На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бух учет в туризме

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
      1 глава.  Теоретические основы организации  бухгалтерского учета в туристических  компаниях
        1.1 Нормативное  регулирование бухгалтерского учета
        1.2 Сущность, задачи и принципы бухгалтерского  учета
        1.3 Особенности  бухгалтерского учета в туристических  компаниях
      2 глава.  Организация бухгалтерского учета  в туристическом агентстве (на  материалах ООО «Вояж»)
        2.1 Организация  синтетического и аналитического  учета
        2.2 Документальное  оформление хозяйственных операций  в ООО «Вояж»
        2.3 Особенности ведения операций в валюте
      3 глава. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вояж»
        3.1 Анализ финансового состояния
        3.2 Анализ финансовых результатов
    Заключение
    Список использованной литературы
     
    Введение
Туризм (от франц. - поездка, прогулка) - многогранное социально-экономическое  явление, сущность которого может проявляться  в экономическом, социальном, правовом аспектах.
Реализуя провозглашенные  Конституцией Российской Федерации  права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления  предпринимательства - туристской деятельностью.
Туристский бизнес - одна из наиболее высокодоходных и  динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. По оценкам  Всемирного совета по путешествиям и  туризму (World Travel and Tourism Council), в 2005 г. доля туризма в мировом ВВП составила 11%, доля занятых в туризме от общего числа экономически активного населения - 8,3%, доля туристских расходов в общем  потреблении товаров и услуг - 10%, доля инвестиций в туристский сектор - 9% Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 - 2015 // Туризм. №9. 2005. С. 17.. С экономической точки зрения привлекательность туристского  бизнеса для субъектов предпринимательства - в небольшом размере стартового капитала и быстрой окупаемости  вложенных средств.
Расширение границ туризма и возможностей осуществления  предпринимательства в целом, а  также необходимость формирования современной туристской индустрии  потребовали правового регулирования  туристской деятельности. Закрепление  в Конституции положений о  свободе передвижения (ст. 27), праве  на отдых (ст. 37), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) имело огромное значение для формирования туристского  законодательства Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. 1993. 25 дек.. Основными законодательными источниками правового регулирования  туристской деятельности в Российской Федерации являются: Гражданский  кодекс Российской Федерации, части I и II Часть первая Гражданского кодекса  Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410., Федеральный закон  от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации  Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.», Закон Российской Федерации  от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей Закон Российской Федерации. 1992. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1996. 16 января.», Федеральный  закон от 15 августа 1996 г. «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию Федеральный  закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О  порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.», Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды  Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании  Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 1834-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.», Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.» и этот перечень может быть продолжен. Туристская деятельность, являясь предпринимательской, регулируется нормами таможенного, налогового, земельного, экологического, административного  законодательств.
Отношения в  сфере оказания туристических услуг  впервые на законодательном уровне были урегулированы гл. 39 «Возмездное  оказание услуг» части II Гражданского кодекса Российской Федерации, где  в п. 2 ст. 779 ГК РФ наряду с медицинскими, аудиторскими, консультационными и  т.д. прямо указаны и услуги по туристическому обслуживанию.
Специальный Закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», регламентирующий отношения в сфере осуществления  туристской деятельности, был принят 04 октября 1996 г.
Вопросы о юридической  сущности отношений, складывающихся в  области туризма, применяемый в  Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятийный аппарат вызывали и до сих пор  вызывают оправданную критику, как  со стороны специалистов туристского  бизнеса, так и со стороны правоведов. Целый ряд федеральных законов, посвященных регулированию отдельных  видов предпринимательской деятельности, так же как и Закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации», определяют основные понятия, используемые в той или иной сфере  деятельности. Это установлено для  правильности толкования и правоприменения  норм закона, чего нельзя сказать о  понятиях, закрепленных в Законе «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации». Так, неоднократно поднимались вопросы, касающиеся закрепленных в законе понятий «тур» и «туристский  продукт», противоречий между нормами  Гражданского кодекса и закона относительно предмета договора туристического обслуживания и соответственно применения положений  об ответственности туристский организаций  за качество оказываемых услуг и  т.д Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации". М.: Фонд "Правовая культура", 1998. С. 11; Волошин Н.И. Правовое регулирование  в туризме: Учебник. М.: Советский  спорт, 2004. С. 80 - 82; Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток: Институт международного туризма, 1999. С. 110 - 117..
На сегодняшний  день существует большое количество научной литературы, посвященной  особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма, и в практической деятельности туристских фирм уделяется  больше внимания тонкостям и объемам  продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению  туристской деятельности. Вместе с  тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативно-правовой базы, учитывающих правовые аспекты  осуществления туристской деятельности. Однако именно правовая подготовленность субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, позволяет избежать большинства  наиболее распространенных ошибок, обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в соответствующих услугах, добиться успеха в конкурентной борьбе и в  конечном итоге достичь основной цели - получения предпринимательского дохода.
Туристская деятельность является одним из видов предпринимательской  деятельности с присущими ей признаками: самостоятельность туристской деятельности, осуществление деятельности на свой риск, направленность на систематическое  получение прибыли от оказания туристских услуг, государственная регистрация  субъектов туристской деятельности.
Особый интерес  представляют особенности ведения  бухгалтерского учета в туристическом  бизнесе, так как точность и своевременность  отражения данных в бухгалтерском  учете позволяют не только грамотно и четко анализировать уровень  развития предприятия, предвосхищать  возникновение финансовых проблем, но и своевременно и в соответствии с действующим законодательством исполнять налоговые обязанности, что позволяет избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена не только важностью  туристической деятельности для  страны, что подтверждено действующим  законодательством, но и необходимостью анализа бухгалтерской отчетности, что позволяет обеспечивать высокую  эффективность коммерческой и финансовой деятельности фирмы.
