На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Норма права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

       Проблема  соотношения права и закона существует  практически с древнейших времен - с тех пор, как появилось право. Эта проблема рассматривалась множество раз как в рамках российского, так и в рамках права других государств. Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и в настоящее время. Причина усиленного внимания российских правоведов к проблеме соотношения права и закона заключается в том, что она имеет не столько теоретическое, сколько практическое, прикладное значение, особенно в свете идеи построения в России правового государства. В процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности приходится соотносить понятия права и закона, так как не все законы имеют правовое положение, а иногда и противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий в соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом или неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом. Объектом исследования являются понятия права и закона. К предмету исследования относится проблема соотношения права и закона.     Целью данной курсовой работы является изучение проблемы соотношения права и закона. На основе данной цели можно выделить основные задачи работы:
    раскрыть  понятие закона, его основные признаки, классификацию;
    определить понятие права и его юридическую сущность;
    изучить соотношение закона и права.
    выяснить понятия правового и неправового законов.
          Теоретической базой  курсовой работы являются научные работы по теории государства и права таких авторов как Венгеров А.Б., Лазарев В.В., Пиголкин А.С. Методологическая основа исследования: диалектический метод, система аналитических методов. В курсовой работе использовались логические, специально-юридические методы. В основном это: анализ, сравнение, обобщение, а также логически выверенный аппарат категорий и понятий. Курсовая работа состоит из трех глава: первая глава раскрывает общую характеристику понятия закона, вторая определяет сущность права и в третьей изучается соотношение права и закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Общая характеристика закона
      Понятие и признаки закона
 
     Этимологически  слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо. В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.1 Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, – постановлений, деклараций, посланий, обращений. Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них. Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.
     Целью закона является установление и четкое определение взаимоотношений между отдельными людьми и отношений человека с обществом. В законе его создатель стремится предоставить человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других. Алексеев С.С. выделяет следующие характерные признаки закона как ведущего источника права:2
     1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
     2. Закон является результатом правотворческой  деятельности высшего органа  государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
     3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения  в обществе.
     4. Закон обладает высшей юридической  силой, что проявляется в невозможности  его отмены другим органом,  кроме принявшего, а также в  том, что содержанию закона  не должны противоречить все  иные юридические документы.
     5. Закон является фундаментальным  юридическим документом. Он служит  базой, основой, ориентиром нормотворческой  деятельности иных государственных  органов, судов. 
     Морозова  Л.А. в качестве отличительных признаков  закона от других нормативно-правовых актов также приводит то, что законы:
    первичным образом регулируют общественные отношения, то есть те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия;
    действуют прямо, непосредственно, без посредующих актов;
    обладает материальными и финансовыми ресурсами для исполнения;
    имеет эффективный механизм обеспечения.
Таким образом, в заключение можно сделать  вывод о том, что закон представляет собой нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой. 

