На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Политологии". Политология как наука и ее взаимосвязь с другими общественными науками.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Политология как  наука и ее взаимосвязь  с другими общественными  науками.
Термин «политология»  производно от двух древнегреческих  слов – polity - политика и logos - знание, учение, наука. Следовательно, политология  и переводится с древнегреческого на русский язык как наука о политике.
История политических учений показывает, что политология  зарождалась в рамках философии.
        Политология — наука о политике, наука о политической власти  и управлении, о закономерностях  развития политических отношений  и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
        Процесс формирования и выделения  политологии из общей системы  наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение  к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.
        Историю развития политологии  можно условно разделить на 3 периода:
        1) Философский. Возникает в древнем  мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической  науки.
        2) Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Возникает движение марксизм. Начинается преподавание политической науки.
        3) Период рефлексии. 1945г. - продолжается  до наших дней.
        В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Политология, имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:
        1. Политическую философию. Она исследует ценностные аспекты властных отношений.                          
        2. Политическую историю. (ИПУ). Она  рассматривает процесс возникновения  политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.
        3. Политическую теорию. Она обращается к анализу типов и форм организации власти. Изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.
        4. Политическую социологию, занимающуюся исследованием взаимоотношения  между гражданским обществом и государством.
        5. Политическую психологию. Она изучает  политическое поведение людей  и его мотивацию, особенно в  массовых формах.
        6. Политическую антропологию. Она  исследует влияние
основополагающих  потребностей и родовых качеств  личности, на ее политическое
поведение.
        7. Политическую географию. Рассматривает  влияние климатических, географических  и природных факторов на политическую  жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы и функции политологии. Ее основные понятия и категории. 