Целью данной дипломной  работы является анализ особенностей ведения бухгалтерского учета в  туристическом бизнесе. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризовано  нормативное регулирование бухгалтерского  учета в действующем российском  законодательстве;
2. показаны сущность, задачи и принципы бухгалтерского  учета;
3. раскрыты особенности  ведения бухгалтерского учета  в туристических компаниях;
4. показана организация  ведения синтетического и аналитического  учета в ООО «Вояж»;
5. раскрыты особенности  документального оформления хозяйственных  операций на предприятии;
6. показаны особенности  ведения операций в валюте;
7. проведен анализ  финансового состояния предприятия;
8. проанализированы  финансовые результаты деятельности  фирмы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе  дипломной работы раскрыто нормативное  регулирования ведения бухгалтерского учета в действующем российском законодательстве, показаны основные нормативные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета, порядок  их принятия и применения. Также  здесь показаны сущность, задачи и  принципы бухгалтерского учета, которые  являются основополагающими понятиями  в бухгалтерской науке. Заканчивается  первая глава дипломной работы раскрытием особенностей ведения бухгалтерского учета в туристических компаниях, специальных нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в туристическом бизнесе.
Вторая глава  посвящена вопросам постановки бухгалтерского учета на ООО «Вояж». ООО «Вояж» является туристической фирмой, реализующей  туристические путевки как по России, так и за рубеж. В российских путешествиях приоритетными направлениями  являются поездки в курортные  районы страны, а также путешествия  по историческим местам России, которые  в настоящее время пользуются особой популярностью, особенно среди  зарубежных туристов. В зарубежных поездках наиболее востребованными  являются туристические поездки  в Турцию, на Кипр, в Грецию, Германию, Францию и Соединенные Штаты  Америки. Компания имеет постоянный набор наиболее востребованных турпродуктов, при этом постоянно расширяет  ассортимент предлагаемых поездок, что позволяет занимать стабильное место в туристическом бизнесе. Фирма использует гибкую систему скидок для постоянных клиентов, сложную систему ценообразования, которая учитывает множество факторов, воздействующих на уровень цены.
Во второй главе  дипломной работы раскрыты особенности  организации синтетического и аналитического учета на ООО «Вояж», особенности  документального оформления хозяйственных  операций в бухгалтерском учете, а также порядок ведения операций в иностранной валюте.
Третья глава  дипломной работы посвящена анализу  финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вояж». На основании данных баланса и отчета о прибылях и  убытках проведен анализ финансового  состояния и финансовых результатов, на основании которых сделаны  выводы о тенденциях в развитии фирмы, о дальнейших ее перспективах и направлениях развития, отмечены основные достижения и недочеты в деятельности организации..
 

1 глава.  Теоретические основы организации  бухгалтерского учета в туристических  компаниях
1.1 Нормативное регулирование  бухгалтерского учета
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете  Федеральный закон Российской Федерации  от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.» законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит  из названного федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ.
Выстраивая иерархию законодательства о бухгалтерском  учете, получим следующую соподчиненность  законодательных актов:
Рис. 1.1 - Система  законодательства о бухгалтерском  учете
Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском  учете являются:
- обеспечение  единообразного ведения учета  имущества, обязательств и хозяйственных  операций, осуществляемых организациями;
- составление  и представление сопоставимой  и достоверной информации об  имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают  и утверждают в пределах своей  компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Так, Приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. №94н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 31.10.2000 №94н «Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его  применению» (в ред. Приказа Минфина  РФ от 18.09.2006 №115н) // Экономика и жизнь, №46, 2000. утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие  принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных  операций, составления и представления  бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные  акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Положением о  Министерстве финансов РФ Постановление  Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (в ред. Постановления  Правительства РФ от 11.11.2006 №669) // Российская газета, №162, 31.07.2004., в частности, определено, что Минфин России утверждает планы  счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности. Приказами Минфина России утверждены все ныне действующие положения по бухгалтерскому учету:
 

Таблица 1.1
Система Положений  по бухгалтерскому учету
 
Краткое обозначение Название Утверждающий  документ  
ПБУ 2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство Приказ Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 167 Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 20.12.1994 №167 «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» // Финансовая газета. №5, 1995.  
  Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 29.07.1998 №34н «Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в ред. Приказа  Минфина РФ от 18.09.2006 №116н) // Бюллетень  нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти, №23, 14.09.1998.  
ПБУ 7/98 События после  отчетной даты Приказ Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. №56н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 25.11.1998 №56н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)» // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти, №2, 11.01.1999.  
ПБУ 1/98 Учетная политика организации Приказ Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. №60н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 09.12.1998 №60н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 №107н) // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти, №2, 11.01.1999.  
ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №32н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 06.05.1999 №32н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» ПБУ 9/99» (в  ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти, №26, 28.06.1999.  
ПБУ 10/99 Расходы организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. №33н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 06.05.1999 №33н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти, №26, 28.06.1999.  
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. №43н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 06.07.1999 №43н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» (в ред. Приказа Минфина  РФ от 18.09.2006 №115н) // Финансовая газета, №34, 1999.  
ПБУ 3/2006 Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте Приказ Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. №154н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 27.11.2006 №154н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) //Российская газета, №25, 07.02.2007.  
ПБУ 11/2000 Информация  об аффилированных лицах Приказ Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. №5н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 13.01.2000 №5н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000» (в ред. Приказа Минфина  РФ от 30.03.2001 №27н) // Российская газета, №92 - 93, 16.05.2000.  
ПБУ 12/2000 Информация  по сегментам Приказ Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. №11н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 27.01.2000 №11н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н) // Финансовая газета, №13, 2000.  
ПБУ 14/2000 Учет нематериальных активов Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. №91н Приказ от 16.10.2000 №91н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №155н) // Финансовая газета, №48, 2000.  
