На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по философии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
    Понятие философии, ее предмета и метода.
Философия - это  такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности  предмета философии.
 Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.
Основными методами философии являются:
Диалектика –  метод философского исследования, при  котором вещи, явления рассматриваются  гибко, критически. Метод единства и  борьбы противоположностей.
Метафизика –  метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм –  восприятие окружающего мира через  призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика –  метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого  творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются  поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы
Софистика –  метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок.
Герменевтика  – метод правильного прочтения  и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
    Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение основано на системе мифов, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Мифологическое мировоззрение – это форма организации образа жизни на ранних ступенях общественного развития, способ ориентирования века в природной и социальной среде.
Религиозное мировоззрение носит характер вероучения, содержит духовно-практическую направленность. Главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих трансцендентному, потустороннему миру. В этом проявляется более глубокое осознание человеком своих потребностей и запросов, человеческой сущности вообще. Именно религиозное мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные и другие ценности, активно культивировало "вечные" чувства любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости, долга и другие. Также как мифология религия призвана была помочь человеку преодолеть "нечеловеческие" условия существования, преодолеть житейские трудности.
Философское мировоззрение опирается на рациональную обоснованность принципов познания и действия: именно разум выносит окончательный вердикт об их соответствии или несоответствии ценностно-смысловым ориентирам исторического времени. Философия выполняет функцию теоретического мировоззрения, опирается на все предшествующие способы освоения мира, активно использует их возможности, особенности и тем самым аккумулирует опыт духовного развития.
    Своеобразие и круг философских проблем.
Основной вопрос философии сформулировал Энгельс , - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.
    Особенности античной философии.
 
Философия как  феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы. 

Периоды развития философии. 

1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 

2. Гуманистический:  софисты, Сократ. 

3. Классический. Платон и Аристотель. 

4. Эллинистические  школы: киники, эпикурейцы, стоики,скептики. 

5. Религиозный.  Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе. 

6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский,  догмы зарождающейся религии. 

Характерные черты. 

Синкретичность - нерасчлененность важнейших проблем. 

Космоцентричность - охват всего Космоса и мира человека.  

Пантеистичность - Космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков. 

Логика общих  имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность - отвечала на вопросы бытия, помогая  жить. 

Милетская школа VII-V вв. до н. э. - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения. 

Переход от родовых  реалий к явлениям и событиям. Все  находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон - вечное и беспредельное начало (Анаксимандр). 

Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах - основа сущего, числовые соотношения - источник гармонии Космоса, приближение  к законам науки. 

Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. - Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие - непрерывное неизменное присутствующее во веет, исключая множественность вещей и их движение. Глазная роль в познании принадлежит мышлению, не чувству; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и рьзум-логос - мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе - скрытая гармония. Просвещенная монархия. 

Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все - из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. 

Все - согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика - метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель - знание, мудрость. Софисты (мудрецы) - Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины - к прагматическим рецептам поведения человека в обществе. 

Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи (высшая из них - благо) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. 

Познание (анамнесис) - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее (эрос) - побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург - мастер), мировые душа и тело. 

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне  и ремесленники (как три части  души: разумная, аффективная и вожделеющая). 

Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения  мира. Идея первоначала была выдвинута  первыми греческими философами, представителями  милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом. Первоначало  мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается  ими как причина всего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о  первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом  развития мысли.
Более абстрактным  было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру  мироздания с помощью числа как  первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы  говорили, что все есть число. Поэтому  познание природы для них было возможно только через познание числа  и числовых отношений.
Труды философов  Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.
В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту.
Переход к новому видению человека и общества подготавливался  деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию. 

    Проблема  первоначал всего сущего в античной философии.
Поиск первоосновы  мира в античной философии.
Родина философии  в собственно европейском смысле слова — Древняя Греция.
Греческая философская  мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. На первом, досократовском, этапе греческая философская мысль носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем философы (Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксагор) делают значительный шаг от мифологии к философии пытаясь построить моноэлементарную модель бытия, которая однако базируется не на доказательствах своих утверждений, а на изречениях, что особенно ярко проявляется у Гераклита. На этом этапе происходит становление философской категориальной системы.
Следует особо  отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировозэренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Следующей за милетской  школой философии была элейская, более определенно поставившая вопрос о бытии. Парменид доказывает, что бытие вечно, неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что мы непосредственно воспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том, что мыслимое существует, а немыслимое не существует. Все эти положения нашли отражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия (деление пополам)» и др.Значительной в древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им «атомами». Тем самым многообразие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов больше объяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации.
В дальнейшем, в  эпоху Сократа, Платона и Аристотеля античная философия получает свое наивысшее, классическое развитие.
После открытия природы как объекта философии  стало возможным поставить вопрос о человеке, а затем о Боге.
Человек — всегда тайна не только для других, но и  для себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать  себя. Познавая внешний мир, других людей, человек познает себя. Отношение  человека к другим, Космосу характеризует  в первую очередь самого познающего человека, его интенции, ценностные установки и убеждения. В определенном смысле человек — цель) бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть мера всех вещей». 