       Политология — наука о политике, наука о политической власти  и управлении, о закономерностях  развития политических отношений  и процессов, функционирования  политических систем и институтов, политического по-ведения и деятельности людей.       
       Объект познания – это все  то, на что направлена деятельность  исследователя, что противостоит  ему в качестве объективной  реальности.
        Предмет исследования - это часть  объективной реальности которая  берется не целиком, а лишь той ее сторо-ной, которая определяется спецификой данной науки.
         Объектом изучения политической  науки является политика - политические  процессы, происходящие в обще-стве (политическая сфера общественной  жизни):
          1) сфера государственно-организационных связей, взаимодействий и отношений;
          2) решение вопроса о наилучшей  форме государственного устройства;
          3) социальные интересы людей,  социальных общностей;
          4) идеологические системы.
         Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы (вся система научного знания о политике), как: история развития политических учений и теорий; политические ин-ституты (партии, движения, государство, политическая система); политическая культура, политическое пове-дение; политическое сознание; общественная мысль; международные отношения; сердцем предмета полито-логии является власть.
         Политология имеет большой запас  исследовательских методов, поскольку является  междисциплинарной нау-кой и использует базу всех смежных дисциплин.
         Большинство исследователей выделят  три группы методов:
         1. Общелогические методы  – нацелены  на организацию познавательного  процесса:
          а) анализ и синтез; б) индукция и дедукция;в) абстрагирование;  г) обобщение;
          д) классификация.
          2. Методы эмпирических исследований, получения первичной информации  о политических фактах: на-блюдение; анализ документов (традиционный  и формализованный); опрос: (ситуативный, экспертный, индивиду-альный и массовый); лабораторные эксперименты, игровые методы.
         3. Общетеоретические подходы –  используются в гуманитарном  знании в целом. 
         К ним относятся:
         а) Социологический метод (выявляет зависимость политических явлений от социально- экономической сферы общества). б) Бихевиоралистский метод (суть метода заключается в изучении политики посредством конкретного иссле-дования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов)   в) Нормативно-ценностный метод (предполагает оценку политических явлений с точки зрения политических норм.г) Функциональный метод (изучение зависимостей между политическими явлениями), например, взаимосвя-зей между уровнем экономического развития и политическим строем. д) Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. (политика рассматривается как целостный, сложный организм, находящийся в непрерывном взаимо-действии с окружающей средой). е) Исторический метод (нацелен на изучение хронологической последовательности развития политических событий).
       ж) Диалектический метод (метод  выявления внутренних противоречий  как источника самодвижения полити-ки). Особенно широко используется в марксизме.
       з) Сравнительный метод (выявление  однотипных политических явлений  в разных странах).
  Функции политологии.
         1) Познавательную, (даёт адекватное  знание о политической реальности);
         2) Прогностическую, (осуществляется  предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики;
         3) Диагностическая (должна определять  соответствие программ, политических  курсов, как тенденциям соци-ального  прогресса, так и реальным возможностям  общества);
          4) Инструменталистская (призвана указывать эффективные способы воздействия на общество);
          5) Политическая социализация (призвана  формировать демократическую политическую  культуру граждан);
           6) Политической рефлексии (должна  вырабатывать способность рационально критически оценивать поли-тические процессы, самоопределяться в политической жизни);
          7) Мировоззренческую (позволяет  правильно определять свое место  в политической жизни общества).
          8) Аксиологическая (позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, полити-ческим событиям).
          9) Регулятивную, благодаря которой  обеспечивается воздействие людей  и организаций на политический  процесс, их участие в политических  событиях;
         10) Методологическую, (позволяет раскрывать общие закономерности политики, различных политических систем, политических отношений). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Политическая мысль нового времени.
Новое время в  Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.
          Политическую  мысль  этого   периода  можно  разделить   на следующие  идеи:   теория  общественного договора (Гоббс), теория  естественного  права  (Локк),  теория разделения властей (Монтескье), об   этапах   общественного   неравенства,   об общественном договорном и народном суверенитете (Жан Жак Руссо).
          Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское  начало  учения  о  гражданине»,  «Левиафан».На идеи Гоббса большое  влияние оказала английская буржуазная  революция.  Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. После  возникновения  государства  люди  не имели возможности изменить форму правления. Идеальная форма государства – монархия, в  которой  правитель  действует  на основе закона.     
         Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата  о государстве и правлении».
         Иная позиция представлена в  работах другого английского  философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
         Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе  законов».
         Большое влияние на развитие  политической теории и политической  практики оказали работы французского  философа Шарля Луи Монтескье  (1689—1755). В них получает обоснование  впервые сформулированная Дж. Локком  теория разделения властей, смысл  которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая  свобода.  Законы  должны  быть  естественными  и  позитивными;  они  должны соответствовать природе и форме правления, географическим  факторам,  образу жизни населения, традициями и т.п. Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства –  конституционная монархия.  А  вообще,  оптимальная  форма  правления  зависит  от   размеров территории государства: для небольших – республика, для средних –  монархия, для больших – деспотия.
         Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об  общественном договоре».
         Естественно состояние – ни  рабов, ни господ. Так как люди  передают  власть, свои права на  основе договора, то  суверенитет   власти  принадлежит  народу, следовательно,  идеальная форма государственного  устройства  –  демократия.
         Для эффективного ее осуществления необходимы социальное  равенство (частная собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство  и прямая форма демократии.
          Руссо считал, что волю отчуждать  нельзя, следовательно, она  не  может  быть представлена. Значит, представительная власть – это  рабство.  Демократия  и свобода существуют только там, где законодателем является сам народ. 
 
 