ПБУ 13/2000 Учет государственной  помощи Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. №92н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 16102000 №92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н) // Финансовая газета, №47, 2000.  
ПБУ 6/01 Учет основных средств Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. №26н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 30.03.2001 №26н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (в  ред. Приказа Минфина от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти, №20, 14.05.2001.  
ПБУ 5/01 Учет материально- производственных запасов Приказ Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. №44н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 09.06.2001 №44н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (в ред. Приказа  Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Российская газета, №140, 25.07.2001.  
ПБУ 15/01 Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию Приказ Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. №60н Приказ Министерства финансов Российской федерации  от 02.08.2001 №60н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №155н) // Финансовая газета, №38, 2001.  
ПБУ 8/01 Условные факты  хозяйственной деятельности Приказ Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. №96н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 28.11.2001 №96н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Условные факты хозяйственной  деятельности» ПБУ 8/01» (в ред. Приказа  Минфина РФ от 18.09.2006 №116н) // Российская газета, №6, 12.01.2002.  
ПБУ 16/02 Информация  по прекращаемой деятельности Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. №66н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 02.07.2002 №66н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Информация по прекращаемой деятельности»  ПБУ 16/02» (в ред. Приказа Минфина  РФ от 18.09.2006 №116н) // Российская газета, №148, 10.08.2002.  
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические  работы Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. №115н Приказ Министерства финансов Российской федерации  от 19.11.2002 №115н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н) // Российская газета, №236, 17.12.2002.  
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. №114н Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 19.11.2002 №114н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02» // Российская газета, №4, 14.01.2003.  
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений Приказ Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. №126н  Приказ Министерства финансов Российской федерации от 10.12.2002 №126н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти, 39, 03.03.2003.  
       
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным  актам и методическим указаниям  Министерства финансов РФ.
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п.2 разд.I ПБУ 1/98).
К способам ведения  бухгалтерского учета относятся, согласно этому же источнику, способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, способы  применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика любой организации должна строиться  на основополагающих принципах и  допущениях бухгалтерского учета. К  этим базовым экономическим принципам  принято относить следующие принципы:
1) принцип целостности,  согласно которому учетные данные  составляют единую систему, обеспечивающую  управление хозяйственными процессами;
2) принцип имущественной  обособленности, подразумевающий что  имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной  организации;
3) принцип непрерывности  - бухгалтерский учет ведется  организацией непрерывно с момента  ее регистрации в качестве  юридического лица до реорганизации  или ликвидации в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.  Сама организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации  или существенного сокращения  деятельности и, следовательно,  обязательства будут погашаться  в установленном порядке;
4) принцип сплошной  регистрации (требование полноты) - все хозяйственные операции  и результаты инвентаризации  подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или  изъятий;
5) принцип документирования, согласно которому факты отражаются  в учете на основании соответствующих  первичных документов;
6) принцип временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной  деятельности отражаются в учете  в том отчетном периоде, когда  они имели место независимо  от времени движения денежных  средств, связанных с этими  фактами;
7) принцип количественного  измерения и исчисления фактов  хозяйственной деятельности;
8) принцип верифицируемости - контроля информации;
9) принцип непротиворечивости, предполагающий тождество данных  аналитического учета оборотам  и остаткам по счетам синтетического  учета на последний календарный  день каждого месяца;
10) принцип разделения  текущих и капитальных затрат (в бухгалтерском учете организаций  текущие затраты на производство  продукции и капитальные вложения  учитываются раздельно);
11) принцип интерпретируемости (учетная информация должна быть  ясной, то есть ее можно подвергнуть  истолкованию и анализу);
12) принцип осмотрительности (готовность к признанию в бухгалтерском  учете в большей степени расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, без допущения  создания скрытых резервов);
13) принцип приоритетности  содержания перед формой - отражение  в бухгалтерском учете факторов  хозяйственной деятельности исходя  не столько из их правовой  формы, сколько из экономического  содержания фактов и условий  хозяйствования;
14) принцип рациональности (рациональное ведение бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации).
Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и  многовековой практики учета и закреплены различными концептуальными документами  в сфере бухгалтерского учета.
Предполагается  также (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому, то есть необходимость  изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена  результатами анализа сложившейся  хозяйственной ситуации.
Разработка учетной  политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной  политики от одного отчетного периода  к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации  способны стать причиной ухудшения  финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.
Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере, однако эта работа не должна быть полностью  возложена на них. В разработке отдельных  элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, могут участвовать  все подразделения предприятия.
Можно выделить следующие этапы разработки учетной  политики.
I. Комплексная  оценка среды организации
- оценка сложившейся  системы документооборота: эффективность;  быстрота; выполнение графика;
- оценка применяемого  рабочего плана счетов: достаточность;  соответствие нормативной базе;
- анализ форм  применяемых первичных учетных  документов: необходимость; достоверность;  наличие необходимых реквизитов; полнота информации; существенность  содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;
- анализ форм  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности: необходимость; достоверность;  полнота информации; существенность  содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;  периодичность составления;
- оценка существующего  порядка проведения инвентаризации  активов и обязательств организации:  полнота информации; периодичность  проведения; состав инвентаризационной  комиссии;
- экспертиза  методов оценки активов и обязательств: соответствие нормативной базе; соответствие целям организации;  экспертиза системы внутреннего  контроля и аудита; эффективность;  достаточность; оперативность.
II. Разработка  изменений к действующей учетной  политике
III. Контроль  внедрения и применения
Согласно п.9 разд.II ПБУ 1/98, принятая организацией учетная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с  п.10 разд.II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс) независимо от места их нахождения.
