике, фальсификация лекарств считается  четвертым злом здравоохранения  после малярии, СПИДа и курения, а  смертность от побочных действий лекарств входит в первую пятерку  причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными  заболеваниями и травматизмом. С  точки зрения прибыльности лекарственный  рынок стоит на третьем месте  после продажи оружия и наркотиков.  А это реальная угроза здоровью населения  и значительный ущерб государству.
  Когда говорят о некачественных лекарствах часто употребляют самые различные  термины: "контрафакт, поддельные лекарства, фальшивые лекарства".
  В законе о лекарственных средствах  дается  следующее определение  фальсифицированных лекарств. 
  Фальсифицированное  лекарственное средство - это лекарственное  средство,   сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства
  Существует  и другое более удачное определение  фальсифицированного лекарства.
  В 1992 г. в рамках совещания ВОЗ делегаты большой группы государств-членов, с участием представителей Интерпола, Всемирной таможенной организации (в то время известной как Совет  таможенного сотрудничества), Международного комитета по контролю за наркотиками, Международной федерации ассоциаций производителей фармацевтических препаратов, Международной организации потребительских  союзов и Международной фармацевтической федерации одобрили следующее рабочее  определение:
  «Фальсифицированное лекарство - это такое лекарство, которое преднамеренно и обманным образом неправильно маркировано  в отношении подлинности и/или  источника. Фальсификация может  применяться как к фирменным, так и к генерическим изделиям; фальсифицированные изделия могут  включать изделия с правильными  ингредиентами, неправильными ингредиентами, без активного ингредиента, с  недостаточным количеством активного  ингредиента или с поддельной упаковкой» 
  Проблема  фальсификации возникла с момента  появления самых первых лекарственных  препаратов и на сегодняшний день обрела глобальный характер. К примеру, по данным американского аналитического центра CMPI, за последние 40 лет поддельные лекарства убили 200 тыс. человек, тогда  как по вине террористов за это  же время погибло 65 тыс. человек.  В России впервые инциденты, связанные  с поддельными лекарствами, официально были обнародованы в 1997 году, когда  был выявлен фальсифицированный кровезаменитель «Полиглюкин».
  По  официальным данным, количество выявленных и изъятых из обращения фальсифицированных лекарственных средств в 2008 году составило 81 серию 37 наименований. Для  осуществления контроля и учета  разработана единая информационная система, которая будет отслеживать  весь «жизненный путь» лекарственного средства. Это особенно актуально  сейчас, поскольку фармрынок в  нашей стране развивается ускоренными  темпами. Ассортимент лекарственных препаратов в российской торговой сети достиг 18 тысяч наименований. Только оптовых фармацевтических компаний в нашей стране более 2,5 тысячи. А мелких фирм, торгующих лекарствами, в 20 раз больше. Порядка семи тысяч предприятий снабжают лекарствами розничную торговлю, 700 российских предприятий производят фармацевтические препараты
  Чаще  других, сегодня подвергаются фальсификации  лекарства, пользующиеся наибольшим спросом  населения. Среди фальсифицированных лекарств 35-47% составляют антибиотики; 18-20%- гормональные препараты: 7%- противогрибковые средства; значительная часть подделок приходится на лечебную косметику и  биологически активные добавки. До 80% подделок приходится на импортные лекарства  средней ценовой группы. Считается, что дорогостоящие препараты  подделывать невыгодно, поскольку  их медленно раскупают.
  России  чаще всего подделываются наиболее эффективные ЛС – антибактериальные  средства (36%), противовоспалительные  препараты (около 20%), а также инсулины. Среди наиболее подделываемых брэндов  лидирующие позиции занимают широко рекламируемые ЛС, такие как: Но-Шпа, Мезим, Супрастин, Тавегил и др.
  По  информации ВОЗ, фальсифицированные лекарства  были найдены не менее, чем в 28 странах. Из 951 случая 25% производства подделок приходилось на промышленно развитые страны, 65 - на развивающиеся, 10% - на неизвестные  источники.
  Особенностью  России является то, что большая  часть контрафактной продукции  производится в самой России. Если в развитых странах количество фальшивых  лекарственных средств составляет 5-8%, и основная их масса приходится на импорт, то в России производится около 60% фальшивок. Остальная часть  фальсифицированных лекарственных  средств попадает в страну из Азии и стран бывшего соцлагеря. Наиболее высококачественные подделки производятся многочисленными фармацевтическими предприятиями Болгарии. На втором месте идет Индия, продукция которой отличается необычайной широтой и разнообразием. Далее следуют Польша, страны бывшей Югославии и Китай.
  Одной из причин резко возросшего распространения  контрафактной продукции в России является неконтролируемый рост фармацевтического  рынка. С 1992 года по 2008 год количество отечественных производителей выросло  в 2 раза. Число иностранных фирм, поставляющих лекарственные средства в Россию, увеличилось в 30 раз. Резко  возросло количество посредников на этапе продвижения препаратов от производителя к потребителю. Если в 1992 году их было около 300, то в настоящее  время, ( на 2008г.) их число возросло до 7000 и более. В то время как на Западе, число организаций, занимающихся оптовыми закупками и реализацией  лекарств, исчисляется десятками: в  Великобритании - 17, в Германии - 21, во Франции - 31.
  Компании-производители  понимают всю важность борьбы с фальсификатами и предпринимают для этого  различные меры: меняют упаковку, дополняют  ее специальными наклейками и голограммами. Например, хорватская фирма "Плива", пострадавшая от подделок сумамеда приняла  ряд защитных мер. Теперь дистрибьюторы  компании продают сумамеда только в  упаковках с двумя специальными наклейками, о чем фирма известила  потребителей, выпустив специальную  листовку с объяснением новшества. Однако, дополнительные меры защиты - штрих-код, сложная цветовая гамма упаковки, голографические наклейки не не спасают. Разница между введением очередной  степени защиты и появлением ее на подделках составляет 2-4 месяца. Защита оригинального препарата недешева, составляет до 15-20% от стоимости самого препарата. А пиратская подделка защиты обходится намного дешевле.
  В России проблемой фальсификации  на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения, в составе  которого имеется Департамент по контролю качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
  Фальсификация лекарств — явление не новое, однако в последнее время оно привлекает большое внимание из-за более широкого распространения в мире. По данным ВОЗ, почти половина (48,7%) документированных  случаев фальсификации лекарственных  препаратов приходится на развивающиеся  страны западного побережья Тихого океана (Китай, Филиппины, Вьетнам), за ними следуют развивающиеся страны Африки (18,7%). Промышленные страны Европы занимают третье место с показателем 13,6% (рис. 1). 