3. Политическая мысль античности.
 Главные  произведения  Платона: «Государство»,  «Политик»,  «Законы», написаны в форме диалогов.Справедливый  человек нисколько не  отличается  от   справедливого государства, а, напротив, схож с ним.  Трем  началам человеческой  души  – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в госу-дарстве три сословия: правителей, воинов и производителей.Справедливость состоит в том,  чтобы  каждое  начало  занималось  своим делом и не вмешивалось в  чужие  дела.  Кроме  того,  справедливость  требует соподчиненности этих начал  во  имя  целого. Способ-ности  рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воину)  –  быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба  этих  начала  управляют началом  вожделеющим  (ремесленни-ками, земледельцами) которое «по своей природе жаждет богатства». Вся  жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства  и  коллективизма. В сослови-ях правителей и воинов не должно быть частной собственности (т.к. не должно быть конкуренции).      Женщины в  идеальном  государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи  в  обычном  смысле  для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Платон – против  край-ностей  богатства  и  бедности,  он за  умеренность, за средний достаток.
      Идеальное  государство Платона – справедливое  правление  лучших.  Этот тип  с  государственного  устройства  можно  назвать  двояко:   если   среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление  будет  царской  властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.Идеальному  (аристократическому)  государственному  устройству  Платон противопоставляет четыре других:
    1) Тимократия - власть честолюбцев, как правило  принадлежащих к классу военных.2) Олигархия – правление одного  круга богатых людей. 
    3)  Демократия  – уравнивает равных и неравных.4)  Демократия  опьяняет  свободой  и  из  нее вырастает ее продолжение и противоположность  –  тира-ния.  Дальнейшее развитие политологии в Древней  Греции  продолжал  АристотельГлавные работы:  «Политика»,  «Этика»,  «Афинская  полития». Именно Аристотель ввел термин «полити-ка».  Согласно  учению  Аристотеля,  государство  –  это   продукт   естественного развития, высшая форма общения людей. Низшие формы, по его мнению, –  семья, община.Так же  как  Платон, Аристотель  делит формы  государства  на:  правильные и неправильные.  При правильных правители заботятся об общей пользе, при неправильных – о  личном благе.  Правильные: монархия, аристократия,  республика.Неправильные: тирания, олигархия, охлократия.
        Идеальная форма – политика, где правит большинство в интересах общей пользы. Здесь доминирует средний элемент, то есть не  только  средний класс,  но  и умеренность во всем.
        Аристотель предлагал следующую  модель государства:
        1) население должно быть достаточным и  легко  обозримым,  доступным  для контроля;2) территория должна быть для  удовлетворения умеренных потребностей;
        3) население делится на граждан  и рабов. Граждане занимаются  военными, судебными,   законода-тельными  делами, а сельское  хозяйство  и промышленное производство – удел рабов;
       4) земля делится на 2 части. Одна  находится в общем пользовании;  другая – в частном владении (рас-пределяется по жребию).
4. Политическая мысль  нового времени.
Новое время в  Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.Политическую  мысль  этого  периода  можно  разделить  на следующие  идеи:   теория общественного договора (Гоббс), теория естественного  права  (Локк),  теория разделения властей (Монтескье), об   этапах   общественного   неравенства,   об общественном договорном и народном суверенитете (Жан Жак Руссо).Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское  начало  учения  о  гражданине», «Левиафан». На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная  революция.   Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. После  возникновения  государства  люди  не имели возможности изменить форму правления. Идеальная форма государства – монархия, в  которой  правитель  действует  на основе закона.       Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая  свобода.  Законы  должны  быть  естественными и позитивными;  они должны соответствовать природе и форме правления, географическим  факторам,  образу жизни населения, традициями и т.п. Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная монархия.  А  вообще,  оптимальная  форма  правления  зависит  от   размеров территории государства: для небольших – республика, для средних –  монархия, для больших – деспотия.Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре».  Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди  передают  власть, свои права на основе договора, то  суверенитет  власти  принадлежит  народу, следовательно, идеальная форма государственного  устройства  –  демократия. Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство  и прямая форма демократии.Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не  может быть представлена. Значит, представительная власть – это рабство.  Демократия  и свобода существуют только там, где законодателем является сам народ. 
 
 
 
 
 
 

6. Мировые политические школы.
США (Алмонд, Верба). Обретая современный облик, американская школа политологии прошла ряд  этапов:
1 период (кон. XIX в.  до Первой мировой войны) характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания.
2 период (между двумя  мировыми войнами) характеризуется  противодействием двух основных  направлений в американской политологии:  сциентического и антисциентического. Первое направление (Мерриам и Манро) базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни. Второе направление (Бирд) критиковало сциентизм.
3 период: исследование  традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.
Германия. Для немецкой политической школы характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в трех основных направлениях:
1) Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Хабермас, Фромм).
2) Направление на  изучение и анализ социальной  природы тоталитаризма (Арендж, Поппер)
3) Направление на  изучение социальных конфликтов  в обществе, специфики их проявления (Дарендорф).
Франция во многом определяет развитие политологии на Западе.  Политическая наука в этой стране сравнительно молода, она прошла два  этапа:
1 Этап - начинается  с конца XIX века и завершается  Второй мировой войной
2 Этап - Охватывает  послевоенный период и продолжается до сих пор.
 Главное место  занимает исследование политических  процессов в рамках конституционного  права. 
В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Бюрдо, Арона, Дюверже  и др.)  в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. Акцентирование внимания на:
? Исследование классов и социальных групп.
? Изучение социальной сущности власти.
? Исследование стратегий политических партий и движений.
? Развитие в политике прикладных отраслей политического знания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Политическая мысль России (19-20 века)
В политической жизни  России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические
идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие  на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление  идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального  общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).
Характерные черты  народнической идеологии:
— критическое отношение  не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;
— идея общинного  социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства  осуществляется минуя капитализм, посредством  использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;
— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;
— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу  служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.
В русской религиозной  философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты  идеи соборности:
— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно  возможных и естественных оснований  общественной жизни и ее политической организации;
— государство рассматривается  как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;
— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм  и антилиберализм”, т.е. невозможность  сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.
Крупнейший последователь  К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.
Он подчеркивал  значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными  революционерами для его превращения  в решающую силу политической борьбы.
Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный  взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”). 
 