    Проблема  бытия в философии элейской школы. Апории Зенона.
Следующим крупным  шагом в развитии раннегреческой философии была философия элейской школы, представителями которой были Парменид, Зенон, Ксенофан. Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все наполнено бытием. Бытие плотно примыкает к бытию. Оно бесконечно во времени, ограничено в пространстве, шарообразно. Бытие повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра.
    Атомистическая концепция бытия в философии Демокрита.
Крупным шагом  на пути развития онтологического подхода  в решении философских проблем  является атомизм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:
1. Все вещи  образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит  из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь  по количеству своих атомов, по  их форме, порядку и положению.
2. Атомы вечно  движутся в окружающей их пустоте:  место, занимаемое одним атомом  по отношению к другому атому,  совершенно случайно.
 Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии; но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.
    Философия Платона. Эйдическая трактовка бытия.
Иная трактовка  принципов Парменида была предложена Платоном (427-347 годы до н.э.), противопоставившим Демокриту идеалистическое понимание бытия. Подобно элеатам, Платон характе-
ризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как мно-
жественное. Однако различие между Платоном и Демокритом носит принципиальный характер: если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как
идеальное, бестелесное  образование - идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно,- в парменидовско-платоновском смысле - не существует ( таковыми являются тело и пространство, в котором все тела существуют ). Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру ( существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие ). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто "бытие", противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир "становления"):здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожа-
ется, но никогда не "есть". "...Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия..." Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то же" Платон утверждает, что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные идеи".
Идеи Платон называет "сущностями"; греческое  слово "сущность"( ousia ) образовано от глагола "быть" ( einai ) ( так же,кстати, как и аналогичные понятия русского языка "существо-
вать", "сущее", "сущность" ). Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:
 бытие - становление,
 вечное - временное,
 покоящееся - движущееся,
 бессмертное  - смертное,
 постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,
 всегда себе  тождественное - всегда иное,
 неделимое  - делимое.
    Философия Аристотеля. Дуалистическая трактовка бытия.
Аристотель: ч-к - общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение антропологически. Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.
13. Философия  Демокрита.
(460-370) 1-ый энциклопедический  ум среди греков. Он предлагает  вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не воспринимаются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, Как о идеалистической линии.
    Особенности средневековой философии.
Ср. в. ф. - ср. феодального  об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения
    Философские взгляды Августина Блаженного.
Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками. 

Основные проблемы: 1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая - божественная и человеческая природа Христа, проблема единства. 3) Антропологическая - проблема души и тела. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.
    Философские воззрения Ф. Аквинского.
Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теологии. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное. 1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор м/у номиналистами и реалистами. Общее это бог, кот присутствует во всех сущных вещах.
    Особенности философии Нового времени.
Начиная с 15 века в европейских странах  происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.
Все это  сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:
    Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.
    Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.
Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.
    Философские взгляды Р. Декарта. Характеристика дедуктивного метода познания.
Декарт известен как естествоиспытатель, создатель  алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Философия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В  своей философии Декарт выразил  в афоризме - <Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достоверного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно , без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот. Познавательное действие состоит из 3 классов идей: - в результате чувственных контактов с вещами - возникающих на основе первых идей, обобщений опыта - врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания ( идея бога, числа, фигуры) Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции : материальную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение.
    Философские воззрения Ф.  Бэкона.  Характеристика индуктивного метода познания.
17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов : - плодоносные, которые приносят непосредственную пользу - светоносные, которые раскрывают законы. Достижению истины мешают предрассудки сознания. ( идолы) : 1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей , мешающие познанию. 2) Идолы театра - вера в авторитеты, которые мешают познавать мир без предубеждения 3) Идолы площади - многозначность языка. 4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция лежит в основе эксперимента. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер. Бэкон разработал классификацию наук. В ее основе 3 главные особенности чел души: 1) память - естественная и гражданская история 2) воображение - поэзия 3) разум - философия Под философией Бэкон понимал все рациональное опытное знание. В узком смысле слова философия - наука о методе познания.
    Теория познания Д. Беркли.
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ. идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел. знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б., невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ. “быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все “идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). “Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв. 

    Теория  познания И. Канта.
Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 17241804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.