Вновь созданная  организация оформляет избранную  учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой  со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Учетная политика организации должна в соответствии с п.5 разд.II ПБУ 1/98 формироваться  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждаться руководителем организации. Она  оформляется в виде пакета взаимосвязанных  документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью. Учетная политика включает в себя:
- рабочий план  счетов бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;
- формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;
- порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации;
- методы оценки  активов и обязательств;
- правила документооборота  и технологию обработки учетной  информации;
- порядок контроля  за хозяйственными операциями;
- другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета.
Изменение учетной  политики организации, согласно разд.IV ПБУ 1/98, может производиться в  случаях:
- изменения законодательства  Российской Федерации или нормативных  актов по бухгалтерскому учету;
- разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учета.  Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает  более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности  в учете и отчетности организации  или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного  изменения условий деятельности. Существенное изменение условий  деятельности организации может  быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности и т.п.
Не считается  изменением учетной политики утверждение  способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается  изменением, может быть внесено в  течение отчетного года.
Изменение учетной  политики должно быть обоснованным и  оформляется приказом (распоряжением  и т.п.) руководителя организации.
Изменение учетной  политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим  организационно-распорядительным документом.
Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий  изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономического анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой  применяется измененный способ ведения  бухгалтерского учета.
Последствия изменения  учетной политики, вызванного, в  свою очередь, изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим  законодательством или нормативным  актом.
В противном  случае они отражаются в бухгалтерской  отчетности исходя из требования представления  числовых показателей минимум за два года. Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении  этих последствий в отношении  периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной  надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий  изменения учетной политики следует  исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета  применялся с первого момента  возникновения фактов хозяйственной  деятельности данного вида. Отражение  последствий изменения учетной  политики заключается в корректировке  включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих  данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки  отражаются лишь в бухгалтерской  отчетности. При этом никакие учетные  записи не производятся.
В случаях, когда  оценка в денежном выражении последствий  изменения учетной политики в  отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена  с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Изменения учетной  политики, оказавшие или способные  оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному  раскрытию в бухгалтерской отчетности (а именно - в пояснительной записке  к отчету). Информация о них должна, как минимум, включать:
- причину изменения  учетной политики;
- оценку последствий  изменений в денежном выражении  (в отношении отчетного года  и каждого иного периода, данные  за который включены в бухгалтерскую  отчетность за отчетный год);
- указание на  то, что включенные в бухгалтерскую  отчетность за отчетный год  соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной  политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности организации Климова М.А. Бухгалтерский  учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. М.: Бератор-Пресс, 2003..
1.2 Сущность, задачи и принципы бухгалтерского  учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование  полной и достоверной информации  о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности - руководителям, учредителям,  участникам и собственникам имущества  организации, а также внешним  - инвесторам, кредиторам и другим  пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение  информацией, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за  соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении  организацией хозяйственных операций  и их целесообразностью, наличием  и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии  с утвержденными нормами, нормативами  и сметами;
- предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  ее финансовой устойчивости.
Своевременный анализ бухгалтерской отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, позволяет  предотвратить отрицательные моменты  в хозяйственной деятельности организации, выявить неиспользованные резервы  с целью дальнейшего развития организации и обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические  лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и граждане, осуществляя  предпринимательскую деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном законодательством  Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.в. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. - 496 с. - С.8..
Если обобщить всю информацию о требованиях  и допущениях, регламентирующих организацию  бухгалтерского учета, то можно выделить его основополагающие принципы. Принцип -- исходное, базовое положение науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Эти  принципы сформировались на основании  теории, практики и национальных традиций ведения бухгалтерского учета. В  отличие от естественных наук, принципы которых существуют в природе  независимо от мнения людей, принципы бухгалтерского учета формируются  людьми -- специалистами в области  бухгалтерского учета.
У разных авторов  их число и наименование существенно  различаются. Основополагающие принципы бухгалтерского учета и отчетности определяют следующие его качественные характеристики:
* стоимостную  оценку;
* начисление (соответствие);
* существенность;
* осмотрительность (бухгалтерский консерватизм);
* объективность  и др.
Принцип стоимостной  оценки означает, что в бухгалтерском  учете отражаются все факты хозяйственной  деятельности, которые могут иметь  денежное выражение. Можно выбрать  собственный вариант оценки активов, обязательств или результатов деятельности исходя из возможных вариантов, установленных  нормативными актами.
Принцип начисления заключается в том, что все  факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском  учете и включаться в отчетность в том отчетном периоде, в котором  они имели место. Этот принцип  обеспечивает сопоставимость доходов  и расходов организации, т.е. если какое-либо событие влияет на доходы или расходы  определенного периода, то результат  этого события должен быть признан  в этом же периоде.
Принцип существенности основан на обязательном отражении  в бухгалтерской отчетности такой  информации, неточность или отсутствие которой влияет на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта или принятие им управленческих решений.
Принцип осмотрительности (бухгалтерского консерватизма) означает, что бухгалтер основывает свое профессиональное суждение на том, что доходы признаются только тогда, когда есть обоснованная уверенность в их получении, а  расходы -- когда есть обоснованная возможность их производства.
Принцип объективности  означает профессиональную подготовку и этику бухгалтера. На сформированную им бухгалтерскую информацию не должны влиять его субъективные личные суждения. Объективной считается надежная и проверенная информация, соответствующая  всем фактам хозяйственной деятельности организации.
Указанные принципы служат базой общей концепции  бухгалтерского учета, основой разрабатываемых  положений по ведению бухгалтерского учета и представлению результатов  предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.3 Особенности  бухгалтерского учета в туристических  компаниях
Особенности ведения  бухгалтерского учета в туристических  компаниях регламентируются Методическими  рекомендациями по планированию, учету  и калькулированию себестоимости  туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью  Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и  туризму от 04.12.1998 №402 «Об утверждении  Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости  туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был»..