7. Власть, как социальное  явление. Концепции   власти.
Власть – способность  и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и пове-дение  людей с помощью каких-либо средств (воля, авторитет, право, насилие и  т.д.).
Мотивы подчинения людей:
1. Заинтересованность  в достижении цели;
2. Убежденность в необходимости выполнения задачи;
3. Авторитет властвующего;
4. Чувство страха.
Морис Дюверже: три  исторических формы власти:
       1.Анонимная власть – распыленная  среди членов примитивного общества (догосударственная власть)
       2.Индивидуализированная власть – возникла с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельность.
      3. Институализированная  власть – современная.
Современные политологи выделяют четвертую форму власти:
       4. Надгосударственная власть –  представлена законодательными. (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами.
Основные подходы  к решению вопроса о политической власти.
       1) Телеологическая концепция –  одна из наиболее ранних. Она  исходит  из божественного  объясне-ния природы власти. Согласно ей  всякая  власть происходит от Бога, а все  монархи,  осуществляющие  власть,  -  это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю.
       2) Психоаналитические концепции  власти. Существует  много психоаналитических концепций. Уче-ние Фрейда: власть, как сублимация подавленных сексуальных влечений. Сублимация – термин психоана-лиза, обозначает переход низших форм энергии в высшие. Адлер исходил из того, что человек не приспо-соблен, он уступает другим животным. Он есть существо неполноценное. И если бы у него не было бы стремления к власти он бы не выжил.  Власть – компенсаторный механизм, с помощью которого человек компенсирует свою неполноценность. Власть – врожденное свойство человека.
       3) Неофрейдизская -  наличие двух психологических типов  (управляющие и управляемые).  Власть - особого рода отношения между управляющими и управляемыми.  Индивид подчиняется силам, находя-щимся вне его сознания.
        4) Бихевиоризм – возник на  основе синтеза идей Ницше  и Фрейда. Представители данного методоло-гического направления рассматривают власть как особый тип поведения, основанный на возможности из-менения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное». Политиче-ский процесс в соответствии таким подходом рассматривается как столкновение индивидуальных стрем-лений к власти, в котором побеждает сильнейший.
        5) Системный подход - власть выступает  как безличное свойство, неотъемлемый  атрибут политиче-ской системы,  как социальные отношения, а не биологические свойства индивида. Власть – свойство ста-тусов, которые наделяются ресурсами, что бы руководить деятельностью людей. Основное назначение власти видится в авторитарном распределении ценностей и принятии решений. Способность субъекта  действовать, ставить условия.
        6) Марксистский подход - власть, как  социальный феномен, а не биологический.  Власть в обществе связана  с монополией на определенные  диффицитные ресурсы. Власть - это  способность оказывать влия-ние  на людей с помощью авторитета, это право распоряжаться кем-либо и чем-либо.
         7) Инструменталистский подход –  сторонники этого подхода исследуют  власть как возможность использования  определенных средств, в частности  насилия и принуждения.8) Реляционистские   концепции  (представитель – Ронг) -  власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду или группе изменять поведение другого индивида или группы.
         9) Конфликтологические  теории -  рассматривают власть как возможность  принятия решений, ре-гулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.
        Наиболее общее определение - определение М.Вебера, который определял  власть, как возможность того, что  одно лицо внутри  социального   отношения  будет  в  состоянии  осуществлять свою волю, не-смотря на сопротивление и независимо от  того,  на  чем такая возможность основана. 
 