      Классификация законов
 
    Будучи  едиными по положению в правовой системе государства и роли в  регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся  на определенные виды. По степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные:3
    к конституционным относятся конституция (от лат. сonstitutio - установление, устройство) и примыкающие к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития; они имеют основополагающий характер, поскольку определяют главные принципы устройства общества и государства;
    органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих государств, они регулируют деятельность органов государства;
    обычные законы составляют свод текущего законодательства и регулируют важные стороны жизни общества.  
    Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько  их видов:
    1) федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен  Конституцией Российской Федерации);
    2) федеральные законы, не имеющие  значения конституционных (в доктрине  права они называются обычными  законами);
    3) законы о поправках к Конституции  Российской Федерации;
    4) законы о ратификации и денонсации  международных договоров.
    Конституция (основной закон) государства представляет собой систему правовых норм, как  писаных, так и существующих в  виде конституционных обычаев (как, например, в Британии, Израиле, где  нет писаных конституций), имеющих  высшую юридическую силу и регулирующих основы взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Конституция  учреждает форму правления, систему  государственных органов, устанавливает  порядок их формирования, закрепляет права и свободы человека и  гражданина. Первыми конституциями  в современном значении были Конституция  США 1787 г. И Конституция Франции 1791 г. К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, не только названы в самой Конституции (это могут быть и обычные законы), но и поименованы в ней как конституционные. Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, о государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении. В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона – закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации». Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). Обязательное принятие некоторых из них предусмотрено в самой Конституции («назывные законы»). Это, например, федеральные законы о гражданстве Российской Федерации, об альтернативной военной службе, о полномочиях, организации и порядке деятельности Прокуратуры РФ. Обыкновенные законы в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся в первую очередь Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и Кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы – это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Российской Федерации приняты, например, Основы законодательства о физической культуре и спорте, об охране здоровья населения, о нотариате.       Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной, Воздушный, Таможенный, Градостроительный). Кроме основ и кодексов кодифицированными могут быть и другие сводные федеральные законы, объединяющие хотя и более узкую группу правовых норм, нежели основы и кодексы, но имеющих основополагающее значение для определенной сферы общественных отношений. Примером могут служить Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», заложивший основы охраны природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, а также федеральные законы «О недрах», «О государственных пенсиях». Некоторые сводные федеральные законы, выступая, по существу, своеобразной формой кодексов, имеют другое наименование (например, «Устав железных дорог»). В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Четкое выявление двух пластов законодательного регулирования – федерального и регионального – обусловлено новыми подходами в решении проблем федеративного устройства России и распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами.
    Морозова  Л.А. также выделяет модельные законы и делегированное законодательство. 4 Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации, и оказывает последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта. Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например, защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии с тем, чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на пол года или год); в-третьих, принятые законы на основе делегирования находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями. Делегированное законодательство существует, например, во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.         Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что по степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные. В Конституции Российской Федерации обозначены несколько видов законов: федеральные конституционные законы; федеральные законы, не имеющие значения конституционных (обычные законы), которые в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие; законы о поправках к Конституции Российской Федерации; законы о ратификации и денонсации международных договоров. 
 
 

    Глава 2. Общая характеристика права 

    2.1. Понятие права 

    Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации.  Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов. Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческим, географическим и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, что  приводит к научным дискуссиям.
    Так, например, современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право  в трех образах:
    общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений,
    т.е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;
    особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;
    явление мирозданческого порядка - одно из проявлений жизни людей.
Венгеров  А.Б. утверждает что право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой. Другой точки зрения придерживается Ильин П.В.: право - социальный институт, имеющий свою собственную природу, а именно общеобязательность и связь с государством.
В зависимости  от того, какого из названных начал или форм придерживаются те, или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию:
      нормативный;
      нравственный (философский);
      социологический.
    При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом. Достоинство этого подхода видится в том, что он: фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность; подчеркивает формальную определенность, т.е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства. Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:
    а) признается правом только то, что исходит  от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;
    б) подчеркивается роль субъективного  фактора в формировании права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем;
    в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том  числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право "в действии".
    Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т.е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать. Нравственный (философский) подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является правовым. В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:
    1) расплывчатое представление о  праве, поскольку, как пишет  проф. М.И. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения";
    2) неодинаковое понимание участниками  общественных отношений таких  ценностей, как справедливость, свобода, равенство;
    3) негативное воздействие на отношение  к закону, законности, возникновение  правового нигилизма;
    4) возможность субъективной и даже  произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.
    Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон.5 Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный - узкое. С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное - ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений. Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.
    В отечественной юридической науке  было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. На наш взгляд мнения взгляды авторов данной группы являются правильными, так как они рассматривают право как совокупность нескольких признаков. Понимание права очень важно не только для познания права, но и для решения многих практических вопросов, например об источниках права, его эффективности, пределах правового воздействия, разрешении противоречий права и т.д. 

        2.2. Юридическая сущность права 
     

    Сущность  права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче, сущность, как государства, так и права, это социальное предназначение. Вопросы сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, направления и школы, отстаивающие ту или иную позицию, те или иные взгляды на феномен, называемый "правом". Учение естественного права выводило право из природы человека, психологическая теория – из психики человека; юридический позитивизм, нормативизм отрицали выявление экономических и политических предпосылок права, обосновывая необходимость формально-догматического подхода к его изучению. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня – одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.6 Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные. Особенно широкое распространение в современной политологии и науке права получили социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Анализируя все эти концепции, важно учитывать, что для понимания сущности права как сложного, многоаспектного явления социальной жизни имеют значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы. В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, то есть наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.7 Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.
  Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, – изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.
  Вместе  с тем при социологическом  подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.
  В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда – акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности. Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Право и закон.
    3.1. Закон как внешняя форма выражения  права 

       Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизации) правовой нормы обозначается условным термином “источник права”. По правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе. В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.