Туристский продукт - это комплекс различных услуг, которые  предоставляются туристу в зависимости  от цели путешествия. Это могут быть услуги по размещению, перевозке, питанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, а также по медицинскому, визовому, культурно-развлекательному. Кроме того, туроператор может  по желанию туристов застраховать их от несчастных случаев и болезней или включить услуги гида-переводчика.
Отсюда рождаются  и расходы туристской организации, которые подразделяются на два вида. Производственные - связаны с производством  туристского продукта, а к коммерческим бухгалтер относит затраты на продвижение и продажу туристского  продукта, например расходы на рекламу.
Кроме того, туроператор  может в целях налогообложения  относить к прямым расходам те затраты, которые отражаются непосредственно  на счете 20 «Основное производство». Такая возможность появилась  у бухгалтеров благодаря тем  изменениям, которые были внесены  в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340. Федеральным законом  от 6 августа 2005 г. №58-ФЗ Федеральный  закон Российской Федерации от 06.06.2005 №58-ФЗ «О внесении изменений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации  о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ, 13.06.2005, №24, ст. 2312..
Перечень прямых расходов, установленный для целей  налогообложения, турагентство должно закрепить в учетной политике. А накладные расходы туроператор  в качестве косвенных расходов в  полном объеме относит к расходам текущего отчетного периода.
Что же до расходов будущего периода, то предварительно затраты  на разработку маршрута отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Здесь же учитывается приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах. Правда, при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.
Если же права  на услуги сторонних организаций  с длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского  продукта и не были проданы обособленно  от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта  как технологические потери.
Тур оформляется  в виде путевки или ваучера. Выписанная туристская путевка - это письменное согласие на предложение заключить  договор на продажу туристского  продукта туроператора или турагента. Она является неотъемлемой частью договора на реализацию туристических услуг  и документом первичного учета у  туроператора или турагента.
В путевке, которая  выдается туристу, указываются конкретные условия путешествия и розничная  цена тура. Составлением путевки занимается непосредственно туроператор. Для  формирования тура оператор заключает  договоры с организациями и предпринимателями, оказывающими те или иные услуги.
Туроператор, реализующий  путевки с применением кассовой техники, может использовать для  оформления любой бланк, в том  числе разработанный самостоятельно. Это разрешено Письмом Минфина  России от 19 февраля 2003 г. №16-00-14/66 Письмо Министерства финансов Российской Федерации  от 19.02.2003 №15-00-14/66 «Об учете бланков  туристических путевок» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован  не был..
Фирмы, применяющие  для оформления путевки бланк  строгой отчетности, согласно Постановлению  Правительства от 31 марта 2005 г. №171 Постановление  Правительства Российской Федерации  от 31.03.2005 №171 «Об утверждении Положения  об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (в ред. Постановления Правительства  РФ от 05.12.2006 №743) // Собрание законодательства РФ, 04.04.2005, №14, ст. 1251., могут реализовывать  путевки населению без применения ККМ.
А вот при  получении аванса за оказание туристических  услуг ККТ применять обязательно. Об этом говорится в Письме Минфина  России от 8 декабря 2005 г. №03-01-20/5-231 Письмо Министерства финансов Российской Федерации  от 08.12.2005 №03-01-20/5-231 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован  не был.. Такой же позиции придерживаются и арбитражные суды.
На основании  ваучера туристу предоставляются  услуги, входящие в состав тура. Ваучер подтверждает факт оказания этих услуг. На его основании производятся расчеты  между фирмами.
Единой, утвержденной Минфином формы туристского ваучера  на сегодняшний день не существует, и каждая турфирма разрабатывает  свои бланки. Обычно ваучер заполняется  в четырех экземплярах. Первый экземпляр  остается в учете турфирмы. Второй является основанием для авансового отчета сотрудника фирмы, который сопровождает группу туристов, третий предъявляется  принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг  и подтверждающих этот факт печатей  и подписей, четвертый вручается  туристу.
Учет бланков  ведется на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения. При использовании бланков путевок  их стоимость списывается в дебет  счета 26.
При продаже  продуктов турфирма может использовать либо договор возмездного оказания услуг, либо договор розничной купли-продажи. При этом определение момента  реализации туристического продукта, а следовательно, и период отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете по этим договорам различны. Отличается также и порядок оформления первичных документов.
Прекращение обязательств по договору розничной купли-продажи  наступает при передаче путевки  туристу. Когда отношения между  турфирмой и туристом оформляются  договором возмездного оказания услуг, то реализация туристического продукта происходит только после окончания  туристической поездки. В бухгалтерском  учете оплата путевки отражается как предоплата. При этом турфирма должна отследить процесс оказания туристу входящих в путевку услуг  всеми сторонними организациями. Выручка  от реализации туристического продукта в бухгалтерском учете отражается в том отчетном периоде, в котором  заканчивается действие договора с  туристом.
Для бухгалтера основанием для отражения выручки  служат следующие первичные документы: ваучер с отметкой о факте оказания услуг и акты, подписанные туроператором  с организациями, оказывающими услуги. Стоит также обратить внимание, что  в п. 51 Методических рекомендаций моментом определения выручки от продажи  туристского продукта названа дата окончания тура. В то же время, согласно ст. 6 Закона №132-ФЗ Федеральный закон  Российской Федерации от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, №49, ст. 5491., между туристом и туроператором или турагентом заключается договор розничной  купли-продажи. Такая формулировка предполагает, что моментом определения  выручки от продажи турпродукта  является дата передачи его туристу.
Поэтому пока существуют такие противоречия в законодательстве, турфирмам рекомендуется закрепить  в учетной политике выбранный  ими вид договора, по которому будет  продаваться турпродукт. От этого  документа и будет зависеть момент отражения в бухгалтерском учете  выручки от реализации туристского  продукта.