 
 
 
 

8. Функции власти  и принципы ее  осуществления. Типология  власти и ее  легитимность.Функции  политической власти:
       1) Согласование интересов различных  социальных слоев для достижения общего согласия.2) Принуждение к выполнению определенных социальных норм. 3) Нормативная (создание единого нормативного пространства). 4) Арбитражная (урегулирование социальных конфликтов).5) Функция защиты по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
       Основой механизма осуществления  государственной власти является  принцип разделения властей на  законодательную,  исполнительную  и судебную власть государства.Основными  видами являются политическая  власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.
        В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер  Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство и  легитимность Существует два элемента политической власти: принуждение и убеждение (при отсутствии убеждения - появляется господство)
        Политическое господство представляет  собой форму организации власти  в обществе. Это, по определению  М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
         Политическое господство предполагает  наличие трех условий: 
    1) появление  у власти устойчивых институтов, которые одним дают право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывают повиноваться.
   2) структуризация  власти, четкое распределение полномочий  и компетенций между различными  институтами власти;
   3) консолидация  власти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов.
          Власть может быть и без  насилия, т.е. добровольное подчинение. Это и получило название легитимности  власти (убеждение населения в  правомочности и законности власти).В  науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. В зависимости от мотивов подчинения  он  выделил три типа легитимности:1) Традиционная -  возникла благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (вера в божественность власти).
                2) Харизматическая - основана на  вере в выдающиеся способности  политического лидера 9не системе).   3) Рационально – легальная –  основывается на убеждении населения  в законности избрания  власти, опирается на рациональные, признаваемые им законы (для демократических государств).
          В реальности существуют смешанные  типы легитимности.
          Признаки падения легитимности  власти:
          1) Рост принуждения со стороны  власти
          2) Запрет на политическую оппозицию и оппозиционную прессу.
          3) Ограничение прав и свобод
          4) Рост коррумпированности власти
          5) Низкая экономическая эффективность
          6) Революции, восстания
9. Понятие политической  системы и ее  структура. 

         Термин «политическая система»  стал широко применяться в  политологии, начиная с середины  ХХ века. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества. Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном.
Д. Истон рассматривает  политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы, использовав понятия «вход» и «выход».
На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.
         Политическая  система  -   это   совокупность  политических  институтов, общественных структур, а также  их  взаимодействий,  в  которых  реализуется политическая  власть  и   осуществляется   политическое   влияние.   Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и  позволяет представить политику как целостное явление.
Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление.  Она состоит из взаимосвязанных друг  с другом  элементов (подсистем).  Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы:
1. Институциональная  подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
2. Нормативная подсистема  включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие  и определяющие политическую  жизнь общества.
3. Функциональная  подсистема представляет собой  совокупность методов и способов  осуществления власти.
4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
5. Идеологическая  подсистема – это совокупность  различных по своему содержанию  политических идей, представлений  субъектов политики.
6.Культурная подсистема  – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности. 

10. Функции и типология политической системы.
Одна из наиболее дискуссионных проблем темы - типология  политических систем. В современном  мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных  критериев предлагаются разные классификации.
    По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют (Типология К. Поппера):
                  1. Открытые (активно обмениваются  ресурсами с внешним миром)
                  2. Закрытые (характеризуются ограниченными  контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.
      Г.  Алмонд в соответствии с доминирующим  типом политической культуры  выделил: 
                   1. Англо-американскую (устойчивость, стабильность)
                   2. Континентально-европейскую (фрагментальность (раздробленность)
                   3. Доиндустриальную и частично  индустриальную (закрытый тип политической  культуры, частые захваты власти, насилие)
                   4. Тоталитарную (подданническая политическая  культура, ценности и образцы  задаются государством).
      Функции  политической системы:
1. определение целей,  задач, путей развития общества;2. организация деятельности общества  по выполнению принятых целей  и программ;3. распределение материальных  и духовных ценностей;4. согласование  разнообразных интересов государства и социальных общностей;5. разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;6. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;7. формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;8. контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Выделяют несколько  оснований для классификации:
        1. по типу формации и характеру  социально-экономической структуры (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая политические системы);  2. по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная политические системы);3. по социальной основе (военная, гражданская, национально-демократическая политические системы);
        4. по уровню развитости гражданского  общества (традиционные, модернизированные  политические системы);
11. Государство как  политический институт: происхождение, признаки, функции. 