    

  Рис. 1. Географические регионы распространения поддельных лекарственных препаратов (2004–2008 г.)
  Dev — развивающиеся страны
  Ind — промышленно развитые страны
  Страны  распределены в соответствии с принадлежностью  к региональным отделам ВОЗ:
  AFRO — региональный отдел стран  Африки;
  AMRO — региональный отдел стран  Северной и Южной Америки;
  EMRO — региональный отдел стран  восточного Средиземноморья (включает  большинство стран Ближнего Востока  и Пакистан);
  EURO — региональный отдел стран  Европы;
  SEARO — региональный отдел стран  юго-восточной Азии (в том числе  Индия);
  WPRO — региональный отдел стран  западного побережья Тихого океана (в том числе Австралия, Китай,  Филиппины и Вьетнам). 
 

  
  Рис 2. Регионы — производители поддельных лекарственных препаратов
  По  данным этого исследования, мировым  лидером в производстве фальсифицированных препаратов является Индия (35%), за ней  следуют Нигерия (23,1%) и Пакистан (13,3%). На долю других стран Азии приходится еще 14,6% подделок
  в 2008 г. изъято из обращения 37 наименований 81 серии фальсифицированных лекарственных  средств и 187 серий фармацевтических субстанций и 1190 серий готовых лекарственных  препаратов, произведенных из данных субстанций.
  В структуре выявленных в 2008 г. фальсифицированных лекарственных средств 40% составляют подделки препаратов российского производства, 60% - подделки зарубежных лекарственных  средств. Среди подделок зарубежных лекарственных средств наибольшую часть в 2008 г. составили подделки оригинальных препаратов, выпускаемых  в Германии (13%), Бельгии (9%), Венгрии (8%), Польше (8%), Франции (8%).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.