У туроператоров, которые занимаются турами по России, начисляют НДС по ставке 18 процентов  на стоимость реализованной путевки. А суммы НДС, предъявленные поставщиками услуг, учитывают на счете 19 и на основании полученного счета-фактуры  возмещают из бюджета.
В России не облагаются налогом лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и  организаций отдыха, которые расположены  на территории РФ. При условии, что  их путевки или курсовки оформлены  на бланках строгой отчетности. Кроме  того, бухгалтерам не нужно начислять  НДС на стоимость тура, организованного  за пределами территории РФ.
Что же касается налога на прибыль, то здесь все зависит  от метода расчета. Если бухгалтерия  применяет метод начисления, то выручка  от продажи путевок признается доходом  в момент их реализации. При этом не имеет значения, когда эти путевки  будут оплачены. Туроператоры в качестве даты реализации путевок туристам могут  выбрать день передачи туристу путевок и полного комплекта документов или же день окончания тура.
Если турфирма применяет кассовый метод при  расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда  они фактически получены, а расходы - когда они фактически оплачены.
Следовательно, если туристская компания использует кассовый метод, то датой реализации путевок считается тот день, когда  деньги за них поступили на расчетный  счет или в кассу. Кроме того, в  этом случае предварительная оплата туров также считается выручкой Курбангалеева О. Туризм по правилам бухучета // Расчет, 2006, №7..
 

2 глава.  Организация бухгалтерского учета  в туристическом агентстве (на  материалах ООО «Вояж»)
2.1 Организация синтетического  и аналитического  учета
По степени  детализации учета счета подразделяются на синтетические, аналитические и  субсчета.
Синтетические счета - это наиболее высокий уровень  обобществления в бухгалтерском  учете; дают обобщенную характеристику объекта учета в едином денежном измерителе, представлены в плане  счетов; данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтерской  отчетности.
Синтетические счета, не требующие аналитического ведения, называются простыми, а счета, требующие ведения аналитического учета, называются сложными. Некоторые  сложные синтетические счета  непосредственно связаны с аналитическими счетами, другие требуют предварительной  группировки аналитических счетов.
Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации; учет ведется как в  стоимостном, так и в натуральном  выражении.
Различают два  вида аналитических счетов:
1. предназначенные  для учета товарно-материальных  ценностей;
2. предназначенные  для учета расчетов.
Субсчет - промежуточное  звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами. Каждый субсчет  объединяет несколько аналитическим  счетов; субсчета объединяются одним  синтетическим счетом.
Между синтетическим  и аналитическими счетами существует тесная связь, которая состоит следующем.
Сальдо на начало отчетного периода данного синтетического счета равно сумме остатков на начало отчетного периода по счетам аналитического счета, открытых к этому  счету.
Оборот по дебету данного синтетического счета равен  сумме записей по дебету всех аналитических  счетов, открытых к этому счету.
Оборот по кредиту  данного синтетического счета равен  сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к  этому счету.
Сальдо на конец  отчетного периода данного синтетического счета равно сумме остатков на конец отчетного периода по счетам аналитических счетов, открытых к  этому счету.
Для сверки данных синтетического и аналитического учета  составляют оборотные ведомости  по каждому синтетическому счету  на основании открытых аналитических  счетов к этому счету.
На предприятии  существуют два вида оборотных ведомостей:
1. составленная  по аналитическим счетам, предназначенным  для учета товарно-материальных  ценностей (инвентарным счетам);
2. составленная  по аналитическим счетам, предназначенным  для учета расчетов.
Разнообразие  затрат требует использования в  синтетическом учете целой группы активных калькуляционных счетов:
20 «Основное  производство»;
23 «Вспомогательные  производства»;
25 «Общепроизводственные  расходы»;
26 «Общехозяйственные  расходы»;
28 «Брак в  производстве»;
29 «Обслуживающие  производства и хозяйства»;
44 «Расходы на  продажу»;
91 «Прочие доходы  и расходы»;
96 «Резервы предстоящих  расходов»;
97 «Расходы будущих  периодов».
Аналитический учет ведется в развитие всех синтетических  счетов по учету затрат. Уровень  их аналитичности определяется теми показателями, которые необходимы организации  для контроля и управления. Например, по счету 20 «Основное производство»  для оперативного обеспечения менеджеров конкретной и достоверной информацией  аналитический учет организуют по каждому  заказу, виду продукции (работ, услуг) в  отдельности, в разрезе статей калькуляции  и мест предоставления услуг.
Аналитический учет общехозяйственных и других видов расходов ведется по статьям  смет расходов, по местам возникновения  затрат, центрам ответственности  и другим признака.
При калькулировании  полной себестоимости турпродукта  ежемесячно определяется полная фактическая  себестоимость турпродукта путем  сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на активном балансовом калькуляционном счете 20 «Основное производство».
Оплата туроператором  прав на получение туристских услуг  у организаций, оказывающих услуги туристам в местах их пребывания, отразится  по кредиту счета 51 «Расчетный счет» (52, 71) и дебету счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», субсчет  «Приобретенные права на услуги».
Стоимость прав на услуги, в частности сформированных туров, списывается на себестоимость  турпродукта с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Приобретенные права на услуги», в дебет счета 20 «Основное производство».
В себестоимость  турпродукта непосредственно включаются и собственные прямые затраты  туроператора, связанные с формированием  турпродукта - дебет счета 20 «Основное  производство», кредит счетов 70, 69, 68, 60, 76, 52 и др.
НДС учитывается  по прямым расходам, относимым на себестоимость  по дебету счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям».
Косвенные расходы  турфирмы - это расходы по управлению и содержанию туристской организации; в течение отчетного периода  они учитываются по дебету собирательно-распределительного счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 70, 69, 68, 02, 05, 60, 76, 52 и др.