       Центральным институтом политической системы  является  государство.
   Четкое  разграничение   государства  и  общества  было   обосновано   в теориях   государства  Гоббсом,  Локком,  Руссо  и другими представителями   либерализма.  В  них  эти   понятия  разделяются  не только  содержательно,  но  и  исторически,  поскольку   утверждается,   что существовавшие  первоначально  в  свободном  и  неорганизованном   состоянии индивиды  в  результате  хозяйственного  и  иного   взаимодействия   вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности  и естественных прав  договорным  путем создали специальный   орган   -   государство.   В современной науке государство в узком смысле  понимания как организация, система   учреждений,   обладающие   верховной   властью   на   определенной территории. Оно существует наряду  с  другими  политическими  организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
       Признаками государства, отличающими  его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
     1) деление  населения по территориальному  принципу, что порождает такой  институт, как гражданство (подданство);
     2) наличие  особой публичной власти, отделенной  от общества;
     3) наличие  специального слоя, разряда людей,  профессионально занятых управлением (бюрократия);
     4) налоги, предназначенные для обеспечения  осуществления государством своих  функций;
     5) государственные  атрибуты (гимн, герб, флаг).   
     6) суверенитет  (т. е. полновластие государства  внутри страны и его независимость на международной арене);
     7) правотворчество  (только государство может издавать  нормативно-правовые акты, обязательные  для исполнения всем населением  страны);
    8) монополия  на легальное применение насилия.
   
     Функциями  государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.
     По  объекту воздействия функции  государства могут быть разделены  на:
      1) Внутренние.
      К внутренним относятся:
      а)  политическая  (связана с  поддержанием  политического  господства);
      б)  правовая (устанавливает правовые  нормы  и  принимает  законы,  регулирующие  общественные  отношения,  поведение граждан); 
      в)  экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),
      г)  социальные (организация системы  социального обеспечения),
      д)  социальная (удовлетворение  людей   в  работе,  жилье,  поддержании  здоровья, осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов,  молодежи и т.д.);
      е)  организаторская (использовании   совокупности организационных рычагов  для осуществления  властных  полномочий);
      ж)  культурные (формирование условий  для удовлетворения духовных  потребностей населения),
      з)  охранительные (поддержание стабильности  существующих общественных отношений,  охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка).
      2) Внешние. 
      Внешние  функции государства связаны  с защитой границ, территории  страны (оборонная), вмешательством в дела других  государств  (военно-агрессивная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений  (дипломатическая),  а также  осуществлением  внешней  торговли,   участием   в   союзах,   блоках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Форма государства.
       Выделяют три основных элемента  в форме государства: 
        1. Форму правления.2. Форму территориального (государственного) устройства.
        3. Политический (государственный) режим.
       Форма правления  - это способ  формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
        Основные формы государственного  управления и государственно-территориального  устройства стран:
     1. Монархии  — государства, где власть  принадлежит одному человеку  и передается по наследству:  а) абсолютные монархии — власть  монарха ничем не ограничена
    б) теократические  монархии — глава государства  является одновременно его религиозной  главойв) конституционные (парламентские) монархии — власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.).
       Конституционные монархии:
             1) Дуалистическая монархия (монарх  наделён исполнительной и частично законодательной властью) - за-конодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными,    исполнительная власть при-надлежит монарху, законы принимаются парламентом, но монарх пользуется правом абсолютного вето.
            2) Парламентарная монархия (монарх при данной форме правления "царствует,  но не правит") – форма правления, в которой власть монарха ограничена во всех сферах государственной сласти.
    2.Республики  — государства, где законодательная  власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается:
      а)  президентские республики — президент  имеет большие полномочия, возглавляет  правительство
      б)  парламентарная республика —  правительство возглавляет премьер-министр,  президент обладает меньшими  полномочиями, чем в президентской  республике.
      в)  смешанная (полупрезидентская) отличается  двойной ответственностью правительства  – перед президентом и парламентом.
      Большинство  государств в мире — республики. Форма государственного правления  не определяет уровень эко-номического  развития страны.
        Форму территориального (государственного) устройства.
      Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.   
      1. Унитарные  — административно-территориальные  единицы подчиняются непосредственно  центральному правительству. Большинство стран в мире — унитарные. Политически однородно, с единой конституцией и право-вой системой.
      2. Федеративные  — наряду с федеральными законами  и органами власти существуют  другие государственные образования  (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономиче-скую самостоятельность.
      3. Конфедерация (объединившиеся государства, сохраняя  суверенитет полностью и значительную  независи-мость, передают часть  своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых дейст-вий.) – единая таможня, единое экономическое пространство.
      Политический  режим   означает  совокупность  приемов,  методов,  форм,
способов  осуществления  политической  государственной  власти  в  обществе, характеризует степень политиче-ской свободы, правовое  положение  личности  в обществе и определенный тип  политической системы, сущест-вующей в стране.
Политические режимы делятся на:
     1. Демократические  режимы  а) Демократический режим  (демократия) -  такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ б) Либерализм - характеры: равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм.
     2. Недемократические  режимы:
               а) Авторитарный режим - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контроли-руется народом, более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми пра-вами и свободами, хотя они и провозглашаются.
               б) Тоталитарный режим - государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Характери-зуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на нацио-налистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.
             в) Деспотический режим - деспотический  режим характеризуется полным  бесправием подданных, жесто-ким  подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монар-хии. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.
       Анархия - анархию можно определить  как отсутствие политического  режима, безвластие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Понятие и сущность  политического режима. 