В конце отчетного  периода косвенные затраты с  кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет  счета 20 «Основное производство». В  конце отчетного периода по дебету счета 20 «Основное производство»  отражается сумма фактических затрат по формированию турпродукта Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в  туризме. Учеб. ФиС. 2005. - 336 с..
С кредита счета 20 приходуются сформированные турпродукты  в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», субсчет «Турпродукт». В конце отчетного периода  сформированные туры по величине понесенных затрат списываются с кредита  счета 40 в дебет счета 90 «Продажи».
Затраты по продвижению  турпродукта включают все коммерческие расходы, к которым относятся  комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, расходы  на рекламу, расходы на участие в  выставках, ярмарках и др. Коммерческие расходы отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции  с разными счетами (76,60).
Коммерческие  расходы подлежат распределению  между стоимостью реализованных  и нереализованных туров. В доле. Относящейся к реализованным  турам, они ежемесячно списываются  с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи».
Издержки обращения  представляют собой совокупность выраженных в денежной форме затрат материальных, денежных, трудовых ресурсов, возникающих  в процессе доведения турпродукта  от туроператора до потребителя (покупателя). Учет издержек обращения также ведется  на счет 44 «Издержки обращения».
Ежемесячно расчетным  путем выявляется сумма издержек обращения, которая приходится на реализованные  турпутевки. В конце отчетного  периода сумма текущих издержек обращения списывается на реализацию в дебет счета 90 «Продажи» с  кредита счета 44 «Издержки обращения».
Издержки обращения  распределяются пропорционально балансовой стоимости турпродуктов.
2.2 Документальное  оформление хозяйственных операций  в ООО «Вояж»
Документооборот в организации - это сложная система, требующая постоянного контроля и регулирования и оказывающая  значительное влияние на эффективность  деятельности организации.
Применительно к бухгалтерскому учету понятие  «документооборот» определено в  Положении о документах и документообороте, согласно которому под документооборотом  следует понимать создание или получение  от других организаций первичных  документов, их принятие к учету, обработка  и передача в архив. В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 документооборот представляет собой движение документов в организации  с момента их создания или получения  до завершения исполнения или отправления.
Таким образом, как следует из определения, документооборот  в бухгалтерском учете организации  включает все стадии движения первичных  документов. Эффективный документооборот  в организации - это залог обеспечения  полноты и достоверности бухгалтерской  информации, ее безопасности.
Организация документооборота подразумевает разработку форм первичных  документов, учетных регистров и  форм отчетности, отличных от унифицированных, создание графика документооборота, определение механизма принятия документов к учету, выбор системы  обработки документов и порядок  их хранения.
При этом принятая система документирования хозяйственной  деятельности должна обеспечивать:
- во-первых, полноту  отражения в бухгалтерском учете  всех фактов хозяйственной деятельности. Каждый факт хозяйственной деятельности  должен быть зафиксирован в  первичном бухгалтерском документе,  поскольку именно первичные учетные  документы, с одной стороны,  являются подтверждением самого  факта совершения хозяйственной  операции, а с другой - на основании  первичных учетных документов  формируются бухгалтерская отчетность  предприятия и данные о его  финансовом положении, осуществляется  планирование и прогнозирование  деятельности предприятия;
- во-вторых, выявление  на предприятии скрытых резервов. Целесообразно построить систему  документирования хозяйственных  операций на предприятии таким  образом, чтобы уже в процессе  оформления первичных учетных  документов и тем более при  составлении синтетических учетных  регистров производился анализ  эффективности использования ресурсов  на предприятии. Этого можно  достичь, в частности, введением  в первичные учетные документы  и учетные регистры специальных  граф, содержащих контрольные показатели. Таким образом, уже в процессе  документирования хозяйственных  операций будет существенно облегчена  возможность предварительного анализа  их эффективности и целесообразности;
- в-третьих, отражение  в бухгалтерском учете фактов  хозяйственной деятельности должно  быть построено таким образом,  чтобы оно исходило не только  из их правовой формы, но  и из экономического содержания  фактов и условий хозяйствования. При организации документирования  хозяйственных операций большое  значение имеет соблюдение принципа  приоритета содержания перед  формой. На каждом предприятии  периодически возникают нестандартные  хозяйственные ситуации, которые  очень часто связаны с фактом  поступления на предприятие ненадлежащим  образом оформленных документов, изменить которые предприятие  уже не имеет возможности;
- в-четвертых,  тождественность данных аналитического  и синтетического учета. При  организации системы документирования  хозяйственных операций необходимо  предусмотреть систему взаимного  контроля работников бухгалтерии.  Обязанности должны быть распределены  таким образом, чтобы бухгалтеры  вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учетных  регистрах, с данными первичных  учетных документов и данными  учетных регистров, формируемых  другими бухгалтерами. Организует  эту работу непосредственно главный  бухгалтер либо бухгалтер, отвечающий  за составление и представление  бухгалтерской отчетности внешним  пользователям;
- в-пятых, рациональное  и экономное ведение бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины предприятия.  При организации системы документирования  хозяйственных операций и документооборота  необходимо стремиться к тому, чтобы каждая хозяйственная операция  оформлялась только одним документом, а ряд однотипных операций - одним  сводным документом.
В настоящее  время действуют утвержденные формы  бланков строгой отчетности (БСО) для туристических организаций. Покажем их использование в ООО  «Вояж».
Форма туристской путевки ТУР-1 утверждена Письмом  Минфина России от 10.04.1996 №16-00-30-19 «Об  утверждении форм документов строгой  отчетности Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.1996 №16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» // Российские вести, №28, 13.02.1997.» по согласованию с Государственной  межведомственной экспертной комиссией  по контрольно-кассовым машинам. Письмом  Минфина России от 16.06.1994 №16-30-65 «Об  утверждении бланков строгой  отчетности Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.1994 №16-30-65 «Об утверждении бланков строгой  отчетности» // Российские вести, №28, 13.02.1997.»  установлены формы туристской путевки, накладной-счета для получения  наличных денежных средств за путевки, а также талонов на питание. Они  были представлены Российской ассоциацией  социального туризма.