      Политический  режим   означает  совокупность  приемов,  методов,  форм, способов  осуществления  политической  государственной  власти  в   обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое  положение  личности  в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.
      Согласно  одной точке зрения понятия  “политический режим” и “государственный  режим” можно расценивать как  тождественные.
       Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
        Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика  политической системы. Категории  “политический режим” и “политическая  система” тесно связаны между  собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
        Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
         Политический режим является  одним из важнейших составных  формы государства. Теоретики  государства и права выделяют  политических режимов несколько  видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.
          В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и   других  институтов  политической  системы.  Именно через политический  режим государство оказывает воздействие на общество.   Но и  сам  политический  режим   по   отношению   к   формам   функционирования государственной власти обладает  самостоятельностью.  С  его  помощью  можно определить   различные   периоды   жизнедеятельности   основных   институтов политической системы  общества.
         Политический режим каждой страны  не  только  влияет  на  политическое  развитие  общества,  на  его   социально-классовую   ситуацию,   но   и   сам определяется   прежде   всего    социальной    сущностью    соответствующего государства.  В  рабовладельческом  обществе   политический   режим   любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и  рабов, что определяло их статус  в  политической  системе  и  отношения  к  ним  со стороны государственной власти; при феодализме  тот  же  статус  вытекал  из крепостнических,   внешнеэкономических   отношений;  в  условиях  демократии политический режим обуславливается фактом  признания  равенства  всех  людей перед законом при одновременном признании  из  неравенства  по  отношению  к собственности;  в  социалистическом  обществе  конституировалось  формальное равенство всех  его  членов  не  только  в  политической,  но  и  социально экономической и духовной сферах. 
 
 
 
 
 
 
 

14. Типология политических  режимов. 

      Политический  режим   означает  совокупность  приемов,  методов,  форм, способов  осуществления  политической  государственной  власти  в   обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое  положение  личности  в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.
Политические режимы делятся на:
     1. Демократические  режимы 
      а)  Демократический режим (демократия) -  такая организация государства,  при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Характерны: политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, местное самоуправление, различные формы собственности, рыночные отношения.
      б) Либерализм - характеры: равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм; отстаивание прав и свобод, поддержка принципов народовластия, конституционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка.
     2. Недемократические  режимы:
      а) Авторитарный режим - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.
       б) Тоталитарный режим - тоталитаризм  является всеохватывающей властью,  государство вмешивается во все  сферы жизни человека и общества. Характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.
      в)  Деспотический режим - деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.
       
          Анархия - анархию можно определить  как отсутствие политического  режима, безвластие. Такое состояние  возможно, как правило, в течение  непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. Гражданское общество: сущность, структура,  условия формирования. 

     Гражданское  общество - система самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и отношений,  в задачи которых входит обеспечение  условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.
      Интересы  и потребности людей выражаются  и осуществляются через такие  институты гражданского общества, как семья, церковь, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д., трудовые коллективы, социальные слои и т.д.
     Гражданское  общество  существует,  не  имея  единого  организационного центра. Составляющие  гражданское  общество  общественные   организации   и объединения  возникают  спонтанно.  Без  какого-либо   участия   государства гражданское   общество   превращается   в   мощную   самоорганизующуюся    и саморегулирующуюся сферу общественной жизни.
      В  центре гражданского общества находится индивид. Ведь общество - это, прежде всего союз личностей, без них оно лишено всякого смысла.
        Среди функций, характеризующих  гражданское общество, можно выделить  следующие: 
           1. Продуцирование (производство) норм  и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
           2. Образование среды, в которой  формируется социальный индивид; 
           3. Защита интересов каждого человека,
           4. Развития личности на экономической  основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
           5. Самоуправления во всех сферах  и на всех уровнях общественной  жизни. 
       