Формы санаторно-курортной  путевки, путевок в оздоровительное  учреждение, в том числе в детское, курсовки в оздоровительное учреждение введены в действие с 01.01.2000 Приказом Минфина России от 10.12.1999 №90н «Об  утверждении бланков строгой  отчетности Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.1999№90н  «Об утверждении бланков строгой  отчетности» // Финансовая газета, №10, 2000.».
Бланк экскурсионной  путевки в музей и на выставку утвержден Приказом Минфина России от 25.02.2000 №20н «Об утверждении  бланков строгой отчетности Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 25.02.2000 №20н «Об утверждении  бланков строгой отчетности» // Бухгалтерский  учет, №11, 2000.».
При оказании видов  услуг, формы БСО по которым не установлены, организация, оказывая такие  услуги, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением применяет  ККТ. Например, оформляя заграничный  паспорт, туристическая фирма выдает клиенту кассовый чек, поскольку  формы БСО для подобных услуг  не предусмотрены.
В п. 5 Положения  указаны реквизиты, которые в  обязательном порядке должны содержать  БСО. Перечислим их:
- сведения об  утверждении формы бланка;
- наименование, шестизначный номер и серия;
- код формы  бланка по Общероссийскому классификатору  управленческой документации;
- наименование  и код организации или индивидуального  предпринимателя, выдавших бланк,  по Общероссийскому классификатору  предприятий и организаций;
- идентификационный  номер налогоплательщика;
- вид услуг;
- единица измерения  оказания услуг;
- стоимость услуги  в денежном выражении, в том  числе размер платы, осуществляемой  наличными денежными средствами  либо с использованием платежной  карты;
- дата осуществления  расчета;
- наименование  должности, фамилия, имя и отчество  лица, ответственного за совершение  операции и правильность ее  оформления, место для личной  подписи, печати (штампа) организации  или индивидуального предпринимателя.
Бланки должны быть изготовлены типографским способом. На это Минфин указал в Письме от 27.09.2005 №03-01-20/5-193 Письмо Федеральной  налоговой службы от 20.10.2005 №ШТ-6-06/899@ «О письме Минфина РФ от 27.09.2005 №03-01-20/5-193» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был..
Кроме того, в  БСО должны быть сведения об изготовителе (типографии), а именно: сокращенное  наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж (п. 7 Положения). Изготовитель проставляет  на бланке серию и номер, при этом их дублирование не допускается (п. 10 Положения). Это означает, что серия и номер  наносятся типографским способом и  их указание при заполнении БСО недопустимо. Если отсутствует показатель для  заполнения какой-либо строки БСО, в  ней необходимо проставить прочерк (п. 8 Положения).
Единственное  изменение, которое допускается  вносить в БСО, - это расширение (сужение) граф с учетом реквизитов, которое делается изготовителем  бланка (п. 9 Положения). Все остальные  изменения лишают документ юридической  силы. Так, например, организация за проживание в кемпинге (оказание гостиничных  услуг) выдавала клиентам счета, которые  по форме не соответствуют БСО, за что была привлечена к ответственности  по ст. 14.5 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации  «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 №19-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.. Суд в данном случае признал  назначение административного наказания  в виде наложения штрафа правомерным (Постановление ФАС СЗО от 13.08.2004 №А44-2566/04-С13-А Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного  округа от 13.08.2004 №А44-2566/04-С13-А «Поскольку материалами дела подтверждается, что  обществом при осуществлении  расчетов за проживание в кемпинге выдавались счета. Не соответствующие  утвержденным Минфином РФ формам документов строгой отчетности, используемым гостиничными хозяйствами при расчетах с населением. А за услуги бани выдавались талоны, не являющиеся бланками строгой отчетности, суд обоснованно признал правомерным  привлечение общества к административной ответственности за неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.).
Пункт 4 Положения  указывает на необходимость оформления не менее одной копии заполняемого БСО (с использованием копировальной  или самокопировальной бумаги) либо наличия у него отрывных частей. Согласно п. 15 Положения БСО должны заполняться четко и разборчиво, подчистки, поправки и исправления  в БСО не допускаются.
Документы, оформленные  на бланках строгой отчетности, являются первичными учетными документами (п. 13 Положения).
Руководитель  организации назначает работника, которому будет поручено получение, хранение и выдача бланков, а также  прием у населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам. Кроме того, с работником заключен договор о полной материальной ответственности, созданы ему условия, обеспечивающие сохранность бланков (п. 17 Положения).
Основанием для  принятия на учет БСО согласно п. 18 Положения  является акт приемки БСО, который  составляет специально назначенная  комиссия и утверждает руководитель организации. Бланки принимаются материально  ответственным работником в присутствии  комиссии в день поступления БСО. При этом комиссия должна проверить  соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях). Форма акта приемки БСО не предусмотрена  в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, поэтому организация разработала  ее самостоятельно и утвердила в  качестве приложения к приказу об учетной политике (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»). В п. 2 ст. 9 данного Закона перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать первичный  учетный документ. Организация приняла  за основу Акт приемки документов строгой отчетности, приведенный  в Приложении №4 к Протоколу №4/63-2001 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29.06.2001.
Согласно Плану  счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению для обобщения  информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». На этом счете БСО учитываются  в условной оценке. Аналитический  учет ведется по каждому виду БСО  и местам их хранения.
Учет БСО по их наименованиям, сериям и номерам  ведется в книге по учету бланков. Ее листы пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и  главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью. Форму  книги организация разработала  самостоятельно, требования к ней  те же, что и к акту приемки  БСО. На основании записей в книге  производится отражение БСО по счету 006.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.