Гражданское общество структурно  представлено  своими  организациями  и объединениями  во всех общественных сферах. Наибольшая  их  часть  приходится на:
               1. Экономическую. 
        В  экономической   сфере   функционирует   широкая   сеть   организаций гражданского   общества,   образованных   негосударственными   предприятиями (промышленными, торговыми,  финансовыми и другими).
               2. Социально-политическую.
        Социально  -  политическая  сфера   гражданского   общества   включает:
       а) общественно  -  политические  организации  и   движения;  
       б) различные   формы общественной   активности   граждан   (митинги,   собрания,    демонстрации, забастовки);
       в) органы общественного самоуправления  по месту жительства  или   в трудовых коллективах; негосударственные  средства массовой информации.
              3. Духовную сферы.
        Духовная сфера гражданского  общества призвана обеспечить  свободу мысли, слова, высказать    свое    мнение. Она непосредственно  связана с образом жизни людей,  их  нравственностью,  научным  творчеством, духовным совершенствованием. 

Условия формирования гражданского общества:
1. Плюрализм (свобода  слова и пр.);
2. Подчинение законам;
3. Децентрализация  власти (исполнительной, законодательной,  судебной);
4. Самоуправление;
5. Консенсус общественных  отношений;
6. Высокая толерантность  (снисходительность, терпимость) к чужому мнению. 

16. Человек, как первичный  субъект политики. 

       Первичным субъектом политики  является личность (индивид).  Как   отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и  к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим  началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
       1) личность как индивидуальные психо-физиологические  (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;
      2) личность  как представитель группы: статусной,  профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;
      3) личность  как относительно самостоятельный,  активный участник политической  и общественной жизни, обладающий  разумом и свободой воли, не  только общечеловеческими, но и  уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.
      
Субъекты политики. 

     1. Субъект  политики – человек, группа, которая  участвует в политике.
     2. субъекты  политических решений - лидеры (личности).
     3. субъекты  политических действий - группы (элиты).
     4. субъекты  политических интересов - массы.
       Личность является субъектом  политики особого рода в силу  того, что ее статус не является  таким же, как у других субъектов политики (больших и малых социальных групп, выражающих интересы их организаций).
      Личность  – первичное действующее лицо  в политике. Его действия зависят  от многих факторов и условий:
     1. Уровень  развития общества;
     2. Состояние  политической культуры общества;
     3. Степень  развития политического сознания  самого человека, его политического  опыта;
     4. Настроениия,  эмоции, преобладающие в массах.
        Важным фактором политического  участия являются личные мотивы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Понятие, функции и типология политического лидерства. 

        Политический лидер – лицо, способное  воздействовать на других членов  политического сообщества с целью  интеграции (объединения) их действий  и реализации их общезначимых  интересов, человек, который способен объединить, организовать и направлять действия политических групп.
        С понятием “политический лидер”  связано понятие “политическое  лидерство”. Одни исследователи  определяют политическое лидерство  - как " влияние ", другие –  как "управление", третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерами только " новаторов ", тех, кто " ведет вперед ",  но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер, сочетает в себе все эти качества. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.
       Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное.
        1. Традиционное лидерство - авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.     
        2. Рационально-легальное -  характеризуется  верой в правомерность порядка  избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.     
        3.  Харизматическое - основанное   на   вере  в исключительные, выдающиеся качества вождя, на  культе  его  личности.  Подобный  лидер  подчас магической силой.
        В соответствии с используемыми  лидером методами управления  выделяют авторитарное и демократическое  лидерство. 
      Авторитарный - держится на авторитете того  лица, который держит  власть в  своих руках (характеризуется  жесткостью,  требованием беспрекословного их выполнения, угроза наказания).
      Демократический  - уважительно относится к интересам  и мнениям людей, открыт для  критики (не   концентрирует  ответственность, а старается  распределить ее среди  членов  группы,  создает атмосферу сотрудничества).
   В зависимости  от характера цели и воздействия,  оказываемого лидером на общество, выделяют три типа политических  лидеров:
                1) консерваторы (ориентируются на  сохранении общества в неизменном  виде),
                2) реформаторы (стремятся к преобразованию  общества посредством реформ, затрагивающих  и политическую систему)
                3) революционеры (ставят целью  переход к принципиально новой  общественной системе).
    По способу  осуществления власти:
                1) Лидер – знаменосец (характеризуется  собственным видением действительности, способностью увлечь массы).
                2)Лидер – марионетка (является  выразителем интересов своих  последователей.).
                3) Лидер – торговец (характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, “продать” её.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.